Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2003 года N 200

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОТХОДЫ" (2004-2010 ГОДЫ)"

{Отменен:
Постановление Правительства Республики Алтай от 14.01.2008., N 2 НГР:ru02000200800002}

{Признать недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Республики Алтай N 200 от 17 июля 2003 года "О республиканской целевой программе "Отходы (2004-2010 годы)", с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.05.2007 года N 92.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 04.12.2007 (Решение вступило в законную силу 21 декабря 2007 года)}

{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 17.05.2007., N 92 НГР:ru02000200700167}

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 860 "О Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", в целях обеспечения экологической безопасности Республики Алтай при обращении с отходами производства и потребления, комплексного решения вопросов по сбору отходов производства и потребления, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Правительство Республики Алтай постановляет:

Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Отходы (2004-2010 годы)".

Министерству финансов Республики Алтай (Альпимов У.) при формировании республиканского бюджета предусматривать средства на реализацию мероприятий настоящей Программы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления при формировании местных бюджетов ежегодно предусматривать средства на реализацию меропоиятий настоящей Поогоаммы.

Первый заместитель

Председателя Правительства

Республики Алтай Н.М. Тайтаков

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Алтай

от 17 июля 2003 г. N 200

Республиканская целевая программа "Отходы (2004-2010 годы)"


г. Горно-Алтайск 2003 г.

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Отходы (2004-2010 годы)'


Наименование Программы

Республиканская целевая программа \"Отходы (2004-2010 год)\".

Государственный заказчик Программы

Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики А лтай

Основные разработчики Программы

Горно-Алтайский филиал Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской Академии наук, Алтайский региональный институт экологии Министерства природных ресурсов Российской Федерации при участии Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Алтай, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай, органы местного самоуправления Респуб-лики Алтай

Основные исполнители Программы

Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай, Министерство сельского хозяйства Респуб-лики Алтай, Министерство внутренних дел Республики Алтай, Министерство образования и науки Республики Алтай, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Алтай, Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, Комитет по информационной, национальной политике, связям с общест-венностью Республики Алтай

Предполагаемые участники Программы

Государственный комитет статистики Республики Алтай, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства по природным ресурсам России по Республике Алтай, органы местного самоуправления Республики Алтай, Горно-Алтайский филиал Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской Академии наук, Алтайский региональный институт экологии Министерства природных ресурсов Российской Федерации, администрации организаций

Цели и задачи Программы

Целью Программы является решение комплекса вопросов по сбору, размещению, утилизации, переработке и вовлечению в хозяйственный оборот отходов производства и потребления, снижению их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Республики Алтай Основные задачи Программы: - совершенствованиесистемыуправления обращения с отходами производства и потребления в республике;
- развитие нормативной базы и экономических механизмов регулирования в области обращения с отходами;
- изыскание финансовых ресурсов для решения вопросов обращения с отходами;
- обезвреживание и утилизация опасных отходов, максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;
- ликвидация несанкционированного размещения отходов, строительство (обустройство) и содержание санкционированных объектов;
- организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду и здоровье населения;
- подготовка кадров, обучение населения в области обращения с отходами

Сроки и этапы реализации Программы

2004 -2010 гг. 1-й этап (среднесрочный) - 2004-2005 гг. 2-й этап (долгосрочный) - 2006-2010 гг.

Перечень мероприятий

Мероприятия капитального характера. Мероприятия по обеспечению, сопровождению и регулированию Программы

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования - 227,1 млн. руб.,
 в том числе мероприятия 1 этапа (2004-2005 гг.) - 6,9 млн. руб., 2 этапа (2006-2010 гг.) - 220,2 млн. руб.
 Объем финансирования за счет средств:
 федерального бюджета - 80,0 млн. руб.,
 республиканского бюджета - 61,5 млн. руб.;

 местных бюджетов - 53,4 млн. руб.,
 предусмотренные на реализацию программы;

 внебюджетных источников - 32,2 млн. руб.

