Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2004 года N 351

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "РИС КАЛМЫКИИ" НА ПЕРИОД 2005-2008 ГОДЫ

Утратило силу:

Постановление Правительства Республики Калмыкия от 18.08.2008 г. N 287 НГР ru08000200800198

Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31.01.2005 г. N 18 НГР ru08000200500009

В целях повышения рентабельности производства, увеличения занятости населения, улучшения ситуации в социальной сфере Октябрьского района Правительство Республики Калмыкия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу "Рис Калмыкии" на период 2005-2008 годы.

2. Определить государственным заказчиком Комплексной программы "Рис Калмыкии" на период 2005-2008 годы Министерство сельского хозяйства и социального развития села Республики Калмыкия, Правительство Республики Калмыкия. (в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 31.01.2005 г. N 18)

3. Министерству экономики Республики Калмыкия (Бакинова Т.И.). Министерству финансов Республики Калмыкия (Иванова Л.Н.) на период реализации Комплексной программы "Рис Калмыкии" на период 2005-2008 годы предусматривать при формировании республиканского бюджета финансирование указанной Комплексной программы.

4. Министерству сельского хозяйства и социального развития села Республики Калмыкия (Демкин О.В.) направить в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предложение о финансировании за счет средств федерального бюджета мероприятий, указанных в Комплексной программе "Рис Калмыкии" на период 2005-2008 годы.

5. РГУП "Калмагролизинг" (Долдаев Б.Б.) обеспечить выделение по лизингу тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники для технического перевооружения рисовых хозяйств.

6. Рекомендовать Главе Октябрьского районного муниципального образования (Хаваев А.Б.) обеспечить выполнение мероприятий, указанных в Комплексной программе "Рис Калмыкии" на период 2005-2008 годы.

7. Министерству финансов Республики Калмыкия (Иванова Л.Н.) в 2005 году предусмотреть расходы по разделу 11 "Межбюджетные трансферты" с последующим внесением изменений в Закон Республики Калмыкия "О республиканском бюджете на 2005 год. (в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 31.01.2005 г. N 18)

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия Бакаева Э.Н. (в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 31.01.2005 г. N 18)

Первый заместитель Председателя

Правительства Республики Калмыкия Э. Бакаев

Утверждена

постановлением Правительством

Республики Калмыкия

от 25 ноября 2004 года N 351

Комплексная программа "Рис Калмыкии" на период 2005-2008 годы г. Элиста 2004 г. Содержание


1. Паспорт Комплексной программы "Рис Калмыкии" на период 2005-2008 годы.

2. Введение.

3. Современное состояние и уровень развития экономики.

4. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы.

5. Система программных направлений.

6. Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса Октябрьского района.

7. Развитие рисоводства.

8. Проведение ремонтных работ водополивной сети Октябрьского района.

9. Экологическая безопасность территории.

10. Ресурсное обеспечение Программы.

11. Механизм реализации Программы.

12. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.

Паспорт Комплексной программы "Рис Калмыкии" на период 2005-2008 годы


Наименование Программы

Комплексная Программа "Рис Калмыкии" на период 2005-2008 годы

Государственный заказчик

Министерство сельского хозяйства и социального развития Республики Калмыкия, Правительство Республики Калмыкия (в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 31.01.2005 г. N 18 )

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства и социального развития села Республики Калмыкия Администрация Октябрьского районного муниципального образования

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

стабилизация посевов риса на площади 8 тыс. га с одновременным увеличением урожайност и до 33 ц\га и валового сбора риса-сырца до 27 тыс. тонн

Сроки реализации Программы

2005-2008 годы

Исполнители основных мероприятий

Сельскохозяйственные предприятия Республики Калмыкия (в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 31.01.2005 г. N 18 )

Объемы и источники финансирования Программы, в том числе по годам реализации по источникам финансирования

2005-2008 годы - 480,6 млн.руб. федеральный бюджет* - 133,5 млн. руб. республиканский бюджет - 142,9 млн. руб. средства предприятий* - 204,2 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Производство риса в количестве 27 тысяч тонн Дополнительная занятость населения - до 150 человек (в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 31.01.2005 г. N 18 )

Система организации контроля за исполнением Программы

Отчет Министерства сельского хозяйства и социального развития села Республики Калмыкия

Уполномоченный заказчик (в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 31.01.2005 г. N 18 )

Администрация Октябрьского районного муниципального образования (в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 31.01.2005 г. N 18 )

Введение


Основным содержанием Комплексной программы "Рис Калмыкии" на период 2005-2008 годы (далее - Программа) является разработка и реализация проектов, представляющих совокупность взаимоувязанных предложений по производству и реализации риса.

