• Текст документа
  • Статус
Действующий

     
ГУБЕРНАТОР МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2004 года N 119
г. Магадан


О мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Магаданской области

(с изменениями на 11 декабря 2004 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением губернатора Магаданской области от 11 декабря 2004 года N 217 (Магаданская правда, N 142, 21.12.2004).
____________________________________________________________________



Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", в целях обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Магаданской области

постановляю:

1. Утвердить Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Магаданской области (приложение N 1).

2. Утвердить Основные требования к разработке плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах экономики Магаданской области (приложение N 2).

3. Главному управлению по делам ГО и ЧС Магаданской области, Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Магаданской области, Северо-Восточному управлению Госгортехнадзора России, Магаданской специализированной морской инспекции МПР России в течение 2004 года разработать мероприятия, направленные на поддержание организаций, осуществляющих операции с нефтью и нефтепродуктами в состоянии постоянной готовности к ликвидации аварийных разливов.

4. Организациям независимо от форм собственности, осуществляющим операции с нефтью и нефтепродуктами на территории Магаданской области:

4.1. В течение 2004 года разработать, согласовать и утвердить в надзорных органах:

план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с установленными требованиями;

план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).

4.2. Создать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2004 года постановлением губернатора Магаданской области от 11 декабря 2004 года N 217, - см. предыдущую редакцию).

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Главное управление по делам ГО и ЧС Магаданской области.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Н.Н.Дудов

Приложение 1. Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Магаданской области

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
губернатора области
от 24 мая 2004 года N 119

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и их производных (далее - мероприятия), направленные на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду Магаданской области.

Организация мероприятий производится органами исполнительной власти Магаданской области, органами местного самоуправления Магаданской области и организациями независимо от форм собственности, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефтепродуктов (далее - организации).

2. В организациях должен быть:

план действий о предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план), разработанный и согласованный в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Магаданской области;

план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разработанный и согласованный в соответствии с требованиями МЧС России.

3. Организации обязаны:

создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить обучение и аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;

немедленно оповещать в установленном порядке органы управления по делам ГО и ЧС о фактах разлива нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по локализации и ликвидации разлива;

иметь достаточные резервы финансовых средств и материально- технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;

содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение разливов нефти и нефтепродуктов и снижение масштабов опасности их последствий;

принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

корректировку документов плана проводить два раза в год, по состоянию на 01 января и 01 июня, а также при изменении исходных данных;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

иметь и поддерживать в постоянной готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения;

организация, объект должны быть застрахованными и иметь свидетельство о страховании пожаровзрывоопасного объекта;

заключать договоры на обслуживание с Главным управлением по делам ГО и ЧС Магаданской области с получением свидетельства на обслуживание пожаровзрывоопасных объектов аварийно-спасательными и пожарно-спасательными службами (формированиями) установленного образца.

4. С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных факторов чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов и на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей, а также характера использования территорий (акваторий).

Задачами прогнозирования является определение:

возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;

границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

5. Планирование действий по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иными особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.

Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является:

определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в установленные сроки, указанные в пункте 6 настоящих Правил, а также для организации последующих работ по ликвидации их последствий;

определение порядка взаимодействия и обеспечения действий всех привлекаемых сил и специальных технических средств в ходе ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.

Разработка и согласование плана ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов осуществляется в соответствии с Основными требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

6. Порядок привлечения сил и специальных технических средств ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов определяют председатели соответствующих комиссий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) в соответствии с планом ликвидации, разработанным и утвержденным установленным порядком. Привлекаемые на основании договоров профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы) должны иметь лицензии, если этого требует законодательство Российской Федерации и (или) быть аттестованными на ведение данного вида работ.

Привлечение к работам по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов неквалифицированного персонала допускается только организованным порядком, в составе бригад (звеньев) профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) при условии обеспечения безопасности труда и проведения соответствующего инструктажа.

Для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регионального и федерального значений могут привлекаться поисковое-спасательные формирования (службы) МЧС России, воинские части и подразделения войск Гражданской обороны, других войск и органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.

Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется КЧС организации, а на море также отраслевыми специализированными органами управления. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду (на море - при допустимых навигационных и гидрометеорологических условиях). Смена состава формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах.

Если масштабы разлива нефти и нефтепродуктов таковы, что соответствующая КЧС не обладает достаточным количеством сил и средств для его ликвидации, она обращается за помощью к вышестоящей КЧС.

Вышестоящая КЧС может взять на себя руководство или координацию работ по ликвидации данной чрезвычайной ситуации либо оказать помощь необходимыми силами и средствами.

