• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 1999 года N 1402-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
И "ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 2000 ГОД

_________________________________________________________________________________________________________________
постановление утратило силу, см. Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.01 № 37-ПП
_________________________________________________________________________________________________________________

В целях реализации на территории Свердловской области Президентской программы "Дети России" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить областные целевые программы "Одаренные дети" и "Дети - сироты" на 2000 год (прилагаются).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Свердловской области разработать территориальные комплексные программы по реализации областных целевых программ "Одаренные дети" и "Дети сироты" на 2000 год.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на члена Правительства свердловской области, министра общего и профессионального образования Свердловской области Нестерова В. В.

Председатель
Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ




ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2000 ГОД


УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Свердловской области
от 9 декабря 1999 года N 1402-ПП
"Об утверждении областных
целевых программ "Одаренные дети"
и "Дети - сироты" на 2000 год

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2000 ГОД

+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование программы¦Областная целевая программа "Одаренные   ¦
¦                      ¦дети" на 2000 год                        ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Государственный       ¦Правительство Свердловской области       ¦
¦заказчик программы    ¦                                         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Основной разработчик  ¦Министерство общего и профессионального  ¦
¦программы             ¦образования Свердловской области         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Цели программы,       ¦Создание условий для самоопределения и   ¦
¦важнейшие целевые     ¦самореализации одаренных и талантливых   ¦
¦показатели            ¦детей и подростков Свердловской области  ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Сроки реализации      ¦2000 год                                 ¦
¦программы             ¦                                         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Исполнители основных  ¦Министерство общего и профессионального  ¦
¦мероприятий программы ¦образования Свердловской области,        ¦
¦                      ¦Институт развития регионального          ¦
¦                      ¦образования, Объединение "Дворец         ¦
¦                      ¦молодежи", муниципальные органы          ¦
¦                      ¦управления образованием                  ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Объемы и источники    ¦Средства текущего финансирования,        ¦
¦финансирования        ¦предусмотренные Областным законом "Об    ¦
¦программы             ¦областном бюджете на 2000 год" по        ¦
¦                      ¦Министерству общего и профессионального  ¦
¦                      ¦образования                              ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Ожидаемые конечные    ¦Разработка концепции природы, психологии ¦
¦результаты реализации ¦и педагогики одаренности; выявление и    ¦
¦программы             ¦обучение одаренных и талантливых детей и ¦
¦                      ¦подростков; формирование областного банка¦
¦                      ¦данных образовательных учреждений,       ¦
¦                      ¦работающих с одаренными детьми;          ¦
¦                      ¦подготовка программ и методических       ¦
¦                      ¦рекомендаций для учителей и воспитателей,¦
¦                      ¦работающих с одаренными детьми и         ¦
¦                      ¦родителями; укрепление материально -     ¦
¦                      ¦технической базы образовательных         ¦
¦                      ¦учреждений, центров и экспериментальных  ¦
¦                      ¦площадок, созданных для работы с         ¦
¦                      ¦одаренными детьми                        ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Контроль за           ¦Правительство Свердловской области,      ¦
¦исполнением программы ¦Министерство общего и профессионального  ¦
¦                      ¦образования Свердловской области         ¦
+----------------------------------------------------------------+

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

В течение многих лет интеллектуально - творческие способности учащихся Свердловской области выявляются и оцениваются на различного рода олимпиадах, турнирах, научных обществах учащихся, конференциях, выставках, в летних школах и лагерях, что способствует повышению социального статуса знаний. Создаются общественные лаборатории и региональные центры по научному, научно - техническому и художественному творчеству. В средствах массовой информации все чаще обсуждаются проблемы развития способностей одаренных детей и подростков.
В настоящее время в Свердловской области накоплен определенный положительный опыт работы с одаренными детьми и подростками, требующий научного обобщения и распространения.
Вместе с тем следует отметить, что работа различных ведомств и общественных организаций, направленная на поиск и развитие способностей одаренных детей, носит бессистемный характер.
В связи с чем возникла необходимость в теоретическом обосновании методов работы с данной категорией детей и подростков, в программно - методическом сопровождении и систематизации накопленного опыта по работе с ними.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью областной целевой программы "Одаренные дети" на 2000 год (далее именуется - программа) является создание условий для самоопределения и самореализации одаренных детей и подростков Свердловской области.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- разработка концепции природы, психологии и педагогики одаренности;
- создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей;
- создание системы поддержки образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Научно - методическое обеспечение программы

Разработка концепции психолого - педагогических основ одаренности, образовательных программ и методических рекомендаций для педагогов, работающих с одаренными детьми.
Распространение авторских программ и методик по развитию интеллектуально - творческих способностей детей и подростков.

