ЗАКОН

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 03 ноября 2006 года N 751-ЗТО

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ"

Принят Тульской областной Думой 2 ноября 2006 года

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Закон Тульской области от 24.12.2007 N 948-ЗТО; НГР: ru71000200700402,

Закон Тульской области от 30.06.2008 N 1030-ЗТО; НГР: ru71000200800203}

Статья 1


Утвердить Областную целевую программу "Реформирование финансов Тульской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа реформирования) с финансированием из бюджета Тульской области (далее - бюджет области) в объеме 272,3 млн. рублей, в том числе в 2006 году - 25,2 млн. рублей, в 2007 году - 130,3 млн. рублей, в 2008 году - 116,8 млн. рублей (прилагается).

{Цифры "70,0" и "12,0" заменены цифрами "272,3" и "25,2" соответственно; перед словом "(прилагается)" дополнено словами ", в 2007 году - 130,3 млн. рублей, в 2008 году - 116,8 млн. рублей": Закон Тульской области от 24.12.2007 N 948-ЗТО; НГР: ru71000200700402}

Статья 2


Начиная с 2006 года включать Программу реформирования в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета области.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Тульской областной Думы О.В. Татаринов

Губернатор Тульской области В.Д. Дудка

Приложение

к Закону Тульской области

"Об Областной целевой программе

"Реформирование финансов

Тульской области на 2006-2008 годы"

Областная целевая программа "Реформирование финансов Тульской области на 2006-2008 годы" Паспорт Программы реформирования

{Паспорт программы реформирования в новой редакции: Закон Тульской области от 24.12.2007 N 948-ЗТО; НГР: ru71000200700402}
{Слова "30 июня 2008 года" заменены словами "31 декабря 2008 года": Закон Тульской области от 30.06.2008 N 1030-ЗТО; НГР: ru71000200800203}
{Слова "образование в бюджете области фонда реформирования муниципальных финансов" заменены словами "включение в бюджет области субсидий на реформирование муниципальных финансов": Закон Тульской области от 30.06.2008 N 1030-ЗТО; НГР: ru71000200800203}


Наименование Программы реформирования

Областная целевая программа "Реформирование финансов Тульской области на 2006 - 2008 годы"

Основание для разработки Программы реформирования

Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"; постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из фонда реформирования региональных и муниципальных финансов"; приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 года N 238 "Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов"; приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2006 года N 296 "О проведении в 2006 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года N 467-р; Закон Тульской области "Об областных целевых программах"

Государственный заказчик Программы реформирования

Администрация Тульской области

Разработчик Программы реформирования

Департамент финансов Тульской области

Цель Программы реформирования

Создание базы для перехода на управление по результатам в органах исполнительной власти Тульской области

Задачи Программы реформирования

Проведение реформы бюджетного процесса и управления расходами;

проведение реформы системы управления государственным долгом Тульской области;

проведение реформы инвестиционных процессов в Тульской области;

проведение реформы системы управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд;

повышение объема налоговых доходов, поступающих в бюджет области и местные бюджеты;

создание стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты;

создание базы для внедрения комплексной автоматизированной информационной системы

Сроки и этапы реализации Программы реформирования

2006 - 2008 годы: I этап - со дня официального опубликования настоящего Закона по 30 июня 2007 года; II этап - с 1 июля 2007 года по 31 декабря 2008 года


Основные мероприятия Программы реформирования

Оценка возможности оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам автономными учреждениями. Совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов. Обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства. Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджета области. Создание системы учета потребности в предоставляемых государственных услугах физическим и юридическим лицам. Установление стандартов качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам. Формирование ведомственных программ субъектов бюджетного планирования Тульской области. Формирование среднесрочных областных целевых программ. Использование среднесрочного финансового планирования. Формирование реестров расходных обязательств. Внедрение процедур открытого конкурса на замещение должности гражданской службы и повышения квалификации гражданских служащих Тульской области. Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. Установление порядка формирования и утверждения докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Тульской области. Мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета области. Совершенствование процедуры принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета области. Организация оперативного учета задолженности перед бюджетом области. Создание методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов. Повышение деловой активности. Организация учета объектов, находящихся в собственности Тульской области, и предоставление информации заинтересованным лицам. Мониторинг эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Тульской области. Внедрение формализованных процедур управления государственным долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования. Формализация процедур предоставления государственных гарантий Тульской области. Внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи из бюджета области. Формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам. Организация мониторинга качества управления финансами Тульской области и платежеспособности муниципальных образований