8. Мероприятия по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов проводятся организацией, осуществляющей операции с нефтью нефтепродуктами. При отсутствии или недостаточности своих сил к выполнению работ по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования. Все затраты на проведение указанных мероприятий восполняются за счет средств организации-виновника разлива нефти и нефтепродуктов.

При поступлении сообщения (уведомления) о разливе нефти и нефтепродуктов (время локализации разлива не должно превышать 4 часа - при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов) или с момента поступления информации о разливе проводятся следующие мероприятия:

оповещение и сбор соответствующей КЧС, в зависимости от категории чрезвычайной ситуации;

приведение в готовность органов управления, сил, введение в действие соответствующих планов локализации;

оценка сложившейся обстановки в районе разлива нефти и нефтепродуктов;

принятие неотложных мер по локализации разлива нефти и нефтепродуктов;

защита населения, оказание помощи пострадавшим, локализация разлива нефти и нефтепродуктов и устранение причины возникновения чрезвычайной ситуации.

Аварийные формирования (дежурный персонал) организаций, осуществляющих операции с нефтепродуктами немедленно приступают к локализации разлива нефти и нефтепродуктов. Время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации (независимо от источника получения информации). Ликвидация последствий разлива нефти и нефтепродуктов ведется в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

Работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов проводятся круглосуточно в любую погоду. Смена личного состава формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах.

Организуется (при необходимости) информирование населения, проживающего в непосредственной близости от места разлива. При этом, до населения доводится информация, согласованная с органами здравоохранения о правилах поведения в районе загрязнения, и меры безопасности.

Для уточнения масштабов разлива нефти и нефтепродуктов, складывающейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются группы специалистов соответствующего профиля.

Для проведения работ по ликвидации последствий разлива нефти и нефтепродуктов, по решению председателя КЧС, могут привлекаться наземные и водные транспортные средства, базируемые на территории Магаданской области, с последующей компенсацией затрат за счет виновника разлива нефти и нефтепродуктов.

9. Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:

прекращение сброса (утечки) нефти и нефтепродуктов;

сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающей вторичное загрязнение производственных объектов и окружающей природной среды.

Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором:

исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов в сопредельные среды и на сопредельные территории;

допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов.

10. При обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Магаданской области совместно с Главным управлением по делам ГО и ЧС Магаданской области, Магаданской специализированной морской инспекции МПР России, проводится расследование причин загрязнения.

Организации, на территории которых находятся источники такого загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также осуществить необходимые мероприятия по его ликвидации в максимально короткие сроки.

Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

11. Сбор, обмен информацией о разливах нефти и нефтепродуктов, а также своевременное оповещение населения осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545).

12. Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных объектов подготавливаются комиссией Магаданской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности с участием Главного управления по делам ГО и ЧС Магаданской области, департамента энергетики и транспорта администрации области, управления здравоохранения администрации области, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Магаданской области, Магаданской специализированной морской инспекции МПР России, комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации области, Северо-Восточного управления Госгортехнадзора России, ОАО "Магаданэнерго", Колымского межрегионального территориального управления по метеорологии и мониторингу окружающей среды.

13. Отчет и предложения представляются в КЧС администрации Магаданской области, а также в орган, на территории которого произошел разлив нефти и нефтепродуктов.

Приложение 2. Основные требования к разработке плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах экономики Магаданской области

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
губернатора области
от 24 мая 2004 года N 119

(с изменениями на 11 декабря 2004 года)

1. Настоящие Основные требования (далее - требования) определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы), которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.

2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами из расчета максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

нефтеналивное судно - 100%;

нефтеналивная баржа - 50% ее общей грузоподъемности;

судно для сбора и транспортировки нефтесодержащих вод - 2 танка;

стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;

автоцистерна - 100% объема;

трубопровод при прорыве - 25% максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;

трубопровод при проколе - 2% максимального объема прокачки в течение 14 дней;

автозаправочная станция - 100% объема резервуара;

стационарные объекты хранения и реализации нефти и нефтепродуктов (нефтебаза) - 100% объема максимальной емкости одного объекта хранения.

3. В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов, выделяются чрезвычайные ситуации:

локального значения - разлив до 100 тонн нефтепродуктов на территории объекта;

муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

территориального значения - разлив до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах Магаданской области (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2004 года постановлением губернатора Магаданской области от 11 декабря 2004 года N 217, - см. предыдущую редакцию).