Организационно - содержательное обеспечение программы

Организация ежегодного областного исследовательского проекта "Юные интеллектуалы Среднего Урала", присуждение Губернаторских премий и стипендий одаренным детям.
Проведение фестивалей детского художественного творчества, слетов юных техников, областных спортивных игр, областных олимпиад, конкурсов, стажировок одаренных детей за рубежом и их финансовая поддержка.
Издание творческих работ победителей различных конкурсов.

Создание системы поддержки организаций, работающих с одаренными детьми

Организация областных экспериментальных площадок по различным направлениям работы с одаренными детьми через рассмотрение культурно - образовательных инициатив на Экспертно - аналитическом совете при министерстве.
Предполагается формирование областного банка данных по различным направлениям работы с одаренными детьми.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы позволит:
- способствовать развитию интеллектуально - творческих способностей детей и подростков в соответствии с психолого педагогическими основами одаренности;
- сформировать областной банк данных по различным направлениям работы с одаренными детьми;
- подготовить программно - методическое обеспечение для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями;
- создать систему поддержки организаций, работающих с одаренными детьми.

ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий областной целевой программы "Одаренные дети" на 2000 год

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Направления      ¦Содержание деятельности¦Срок      ¦Исполнители       ¦
¦реализации       ¦                       ¦исполнения¦                  ¦
¦программы        ¦                       ¦          ¦                  ¦
+-----------------+-----------------------+----------+------------------¦
¦1. Научно -      ¦1.1. Разработка        ¦I кв.     ¦Институт развития ¦
¦методическое     ¦концепции психолого -  ¦2000 г.   ¦регионального     ¦
¦обеспечение      ¦педагогических основ   ¦          ¦образования,      ¦
¦программы        ¦одаренности            ¦          ¦Объединение       ¦
¦                 ¦                       ¦          ¦"Дворец молодежи" ¦
+-----------------+-----------------------+----------+------------------¦
¦                 ¦1.2. Разработка        ¦2000 г.   ¦Институт развития ¦
¦                 ¦программ и методических¦          ¦регионального     ¦
¦                 ¦рекомендаций для       ¦          ¦образования,      ¦
¦                 ¦педагогов, работающих с¦          ¦Объединение       ¦
¦                 ¦одаренными детьми,     ¦          ¦"Дворец молодежи",¦
¦                 ¦и родителей            ¦          ¦муниципальные     ¦
¦                 ¦                       ¦          ¦органы управления ¦
¦                 ¦                       ¦          ¦образованием      ¦
+-----------------+-----------------------+----------+------------------¦
¦                 ¦1.3. Издание творческих¦2000 г.   ¦Объединение       ¦
¦                 ¦работ победителей      ¦          ¦"Дворец молодежи" ¦
¦                 ¦областных конкурсов    ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦(юных техников и       ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦изобретателей,         ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦исследователей, поэтов,¦          ¦                  ¦
¦                 ¦художников,            ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦композиторов и т. д.)  ¦          ¦                  ¦
+-----------------+-----------------------+----------+------------------¦
¦2. Организационно¦2.1. Организация       ¦I - III   ¦Министерство      ¦
¦- содержательное ¦деятельности по        ¦кв.       ¦общего и          ¦
¦обеспечение      ¦подготовке и вручению  ¦2000 г.   ¦профессионального ¦
¦программы        ¦ежегодных              ¦          ¦образования,      ¦
¦                 ¦Губернаторских премий и¦          ¦Объединение       ¦
¦                 ¦стипендий одаренным    ¦          ¦"Дворец молодежи" ¦
¦                 ¦детям                  ¦          ¦                  ¦
+-----------------+-----------------------+----------+------------------¦
¦                 ¦2.2. Организация       ¦2000 г.   ¦Объединение       ¦
¦                 ¦подготовки и проведение¦          ¦"Дворец молодежи",¦
¦                 ¦областного фестиваля   ¦          ¦муниципальные     ¦
¦                 ¦детского               ¦          ¦органы управления ¦
¦                 ¦художественного        ¦          ¦образованием      ¦
¦                 ¦творчества "Майская    ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦радуга", в рамках      ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦которого проходят:     ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦областной конкурс      ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦эстрадного творчества; ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦областной конкурс      ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦фольклорных коллективов¦          ¦                  ¦
¦                 ¦"Сказ о земле          ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦уральской";            ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦областной конкурс      ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦оркестров народных     ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦инструментов           ¦          ¦                  ¦
+-----------------+-----------------------+----------+------------------¦
¦                 ¦2.3. Организация       ¦I - II кв.¦Министерство      ¦
¦                 ¦фестиваля "Юные        ¦2000 г.   ¦общего и          ¦
¦                 ¦интеллектуалы Среднего ¦          ¦профессионального ¦
¦                 ¦Урала", в рамках       ¦          ¦образования,      ¦
¦                 ¦которого проводятся:   ¦          ¦Институт развития ¦
¦                 ¦конференции учащихся   ¦          ¦регионального     ¦
¦                 ¦общеобразовательных    ¦          ¦образования,      ¦
¦                 ¦школ, учреждений       ¦          ¦Объединение       ¦
¦                 ¦начального             ¦          ¦"Дворец молодежи",¦
¦                 ¦профессионального      ¦          ¦муниципальные     ¦
¦                 ¦образования, учреждений¦          ¦органы управления ¦
¦                 ¦государственного       ¦          ¦образованием      ¦
¦                 ¦воспитания;            ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦областные олимпиады для¦          ¦                  ¦
¦                 ¦учащихся               ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦общеобразовательных    ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦школ, учреждений       ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦начального             ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦профессионального      ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦образования, учреждений¦          ¦                  ¦
¦                 ¦государственного       ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦воспитания;            ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦Конкурс литературно -  ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦творческих работ       ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦"Серебряное перышко"   ¦          ¦                  ¦
+-----------------+-----------------------+----------+------------------¦
¦                 ¦2.4. Тестовые испытания¦2000 г.   ¦Объединение       ¦
¦                 ¦физической             ¦          ¦"Дворец молодежи",¦
¦                 ¦подготовленности       ¦          ¦муниципальные     ¦
¦                 ¦обучающихся по единым  ¦          ¦органы управления ¦
¦                 ¦контрольным упражнениям¦          ¦образованием      ¦
¦                 ¦в рамках федеральной   ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦программы              ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦"Президентские         ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦состязания"            ¦          ¦                  ¦
+-----------------+-----------------------+----------+------------------¦
¦                 ¦Организация областных  ¦2000 г.   ¦Объединение       ¦
¦                 ¦акций в рамках         ¦          ¦"Дворец молодежи",¦
¦                 ¦программы "Техническое ¦          ¦муниципальные     ¦
¦                 ¦творчество детей и     ¦          ¦органы управления ¦
¦                 ¦молодежи":             ¦          ¦образованием      ¦
¦                 ¦областные соревнования ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦по авиамодельному (8   ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦видов) и судомодельному¦          ¦                  ¦
¦                 ¦спорту (3 вида);       ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦областной конкурс      ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦"Экзерсис" для учащихся¦          ¦                  ¦
¦                 ¦УНПО;                  ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦областные выставки по  ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦техническим видам      ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦творчества (6 видов);  ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦областная экспедиция   ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦"Уральская тропа";     ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦областной фестиваль    ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦"Исследователи         ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦Уральской земли";      ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦областной конкурс      ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦учебно -               ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦исследовательских работ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦в области сельского    ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦хозяйства;             ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦экологическая          ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦экспедиция             ¦          ¦                  ¦
+-----------------+-----------------------+----------+------------------¦
¦3. Создание      ¦3.1. Целевая поддержка ¦2000 г.   ¦Министерство      ¦
¦системы поддержки¦образовательных        ¦          ¦общего и          ¦
¦организаций,     ¦учреждений - областных ¦          ¦профессионального ¦
¦работающих с     ¦экспериментальных      ¦          ¦образования,      ¦
¦одаренными детьми¦площадок по различным  ¦          ¦муниципальные     ¦
¦                 ¦направлениям работы с  ¦          ¦органы управления ¦
¦                 ¦одаренными детьми      ¦          ¦образованием      ¦
+-----------------+-----------------------+----------+------------------¦
¦                 ¦3.2. Формирование      ¦I - II кв.¦Объединение       ¦
¦                 ¦областного банка данных¦          ¦"Дворец молодежи",¦
¦                 ¦об образовательных     ¦          ¦муниципальные     ¦
¦                 ¦учреждениях, работающих¦          ¦органы управления ¦
¦                 ¦с одаренными детьми,   ¦          ¦образованием      ¦
¦                 ¦фондах поддержки       ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦одаренных детей, о     ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦научных разработках и  ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦публикациях в этой     ¦          ¦                  ¦
¦                 ¦области                ¦          ¦                  ¦
+-----------------------------------------------------------------------+




УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Свердловской области
от 9 декабря 1999 года N 1402-ПП
"Об утверждении областных
целевых программ "Одаренные дети"
и "Дети - сироты" на 2000 год

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 2000 ГОД

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 2000 ГОД

+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование программы¦Областная целевая программа "Дети -      ¦
¦                      ¦сироты" на 2000 год                      ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Государственный       ¦Правительство Свердловской области       ¦
¦заказчик программы    ¦                                         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Основные разработчики ¦Министерство общего и профессионального  ¦
¦программы             ¦образования Свердловской области         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Цели и задачи         ¦Совершенствование процесса социализации  ¦
¦программы, важнейшие  ¦детей - сирот и детей, оставшихся без    ¦
¦целевые показатели    ¦попечения родителей, и подготовка их к   ¦
¦                      ¦самостоятельной жизни;                   ¦
¦                      ¦ресурсное обеспечение процесса           ¦
¦                      ¦социализации детей - сирот и детей,      ¦
¦                      ¦оставшихся без попечения родителей;      ¦
¦                      ¦научно - методическое и нормативно -     ¦
¦                      ¦правовое обеспечение процесса            ¦
¦                      ¦социализации;                            ¦
¦                      ¦оснащение учреждений для детей - сирот и ¦
¦                      ¦детей, оставшихся без попечения          ¦
¦                      ¦родителей, средствами реабилитации,      ¦
¦                      ¦укрепление их материально - технической  ¦
¦                      ¦базы;                                    ¦
¦                      ¦строительство детских домов;             ¦
¦                      ¦обеспечение информационных и             ¦
¦                      ¦организационных мероприятий программы;   ¦
¦                      ¦разработка и реализация мер по           ¦
¦                      ¦предупреждению социального сиротства     ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Сроки реализации      ¦2000 год                                 ¦
¦программы             ¦                                         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Исполнители основных  ¦Министерство общего и профессионального  ¦
¦мероприятий программы ¦образования Свердловской области,        ¦
¦                      ¦муниципальные органы управления          ¦
¦                      ¦образованием, учреждения государственного¦
¦                      ¦воспитания                               ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Объемы и источники    ¦Средства текущего финансирования,        ¦
¦финансирования        ¦предусмотренные Областным законом "Об    ¦
¦программы             ¦областном бюджете на 2000 год" по        ¦
¦                      ¦Министерству общего и профессионального  ¦
¦                      ¦образования                              ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Ожидаемые конечные    ¦Улучшение физического и психического     ¦
¦результаты реализации ¦здоровья детей - сирот и детей,          ¦
¦программы             ¦оставшихся без попечения родителей;      ¦
¦                      ¦расширение сети образовательных          ¦
¦                      ¦реабилитационных учреждений нового типа, ¦
¦                      ¦обеспечивающих условия для воспитания,   ¦
¦                      ¦развития и обучения детей - сирот и      ¦
¦                      ¦детей, оставшихся без попечения          ¦
¦                      ¦родителей;                               ¦
¦                      ¦повышение качества психолого - медико -  ¦
¦                      ¦педагогической, социальной и трудовой    ¦
¦                      ¦реабилитации детей - сирот и детей,      ¦
¦                      ¦оставшихся без попечения родителей       ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Контроль за           ¦Правительство Свердловской области,      ¦
¦исполнением программы ¦Министерство общего и профессионального  ¦
¦                      ¦образования Свердловской области         ¦
+----------------------------------------------------------------+

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Рост социального сиротства в Свердловской области в последние годы позволяет говорить о сложной ситуации, связанной с развитием системы государственного воспитания. Ежегодно в области более 1,5 - 2 тыс. детей остаются без попечения родителей.
До недавнего времени подавляющее большинство детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передавалось на воспитание в семьи граждан, остальные дети устраивались в детские дома и школы - интернаты. Однако ухудшение экономической ситуации в начале 90-х годов, повлекшее падение жизненного уровня населения, рост алкоголизма и безработицы повлекли не только увеличение количества детей - сирот, но и снижение количества граждан, желающих усыновить (удочерить) воспитанников интернатных учреждений.
Достаточно широко представленная сеть учреждений государственного воспитания перестала удовлетворять потребности в устройстве детей названной категории.
Если до недавнего времени в области были представлены два типа интернатных заведений - детский дом и школа - интернат, то сейчас сеть государственного воспитания представляет 12 типов разнопрофильных учреждений. На сегодня в Свердловской области функционирует свыше 120 заведений, в которых воспитывается более 20 тысяч детей и подростков, в том числе 46 детских домов и школ интернатов для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, существует целый комплекс проблем, не решенных до настоящего времени:
- устаревшая организационная структура существующих учреждений государственного воспитания;
- серьезные недостатки в профессиональной подготовке и трудоустройстве детей - сирот, особенно с аномалиями в умственном и физическом развитии;
- отсутствие научно - методических рекомендаций, их социальной и трудовой адаптации;
- рост контингента образовательных учреждений, сокращение объемов ввода в эксплуатацию новых учреждений интернатного типа привели к повышению наполняемости групп и классов, нарушению установленных санитарно - гигиенических норм;
- резкое снижение уровня материально - технического обеспечения учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе технологическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и столовой мебелью. Интенсивно стареет и изнашивается станочное оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает сельскохозяйственной техники для работы в подсобных хозяйствах. Обострилась проблема обеспечения учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, автотранспортом;
- неразвитость психолого - педагогических служб помощи семьям с детьми;
- серьезные проблемы в нормативно - правовом обеспечении охраны и защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Все это свидетельствует о необходимости принятия специальной программы "Дети - сироты", позволяющей комплексно реализовать меры по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создать условия, гарантирующие им нормальную жизнь, учебу, развитие в соответствии с их психофизическими и умственными способностями.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целями программы "Дети - сироты" являются создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненной адаптации к социальной среде.
Основными задачами программы в соответствии с Концепцией общего (общегражданского) и профессионального (начального и среднего) образования в Свердловской области являются:

1) создание условий для предупреждения социального сиротства и формирования системы дифференцированной помощи семье с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, включающей создание комплексных консультационных центров, служб социальной помощи, приютов (домов милосердия) и т. д.;

2) обработка системы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, а также сети региональных психолого медико - педагогических служб, консультаций (диагностических центров);

3) создание научно - методической базы социальной защиты детства, осуществление ряда фундаментальных научно исследовательских изысканий для обеспечения комплексного подхода к формированию воспитательной среды; разработка новых подходов к организации режима жизнедеятельности воспитанников в учреждениях госвоспитания;

4) формирование системы трудоустройства через создание рабочих мест для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе имеющих отклонения в умственном и физическом развитии;

5) совершенствование существующих и создание новых моделей и типов детских домов и интернатов, осуществление научно обеспеченных медико - педагогических и архитектурно - строительных подходов к созданию учреждений государственного воспитания, научное осмысление возникающих на практике новых форм организации государственного образования, разработка подходов и практическое осуществление создания негосударственных учреждений общественного воспитания на лицензионной основе;

6) совершенствование системы подбора кадров в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование заказа на подготовку специалистов для работы в этих учреждениях;

7) отработка механизма правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

8) укрепление материально - технической базы учреждений госвоспитания.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Предупреждение социального сиротства

Включает в себя комплекс мер по оказанию помощи детям из неблагополучных семей, организации работы с такими семьями, а также внедрение новых моделей устройства детей - сирот в семьи граждан.

