ЗАКОН

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 3 марта 2003 года N 12-ОЗ

Об утверждении областной целевой программы "Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы"

     

Принят
Рязанской областной Думой
19 февраля 2003 года

<Изменения:

Закон Рязанской области N 15-ОЗ от 27.02.2004 г.; нгр:RU62000200400031

Закон Рязанской области N 55-ОЗ от 30.06.2004 г.; нгр:RU62000200400103;

Закон Рязанской области N 23-ОЗ от 02.03.2005 г.; нгр:RU622000200500029

Закон Рязанской области N 112-ОЗ от 14.09.2006 г.; нгр:RU62000200600253;

Закон Рязанской области N 42-ОЗ от 03.04.2007 г.; нгр:RU62000200700079;

Закон Рязанской области N 85-ОЗ от 19.07.2007 г.; нгр:RU62000200700183;

Закон Рязанской области N 140-ОЗ от 17.10.2007 г.; нгр:RU62000200700294;

Закон Рязанской области N 113-ОЗ от 08.10.2008 г.; нгр:RU62000200800330;

Закон Рязанской области N 64-ОЗ от 15.07.2010 г.; нгр:RU62000201000293>

<Действие Закона в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета приостановлено на 2010 год: Закон Рязанской области N 155-ОЗ от 15.12.20099 г. нгр:RU62000200900587>

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы" согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Статья 2. Утвердить укрупненный план мероприятий по реализации программы согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Статья 3. Утвердить прогноз объемов финансирования программы согласно приложению 3 к настоящему Закону.

Указанные объемы подлежат ежегодному уточнению с учетом сумм, выделяемых на развитие ипотечного кредитования из федерального, областного и местных бюджетов.

Статья 4. Утвердить таблицу примерного расчета максимально возможной суммы займа в зависимости от совокупного семейного дохода согласно приложению 4 к настоящему Закону.

Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации области
В.Н.Любимов

3 марта 2003 года

N 12-ОЗ

Приложение 1
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной
целевой программы
"Долгосрочное финансирование
и ипотечное кредитование
строительства и приобретения жилья
на 2003-2010 годы"
<Приложение 1 в редакции
Закона Рязанской области N 23-ОЗ от 02.03.20055 г. нгр:RU622000200500029;
Закона Рязанской области N 42-ОЗ от 03.04.20077 г. нгр:RU62000200700079;
Закона Рязанской области N 113-ОЗ от 08.10.20088 г. нгр:RU62000200800330;
Закона Рязанской области N 64-ОЗ от 15.07.20100 г. нгр:RU62000201000293>

Областная целевая программа "Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы"

     
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Областная целевая программа "Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы" (далее - программа).

Государственный заказчик

Правительство Рязанской области

Пункт в редакции Закона Рязанской области N 55-ОЗ от 30.06.20044 г.

Разработчики программы

Областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, открытое акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация"

Цель программы

Создание необходимых общественных (законодательных, государственно-политических, финансовых, экономических и организационных) условий для решения жилищной проблемы населения области с помощью ипотечного кредитования.

Основные задачи программы

1. Поддержка и стимулирование инициативы населения области по улучшению своих жилищных условий в осуществлении государственной жилищной политики.

2.Создание системы региональных законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих активную государственную поддержку строительства и приобретения жилья при личном участии гражданина.

3. Создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения жилищного инвестиционно-строительного процесса.

4. Формирование предпосылок для удешевления строительства и эксплуатации массового жилья.

5. Создание эффективной системы управления реализацией программы, адекватной масштабу и остроте жилищной проблемы.

6. Развитие строительной отрасли области.

Исполнитель основных мероприятий

министерство строительного комплекса Рязанской области, управление капитального строительства Рязанской области, областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, открытое акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация"

Сроки и этапы реализации программы

2003-2004 гг.

2005-2006гг.

Разработка и формирование механизма мобилизации ресурсов обеспечения жилищного инвестиционно-
строительного процесса в районах и городах области.

Реализация варианта ипотеки для работников организаций, финансируемых из областного и местного бюджетов.

Функционирование программы и разработка механизма перехода ипотечного кредитования на коммерческую основу.

