ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 5 мая 2004 года N 18


О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия"

     

Принят
Верховным Советом
Республики Хакасия
21 апреля 2004 года

Статья 1


Внести в Закон Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года N 43 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия" ("Вестник Хакасии", 1998, N 33-34; 2002, N 28-29) изменения, изложив его в следующей редакции:

"ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ


О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия



Настоящий Закон регулирует отношения в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Хакасия (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Республики Хакасия или его части объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия: чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;

ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - планомерно проводимые соответствующими государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления восстановительные и строительные работы, а также мероприятия по восстановлению систем жизнеобеспечения и природной среды, социально-реабилитационные мероприятия на территории, где была ликвидирована чрезвычайная ситуация;

зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;

зона бедствия - часть территории или отдельная местность в зоне чрезвычайной ситуации, сильно пострадавшая, требующая дополнительной и немедленной помощи, материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;

население, оказавшееся в зоне чрезвычайной ситуации - все население, оказавшееся на момент случившегося опасного явления в зоне чрезвычайной ситуации, как пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, так и не пострадавшее от нее;

пострадавшее население - часть населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, перенесшая воздействие поражающих факторов опасных явлений, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, и понесшая материальный и моральный ущерб;

жизнеобеспечение населения в чрезвычайной ситуации - совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени действий государственных органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления, их сил и средств, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне чрезвычайной ситуации, на маршрутах и в районе эвакуации пострадавшего населения;

первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайной ситуации - предоставление населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, материальных средств и услуг, минимально необходимых для удовлетворения его жизненно важных потребностей;

источник техногенной чрезвычайной ситуации - объект промышленности, энергетики, коммунального хозяйства или транспорта, в результате деятельности которого на определенной территории возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;

источник природной чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, в результате которого на определенной территории возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;

потенциально опасный объект - объект, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества или иные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации;

аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня действия характерных для них опасных факторов;

нештатные формирования - формирования, созданные на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) и предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;

информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, принятых и принимаемых мерах по их ликвидации, а также сведения о радиационной, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующей территории.

Статья 2. Законодательство Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Законодательство Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законах и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Статья 3. Цели настоящего Закона


Целями настоящего Закона являются:

- определение полномочий органов государственной власти Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий чрезвычайных ситуаций;

- материальная, социально-правовая защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение целевого использования материальных и финансовых средств, направленных на предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение организации подготовки различных групп населения на территории Республики Хакасия к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области, ответственности должностных лиц и граждан, виновных в неисполнении требований настоящего Закона;

- определение порядка создания, хранения и использования резервов материальных и финансовых ресурсов, а также порядка восполнения использованных средств этих резервов на территории Республики Хакасия для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Не связанные с перечисленными в настоящей статье целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

Статья 4. Республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


Республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - республиканская подсистема РСЧС) создается в пределах территории Республики Хакасия по территориальному принципу и состоит из территориальных звеньев, соответствующих административно-территориальному делению Республики Хакасия, и функциональных звеньев действующих на территории Республики Хакасия функциональных подсистем РСЧС (далее - звенья республиканской подсистемы РСЧС).

Звенья республиканской подсистемы РСЧС имеют три уровня: республиканский, местный и объектовый.

Республиканская подсистема РСЧС является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяет органы управления, силы и средства государственных органов исполнительной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Руководство республиканской подсистемой РСЧС осуществляется Председателем Правительства Республики Хакасия - начальником гражданской обороны Республики Хакасия.

Республиканская подсистема РСЧС имеет:

- координирующие органы;

- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам ГО и ЧС);

- органы повседневного управления;

- силы и средства;

- резервы финансовых и материальных ресурсов;

- системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Координирующими органами республиканской подсистемы РСЧС и звеньев республиканской подсистемы РСЧС являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня.

Создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, входящих в состав республиканской подсистемы РСЧС, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями Правительства Республики Хакасия, органов местного самоуправления и организаций.

Компетенция и полномочия комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяются в положениях о них или в решении об их создании.

Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия возглавляет председатель - первый заместитель Председателя Правительства Республики Хакасия.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и организаций возглавляют соответственно руководители указанных органов и организаций или их заместители.

В состав сил и средств республиканской подсистемы РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток.

Перечень, сил постоянной готовности республиканской подсистемы РСЧС утверждается Правительством Республики Хакасия по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности республиканской подсистемы РСЧС определяют создающие их органы исполнительной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются республиканские, местные и объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности республиканской подсистемы РСЧС определяются положением, принимаемым Правительством Республики Хакасия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 5. Задачи республиканской подсистемы РСЧС


Задачами республиканской подсистемы РСЧС являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- сотрудничество с соседними субъектами Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах компетенции органов государственной власти Республики Хакасия.

Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций, возникших на территории Республики Хакасия


Границы зон чрезвычайных ситуаций, возникших на территории Республики Хакасия, определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, по согласованию с государственными органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»