Совершенствование процесса социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовки их к самостоятельной жизни

Предусматривается психолого - педагогическое и медицинское сопровождение процесса социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них навыков самостоятельной жизни, правовой культуры, развитие учреждений постинтернатной адаптации; выстраивание целостного процесса организации воспитания и образования воспитанников интернатных учреждений, направленного на преодоление основного противоречия между темпами и качеством социальной адаптации детей, живущих в семьях, и детей, воспитывающихся вне семьи.

Ресурсное обеспечение процесса социализации детей - сирот

Предусматривается дооснащение детских домов современным оборудованием; улучшение социально - медико - психологической подготовки воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов; гибкая система подготовки и переподготовки педагогических кадров в соответствии с социальным заказом области.

Методическое, нормативно - правовое обеспечение процесса социализации детей - сирот

Предусматривается разработка и апробация программ социализации воспитанников, их профессионального и личностного самоопределения: открытие образовательных учреждений новых видов для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в частности, детской деревни в Верхотурском районе, Таватуйского детского дома санаторного типа, кадетских школ - интернатов).

Капитальное строительство

Предусматривается завершение строительства и реконструкции детских домов и других учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в частности, Тавдинского детского дома - школы, детской деревни в Верхотурском районе, детского дома в пос. Хабарчиха Алапаевского района, детского дома в п. Корзуновка Ачитского района, отделения начальной школы Серовской кадетской школы - интерната).

Обеспечение информационных и организационных мероприятий

Предусматривается полная, достоверная и своевременная информация о ходе реализации программы через различные информационные системы, привлечение средств массовой информации.
Распространение опыта работы образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через систему оперативных семинаров - совещаний, научно - практических конференций.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы позволит:
- преодолеть кризисное состояние детских домов и школ интернатов, создать условия для их развития;
- улучшить физическое и психическое здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширить сеть образовательных учреждений различных видов для решения проблем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создать условия для социального становления и самореализации ребенка - сироты на основе разработки соответствующей нормативно правовой базы, целостной системы информационного и кадрового обеспечения образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий областной целевой программы "Дети - сироты" на 2000 год