Программа включает в себя проекты, которые нацелены на решение конкретных задач по достижению конечной цели - производство 27 тысяч тонн риса-сырца и создание дополнительных рабочих мест на 150 человек.

Необходимость решения данной проблемы Октябрьского района программными методами диктуется тем обстоятельством, что у товаропроизводителей отсутствуют финансовые и материальные средства, позволившие бы им самостоятельно разрешить проблему, т.е. необходимо участие и координация деятельности различных республиканских органов исполнительной власти, учреждений и организаций, а также выделение необходимых бюджетных ассигнований.

В Программе намечается механизм решения проблем с конкретными сроками, затратами и результатами.

Современное состояние и уровень развития экономики


Приоритетным направлением в развитии сельскохозяйственной отрасли Октябрьского района было и остается производство сельскохозяйственной продукции на орошении, в частности, риса- сырца. Октябрьский район (Сарпинская низменность) является самой северной зоной по производству риса в Российской Федерации. В условиях диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, и особенно энергоресурсы, отсутствия действенной государственной поддержки и незащищенности отечественных производителей от импорта риса по демпинговым ценам, рисоводам Октябрьского района удалось увеличить производство продукции за 2000-2004гг. на орошаемых землях и сохранить мелиоративную систему.

Учитывая, что рис является высокозатратной культурой, с началом реформ в российском сельском хозяйстве его производство оказалось в самых неблагоприятных экономических условиях. При благоприятных условиях, государственной поддержке и оптимальном соотношением цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (техника, удобрения, ГСМ и др.) хозяйства Октябрьского района засевали до 7-8 тыс.га риса и валовой сбор достигал 30.0 тыс.тонн. В тяжелейших условиях 90-х годов: отсутствии государственной поддержки, льготного финансирования, диспаритета цен произошло резкое сокращение посевных площадей под основную товарную культуру - рис до 2.4 тыс.га и его производство упало в 1998 году до 4.2 тыс.тонн. Соответственно резко ухудшилось финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий, выросла кредиторская задолженность.

Основной целью аграрной политики стало приостановление дальнейшего спада сельскохозяйственного производства с учетом имеющегося ресурсного потенциала и его наиболее эффективного использования. Большую роль в мобилизации собственных ресурсов и в оказании финансовой поддержки республиканскими министерствами и ведомствами оказала утвержденная Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2000 г. N 57 Комплексная программа производства и переработки риса в Октябрьском районе Республики Калмыкия на период 2000-2004 г.г. Во исполнение Комплексная программа производства и переработки риса в Октябрьском районе Республики Калмыкия на период 2000-2004 г.г, благодаря мерам, принятым руководством республики и рисоводами района, удалось добиться бесперебойной подачи поливной воды по Сарпинской ООС, увеличения посевных площадей до 4.8 тыс.га и объемов производства риса до 12 тыс.тонн.

Улучшение производственных показателей благоприятно сказалось на финансовых результатах деятельности рисовых хозяйств, в 2004 году ожидаемая прибыль 2.9 млн.рублей, рентабельность +5.1% (приложение N 13).

Несмотря на положительные результаты совместных усилий республиканских, районных органов и рисоводов района, основные программные задачи по производству риса не выполнены, в связи с отсутствием существенного бюджетного финансирования Комплексной программы производства и переработки риса в Октябрьском районе Республики Калмыкия на период 2000-2004гг.

Проблема развития и увеличения объемов рисоводства становится еще более актуальной для решения задачи по повышению доходов и обеспечению занятости населения.

Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Основной целью Программы является мобилизация финансовых средств, наиболее эффективное использование производственного потенциала и трудовых ресурсов для производства риса в Октябрьском районе.

Для достижения указанной цели в Программе предусматривается решение следующих задач:

- придание устойчивости поступательному развитию экономики Октябрьского района, создание объектов промышленной переработки сельхозпродукции, модернизация и расширение существующих предприятий, создание новых рабочих мест, решение проблемы занятости и повышения доходов сельского населения;

- эффективное использование производственного, экономического, научного, кадрового потенциала для обеспечения расширенного воспроизводства;

- рациональное использование природных ресурсов;

- повышение экологической безопасности территории;

- мобилизация финансовых средств на решение приоритетных направлений развития Октябрьского района.