 

2007-2010 гг.

Переход системы ипотечного кредитования в строительстве и приобретении жилья на частичную самоокупаемость. Создание системы мониторинга потребности в строительстве социального жилья.

Объемы и источники финансирования программы

2003-2004 гг.

Общий объем средств в ценах 2003 года составляет 181,8млн. руб., в том числе:

средства федерального бюджета за выкуп закладных - 26,8 млн. руб.;

средства областного бюджета - 53,5 млн. руб.;

средства муниципальных образований - 25,7 млн. руб.:

средства граждан - 45,4 млн. руб.;

реинвестиции - 30,4 млн. руб.

 

2005-2006 гг.

2007-2010 гг.

Общий объем средств в ценах 2003 года составляет 285,9 млн. руб., в том числе:

средства федерального бюджета за выкуп закладных - 31,5 млн. руб.;

средства областного бюджета - 63,1 млн. руб.;

средства муниципальных образований - 30,3 млн. руб.;

средства граждан - 83,4 млн. руб.;

Общий объем средств в ценах 2003 года составляет 823,5 млн. руб., в том числе:

средства федерального бюджета за выкуп закладных - 65,2 млн. руб.;

средства областного бюджета - 130,4 млн. руб.;

средства муниципальных образований - 62,8 млн. руб.;

средства граждан - 258,4 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реальное улучшение жилищных условий жителей области:

2003-2004гг. - строительство и приобретение - 519 квартир;

2005-2006гг. - строительство и приобретение - 715 квартир;

2007-2010гг. - строительство и приобретение - 1647 квартир.

Мобилизация ресурсов общества на жилищное строительство.

Повышение уровня доходов населения, улучшение социально-бытовых и жилищных условий.

Усиление у жителей области мотивации к труду.

Сохранение воспроизводственных процессов в обществе.

Привлечение внебюджетных средств в государственные социально-экономические программы.

Развитие строительной отрасли области.

Система организации контроля за исполнением программы

Общее руководство, межведомственную координацию и контроль за реализацией мероприятий программы осуществляет Правительство Рязанской области.

Областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, открытое акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация":

ежегодно информируют Правительство Рязанской области о ходе реализации программы;

предоставляют отчеты об использовании средств областного бюджета;

участвуют в создании нормативно-правовой базы, пакета нормативно-правовых документов на областном и местном уровнях;

привлекают строительные, страховые, риэлторские, кредитные учреждения и организации на договорной основе к участию в реализации программы.

Пункт в редакции Закона Рязанской области N55-ОЗ от 30.06.20044 г. http://192.168.0.100:8080/content/ngr/RU62DMJ200400103.doc



1. Введение

Долгосрочное жилищное финансирование является важным инструментом реализации проводимой государством жилищной политики. Правильное выстраивание отношений в рамках жилищного финансирования, эффективность используемых схем (механизмов), своевременность решения насущных и перспективных задач становятся во многом определяющим фактором социально-экономических преобразований в регионе.

Преобразования, произошедшие в последние годы в жилищной отрасли, весьма значительны. Более половины квартир, ранее находившихся в государственном, муниципальном и ведомственном жилищных фондах, приватизированы, что привело к появлению достаточно развитого рынка жилья и его существенного оборота.

Приобретение жилья в собственность, являющееся теперь основным средством для улучшения жилищных условий граждан, способствует развитию заемно-кредитных и ипотечных отношений. Вокруг них складываются новые организационные, финансовые и правовые системы, обеспечивающие потребности граждан в улучшении жилищных условий. Они также способствуют становлению и развитию рыночных отношений среди хозяйствующих субъектов, участвующих в названных процессах.

Источники финансирования процесса приобретения и строительства жилья многообразные. Это средства граждан, кредиты банков, материальные ресурсы юридических лиц, займы и субсидии из бюджетов различных уровней.

Механизмы финансово-кредитного обеспечения строительства и приобретения жилья:

адресные безвозмездные субсидии гражданам из бюджетов различных уровней, в том числе в рамках реализации целевых программ;

банковское ипотечное кредитование;

выдача целевых ипотечных займов;

сбережения граждан;

продажа "старого" жилья, зачет его стоимости;

инвестирование, предоставление поручительств юридическими лицами.

