ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СОЮЗА ПРОМЫШЛЕННИКОВ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2000 года N 144-ПП/29

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ В 1999 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2000 ГОД

Анализ социально - экономического положения в Свердловской области в 1999 году свидетельствует о значительном улучшении макроэкономических показателей развития Свердловской области.

Объем производства промышленной продукции в 1999 году составил 123,2 млрд. рублей, индекс физического объема промышленного производства увеличился до 113,7%.

Прирост физического объема промышленного производства в 1999 году по сравнению с 1998 годом произошел за счет увеличения выпуска продукции в черной и цветной металлургии (на 24% и на 22,9%, соответственно), машиностроении и металлообработке (на 21,6%), химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности (на 21,7% и на 1,2%, соответственно), а также промышленности стройматериалов и пищевой промышленности (на 6,6% и на 4,4%, соответственно).

Устойчиво растут объемы выпуска основных видов продукции. По сравнению с 1998 годом имеет место рост добычи бокситов (на 9,8%), производство железорудных окатышей (на 17%), выплавки чугуна и стали (на 49,2% и на 38,6%, соответственно), производство готового проката (на 29%), меди рафинированной (на 36,9%), бронзового проката (в 2 раза), экскаваторов (в 2,5 раза), вагонов грузовых магистральных (на 28,7%), автомобилей грузовых (на 61,9%), машин электрических постоянного тока (на 60,5%), оборудования торгово холодильного (на 51,8%), плит древесноволокнистых (на 30,8%), бумаги (на 18%), фанеры клееной (на 21,2%), спичек (на 23,3%), стекла оконного (на 31%), радиоприемников (в 3,3 раза), мотоблоков (на 27,6%), универсальных кухонных машин (на 63,3%), посуды фарфоро - фаянсовой (на 65,1%), хлеба и хлебобулочных изделий (на 12,1%), муки (на 1,5%), маргариновой продукции (на 9,3%), минеральной воды (в 18,2 раза), безалкогольных напитков (на 37%), водки и ликеро - водочных изделий (на 29%), вина виноградного (в 1,6 раза), мыла туалетного (на 14,1%).

Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах в 1999 году (по предварительной оценке) увеличилась на 7,8%. Всеми категориями хозяйств произведено зерна (в амбарном весе) на 15%, картофеля на 10% больше, чем в 1998 году, а овощей - на 29%.

Урожайность зерновых и зернобобовых культур (в амбарном весе) в сельхозпредприятиях составляет 13,1 ц/га против 11,1 ц/га в 1998 году, картофеля, соответственно, 137 ц/га и 118 ц/га. Урожайность овощей открытого грунта превысила уровень 1998 года в 1,65 раза.

Наиболее высокая урожайность зерновых и зернобобовых культур получена в хозяйствах Богдановичского (18,6 ц/га), Ирбитского (17,0 ц/га), Режевского (16,9 ц/га), Пышминского (18,5 ц/га) и Сухоложского (16,5 ц/га) районов. Лучшие показатели по урожайности картофеля и овощей имеют хозяйства Белоярского, Каменского, Сысертского, Пригородного районов и городов Екатеринбурга, Первоуральска, Березовского.

Низкие показатели урожайности основных сельскохозяйственных культур и эффективности работы отрасли "растениеводство" имеют хозяйства Артинского, Ачитского, Нижнесергинского, Тавдинского, Тугулымского и Шалинского районов.

За 1999 год сельскохозяйственными предприятиями области произведено скота и птицы 96,6 тыс. тонн или 93,8% к уровню 1998 года, молока - 389,5 тыс. тонн или 96,6%, яиц - 1154,5 млн. штук или на 3,2% выше уровня 1998 года.

Увеличили производство продукции животноводства по всем показателям сельскохозяйственные предприятия Березовского и Первоуральска, а также Красноуфимского и Шалинского районов.

Впервые за последние годы сельскохозяйственные предприятия области вышли с положительным финансовым результатом, 215 предприятий из 366 закончили год с прибылью. Прибыль (с учетом полученных убытков) составила 547,8 млн. рублей, уровень рентабельности составил 15% (в 1998 году отрасль имела убыток в размере 170,4 млн. рублей и убыточность 8%).

Объем направленных в экономику и социальную сферу области инвестиций в 1999 году сложился в размере 16,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,5% больше, чем в 1998 году. На объектах областной строительной программы освоено 427,7 млн. рублей.

С начала года на территории области предприятиями всех форм собственности построены и введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 657,3 тыс. кв. м, что на 0,8% больше, чем в 1998 году. На долю индивидуального жилищного строительства приходится более трети от общего объема введенного жилья. Темпы строительства индивидуального жилья на 26,4% выше, чем в 1998 году. В 1999 году за счет всех источников финансирования построено и введено в эксплуатацию 402 км газопроводов и распределительных газовых сетей, из них за счет средств областного бюджета - 81 км.

