Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 20 декабря 2002 года N 383

     

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и его взаимодействие с лесопромышленным комплексом Республики Алтай на 2002-2010 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Алтай от 19 октября 2007 года N 219
____________________________________________________________________     

___________________________________________________________________

Действие  настоящего постановления приостановлено:

с 1 января по 31 декабря 2007 года - Закон Республики Алтай от 25.12.2006 N 95-РЗ,

с 1 января по 31 декабря 2008 года - Закон Республики Алтай от 24.12.2007 N 83-РЗ.

____________________________________________________________________


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2001* N 860 "О федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2003-2010 годы)" (Подпрограмма "Леса") Правительство Республики Алтай

________________

* Вероятно ошибка оригинала. Дату принятия постановления следует читать: "от 7 декабря 2001 года". - Примечание "КОДЕКС".


постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие лесного хозяйства и его взаимодействие с лесопромышленным комплексом Республики Алтай на 2002-2010 годы" (далее именуется - Программа).

2. Определить государственным заказчиком по реализации Программы Министерство сельского хозяйства Республики Алтай.

3. Министерству финансов Республики Алтай (У. Альпимов) ежегодно при формировании проекта республиканского бюджета предусматривать выделение средств на реализацию Программы исходя из возможностей республиканского бюджета.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства, Министра сельского хозяйства Республики Алтай А.А. Кулагина.

Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
 М.И. Лапшин

     
УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
 Республики Алтай
 от 20 декабря 2002 года N 383


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие лесного хозяйства и его взаимодействие с лесопромышленным комплексом
Республики Алтай на 2002-2010 годы"
г. Горно-Алтайск 2002 год

     
ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и его взаимодействие с лесопромышленным комплексом Республики Алтай на 2002-2010 годы"

Наименование программы

Программа развития лесного хозяйства и его взаимодействия с лесопромышленным комплексом Республики Алтай на 2002-2010 годы.

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Подпрограмма "Леса" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 860.

Государственный заказчик

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай.

Основные разработчики Программы

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Алтай

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Цель Программы: сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукцию и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования.

Основные задачи Программы:


- сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;     

- обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития

Сроки и этапы реализации Программы

Период с 2002 по 2010 годы

I этап - 2002-2004 годы

II этап - 2005-2010 годы

Перечень основных мероприятий

- техническое перевооружение лесохозяйственных, противопожарных и лесоохранных работ,
- строительство пожарно-химических станций, лесных кордонов и других объектов лесохозяйственной инфраструктуры,
- внедрение новых технических средств и технологий машин, механизмов,
- разработка правовых и нормативных документов, регулирующих управление лесопользованием, внедрение ГИС-технологий и систем,
- уточнение запасов и характеристики состояния лесных ресурсов;

Исполнители основных мероприятий

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай.

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования - 1173858 тыс. руб., в том числе: капитальные вложения - 101446 тыс. руб., текущие расходы - 1072412 тыс. руб, из них: из федерального бюджета - 664936 тыс. руб, предполагаемые для Республики Алтай , из бюджета Республики - 98939 тыс. руб., предполагаемые внебюджетные источники - 409983 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение обеспеченности экономики Республики Алтай древесными и недревесными ресурсами

Система организации-контроля за исполнением Программы.

Контроль за ходом работ по выполнению программных мероприятий осуществляют Министерство финансов Республики Алтай и Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай.

         
Программа "Развитие лесного хозяйства и его взаимодействие с лесопромышленным
комплексом Республики Алтай на 2002-2010 годы


В границах Республики Алтай лесной фонд занимает 66 процентов площади всех земель, лесистость составляет 42,3 процента, что ниже показателя в целом по Российской Федерации на 3%.

Леса оказывают огромное воздействие на экологическое состояние природных комплексов в результате выполнения лесами таких биоэкологических функций, как регулирование и фильтрация водного стока, предотвращение эрозии почв, сохранение и повышение плодородия почв, сохранение биологического разнообразия, обогащение атмосферы кислородом и связывание углерода, влияние на формирование климата и предотвращение загрязнения воздушного бассейна. Одновременно леса выполняют важнейшие социально-экономические функции, обеспечивая спрос общества на лесные ресурсы всех видов. Учитывая комплексную, многофункциональную значимость лесов, необходимо обеспечить использование лесных ресурсов на основе рационального и неистощительного лесопользования, сопровождаемого мерами по охране и воспроизводству лесов.

1. Анализ существующей ситуации


Согласно Лесному кодексу Российской Федерации (1997 г.), лесной фонд отнесен к федеральной собственности.

Общая площадь земель лесного фонда Республики Алтай составляет на 1 января 2002 года 6,1млн. га, в том числе покрытых лесной растительностью - 3536,6тыс. га, из них ценные кедровые леса занимают 30% площади. Общий запас древесины - 668,1млн.м(3).

В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов Республики Алтай при безусловном сохранении глобальной экологической значимости леса.

Региональная программа развития лесного хозяйства Республики Алтай на 1996-2003гг не решила основные задачи в полной мере. Она проводилась в условиях резкого спада использования расчетной лесосеки по главному пользованию: при расчетной лесосеке в 2,2млн. м(3) фактическая заготовка древесины осуществлялась в объеме около 150тыс.м(3). Это в свою очередь сказалось на доходах федерального бюджета и бюджета Республики Алтай.

