• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 июля 2004 года N 137-зс

О целевой программе "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года"

Принят

Законодательным Собранием

28 июня 2004 года

(Изменения и дополнения:

Областной закон от 22.10.2005 N 371-ЗС, НГР:ru61000200500224;

Областной закон от 03.10.2007 N 781-ЗС, НГР:ru61000200700372;

Областной закон от 28.11.2008 N 150-ЗС, НГР:ru61000200800463;

Областной закон от 23.12.2008 N 174-ЗС, НГР:ru61000200800499).

Статья 1

Утвердить Целевую программу "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года" (прилагается).

Статья 2

Администрации Ростовской области предусматривать средства для реализации Целевой программы "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года" при разработке проектов областных законов об областном бюджете на 2005-2008 годы.

Установить, что в ходе реализации Целевой программы "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года" мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

Статья 3

Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации

(Губернатор) Ростовской области

В. ЧУБ

г. Ростов-на-Дону

14 июля 2004 года

N 137-ЗС

Приложение

к Областному закону

"О Целевой программе

"Социальное развитие села

в Ростовской области до 2008 года"

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2008 ГОДА"

Паспорт Целевой программы "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года"


Наименование
 Программы

Целевая программа "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года" (далее - Программа).

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"
 решение коллегии Администрации Ростовской области от 26 апреля 2004 года N 34.

Заказчик- координатор Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.

Заказчики Программы

Министерство автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство культуры Ростовской области, министерство здравоохранения Ростовской области, министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области, министерство по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской области.
 (в редакции Областного закона от 03.10.2007 N 781-ЗС, НГР:ru61000200700372 )

Основные
 разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, министерство автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство культуры Ростовской области, министерство здравоохранения Ростовской

области, министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, министерство по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской области.

Цели и задачи Программы

Развитие социальной сферы и инженерной ин-фраструктуры сельских поселений и муниципальных районов (далее также - сельские муниципальные образования);
создание правовых,административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;
расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности.
 (в ред. Областного закона от 22.10.2005 N 371-ЗС, НГР:ru61000200500224 ).

Сроки и этапы реализации Программы

2004-2008 годы:
 I этап - 2004-2006 годы;

 II этап - 2007-2008 годы.

Основные мероприятия Программы

Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:
 жилищное строительство, образование, физическая культура, здравоохранение, культура, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, развитие учреждений социальной защиты, развитие информационно-консультационного обслуживания.
 (в ред. Областного закона от 22.10.2005 N 371-ЗС, НГР:ru61000200500224 ).

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, министерство автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство культуры Ростовской области, министерство здравоохранения Ростовской области, министерство строительства, архи-тектуры и жилищно-коммунального хозяйства

Ростовской области, министерство по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской области, министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области.

Объемы и источники финансирования Программы

Общая сумма расходов на реализацию Программы 11230,6277 млн. рублей, в том числе:
 средства федерального бюджета (в рамках реализации Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года") -923,133 млн. рублей;

 средства областного бюджета - 7391,7907 млн. рублей;

 средства местных бюджетов - 1197,519 млн. рублей;

 средства внебюджетных источников - 1718,185 млн. рублей.
 Объемы финансирования уточняются ежегодно исходя из возможностей федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований
 (в ред. областных законов от 28.11.2008 N 150-ЗС, НГР:ru61000200800463 , от 23.12.2008 N 174-ЗС, НГР:ru61000200800499 ).

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация мероприятий обеспечит:
 улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территориях сельских поселений (далее - сельское население);
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;
улучшение положения граждан старшего поколения и инвалидов, сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактику правонарушений, наркомании и алкоголизма;
повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;
активизацию культурно-досуговой деятельности на селе;
повышение уровня и качества
 электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест.
 (в ред. Областного закона от 22.10.2005 N 371-ЗС, НГР:ru61000200500224 ).

I. Общая характеристика региона, содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Население Ростовской области составляет 4,4 млн. человек, в том числе численность сельского населения 1,4 млн. человек. Плотность населения составляет 42,5 чел./кв.км. По численности населения, по результатам проведенной Всероссийской переписи, Ростовская область занимает второе место в ЮФО. Трудоспособное население составляет около 70 процентов от общей численности.

