• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 2 июня 1999 года N 12-21
г.Горно-Алтайск


О нормативных правовых актах Республики Алтай

(в редакции законов Республики Алтай от 15 декабря 2000 года N 19-42,
от 12 сентября 2001 года N 24-109, от 19 февраля 2002 года N 3-7)
(с изменениями на 14 июня 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 марта 2008 года на основании
Закона Республики Алтай от 5 марта 2008 года N 18-РЗ
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Республики Алтай от 22 января 2004 года N 18-10 (Звезда Алтая , 29.01.2004, N 14-15).
Законом Республики Алтай от 9 июля 2004 года N 32-РЗ (Звезда Алтая, N 122-123, 17.07.2004);
Законом Республики Алтай от 9 июля 2004 года N 36-РЗ (Звезда Алтая, N 122-123, 17.07.2004);
Законом Республики Алтай от 11 октября 2004 года N 46-РЗ (Звезда Алтая, 26.10.2004);
Законом Республики Алтай от 29 июня 2006 года N 45-РЗ (Звезда Алтая, N 153, 18.07.2006);
Законом Республики Алтай от 14 июня 2007 года N 37-РЗ (Звезда Алтая, N 147-148, 26.06.2007).
____________________________________________________________________


Настоящим Законом на основании и во исполнение Конституции, законодательства Российской Федерации, Конституции Республики Алтай устанавливаются единые требования к законам и иным нормативным правовым актам Республики Алтай, их подготовке, внесению, рассмотрению, принятию, изменению, опубликованию, толкованию, учету и систематизации. Закон определяет виды нормативных правовых актов Республики Алтай, а также правила законодательной техники.

Настоящий Закон призван способствовать качественному и эффективному нормотворчеству органов государственной власти Республики Алтай.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия настоящего Закона


Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом Республики Алтай в пределах его компетенции либо на референдуме и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Правовая норма - это обязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Структура закона - распределение закона по разделам, главам, статьям, частям, пунктам.

Преамбула закона - вводная или вступительная часть закона, иного нормативного правового акта, излагающая в краткой форме цели, задачи и мотивы принятия акта.

Статья 2. Предмет регулирования и цели настоящего Закона


В соответствии с Конституцией Российской Федерации республика, как субъект Российской Федерации, осуществляет собственное регулирование, включая принятие республиканских законов и иных нормативных правовых актов.

Настоящий республиканский Закон в развитие и в соответствии с Конституцией Республики Алтай устанавливает виды республиканских нормативных правовых актов, а также определяет порядок их подготовки, принятия, вступления в силу, действия, толкования, учета и систематизации.

Настоящий республиканский Закон призван способствовать качественному и эффективному нормотворчеству органов государственной власти республики.

Статья 3. Основные принципы нормотворчества органов государственной власти республики


Нормотворчество органов государственной власти Республики Алтай осуществляется на основе принципов разделения властей, законности, гласности, планирования и согласования действий субъектов законодательной (нормотворческой) инициативы.

Нормотворчество включает в себя:

- прогнозирование, планирование, подготовку, рассмотрение, принятие, опубликование и толкование;

- научную экспертизу и оценку эффективности действия законов и иных нормативных правовых актов республики.

Нормотворческие органы республики обязаны предпринимать меры по обеспечению эффективности своей нормотворческой деятельности, которая обеспечивается качеством, законностью и своевременностью принятия нормативных правовых актов республики.

Статья 4. Нормотворческие органы республики


Нормотворческий орган республики - орган государственной власти республики, правомочный принимать, изменять или отменять республиканские нормативные правовые акты в соответствии с установленной компетенцией.

Нормотворческими органами республики являются Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай, Правительство Республики Алтай (далее - Правительство) и республиканские ведомства.

Статья 5. Право законодательной инициативы


Законодательная инициатива - право внесения законопроекта в орган законодательной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленной процедурой.

Согласно статье 88 Конституции Республики Алтай правом законодательной инициативы обладают Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай, депутаты Республики Алтай, постоянные комиссии Государственного Собрания - Эл Курултай, Правительство, представительные органы местного самоуправления, а также избирательная комиссия Республики Алтай, Верховный суд Республики Алтай, Арбитражный суд Республики Алтай, прокурор Республики Алтай и профессиональный союз Республики Алтай по вопросам их ведения (часть в редакции, введенной в действие с 17 июля 2004 года Законом Республики Алтай от 9 июля 2004 года N 36-РЗ, - см. предыдущую редакцию).

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай:

- проектов республиканских конституционных законов и республиканских законов (далее - законопроекты);

- законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие республиканские конституционные законы и республиканские законы, либо о признании этих законов утратившими силу;

- поправок к законопроектам.

Субъекты законодательной инициативы, указанные в части первой настоящей статьи, за исключением Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и депутатов Республики Алтай, осуществляют право законодательной инициативы посредством принятия решения коллегиальным органом о внесении в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай законопроекта (поправок к законопроекту и назначения официального представителя при рассмотрении Госсобранием - Эл Курултай данного законопроекта).

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай осуществляет право законодательной инициативы лично либо через официально назначенного представителя Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Депутаты Республики Алтай осуществляют право законодательной инициативы лично в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственное Собрание - Эл Курултай субъектами права законодательной инициативы, указанными в части первой настоящей статьи.

Статья 6. Реализация Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации


Субъекты права законодательной инициативы Республики Алтай вправе вносить в Государственное Собрание - Эл Курултай законопроекты в порядке реализации Республикой Алтай права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Законопроекты в порядке реализации права законодательной инициативы Республики Алтай в Федеральном Собрании Российской Федерации вносятся в Государственное Собрание - Эл Курултай, рассматриваются в порядке, определяемом Регламентом Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.

Дальнейшее прохождение законопроектов определяется Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 7. Приоритет юридической силы федеральных законов и законов Республики Алтай


Республика Алтай как субъект Российской Федерации издает республиканские конституционные законы, республиканские законы и нормативные правовые акты по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае их противоречия действует нормативный правовой акт Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Республика Алтай осуществляет собственное регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В случае противоречия правового акта Республики Алтай федеральному закону, изданному в соответствии с частью первой настоящей статьи, действует федеральный закон.

В случае противоречия нормативных правовых актов Республики Алтай друг другу, действует нормативно - правовой акт, обладающий наибольшей юридической силой.

В случае коллизии правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

Статья 8. Республиканские нормативные правовые акты в системе законодательства Республики Алтай


Республиканские законы, принятые республиканским референдумом, являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. Изменение либо отмена республиканского закона, принятого республиканским референдумом, осуществляется путем принятия иного республиканского закона на референдуме, ноне ранее 2-х лет после его принятия либо признания недействительным в судебном порядке.
(В редакции: Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Конституция Республики Алтай является Основным Законом республики. Республиканские законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Конституции Республики Алтай.

Республиканские законы, принятые республиканским референдумом, обладают более высокой юридической силой по сравнению с другими законами республики. Изменение либо отмена республиканского закона, принятого республиканским референдумом, возможны только путем республиканского референдума.

Особыми видами нормативных правовых актов являются договоры нормативного характера, заключенные от имени республики. Порядок ратификации и денонсации договоров нормативного характера, заключенных от имени республики, определяется республиканским законом.