Объемы и источники финансирования Программы реформирования

Общий объем финансирования Программы реформирования за счет средств бюджета области составит 272 327,0 тыс. рублей, из них: I этап - 100 415,0 тыс. рублей; II этап - 171 912,0 тыс. рублей, в том числе: 2006 год - 25 190,9 тыс. рублей; 2007 год - 130 332,0 тыс. рублей, из них 15 000,0 тыс. рублей - дотации на стимулирование муниципальных районов и городских округов по улучшению качества управления муниципальными финансами; 2008 год - 116 804,1 тыс. рублей. Софинансирование за счет средств Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов по результатам конкурса, проведенного Министерством финансов Российской Федерации, составит 166 288,0 тыс. рублей, из них: I этап - 80 332,0 тыс. рублей; II этап - 85 956,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты от реализации Программы реформирования

2007 год Реформа бюджетного процесса и управления расходами: утверждение методики прогнозирования временных кассовых разрывов и порядка формирования финансового резерва при исполнении бюджета области; утверждение методических рекомендаций по оценке эффективности деятельности государственных учреждений субъектов бюджетного планирования Тульской области (в т.ч. разработка и утверждение критериев оценки необходимости создания автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений, предоставляющих государственные услуги физическим и юридическим лицам); установление порядка проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства; утверждение порядка проведения реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам перед бюджетом области; установление порядка инвентаризации кредиторской задолженности, в том числе государственных учреждений и унитарных предприятий, а также оперативной отчетности о состоянии их кредиторской задолженности. Бюджетирование, ориентированное на результат: утверждение перечня государственных услуг физическим и юридическим лицам, оказываемых субъектами бюджетного планирования, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении (включая перечень государственных услуг, которые могут предоставляться автономными учреждениями); установление порядка проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении государственных услуг и учета результатов их оценки при формировании расходов бюджета области на очередной финансовый год; установление порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ субъектов бюджетного планирования Тульской области, индикаторов оценки их результативности и планируемых результатов, а также корректировки средств бюджета области, предоставляемых субъектам бюджетного планирования Тульской области исходя из их уровня достижения результатов; установление порядка разработки, реализации и мониторинга реализации областных целевых программ, а также закрепление процедуры изменения (корректировки) или досрочного прекращения областной целевой программы по результатам ее реализации; установление порядка оценки соответствия фактически достигнутых в рамках реализации областных целевых программ результатов плановым значениям; утверждение методики формирования и корректировки среднесрочного финансового плана (с учетом положений об утверждении на очередной финансовый год путем корректировки утвержденного в предыдущем финансовом году); установление порядка формирования и утверждения докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Тульской области; установление порядка формирования реестра расходных обязательств Тульской области; установление порядка использования (учета) данных реестра расходных обязательств области при подготовке среднесрочного финансового плана и доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Тульской области. Административная реформа: систематическая публикация в средствах массовой информации и сети "Интернет" перечня вакансий на замещение должностей гражданской службы, условий проведения конкурсов и их результатов; систематическая публикация в средствах массовой информации и сети "Интернет" перечня направлений и предметов изучения при повышении квалификации гражданских служащих на очередной финансовый год. Совершенствование системы инвестиций: установление порядка оценки бюджетной и социальной эффективности с учетом показателей эксплуатационных расходов для коммерческих и социальных инвестиционных проектов; установление порядка оценки мультипликативного эффекта для инвестиционных проектов. Создание условий для развития доходной базы: установление порядка проведения реструктуризации задолженности организаций по налогам, пеням и штрафам перед бюджетом области; установление запрета на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке их финансовой эффективности; установление порядка мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства (включая финансово-экономические показатели деятельности), в т.ч. отбор и формализация критериев оценки и мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства, отбор механизмов проведения мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства по отобранным критериям оценки, разработка механизмов трансформации результатов мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства в обоснованные решения органов государственной власти и лиц, ответственных за проведение таких работ; установление порядка оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства; установление порядка отбора и оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности области, в том числе и с привлечением независимых организаций; утверждение методики оценки эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, с учетом оценки бюджетной и социальной эффективности, а также приоритетных направлений развития Тульской области. Совершенствование долговой политики: внесение изменений в нормативные правовые акты Тульской области, направленные на регулирование порядка оценки бюджетной и социальной эффективности привлекаемых долговых обязательств; внесение изменений в нормативные правовые акты Тульской области, направленные на регулирование порядка расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность Тульской области; установление порядка предоставления государственных гарантий Тульской области, включая установление порядка конкурсного отбора претендентов на получение государственных гарантий, а также установление требования о предоставлении залога в обеспечение выданной гарантии. Совершенствование межбюджетных отношений: утверждение методики оценки уровня социально-экономического положения муниципальных образований, дифференциации налогового потенциала, расходных потребностей и равномерности налоговой базы; утверждение методики расчета объема, распределения и порядка предоставления субсидий из областного фонда софинансирования расходов, предназначенных для софинансирования приоритетных расходов по отраслям экономики и социальной инфраструктуры, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления, на основе областных нормативов; утверждение методики расчета субвенций местным бюджетам на финансирование расходов, возникающих в связи с передачей отдельных государственных полномочий; совершенствование механизма формирования и распределения средств фонда сбалансированности местных бюджетов; утверждение методики расчета налогового потенциала; утверждение порядка расчета кассовых разрывов по бюджетам муниципальных образований в целях определения возможного объема бюджетных кредитов, предоставляемых на их покрытие; утверждение методики оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований. 