Сроки реализации Программы рассчитаны на период 2005-2008 гг. Основными этапами реализации Программы являются:

- стабилизация экономики Октябрьского района;

- развитие рыночной инфраструктуры с учетом кооперации и интеграции между товаропроизводителями;

- создание оптового продовольственного рынка, внедрение аукционной торговли сельхозпродукцией.

Система программных направлений


Основными направлениями реализации Программы являются:

- водообеспеченность и мелиорация;

- эффективное использование мелиоративных земель;

- социальное развитие села;

- улучшение финансового состояния сельхозпредприятий;

- экологическая безопасность территории.

Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса Октябрьского района


В связи с тем, что сельское хозяйство сохраняет ведущее место в экономике Октябрьского района, основными приоритетами его развития на краткосрочную перспективу будет водообеспечение сельского хозяйства, развитие орошаемого земледелия, в том числе рисоводства.

Водные ресурсы р.Волга являются основой социально-экономического развития Октябрьского района, а именно это единственный источник обеспечения питьевой водой и нужд сельскохозяйственного водоснабжения (производство зерна риса). Для нормального функционирования сельскохозяйственного производства и всей инфраструктуры Октябрьского района Программа предусматривает выделение за счет средств федерального бюджета 127 млн.руб*., республиканского бюджета - 110 млн.руб. для подачи воды на производственные и питьевые нужды. Потребность воды на производство риса составляет 195200тыс.куб.м. (приложение N 5). Кроме, того, предусматривается выделение средств для проведения ремонтных работ гидротехнических сооружений с целью увеличения пропускной способности водоподающей системы.

Развитие рисоводства


Приоритетным направлением в развитии сельскохозяйственной отрасли Октябрьского района является производство риса-сырца, как ценной крупяной культуры, имеющей стратегическое значение (приложение N 1).

В целях увеличения объемов производства риса-сырца необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

- инвентаризации мелиоративных земель и всех основных фондов;

- для повышения плодородия земель обязательным является возделывание в севообороте многолетних трав.

В связи с тем, что рисовые инженерные системы эксплуатируются более 25-30 лет без проведения реконструкции, часть из них непригодна для возделывания риса без капитального ремонта. Дальнейшее увеличение посевных площадей под рис возможно только при условии бюджетного финансирования, реконструкции рисовых севооборотов на сумму 98 млн.рублей за 2005-2008 годы (приложение N 4). Реализация этого пункта Программы обеспечит не только рост посевных площадей, но и продуктивность орошаемого гектара. Анализ показывает, что урожайность 1 га рисового севооборота на 70% (при прочих равных условиях) зависит от качества планировки почвы. Превышение допустимых отклонений +-5 см уровня почвы приводит к дополнительному расходу воды для затопления рисовых чеков, согласно технологии возделывания риса. На сегодня отклонения уровня на отдельных рисовых чеках доходит до 25-30 см. Не менее тревожное положение и внутри хозяйственной оросительной сети: заиление и заросли камыша значительно снижают пропускную способность каналов, что затрудняет оперативный сброс и затопление риса в период вегетации и также приводит к перерасходу поливной воды. В связи с тяжелым финансовым положением хозяйства Октябрьского района в предыдущие годы практически не проводили работы по ремонту оросительных рисовых систем. Только в 2004 году благодаря поддержке республиканского бюджета проведены работы на сумму 5.0 млн.рублей. В дальнейшем на содержание рисовых севооборотов необходимо 31 млн.руб, в том числе из республиканского - 23 млн.руб. (приложение N 3). Одной из острейших проблем рисоводства является изношенность машинно-тракторного парка на 90-95%. Тракторный и комбайновый парк находятся в состоянии, не подлежащем ремонту, дальнейшая его эксплуатация через год-два невозможна. Отсутствие тракторов не позволяет своевременно осенью подготовить почву под посев риса, большой объем пахоты весной задерживает посев риса в оптимальные сроки, что соответственно приводит к задержке созревания риса. Поздняя уборка приводит к потере уже выращенного урожая. Дальнейшее существование рисоводства как ведущей отрасли сельского хозяйства Октябрьского района даже в нынешних объемах возможно лишь при условии обновления машинно-тракторного парка, для чего необходимы инвестиции на сумму 416.9 млн.рублей, из них в 2005-2008гг. 106.4 млн.руб. (лизинг) (приложения N N 7,8).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»