АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2004 года N 7/76
Об областной целевой программе "Дети Астраханской области" до 2005 года
(с изменениями на 1 марта 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Астраханской области
от 22 июля 2008 года N 383-П
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Астраханской области от 1 марта 2005 года N 7-П.
____________________________________________________________________
В соответствии с распоряжением Губернатора Астраханской области от 21.10.2003 N 1115-р "О сокращении количества областных целевых программ и их укрупнении", в целях концентрации средств областного бюджета для решения приоритетных проблем Астраханской области программно-целевым методом Администрация Астраханской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Дети Астраханской области" до 2005 года (далее - Программа), включающую в себя подпрограммы "Дети-сироты", "Социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии", "Здоровый ребенок", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области".
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы комитет по делам семьи, детства и молодежи Астраханской области, а государственными заказчиками подпрограмм
"Дети-сироты" и "Социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии" - департамент образования Астраханской области;
"Здоровый ребенок" - департамент здравоохранения Астраханской области;
"Дети-инвалиды" - департамент труда и социального развития Астраханской области;
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области" - комитет по делам семьи, детства и молодежи Астраханской области.
3. Департаменту экономического развития (Максимова Т.Н.), департаменту финансов (Евлашев Н.Д.) Астраханской области в течение всего периода реализации Программы при формировании областного бюджета включать ее в перечень областных целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в областном бюджете.
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований городов и районов области разработать мероприятия по социальной поддержке и улучшению положения детей, предусмотрев их финансирование за счет местных бюджетов и других источников.
5. Комитету по делам семьи, детства и молодежи Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) в месячный срок привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты Астраханской области.
6. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер М.Б.) довести настоящее постановление до сведения населения через средства массовой информации.
7. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
А.Гужвин,
Губернатор Астраханской области
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Дети Астраханской области" до 2005 года
г.Астрахань,
2004 год
(с изменениями на 1 марта 2005 года)
Наименование Программы | - областная целевая программа "Дети Астраханской области" до 2005 года |
Основание для разработки Программы | - распоряжение Губернатора Астраханской области от 21.10.2003 N 1115-р |
Государственный заказчик-координатор Программы | - комитет по делам семьи, детства и молодежи Астраханской области |
Государственные заказчики подпрограмм | - департамент образования Астраханской области |
Основные разработчики Программы | - комитет по делам семьи, детства и молодежи Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий Программы | - комитет по делам семьи, детства и молодежи Астраханской области |
Перечень подпрограмм | "Дети-сироты" (государственный заказчик - департамент образования Астраханской области); |
Цели и задачи Программы | - предупреждение сиротства и создание условий для полноценной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; |
Сроки реализации Программы | - до 2005 года |
Перечень основных мероприятий Программы | - разработка и совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей реализации мероприятий Программы; |
Объемы и источники финансирования Программы | - общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования - 34359,2 тыс.рублей, из них: |
(строка в редакции, введенной в действие с 1 марта 2005 года постановлением Правительства Астраханской области от 1 марта 2005 года N 7-П, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - улучшение положения детей в Астраханской области, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; |
Система организации контроля за исполнением Программы | В соответствии с постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области" контроль за исполнением мероприятий областной целевой программы "Дети Астраханской области" до 2005 года, реализуемых на территории Астраханской области, осуществляет департамент экономического развития Астраханской области. |
Областная целевая программа "Дети Астраханской области" до 2005 года (далее именуется Программа) разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Астраханской области от 21.10.2003 N 1115-р "О сокращении количества областных целевых программ и их укрупнении" и включает в себя пять подпрограмм: "Дети-сироты", "Социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии", "Здоровый ребенок", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области".
Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей в рамках областных целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей должно привести к улучшению демографической ситуации в стране, укреплению ее интеллектуального потенциала.
В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Астраханской области за короткий срок сформирована адекватная рыночным условиям и современному этапу развития законодательная база, найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации областных целевых программ по улучшению положения детей в Астраханской области, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий областных целевых программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.
Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. В результате показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне.
Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которых в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.
Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания детей.
Практически не разрабатываются и слабо внедряются современные научно обоснованные организационные технологии по созданию условий для нормального физического и нервно-психического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.
Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Астраханской области, обуславливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.
Ежегодно в Астраханской области около 1000 уголовных деяний совершается несовершеннолетними. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 200 детей и подростков.
Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них - насилие в семье, проблемы детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, особые проблемы детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы или проживающих с одним из родителей.
Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.
Реализация областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области" в 2002 году позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В результате количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось в 2002 году по сравнению с предыдущим годом на 10,6 процента.
В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.
Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.
Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются, прежде всего, в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2004-2005 годах.
Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствует решению данной проблемы.
Следует отметить усложняющийся год от года контингент этой категории детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.
В то же время существующая сеть детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечает современным педагогическим и техническим требованиям. Многие из них требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения, что должно осуществляться не только за счет средств областного бюджета, но и, прежде всего, за счет средств муниципальных образований, на территории которых расположено образовательное учреждение.
В Астраханской области, как и во всей Российской Федерации, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. В 19 специализированных (коррекционных) школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 2478 детей с умственными и физическими недостатками, 292 ребенка воспитываются в детском доме-интернате для детей-инвалидов (Разночиновский) системы социальной защиты населения, и 321 ребенок находится в трех домах ребенка системы здравоохранения. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.
Решающее значение в становлении и развитии новой системы профилактической и реабилитационной работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет подпрограмма "Дети-инвалиды".
Целями Программы являются улучшение здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов.
Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.
Целью подпрограммы "Дети-сироты" является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: