Недействующий

ЗАКОН

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 января 2004 года N 470

О Программе содействия занятости населения Сахалинской области на 2004-2006 годы

{Фактически является недействующим в связи с истечением срока действия}

{Изменения:
Закон Сахалинской области от 13.08.2004 N 532
Закон Сахалинской области от 25.02.2005 N 8-ЗО}

Принят Сахалинской областной Думой 22 января 2004 года

Статья 1


Утвердить "Программу содействия занятости населения Сахалинской области на 2004-2006 годы" (прилагается).

Статья 2


Финансирование мероприятий Программы содействия занятости населения Сахалинской области на 2004-2006 годы из средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на очередной финансовый год.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Сахалинской области И.П.Малахов

г. Южно-Сахалинск

30 января 2004 года

N 470

Приложение к Закону Сахалинской области "О Программе содействия занятости населения Сахалинской области на 2004-2006 годы"

ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2006 ГОДЫ


ПАСПОРТ

Наименование  Программы  Нормативные  документы для разработки Программы

Программа  содействия занятости населения Сахалинской области на 2004-2006 годы  (далее-Программа)  Закон Российской  Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991  года N 1032-1(с изменениями от 20.04.1996 г. N 36-ФЗ, от 21.07.1998 г.  N 117-ФЗ, от 17.07.1999 г. N 175-ФЗ, от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ, от 25.07.2002  г. N 116-ФЗ, от 10.01.2003 г. N 8-ФЗ, от 10.01.2003 г. N 15- ФЗ (ст. 7, 14,  15, 22), распоряжение администрации Сахалинской области от 15.12. 2002 г. N  678-ра "О мерах по корректировке концепции социально-экономического развития  Сахалинской области до 2010 года и разработке проекта программы  социально-экономического развития Сахалинской области на 2004-2006 годы",  распоряжение администрации Сахалинской области от 02.04.2003 г. N 172-ра "О  разработке программы содействия занятости населения Сахалинской области на  2004-2006 годы", поручение Минтруда России от 20.09.2002 г. N 6380-МТ "О  разработке и согласовании территориальных программ содействия занятости  населения на 2003 и последующие годы"

Государственный  заказчик  Программы

администрация  Сахалинской области

Разработчик  Программы

департамент федеральной  государственной службы занятости населения по Сахалинской области

Цель и задачи Программы

основной целью  Программы является обеспечение устойчивого функционирования областного рынка  труда и сферы занятости населения.  Задачи Программы:  - государственное  регулирование ситуации в сфере занятости населения на территории области;
 - повышение  эффективности мер по содействию занятости населения;
 - обеспечение  реализации государственной политики занятости населения на территории  области;
 - совершенствование  работы по профилактике и сокращению длительности безработицы;
 - решение проблем  социального партнерства на рынке труда;
 - повышение уровня информированности о состоянии рынка

Исполнители  основных мероприятий Программы

- департамент федеральной  государственной службы занятости населения по Сахалинской области, комитет  экономики Сахалинской области, управление молодежной политики Сахалинской  области, управление по труду Сахалинской области, отдел национальной политики  аппарата администрации Сахалинской области, Управление исполнения наказаний  Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области, департамент  социальной защиты населения Сахалинской области, департамент образования  Сахалинской области, Сахалинский областной комитет государственной  статистики, управление по делам миграции УВД Сахалинской области, военный  комиссариат Сахалинской области, Сахалинский областной фонд поддержки  предпринимательства

Сроки реализации  Программы

2004-2006 годы

Объемы и источники  финансирования

средства  федерального бюджета: в 2004 году-135,9 млн. рублей;
 средства  областного бюджета:5748,0 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 1916,0 тыс.  рублей.

Ожидаемые конечные  результаты Программы

- сдерживание уровня  регистрируемой безработицы в пределах 2,0-2,5 процента;
 - оказание  консультационных услуг 170,0 тыс. гражданам (в 2004 году-56,0 тыс.);
 - содействие в  трудоустройстве-не менее 72 тыс. человек (в 2004 году-23,5 тыс.);
 - ежегодное  направление на временные общественные работы не менее 4 тыс. граждан;
 - ежегодное  содействие в оказании финансовой помощи на организацию самозанятости не менее  70 гражданам;
 - ежегодное  предоставление профориентационных услуг 19 тыс. незанятым и безработным  гражданам;
 - ежегодное  предоставление услуг по программам социальной адаптации в "Клубах ищущих  работу" и курсах "Новый старт" не менее 700 безработным гражданам;
 - направление на  профессиональное обучение и переподготовку ежегодно 2,0-2,2 тыс. граждан;
 - ежегодное привлечение  к общественно значимому труду несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до  18 лет в свободное от учебы время не менее 5,1 тысячи;
 - ежегодное  содействие в организации временного трудоустройства 420 безработным  гражданам, особо нуждающимся в социальной защите