Глава II. Виды нормативных правовых актов Республики Алтай

Статья 9. Виды и статус нормативных правовых актов нормотворческих органов Республики Алтай


Государственное Собрание - Эл Курултай принимает нормативные правовые акты в форме Конституции Республики Алтай, республиканских конституционных законов, республиканских законов и постановлений.
(В редакции: Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения.
(В редакции: Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Правительство Республики Алтай, органы исполнительной власти республики нормативные правовые акты издают только в виде постановлений.

Республиканские ведомства принимают нормативные правовые акты в форме инструкций, правил и в иных формах, установленных Положением о республиканском ведомстве.

Акты, изданные в ином виде (указания и другие), не должны носить нормативный правовой характер.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Статья 10. Конституция Республики Алтай


Конституция - единый политико - юридический документ, являющийся основным законом республики как субъекта Российской Федерации, обладающий особыми гарантиями стабильности, который учреждает республику, систему ее органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением. Конституция определяет основные ценности республики и общества и порядок их государственной защиты.
(В редакции: Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Статья 11. Республиканские законы и предмет их регулирования


По предметам ведения Республики Алтай принимаются республиканские конституционные законы, республиканские законы, имеющие прямое действие на всей территории Республики Алтай.

Порядок внесения, принятия и опубликования поправок к Конституции Республики Алтай регулируется особым правовым актом - Конституционным законом Республики Алтай "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Алтай".

Республиканские законы принимаются по любому вопросу компетенции республики, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Республики Алтай.

Республиканским законом регулируются:
(В редакции: Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

а) установление мер административной ответственности;

б) установление всех видов республиканских налогов и других обязательных платежей в республиканский бюджет;

в) определение порядка разграничения государственной собственности республики и муниципальной собственности;

г) иные вопросы, законодательное регулирование которых прямо предусмотрено федеральными законами и Конституцией Республики Алтай.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Алтай принимает законы и иные нормативные правовые акты или применяет федеральный закон без принятия своего законодательного акта. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Республики Алтай и Российской Федерации Республика Алтай вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование, которое после принятия соответствующего федерального закона приводится в соответствие с ним и действует в части не противоречащей федеральному законодательству.
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Республиканский закон может быть принят в форме кодекса как систематизированного нормативного правового акта, максимально и полно регламентирующего определенную сферу общественных отношений. Кодекс Республики Алтай вводится в действие республиканским законом.

Статья 12. Республиканские конституционные законы


Конституционные законы Республики Алтай - основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции Республики Алтай. Республиканские конституционные законы принимаются исключительно по предметам ведения Республики Алтай. Они издаются по наиболее важным вопросам государственного строительства. Республиканский конституционный закон считается принятым, если он одобрен 2/З голосов от установленного числа депутатов Республики Алтай.

Согласно Конституции Республики Алтай, республиканские конституционные законы принимаются по следующим вопросам:

а) внесение поправок в Конституцию Республики Алтай;

б) о Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай;

в) о Правительстве Республики Алтай;

г) изменение статуса Республики Алтай;

д) изменение границ Республики Алтай;

е) образование или изменение статуса административно - территориальных единиц и изменение их границ;

ж) о Конституционном суде Республики Алтай;

з) пункт исключен с 5 ноября 2004 года Законом Республики Алтай от 11 октября 2004 года N 46-РЗ, - см. предыдущую редакцию;

и) {Исключен - Закон Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

к) о Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай.

Республиканские конституционные законы, вносящие поправки к разделам I, II, VII Конституции Республики Алтай, принимаются в порядке, предусмотренном частью первой настоящей статьи, только после их одобрения не менее чем двумя третями представительных органов города и районов (аймаков) Республики Алтай.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 13. Иные нормативные правовые акты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай

1. Постановлением Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай:

- определяется порядок деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай;

- назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица Республики Алтай, а также определяется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Алтай;

- назначается дата выборов в Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай, а также дата выборов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай;

- назначается референдум Республики Алтай в случаях, предусмотренных законом Республики Алтай;

- оформляется решение о недоверии (доверии) Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти Республики Алтай, в назначении которых на должность Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай принимало участие в соответствии с Конституцией и законами Республики Алтай;

- утверждается соглашение об изменении границ Республики Алтай;

- назначаются на должность судьи Конституционного суда Республики Алтай;

- оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Республики Алтай к ведению Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай;
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

2. Регламент Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай является нормативным правовым актом, определяющим порядок деятельности парламента и его органов.

3. Регламент Государственного Собрания - Эл Курултай утверждается постановлением парламента республики и вступает в силу со дня его принятия или в иной срок, установленный Государственным Собранием - Эл Курултай.

4. Положения о президиуме и аппарате Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай (далее - президиум и аппарат) являются подзаконными нормативными правовыми актами, принимаемыми постановлениями Государственного Собрания - Эл Курултай для определения их статуса и по вопросам обеспечения его деятельности.
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Статья 14. Нормативные правовые акты Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай


Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай по основным вопросам, входящим в его компетенцию согласно статье 118 Конституции Республики Алтай, в соответствии с установленной процедурой издает правовые акты в форме указов и распоряжений.
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Указами Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, как правило, производится назначение и освобождение от должности должностных лиц, производится награждение государственными наградами Республики Алтай, присвоение почетных званий Республики Алтай, представление к государственным наградам Российской Федерации и специальным званиям и чинам, оформляются решения общенормативного характера.

Указы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай являются нормативными правовыми актами, если они сами имеют общенормативный правовой характер, либо утверждают акты общенормативного правового значения.

Распоряжения Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай издаются по организационным и оперативным вопросам, не носящим нормативный характер.

Нормативные правовые акты Главы Республики Алтай, Председателя Правительства не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, правовым актам Правительства Российской Федерации, Конституции и законам Республики Алтай.

Нормативные правовые акты Главы Республики Алтай, Председателя Правительства обязательны для исполнения на всей территории республики.

Статья 15. Нормативные правовые акты Правительства Республики Алтай


Правительство Республики Алтай по вопросам, входящим в его компетенцию, издает в соответствии с установленной процедурой правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Постановления Правительства Республики Алтай являются нормативными правовыми актами, если они сами имеют общенормативный правовой характер, либо утверждают акты общенормативного правового характера.

Распоряжения Правительства Республики Алтай принимаются по организационным и оперативным вопросам, не носящим нормативного характера, и подписываются Председателем Правительства республики либо в его отсутствие - заместителем.

Нормативные правовые акты Правительства Республики Алтай не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Алтай, республиканским законам и правовым актам Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.

Нормативные правовые акты Правительства Республики Алтай обязательны для исполнения на всей территории республики.

Статья 16. Нормативные правовые акты республиканских ведомств


Нормативные правовые акты республиканских ведомств издаются по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральным законодательством, законами Республики Алтай и указами Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.

Республиканские ведомства в пределах своей компетенции принимают инструкции, положения, правила и иные правовые акты.

Нормативные правовые акты республиканских ведомств утверждаются и вводятся в действие приказами руководителей ведомств, если иное не установлено Положением о республиканском ведомстве.

Инструкциями являются подзаконные нормативные правовые акты республиканских ведомств, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения определенного нормативного акта, либо с целью указания норм о способах выполнения определенных операций (действий).

Положениями являются подзаконные нормативные акты республиканских ведомств, определяющие статус, структуру и порядок деятельности органов, организаций и учреждений.

