• Текст документа
  • Статус
Действующий

З А К О Н    Т У Л Ь С К О Й   О Б Л А С Т И


ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА НА 2003-2005 ГОДЫ


Приостановить с 1 января по 31 декабря 2005 года действие данного закона на основании
Закона Тульской области № 500-ЗТО(постановление № 6/156 от 27 декабря 2005 года)

Принят
Тульской областной Думой
10 апреля 2003 года
Постановление № 42/1188



Статья 1. Утвердить Областную целевую программу развития экспорта на 2003-2005 годы с финансированием на 2003 год в объеме 10,7 млн. рублей из бюджета Тульской области (прилагается).


Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Председатель Тульской Губернатор
областной Думы Тульской области

О.Д.Лукичев В.А.Стародубцев





г. Тула
25 апреля 2003 года

№ 380-ЗТО


Приложение

к Закону Тульской области
«Об Областной целевой программе развития экспорта на 2003-2005 годы»


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА НА 2003-2005 ГОДЫ


ПАСПОРТ
Областной целевой программы развития экспорта
на 2003-2005 годы

Наименование Программы

Областная целевая программа развития экспорта
на 2003-2005 годы (далее - Программа)

Основание для
разработки
Программы

Федеральный закон от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;
Федеральный закон от 04.01.99 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 8.02.96 № 123 «О Федеральной программе развития экспорта»

Государственный заказчик
Программы

Департамент внешних экономических связей Тульской области (далее - департамент внешних экономических связей)

Основные разработчики
Программы

Департамент внешних экономических связей

Основные исполнители
Программы

Департамент внешних экономических связей; департамент промышленности Тульской области (далее -департамент промышленности); департамент экономического развития Тульской области (далее - департамент экономического развития); департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области (далее - департамент предпринимательства и потребительского рынка); комитет Тульской области по науке (далее - комитет по науке); управление информационных технологий аппарата администрации Тульской области (далее - управление информационных технологий)

Цель Программы

Создание необходимых условий для устойчивой работы предприятий-экспортеров, увеличение экспорта и повышение его эффективности, обеспечение на этой основе роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней

Сроки реализации Программы

2003-2005 годы

Основные мероприятия
Программы

Развитие внешнеторговых связей Тульской области с зарубежными странами;
развитие экспортного потенциала;
совершенствование инфраструктуры внешнеторговой деятельности, создание институциональных структур поддержки экспорта;
развитие информационного обеспечения внешнеторговой деятельности и информационной поддержки продвижения экспортной продукции

Объем и источники финансирования Программы

Объем финансирования из бюджета Тульской области (далее - бюджет области) составляет 100,0 млн. рублей, из них по годам: 2003 г. - 10,7 млн.рублей, 2004 г. - 30 млн.рублей, 2005 г. - 59,3 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации
Программы

Рост областного экспорта за счет совершенствования:
- территориально-географической структуры на 5-7 процентов или на 950-980 млн.рублей,
- товарной структуры на 3-5 процентов или на 850-870 млн.рублей;
расширение объема экспортного производства на 750 млн.рублей;
увеличение налогооблагаемой базы на 5-7 процентов в год, поступление дополнительных средств в бюджет;
сохранение и создание рабочих мест за счет расширения и создания новых экспортоориентированных производств

Система организации контроля за исполнением
Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют:
- департамент внешних экономических связей,
- департамент финансов Тульской области (далее - департамент финансов),
- Тульская областная Дума