+------------------------------------------------------------------------------+
¦Задачи развития  ¦Содержание деятельности¦Механизмы,     ¦Сроки  ¦Уровень     ¦
¦                 ¦                       ¦обеспечивающие ¦       ¦компетенции ¦
¦                 ¦                       ¦решение задач  ¦       ¦            ¦
+-----------------+-----------------------+---------------+-------+------------¦
¦1. Создание      ¦1.1. Разработка        ¦Система        ¦I кв.  ¦МО, МОУО,   ¦
¦комплекса условий¦механизма              ¦соглашений,    ¦2000 г.¦руководители¦
¦для развития     ¦взаимодействия УГВ с   ¦попечительские ¦       ¦ОУ          ¦
¦каждого ребенка  ¦системой общего и      ¦советы         ¦       ¦            ¦
¦в УГВ            ¦профессионального      ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦образования            ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦1.2. Разработка моделей¦Модели         ¦IV кв. ¦МО, ИРРО,   ¦
¦                 ¦организации            ¦организации    ¦2000 г.¦руководители¦
¦                 ¦жизнедеятельности      ¦жизне-         ¦       ¦УГВ         ¦
¦                 ¦воспитанников УГВ,     ¦деятельности   ¦       ¦            ¦
¦                 ¦обеспечивающих решение ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦проблем каждого ребенка¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦1.3. Разработка        ¦Образовательные¦IV кв. ¦ИРРО, ОДМ,  ¦
¦                 ¦образовательных        ¦программы      ¦2000 г.¦УГВ         ¦
¦                 ¦программ, направленных ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦на социализацию        ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦воспитанников УГВ      ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦1.4. Разработка        ¦Целевая        ¦IV кв. ¦ИРРО, УНПО, ¦
¦                 ¦программ целевой       ¦программа      ¦2000 г.¦УГВ         ¦
¦                 ¦многопрофильной        ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦ориентации и           ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦профессиональной       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦подготовки в системе   ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦детский дом - УНПО     ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦1.5. Развитие сети УГВ ¦Лицензирование,¦III кв.¦МО          ¦
¦                 ¦в соответствии         ¦аттестация,    ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦с потребностями детей  ¦аккредитация   ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦УГВ            ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦1.6. Развитие новых    ¦Эксперимен-    ¦II кв. ¦МО, ИРРО    ¦
¦                 ¦семейных форм          ¦тальные        ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦воспитания             ¦площадки       ¦       ¦            ¦
+-----------------+-----------------------+---------------+-------+------------¦
¦2. Создание      ¦2.1. Разработка и      ¦Квалификаци-   ¦II кв. ¦ИРРО        ¦
¦условий для      ¦реализация программ    ¦онные          ¦2000 г.¦            ¦
¦профессиональной ¦подготовки и           ¦требования     ¦       ¦            ¦
¦подготовки и     ¦переподготовки кадров  ¦               ¦       ¦            ¦
¦повышения        ¦для УГВ                ¦               ¦       ¦            ¦
¦квалификации     ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦педагогов УГВ    ¦2.2. Открытие отдела   ¦               ¦I кв.  ¦ИРРО        ¦
¦                 ¦ИРРО по проблемам УГВ  ¦               ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦2.3. Проведение        ¦Система        ¦В      ¦МО, ИРРО    ¦
¦                 ¦семинаров и научно -   ¦повышения      ¦течение¦            ¦
¦                 ¦практических           ¦квалификации   ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦конференций по         ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦проблемам              ¦               ¦       ¦            ¦
+-----------------+-----------------------+---------------+-------+------------¦
¦3. Создание      ¦3.1. Разработка        ¦Методические   ¦В      ¦ИРРО, ОДМ   ¦
¦условий для      ¦психолого -            ¦рекомендации   ¦течение¦            ¦
¦развития         ¦педагогических         ¦               ¦2000 г.¦            ¦
¦содержания       ¦рекомендаций по        ¦               ¦       ¦            ¦
¦образования в УГВ¦организации            ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦квалифицированного     ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦сопровождения детей в  ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦УГВ                    ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦3.2. Разработка        ¦Методические   ¦В      ¦ИРРО        ¦
¦                 ¦рекомендаций по        ¦рекомендации   ¦течение¦            ¦
¦                 ¦внедрению              ¦               ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦образовательного       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦стандарта в УГВ        ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦3.3. Разработка        ¦Итоговая и     ¦II кв. ¦ИРРО        ¦
¦                 ¦стандартизированных    ¦промежуточная  ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦требований к результату¦аттестация     ¦       ¦            ¦
¦                 ¦образования для всех   ¦воспитанников  ¦       ¦            ¦
¦                 ¦видов УГВ              ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦3.4. Выделение базовых ¦Эксперимен-    ¦I кв.  ¦ИРРО        ¦
¦                 ¦детских домов для      ¦тальные        ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦экспериментальной      ¦площадки       ¦       ¦            ¦
¦                 ¦работы по внедрению    ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦нового содержания      ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦образования            ¦               ¦       ¦            ¦
+-----------------+-----------------------+---------------+-------+------------¦
¦4. Формирование  ¦4.1. Анализ действующих¦Система        ¦I кв.  ¦МО, ИРРО    ¦
¦нормативно -     ¦законодательных актов  ¦мониторинга за ¦2000 г.¦            ¦
¦правового        ¦федерального и         ¦реализацией    ¦       ¦            ¦