Правилами являются подзаконные нормативные правовые акты республиканских ведомств, определяющие порядок осуществления определенного вида деятельности.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими республиканскими ведомствами или одним из них по согласованию с другими.

Структурные подразделения республиканских ведомств не вправе издавать правовые акты нормативного характера.

Статья 17. Специальные правовые акты Правительства Республики Алтай (исключена)

(Статья исключена с 17 июля 2004 года
Законом Республики Алтай от 9 июля 2004 года N 36-РЗ. -
См. предыдущую редакцию)


Глава III. Прогнозирование и планирование нормотворческой деятельности Республики

Статья 18. Основные задачи и объекты прогнозирования


Основными задачами прогнозирования в нормотворческой деятельности республики являются:

1) определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих своего правового разрешения со стороны органов государственной власти республики;

2) определение наиболее перспективных и прогрессивных форм и методов правового регулирования в республике;

3) определение наиболее целесообразной очередности подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов республики.

Объектами прогнозирования и прогнозированных оценок в нормотворческой деятельности являются:

1) общие закономерности развития системы законодательства республики;

2) тенденции развития отдельных отраслей системы законодательства республики;

3) тенденции и перспективы действия отдельных законов и иных нормативных правовых актов республики, отдельных правовых норм республики.

Прогнозные разработки в нормотворческой деятельности республики проводятся научными организациями, учеными и специалистами по поручениям нормотворческих органов республики.

Статья 19. Планирование нормотворческой деятельности


Нормотворческая деятельность в республике осуществляется на плановой основе с учетом правовых прогнозов.

Планы подготовки проектов законов и иных республиканских нормативных актов могут быть текущими (рассчитанными на срок не более года) и перспективными (рассчитанными на срок до 2 - 4 лет).

В целях оперативного руководства нормотворческими работами могут разрабатываться и утверждаться соответствующими нормотворческими органами республики ежеквартальные и полугодовые рабочие планы (планы - графики) подготовки проектов законов и иных республиканских нормативных правовых актов.

Планы подготовки проектов республиканских законов утверждаются Государственным Собранием - Эл Курултай. К разработке планов законопроектных работ могут привлекаться научные организации, ученые и специалисты.

Порядок разработки и рассмотрения планов подготовки республиканских законов определяется Регламентом Государственного Собрания - Эл Курултай.

Планы подготовки проектов законов подлежат опубликованию.

Статья 20. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Алтай


Планы подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Алтай разрабатываются и утверждаются Правительством Республики Алтай. Правительство Республики Алтай информирует Государственное Собрание - Эл Курултай об утвержденных им планах подготовки проектов нормативных правовых актов.

Глава IV. Подготовка и оформление проектов республиканских законов и иных нормативных правовых актов

Статья 21. Комиссия по подготовке проекта республиканского нормативного правового акта


Нормотворческий орган республики, разрабатывающий проект закона или иного республиканского нормативного правового акта, как правило, создает комиссию по его подготовке из числа работников этого органа, депутатов, специалистов и ученых.

К участию в подготовке проектов законов и иных республиканских нормативных правовых актов привлекаются представители заинтересованных организаций, органов местного самоуправления и общественных объединений.

Статья 22. Участие органов местного самоуправления в подготовке проектов законов и иных республиканских нормативных правовых актов


В подготовке проектов законов и иных республиканских нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы конкретных муниципальных образований, привлекаются соответствующие органы местного самоуправления.

К подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов по отдельным отраслям экономики, сферам государственного управления привлекаются органы государственного управления республики, отвечающие за состояние и развитие соответствующих отраслей и сфер управления.

Статья 23. Требования по осуществлению права законодательной инициативы


При внесении законопроекта в Государственное Собрание - Эл Курултай субъектом права законодательной инициативы представляются:

- текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) законодательной инициативы, которым (которыми) вносится данный законопроект;

- пояснительная записка к законопроекту, содержащая характеристику предмета законопроекта, его целей, места в системе действующего законодательства;

- перечень актов республиканского законодательства, подлежащих отмене, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта;

- заключение Правительства республики на проект республиканского закона в соответствии с требованиями статьи 94 Конституции Республики Алтай;

- финансово - экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат).

Статья 24. Требования к законопроекту


В проекте закона и иного республиканского нормативного правового акта или в акте о введении в действие указываются правовые и иные средства реализации: источники финансирования, поощрения, контроля, порядок разрешения споров, а также:

- о сроках и порядке вступления в силу республиканского закона или отдельных его положений;

- о признании утратившим силу, приостановлении либо отмене ранее принятых законов или нормативных правовых актов или отдельных их положений;

- о приведении актов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай в соответствие с внесенным в Государственное Собрание-Эл Курултай республиканским конституционным законом или республиканским законом.

Законопроекты, дающие иное регулирование отношений по сравнению с тем, которое содержится в кодифицированном акте законодательства, вносятся и рассматриваются одновременно с законопроектами об изменениях и дополнениях в соответствующий кодифицированный акт.

В случае невозможности одновременной подготовки и рассмотрения пакета проектов республиканских нормативных правовых актов нормотворческим органом республики дается поручение соответствующим органам подготовить и представить на его рассмотрение проекты соответствующих актов.

Статья 25. Пояснительная записка к законопроекту


Подготовленный проект закона или иного республиканского нормативного правового акта вносится в нормотворческий орган Республики Алтай вместе с пояснительной запиской, в которой указываются:

- субъект законодательной (нормотворческой) инициативы и разработчики акта;

- правовое основание принятия акта;

- обоснование необходимости принятия акта, его целей и основных положений, места будущего акта в системе действующего законодательства;

- состояние законодательства в данной сфере правового регулирования;

- перечень актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного акта;

- предложения о разработке актов, принятие которых необходимо для реализации данного акта;

- перечень органов и организаций, с которыми проект акта согласован;

- краткое изложение содержания разногласий и мотивированное мнение о них;

- финансово - экономическое обоснование.

Статья 26. Заключение Правительства Республики Алтай на законопроекты


В соответствии с Конституцией Республики Алтай законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств республики, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета республики, рассматриваются Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай по представлению Главы республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай либо при наличии заключения указанного лица.

Данное заключение представляется в Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай в 20-дневный срок со дня направления законопроекта.
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Отрицательное заключение Правительства Республики Алтай не является препятствием для рассмотрения законопроекта в Государственном Собрании - Эл Курултай.

Статья 27. Реквизиты закона и иного республиканского нормативного правового акта


Республиканский закон имеет следующие реквизиты и типовое их расположение в тексте закона:

а) в верхней части закона посередине помещается Государственный герб республики; в левой верхней части на русском языке построчно указывается: "Российская Федерация", "Республики Алтай", "Закон"; в правой верхней части - тот же текст на алтайском языке;

б) ниже индивидуальное наименование закона озаглавливает текст закона;

в) ниже в левой части указывается: "Принят Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай" и дата принятия закона;

г) под основным текстом закона построчно указываются:

в левой части - должность и фамилия должностного лица, удостоверяющего подлинность текста и свидетельствующего о принятии закона законодательным органом республики: "Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай", удостоверительная подпись, инициалы и фамилия;

в правой части - должность и фамилия должностного лица, обнародующего закон путем его подписания: "Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай", удостоверительная подпись, инициалы и фамилия, "г.Горно-Алтайск", дата подписания и регистрационный номер закона. Регистрационный номер закона имеет приставку через дефис "РЗ", что означает словосочетание "республиканский закон", или "КРЗ", что означает словосочетание "конституционный республиканский закон".

