ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2002 года N 287


Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие
гидрометеорологической сети на территории Республики Алтай на период
2003-2005 годы"

____________________________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Правительства Республики Алтай от 24.04.2006 N 64 ___________________________________________________________________


В целях надежного функционирования наблюдательной сети и всей инфраструктуры технологического процесса сбора, обработки, анализа и представления информации о состоянии природной среды Правительство Республики Алтай

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие гидрометеорологической сети на территории Республики Алтай на период 2003-2005 годы" (далее именуется - Программа).

2. Министерству финансов Республики Алтай (У.Альпимов) предусмотреть в бюджете Республики Алтай на 2003 год и последующие годы средства на реализацию Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства, Министра сельского хозяйства Республики Алтай А.А.Кулагина.

Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И. Лапшин

 

УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
 Республики Алтай
 от 17 октября 2002 года N 287

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие гидрометеорологической сети на территории Республики Алтай
 на период 2003-2005 годы"

  

   ПАСПОРТ
республиканской целевой программы "Развитие гидрометеорологической сети
на территории Республики Алтай на период 2003-2005 годы"

Наименование программы

Республиканская целевая программа "Развитие гидрометеорологической сети на территории Республики Алтай на период 2003-2005 годы"

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ " О гидрометеорологической службе ";
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1425);
- Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 года N 555);
- Положение о государственной службе наблюдений за состоянием окружающей природной среды (постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 622);

Государственный заказчик

Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по соглашению "О сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды")

Основные разработчики Программы

Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства  Республики Алтай

Исполнители Программы

Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства  Республики Алтай
Министерство финансов Республики Алтай

Предполагаемые участники Программы

Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Основная цель Программы

Эффективность прогнозирования (гидрометеорологических) явлений

Источники финансирования Программы

Проведение работ федерального уровня
- за счет средств федерального бюджета
Проведение работ территориального уровня
- за счет средств бюджета Республики Алтай

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется ежеквартально
- Горно-Алтайским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию)
- Министерством финансов Республики Алтай

Распределение прогнозируемых объемов финансирования программы по источникам

Общий объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составляет всего:
- 17894,5 тыс. рублей
в том числе:
из федерального бюджета
- 9672,8 тыс. рублей, предполагаемые для Республики Алтай
из республиканского бюджета
- 7696,0 тыс. рублей,
предполагаемые
из внебюджетных средств
- 525,7 тыс. рублей.
2003 год - 5216,0 тыс. рублей
в том числе:
из федерального бюджета
 2429,1 тыс. рублей, предполагаемые для Республики Алтай
из республиканского бюджета
- 2628,6 тыс. рублей,
 предполагаемые
из внебюджетных средств
 - 158,3 тыс. рублей.
2004 год - 5471,5 тыс. рублей
в том числе:
из федерального бюджета
- 2808,4 тыс. рублей, предполагаемые для Республики Алтай
из республиканского бюджета
- 2487,3 тыс. рублей,
предполагаемые
из внебюджетных средств
- 175,8 тыс. рублей.
2005 год - 7207,0 тыс. рублей
в том числе:
из федерального бюджета
- 4435,3 тыс. рублей, предполагаемые для Республики Алтай
из республиканского бюджета
- 2580,1 тыс. рублей,
 предполагаемые
из внебюджетных средств
- 191,6 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Уменьшение ущерба от локальных природных стихийных явлений

Сроки и этапы реализации Программы

Первый этап - 2003 год
Второй этап - 2004 год
Третий этап - 2005 год

     

Введение


Принятие Федерального закона "О гидрометеорологической службе" от 19 июля 1998 года N 113 позволило впервые в законодательном порядке закрепить правовые основы деятельности службы, в том числе и в области мониторинга окружающей природной среды. Положения этого закона чрезвычайно важны для правового регулирования выполнения работ федерального и территориального назначения и предоставления потребителям информации общего назначения, организации деятельности по выполнению специализированных работ и предоставлению специализированной информации по заказам потребителей за счет их средств.

Настоящая Программа определяет механизм, пути развития и совершенствования Горно-Алтайским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в вопросах прогнозирования и предупреждения опасных, в том числе локальных, природных (гидрометеорологических) явлений.

Сущность проблемы и обоснование необходимости ее решения


Увеличение числа чрезвычайных ситуаций является глобальной мировой проблемой. В России эта проблема усугубляется прогрессирующим износом основных производственных фондов.

В Республике Алтай (Горно-Алтайская автономная область) до 1975 года функционировали 19 гидрометеорологических станций (в том числе Яйлю-Озерная на Телецком озере, Кош-Агач-аэрологическая, на которой проводилось зондирование атмосферы, а часть метеорологических станций выполняли и шаропилотные наблюдения) и 58 гидрометеорологических постов.

Сокращение федерального бюджетного финансирования гидрометеорологической службы за последние годы привело к резкому сокращению наблюдательных органов, в результате чего на территории Республики Алтай закрыто 6 гидрометеорологических (гидрометеорологическая служба Бертек на плато Укок, Актру, Джазатор, Уландрык, Беля) и 34 гидрометеорологических поста, что привело к потере гидрометеорологической информации о состоянии погоды, гидрометеорологическом режиме и состоянии загрязнения окружающей среды в ряде районов.