Растет эффективность хозяйственной деятельности. За 1999 год прибыль в экономике области (с учетом полученных убытков) составила 17061,8 млн. рублей, что в 3,2 раза выше уровня соответствующего периода 1998 года. На долю промышленности в общем объеме прибыли приходится 85,1%. Увеличение прибыли имеет место во всех базовых отраслях промышленности. В машиностроении и металлообработке прибыль возросла в 2,2 раза к уровню 1998 года, в цветной металлургии - в 2,6 раза.

В 1999 году на территории Свердловской области с ЗАТО (по данным Управления Министерства по налогам и сборам РФ по Свердловской области) поступило в бюджеты всех уровней 29201 млн. рублей, что составило 164,2% к уровню 1998 года. Из них в федеральный бюджет направлено 7194,7 млн. рублей. По оперативным данным доходы консолидированного бюджета Свердловской области в 1999 году выросли по сравнению с 1998 годом на 30% и составили 14767,1 млн. рублей. Расходы бюджета области увеличились на 25,1% и составили 14532,2 млн. рублей.

Ситуация в социальной сфере в 1999 году продолжала оставаться напряженной, реально располагаемые денежные доходы в январе декабре 1999 года составили 85% к соответствующему периоду 1998 года. В то же время в IV квартале 1999 года по сравнению с IV кварталом 1998 года реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 23% (по сравнению с III кварталом 1999 года - на 24%). Вместе с тем основной источник денежных доходов населения заработная плата - остается низкой. Среднемесячная заработная плата в среднем за 1999 год составила 1559,8 рублей и по отраслям экономики размер ее остается значительно дифференцированным. Уровень начисленной заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и искусства составил от уровня в промышленности 54,8%, 50% и 43,6%, соответственно.

Задолженность по выплате средств на заработную плату в отраслях материального производства снизилась на 47,8% и на начало текущего года составила 1489,2 млн. рублей. Больше чем наполовину снизилась задолженность по выплате заработной платы в промышленности и на транспорте.

В бюджетной сфере консолидированная задолженность по заработной плате (без начислений) на начало 2000 года составила 134 млн. рублей (снизилась за год на 402 млн. руб.). Причем задолженность по заработной плате работникам учреждений, финансируемым из областного бюджета, была полностью ликвидирована к 1 июля 1999 года. С работниками бюджетной сферы, финансируемыми из местного бюджета, рассчитались по долгам 1998 года. Не имеют задолженности по заработной плате (включая декабрь) 7 муниципальных образований. В области ликвидирована задолженность по пенсиям.

Численность безработных в области по состоянию на 1 января 2000 года составляет 33309 человек. Уровень регистрируемой безработицы - 1,52%. Имевшаяся в области задолженность по выплате пособий по безработице в ноябре 1999 года полностью ликвидирована.

Вместе с тем, несмотря на оживление деловой активности в реальном секторе экономики, по ряду экономических и социальных показателей область еще не вышла на положительную динамику.

Остается значительной задолженность по налоговым поступлениям в части недоимок и отсроченных платежей в бюджеты всех уровней, которая на начало 2000 года составила 13849,9 млн. рублей. С начала года она возросла на 4037,9 млн. рублей. Задолженность в бюджет области составила 3334,9 млн. рублей, увеличившись за год на 991,5 млн. рублей.

Сохраняется задолженность по выплате государственных ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей.

Остается напряженной криминогенная обстановка. Темпы прироста числа зарегистрированных преступлений выше среднероссийских показателей почти в 1,2 раза, продолжает расти количество тяжких и особо тяжких преступлений, удельный вес которых составил 68,4% в общем объеме зарегистрированных противоправных действий. В результате преступных посягательств пострадало 87335 человек, в том числе 2583 человека погибло.

В прошедшем году выросло число выявленных преступлений экономической направленности, резко обострилась ситуация с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией, увеличилась преступность среди несовершеннолетних. Особенно это характерно для наиболее крупных городов области.

Крайне сложной сохраняется обстановка с состоянием дорожной и пожарной безопасности.

Продолжает оставаться слабой материально - техническая база правоохранительных и правоприменительных органов.

В целях закрепления позитивных тенденций в экономике и социальной сфере и создания благоприятных условий для наращивания положительных сдвигов в социально - экономическом развитии Свердловской области в 2000 году Правительство Свердловской области, Союз местных властей Свердловской области, Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей, Федерация профсоюзов Свердловской области постановляют:

1. Принять к сведению информацию об итогах социально экономического развития Свердловской области в 1999 году (основные показатели социально - экономического развития Свердловской области за 1999 год прилагаются).

Считать важнейшими задачами совместной деятельности Правительства Свердловской области, Союза местных властей Свердловской области, Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, Федерации профсоюзов Свердловской области в 2000 году

В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ:

дальнейшее наращивание объемов производства и реализации продукции;

рост эффективности, снижение затрат на производство, экономия топливно - энергетических ресурсов;

повышение деловой активности в инвестиционной и инновационной деятельности;

ликвидация задолженности и увеличение уровня заработной платы;

повышение платежной, финансовой и налоговой дисциплины;

совершенствование системы обучения и переподготовки кадров;

В БЮДЖЕТНО - ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ:

исполнение Областного закона "Об областном бюджете на 2000 год";

повышение контроля за финансовыми средствами области;

оптимизация бюджетных расходов;

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:

обеспечение своевременной выплаты и ликвидация задолженности по заработной плате, увеличение уровня заработной платы;

выполнение бюджетных назначений 2000 года и погашение задолженности по выплате пособий гражданам, имеющим детей;

выполнение законов социальной направленности в части предоставления льгот отдельным категориям граждан в пределах бюджетных назначений 2000 года и погашение имеющейся задолженности;

обеспечение населения бесплатной медицинской помощью и бесплатными лекарственными средствами на основе программы государственных гарантий.

При решении поставленных задач исполнительным органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления Свердловской области, руководителям предприятий и организаций обеспечить исполнение контрольных параметров социально - экономического развития Свердловской области в 2000 году, установленных постановлением Правительства Свердловской области от 18.01.2000 г. N 40-ПП.

2. Министерствам Свердловской области: промышленности (Барков С. Ф.), металлургии (Молчанов В. А.), строительства и архитектуры (Карлов А. В.), энергетики, транспорта, связи и жилищно коммунального хозяйства (Штагер В. П.), сельского хозяйства и продовольствия (Чемезов С. М.) совместно со Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей (Семенов В. Н.), отраслевыми союзами, руководителями предприятий и организаций на базе утвержденной Правительством Свердловской области концепции промышленной политики в Свердловской области:

реализовать меры по дальнейшему росту объемов производства, увеличению инвестиций на производственное и социальное развитие, внедрению достижений научно - технического прогресса, устранению задолженности и увеличению уровня заработной платы, своевременному и полному внесению налоговых платежей в областной и местные бюджеты, обязательных платежей в целевые бюджетные фонды и отчислений в государственные внебюджетные фонды;

провести организаторскую работу по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, энергосбережению и импортозамещению, особенно на предприятиях легкой и пищевой промышленности, улучшению финансово экономических результатов работы промышленного комплекса области, отдельных отраслей и предприятий, оптимизации структуры промышленности области посредством формирования устойчивых технологических связей, создания интегрированных корпоративных структур; подготовить предложения по созданию холдинга на базе ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат";

организовать контроль за состоянием дел на важнейших промышленных объектах строительства, технического перевооружения, совершенствования и развития производства;

провести в течение I квартала 2000 года анализ работы каждого убыточного предприятия и наметить меры по улучшению их финансово экономического состояния и реструктуризации нежизнеспособных предприятий;

провести совместно с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (Голубицкий В. М.) анализ итогов хозяйственной деятельности за 1999 год областных государственных унитарных предприятий, а также хозяйственных обществ, часть акций (доли) которых находится в собственности Свердловской области, установить им плановые задания, разработать предложения по повышению эффективности их деятельности или реструктуризации;

совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В. В.) в I полугодии 2000 года проработать систему мер по подготовке и переподготовке кадров для производственного комплекса Свердловской области; рассмотреть вопрос о закреплении профессиональных училищ за соответствующими предприятиями.

Министерству промышленности Свердловской области (Барков С. Ф.) проанализировать работу предприятий легкой промышленности, выявить проблемы, тормозящие подъем производства в этой отрасли, наметить меры по увеличению объема производства продукции, оздоровлению финансового положения и представить на рассмотрение Правительства Свердловской области во II квартале 2000 года.

3. Управлению науки и технологий Свердловской области (Кремко Е. Г.) совместно со Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей), Президиумом УрО РАН, Советом директоров НИИ и проектных институтов, Советом ректоров ВУЗов:

провести работу и представить в I полугодии 2000 года в Правительство Свердловской области предложения по привлечению в область федеральных и международных фондов научного и научно технического развития, а также обоснования по созданию областного внебюджетного фонда поддержки научной и технологической деятельности;

подготовить проект областного закона "О государственной научно - технической политике", разработать концепцию управления интеллектуальной собственностью в Свердловской области и концепцию управления инновационной деятельностью в Свердловской области.