Иные республиканские нормативные правовые акты имеют следующие реквизиты:

а) герб республики;

б) наименование формы акта и органа, его принявшего;

в) дата, регистрационный номер и место принятия акта;

г) наименование, обозначающее предмет регулирования;

д) должность, удостоверительная подпись соответствующего должностного лица, его инициалы и фамилия.

Реквизиты нормативных правовых актов, принимаемых республиканскими исполнительными органами государственной власти, утверждаются Правительством Республики Алтай.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2004 года Законом Республики Алтай от 22 января 2004 года N 18-10. - См. предыдущую редакцию).

Статья 28. Основные правила законодательной техники


Текст закона и иного республиканского нормативного правового акта излагается простым и ясным литературным языком. Как правило, не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор. В законе даются определения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

В республиканском законе дается вступительная часть - преамбула, содержащая в себе разъяснение мотивов и целей его издания. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде статей, имеющих порядковый номер. Статьи закона могут подразделяться на абзацы, именуемые частями. В частях статей могут содержаться пункты и подпункты.

Статьи близкого содержания значительных по объему законов объединяются в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются.

В связи с принятием республиканского закона подлежат отмене или признанию утратившими силу законы и иные республиканские нормативные правовые акты или их части, если они противоречат положениям принятого республиканского закона.

Положения об отмене, признании утратившими силу, изменениях и дополнениях ранее принятых республиканских законов, их отдельных частей включаются в текст соответствующего республиканского закона, либо в текст специального республиканского закона о внесении изменений и дополнений в действующие республиканские законы.

При необходимости для полноты изложения вопроса могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации и Республики Алтай, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.

Если в нормативно - правовом акте приводятся таблицы, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты (части) акта должны иметь ссылку на эти приложения.

В приложении указывается, кем и каким документом оно утверждено.

Нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

Правила оформления нормативных правовых актов, издаваемых Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, Правительством республики и республиканскими ведомствами, утверждаются Правительством республики в соответствии с настоящим республиканским Законом.

Глава V. Научная и публичная независимая экспертизы проектов законов и иных республиканских нормативных актов

(наименование главы в редакции, введенной в действие с 26 июня 2006 года
Законом Республики Алтай от 14 июня 2007 года N 37-РЗ, -
см. предыдущую редакцию)

Статья 29. Задачи научной экспертизы законопроектов и иных республиканских нормативных правовых актов


Научная экспертиза законопроектов и иных республиканских нормативных правовых актов призвана способствовать:

- обеспечению высокого качества, обоснованности, законности и своевременности готовящихся законопроектов и иных республиканских нормативных правовых актов;

- выявлению возможных позитивных и негативных социальных, экономических, правовых и других последствий действия принимаемых законов и иных республиканских нормативных правовых актов;

- созданию научно обоснованной системы законодательства республики.

Статья 30. Сроки проведения научных экспертиз проектов законов и иных республиканских нормативных правых актов


Научная экспертиза проектов законов и иных республиканских нормативных правовых актов производится, как правило, в 30-дневный срок с момента ее назначения.

На основании мотивированного представления эксперта (группы экспертов) общий срок проведения научной экспертизы может быть продлен до 40 дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения дополнительных сложных исследований, экспертиза проектов законов и иных республиканских нормативных правовых актов может производиться в 2-месячный срок с момента ее назначения.

Статья 31. Заключение экспертов по проекту закона и иного республиканского нормативного правового акта


По итогам проведения научной экспертизы составляется заключение, в котором указываются (абзац дополнен с 26 июня 2006 года Законом Республики Алтай от 14 июня 2007 года N 37-РЗ, - см. предыдущую редакцию):

а) дата и место подготовки заключения;

б) Ф.И.О., образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность эксперта (экспертов) и стаж работы по специальности;

в) основание проведения экспертизы;

г) информация о проведенных экспертных исследованиях;

д) вопросы, поставленные перед экспертом (группой экспертов), его мотивированные ответы и выводы.

Заключение эксперта (группы экспертов) по проекту закона и иного нормативного правового акта республики, внесенное на рассмотрение нормотворческого органа республики, подлежит обязательному рассмотрению.

Статья 32. Назначение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Алтай


По решению нормотворческого органа Республики Алтай проекты нормативных правовых актов Республики Алтай могут направляться на правовую, финансово-экономическую, научно-техническую, экологическую и иную научную экспертизу.

С предложениями о назначении научной экспертизы обращаются субъекты, обладающие в соответствии с Конституцией Республики Алтай правом законодательной инициативы.

При назначении научной экспертизы формулируются соответствующие вопросы эксперту (группе экспертов).

Заключение экспертов направляется на рассмотрение нормотворческого органа, принявшего решение о проведении научной экспертизы проекта.

В случае необходимости может быть проведена дополнительная научная экспертиза нормативных правовых актов Республики Алтай.
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 июня 2006 года Законом Республики Алтай от 14 июня 2007 года N 37-РЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 32_1. Понятие и цели публичной независимой экспертизы проектов законов и иных республиканских нормативных правовых актов


Для целей настоящего Закона под публичной независимой экспертизой понимается компетентное исследование и подготовка заключения по проектам законов и иных нормативных правовых актов Республики Алтай, содержащего обоснованные выводы о возможных последствиях их принятия и влиянии на социально-экономические процессы в обществе, а также на основные характеристики республиканского бюджета Республики Алтай.

Публичная независимая экспертиза проводится в целях учета мнения общественности при подготовке проекта закона или иного нормативного правового акта Республики Алтай и получения независимой оценки последствий их воздействия на комплекс социально-экономических отношений в Республике Алтай.
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 июня 2006 года Законом Республики Алтай от 14 июня 2007 года N 37-РЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 32_2. Проекты республиканских нормативных правовых актов, подлежащих публичной независимой экспертизе


Обязательной публичной независимой экспертизе подлежат законопроекты по вопросам бюджетной и налоговой политики, связанные с:

а) изменением условий налогообложения (изменение ставок, введение налогов, изменение налогооблагаемой базы, сроков уплаты налогов, распределения налогов по уровням бюджетной системы);

б) принятием республиканского бюджета Республики Алтай или внесением в него изменений;

в) бюджетным процессом;

г) долговой политикой Республики Алтай;

д) принятием новых расходных обязательств, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, делегируемых для исполнения органам местного самоуправления.

Правительство Республики Алтай также вправе установить перечень нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай в области бюджетной и налоговой политики, подлежащих обязательной публичной независимой экспертизе.

Законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, касающиеся вопросов, затрагивающих государственную тайну, не подлежат публичной независимой экспертизе.
(Статья дополнительно включена с 26 июня 2006 года Законом Республики Алтай от 14 июня 2007 года N 37-РЗ).

Статья 32_3. Порядок проведения обязательной публичной независимой экспертизы проектов законов и иных республиканских нормативных правовых актов


Публичная независимая экспертиза законопроектов, указанных в части первой статьи 32_2 настоящего Закона, осуществляется до их внесения в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай.

Экспертиза законопроектов проводится с обязательным привлечением общественности и независимых экспертов. Разработчик законопроекта не вправе вмешиваться в деятельность независимых экспертов.