Крайне недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны лесов от пожаров отрицательно сказалось не только на выполнении объемных показателей, но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной службы.

Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:

- проблема обеспечения своевременного восстановления непокрытых лесом земель лесного фонда;

- проблема обеспечения охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей;

- проблема существенного недоиспользования основного лесного ресурса и запасов спелых и перестойных лесов.

Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления хозяйством в лесах.

Вышеозначенные проблемы невозможно разрешить комплексно и в приемлемые сроки без непосредственного участия государства как в плане постановки стратегических задач управления лесами и контроля за их выполнением, так и установления оптимально необходимого материального обеспечения по важнейшим направлениям ведения лесного хозяйства.

2. Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы обеспечения спроса экономики и населения на древесную и не древесную продукцию и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей среды на основе рационального и неистощительного лесопользования, а также прогнозирование роста лесопромышленного производства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- сохранить экологический и ресурсный потенциал лесов, их биологическое разнообразие путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;

- обеспечить охрану лесов от пожаров, защиту их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;

-обеспечить более полное и рациональное использование лесных ресурсов.

Для реализации основных задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены следующие приоритетные направления реализации Программы:

- определение ресурсного потенциала лесов Республики Алтай путем проведения лесоустроительных работ с переходом в перспективе к непрерывному лесоустройству лесного фонда на основе компьютеризации, ГИС-технологий и др.;

- воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышения их продуктивности и качества - оптимизация методов лесовосстановительных работ, исходя из принципа наибольшей эффективности результатов вложенного труда и максимально возможного повышения качества получаемой продукции (лесных культур, сохраненного подроста и т.д.), использование достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий лесовыращивания;

- охрана лесов от пожаров - обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов; материально-техническое оснащение лесопожарных служб; предупредительные (профилактические) противопожарные мероприятия; создание интеграционной системы мониторинга лесных пожаров;

- улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия - совершенствование ведения лесного хозяйства, увеличение удельного веса биологических мер борьбы с вредителями и болезнями леса, сохранение лесных биогеоценозов, разнообразия животного мира и среды его обитания;

- научное, правовое и информационное обеспечение - совершенствование нормативно-правовой базы и информационных систем, экономического и экологического обоснования вопросов управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса.

- достижение роста лесопромышленного производства за счет укрепления материально-технической базы существующих лесопромышленных предприятий и ввода в действие вновь организованных.

Программа будет выполняться в два этапа.

На I этапе (2002-2004 годы) основное внимание будет уделено выполнению объемов работ по лесоустройству и проведению мониторинга состояния лесов, которые совместно с подготовкой законодательной и нормативно-правовой базы лесопользования создадут условия для перехода к устойчивому развитию ресурсной базы лесного хозяйства.

Итогом реализации мероприятий II этапа (2005-2010 годы) ресурсный потенциал лесов Республики Алтай в полной мере обеспечит потребности промышленности и населения на древесную и недревесную продукцию леса в условиях устойчивого развития экономики Республики, включая поставку продукции за ее пределы.

3. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий представляет собой комплекс взаимоувязанных мер, направленных на решение основной цели и задач Программы в рамках приоритетных направлений с расчетом необходимых ассигнований для их решения и включает в себя:

- техническое перевооружение лесохозяйственных, противопожарных и лесоохранных работ, направленное на повышение эффективности и снижение трудоемкости лесохозяйственных мероприятий. В настоящее время из-за недостаточного финансирования в лесном хозяйстве идет процесс заметного сокращения и старения парка технических средств. Удельный вес техники со сроком службы свыше 8 лет составляет по тракторам - 51%, по грузовым автомобилям - 53%. Программными мероприятиями предусматривается определенное увеличение капитальных вложений на приобретение технических средств, для сохранения производственного потенциала;

- модернизация и реконструкция имеющихся аэропортов, лесопожарных полигонов для улучшения технических и эксплуатационных характеристик зданий и сооружений, обеспечивающих авиалесоохрану и испытание новой лесопожарной техники;

- строительство пожарно-химических станций, лесных кордонов и других объектов лесохозяйственной инфраструктуры для улучшения социальных условий лесной государственной службы и системы наземных способов борьбы с лесными пожарами.

- внедрение новых технических средств и технологий машин, механизмов с целью безотходного, природосберегающего использования лесных ресурсов;

- разработка правовых и нормативных документов, регулирующих управление лесопользованием, внедрения ГИС-технологий и систем.

- уточнение запасов и характеристики состояния лесных ресурсов;

- создание федерального резервного фонда лесных семян на случай неурожайных лет;

- выращивание стандартного посадочного материала для работ по лесовосстановлению, закладке лесосеменных плантаций;

- формирование постоянных лесосеменных участков;

- увеличение отводов лесосечного фонда под рубки главного и промежуточного пользования, рубки ухода в молодняках;

- строительство дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения;

- увеличение площади хозяйственно ценных насаждений;

- сокращение убытков лесного хозяйства от лесных пожаров;

- улучшение санитарного состояния лесов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»