Агропромышленный комплекс Ростовской области - крупный, многоотраслевой сектор экономики, во многом определяющий уровень занятости и благосостояния населения в целом. На долю сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности приходится 1/3 валового регионального продукта, примерно 20 процентов основных фондов.

Состояние агропромышленного комплекса Ростовской области в социальной сфере характеризуется неустойчивостью и негативными процессами вследствие состояния макроэкономики и неудовлетворительных финансово-хозяйственных результатов деятельности.

За последнее десятилетие в результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, ликвидации старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения, социальная сфера находится в кризисном состоянии. Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизни, нарастают негативные изменения в образе жизни.

Уровень благоустройства сельских поселений остается неизменным на протяжении последних лет. Водопроводом и канализацией города Ростовской области обеспечены на 100 процентов, поселки городского типа - на 100 и 52 соответственно, сельские населенные пункты - на 31 и 0,9 процента.

Сельский жилищный фонд на конец 2002 года составлял 27750,6 кв.м., общая площадь жилищного городского фонда - 54935,2 кв.м. Средняя обеспеченность жильем сельского населения составляет 20,1 кв.м. общей площади на одного жителя.

В 2002 году ввод в действие объектов инфраструктуры в сельской местности был недостаточным и составил: водопроводных сетей 6,6 км (в 1998 году - 23,2 км), газовых сетей 583,9 (315,8), линий электропередач напряжением 0,4 кВт - 118,2 км (265,1 км), напряжением 6-20 кВт - 237,3 км (141,1км), ведомственных и частных автомобильных дорог с твердым покрытием 40,9 км (в 1999 году - 196,6 км). 16 процентов сельских населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью дорог общего пользования.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно.

Существующая дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует развитию торгово-бытового и других видов сервиса.

Число детских дошкольных учреждений в сельской местности в 2002 году составляло 590 (1997 году - 789), численность детей в дошкольных учреждениях в 2002 году - 27 тыс. человек (в 1997 году - 29 тыс. человек). Число общеобразовательных учреждений в 2002-2003 учебном году составило 1137 единиц (в 1997 году - 1373), численность учащихся - 197,4 тыс. человек (в 1997-1998 годах - 224,9).

В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования. Но нельзя не отметить тот факт, что в связи с принятой областной программой "Дорога к школе" ситуация начинает изменяться в лучшую сторону.

Число учреждений культурно-досугового типа в 2002 году по сравнению с 1997 годом сократилось на 2,5 процента.

Сложившаяся в социальной сфере ситуация препятствует не только увеличению производства продукции, но и формированию социально-экономических условий для устойчивого развития сельских муниципальных образований.

(Абзац 13 в ред. Областного закона от 22.10.2005 N 371-ЗС, НГР:ru61000200500224).

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Сеть связи общего пользования, объединяющая все виды электросвязи, является составной частью взаимосвязанной сети России, предназначенной для удовлетворения нужд граждан. Сегодня телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена, 479 населенных пунктов не телефонизировано.

Вопросы развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением в социальной политике Ростовской области. Основной целью дальнейшего развития системы физической культуры и спорта является формирование у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой, спортом, туризмом и приобретение навыков здорового образа жизни. Вместе с тем, уровень обеспеченности спортивными сооружениями составляет 17,8 процентов от расчетной потребности (в среднем по России - 18), в том числе спортивными залами - 42 (43,1), плавательными бассейнами - 1,5 (4,6).

Несмотря на то, что в Ростовской области в последнее время ежегодно вступают в строй 100-150 спортивных сооружений, обеспеченность населения спортивными объектами остается низкой, что является одной из причин, не позволяющей в полной мере успешно осуществлять задачу оздоровления населения.

Существующая материально-техническая база физической культуры и спорта является отсталой в техническом отношении. Большинство сооружений оснащено старым оборудованием и не имеет необходимых площадей для организации работы с сельским населением. Уровень вовлеченности в занятия физической культурой и спортом всех слоев сельского населения остается низким, всего около 9,8 процента, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-50 процентов.

В настоящее время остро стоит вопрос развития существующей сети учреждений социального обслуживания. Многие из домов-интернатов требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения.