Разработчик законопроекта в процессе экспертизы публикует проект на официальном портале Республики Алтай в сети "Интернет".

Публикация должна содержать:

1) текст законопроекта;

2) реквизиты разработчика,

3) период, в течение которого разработчик будет осуществлять проведение экспертизы;

4) пояснительную записку с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту в соответствии с требованиями статьи 25 настоящего Закона.

Законопроект и иные подлежащие опубликованию материалы направляются разработчиком законопроекта независимым экспертам.

В качестве независимых экспертов могут выступать специально создаваемые организации, советы, рабочие группы при органах государственной власти, общественные объединения граждан, представители юридической и экономической наук, эксперты в области финансово-бюджетных отношений и другие специалисты в области экономики, финансов, бюджетного и налогового законодательства.

Время, в течение которого осуществляется экспертиза законопроекта, не может быть менее 7 дней и более 21 дня с момента публикации законопроекта и передачи всех необходимых материалов независимым экспертам.

Подготавливаемое экспертами заключение должно быть по существу законопроекта и содержать мотивированную оценку его влияния на доходы, расходы, уровень задолженности бюджета Республики Алтай и местных бюджетов, иные социально-экономические параметры.

Текст заключения и список экспертов размещаются на официальном портале Республики Алтай в сети "Интернет".

Заключения экспертов прилагаются к материалам законопроекта и подлежат обязательному рассмотрению в Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай одновременно с законопроектом. По результатам рассмотрения заключения экспертов в законопроект могут быть внесены соответствующие изменения.

Правительство Республики Алтай вправе принимать правовые акты, направленные на реализацию положений настоящей статьи.

Порядок и условия проведения публичной независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай в области бюджетной и налоговой политики может быть установлен Правительством Республики Алтай.
(Статья дополнительно включена с 26 июня 2006 года Законом Республики Алтай от 14 июня 2007 года N 37-РЗ).

Глава VI. Законодательная процедура

Статья 33. Условия внесения законопроекта Республики Алтай


К проекту закона или иного республиканского нормативного правового акта в обязательном порядке прилагаются:

- экспертное заключение на проект акта, если проведение правовой экспертизы является в соответствии с настоящим республиканским Законом обязательным или такая экспертиза проводилась по инициативе нормотворческого органа республики;

- заключение Правительства республики на проект республиканского закона в соответствии с требованиями статьи 94 Конституции Республики Алтай.

К проекту закона или иного республиканского нормативного правового акта могут прилагаться:

- финансово - экономические расчеты;

- статистические данные;

- материалы обсуждения проекта акта средствами массовой информации;

- иные сведения, необходимые по усмотрению субъекта законодательной инициативы для обоснования вносимых предложений.

- пояснительная записка к законопроекту.
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Проект республиканского закона, пояснительная записка к нему с приложением необходимых документов вносятся субъектом права законодательной инициативы в Государственное Собрание - Эл Курултай не менее чем за 30 календарных дней до начала работы сессии Государственного Собрания - Эл Курултай.

Проект республиканского закона, внесенный в Государственное Собрание - Эл Курултай, подлежит обязательной регистрации в протокольном секторе отдела документационного обеспечения и считается внесенным в Государственное Собрание - Эл Курултай со дня его регистрации.

Статья 34. Право субъекта законодательной инициативы на отзыв внесенного им проекта республиканского закона


Субъект законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им проект республиканского закона в любое время до утверждения повестки сессии Государственного Собрания.

После утверждения повестки сессии Государственного Собрания - Эл Курултай субъект законодательной инициативы вправе сделать заявление об отзыве проекта республиканского закона с письменным изложением его мотивов.

Такое заявление должно быть подписано субъектом законодательной инициативы. Порядок принятия решения по данному вопросу определяется Регламентом Государственного Собрания - Эл Курултай.

Субъект законодательной инициативы вправе внести вместо отозванного законопроекта другую его редакцию, которая рассматривается в общем порядке.

Статья 35. Принятие законопроекта к рассмотрению


Принимая законопроект к рассмотрению, Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай, а в его отсутствие - первый заместитель Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай назначает ответственный комитет, комитеты - соисполнителей, определяет срок подготовки законопроекта к слушанию.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 36. Возвращение законопроекта


В случае несоблюдения субъектом законодательной инициативы требований настоящего Закона Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай, в его отсутствие - первый заместитель Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай вправе принять решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы.

Статья 37. Рассылка законопроекта, принятого к рассмотрению


Законопроект, принятый к рассмотрению, направляется в комитеты Государственного Собрания - Эл Курултай, Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай, в Правительство Республики Алтай, городской и районные Советы депутатов, а также в Верховный суд, Арбитражный суд Республики Алтай, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, прокурору Республики Алтай для предложений и замечаний (часть в редакции, введенной в действие в действие с 5 ноября 2004 года Законом Республики Алтай от 11 июля 2004 года N 46-РЗ, - см. предыдущую редакцию).

Ответственный комитет направляет законопроекты для предложений и замечаний не позднее чем за 15 дней до их рассмотрения Государственным Собранием - Эл Курултай.

При принятии решения о рассылке законопроекта Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай, а в его отсутствие - один из заместителей устанавливает срок для представления замечаний и предложений в ответственный комитет.

Статья 38. Общий срок рассмотрения законопроекта


Законопроект, внесенный в Государственное Собрание - Эл Курултай, должен быть принят к рассмотрению в первом чтении, либо отклонен Государственным Собранием - Эл Курултай в трехмесячный срок со дня внесения законопроекта в Государственное Собрание - Эл Курултай.

Законопроект, принятый в первом чтении, принимается во втором чтении, либо отклоняется Государственным Собранием - Эл Курултай в трехмесячный срок со дня его принятия в первом чтении.

По истечении срока, предусмотренного частью первой и второй настоящей статьи, законопроект возвращается Председателем Государственного Собрания - Эл Курултай субъекту законодательной инициативы как не рассмотренный Государственным Собранием - Эл Курултай.

В указанный срок не включается время парламентских каникул.

Статья 39. Порядок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай


Получив законопроект, ответственный комитет Государственного Собрания - Эл Курултай назначает докладчика из числа членов комитета. Докладчик координирует работу по подготовке законопроекта к рассмотрению Государственным Собранием - Эл Курултай, докладывает на заседании комитета о результатах подготовительной работы.

По решению ответственного комитета законопроект может быть направлен в государственные органы, иные организации для подготовки предложений и замечаний, а также на правовую экспертизу.

Ответственный комитет вправе принять решение о необходимости проведения парламентских слушаний, использования иных форм подготовки законопроекта к рассмотрению Государственным Собранием - Эл Курултай.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 40. Участие комитетов, депутатских объединений Государственного Собрания - Эл Курултай в подготовке законопроекта


Комитеты Государственного Собрания - Эл Курултай, не являющиеся ответственными по данному законопроекту, депутатские объединения в Государственном Собрании - Эл Курултай самостоятельно определяют формы своего участия в подготовке законопроекта к рассмотрению Государственным Собранием - Эл Курултай.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 41. Заключение государственно-правового управления


По поручению Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай его заместителей и председателей ответственных комитетов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай государственно-правовое управление аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай осуществляет правовую экспертизу законопроекта на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Алтай, Федеральному законодательству, законам Республики Алтай, а также проверяет перечень актов республиканского законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, отмене, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта. По итогам проведенной экспертизы государственно-правовое управление оформляет заключение.
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109; Закон Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 42. Заключение ответственного комитета Государственного Собрания - Эл Курултай


Предложения и замечания депутатов Республики Алтай и других субъектов законодательной инициативы, государственных органов, иных организаций, специалистов, ученых, материалы экспертизы, заключение государственно-правового управления, иные результаты подготовительной работы по законопроекту рассматриваются на заседании ответственного комитета Государственного Собрания - Эл Курултай.

