ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 мая 2006 года N 628-рг

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРОГРАММЫ НА 2006 - 2010 ГОДЫ)

(в редакции распоряжений губернатора Тульской области от 21.06.2007 N 742-рг, от 29.07.2008 N 1225-рг, от 27.05.2009 N 540-рг)


В целях реализации на территории Тульской области Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, в соответствии со статьей 30 Устава (Основного Закона) Тульской области:

1. Одобрить прилагаемые Основные направления действий по реализации административной реформы в Тульской области (Программу на 2006 - 2010 годы).

(в ред. распоряжения губернатора Тульской области от 29.07.2008 N 1225-рг)

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Тульской области Евтухова А.П.

(п. 2 в ред. распоряжения губернатора Тульской области от 29.07.2008 N 1225-рг)

3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.


Губернатор Тульской области
В.Д.ДУДКА



Одобрены
распоряжением губернатора
Тульской области
от 26 мая 2006 года N 628-рг

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРОГРАММА НА 2006 - 2010 ГОДЫ)

 (в редакции распоряжений губернатора Тульской области от 29.07.2008 N 1225-рг, от 27.05.2009 N 540-рг)


Характеристика проблемы

Анализ причин возникновения проблемы

Реформирование системы государственного управления в Российской Федерации является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В 2003 - 2005 годах Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации.

Приоритетные направления административной реформы были определены Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах".

В настоящее время в Российской Федерации начата реализация следующего этапа административной реформы - включение в реформу субъектов Российской Федерации. Основные задачи, которые должны быть решены в ходе реализации этого этапа, - реформирование системы государственного и муниципального управления. Цели и направления административной реформы на современном этапе определены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р.

На момент вступления в должность губернатора Тульской области В.Д. Дудки (29 апреля 2005 года) социально-политическая ситуация характеризовалась как напряженная, свидетельство тому - протестные акции против реформы ЖКХ, монетизации льгот, неудовлетворительного решения вопросов жизнеобеспечения населения. Во многом это обусловлено неэффективным государственным управлением в регионе.

Результаты оценки качества государственного управления в регионе на основе материалов, подготовленных Государственным учреждением Высшая школа экономики по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, также свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной системной работы по внедрению механизмов, ориентированных на результат, существенного повышения качества внутренней организации органов исполнительной власти, и самое главное - изменения системы взаимодействия с клиентами, потребителями услуг.

Сложившаяся структура управления в Тульской области в современных условиях исчерпала себя, она затратна (в 2005 году сумма на содержание аппарата администрации области и органов исполнительной власти области составила 441745,4 тыс. рублей) и неэффективна. Об этом свидетельствуют имеющиеся проблемы в социальной сфере, неудовлетворенность населения качеством предоставляемых органами исполнительной власти Тульской области услуг и связанные с этим всплески социальной напряженности в регионе, происходившие в первой половине 2005 года.

Высокая численность государственных гражданских служащих Тульской области (в настоящее время она составляет в Тульской области более 2000 человек) не соизмерима с результатами их деятельности.

Несмотря на ряд позитивных моментов, наблюдающихся в социально-экономическом развитии области в последнее время, существующая система управления не соответствует сегодняшнему развитию региона и является одним из факторов, сдерживающих его экономический рост.

Следует качественным образом повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти Тульской области. В связи с этим проведение административной реформы в регионе является одним из стратегических приоритетов администрации Тульской области.

На региональном и муниципальном уровнях необходимо четко определить задачи, эффективные стимулы и механизмы поддержки административной реформы. В связи с чем возникла потребность в определении Основных направлений действий по реализации административной реформы в Тульской области (Программы на 2006 - 2010 годы) (далее - Программа), целью которой является обеспечение комплексной реализации административной реформы в Тульской области, логически согласованной с административной реформой на федеральном уровне.

Кроме того, разработка региональной Программы административной реформы прямо предусмотрена Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах в качестве важнейшего инструмента, обеспечивающего реализацию реформы.


 Необходимость решения проблемы на региональном уровне программно-целевыми методами

В результате реализации начального этапа административной реформы в Тульской области к 2006 году были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления.

Однако особенность ситуации для Тульской области состоит в том, что в региональной системе государственного управления доминирует главным образом отраслевой принцип и включает в себя ряд органов исполнительной власти Тульской области, осуществляющих свою деятельность в конкретных отраслях, таких как промышленность и топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, печать и телерадиовещание.

"Отраслевые" органы исполнительной власти призваны отражать интересы региона в отрасли, но на практике они скорее являются представителями отрасли в регионе, что ведет к неэффективному распределению налоговых поступлений, лоббированию интересов отдельных отраслей в ущерб другим сферам бизнеса и интересам региона.