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения - разлив до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;

регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;

федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий, категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

4. Планом должны предусматриваться:

а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

в) организация взаимодействия сил и средств;

г) состав и дислокация сил и средств;

д) организация управления, связи и оповещения;

е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;

ж) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;

и) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по их ликвидации;

к) обеспечение безопасности населения и оказания медицинской помощи;

л) график проведения операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

м) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

н) расчет риска.

5. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:

а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;

б) площадь разлива;

в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;

г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;

д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;

е) влияние места расположения объекта разлива на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;

ж) гидрометеорологические, гидрологические и другие условия в месте расположения объекта разлива;

з) возможности имеющихся на объекте разлива сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разлива - заключение договоров);

и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке отходов нефти и нефтепродуктов;

к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;

л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;

м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов при разливе на почве.

6. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатывается организациями, расположенными на территории г. Магадана и Магаданской области, осуществляющими транспортировку, переработку, а также хранение, реализацию нефти и нефтепродуктов согласовывается с Северо-Восточным управлением Госгортехнадзора России, Управлением природных ресурсов и окружающей среды МПР России по Магаданской области, Магаданской специализированной морской инспекцией МПР России и утверждается Главным управлением по делам ГО и ЧС Магаданской области.

7. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на речных, морских акваториях и внутренних водоемах Магаданской области разрабатывается организациями, в ведении которых находятся соответствующие речные, морские и внутренние водоемы, организациями, осуществляющими транспортировку, переработку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов согласовывается с Северо-Восточным управлением Госгортехнадзор России, территориальным управлением ГО и ЧС, Управлением природных ресурсов и окружающей среды МПР России по Магаданской области и Магаданской специализированной морской инспекцией МПР России и утверждается Главным управлением по делам ГО и ЧС Магаданской области.

8. Количество экземпляров разрабатываемого плана ЛАРН определяет разработчик с учетом того, что по одному экземпляру плана должен находиться у разработчика, согласующих и утверждающей организаций.

9. Излагаемый в плане ЛАРН порядок выполнения работ по предупреждению, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов должен служить в качестве руководства по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Основываться на существующей системе управления, инженерных расчетах, производственном опыте, природоохранной практике и использоваться должностными лицами всех уровней творчески и инициативно.

10. Ежегодно до 01 февраля проводить корректировку и согласование плана ЛАРН по состоянию на 01 января текущего года. Переработка плана ЛАРН проводить 1 раз в 2 года.

Структура плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

     
Раздел 1. Общие положения


В общих положениях указывается, на основании чего разработан план ЛАРН и краткое его содержание, определяются основные цели разработки плана, его правовой статус и порядок применения в практической деятельности.

Раздел 2. Описание и характеристика объекта и оценка обстановки при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов


В данном разделе указываются:

местонахождение организации, наибольшая работающая смена;

гидрогеологические, гидрометеорологические и другие особенности района расположения организации (наличие поверхностных водотоков, характеристика почв, особенности рельефа местности);

наличие аварийных формирований и специальных технических средств, предназначенных для проведения работ по ЛАРН;

максимальные объем нефти и нефтепродуктов на объекте;

тип и характеристика продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести);

прогнозируемая площадь разлива, направление его движения, длина, ширина и предполагаемое значение разлива нефти и нефтепродуктов по установленной классификации, влияние разлива нефти и нефтепродуктов на население, объекты жизнеобеспечения и окружающую природную среду;

самые неблагоприятные гидрометеорологические условия в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов.

Раздел 3. Мероприятия по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, проводимые в повседневной деятельности и при угрозе разлива нефти и нефтепродуктов


В данном разделе отражается комплекс мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с учетом экономических, природных, социальных, экологических и других характеристик и особенностей территории объекта, а также его технических характеристик.

Комплекс мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов:

выявление возможных источников и причин разливов нефти и нефтепродуктов;

прогнозирование максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов для планирования работ по локализации и ликвидации;

расчет:

потребности сил и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

времени доставки необходимых сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;

времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которые в случае разлива в акватории не должно превышать 4-х часов, а при разливе на почве -6-ти часов;

определение:

максимально возможного объема разлившейся нефти и нефтепродуктов и развитие чрезвычайной ситуации;

площади разлива;

года ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;

влияния месторасположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в речные акватории, во внутренние водоемы и на возможность развития соответствующих чрезвычайных ситуаций;

возможности имеющихся на каждом уровне (объектовом, местном, территориальном) сил и средств;

наличия полигонов по перевалке, хранения и переработки нефтяных отходов;

транспортной инфраструктуры в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;

порядка взаимного обмена информацией между организациями, территориями и регионами, участниками локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

организация подготовки и поддержания в постоянной готовности аварийных формирований и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности;

экспертиза промышленной безопасности, диагностика, испытания, освидетельствование технических устройств;

организация взаимодействия органов управления всех уровней, объектовых аварийных формирований и профессиональных аварийно-спасательных формирований;

организация управления, связи и оповещения, номера телефонов всех должностных лиц и служб;

ведение производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

планирование первоочередных действий по локализации разлива нефти и нефтепродуктов при получении сигнала об угрозе или ее разливе;

организация контроля выполнения мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией разливов нефти и нефтепродуктов;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на всех уровнях.