Законопроект обсуждается открыто, гласно, с приглашением в необходимых случаях представителей средств массовой информации.

Депутаты Республики Алтай, не являющиеся членами ответственного комитета, представители городского, районных Советов депутатов, а также представители государственных органов, других организаций Республики Алтай и представители субъектов законодательной инициативы вправе присутствовать на заседаниях ответственного комитета Государственного Собрания - Эл Курултай с правом совещательного голоса.

По итогам проверки готовности законопроекта к рассмотрению ответственный комитет подготавливает заключение, в котором дает мотивированную оценку законопроекту, высказывает рекомендацию о его принятии Государственным Собранием - Эл Курултай либо о его отклонении.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 43. Внесение законопроекта на рассмотрение Государственного Собрания - Эл Курултай


Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и сопроводительные материалы к нему направляются ответственным комитетом в президиум для внесения на рассмотрение.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и сопроводительные материалы к нему направляются ответственным комитетом в Президиум для внесения на рассмотрение.

В числе сопроводительных материалов по законопроекту ответственный комитет представляет:

- заключение ответственного комитета;

- заключение комитетов - соисполнителей;

- заключение Правительства Республики Алтай, представленное в соответствии со статьей 94 Конституции Республики Алтай;

- заключение;
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

- иные документы и материалы, способствующие правильной оценке законопроекта и принятию по нему обоснованного решения;

- проект постановления Государственного Собрания - Эл Курултай, выражающий позицию ответственного комитета (если комитет разделяет позицию субъекта права законодательной инициативы).

В случае, если подготовка законопроекта к рассмотрению не завершена или не может быть завершена ответственным комитет, президиум принимает решение о порядке дальнейшей работы над законопроектом.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Глава VII. Порядок рассмотрения законопроектов Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай

Статья 44. Чтения проектов республиканских законов


Рассмотрение проектов республиканских законов, внесенных в Государственное Собрание - Эл Курултай, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой.

В первом чтении обсуждаются основные положения проекта республиканского закона, дается оценка его концепции и решается вопрос о необходимости его принятия.

Во втором чтении обсуждаются итоги рассмотрения проекта республиканского закона в комитетах Государственного Собрания - Эл Курултай и рассматриваются внесенные поправки к законопроекту с принятием соответствующих решений. В отдельных случаях в результате голосования Государственное Собрание - Эл Курултай вправе принять решение о необходимости третьего чтения проекта закона.

Порядок рассмотрения проекта республиканского закона и его принятия в первом, втором и третьем чтениях и в целом определяется настоящим Законом и Регламентом Государственного Собрания - Эл Курултай.

Поправки и законопроекты вносятся только в письменном виде, за исключением поправок редакционного характера.

Порядок рассмотрения Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай республиканского закона, принятого Государственным Собранием - Эл Курултай, определяется Регламентом Государственного Собрания - Эл Курултай и настоящим Законом.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 45. Порядок принятия законопроекта в первом чтении


Внесенный на рассмотрение Государственного Собрания - Эл Курултай законопроект принимается за основу и по нему производится обсуждение.

По результатам обсуждения законопроекта Государственное Собрание - Эл Курултай вправе принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, или отклонить законопроект. Это решение оформляется соответствующим постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай. Отклоненный Государственным Собранием - Эл Курултай законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту законодательной инициативы вместе с копией постановления Государственного Собрания - Эл Курултай.

При внесении альтернативных законопроектов Государственное Собрание - Эл Курултай рассматривает их одновременно посредством рейтингового голосования.

Статья 46. Порядок работы над законопроектом, принятым в первом чтении


Принятый в первом чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственного Собрания - Эл Курултай для продолжения работы с учетом замечаний, предложений и поправок и подготовки законопроекта ко второму чтению.

В постановлении о принятии законопроекта в первом чтении Государственное Собрание - Эл Курултай устанавливает срок представления поправок, который не может быть менее 15 дней со дня принятия законопроекта.
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай вправе принять решение об опубликовании законопроекта, принятого в первом чтении.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменений редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить субъекты законодательной инициативы, указанные в статье 5 настоящего Закона.

Ответственная комиссия Государственного Собрания - Эл Курултай изучает и обобщает внесенные поправки. В случае признания ответственным комитетом поправок противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Алтай, республиканскому законодательству комитет сообщает об этом авторам поправок. Авторы поправок вправе уточнять их в ходе обсуждения в комитете.

Указанные поправки представляются вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 47. Порядок принятия решения по поправкам


Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета с приглашением субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект.

Ответственный комитет Государственного Собрания - Эл Курултай вправе согласиться с поправками и включить их в текст законопроекта либо отклонить предлагаемые поправки. Комитет вправе принять решение о внесении поправок, по которым не принято решение, на голосование Государственного Собрания - Эл Курултай.

По итогам обсуждения поправок ответственного комитета Государственного Собрания - Эл Курултай оформляется таблица поправок, рекомендуемых к принятию либо отклонению, согласно приложению N 1*. (В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)
________________
* Текст приложения N 1 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

Статья 48. Внесение законопроекта на рассмотрение во втором чтении


Законопроект, подготовленный к рассмотрению во втором чтении, и сопроводительные материалы к нему направляются ответственным комитетом в президиум для включения в проект повестки сессии Государственного Собрания - Эл Курултай.

В числе сопроводительных материалов по законопроекту ответственный комитет представляет:

- текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению;

- таблицу поправок к законопроекту с итогами рассмотрения ответственным комитетом;

- решение ответственного комитета о внесении законопроекта на второе чтение;

- заключение или визу государственно-правового управления;

- проект постановления Государственного Собрания - Эл Курултай о принятии законопроекта во втором чтении;

- иные документы и материалы, способствующие правильной оценке подготовленного ко второму чтению законопроекта и принятию обоснованного решения.

В случае, если подготовка законопроекта ко второму чтению не завершена, президиум принимает решение о продолжении подготовки законопроекта ко второму чтению.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 49. Второе чтение


Во втором чтении рассматривается законопроект, доработанный ответственным комитетом, одобряются либо отклоняются поправки, внесенные субъектами законодательной инициативы.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 50. Принятие решения по итогам рассмотрения законопроекта во втором чтении


По результатам рассмотрения законопроекта во втором чтении Государственное Собрание - Эл Курултай вправе принять законопроект во втором чтении, продолжить или отложить его обсуждение во втором чтении, возвратить законопроект на стадию первого чтения либо отклонить законопроект.

По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование проект постановления Государственного Собрания - Эл Курултай о принятии законопроекта во втором чтении.

Если указанное решение не принято, на голосование ставятся предложения, внесенные субъектами законодательной инициативы, в порядке их поступления.

Если ни одно из предложенных решений Государственным Собранием - Эл Курултай не принято, считается, что рассмотрение законопроекта во втором чтении отложено.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, иных поправок ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

В случае отложения рассмотрения законопроекта во втором чтении или возвращения законопроекта на стадию подготовки к первому чтению президиум определяет порядок и сроки дальнейшей работы над данным законопроектом.

В случае отклонения Государственным Собранием - Эл Курултай законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту законодательной инициативы вместе с сопроводительными документами и копией постановления Государственного Собрания - Эл Курултай об отклонении данного законопроекта.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 51. Внесение законопроекта на рассмотрение в третьем чтении


Законопроект, подготовленный к рассмотрению в третьем чтении, и сопроводительные документы к нему направляются ответственным комитетом в Президиум для внесения на рассмотрение Государственным Собранием - Эл Курултай.

В числе сопроводительных материалов по законопроекту ответственный комитет представляет:

- текст законопроекта, подготовленный к третьему чтению;

- заключение или визу государственно-правового управления;

- проект постановления Государственного Собрания - Эл Курултай о принятии законопроекта в третьем чтении;

- проекты нормативных правовых актов, требующих изменения и дополнения в связи с принятием законопроекта.

Третье чтение законопроекта предназначено для рассмотрения его в целом.

По результатам рассмотрения законопроекта в третьем чтении Государственное Собрание - Эл Курултай может принять законопроект в третьем чтении, продолжить или отложить обсуждение законопроекта в третьем чтении, возвратить законопроект на стадию второго чтения либо отклонить законопроект.

Если ни одно из предложенных решений не принято, считается, что рассмотрение законопроекта в третьем чтении отложено.

Порядок (процедура) рассмотрения законопроекта и его принятие в целом определяется Регламентом Государственного Собрания - Эл Курултай и настоящим Законом.
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 52. Направление закона Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай


Принятый республиканский закон с соответствующим постановлением и электронной копией в течение семи дней направляется Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай для рассмотрения, подписания и обнародования (часть дополнена с 8 февраля 2004 года Законом Республики Алтай от 22 января 2004 года N 18-10, - см. предыдущую редакцию).

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай в течение 14 дней с момента поступления закона обязан обнародовать закон республики Алтай, удостоверив его путем подписания либо отклонить закон республики Алтай, принятый Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай, и направить на повторное рассмотрение Парламента с замечаниями и предложениями.
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Если Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай в течение 14 дней с момента поступления республиканского закона отклонит его, то Государственное Собрание - Эл Курултай в установленном порядке вновь рассматривает закон. Если при повторном рассмотрении республиканский закон будет рассмотрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Республики Алтай, он подлежит подписанию Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай в течение семи дней и обнародованию.
(В редакции Закона Республики Алтай от 15.12.2000 N 19-42)
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Отклоненный Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай закон направляется в Государственное Собрание - Эл Курултай для повторного рассмотрения.

Глава VIII. Повторное рассмотрение республиканских законов, отклоненных главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай

Статья 53. Заключение ответственного комитета


Республиканский закон, отклоненный Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, направляется Председателем Государственного Собрания - Эл Курултай в ответственный комитет Государственного Собрания - Эл Курултай, который рассматривает возражения Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, дает по ним заключение и вносит свои предложения по преодолению возникших разногласий на рассмотрение Государственного Собрания - Эл Курултай.

По итогам рассмотрения отклоненного законопроекта ответственный комитет Государственного Собрания - Эл Курултай вправе рекомендовать Государственному Собранию - Эл Курултай:

- одобрить республиканский закон в ранее принятой редакции;

- одобрить республиканский закон в редакции, предложенной Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай;

- одобрить республиканский закон с учетом ряда предложений Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай;

- создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий (вето).
(В редакции Закона Республики Алтай от 19.02.2002 N 3-7)

Статья 54. Включение вопроса о повторном рассмотрении республиканского закона в повестку сессии Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай


По итогам работы согласительная комиссия представляет президиуму Государственного Собрания - Эл Курултай:

- сопоставительную таблицу принятых Государственным Собранием - Эл Курултай и предлагаемых согласительной комиссией статей республиканского закона;

- заключение или визу государственно-правового управления;

- проект постановления Государственного Собрания - Эл Курултай о принятии республиканского закона в редакции согласительной комиссии.

Статья 55. Порядок повторного рассмотрения республиканского закона


Государственное Собрание - Эл Курултай принимает решение по каждому предложению согласительной комиссии.

Если при повторном рассмотрении республиканского закона, отклоненного Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай не приняло предложения согласительной комиссии и выразило свое несогласие с решением Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции.
(В редакции Закона Республики Алтай от 15.12.2000, N 19-42)

Глава IX. Подписание, опубликование и иные формы обнародования законов и иных республиканских нормативных правовых актов

Статья 56. Подписание принятых законов


Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай подписывает законы Республики Алтай и нормативные правовые акты, удостоверяя подлинность текста и свидетельствуя принятие их законодательным органом республики, после чего направляет законы Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай для рассмотрения и обнародования.

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай обнародует закон Республики Алтай, удостоверяя его путем подписания, и публикует его в республиканских газетах.

Подписи Председателя Государственного Собрания - Эл курултай Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай на тексте закона располагаются параллельно друг другу: с левой стороны листа - Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, с правой стороны листа - Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.
(В редакции Закона Республики Алтай от 15.12.2000 N 19-42)

Статья 57. Обязательность опубликования республиканских нормативных правовых актов


Республиканские законы подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Конституцией Республики Алтай и настоящим республиканским Законом. Неопубликованные республиканские законы не применяются. Любые подзаконные республиканские нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании закона и иного республиканского нормативного правового акта, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статья 58. Официальное опубликование законов и иных республиканских нормативных правовых актов


Официальным опубликованием республиканских законов и иных нормативных правовых актов Республики Алтай признается их опубликование в республиканских газетах "Звезда Алтая", "Алтайдын Чолмоны" и в "Сборнике законодательства Республики Алтай".
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Официальные копии республиканского закона, подписанного Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, направляются им для официального опубликования в течение 3 дней в газеты "Звезда Алтая", "Алтайдын Чолмоны", в течение 14 дней - в "Сборник законодательства Республики Алтай".
(В редакции Закона Республики Алтай от 15.12.2000 N 19-42)
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Подписанный Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай закон должен быть опубликован в средствах массовой информации в течение 14 дней со дня его поступления.
(В редакции Закона Республики Алтай от 15.12.2000 N 19-42)

Официальным опубликованием нормативных правовых актов Правительства Республики Алтай и республиканских ведомств признается их опубликование в республиканских газетах "Звезда Алтая" и "Алтайдын Чолмоны".

Официальное опубликование законов и иных республиканских нормативных правовых актов не полностью либо в изложении не допускается.

Если республиканский нормативный правовой акт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то официальному опубликованию подлежит только его наименование, реквизиты, а также положения, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Если закон или иной республиканский нормативный правовой акт не опубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу, то днем его вступления является день его официального опубликования.

Официальным электронным источником опубликования нормативных правовых актов Республики Алтай является Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 17 июля 2004 года Законом Республики Алтай от 9 июля 2004 года N 32-РЗ).

Статья 59. Ознакомление исполнителей с законами и иными республиканскими нормативно - правовыми актами


Органы и должностные лица, ответственные за исполнение законов и иных республиканских нормативных правовых актов, обязаны:

- знакомить с нормативными актами исполнителей;

- при необходимости снабжать исполнителей копиями из нормативных актов или выписками из них, обеспечить иные формы доведения нормативных актов до сведения органов, организаций и лиц, на которые распространяется их действие.