1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Состояние областного экспорта, тенденции его развития и прогнозные оценки объемов вывоза продукции на среднесрочную перспективу с учетом внешних и внутренних факторов свидетельствуют о том, что положение в этой сфере нельзя считать благополучным.
На развитие внешнеэкономических связей Тульской области оказывают негативное влияние такие факторы, как невысокий уровень производства, небольшие объемы инвестиций в реальный сектор экономики, недостаточное государственное содействие развитию экспортного потенциала, исчерпывание экспортных возможностей по многим товарным позициям экспортоориентированных отраслей.
В предстоящие годы потеряет стимулирующую силу для увеличения экспорта такой фактор, как более низкий уровень внутренних цен по сравнению с внешнеторговыми на ряд товаров российского экспорта. В связи с систематическим ростом внутренних цен и их выравниванием по отношению к мировым может существенно снизиться экономическая эффективность экспорта.
Негативное влияние на развитие экспортного потенциала оказывает также снижение инвестиций на обновление и модернизацию основного капитала, особенно парка машин и оборудования, сокращение (в ряде приоритетных областей - полное прекращение) научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и фундаментальных исследований, прекращение разработки и внедрения новейших технологий.
Невысокая конкурентоспособность многих товаров часто связана с тем, что они не отвечают возросшим европейским и международным стандартам качества в первую очередь по таким критериям, как безопасность для потребителя и соответствие экологическим нормам.
Малые масштабы международного производственного кооперирования предприятий лишают Тульскую область возможности иметь ряд существенных преимуществ, получаемых в результате разделения труда: снижение цен на совместно выпускаемую продукцию и повышение ее качества за счет специализации и применения достижений партнеров в области науки и техники.
Актуальность проблемы усиливается на фоне практически не увеличивающейся в течение многих лет доли машиностроительной продукции в структуре тульского экспорта, а также обострения международной конкуренции, растущей государственной поддержки экспорта за рубежом и активного применения зарубежными государствами защитных мер в интересах своих товаропроизводителей.
Преодоление указанных негативных факторов возможно путем повышения конкурентоспособности промышленности, расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.
Необходима координация усилий всех заинтересованных сторон, формирование долгосрочного сотрудничества между властными структурами и деловыми кругами с целью лоббирования торгово-экономических интересов Тульской области за рубежом. Совместная работа при активной государственной поддержке экспорта должна быть направлена на:
более активное использование потенциала предприятий военно-промышленного комплекса;
коммерциализацию научных разработок;
привлечение передовых зарубежных технологий путем содействия созданию совместных и иностранных предприятий в сфере материального производства;
использование валютных средств предприятий и банков для развития производственно-сбытовой инфраструктуры, на которую мог бы опереться промышленный экспорт;
использование российских лицензий на изобретения в качестве вклада в совместно создаваемые предприятия по производству новой продукции.
Это предполагает активное содействие региональных органов государственной власти предприятиям в развитии экспорта. Учитывая особенности экономики Тульской области, государственная поддержка необходима в первую очередь производителям машинотехнической продукции, однако содействие в развитии экспорта должно оказываться и традиционным для региона экспортерам химической продукции и металлов.
Разработка и принятие Программы актуальны и обусловлены необходимостью создания в области системы поддержки экспорта, консолидирующей усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций на основе единой региональной политики и программных методов. Эффективное решение обозначенных проблем возможно только при активной государственной поддержке в рамках областной целевой программы.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является создание условий для устойчивой работы предприятий-экспортеров, успешного продвижения выпускаемой ими продукции на внешний рынок, повышение эффективности областного экспорта и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Основными задачами Программы являются:
- повышение уровня рентабельности экспорта на основе реализации проектов и экспортных программ предприятий, направленных на улучшение качества продукции. Ключевым моментом этого направления является создание и внедрение новых технологий;
- оптимизация структуры экспорта путем расширения производства товаров с максимальной экспортной эффективностью, в первую очередь машинотехнической и наукоемкой продукции, и переориентации экспортных поставок на наиболее эффективные внешние рынки;
- расширение масштабов экспортного производства на основе реализации экспортоориентированных инвестиционных проектов предприятий;
- вовлечение во внешнеторговый оборот ранее неиспользуемых товаров и услуг с учетом оценки их экспортного потенциала и определения затрат, связанных с их вовлечением в оборот;
- повышение эффективности экспортной деятельности области путем расширения кооперационных связей экспортоориентированных предприятий с другими предприятиями региона и зарубежными компаниями.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
рост областного экспорта за счет совершенствования:
- территориально-географической структуры на 5-7 процентов или на 950-980 млн.рублей,
- товарной структуры на 3-5 процентов или на 850-870 млн.рублей;
расширение объема экспортного производства на 750 млн.рублей;
увеличение налогооблагаемой базы на 5-7 процентов в год, поступление дополнительных средств в бюджет;
сохранение и создание рабочих мест за счет расширения и создания новых экспортоориентированных производств.

3. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ И РАБОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Наименование мероприятия

Ожидаемые результаты реализации мероприятия

Исполнители мероприятия

Срок исполнения

Бюджет области
Объем финансирования,
млн.рублей

2003
год

2004
год

2005
год

1

2

3

4

5

6

7

1. Анализ рынков с целью определения наиболее перспективной для продвижения продукции тульских предприятий. Подготовка предложений по оптимизации экспортной деятельности

Оптимизация и расширение территориально-географической структуры экспорта, повышение экономической эффективности экспорта

Департамент
внешних экономичес-ких связей

IV кв.
2005 г.


-


-


-

2. Подготовка предложений по участию Тульской области в работе комитетов и рабочих групп межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами

Обеспечение благоприятных внешнеполитических и экономических условий работы предприятий на внешнем рынке

Департамент
внешних экономических связей

IV кв. 2003 г.


-


-


-

3. Осуществление мониторинга нормативных правовых актов по вопросам внешнеэкономической деятельности и представление предложений по их совершенствованию субъектам законодательной инициативы

Создание наиболее благоприятных условий для развития внешней торговли

Департамент внешних экономических связей

IV кв.
2005 г.


-


-


-

4. Формирование и реализация пакета инвестиционных проектов развития экспортоориентированных производств для предоставления на конкурсной основе субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым предприятиями

Приостановить с 1 января по 31 декабря 2005 года действие данного пункта на основании
Закона Тульской области № 500-ЗТО(постановление № 6/156 от 27 декабря 2005 года)

Создание финансовых условий для увеличения объемов экспорта, привлечение предприятий к экспортной деятельности

Департамент
внешних
экономических связей, департамент экономического развития

IV кв. 2005 г.


5


12




29,8


5. Формирование и реализация пакета высокоэффективных экспортных контрактов для предоставления на конкурсной основе субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым предприятиями
Приостановить с 1 января по 31 декабря 2005 года действие данного пункта на основании
Закона Тульской области № 500-ЗТО(постановление № 6/156 от 27 декабря 2005 года)

Создание условий для повышения экономической эффективности экспорта и увеличения его объемов

Департамент
внешних экономических связей, департамент экономического развития

IV кв. 2005 г.


5


13


22

6. Подготовка предложений по финансированию экспортоориентированных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства

Вовлечение во внешнеторговый оборот ранее неиспользуемых товаров, создание условий для увеличения объемов экспорта

Департамент предпринимательства и потребительского рынка

III кв. 2003 г.


-


-


-

7. Подготовка предложений по созданию организаций, содействующих развитию экспорта в Тульской области, в том числе Тульского центра содействия экспорту, Тульского центра субконтрактации

Формирование областной инфраструктуры поддержки и развития экспорта

Департамент внешних экономических связей

III кв. 2003 г.


-


-


-

8. Подготовка и реализация предложений по развитию торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ и увеличению экспортных поставок в эти страны

Рост объемов товарооборота со странами СНГ; расширение поставок продукции тульских товаропроизводителей (в первую очередь машинотехнической продукции) в страны СНГ

Департамент внешних экономических связей

IV кв.
2005 г.


-


-


-

9. Организация и проведение ежегодного областного конкурса «Лучший областной экспортер»

Создание системы поощрения и популяризации предприятий-экспортеров, менеджеров по ВЭД; реклама экспортных видов продукции и услуг; распространение положительного опыта развития экспорта

Департамент внешних экономических связей, департамент промышленности

IV кв. 2005 г.


-


0,2


0,2

10. Подготовка и реализация предложений по стимулированию и улучшению финансирования НИОКР, связанных с повышением конкурентоспособности продукции (услуг) организаций Тульской области на внешнем рынке
Приостановить с 1 января по 31 декабря 2005 года действие данного пункта на основании
Закона Тульской области № 500-ЗТО(постановление № 6/156 от 27 декабря 2005 года)

Создание необходимых условий для экспорта ранее не экспортируемых Тульской областью товаров и услуг, увеличение количества экспортоориентированных производств

Комитет по науке, департамент внешних экономических связей

II кв. 2003 г.


-


2,0


3,0

11. Подготовка и реализация предложений по государственной поддержке работ по сертификации экспортоориентированных производств и экспортной продукции
Приостановить с 1 января по 31 декабря 2005 года действие данного пункта на основании
Закона Тульской области № 500-ЗТО(постановление № 6/156 от 27 декабря 2005 года)

Повышение конкуренто-способности продукции, увеличение экспортных поставок

Департамент промышленности, департамент внешних экономических связей

II кв.
2003 г.


-


1,0


2,0

12. Совместно с предприятиями- экспортерами определение наиболее перспективных российских и международных выставок и условий их государственной поддержки. Организация участия предприятий-экспортеров в выставках

Реклама и продвижение продукции на внешние рынки, доведение информации об экспортных возможностях Тульской области до потенциальных партнеров

Департамент внешних экономических связей

IV кв. 2005 г.


0,55


1,2


1,7

13. Подготовка специальных изданий, информационных материалов об экспортном потенциале и инвестиционных возможностях Тульской области



Реклама и распространение коммерческой информации для продвижения продукции на внешние рынки и привлечения инвестиций

Управление
информационных
технологий,
департамент внешних экономических связей

IV кв.
2005 г.




0,07


0,5


0,5

14. Подготовка специальной Интернет-страницы, посвященной внешней торговле, на официальном сайте администрации Тульской области

Обеспечение интерактивного доступа к внешнеэкономической информации Тульской области

Управление
информационных
технологий,
департамент внешних экономических связей

III кв.
2003 г.