Все эти проблемы существенно повлияли на тенденцию сокращения трудовых кадров в сельском хозяйстве. Численность работников сельскохозяйственных предприятий сократилась с 330 тыс. человек в 1990 году до 144 тыс.человек в 2003 году, то есть более чем в два раза, в том числе руководителей и специалистов всех категорий в 1,4 раза, кадров рабочих профессий в 2,5 раза, из них трактористов-машинистов в 2 раза, животноводов более чем в 4 раза.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной "Целевой программы "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года" обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным, региональным значением.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства Ростовской области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе;

2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, общественных объединений сельских жителей.

Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований.

(Абзац 27 в ред. Областного закона от 22.10.2005 N 371-ЗС, НГР:ru61000200500224).

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Программа разработана для достижения следующих основных целей:

повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских населенных пунктов Ростовской области и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;

сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;

расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.

Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики Ростовской области, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

создание финансовых механизмов, обеспечивающих доступность улучшения жилищных условий с учетом платежеспособного спроса сельского населения в пределах установленных социальных стандартов;

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом;

повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

активизация культурной деятельности на селе;

повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;

повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

Основные пути решения программных задач:

приоритетная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на федеральном, региональном и местном уровнях;

повышение сохранности имеющегося потенциала социальной и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективного экономического и организационного механизмов, обеспечивающих содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.

Сроки реализации Программы (2004-2008 годы) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях. Этот временный период позволит решить первоочередные задачи социального развития села в Ростовской области и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и форм занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, ЛПХ.

Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.

Первый этап (2004-2006 годы) должен обеспечить совершенствование нормативной правовой, организационно - управленческой базы социального развития села. Определение источников финансирования, совершенствование взаимодействия между министерствами, ведомствами, администрациями муниципальных образований. Строительство и ввод в эксплуатацию не менее 50 процентов запланированных к строительству в течение пяти лет объектов.

Второй этап (2007-2008 годы) реализации Программы предусматривает переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.

Сроки реализации программных мероприятий на первом и втором этапах установлены в зависимости от приоритетности решения конкретных задач.

III. Мероприятия Программы

Программа призвана способствовать реализации задач, определенных основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации и Администрации Ростовской области на долгосрочную перспективу, и включает мероприятия по организационному и финансовому обеспечению за счет средств федерального бюджета, областного и местного бюджетов.

Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство.

Организационное обеспечение включает реализацию мероприятий федерального, областного и местного уровней, инвентаризацию и оптимизацию сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.

Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования, телекоммуникационной связи, развитию учреждений социальной защиты и информационно - консультационного обслуживания в сельской местности.

1. Развитие жилищного строительства

В целях улучшения жилищных условий сельских жителей, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:

формирование финансовых, организационных механизмов приобретения и строительства жилья;

создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности;

формирование условий для расширения доступности улучшения жилищных условий сельских жителей с невысокими личными доходами.

Расширение доступности улучшения жилищных условий сельских жителей с невысокими личными доходами, постоянно проживающих в сельской местности и работающих в отраслях сельского хозяйства, осуществляются за счет консолидации средств федерального бюджета (на безвозвратной основе), областного и местного бюджетов, а также привлечения внебюджетных источников финансирования.

Внебюджетные источники финансирования включают в себя собственные накопления населения, средства сельскохозяйственных предприятий, банковские кредитные ресурсы и средства иных инвесторов.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области и другие заинтересованные министерства, ведомства Ростовской области обеспечивают формирование соответствующей нормативной правовой базы для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности, обеспечивают проведение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации и обобщения положительного и отрицательного опыта регионов, распространения эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности.

(в редакции Областного закона от 03.10.2007 N 781-ЗС, НГР:ru61000200700372).

Выполнение мероприятий согласно приложению 1 к настоящей Программе позволит:

улучшить жилищные условия сельских жителей и повысить уровень коммунального обустройства жилья;

привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков.

2. Развитие сети общеобразовательных учреждений

Для реализации в области принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования осуществляются следующие мероприятия:

всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;

реструктуризация сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения;

создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности;

более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений села в квалифицированных кадрах.

Выполнение мероприятий согласно приложению 2 к настоящей Программе позволит повысить уровень обеспеченности села.

3. Сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом

В области физической культуры и спорта Программа предусматривает:

формирование минимально необходимой базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий путем строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта спортивных сооружений и баз, имеющихся на балансе сельскохозяйственных и других предприятий и организаций, общеобразовательных и культурных учреждений, органов местного самоуправления;

обеспечение непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения на всех этапах жизнедеятельности;

организацию самодеятельного физкультурно-спортивного движения на основе пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развития доступного сельскому населению рынка оздоровительных и спортивных услуг.

К регулярным занятиям физической культурой и спортом предполагается привлечь большую часть трудоспособного населения, сельской молодежи.

Выполнение предусмотренных в приложении 3 к настоящей Программе мероприятий позволит снизить заболеваемость сельскогонаселения, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы средств фонда социального страхования на оплату больничных листов.

4. Развитие сети учреждений здравоохранения

Данный раздел Программы является одним из механизмов реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 года N 1096), в части доведения ее объемов до уровня принятых нормативов и обеспечения доступности сельскому населению бесплатной медицинской помощи.

Цель Программы - развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности, совершенствование первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.

Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи согласно приложению 4 к настоящей Программе:

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной практики;

совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной практики;

обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативно-правового, материально-технического и кадрового обеспечения;

совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи;

укомплектование сельских медицинских учреждений кадрами, имеющими комплексную подготовку по различным врачебным специальностям (врачами общей практики) и способными выполнять функции участкового, семейного, санитарного врача.

5. Развитие культурно-досуговой деятельности

Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.

Программа в области развития культурно-досуговых учреждений предусматривает:

завершение строительства сооружений муниципальных объектов культуры, незавершенных строительством;

повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры в сельской местности;

создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности, оснащенных техническими средствами, отвечающими современному уровню развития культурно-досуговых и информационных технологий;

привлечение и закрепление для работы в сельских учреждениях культуры кадров работников культуры;

возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований;

сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно - образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек;

улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.

Реализация мероприятий согласно приложению 5 к настоящей Программе позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельских муниципальных образованиях и приобщить сельское население к культурно-историческому и природному наследию.

6. Развитие электрических сетей

Основной целью раздела является развитие электрических сетей в сельской местности, обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкостипроизводства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни на селе.

Реализация мероприятий согласно приложению 6 к настоящей Программе позволит:

произвести реконструкцию и техническое перевооружение находящихся на балансе сельхозтоваропроизводителей и в муниципальной собственности высоковольтных линий, отработавших свой ресурс, в соответствии с прогнозируемыми нагрузками и новыми техническими требованиями;

обеспечить бесперебойное снабжение электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;

привести в нормативное состояние электрические сети, повысить уровень электрификации и комфортности сельского быта.

7. Развитие газификации

Основной целью Программы в области развития газификации в сельской местности является повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта.

Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации:

полное удовлетворение потребностей населения в природном газе;

повышение эффективности и надежности работы систем газоснабжения сельских населенных пунктов;

осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в сельских муниципальных образованиях;

повышение уровня газификации жилого фонда в сельской местности.

Выполнение мероприятий согласно приложению 7 к настоящей Программе позволит значительно улучшить уровень газификации домов (квартир) и условия быта сельского населения.

8. Развитие водоснабжения

Проблема улучшения водоснабжения населения качественной питьевой водой имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения, так как отставание России от развитых стран по продолжительности жизни в значительной степени связано с потреблением некачественной питьевой воды.

Главными целями Программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.

Программа предусматривает строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения.

Выполнение мероприятий согласно приложению 8 к настоящей Программе позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой.

9. Развитие телекоммуникационных сетей

Одной из острых проблем социального и технического характера, присущих как Ростовской области, так и другим регионам России, является низкая обеспеченность населения и организаций в сельской местности услугами телефонной связи.

Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами.

Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей:

внедрение предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, а также современных технологий проектирования;

улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи;

Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности согласно приложению 9 к настоящей Программе позволит решить проблемы обеспечения сельского населения услугами общедоступной связи, приближения уровня телефонной плотности в сельской местности к среднему городскому уровню, создания инфраструктуры для обеспечения современными телекоммуникационными услугами, а также улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта и создать новые рабочие места.