Контроль за  исполнением Программы

контроль за  реализацией Программы осуществляют департамент федеральной государственной  службы занятости населения по Сахалинской области и координационный комитет  содействия занятости населения Сахалинской области. Исполнители  организационных мероприятий, указанные первыми, являются ответственными за  исполнение мероприятий Программы и ежегодно представляют в сроки до 20 января  и 20 июля в департамент федеральной государственной службы занятости  населения по Сахалинской области информацию об исполнении настоящего Закона  для обобщения и представления отчёта в Сахалинскую областную Думу и  администрацию Сахалинской области.

ВВЕДЕНИЕ

Программа "Содействия занятости населения Сахалинской области на 2004-2006 годы" (далее-Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", с учетом рекомендаций Минтруда России.

Подготовка Программы осуществлялась на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда области, городов и районов, предварительного прогноза социально-экономического развития Сахалинской области на 2004 год и параметров до 2006 года, перечня инвестиционных проектов и мероприятий, подлежащих реализации в 2004-2006 годах, а также предложений структурных подразделений администрации Сахалинской области, управления по труду Сахалинской области, департамента образования Сахалинской области и других заинтересованных сторон.

Настоящая Программа определяет приоритеты государственной политики занятости населения на 2004-2006 годы.

Финансирование программных мероприятий по содействию занятости населения предполагается осуществлять за счет совместных средств федерального, областного и местных бюджетов, средств работодателей.

ЗАНЯТОСТЬ И ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА ОБЛАСТИ

Содержание проблемы и необходимость решения ее

программными методами

Положение на рынке труда области к 2003 году сформировалось под влиянием изменений в экономике, которые происходили в последнее десятилетие, для которых характерно увеличение спроса на рабочую силу в промышленно-производственном секторе, создание новых рабочих мест. В ряде отраслей экономики Сахалинской области в послекризисный период сложилась положительная динамика основных макроэкономических показателей.

В то же время сохраняется значительное количество убыточных предприятий (61 %). Отрицательное влияние на их деятельность оказывают следующие факторы: недостаток оборотного капитала, высокий износ основных фондов, отсутствие средств на реконструкцию и техническое перевооружение, высокие транспортные и энергетические тарифы, рост взаимных неплатежей, низкая покупательская способность населения в депрессивных районах области.

В числе основных проблем-несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, значительное количество неэффективных рабочих мест.

Негативное влияние на состояние рынка труда оказывает сокращение численности населения. За 1998-2002 годы число жителей области с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2002 года уменьшилось почти на 74 тысячи человек и в конце 2002 года составило 546,5 тысячи человек. Сокращение обусловлено естественной убылью и миграционным оттоком населения за пределы области. В числе выбывших в другие регионы преобладающее большинство составляют граждане трудоспособного возраста, высококвалифицированные кадры. В то же время за пределы области стало больше выезжать пенсионеров, которые в меньшей степени зависят от вопросов трудоустройства.

Численность экономически активного населения (среднегодовая), по данным Сахалинского областного комитета государственной статистики, в 2002 году составила 311 тысяч человек или 53,5 % от общей численности населения области. Среднегодовая численность занятых в экономике области-282,0 тыс. человек, или на 17,3 тысячи человек (6,5 %) больше, чем в 1998 году. На предприятиях государственной и муниципальной форм собственности занято 38,6 % от занятых в экономике области, на совместных предприятиях и на предприятиях смешанной формы собственности-9,1 %, предприятиях частной формы собственности-51,6 %.

Таблица N 1

Движение рабочей силы на крупных и средних предприятиях области за 1998-2002 годы


Наименование  показателей

1998 год

2000 год

2001 год

2002 год

2002 год 2000 год

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

%

Принято  работников, всего

53325

60919

62196

65525

107,6

Выбыло работников,  всего

70497

100

61418

100

63832

100

65550

100

106,7

в том числе:  - по сокращению  численности персонала

14478

20,5

3150

5,1

1762

2,8

2080

3,2

66,0

- по собственному  желанию

40955

58,1

42172

69,0

46920

73,5

47499

72,5

112,6

Скоординированные действия всех заинтересованных органов по реализации мероприятий Программы содействия занятости населения улучшили состояние рынка труда и способствовали сокращению уровня зарегистрированной безработицы с 5,4 % в 1998 до 1,9 %-в 2003. Самый низкий уровень безработицы в г. Южно-Сахалинске (0,3%), Корсаковском и Долинском районах (0,8%).

Уровень общей безработицы (по методике МОТ) в области высокий, но с 2002 года наметились тенденции к снижению.

