____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Марий Эл от 6 марта 2006 года N 45
____________________________________________________________________
Правительство Республики Марий Эл
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу ''Социальное развитие села до 2010 года" (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, государственными заказчиками - Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл, Министерство образования Республики Марий Эл, Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Министерство культуры и межнациональных отношений Республики Марий Эл, Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл, Министерство по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл, Департамент дорожного хозяйства Республики Марий Эл.
3. Министерству финансов Республики Марий Эл, Министерству экономики и промышленности Республики Марий Эл при подготовке проекта закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2004 год" и последующие годы, до 2010 года включительно, предусматривать средства на финансирование Программы исходя из финансовых возможностей республиканского бюджета Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Марий Эл предусматривать в проектах местных бюджетов средства на реализацию Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на службу Первого заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Егошина А.Я.
Глава Правительства
Республики Марий Эл
Л.Маркелов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социальное развитие села до 2010 года"
Наименование | республиканская целевая программа |
Основание | постановление Правительства Российской |
Государственный | Министерство сельского хозяйства и |
Государственные | Министерство экономики и промышленности |
Основные | Министерство сельского хозяйства и |
Цели и задачи | повышение уровня социального и |
Сроки и этапы | 2003 - 2010 годы: |
Основные | мероприятия сгруппированы по следующим |
Ответственные | Министерство сельского хозяйства и |
Объемы и | общая сумма расходов на реализацию |
Ожидаемые | реализация Программы к 2010 году |
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально - экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно - экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы региональных и местных бюджетов для финансирования расходов регионального и местного характера привели к резким диспропорциям в развитии сельских муниципальных образований и регионов в целом.
Жилищные условия
Сельский жилищный фонд составляет 4918,1 тыс. кв. м общей площади, из них 84 процента приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства.
Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 27,8 процента сельского жилого фонда, центральным отоплением - 29,8 процента, канализацией - 22,9 процента, горячим водоснабжением - 12,6 процента.
Обеспеченность сельского населения жильем с полным набором коммунальных услуг составляет 3,3 кв. м на одного человека.
Здравоохранение
За последнее десятилетие в республике реорганизовано во врачебные амбулатории 11 участковых больниц (33 процента), сокращено 13 фельдшерско - акушерских пунктов (3 процента). На 10 тыс. сельского населения приходится только 60,8 врачебных больничных коек, тогда как в городе - 138,5; мощность амбулаторно - поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами в 1,5 раза, а средним медицинским персоналом в 1,3 раза ниже по сравнению с городским населением.
Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных удобств. Около 80 процентов диагностического и лечебного оборудования морально и физически устарело.
Физкультурно - оздоровительная
и спортивно - массовая работа
Сеть физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 60 процентов. Занимаются физической культурой и спортом всего 3 - 5 процентов взрослого населения и 8 - 10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов. Практически прекратилось проведение всероссийских и местных спортивных соревнований.
Образование
Сеть дошкольных образовательных учреждений республики по состоянию на 1 января 2002 г. по сравнению с 1990 годом сократилась в целом на 32,3 процента, в том числе сельских дошкольных учреждений - на 25,1 процента.
Из имеющихся на начало 2002 года 338 дошкольных образовательных учреждений 56 процентов являются малокомплектными (на 1 - 3 группы).
Число мест в дошкольных образовательных учреждениях на 1 тыс. детей дошкольного возраста сократилось с 1129 в 1995 году до 708 в 2001 году.
Сеть сельских общеобразовательных учреждений, в основном начальных и основных, сократилась на 54 учреждения (или 15,3 процента). Контингент учащихся в сельских общеобразовательных учреждениях на начало 2002 - 2003 учебного года составил всего 39953 человека, что на 4906 человек меньше по сравнению с 1990 - 1991 учебным годом.
Крайне неудовлетворительное состояние учебно - материальной базы сельских школ: более 50 процентов школьных зданий нуждаются в капитальном ремонте; 4,3 процента - находятся в аварийном состоянии и подлежат сносу, все виды благоустройства имеют только 42 процента.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения.
| Построено в сельской местности | ||
1990 | 2000 | 2000 год к | |
Общеобразовательных школ | 5,93 | 1,159 | -5,1 раза |
Культурно - досуговая деятельность
За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось на 60, киноустановок - на 142, библиотек - на 37, значительно уменьшился библиотечный фонд. Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры.
Более 77 процентов клубных учреждений (в большинстве из них размещаются и библиотеки) требуют капитального ремонта или находятся в ветхом и аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Практически прекращены финансирование культурно - воспитательной работы, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания.
Торговое обслуживание
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе, выраженная в ухудшении финансового положения отраслей деятельности, повлияла на развитие отрасли торгово - бытового обслуживания районных кооперативных организаций.
В связи с увеличением издержек обращения, недостатком собственных оборотных средств, падением платежеспособности сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 43 процента. В общественном питании осталось около 40 процентов предприятий от уровня 1990 года.
Практически отсутствует заготовительная деятельность. Закуп сельскохозяйственной продукции районные кооперативные организации в сложившейся финансовой ситуации вынуждены производить только на собственные нужды, в результате чего снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации республики, соответственно и налогооблагаемая база.
Практически во многих кооперативных организациях отсутствует на селе сеть предприятий бытового обслуживания.
Вышеуказанные факторы привели к сокращению рабочих мест на селе, что отрицательно сказывается на занятости сельского населения.
Для устойчивого социально - экономического развития отраслей деятельности потребительской кооперации (торговое обслуживание, общественное питание, производство, заготовки, бытовое обслуживание и т.д.) необходима государственная поддержка. Инвестиционные вложения на реконструкцию, новое строительство на селе позволят эффективно участвовать в проведении реформ социально - экономического развития села Республики Марий Эл.
Бытовое обслуживание
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно - экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, наблюдается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения. В сложившейся ситуации отрасль бытового обслуживания населения одна из первых подверглась реформированию в период перехода к рынку, являясь сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест в условиях сокращения персонала крупных промышленных предприятий.
В своем развитии предприятия и индивидуальные предприниматели бытового обслуживания населения сталкиваются со следующими серьезными проблемами:
- недостаточный уровень собственных оборотных средств;
- нехватка квалифицированных кадров;
- трудности в получении кредитов, неразвитость рынка лизинговых услуг;
- социальная незащищенность работников;
- низкий уровень платежеспособности основной массы населения.
Важнейшей задачей Министерства по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл, глав администраций муниципальных образований республики является работа по созданию современной, развитой сферы услуг на селе с первостепенной поддержкой социально - значимых услуг. Необходимо не только сохранить, но и увеличить количество предприятий бытового обслуживания населения, восстановить сеть приемных пунктов, добиваться ценовой и территориальной доступности услуг, организовать расширенное выездное обслуживание сельского населения.
На селе преобладающими видами оказываемых услуг считаются пошив и ремонт швейных изделий, ремонт обуви, услуги парикмахерских и фотографий, ритуальные услуги.
В целях поддержки социально - приоритетных видов услуг необходимо также долевое финансирование программ создания новых и сохранения имеющихся рабочих мест за счет всех источников финансирования, а вновь создаваемых малых предприятий - за счет средств, выделенных в бюджете на поддержку малого предпринимательства. Огромную роль в продвижении сферы услуг играют квалифицированные кадры, обеспечение которыми организуется через специальные программы подготовки и переподготовки.