В настоящее время в Российской Федерации внедряется общефедеральная система ипотечного жилищного кредитования. В основу этой системы положена концепция программы, разработанная Госстроем Российской Федерации и одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации".

Ипотечное кредитование - один из самых проверенных в мировой практике и надежных способов привлечения внебюджетных инвестиций в жилищную сферу. Именно ипотека позволяет согласовать интересы населения в улучшении жилищных условий, банков - в эффективности и прибыльной работе, строительного комплекса - в ритмичной загрузке производства, в том числе государства, заинтересованного в общем экономическом росте, которому будет способствовать широкое распространение ипотечного кредитования населения.

Зарубежный опыт решения жилищной проблемы населения показывает, что 80 процентов жилищного строительства в мире производится при помощи ипотечного кредитования, и подтверждает правильность концептуального выбора пути решения жилищной проблемы в области с применением механизма ипотечного кредитования.

В процессе реализации областной целевой программы "Долгосрочное жилищное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы" необходимо будет принять ряд нормативных правовых актов, корректировать ее в дальнейшем как из-за изменения федерального законодательства, так и для повышения эффективности развития программы по мере ее внедрения.

Анализ ситуации

2.1.Зарубежный опыт решения жилищной проблемы

США. Самым важным в регулировании жилищного рынка США является правительственная поддержка системы ипотечного кредитования. Главная цель федерального правительства - обеспечение всех граждан США жильем по современным минимальным стандартам - достигается не путем строительства дешевого муниципального жилья, а регулированием частного рынка жилья.

Основными методами регулирования являются: обеспечение вторичного рынка закладных, государственное страхование ссуд, выдаваемых частными кредитными учреждениями, льготы в получении кредитов для малообеспеченных групп населения и ветеранов, регулирование деятельности сберегательных учреждений, налоговые льготы для инвесторов жилищного рынка, установление стандартов на жилье.

Германия. Институт ипотечного кредитования предполагает жилищные накопительные счета до 50% стоимости жилья, на вторую половину стоимости выдается кредит сроком на 15 - 20 лет под 8% годовых.

Франция. Крупнейший земельный банк - "Креди Фонсье де Франс" предоставляет ссуды землевладельцам и строительным компаниям на жилищное и промышленное строительство. Ипотечные операции связаны с выдачей среднесрочных и долгосрочных ипотечных ссуд сроком от 3 до 20 лет.

Венгрия. Рынок ипотечных кредитов в Венгрии находится под защитой государства. Ставка рефинансирования Центрального Банка Венгрии на декабрь 1995 г. составляла 28% годовых. Контрактная ставка для ипотечного кредита выше - 32%, но она разбивается пополам, т.е. 16% заемщик платит ежемесячно, а 16% начисляются и прибавляются к основной сумме долга. Срок кредита 15 лет.

Канада. Ипотечный кредит предоставляется всем желающим, имеющим стабильный заработок и возможность внести первоначальный взнос 5 - 25% от стоимости. Ипотечные кредиты предоставляются по льготной кредитной ставке ввиду того, что, с одной стороны, они поддерживаются Центральным Банком и, с другой стороны, они обеспечены самой недвижимостью в качестве залога.

Гонконг. Первые сделки в Азии на вторичном рынке закладных на частную недвижимость были проведены в 1994 году. Структура этих сделок была схожа с той, что принята в США, Австралии, Великобритании. Интерес инвесторов к этому рынку не ослабевает, емкость рынка закладных в этой стране оценивается примерно в 30 млрд. долларов США.

Кредитные инструменты так называемых "кредитов с индексацией" нашли широкое применение в странах с высокой и изменяющейся инфляцией - Турция, Колумбия, Португалия, Израиль, Польша и др.

Таким образом, анализ материалов по зарубежным схемам строительства жилья свидетельствует, что их эффективное развитие возможно при активной поддержке государства в виде налоговых льгот и субсидий, создании специализированных ипотечных фондов, ассоциаций, страховых, оценочных и риэлтерских организаций и, самое главное, при соответствующей федеральной законодательной базе и наличии нормативно-правового обеспечения.