разработка порядка передачи информации об угрозе разлива нефти и нефтепродуктов, ее доведение до руководства, органов управления сил и средств соответствующих уровней и порядка оповещения населения об угрозе разлива нефти и нефтепродуктов (схема);

формирование состава сил и средств, привлекаемых для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

Раздел 4. Организация действий сил и средств при обнаружении аварийных разливов нефти и нефтепродуктов


В данном разделе в хронологическом порядке излагаются мероприятия, проводимые органами управления и силами при обнаружении разливов нефти и нефтепродуктов различного значения:

оповещение органов управления и сил, порядок доведения информации о факте разлива нефти и нефтепродуктов;

оценка объемов разлива нефти и нефтепродуктов, определение границ зоны разлива и его влияния на природные и производственные объекты;

прогнозирование возможных последствий аварийного разлива нефти и нефтепродуктов;

принятие решения о локализации разлива нефти и нефтепродуктов;

выдвижение сил и средств в район разлива;

мероприятия по защите населения (при необходимости);

мероприятия по локализации разлива нефти и нефтепродуктов;

контроль за состоянием окружающей природной среды в районе разлива нефти и нефтепродуктов и обстановкой на аварийном объекте, осуществляющем добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти, и на прилегающей к нему территории.

Раздел 5. Организация действия сил и средств при ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов


В данном разделе в хронологическом порядке излагаются мероприятия, проводимые органами управления и силами при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов различного значения:

оценка объемов работ по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов;

принятие решения на ликвидацию разлива нефти и нефтепродуктов;

выдвижение сил и средств в зону разлива;

распределение сил и специальных технических средств по участкам и объектам работ;

практические действия сил и специальных технических средств по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов (варианты сбора нефтепродуктов);

организация управления, связи и оповещения;

обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи.

Раздел 6. Обеспечение органов управления сил и средств


В данном разделе отражается комплекс мер по видам обеспечения (инженерное, противопожарное, транспортное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное, медицинское, финансовое, охрана общественного порядка и пр.), осуществляемый в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов.

Определяются порядок использования резервов финансовых и материальных ресурсов и лица, ответственные за всестороннее обеспечение действий органов управления, сил и средств.

Раздел 7. Мероприятия по временному хранению и утилизации собранной нефти и отработанных расходных материалов


В данном разделе определяются:

лица, ответственные за проведение работ по временному хранению и утилизации собранной нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов, и за чей счет проводятся эти работы;

полигоны (места) временного хранения и утилизации собранной нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов по согласованию с природоохранными органами и противопожарными службами;

способы утилизации нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов, привлекаемые для этих работ специализированные организации, специальные технические средства и технологии;

примерные сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов.

Раздел 8. Мероприятия по реабилитации территорий (акваторий) и объектов, загрязненных в результате аварийных разливов нефти и нефтепродуктов


В данном разделе отражаются:

последовательность работ по реабилитации загрязненных территорий (акваторий) и объектов;

порядок привлечения организаций, имеющих соответствующие лицензии, к проведению работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов;

порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий (акваторий) и объектов.

Раздел 9. Мероприятия, проводимые на территориях (акваториях) и объектах с хроническими загрязнениями нефтью и нефтепродуктами


В данном разделе отражаются работы по ликвидации существующих нефтяных загрязнений проводятся по соответствующим программам, которые проходят государственную экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизу на федеральном или региональном уровне.

Приложение к плану по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

1. Схема управления, связи и оповещения при аварийных разливах нефти разрабатывается графически и отображает:

органы управления и силы, привлекаемые к работам по ЛАРН;

порядок подчиненности, места привязки к проводным линиям связи при необходимости);

схему вызова абонентов и их номера телефонов;

сигналы оповещения;

порядок обмена информацией между организациями, участвующими в ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов и т.д.

2. Расчет необходимого и достаточного количества сил и специальных технических средств разрабатываются в табличном виде, в котором указываются наименования подразделений и формирований, привлекаемых к работам по ЛАРН, места их дислокации, количество личного состава и техники, время приведения в готовность в выполнении работ и ориентировочные возможности.

