ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 декабря 2001 года N 578
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(постановлением Правительства РМ от 20.12.2010 г. N 493 признано утратившим силу)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. N 224 "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" и в целях повышения качества образования и воспитания, создания условий для формирования здорового образа жизни обучающихся Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Принять предложение Министерства образования Республики Мордовия, согласованное с администрациями муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, Чамзинского района и г. Саранска, о проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, устанавливающего в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:
I ступень (начальное общее образование) - 4 года;
II ступень (основное общее образование) - 5 - 6 лет;
III ступень (среднее (полное) общее образование) - 2 года.
2. Утвердить прилагаемые:
Положение о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в Республике Мордовия;
список учреждений общего образования республики, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования;
план мероприятий по подготовке и проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия.
3. Министерству образования Республики Мордовия:
осуществить организационное и научно - методическое обеспечение проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования;
ежегодно, по окончании учебного года, представлять в Правительство Республики Мордовия доклад о ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
4. Установить, что финансовые расходы по проведению эксперимента осуществляются за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия по разделу "Образование" при долевом участии федерального (по согласованию) и местных бюджетов.
5. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, Чамзинского района и г. Саранска ежегодно предусматривать в местных бюджетах финансирование мероприятий по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и обеспечить создание соответствующих условий для участия общеобразовательных учреждений в эксперименте.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел науки и новых технологий Аппарата Правительства Республики Мордовия.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 5 декабря 2001 г. N 578
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения в Республике Мордовия эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования (далее - эксперимент), осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 224.
2. Положение распространяется на аккредитованные общеобразовательные учреждения, участвующие в эксперименте.
3. Устанавливаются следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:
I ступень (начальное общее образование) - 4 года;
II ступень (основное общее образование) - 5 - 6 лет;
III ступень (среднее (полное) общее образование) - 2 года.
4. В ходе эксперимента апробируются варианты экспериментального базисного учебного плана, новые программы, учебники, методические пособия для учителей, современные подходы к оценке качества подготовки обучающихся, формы общеобразовательного процесса, современные здоровьесберегающие педагогические технологии.
5. Эксперимент осуществляется поэтапно в сроки, установленные Министерством образования Российской Федерации:
2001 - 2002 учебный год - вступают в эксперимент 1 класс (I
ступень общего образования), 10 класс
(III ступень);
2002 - 2003 учебный год - вступают в эксперимент 2 класс (I
ступень), 5, 7 классы (II ступень), 11
класс (III ступень), продолжается
эксперимент в 1, 10 классах;
2003 - 2004 учебный год - вступают в эксперимент 3 класс (I
ступень), 6, 8 классы (II ступень),
продолжается эксперимент в 1 - 2, 5, 7,
10 - 11 классах;
2004 - 2005 учебный год - вступает в эксперимент 4 класс (I
ступень), 9 класс (II ступень),
продолжается эксперимент в 1 - 3,
5 - 8, 10 - 11 классах;
2005 - 2006 учебный год - вступает в эксперимент 10 класс (II
ступень), производится перенумерация
классов III ступени общего образования:
10-й класс становится 11-ым, 11-ый -
12-ым;
2006 - 2007, 2007 - 2008 - осуществляется профильное обучение в
учебные годы 11 - 12 классах (III ступень) с
обучающимися, завершившими 10-летнее
обучение на II ступени общего
образования.
6. Эксперимент организуют и проводят Министерство образования Республики Мордовия, муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные учреждения.
7. Министерство образования Республики Мордовия:
осуществляет взаимодействие с Министерством образования Российской Федерации по проведению эксперимента, назначает координатора эксперимента в республике;
создает нормативную документацию в республике по проведению эксперимента;
разрабатывает план мероприятий по подготовке и проведению эксперимента;
определяет количество и состав образовательных учреждений, участвующих в эксперименте по согласованию с муниципальными органами управления образованием и осуществляет координацию работ по проведению эксперимента в общеобразовательных учреждениях;
создает базу данных по численности учащихся в разрезе классов и по количеству педагогов, участвующих в эксперименте, по учебникам для обучающихся и методической литературе для педагогических работников;
обеспечивает обучающихся и педагогических работников, участвующих в эксперименте, учебниками и методической литературой, приобретенными за счет средств федерального бюджета (по согласованию);
определяет порядок проведения эксперимента в части национально - регионального компонента;
проводит курсы повышения квалификации педагогов по мере их вступления в эксперимент;
организует на базе Мордовского республиканского института повышения квалификации работников образования (далее - МРИПКРО) постоянно действующий семинар для учителей и руководителей экспериментальных школ и кураторов на местах;
проводит подготовку персонала для проведения и обработки результатов эксперимента;
создает службу мониторинга в рамках эксперимента на базе МРИПКРО;
осуществляет подготовку материала к докладу о ходе эксперимента в Правительство Республики Мордовия и Министерство образования Российской Федерации;
издает аналитические материалы по итогам эксперимента;
осуществляет расчеты финансового обеспечения эксперимента.
8. Муниципальные органы управления образованием:
обеспечивают проведение эксперимента в указанных общеобразовательных учреждениях;
определяют комплекс мероприятий, направленных на поддержку общеобразовательных учреждений и педагогических работников, участвующих в эксперименте;
оказывают методическую помощь руководителям и педагогам экспериментальных школ в выборе учебных планов, программ и учебников в соответствии с федеральным списком учебников;
осуществляют мониторинг в рамках проводимого эксперимента;
включают основные мероприятия по проведению эксперимента в программы развития муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г. Саранска, участвующих в эксперименте;
обсуждают итоги эксперимента на августовских педагогических мероприятиях;
осуществляют расчет финансового обеспечения эксперимента на уровне района (города);
устанавливают надбавки и доплаты (до 15%) к должностным окладам руководителей общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте;
представляют отчеты о ходе эксперимента в Министерство образования Республики Мордовия.
9. Руководители общеобразовательных учреждений:
создают необходимые условия для проведения эксперимента, повышения квалификации педагогических работников, участвующих в эксперименте;
организуют образовательный процесс и методическую работу с учетом проведения эксперимента, обеспечивают педагогам возможности для выбора вариантов базисного учебного плана;
осуществляют мониторинг результатов подготовки обучающихся, участвующих в эксперименте, представляют ежегодные отчеты о ходе эксперимента в муниципальные органы управления образованием;
устанавливают штатное расписание, распределяют надбавки и доплаты (до 15%) к должностным окладам педагогических работников учреждения за учебную нагрузку в экспериментальных классах.
10. Педагогические работники, участвующие в эксперименте:
осуществляют образовательный процесс в соответствии с новым содержанием общего образования;
повышают квалификацию в образовательных учреждениях повышения квалификации педагогических работников;
вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса в ходе эксперимента;
имеют право на получение методической помощи, свободу выбора и использования педагогических технологий, способствующих повышению качества знаний, сохранению и укреплению здоровья детей;
осуществляют необходимую научно - методическую работу, связанную с проведением эксперимента, предоставляют отчеты по эксперименту в установленном порядке.
11. Обучающиеся, участвующие в эксперименте, имеют право участвовать в работе органов школьного самоуправления и поднимать вопросы, связанные с совершенствованием образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.