Именно увеличение объемов жилищного строительства в вышеперечисленных странах являлось одним из основных факторов подъема экономики, решения проблемы занятости, улучшения жилищного обеспечения населения и улучшения демографической ситуации.

2.2. Отечественный опыт решения жилищной проблемы

В ряде регионов Российской Федерации, в частности в г.г. Москве, Санкт - Петербурге и других, заложены законодательные и организационные основы функционирования системы ипотечного жилищного кредитования. В г. Москве и Санкт - Петербурге разработаны концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования, в основе которых лежит двухуровневая модель. В г. Москве она опирается на учрежденное Московское городское агентство по ипотечному кредитованию, в г. Санкт - Петербурге - на филиал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, созданного на федеральном уровне. Ведется работа с банками по ипотечным программам г. Москвы и Санкт - Петербурга.

Среди администраций ряда городов получила распространение идея создания специальных внебюджетных фондов поддержки жилищного строительства (г. Саров, Нижегородская область). Фонды, используя бюджетные средства и часть налоговых поступлений (в пределах местных налогов, а в отношении закрытых административно - территориальных образований - и федеральных налогов), финансируют строительство жилья. Это жилье продается тем гражданам, которые согласны продать фонду имеющееся жилье, недостающую сумму частично оплатить за счет собственных средств, а частично - получить рассрочку. Стоимость старого жилья, как правило, составляет примерно 50 - 60 процентов стоимости нового, 20 - 25 процентов - собственные средства гражданина, на оставшиеся 15 - 30 процентов стоимости покупаемого жилья предоставляется рассрочка. При этом каждый вложенный фондом в сферу жилищного строительства рубль кредита привлекает превосходящие в несколько раз средства населения.

Результаты этих программ определяются бюджетными возможностями регионов, объемами жилищного строительства, а также платежеспособным спросом на жилье на вторичном рынке жилья.

В некоторых других городах и регионах (Оренбургская область, Удмуртская Республика и др.) получили развитие схемы кредитования населения по кредитной ставке намного ниже рыночной через создаваемые внебюджетные фонды. Предоставление льготных процентных ставок по кредитам создает трудности для привлечения в систему ипотечного жилищного кредитования внебюджетных средств инвесторов. В связи с этим подобные схемы ограничены по масштабам кредитования и ложатся тяжелой нагрузкой на региональные бюджеты, которые в большинстве своем на сегодняшний день являются дефицитными.

В ряде регионов России (Белгородская область, Республика Башкортостан и др.), в основном в сельской местности, получили распространение схемы кредитования, в которых не используется кредитно - финансовый механизм. В Республике Башкортостан заемщики получают кредиты и займы в виде строительных материалов, а в Белгородской области рассматривается результативность подсобного хозяйства заемщика. При этом платежеспособность заемщика в общепринятом смысле слова не оценивается, поскольку возврат кредита (займа) осуществляется не в денежной, а в натуральной форме - в виде сельскохозяйственной продукции, которая впоследствии продается по ценам, устанавливаемым организаторами такого рода кредитования.

Замена денежных инструментов натуральными может привести к несоизмеримости затрат и результатов. Кроме того, достаточно сложно гарантировать возврат кредитов при отсутствии реального денежного эквивалента натуральных платежей по кредиту и его соответствия размеру кредитных ресурсов.

В 1999 году администрацией города Рязани разработана Программа ипотечного кредитования.

Основной целью программы является повышение доступности жилья для населения в рыночных условиях.

В соответствии с программой её участнику предоставляется заем (рассрочка платежа) в размере не более 50 % от стоимости приобретаемого жилья на срок до 15 лет с годовой ставкой 1/10-1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Отбор участников производится на конкурсной основе, с преимущественным правом тех, кто стоит в очереди, просит в кредит меньшую сумму на меньший срок и имеет меньшую обеспеченность общей площадью жилья в расчете на 1 члена семьи.

В рамках программы выполнены следующие мероприятия:

создана некоммерческая организация "Рязанский ипотечный фонд",

разработано положение об аккредитации предприятий и организаций, ведущих страхование, строительную и оценочную деятельность по Программе ипотечного кредитования,

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»