3. Схемы дорог для доставки сил и специальных технических средств в район разлива нефти и нефтепродуктов, при отсутствии - наиболее приемлемые пути с учетом рельефа местности.

4. Расчет доставки сил и специальных технических средств в район разлива нефти и нефтепродуктов разрабатывается в табличном виде, в котором указываются:

наименование сил и средств;

выделяемые для доставки транспортные средства;

организации, предоставляющие транспортные средства, и порядок связи с ним;

маршруты движения;

время поставки транспорта.

5. План взаимодействия привлекаемых сил и средств разрабатывается в текстуальном и графическом виде в котором указываются участники взаимодействия и способ связи с ними, перечень вопросов, по которым организуется взаимодействие, порядок организации взаимодействия.

6. План-график проведения работ по локализации разливов нефти (нефтепродуктов) разрабатывается в табличном виде в котором отображаются в хронологическом порядке перечень мероприятий и работ по локализации разлива нефти и нефтепродуктов с временными показателями их выполнения и ответственными за их проведение, а также график движения личного состава и техники по времени и этапам работ по ЛАРН.

7. Мероприятия по защите населения и объектов от разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются в текстуальном виде с указанием всех необходимых мероприятий по защите населения и объектов, привлекаемых для их выполнения сил и средств, сроков их выполнения и ответственных за их проведение.

8. Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов отработанных расходных материалов разрабатывается графически на карте (плане) с указанием мест временного хранения и утилизации, возможного объема емкостей для временного хранения, маршрутов движения к ним и других данных.

9. Обеспеченность работников и населения средствами индивидуальной защиты отображается в форме таблицы с указанием вида средств защиты, их количества, сроков годности и порядка выдачи.

10. Договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на абонентское обслуживание разрабатываются заблаговременно по ранее установленной форме в двух экземплярах. Договоры хранятся в отдельной папке вместе с планами по ЛАРН.

11. Договоры с организациями, обслуживающими речной транспорт, составляются по установленной форме в двух экземплярах. Договоры хранятся в папке вместе с планами ЛАРН.

12. Копия страхового свидетельства о страховании пожаровзрывоопасного объекта.

13. Свидетельство на обслуживание пожаровзрывоопасных объектов аварийно-спасательными и пожарно-спасательными службами (формировани-ями) установленного образца, выдается Главным управлением по делам ГО и ЧС Магаданской области после предъявления всех документов. Свидетельство хранится у руководителя предприятия (организации).

Каждое приложение к плану ЛАРН должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться соответствующим руководителем.

Приложения разрабатываются в графическом, табличном или текстуальном виде в зависимости от характера содержащейся в ней информации.

Формат документов, масштаб карт (планов) определяются руководителем и должны обеспечивать удобство в работе с ними в любых условиях.

С учетом особенностей территорий, попадающих в зону возможного разлива нефти и нефтепродуктов, помимо вышеуказанных приложений к планам ЛАРН могут разрабатываться и другие приложения. Кроме того, к планам могут прилагаться справочные, расчетные данные (в виде графиков, схем, таблиц) и формализованные документы, которые должны храниться в отдельной папке вместе с планами ЛАРН.

Дополнительные сведения, предусмотренные строительными нормами и правилами, руководящими документами, отраслевыми нормами, регламентами и правилами, включаются в план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов отдельными разделами в конце плана.

Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать:

причину и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;

описание и оценка действий виновника загрязнения;

оценку эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;

расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;

уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;

предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).

Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, кино - фото документов и других справочных материалов хранится в комиссии Магаданской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в течение 5 лет.

Порядок и периодичность комплексных учений и тренировок

В целях проверки готовности объекта экономики, сил и средств привлекаемых для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, проводить ежегодные комплексные учения и тренировки.

Порядок и периодичность комплексных учений и тренировок определяются Главным управлением по делам ГО и ЧС Магаданской области, департаментом энергетики и транспорта администрации области и утверждаются председателем КЧС администрации области.

 

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

О мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Магаданской области (с изменениями на 11 декабря 2004 года)

Название документа: О мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Магаданской области (с изменениями на 11 декабря 2004 года)

Номер документа: 119

Вид документа: Постановление губернатора Магаданской области

Принявший орган: Губернатор Магаданской области

Статус: Действующий

Опубликован: Магаданская правда, N 58, 01.06.2004
Дата принятия: 24 мая 2004

Дата начала действия: 01 июня 2004
Дата редакции: 11 декабря 2004