¦пространства для ¦регионального уровня по¦законодательных¦       ¦            ¦
¦функционирования ¦защите прав детей -    ¦актов на       ¦       ¦            ¦
¦УГВ              ¦сирот и детей,         ¦территории     ¦       ¦            ¦
¦                 ¦оставшихся без         ¦области        ¦       ¦            ¦
¦                 ¦попечения родителей, на¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦соответствие реальной  ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦практике деятельности  ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦УГВ                    ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦4.2. Разработка системы¦Система        ¦В      ¦МО, ИРРО    ¦
¦                 ¦локальных нормативных  ¦локальных      ¦течение¦            ¦
¦                 ¦актов, обеспечивающих  ¦нормативных    ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦реализацию             ¦актов          ¦       ¦            ¦
¦                 ¦законодательной базы в ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦части защиты прав      ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦несовершеннолетних     ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦4.2.1. Разработка      ¦Закон          ¦I кв.  ¦МО, ИРРО    ¦
¦                 ¦закона о социальных    ¦               ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦гарантиях выпускникам  ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦детских домов          ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦4.2.2. Разработка      ¦Положение      ¦III кв.¦МО, ИРРО    ¦
¦                 ¦положения об учреждении¦               ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦для детей - сирот на   ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦принципах              ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦приоритетности         ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦4.2.3. Разработка      ¦Положение      ¦II кв. ¦МО, ИРРО    ¦
¦                 ¦системы льгот для      ¦               ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦предприятий, активно   ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦участвующих в          ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦спонсировании детских  ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦домов                  ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦4.2.4. Разработка      ¦Перечень       ¦В      ¦МО, ИРРО    ¦
¦                 ¦перечня рекомендуемых  ¦профессий      ¦течение¦            ¦
¦                 ¦профессий для          ¦               ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦выпускников УГВ        ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦4.2.5. Разработка      ¦Система        ¦II кв. ¦МО, ИРРО,   ¦
¦                 ¦требований к           ¦соглашений     ¦2000 г.¦ОДМ         ¦
¦                 ¦дополнительным         ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦специализациям для     ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦выпускников УГВ в вузах¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦и учреждениях среднего ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦профессионального      ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦образования            ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦4.3. Создание          ¦Система        ¦III кв.¦МО, ИРРО    ¦
¦                 ¦организационных        ¦проектного     ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦условий, обеспечивающих¦управления,    ¦       ¦            ¦
¦                 ¦реализацию нормативно -¦аттестация     ¦       ¦            ¦
¦                 ¦правовой основы        ¦руководителей  ¦       ¦            ¦
¦                 ¦функционирования УГВ   ¦УГВ            ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦4.4. Разработка системы¦Система        ¦В      ¦МО и др.    ¦
¦                 ¦договорных отношений с ¦соглашений,    ¦течение¦            ¦
¦                 ¦муниципальными         ¦попечительские ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦образованиями,         ¦советы         ¦       ¦            ¦
¦                 ¦предприятиями,         ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦учреждениями по        ¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦реализации прав детей -¦               ¦       ¦            ¦
¦                 ¦сирот                  ¦               ¦       ¦            ¦
+-----------------+-----------------------+---------------+-------+------------¦
¦5. Оптимизация   ¦5.1. Корректировка     ¦Аттестация     ¦В      ¦МО          ¦
¦процесса         ¦программ развития УГВ, ¦образовательных¦течение¦            ¦
¦управления       ¦их реализация          ¦учреждений     ¦2000 г.¦            ¦
¦системой         ¦                       ¦               ¦       ¦            ¦
¦государственного ¦5.2. Обеспечение       ¦Нормативы      ¦В      ¦МО          ¦
¦воспитания       ¦развития материальной  ¦комплексного   ¦течение¦            ¦
¦                 ¦базы УГВ в соответствии¦обеспечения    ¦2000 г.¦            ¦
¦                 ¦с целями и задачами УГВ¦материальной   ¦       ¦            ¦
¦                 ¦                       ¦базы           ¦       ¦            ¦
+------------------------------------------------------------------------------+

Список используемых сокращений

МО - Министерство общего и профессионального образования Свердловской области;
ИРРО - Институт развития регионального образования;
ОДМ - Объединение "Дворец молодежи";
МОУО - муниципальные органы управления образованием;
ОУ - образовательные учреждения;
УГВ - учреждения государственного воспитания;
УНПО - учреждения начального профессионального образования.

------------------------------------------------------------------

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" И "ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 2000 ГОД

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" И "ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 2000 ГОД

Номер документа: 1402-ПП

Вид документа: Постановление Правительства Свердловской области

Принявший орган: Правительство Свердловской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Официальная рассылка
Дата принятия: 09 декабря 1999