Таблица N 2

Общие масштабы безработицы

(в среднегодовом исчислении)

N п/п

Наименование  показателей

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

1.

Безработные  граждане по МОТ (тыс.чел.)

52,4

64,1

42,1

38,8

29,0

2.

Уровень  безработных по МОТ  (в %)

16,5

19,7

13,1

12,1

9,3

3.

Признаны  безработными в службе занятости населения (тыс.чел.)

16,6

16,3

9,2

6,8

6,5

4.

Уровень  зарегистрированной безработицы (в %)

5,4

4,8

2,8

2,1

2,1

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) в конце 2002 года составил 2,5 человека против 37,2 человека-в 1998 году.

Снизился уровень "хронической" безработицы (более года) с 14,6 в 1998 до 6,7 % в конце 2002 года.

Средняя продолжительность регистрируемой безработицы сократилась с 6,6 до 4,4 месяца.

Среди безработных самую многочисленную группу (свыше 60 %) составляют граждане, работавшие до обращения в службу занятости населения по рабочим специальностям.

За годы реформ резко снизились общий уровень квалификации и доля рабочих высокой квалификации. Сохранился устойчивый спрос на высококвалифицированные кадры, особенно в строительном и рыбоперерабатывающем комплексах, на предприятиях транспорта, лесоперерабатывающей промышленности, энергетике, здравоохранении, образовании.

Ключевые проблемы на рынке труда

1. Несоответствие профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы. Низкий образовательный уровень и уровень профессиональных навыков безработных граждан. Отдаленность ряда населенных пунктов от профессиональных учебных заведений. Увеличение спроса на высококвалифицированных рабочих строительных специальностей (с учетом активного развития шельфовых проектов).

2. Недостаточая адаптированность системы профессионального образования к требованиям рынка труда.

3. Наличие значительного трудового потенциала в связи с неэффективной занятостью населения (трудоустройство не в соответствии с полученной квалификацией и подготовкой).

4. Уменьшение числа квалифицированных и высококвалифицированных специалистов в результате продолжающегося миграционного оттока населения за пределы области, старения и т.д.

5. Сохранение невысокого уровня оплаты труда в ряде отраслей экономики области, отсутствие связи между доходами и уровнем профессионализма работников. Диспропорция в оплате труда обусловила переход специалистов в сферу неформальной занятости, где не требуется прежняя квалификация.

6. Низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих, граждан предпенсионного возраста и других). Увеличение числа молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Напряженность на рынке труда в сельской местности и населенных пунктах с моноэкономической структурой производства.

7. Выборочный подход при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья граждан.

8. Слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих граждан и их переподготовке.

9. Недостаточный уровень поддержки развития малого бизнеса.

10. Наличие нелегальной трудовой миграции.

11. Ухудшение качественных характеристик рабочих мест, ограничивающих возможности трудоустройства незанятых граждан из-за большого количества непрестижных рабочих мест, с неблагоприятными условиями труда, ведущими к росту травматизма и профессиональных заболеваний.

Прогноз спроса и предложения рабочей силы

В предстоящие годы в экономике области сохранится сырьевая ориентация. В прогнозируемый период до 2006 года в Сахалинской области будет осуществляться реализация более 140 инвестиционных проектов, финансируемых из федерального и областного бюджетов, собственных средств предприятий. Потребность в новых рабочих местах в соответствии с этими проектами составит 14,4 тысячи человек.

Значительно возрастет инвестиционная активность в связи с разработкой и освоением нефтяных месторождений на севере Сахалина. Основной объем инвестиций предусматривается направить на реализацию целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года" (на строительство, техническое перевооружение, модернизацию и перепрофилирование производств топливно-энергетического комплекса, развитие транспорта и связи, обеспечение эффективного и устойчивого энергообеспечения области, развитие рыбохозяйственного комплекса и объектов инженерной инфраструктуры, в том числе на строительство газопровода Сахалин-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск, второй очереди Ногликской газотурбинной станции, завершение газификации Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, реконструкцию аэропортов, автодорог и других объектов).

В 2004-2006 годах планируется строительство завода по сжижению природного газа и создание соответствующей инфраструктуры, что позволит создать дополнительные рабочие места.

В прогнозируемый период предусмотрен рост объемов производства в основных отраслях промышленности: электроэнергетике, топливной, лесной, рыбной, деревообрабатывающей, пищевой.

С разработкой Сахалинского шельфа ожидается расширение деятельности малого предпринимательства в рыбоперерабатывающем, лесоперерабатывающем, строительном и промышленном производстве, а также в сфере торговли, туризма и услуг.

Среди стратегических задач в экономике области-перешивка железнодорожной колеи под общероссийский стандарт, реконструкция и строительство мостов, тоннелей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»