10. Развитие сети автомобильных дорог

Важную роль в эффективном функционировании хозяйственного комплекса Ростовской области играет транспортная система. Наличие автомобильно-дорожной сети (как важнейшей составляющей этой системы), находящейся в состоянии, отвечающем требованиям безопасного движения транспорта - один из факторов успешного развития экономики Ростовской области и АПК.

Главной целью Программы является стабилизация социальной обстановки в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах, где отсутствие регулярного безопасного автобусного и автотранспортного сообщения зачастую приводит к сбоям в снабжении населения товарами первой необходимости, медицинской помощи и другим негативным последствиям.

Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности согласно приложению 10 к настоящей Программе, включают:

строительство и приведение в нормативное состояние дорог общего пользования;

сохранение существующей сети автомобильных дорог общего пользования;

улучшение транспортно-эксплуатационных показателей дорожной сети;

повышение безопасности дорожного движения для всех его участников.

11. Развитие сети учреждений социальной защиты

Основной целью данного направления является улучшение положения граждан старшего поколения и инвалидов, оказание помощи семьям и несовершеннолетним, нуждающимся в социальной реабилитации.

Программа предусматривает следующие мероприятия:

открытие при центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов социально-реабилитационных отделений, отделений социального обслуживания на дому, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому;

открытие социально-реабилитационных центров с приютами для несовершеннолетних;

строительство и реконструкцию 2-х домов-интернатов.

Осуществление мероприятий по развитию сети учреждений социального обслуживания согласно приложению 11 к настоящей Программе поможет снизить переуплотненность в действующих домах-интернатах и значительно улучшить условия проживания престарелых и инвалидов, обеспечит доступность социального обслуживания, а также укрепит материально-техническую базу учреждений.

12. Развитие информационно-консультационного обслуживания

Целью Программы является развитие и совершенствование информационно-консультационного обслуживания сельского населения по следующим направлениям:

организация сельскохозяйственного производства;

правовое, производственное и технологическое консультирование, оказание практической помощи в области маркетинга, менеджмента и других областях, связанных с рыночными преобразованиями в сельской местности.

Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития консультационного обслуживания сельского населения:

создание районных информационно-консультационных центров;

организация правового, производственного и технологического консультирования;

проведение семинаров и конкурсов по организации несельскохозяйственных видов деятельности.

Реализация мероприятий согласно приложению 12 к настоящей Программе позволит:

создать условия для получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания;

повысить образовательный уровень сельского населения и информирование по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития альтернативных источников дохода;

создать условия для расширения рынка труда в сельской местности и обеспечения занятости населения.

IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы

При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников. Объемы и направления расходования средств местных бюджетов на финансирование мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами представительных органов сельских муниципальных образований. Внебюджетные источники включают собственные накопления населения, средства сельскохозяйственных предприятий, банковские кредиты и средства инвесторов (согласно приложению 13 к настоящей Программе).

(в ред. Областного закона от 22.10.2005 N 371-ЗС, НГР:ru61000200500224).

Общий объем финансирования Программы в 2004-2008 годах составляет 11230,6277 млн. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 923,133 млн. рублей (в рамках реализации Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года");

областного бюджета - 7391,7907 млн. рублей;

местных бюджетов - 1197,519 млн. рублей;

внебюджетных источников - 1718,185 млн. рублей

(абзац третий-седьмой в редакции Областного закона от 28.11.2008 N 150-ЗС, НГР:ru61000200800463).

В связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года отдельных положений Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а с 1 января 2006 года - Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", мероприятия и объемы их финансирования подлежат корректировке и уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год в соответствии с закрепленными полномочиями.

Затраты на реализацию Программы определены исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села (по данным министерств Ростовской области и муниципальных образований), из фактической стоимости строительства и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов - дефляторов в объеме 11230,6277 млн. рублей.

(в ред. Областного закона от 28.11.2008 N 150-ЗС, НГР:ru61000200800463).

Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах незавершенного строительства, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.

Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется заказчиками Программы.