2008 год Реформа бюджетного процесса и управления расходами: проведение комплексной оценки возможности создания автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений, предоставляющих государственные услуги физическим и юридическим лицам; утверждение и опубликование порядка создания автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений, предоставляющих государственные услуги физическим и юридическим лицам (при необходимости - по результатам проведенной оценки) и формы типового контракта, заключаемого с руководителями автономных учреждений на предмет оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам; отсутствие кредиторской задолженности и прироста просроченной задолженности (за исключением кредиторской); в последнем отчетном году все законопроекты в области бюджетного и налогового законодательства после принятия закона Тульской области "О публичной независимой экспертизе законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства" прошли обязательную публичную независимую экспертизу; кредиторская задолженность не превышает среднемесячных расходов. Бюджетирование, ориентированное на результат: учет результатов оценки потребности в предоставлении государственных услуг при формировании расходов бюджета области на очередной финансовый год; законодательное установление унифицированных требований к структуре и содержанию стандартов качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам; утверждение стандартов качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам государственными учреждениями субъектов бюджетного планирования Тульской области; установление порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг физическим и юридическим лицам утвержденным стандартам и основным требованиям к результатам работы государственных учреждений субъектов бюджетного планирования Тульской области в соответствии со стандартами качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам; установление порядка мониторинга качества предоставляемых государственными учреждениями субъектов бюджетного планирования государственных услуг физическим и юридическим лицам; установление порядка организации управленческого учета у субъектов бюджетного планирования Тульской области в разрезе предоставляемых государственных услуг физическим и юридическим лицам; не менее 50 процентов расходов бюджета области (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий) приходится на финансирование государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями субъектов бюджетного планирования физическим и юридическим лицам, имеющих стандарты качества предоставления; доля расходов, формируемых в рамках ведомственных целевых программ субъектов бюджетного планирования Тульской области, составляет не менее 50 процентов расходов бюджета области (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий); систематическое проведение оценки результативности и эффективности действующих областных целевых программ; соответствие фактических результатов, достигнутых в рамках областных целевых программ, составляет не менее 70 процентов от запланированных показателей; внесение изменений в положения о субъектах бюджетного планирования по результатам оценки выполнения возложенных на них функций и задач с точки зрения предоставляемых подведомственными им государственными учреждениями государственных услуг физическим и юридическим лицам; отклонение параметров закона области о бюджете области от параметров, утвержденных на среднесрочную перспективу (не менее чем два года назад), не превысит 20 процентов; утверждение методики формирования и корректировки среднесрочного финансового плана (с учетом положений об утверждении на очередной финансовый год путем корректировки утвержденного в предыдущем финансовом году); установление порядка учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке закона области о бюджете области на очередной финансовый год; все расходы бюджета области и бюджетов муниципальных образований области регулируются нормативными правовыми актами Тульской области и муниципальных образований. Административная реформа: утверждение методических рекомендаций по мотивации гражданских служащих области, увязанной с достижением результатов; систематическое проведение оценки основных требований к отдельным направлениям и должностям гражданской службы; выявление основных сфер деятельности гражданских служащих, требующих применения мер по повышению квалификации гражданских служащих; организация проведения курсов повышения квалификации не реже чем раз в три года, не менее чем для 50 процентов гражданских служащих; утверждение порядка, перечня направлений и предметов изучения при повышении квалификации гражданских служащих на очередной финансовый год; утверждение механизма выделения основных и обеспечивающих функций органов исполнительной власти области, методических рекомендаций по выведению обеспечивающих функций органов исполнительной власти области на осуществление внешними исполнителями (аутсорсинг). Реформирование государственного сектора экономики: утверждение методических рекомендаций по оценке целесообразности сохранения унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, на основе оценки их бюджетной и социальной эффективности, а также приоритетных направлений развития Тульской области; не менее 90 % государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат субъектам Российской Федерации, удовлетворяют установленным критериям по бюджетной и социальной эффективности, а также соответствуют приоритетным направлениям развития области. Совершенствование системы инвестиций: установление порядка включения в бюджет области расходов на осуществление новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов; систематическая публикация в средствах массовой информации и сети "Интернет" отчетов о реализованных за последний отчетный год инвестиционных проектах, включая оценку бюджетной и социальной эффективности по каждому из проектов; публикация в средствах массовой информации и сети "Интернет" результатов оценки новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов до внесения их в закон области о бюджете области (раздельно по каждому проекту). Совершенствование долговой политики: все операции по долговым обязательствам бюджета области в последнем отчетном году полностью соответствуют установленной процедуре; все гарантии, выданные бюджетом области в последнем отчетном году, полностью соответствуют установленной процедуре; все операции по долговым обязательствам бюджета области в последнем отчетном году полностью соответствуют установленной процедуре; все гарантии, выданные бюджетом области в последнем отчетном году, полностью соответствуют установленной процедуре. Создание условий для развития доходной базы: объем налоговых льгот составляет менее 5 процентов налоговых доходов бюджета области за последний отчетный год. Совершенствование межбюджетных отношений: систематическое проведение оценки уровня социально-экономического положения муниципальных образований области, дифференциации их налогового потенциала и расходных потребностей, равномерности их налоговой базы на основе утвержденной методики; включение в бюджет области субсидий на реформирование муниципальных финансов;