0,08


0,1


0,1

15. Организация семинаров по проблемам выхода предприятий и организаций области на целевые рынки зарубежных стран

Изучение особенностей рынков зарубежных стран, содействие расширению географии экспорта

Департамент внешних экономических связей

2 раза в год


-


-


-

16. Проведение семинаров по вопросам развития внешнеэкономической деятельности, в том числе для органов местного самоуправления

Повышение квалификации специалистов, работающих в сфере внешнеэкономической деятельности

Департамент внешних экономических связей

2 раза в год


-


-


-

17. Содействие проведению специализированных программ повышения квалификации сотрудников предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность

Подготовка высококвалифицированных менеджеров и специалистов по внешнеэкономической деятельности

Департамент внешних экономических связей

В течение 2005 года


-


-


-


Объемы финансирования могут подвергаться корректировке ежегодно, исходя из возможностей бюджета области.


4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ


Общий контроль за выполнением Программы осуществляет департамент внешних экономических связей. Ход выполнения мероприятий Программы регулярно рассматривается на заседаниях совета участников внешних экономических связей Тульской области.
Финансирование Программы осуществляет департамент финансов после принятия Закона Тульской области «Об Областной целевой программе развития экспорта на 2003-2005 годы» в пределах средств, предусмотренных законом Тульской области о бюджете области на соответствующий год.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляется контрольной комиссией Тульской областной Думы, департаментом финансов, департаментом внешних экономических связей в установленном порядке.
Отчет о реализации Программы представляется в Тульскую областную Думу ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Программа реализуется за счет средств бюджета области. Бюджетные средства используются для частичной компенсации (субсидирования) процентных ставок и прямого бюджетного финансирования рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности.
Средства, выделяемые из бюджета области на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым предприятиями для реализации экспортных контрактов и инвестиционных проектов развития экспортоориентированных производств, а также направляемые на государственную поддержку НИОКР и работ по сертификации, предоставляются предприятиям и организациям на конкурсной основе в рамках адресной инвестиционной программы по Тульской области в пределах средств, предусмотренных законом Тульской области о бюджете области на соответствующий год на финансирование адресной инвестиционной программы.
Государственная поддержка из средств бюджета области предоставляется предприятиям и организациям в соответствии с Законом Тульской области № 46-ЗТО «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тульской области».
Прямое бюджетное финансирование выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Тульской области о бюджете области на соответствующий год по статье «Прочие расходы» (выставочно-ярмарочная деятельность Тульской области).
Реализация мероприятий Программы потребует финансирования из бюджета области в сумме 100,0 млн.рублей, из них:
2003 год - 10,7 млн. рублей, в т.ч. 10,0 млн. рублей на субсидирование
процентной ставки;
2004 год - 30,0 млн. рублей, в т.ч. 28,0 млн. рублей на субсидирование
процентной ставки;
2005 год - 59,3 млн. рублей, в т.ч. 56,8 млн. рублей на субсидирование
процентной ставки.
Объемы финансирования могут подвергаться корректировке ежегодно, исходя из анализа экономических показателей области, результатов выполнения программных мероприятий в текущем году и прогноза на следующий год.
Объемы финансирования мероприятий Программы на 2003-2005 годы рассчитаны в ценах 2002 года. Последующие годы предполагают индексацию в зависимости от сложившихся индексов-дефляторов, предоставляемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.


6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ


Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в экспортном секторе экономики вследствие проведения необходимых мероприятий, и затрат на реализацию этих мероприятий.
Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым для развития эффективных экспортоориентированных производств, позволит предприятиям за счет более дешевых кредитных ресурсов расширить объемы экспортного производства на 750 млн.рублей. Расширение и организация новых экспортоориентированных производств обеспечит сохранение и создание рабочих мест, будет способствовать решению социальных задач.
Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации высокоэффективных экспортных контрактов, даст возможность предприятиям увеличить объемы оборотных средств (на 1 рубль субсидий предприятие привлекает дополнительно 7 рублей кредитных ресурсов), повысить экономическую эффективность (рентабельность) экспортной деятельности на 3-5 процентов.
Расходы на создание и поддержание системы электронной информации, на выставочно-ярмарочную деятельность позволят усовершенствовать территориально-географическую структуру экспорта, увеличить его объем на 5-7 процентов или на 950-980 млн.рублей.
Выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит возможность привлечения дополнительных инвестиций в экономику региона и расширение стоимостного объема экспорта за счет совершенствования товарной структуры на 3-5 процентов или на 850-870 млн.рублей.
Реализация Программы обеспечит рост налогооблагаемой базы на 5-7 процентов в год и увеличение налоговых поступлений в бюджет, что позволит направить дополнительные средства на реализацию социальных программ.




Документ сверен по:
официальная рассылка Тульской областной Думы


Об областной целевой программе развития экспорта на 2003-2005 годы

Название документа: Об областной целевой программе развития экспорта на 2003-2005 годы

Номер документа: 380-ЗТО

Вид документа: Закон Тульской области

Принявший орган: Тульская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: "Тульские известия" 30.04.2003 (№98-99)
Дата принятия: 25 апреля 2003

Дата начала действия: 30 апреля 2003