Ростовский областной комитет государственной статистики совместно с заказчиками - Программы организует ведение статистической отчетности по ее реализации.

V. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.

Реализация Программы осуществляется заказчиками - заинтересованными министерствами области и органами местного самоуправления.

Заказчики Программы осуществляют:

нормативное правовое и методическое обеспечение реализации Программы;

подготовку предложений по объемам и условиям предоставления муниципальным образованиям средств федерального, областного бюджетов для реализации Программы;

организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;

координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;

контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Основанием для получения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе является бюджетная заявка министерств Ростовской области на реализацию мероприятий Программы.

VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

Управление реализацией Программы осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, являющееся заказчиком-координатором Программы.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области:

обеспечивает совместно с министерствами Ростовской области - заказчиками Программы согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, финансированию программных мероприятий за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников;

Одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год Администрация Ростовской области ежегодно представляет в Законодательное Собрание Ростовской области и Контрольно-счетную палату Ростовской области отчет о реализации в отчетном финансовом году Целевой программы.

VII. Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы

В результате реализации Программы предусматривается создание финансовых и материально-технических условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития села, решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному обустройству сельских муниципальных образований, обеспечению доступности получения сельскими жителями качественного образования, а также повышению уровня медицинского, культурного обслуживания сельского населения.

Одновременно будет достигнуто улучшение жилищных условий более чем 500 сельских семей, повышение уровня предоставления коммунальных услуг.

Уровень газификации, водоснабжения в сельской местности возрастет на 30-35 процентов. Будет ликвидирован сверхнормативный износ основных фондов социальной сферы и инженерной инфраструктуры.

Улучшатся условия образовательного процесса, они будут приведены в соответствие с гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2. 1178-02). Это будет способствовать повышению доступности качественного образования на селе, сокращению занятий во вторую смену до 5 процентов, сохранению 420 рабочих мест и созданию более 100 новых.

В результате реализации мероприятий по развитию здравоохранения существенно изменится в лучшую сторону ситуация с введением больничных корпусов сельских лечебно-профилактических учреждений на 210 коек и амбулаторно-поликлинических учреждений на 125 посещений в смену. Обеспеченность больничными местами составит 82,9 на 10 тыс. населения, поликлиниками 146,4 посещений в смену на 10 тыс. человек, число фельдшерско-акушерских пунктов будет доведено до 1087 единиц.

Во всех сельских муниципальных образованиях предполагается укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, их капитальный ремонт и реконструкция.

(в ред. Областного закона от 22.10.2005 N 371-ЗС, НГР:ru61000200500224).

Развитие телекоммуникационных сетей обеспечит установку телефонов и приобретение оборудования для установки АТС в 450-ти сельских населенных пунктах. Приведение в нормативное состояние более чем 485 км автомобильных дорог позволит сократить разрыв между городом и деревней.

В демографической сфере предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности детей, а также трудоспособного населения на 5-8 процентов.

В сфере информационно-консультационного обслуживания сельского населения будет создано 250 рабочих мест.

Экономическая и социальная эффективность от реализации Программы состоит также в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20-25 процентов на основе улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий; сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью; сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке.

Приложение 1. Мероприятия по развитию жилищного строительства

Приложение 1
к Целевой программе "Социальное развитие села в Ростовской области
до 2008 года"

(млн. рублей)

N

Наименование района, вида работ, населенного пункта

Срок испол-нения

Объем финан-совых средств (всего)

в том числе

Ответственные исполнители

федеральный бюджет

областной бюджет

местные бюджеты

внебюд-жетные источ-ники

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Азовский район

Строительство (приобретение) жилья в районе

2004 г.

5,790

1,500

0,350

2,100

1,840

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - Минсельхозпрод), министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области (далее - минстрой), администрация Азовского района

2005 г.

7,690

1,790

5,900

Минсельхозпрод, администрация Азовского района

2006 г.

6,500

1,900

2,600

2,000

Минсельхозпрод, минстрой

2007 г.

7,000

2,000

3,000

2,000

-"-

2008 г.

49,310

14,79

19,73

14,79

Минсельхозпрод, администрация Азовского района

Всего по району

76,290

21,980

25,680

2,100

26,530

2.