Наличие большого количества "отраслевых" органов исполнительной власти с нечетко очерченными полномочиями ведет к значительному затягиванию процедуры выработки решений, требующих множества согласований, межотраслевых совещаний, рассмотрения поправок. Утвержденные сроки зачастую срываются, важные решения не принимаются в срок, а за исполнение решений нет ответственных лиц.

Так согласование постановления администрации области для обеспечения его надлежащей организации по вопросам, касающимся нескольких отраслей, может потребовать до 10 - 12 согласований с различными органами и проводиться в течение 20 - 30 дней.

Работа отраслевых органов исполнительной власти не позволяет использовать объективные критерии оценки, препятствует достижению системного подхода в решении поставленных задач, в их деятельности отмечается устойчивая тенденция дублирования функций различных органов при осуществлении закрепленных за ними полномочий. Так, например, на основе проведенного департаментом труда Тульской области анализа выполняемых функций выявлены следующие дублирующие функции: подготовка информации для представления в Минздравсоцразвития РФ об условиях оплаты труда работников бюджетной сферы и подготовка заключения государственной экспертизы условий труда о правильности установления страхователю надбавок, скидок к базовому страховому тарифу. Первую функцию дублирует государственная инспекция труда в Тульской области, вторую - Фонд социального страхования РФ.

При ежегодном общем росте объемов производства в области на 10 - 12 процентов качество жизни населения улучшается медленно, реальный рост денежных доходов населения составляет 3,4 процента, около 20 процентов населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, сложная демографическая ситуация, объемы и темпы строительства не обеспечивают потребности в улучшении жилищных условий населения. Большое количество нареканий со стороны населения вызывает неудовлетворительное предоставление услуг в различных сферах жизнедеятельности общества, так, жалобы на некачественное предоставление услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2005 году составили более 30 процентов от всех поступивших в администрацию области обращений.

В связи с изменением экономических отношений в стране "отраслевые" органы исполнительной власти области утратили рычаги воздействия на общественные процессы. Деятельность департамента промышленной политики, науки и топливно-энергетического комплекса Тульской области и департамента транспорта и связи Тульской области сводится в основном к осуществлению методического обеспечения субъектов предпринимательской деятельности.

В 2005 году администрацией Тульской области принято 860 постановлений, за 4,5 месяца 2006 года - 236 постановлений. Необходимость принятия столь значительного числа постановлений частично объясняется диктуемым отраслевым принципом руководства, воздействием на социальные и экономические процессы в виде прямых предписаний.

В числе задач административной реформы, характеризующей направленность ее на целевой результат, является разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными органами услуг гражданам и юридическим лицам.

В настоящее время совмещение контрольно-надзорных функций, предоставления услуг и регулирующих функций осуществляется в 12 из 30 различных органов исполнительной власти Тульской области. Совмещение контрольно-надзорных функций и предоставления услуг гражданам и организациям имеет место в департаменте труда Тульской области, департаменте предпринимательства и потребительского рынка Тульской области и др.

На территории Тульской области проживает 1,6 млн. человек, в том числе городское население составляет 1,3 млн. человек (81,3 процента). Общая площадь жилищного фонда области - 37,3 млн. кв. метров - это 218748 домов, в том числе многоквартирных - 62511 единиц.

В области зарегистрировано 6,99 тысяч предприятий малого бизнеса, на основании прогноза рост их количества до 2009 года составит 12 процентов.

Анализ предоставляемых услуг населению показал, что наибольшее количество жалоб со стороны заявителей поступает при оформлении документации физическими и юридическими лицами, связанной с регистрацией недвижимости, перепланировкой жилых помещений (около 10600 обращений в год), переводом жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (около 800 обращений в год). Существующая система взаимодействия органов исполнительной власти Тульской области с населением и представителями делового сообщества в части оформления и выдачи разного рода документов характеризуется заявителями как непрозрачная, громоздкая по количеству запрашиваемых документов, длительная по срокам оформления и выдачи документов.

На сегодняшний день порядок платежей за жилищно-коммунальные услуги, энергоресурсы (оплата производится по отдельным платежным листам), услуги телекоммуникационной связи в различных приемных пунктах требует от пользователя данных услуг большого количества времени, а соответственно и вызывает нарекание граждан.

В настоящее время в администрации области отсутствует инструмент, позволяющий наладить действенный контроль целевого использования бюджетных средств и движения финансовых потоков в жилищно-коммунальном комплексе области в режиме реального времени, что не дает возможности администрации области и органам местного самоуправления оперативно принимать оптимальные управленческие решения.