{В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 17.05.2007., N 92 c:\content\ngr\RU02DMJ200700167.doc }

Ожидаемые основные результаты реализации Программы

Создание в республике системы управления и контроля обращения с отходами;
ликвидация несанкционированных и экологически опасных объектов размещения отходов;
строительство (обустройство) и реконструкция объектов размещения отходов и предприятий (технологий) по их переработке;
оснащение необходимыми техническими средствами;
снижение, локализация и мониторинг негативных последствий воздействия отходов на окружающую среду;
ведение государственного кадастра отходов в Республике Алтай;
повышение экологического образования населения в области обращения с отходами

Контроль за реализацией Программы

Контроль исполнения осуществляется -Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай, контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осущест-вляют Министерство сельского хозяйства Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай

1. Обоснование проблемы


Отходы - это не только неизбежный вещественный атрибут жизнедеятельности и производственной деятельности человека, но и важный показатель уровня экономического развития и экологической культуры государства (общества, социума). В настоящее время в Российской Федерации в связи с затянувшимся экономическим кризисом сложилась неблагоприятная ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, которая нередко приводит к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.

В Республике Алтай ситуация с использованием и хранением отходов также является неблагоприятной. Несмотря на существенно аграрный профиль народного хозяйства и продолжавшийся в последнее десятилетие спад промышленного производства в Республике Алтай, какого-либо улучшения в сфере обращения с отходами за эти годы не произошло. Основные причины подобного положения заключаются в недостаточном финансировании мероприятий в этой области охраны окружающей среды, а также в слабой работе органов местного самоуправления и природоохранных органов.

В последние годы в стране, после принятия в 1998 г. Федерального закона мОб отходах производства и потребления", активизировалась нормативно-правовая и практическая деятельность в сфере образования и обращения с отходами. В частности, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" Министерством природных ресурсов России разработан и частично утвержден ряд нормативно-правовых и методических документов, регламентирующих различные аспекты в области учета, нормирования, размещения и использования отходов производства и потребления.

После утверждения Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" на 2002-2010 гг. во многих субъектах Российской Федерации были разработаны региональные целевые программы "Отходы", направленные на обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления. В Республике Алтай подобная программа до настоящего времени не была разработана.

В текущем году была организована работа по составлению республиканской целевой программы "Отходы (2004-2010 годы)" (в дальнейшем - Программа). Ответственным разработчиком Программы выступил Горно-Алтайский филиал Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской Академии наук, соисполнителем - Алтайский региональный институт экологии Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Определенное участие в составлении Программы приняли Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай и Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Алтай, органы местного самоуправления Республики Алтай.

Реализация программы рассчитана в два этапа - 1-й среднесрочный (2004-2005 г.г.) и 2-й долгосрочный (2006-2010 г.г.). Необходимое финансирование ее мероприятий, предусмотренное за счет бюджетов всех уровней и различных внебюджетных источников составляет - 227,1 млн. руб. (в том числе 1-й этап - 6,9 млн. рублей, 2-й этап - 220,2 млн. руб.)

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 17.05.2007., N 92 НГР:ru02000200700167}

в Республике Алтай

Источники образования, номенклатура и объемы отходов. Источниками образования отходов производства на территории Республики Алтай являются предприятия различных отраслей народного хозяйства, а основным источником отходов потребления - местное население, а также некоторые учреждения образования, здравоохранения, объекты рекреации и пр.

К отходообразующим производствам в Республике Алтай относятся предприятия теплоэнергетики, горнодобывающей и горно-металлургической, лесной и деревообрабатывающей, пищевой, легкой промышленности, а также жилищно-коммунального и сельского хозяйства.

Предприятия теплоэнергетики в республике представлены многочисленными (около 340 единиц) котельными разной мощности (от котельных, отапливающих отдельные здания, до районной котельной г. Горно-Алтайска). В них, по ориентировочным данным Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай, ежегодно сжигается порядка 150 тыс. т угля и около 2 тыс. т мазута. С учетом аналогичных отходов печного отопления в республике ежегодно образуется более 30 тыс. т золошлаковых отходов.

Наибольшее количество отходов в Республике Алтай продуцируют горнодобывающие предприятия, особенно рудник "Веселый", который ежегодно образует порядка 100 тыс. т хвостов обогащения руд. С учетом отходов прииска "Алтайский" и старательских артелей (вскрышные породы и промытые пески), эта цифра может быть удвоена.

Заметный объем отходов создают также лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия, которых в республике насчитывается около 150 единиц. Первые из них оставляют образовавшиеся отходы (сучья, щепу, кору и пр.), главным образом, на лесосеках. Предприятия деревообработки (фабрики, цеха, пилорамы) ежегодно образуют более 10 тыс. т отходов в виде коры, щепы, опилок, стружки.

Еще более значителен объем отходов (около 20 тыс. т) стройматериалов (кирпич, бетон, стекло, различные блоки, деревянные изделия), ежегодно образующихся при промышленном и гражданском строительстве в республике.

В связи с аграрным профилем народного хозяйства Республики Алтай, одной из основных отходообразующих отраслей в республике является животноводство. Количество малых и средних животноводческих объектов (ферм, кошар и пр.) на территории республики исчисляется многими сотнями. Ежегодно в отрасли образуется порядка 200 тыс. т навоза, локализованного на животноводческих объектах (примерно столько же рассредоточено на территории Республики Алтай).

Заметную роль в отходах производства и потребления на территории Республики Алтай играет лом преимущественно черных металлов и различных сплавов. В связи со старением и выбыванием из эксплуатации дорожной, транспортной и особенно сельскохозяйственной техники, ежегодно в республике образуется не менее 5 тыс. т металлического лома.

Другим специфическим видом металлических отходов являются фрагменты отделяющихся частей вторых ступеней ракет-носителей, запускаемых Министерством обороны и Росавиакосмосом с космодрома "Байконур" на протяжении последних сорока лет. За этот период на территории республики было размещено несколько десятков тысяч фрагментов ракетно-космической техники общей массой около 2000 т.

Основная часть отходов производства и потребления, образующихся в Республике Алтай, относится к малоопасным и неопасным отходам (4,5 класс). В то же время значительная часть отходов минерального и химического происхождения относится к категории умеренно и высоко опасных (1-3 класс). Таковыми являются ртутьсодержащие отходы обогащения руд золотоизвлекательной фабрики рудника "Веселый", металлургические шлаки Акташского металлозавода, отдельные виды металлических и химических отходов. К токсичным отходам относится также часть металлических фрагментов ракетно-космической техники, находящихся на длительном "санкционированном" хранении на значительной площади республики.

По предварительным оценкам, в республике к настоящему времени образовано и размещено более пяти млн. т отходов производства и потребления (без учета фекальных отходов с/х животных), из которых 80 % приходится на токсичные ртутьсодержащие отходы горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (2.4 млн. т - хвосты рудника "Веселый" и 1.8 млн. т - шлаки и пустые породы Акташского горно-металлургического предприятия), 13-15 % - на другие промышленные отходы и только 5-7% - на отходы потребления. Из общего числа ежегодно образующихся отходов - примерно 300 тыс. т (без учета фекальных отходов с/х животных) используется примерно 5% отходов (шлак, частично, древесные отходы, металлолом, отходы стройматериалов и пр.), а 95% от их количества размещается на свалках, хвостохранилищах, в отвалах, на территориях отходообразующих предприятий и пр.

Характеристика объектов размещения отходов производства и потребления. По предварительным данным, на территории республики имеется около 270 объектов размещения отходов потребления (полигоны, свалки, поля фильтрации) общей площадью около 320 га. На них нередко хранятся и отдельные виды производственных отходов - опилки, металлолом, шлак и пр. Около 40% от всех объектов составляют несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находящиеся вблизи и в пределах населенных пунктов. До половины свалок расположено на землях сельхозназначения, представленных пастбищами, сенокосами, пашней. Следует отметить, что многие мелкие населенные пункты Республики Алтай вообще не имеют централизованных свалок.

В настоящее время практически на всех объектах постоянного хранения отходов на территории республики отсутствуют какие-либо виды защиты окружающей природной среды. Обустройство всех свалок не соответствуют действующим санитарным нормам и правилам содержания полигонов для твердых бытовых отходов. На них не составлены технические проекты, не организованы санитарно-защитные зоны. Практически все объекты постоянного хранения отходов не имеют систем защиты окружающей среды. Их территории, за редким исключением, не обвалованы, не ограждены лесозащитными полосами, не оборудованы гидроизоляцией. Практически на всех свалках не предусмотрен отвод талых и ливневых вод.

Основная часть свалок (64 %) располагается на расстоянии менее 0.5 км от населенных пунктов республики. При этом треть свалок, преимущественно несанкционированных, находится на территории населенных пунктов, негативным образом влияя на их санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую обстановку. Почти 70% свалок располагается на расстоянии менее 0.5 км от ближайших поверхностных водных объектов, причем 41% всех свалок находится в пределах водоохранных зон рек, а 13% - в пределах их прибрежных защитных полос. Треть всех свалок расположена в затапливаемых поймах рек и на крутых горных склонах, подверженных плоскостному смыву, что также негативно сказывается на эколого-гигиенической ситуации в районах их нахождения.