Статья 60. Неофициальное опубликование законов и иных республиканских нормативных правовых актов


Средства массовой информации и издательства вправе публиковать законы и иные республиканские нормативные правовые акты без согласия нормотворческого органа республики, но с обязательной ссылкой на источник их официального опубликования.

Глава XI. Действие законов и иных республиканских нормативных правовых актов

Статья 61. Порядок вступления в силу законов и иных республиканских нормативных правовых актов


Республиканский закон вступает в силу на всей территории республики одновременно по истечении 10 дней со дня его первого официального опубликования, если в самом законе не указан иной срок.

Республиканский закон по вопросам административной ответственности вступает в силу на всей территории республики одновременно по истечении 14 дней со дня его первого официального опубликования.

Подзаконный нормативный правовой акт, принимаемый Государственным Собранием - Эл Курултай, вступает в силу со дня его принятия, если в самом акте или в акте о его утверждении не указан иной срок.

Нормативный правовой акт, утвержденный Правительством Республики Алтай, вступает в силу со дня его подписания, если в самом акте о его утверждении не указан иной срок.

Вступивший в силу подзаконный республиканский нормативный правовой акт, принятый в пределах компетенции соответствующего нормотворческого органа республики, обязателен для исполнения всеми находящимися на территории республики государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами, гражданами.

Законы и иные нормативные правовые акты Республики Алтай по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Статья 62. Обратная сила закона и иного республиканского нормативного правового акта


Республиканскому закону и иному нормативному правовому акту может быть соответствующим нормотворческим органом республики придана обратная сила.

Придание обратной силы не допускается, если закон и иной республиканский нормативный правовой акт:

а) устанавливает или усиливает ответственность лица или ухудшает предусмотренные законом социальные нормы;
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

б) вводит новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет или ухудшают положение налогоплательщиков;

в) устанавливает или отягчает меры материальной и административной ответственности физических и юридических лиц.

Статья 63. Сроки действия закона и иного республиканского нормативного правового акта


Закон и иной республиканский нормативный правовой акт действуют бессрочно, если ими не оговорено иное.

Временный срок действия может быть установлен для всего закона и иного республиканского нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте должно быть указано на какой срок он (или соответствующая его часть) сохраняет действие. По истечении указанного срока нормативный правовой акт автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока нормотворческий орган республики, издавший акт, вправе принять решение о продлении действия акта на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Статья 64. Основания прекращения действия закона и иного республиканского нормативного правового акта


Закон и иной республиканский нормативный правовой акт прекращают свое действие в случаях:

а) истечения срока, на который было рассчитано его действие;

б) принятия нового акта с тем же предметом правового регулирования (пункт в редакции, введенной в действие в действие с 5 ноября 2004 года Законом Республики Алтай от 11 июля 2004 года N 46-РЗ, - см. предыдущую редакцию);

в) признания акта утратившим силу органом, принявшим этот акт;

г) пункт исключен с 5 ноября 2004 года Законом Республики Алтай от 11 октября 2004 года N 46-РЗ, - см. предыдущую редакцию.

Глава Х. Толкование законов и иных республиканских нормативных правовых актов

Статья 65. Понятие официального толкования законов и иных республиканских нормативных правовых актов


Официальное толкование законов и иных республиканских нормативных правовых актов есть властно - обязательное разъяснение законов и иных республиканских нормативных правовых актов или их предписаний правомочным нормотворческим органом республики.

Официальное толкование законов и иных республиканских нормативных правовых актов производится в случае обнаружения неясностей в содержании закона и иного республиканского нормативного правового акта, неправильной или противоречивой практики их применения.

Результатом официального толкования законов и иных республиканских нормативных правовых актов должна быть полная определенность смысла интерпретируемого акта или его предписания.

Официальные акты - разъяснения имеют ту же юридическую силу, что разъясняемые ими республиканские нормативные правовые акты.

В процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые законы и иные республиканские нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний. Распространительное и ограничительное толкование допускается лишь в случаях явного расхождения смысла и текста республиканского закона (нормативного правового акта).

Статья 66. Официальное толкование законов и иных республиканских нормативных правовых актов


Официальное толкование вступивших в силу республиканских законов вправе давать только Государственное Собрание - Эл Курултай как по собственной инициативе, так и по запросам субъектов права законодательной инициативы путем принятия актов - разъяснений. Акты - разъяснения принимаются в таком же порядке, как и законы республики.

В соответствии с Конституцией Республики Алтай толкование Конституции Республики Алтай осуществляется Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай Российской Федерации.

Порядок рассмотрения запросов об официальном толковании республиканских законов определяется настоящим Законом и Регламентом Государственного Собрания - Эл Курултай.

Акты - разъяснения республиканских законов вступают в силу со дня их официального опубликования.

Официальное толкование нормативных правовых актов Правительства Республики Алтай осуществляется Правительством Республики Алтай.

Официальное толкование нормативных правовых актов республиканских ведомств осуществляется органами, их принявшими.

Глава XI. Государственный учет и систематизация законов и иных республиканских нормативных правовых актов

Статья 67. Государственный учет законов и иных республиканских нормативных правовых актов


Все законы и иные республиканские нормативные правовые акты подлежат государственному систематизированному учету.

Государственный систематизированный учет включает в себя централизованный сбор и регистрацию законов и иных республиканских нормативных правовых актов, создание и поддерживание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию об этих актах.

Порядок систематизированного учета законов и иных республиканских нормативных правовых актов определяется положением, утвержденным Государственным Собранием - Эл Курултай.

Статья 68. Систематизация законов и иных республиканских нормативных правовых актов


Правотворческие органы республики периодически издают сборники, ведомости законов и иных республиканских нормативных правовых актов либо дают поручения об их издании иным органам и организациям.

Глава XII. Заключительные положения

Статья 69. Порядок вступления в силу настоящего Закона


Настоящий республиканский Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 70. Приведение республиканских нормативных правовых актов в соответствие с настоящим республиканским Законом


Во исполнение настоящего республиканского Закона Государственному Собранию - Эл Курултай в 3-месячный срок со дня вступления в действие настоящего республиканского Закона утвердить положение о государственном систематизированном учете законов и иных республиканских нормативных правовых актов.

Государственному Собранию - Эл Курултай, Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай привести в соответствие с настоящим республиканским Законом принятые нормативные правовые акты.
(В редакции Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)

Председатель Государственного
Собрания - Эл Курултай
Республики Алтай
Д.И.Табаев



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

О нормативных правовых актах Республики Алтай (с изменениями на 14 июня 2007 года) (утратил силу с 29.03.2008 на основании Закона Республики Алтай от 05.03.2008 N 18-РЗ)

Название документа: О нормативных правовых актах Республики Алтай (с изменениями на 14 июня 2007 года) (утратил силу с 29.03.2008 на основании Закона Республики Алтай от 05.03.2008 N 18-РЗ)

Номер документа: 12-21

Вид документа: Закон Республики Алтай

Принявший орган: Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай

Статус: Недействующий

Опубликован: Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, 1999, N 12(37)

"Звезда Алтая", N 93, 10.07.1999

Дата принятия: 02 июня 1999

Дата начала действия: 10 июля 1999
Дата окончания действия: 29 марта 2008
Дата редакции: 14 июня 2007