(с изменениями на 19 июня 2019 года)
(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 27.12.2006 419-З N 855-III, от 02.04.2014 1292-З N 139-V, от 30.01.2019 2099-З N 109-VI, от 19.06.2019 2160-З N 231-VI, с изм., внесенными решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 07.06.2006 N 3-30/06)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 27.01.2005 З N 420-III
Настоящий закон устанавливает правовые, экономические, финансовые основы административно-территориальных образований в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), наделяемых статусом "национальный", порядок их формирования и организации, а также полномочия и взаимодействие органов местного самоуправления.
(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI, от 19.06.2019 2160-З N 231-VI)
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
1) национальный улус (район) - административно-территориальное образование в составе Республики Саха (Якутия), наделенное статусом "национальный" с целью защиты и сохранения среды обитания и права на традиционное природопользование, национальные промыслы и ремесла, возрождения национальной культуры и языка, удовлетворения духовных запросов и создания условий социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (эвенов, эвенков, долган, юкагиров, чукчей) в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)
2) национальный кочевой совет - административно-территориальное образование в составе улуса (района), наслега, созданное волеизъявлением граждан, входящих в состав кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера на территориях традиционного природопользования, переданных во владение государством в целях обеспечения взаимодействия общин с государственной властью и их полномочными представителями на местах, сохранения и развития традиционного уклада жизни, и наделенное статусом "национальный";
3) мононормы - правила поведения, обусловленные обычаями и традициями этнической общности, подлежащие неукоснительному исполнению и моральному воздействию в случае их нарушения.
Правовая основа статуса национального административно-территориального образования устанавливается федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия) на основе Конституции Российской Федерации и Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Настоящий закон действует в пределах Республики Саха (Якутия) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)
1. Целями настоящего закона являются:
1) обеспечение конституционного права граждан на этническую принадлежность, самобытные языки и культуру;
2) защита мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)
3) реализация свободы выбора форм управлений в соответствии с мононормами и обеспечение органического сочетания этнических особенностей самоуправления коренных малочисленных народов Севера с государственной системой власти Республики Саха (Якутия).
2. Основными задачами настоящего закона являются:
1) выравнивание уровня жизни и социально-экономического развития населения, проживающего на территории национального административно-территориального образования;
2) обеспечение национального культурного и духовного возрождения коренных малочисленных народов Севера;
3) сохранение исконной среды обитания и традиционных видов хозяйственной деятельности, обуславливающих самобытный образ и уклад жизни, этнические особенности коренного населения улуса (района), наслега;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)
4) создание необходимых условий для развития сферы трудовой занятости населения без ущерба для окружающей среды и ее экологической безопасности.
Основными принципами образования национального улуса (района), наслега являются:
1) особый статус национального улуса (района), наслега, соответствующий задачам национального и социально-экономического возрождения и развития коренных малочисленных народов Севера;
2) добровольное волеизъявление граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего национального административно-территориального образования;
3) равноправие граждан, проживающих на территориях национальных административно-территориальных образований; недопущение какого бы ни было прямого или косвенного ограничения прав и свобод граждан, определенных Конституцией Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия);
4) законность;
5) подконтрольность и подотчетность населению;
6) гласность и учет общественного мнения, прямое участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений по вопросам общественной жизни;
7) сочетание общественной инициативы с государственной политикой и поддержкой.
1. Основанием для наделения административно-территориального образования статусом "национальный" является добровольное волеизъявление граждан, постоянно проживающих на данной территории, выраженное в форме местного референдума либо схода (собрания) граждан, обладающих активным избирательным правом.
2. Наделение административно-территориального образования статусом "национальный", определение его границ осуществляются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Правительством Республики Саха (Якутия) следующих документов:
1) итогового документа местного референдума либо схода (собрания) граждан, принятого двумя третями голосов участников проведенного референдума или схода (собрания);
2) карты и описания границ территории с учетом естественных и исторических рубежей, основанных на этнографических материалах, согласованных с приграничными административно-территориальными образованиями;
3) решения представительного органа муниципального района;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 19.06.2019 2160-З N 231-VI)
4) представления Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия);
5) решения Правительства Республики Саха (Якутия).
3. Изменение границ национального административно-территориального образования, передача населенных пунктов другому административно-территориальному образованию, а также его переименование, преобразование и упразднение осуществляются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с учетом волеизъявления граждан, постоянно проживающих на данной территории.
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 27.12.2006 419-З N 855-III)
4. Наделение административно-территориального образования статусом "национальный" в пределах Республики Саха (Якутия) может быть в случае, если национальные группы коренных малочисленных народов, проживающие на этой территории, составляют не менее 30 процентов от числа населения соответствующей местности, и при добровольном согласии граждан, выраженном большинством голосов участников проведенного референдума или схода (собрания).
5. Национальное административно-территориальное образование в составе Республики Саха (Якутия) имеет свою символику (эмблему, вымпел) в порядке, установленном его уставом.
6. Наименование государственных предприятий, учреждений на территории национального административно-территориального образования оформляется на государственных языках Республики Саха (Якутия) и на языке народа, определенном населением на референдуме или сходе (собрании).
Органы местного самоуправления национального улуса (района), наслега на своей территории имеют право:
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1292-З N 139-V)
1) владеть землей, водоемами, животным и растительным миром в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земли, недр, водоемов, животного и растительного мира;