Пролетарский район

Строительство (приобретение) жилья в районе

2006 г.

0,300

0,090

0,120

0,090

Минсельхозпрод, минстрой

Строительство (приобретение) жилья в районе

2008 г.

6,160

1,85

2,46

1,85

Минсельхозпрод, администрация Пролетарского района

Всего по району

6,460

1,940

2,580

1,940

3.

Аксайский район

Строительство жилья
 п. Российский

2004 г.

1,500

1,500

администрация Аксайского района

Строительство (приобретение) жилья в районе

2006 г.

1,500

0,600

0,700

0,200

Минсельхозпрод, минстрой

2007 г.

5,000

1,500

2,000

1,500

-"-

2008 г.

18,300

5,49

7,32

5,49

Минсельхозпрод, администрация Аксайского района

Всего по району

26,300

7,590

10,020

0,000

8,690

4.

Верхнедонской район

ЗОА "Шумилинское" строительство (приобретение) жилья

2004 г.

2,780

0,650

0,150

1,060

0,920

Минсельхозпрод, минстрой, администрация Верхнедонского района

Строительство (приобретение) жилья в районе

2006 г.

1,700

0,450

0,600

0,650

Минсельхозпрод, минстрой

2007 г.

1,200

0,300

0,400

0,500

-"-

2008 г.

2,700

0,81

1,08

0,81

Минсельхозпрод, администрация Верхнедонского района

Всего по району

8,380

2,210

2,230

1,060

2,880

5.

Октябрьский район

Строительство (приобретение) жилья в районе

2006 г.

5,150

1,500

2,040

1,610

Минсельхозпрод, минстрой

2007 г.

5,200

1,520

2,060

1,620

-"-

Строительство (приобретение) жилья в районе

2008 г.

15,670

4,70

6,27

4,70

Минсельхозпрод, администрация Октябрьского района

Всего по району

26,020

7,720

10,370

0,000

7,930

6.

Ремонтненский район

Строительство (приобретение) жилья в районе

2006 г.

1,200

0,400

0,480

0,120

0,200

Минсельхозпрод, минстрой

2007 г.

1,500

0,500

0,600

0,150

0,250

-"-

2008 г.

3,970

1,19

1,59

1,19

Минсельхозпрод,администрация Ремонтненского района

Всего по району

6,670

2,090

2,670

0,270

1,640

7.

Неклиновский район

Приобретение жилья, СПК "50 лет Октября"

2004 г.

2,310

0,350

0,150

0,970

0,840

Минсельхозпрод, минстрой, администрация Неклиновского района

Строительство (приобретение) жилья в районе

2005 г.

3,000

0,500

2,500

Минсельхозпрод, администрация Неклиновского района

2006 г.

2,500

1,000

1,500

Минстрой

2007 г.

0,700

0,280

0,420

-"-

2008 г.

20,910

6,27

8,37

6,27

Минсельхозпрод, администрация Неклиновского района

Всего по району

29,420

7,120

9,800

0,970

11,530

8.

Егорлыкский район

Строительство (приобретение) жилья в районе

2008 г.

48,340

14,50

19,34

14,50

Минсельхозпрод, администрация Егорлыкского района

Всего по району

48,340

14,500

19,340

0,000

14,500

9.

Белокалитвинский район

Строительство (приобретение) жилья в районе

2006 г.

3,830

1,150

1,530

1,150

Минсельхозпрод, минстрой

2007 г.

3,830

1,150

1,530

1,150

-"-

2008 г.

2,500

0,75

1,00

0,75

Минсельхозпрод, администрация Белокалитвинского района

Всего по району

10,160

3,050

4,060

0,000

3,050

10.

Миллеровский район

Строительство (приобретение) жилья в районе

2006 г.

3,987

1,196

1,595

1,196

Минсельхозпрод, минстрой

2007 г.

3,987

1,196

1,595

1,196

-"-

О целевой программе "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года"

Название документа: О целевой программе "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года"

Номер документа: 137-ЗС

Вид документа: Закон Ростовской области

Принявший орган: Законодательное Собрание Ростовской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Газета "Наше время", 22.07.2004
Дата принятия: 14 июля 2004

Дата редакции: 23 декабря 2008