сокращение разрыва обеспеченности муниципальных образований области объектами социальной и инженерной инфраструктуры; в последнем отчетном году не менее 95 процентов расходов бюджета области на предоставление финансовой помощи осуществляется по утвержденным методикам; полная ликвидация просроченной задолженности муниципальных образований области по ранее предоставленным бюджетным кредитам; увеличение за последний отчетный год среднего уровня оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований области в сравнении с предыдущим финансовым годом

Контроль за реализацией Программы реформирования

Контроль за реализацией Программы реформирования осуществляется администрацией области, Тульской областной Думой, руководителем рабочей группы по разработке и управлению реализацией Программы реформирования



Перечень используемых сокращений

СМИ

- средства массовой информации;

ТОФПМП

- Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства;

субъекты бюджетного планирования Тульской области

- органы исполнительной власти Тульской области, определяемые администрацией Тульской области;

государственные учреждения субъектов бюджетного планирования Тульской области

- областные учреждения в сфере социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики";



1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

1.1. Основные показатели социально-экономического положения Тульской области


Тульская область (далее - область) образована 26 сентября 1937 года.

Расположена в центре европейской части России на Среднерусской возвышенности, в пределах степной и лесостепной зон и граничит на севере и северо-востоке - с Московской, на востоке - с Рязанской, на юго-востоке и юге - с Липецкой, на юге и юго-западе - с Орловской, на западе и северо-западе - с Калужской областями.

Занимает площадь 25,7 тыс. кв. км (0,15 процента территории России). Наибольшая протяженность территории области с севера на юг - 200 км, с запада на восток - 190 км.

Административный центр области - город Тула расположен на расстоянии 193 км к югу от Москвы. В области 21 город, в том числе крупные города - Тула, Новомосковск, Алексин, Щекино, Узловая и Ефремов, и 23 района.

Тульская область - одна из самых высокоразвитых в промышленном отношении областей Центрального экономического района России. Основными отраслями промышленности являются машиностроение, химическая промышленность, черная металлургия, производство стройматериалов, добыча бурого угля, легкая и пищевая отрасли, энергетика, радиоэлектроника.

Население и трудовые ресурсы

Численность населения области на начало 2006 года составила 1599,8 тыс. человек (Таблица 1). В 2005 году население области уменьшилось на 22,1 тыс. человек, или на 1,36 процента, а за последние 5 лет - на 116,4 тыс. человек, или на 5,3 процента. Численность трудоспособного населения сократилась на 1,8 процента с 985,4 тыс. человек (2001 год) до 967,8 тыс. человек (2005 год).