В связи с изложенными особенностями в 2006 - 2010 годах в Тульской области будут осуществляться мероприятия, связанные с формированием новой эффективной системы управления областью, составными частями которой являются: переход от "отраслевой" системы построения органов исполнительной власти Тульской области к функциональной системе построения, основанной на программно-целевых принципах; завершение формирования публичного государственного областного электронного реестра государственных функций и государственных услуг, устранение избыточных и дублирующих функций; поэтапная регламентация и стандартизация функций и услуг; качественное улучшение и модернизация в 2006 - 2007 годах государственной услуги в сфере предоставления жилищно-коммунальных, социальных и регистрационных услуг путем введения регламентов и стандартов предоставления услуги, модернизации системы приема и обработки социальных платежей, построенной на базе создаваемого единого областного информационного межведомственного ресурса.

Координация мероприятий наилучшим образом может осуществляться в рамках Программы по реализации административной реформы.


 Основные цели и задачи

Настоящая Программа составлена в соответствии с принципами, целями и задачами, определенными в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, и направлена на повышение эффективности реализации мер по проведению административной реформы в Тульской области.

Целями административной реформы в Тульской области в 2006 - 2010 годах являются:

1. Повышение качества и доступности государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Тульской области.

2. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Тульской области по оказанию государственных услуг и исполнению государственных функций.

3. Ограничение вмешательства органов исполнительной власти Тульской области в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.

Учитывая социальную значимость, практическую необходимость реализации поставленных целей, администрацией Тульской области определены два приоритетных направления реформирования системы управления в области:

первое приоритетное направление - формирование новой эффективной системы управления областью путем перехода от "отраслевой" системы построения органов исполнительной власти Тульской области к функциональной системе построения, основанной на программно-целевых принципах; формирование публичного государственного областного электронного реестра государственных функций и перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Тульской области при исполнении ими государственных функций; устранение избыточных и дублирующих функций.

В рамках указанного направления в июле - сентябре 2006 года будет проведена работа по анализу существующих государственных функций органов исполнительной власти Тульской области, которая включит в себя:

сопоставление существующих государственных функций с нормами действующего законодательства;

выявление функций, не свойственных для органов исполнительной власти и подлежащих передаче в негосударственный сектор;

выявление функций и полномочий, являющихся дублирующими по отношению к функциям и полномочиям, исполняемым иными органами государственной власти;

выявление функций, являющихся избыточными и приводящими к вмешательству органов исполнительной власти Тульской области в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе к избыточному государственному регулированию в сфере экономических отношений.

В результате будет определен оптимальный состав функций органов исполнительной власти Тульской области, разработаны предложения по исключению функций, не основанных на нормах действующего законодательства, не свойственных для органов исполнительной власти Тульской области, являющихся дублирующими и избыточными.

Будут разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты, ликвидирующие государственные функции, не основанные на нормах действующего законодательства, не свойственные, являющиеся избыточными и дублирующими, подготовлен проект оптимального перечня государственных функций органов исполнительной власти Тульской области.

В октябре 2006 года будет проведена работа по систематизации государственных функций по сферам регулирования, по завершении которой будут подготовлены перечень государственных функций, систематизированный по сферам регулирования, и предложения по оптимальному распределению государственных функций между уровнями управления.

В результате к ноябрю 2006 года будет сформирован и утвержден Реестр государственных функций, в котором будут разделены и определены функции регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными органами услуг гражданам и юридическим лицам.

На базе Реестра государственных функций с учетом специфики социально-экономического развития Тульской области в течение 2007 - 2008 годов будет проведена работа по совершенствованию структуры органов исполнительной власти Тульской области, результатом которой станет создание эффективной системы управления областью, основанной на программно-целевом принципе;

второе приоритетное направление - качественное улучшение и модернизация в 2006 - 2007 годах государственной услуги в сфере предоставления жилищно-коммунальных, социальных и регистрационных услуг; введение регламентов и стандартов предоставления услуг, модернизация системы приема и обработки социальных платежей, построенная на базе создаваемого единого областного информационного межведомственного ресурса.

Мероприятия Программы по реализации административной реформы в Тульской области в первую очередь направлены на реализацию региональных приоритетов и внедрение пилотных проектов, что предполагает уже в 2006 году решить следующие задачи:

1. Оптимизировать функции органов исполнительной власти Тульской области (устранить дублирующие и избыточные функции) и подготовить с учетом специфики социально-экономического развития Тульской области организационные схемы-структуры органов исполнительной власти Тульской области.

2. Разработать стандарты и регламенты по информационному обеспечению субъектов малого предпринимательства по вопросам государственного стимулирования и регулирования предпринимательской деятельности, порядку работы органов исполнительной власти в режиме "одного окна", модернизации механизмов предоставления государственной социальной помощи населению.

3. Отработать в Тульской области в пилотном порядке практику дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

4. Определить функции, при исполнении которых возможно применение механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов.

5. Уточнить методики и нормативы планирования объемов работы, численности работников и финансовых затрат.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»