В настоящее время на территории Республики Алтай действуют только 13 ГМС и 24 поста и один прогностический орган, Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды -ГА ЦГМС (Гидрометеорологическое бюро было реорганизовано в центр 01.01.99). Закрыта аэрологическая станция Кош-Агаче, она была преобразована в обычную метеорологическую и на огромной горной территории теперь зондирование атмосферы не выполняется совсем, нет нигде шаропилотных наблюдений.

В южной части территории республики, высокогорных Кош-Агачском и Улаганском районах, которые занимают почти треть республики, осталась одна метеорологическая станция.

Во всех соседних регионах выполняется программа совместного решения задач в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, т.е. проводится софинансирование из местных бюджетов, что совсем не выполняется в Республике Алтай. Гидрометеорологическая информация, предоставляемая органам исполнительной власти, составляет более 200 тысяч рублей.

Усугубляется состояние сети наблюдений и в целом гидрометеорологической службы на территории республики еще и тем, что при ранее сложившейся структуре Западно-Сибирского управления гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды по территориальному признаку в Республике Алтай отсутствует лаборатория мониторинга окружающей среды, поэтому все пробы воды, осадков, радиоактивных выпадений обрабатываются в лабораториях Новосибирска, Бийска, Барнаула и финансируются из бюджетов этих субъектов федерации.

Материально-техническая база гидрометеорологической службы устарела и морально, и физически. Здания метеорологических станций построены в 50-60-х годах, замена устаревшего оборудования и приборов не проводилась уже в течение последних 15-20 лет.

В связи с этим на многих метеорологических станциях и постах ухудшается качество наблюдений, а в последние годы парк оборудования и приборов зачастую страдает от вандализма, т.е. на водомерных постах систематически срезаются тросы, разбиваются термометры на метеорологических площадках, крадутся некоторые приборы (гелиографы и пр.). По причине отсутствия финансирования не может идти речь об автоматизации системы наблюдений, компьютеризации сети, за счет собственных средств установлено только автоматизированное рабочее место синоптика и работа бухгалтерии переведена на ПЭВМ.

В последние годы участились случаи стихийных явлений природного характера (градобитие, сильные дождевые паводки, пожары и пр.), и отсутствие данных наблюдений либо очень сокращенное их количество намного ухудшает возможность реального прогнозирования таких явлений.

Горно-Алтайский центр гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает многие отрасли народного хозяйства гидрометеорологической информацией (ежедневный гидрометбюллетень, штормовые предупреждения, прогнозы опасных и стихийных явлений, прогноз погоды на неделю и месяц, декадный агрометбюллетень, прогноз формирования паводка и пр.).

Гидрометеорологическая сеть должна выполнять наблюдения и передавать их результаты в центр через каждые 3 часа и при возникновении стихийного явления производить наблюдения и передавать сведения о нем срочно в момент его возникновения, а во многих населенных пунктах сейчас отсутствует даже телефонная связь (М.Яломан), если даже она есть, у гидрометслужбы нет средств на оплату услуг связи в необходимых объемах.

В сети Горно-Алтайского центра гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды действуют 3 труднодоступных станции (Ак-Кем, Кара-Тюрек на Белухе, Яйлю на Телецком озере), завоз продуктов питания и топлива на Белуху возможен только вертолетом, эти станции находятся на грани закрытия из-за дефицита собственных средств для их финансирования (из федерального бюджета получает только фонд оплаты труда). Закрытие этой гидрометеорологической сети приведет к невозможности прогнозирования формирования паводка, практическому прекращению метеобеспечения полетов в район Белухи, соответственно, гидрометобеспечения развития туризма и альпинизма в этом районе и изучения природно-климатических условий Республики Алтай.     

Основные цели, задачи и сроки реализации Программы:


- функционирование и совершенствование государственной наблюдательной сети для получения наиболее полных данных о гидрометеорологических условиях и состоянии загрязнения окружающей природной среды, необходимых для успешного развития отраслей экономики, снижения возможного ущерба и защиты населения от опасных природных (гидрометеорологических) явлений и экстремального загрязнения окружающей среды;

- повышение эффективности прогнозирования опасных природных (гидрометеорологических) явлений и создания оптимальных условий для повышения уровня оперативного информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Республики Алтай;

- совершенствование системы предупреждения администрации, хозяйствующих субъектов и населения Республики Алтай о возможных опасных природных (гидрометеорологических) явлениях и значительных загрязнениях окружающей среды;

- мероприятия, направленные на уменьшение ущерба населению и экономике Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

- создание, восстановление и развитие гидрометеорологических и аэрологической станций, гидрологических и метеорологических постов;

- переоснащение материально-технической базы гидрометеорологических станций, гидрологических и метеорологических постов;

- кадровая подготовка специалистов для гидрометеорологических станций;

- создание резерва материально-технических ресурсов.

Программа рассчитана с 2002 по 2005 годы.

 Оценка эффективности реализации Программы


В результате реализации Программы на территории Республики Алтай будут обеспечены:

- эффективность прогнозирования (гидрометеорологических) явлений;

- оптимальный уровень оперативного информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и населения Республики Алтай;

- уменьшение ущерба от локальных природных стихийных явлений;

- повышение достоверности инструментальных наблюдений за природными явлениями (в том  числе опасными);

-расширение гидрометобеспечения народнохозяйственных структур Республики Алтай.


Текст документа сверен по:
"Сборник Законодательства Республики Алтай"
N 6, 2002 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»