Таблица 1

Основные демографические показатели


Серьезной проблемой является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте. За последние 5 лет число умерших в трудоспособном возрасте увеличилось с 9,7 тыс. человек до 10,5 тыс. человек (или с 9,9 до 10,9 в расчете на 1000 трудоспособных). Доля данной возрастной группы в общей численности умерших составляет 30 процентов.

Образовательный уровень населения, занятого в экономике области, довольно высок. Более половины занятых (57,3 процента) имеют профессиональное образование, в том числе 18,4 процента - высшее профессиональное образование.

Высокий образовательный уровень трудоспособного населения - это важнейший резерв повышения качества трудового потенциала области в условиях исчерпания экстенсивных источников его роста - продолжающейся естественной убыли и невысокой миграционной активности.

В период 2001-2005 годы численность экономически активного населения области проявила тенденцию к сокращению: если в 2001 году она составляла 828,2 тыс. человек, то в 2005 - всего 812,5 тыс. человек. Основная причина этого - общее сокращение численности населения области, в первую очередь находящегося в трудоспособном возрасте.

Уровень экономической активности трудоспособного населения (отношение численности экономически активного населения к численности населения трудоспособного возраста) несколько повысился: с 77,6 процента (2001 год) до 79,2 процента (2005 год), но не достиг дореформенного уровня в 83,8 процента (1992 год).

Занятое в экономике население в начале 2005 года составило 788,6 тыс. человек, или 75,5 процента экономически активного населения области. В период 2001-2005 годов уровень безработицы сократился с 5,2 процента до 4,0 процента, в том числе официально зарегистрированной - с 1,2 процента до 1,0 процента. Названные положительные тенденции в динамике занятости обусловлены позитивными процессами в экономике страны и области, наблюдавшимися с 2003 года.

В период 2001-2005 годы численность занятых в традиционных для области отраслях - промышленности и сельском хозяйстве - сократилась соответственно с 28,4 процента до 26,5 процента и с 10,0 процента до 8,6 процента. Рост числа занятых в период 2001-2005 гг. наблюдался в торговле и общественном питании, на транспорте и в строительстве, а также в отраслях бюджетной сферы - здравоохранении, образовании, культуре.

Уровень жизни населения

В 2005 году реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) населения области увеличились по сравнению с предыдущим годом на 7,1 процента (Таблица 2). Среднедушевые денежные доходы превышали величину прожиточного минимума в 1,99 раза (в 2003 и 2004 годах - в 1,9 и 1,96 раза соответственно).

Таблица 2

Доходы населения


Увеличение номинальных и реальных денежных доходов сопровождалось дифференциацией населения по уровню доходов. Доходы наиболее обеспеченной группы населения за 2005 год в 8,6 раза превысили доходы наименее обеспеченной группы населения. При этом на долю 10 процентов наиболее обеспеченного населения приходилось 24,8 процента общего объема денежных доходов, на долю 10 процентов наименее обеспеченного населения - 2,9 процента. Численность малоимущего населения (со среднедушевым денежным доходом ниже величины прожиточного минимума) в 2005 году составила 334,2 тыс. человек, или 20,9 процента общей численности населения.

Одной из главных проблем остается ситуация с задолженностью по заработной плате. За последние годы наметилась тенденция по снижению задолженности. По состоянию на 01.01.2006 ее величина составила 169,7 млн. рублей, и, несмотря на снижение за 2005 год, задолженность остается самой высокой в Центральном федеральном округе.

Макроэкономические показатели развития области

Область относится к категории регионов со средним уровнем социально-экономического развития и занимала в 2005 году 42-е место по уровню развития в общероссийском рейтинге регионов (в 2004 году - 41-е место). Объем и структура валового регионального продукта области приведены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Объем валового регионального продукта

Таблица 4

Структура валового регионального продукта, % к общему объему валового регионального продукта


Валовой региональный продукт - всего



Отраслевая структура экономики

В отраслевой структуре экономики области основное место по вкладу в валовой региональный продукт всегда занимала и занимает промышленность (Таблица 5). Сегодня в области производятся знаменитые на весь мир вооружение и военная техника, а также многообразная гражданская продукция.

По объему промышленного производства область в 2005 году занимала 5 место в Центральном федеральном округе и 25 место в Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»