4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Чемезов С. М.), Министерству финансов Свердловской области (Червяков В. Ю.) установить приоритеты и календарные сроки государственной финансовой поддержки АПК в объемах бюджетных назначений, предусмотренных в Областном законе "Об областном бюджете на 2000 год", с целью рационального их использования и обеспечения своевременной поставки сельским товаропроизводителям горюче - смазочных материалов, удобрений, запасных частей и сельскохозяйственной техники. Продолжить работу по поддержке Территориального межотраслевого управления по птицеводству и комбикормовой промышленности и подготовить предложения по наращиванию поголовья свиней и оздоровлению финансов Горноуральского свиноводческого комплекса.

5. В целях более полного освоения ресурсов продовольствия, организации закупа сельскохозяйственной продукции у населения с последующей ее переработкой и поставкой для нужд населения области считать приоритетным направлением государственной поддержки АПК восстановление системы потребкооперации в Свердловской области.

Рекомендовать Облпотребсоюзу (Злыгостев В. С.) совместно с главами заинтересованных муниципальных образований в течение I полугодия 2000 года разработать меры по восстановлению и более полному использованию мощностей предприятий потребкооперации, особенно в сельской местности, восстановить сеть перерабатывающих предприятий и заготконтор по организации сбора, переработки и использованию продовольственных ресурсов и сырья и представить не позднее июля текущего года на рассмотрение Правительства Свердловской области. Совместно с Министерством экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г. А.) проработать возможности использования на эти цели резервного фонда областного бюджета под гарантии Правительства Свердловской области.

Рекомендовать главам муниципальных образований Свердловской области оказывать организациям потребкооперации необходимую поддержку.

6. Министерству строительства и архитектуры Свердловской области (Карлов А. В.), Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г. А.), Министерству финансов Свердловской области (Червяков В. Ю.) при реализации областной строительной программы считать приоритетными направлениями использования средств областного бюджета строительство газопроводов, школ, жилья. Обеспечить задания на 2000 год по освоению капитальных вложений и вводу мощностей по указанным приоритетным направлениям в полном объеме.

7. Министерству строительства и архитектуры Свердловской области (Карлов А. В.) внести на рассмотрение Правительства Свердловской области предложения по наращиванию объемов жилищного строительства на территории области за счет средств хозяйствующих субъектов на возмездной и безвозмездной основе и средств населения области, расширив возможности ипотечного кредитования.

8. Министерству энергетики, транспорта, связи и жилищно коммунального хозяйства Свердловской области (Штагер В. П.) совместно с ОАО "Свердловэнерго" (Родин В. Н.) продолжить работу по восстановлению нормативных запасов экибастузского угля на электростанциях области, расширению топливной базы области за счет вовлечения в оборот местных и кузнецких углей. Проработать техническую возможность и экономическую целесообразность использования на электростанциях Свердловской области углей месторождений Республики Коми.

Совместно с Министерством экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г. А.) проработать возможность применения лизинга при оснащении индивидуального жилищного фонда отопительными котлами на газовом топливе в процессе газификации.

9. Первому заместителю председателя Правительства Свердловской области Данилову Н. И. совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Свердловской области, Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей (Семенов В. Н.):

продолжить работу по подготовке предложений по совершенствованию управления хозяйственным комплексом Свердловской области;

внедрить действенную систему формирования и выполнения областного и муниципального заказов предприятиями и организациями области;

организовать работу по подготовке выставки вооружений и военной техники;

усилить работу с предприятиями и организациями области по повышению налоговой и платежной дисциплины и ликвидации задолженности в бюджет области.

10. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г. А.):

совместно с Министерством финансов Свердловской области (Червяков В. Ю.), Управлением по Свердловской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (Семенихин В. И.) в I квартале 2000 года сформировать перечень 100 крупнейших налогоплательщиков, провести расчеты по установлению им минимальных размеров базовых поквартальных поступлений в консолидированный бюджет области по регулирующим налогам, организовать контроль за их исполнением с усилением мер налогового администрирования;

разработать механизм списания налоговых взысканий безнадежных долгов (недоимки, пени, штрафов) предприятий и организаций в бюджеты;

представить в I квартале 2000 года на рассмотрение Правительства Свердловской области предложения о механизме финансирования расходов областного и местных бюджетов путем зачета денежных средств в 2000 году;

принять участие в разработке концепции развития банковской системы Свердловской области, продолжить работу по формированию системы мониторинга показателей устойчивости и финансового состояния уполномоченных банков, держателей финансовых средств области;

совместно с региональным Союзом страховщиков (Степанов В. А.) представить на рассмотрение Правительства Свердловской области концепцию развития страхования на территории Свердловской области и план мероприятий по ее реализации;

продолжить работу по поддержанию долгосрочного кредитного рейтинга Свердловской области и изысканию возможностей привлечения инвестиций в Свердловскую область;

повысить эффективность работы по вопросам социального партнерства, организации, обобщению и распространению передового опыта по заключению и выполнению коллективных договоров в организациях области, особенно на малых предприятиях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»