Значительная часть свалок (30 %) относится к категории экологически опасных и потенциально опасных. Около 10% свалок захламляют другие, запрещенные законодательством территории лесных, лесопарковых и рекреационных зон, заболоченные места, земли сельскохозяйственного назначения и пр.

С учетом вышеизложенного, можно констатировать, что в настоящее время в Республике Алтай сложилась крайне неблагополучная ситуация со сбором, обезвреживанием, переработкой и утилизацией отходов. Плохо поставлена разъяснительная работа с населением, в результате чего окрестности города и большинства населенных пунктов республики нередко завалены мусором. Органы местного самоуправления, в основном, неудовлетворительно выполняют свои обязанности по организации сбора и удаления отходов, не говоря о создании специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов.

Документальные данные по движению и объемам отходов для подавляющего большинства объектов их размещения в настоящее время отсутствуют. Нет также полной информации по образованным и размещенным отходам производства и потребления у природоохранной службы и у Государственного комитета по статистике Республики Алтай. Последний осуществляет лишь учет токсичных отходов по форме 2-ТП "Токсичные отходы".

Таким образом, приведенный выше анализ ситуации в области обращения с отходами, сложившейся в Республике Алтай, свидетельствует об актуальности республиканской целевой Программы "Отходы (2004-2010 годы)" и необходимости скорейшей реализации содержащихся в ней мероприятий.

Основной целью настоящей Программы является обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Республики Алтай при обращении с отходами производства и потребления, размещенными на ее территории. Другие цели состоят в решении комплекса актуальных вопросов по сбору, размещению, переработке, обезвреживанию, утилизации и частичному вовлечению в хозяйственный оборот накопленных отходов, снижению их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Республики Алтай.

Для достижения указанных целей предстоит решить следующие основные задачи:

- совершенствование системы управления в области обращения с отходами производства и потребления в республике;

- развитие нормативной базы и экономических механизмов регулирования в сфере обращения с отходами;

- изыскания необходимых финансовых ресурсов и их концентрация на приоритетных направлениях настоящих программ;

интеграция различных служб и органов для решения актуальных проблем в области обращения с отходами;

- внедрение современных технологических процессов по переработке и утилизации некоторых видов отходов производства и потребления;

- обезвреживание и утилизация опасных отходов, максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;

- ликвидация несанкционированного размещения отходов, строительство (обустройство) и содержание санкционированных объектов;

- организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду и здоровье населения;

подготовка кадров, обучение населения в области обращения с отходами.

Реализация Программы рассчитана в два этапа - 1-й среднесрочный (2004-2005 гг.) и 2-й долгосрочный (2006-2010 гг.). Сроки реализации конкретных мероприятий установлены в зависимости от их приоритетности, проведения проектно-изыскательных работ, подготовленности проектно-сметной документации и т.д.

Система программных мероприятий состоит из мероприятий капитального характера и мероприятий по обеспечению, сопровождению и регулированию Программы (см. приложение).

Мероприятия капитального характера призваны обеспечить укрепление и развитие материально-технической базы организаций, в функцию которых входит сбор, размещение и утилизация отходов производства и потребления (см. приложение, раздел 1, пп.1.1 - 3.6). В состав данных мероприятий включаются: комплекс мероприятий по ликвидации, рекультивации, реконструкции, обустройству действующих и строительству новых объектов размещения отходов (полигонов, свалок, скотомогильников, канализационных выгребов, очистных сооружений, полей фильтрации): организации в республиканском и районных центрах комплексных приемных пунктов вторичного сырья (черного и цветного лома, стеклянной, пластиковой и другой тары, макулатуры и пр.), что позволит очистить территории населенных пунктов от некоторых отходов, уменьшить их поступление на объекты постоянного хранения, а также вовлечь их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья и финансовых поступлений в местные бюджеты; строительству и реконструкции предприятий по переработке отходов (цеха по переработке золошлаковых отходов районной котельной, реконструкция очистных сооружений г. Горно-Алтайска, цеха по переработке (и централизованной приемке) тары, изготовленной из различных полимерных материалов в г. Горно-Алтайске, опытных цехов по переработке широко распространенных в Республике Алтай древесных отходов в г. Горно-Алтайске, с. Турачак, с Иогач, установки для обезвреживания пестицидов и других высокотоксичных препаратов в Шебалинском или Онгудайском районах).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»