Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 1999 года N 1397-ПП

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Свердловской области от 16.07.2019 N 446-ПП.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 08.04.2004 N 247-ПП)


В целях сохранения и воспроизводства животного мира области, повышения продуктивности охотничьего и рыбного хозяйства, увеличения производства мяса и рыбы, а также повышения культуры охоты и рыболовства Правительство Свердловской области постановляет:

1. Одобрить концепцию развития охотничьего и рыбного хозяйства Свердловской области (прилагается).

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 17.02.2004 N 247-ПП)

2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Чемезов С.М.):

1) предусмотреть меры государственной поддержки охотничьих и рыбных хозяйств области за счет средств, выделяемых на государственную поддержку агропромышленного комплекса;

2) обеспечить разработку указанных в концепции областных программ.

3. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.) при формировании бюджета областного внебюджетного экологического фонда на 2000 год предусмотреть увеличение выделяемых средств на содержание особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области, и мероприятия по охране и воспроизводству охотничьих и рыбных ресурсов с 10 до 12 процентов от суммы бюджета областного внебюджетного экологического фонда.

4. Опубликовать данное постановление в "Областной газете".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области, министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Чемезова С.М.



Председатель Правительства
Свердловской области
А.ВОРОБЬЕВ



Утверждено
постановлением Правительства
Свердловской области
от 7 декабря 1999 года N 1397-ПП

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 08.04.2004 N 247-ПП)

ВВЕДЕНИЕ


Свердловская область обладает значительными ресурсами животного мира. Площадь охотничьих угодий области 18,4 млн. га, 130 тыс. га заняты рыбохозяйственными водоемами - озерами и водохранилищами. Общая протяженность рек, имеющих рыбохозяйственное значение, 34,7 тыс. км. В охотничьих угодьях обитают ценные виды охотничье - промысловых зверей и птиц (лось, косуля, кабан, медведь, соболь, куница, бобр, норка, глухарь, тетерев и др.), а в водоемах - рыб (стерлядь, нельма, тугун, судак, лещ, щука и др.).

Однако имеющиеся ресурсы используются в настоящее время слабо. Охотхозяйственные и рыбохозяйственные организации оказались в крайне сложном экономическом положении. Особенно это относится к рыбоводным хозяйствам, вынужденным покупать дорогостоящие, в том числе и импортные корма, нести затраты на тепло- и электроэнергию и др., в результате чего эти предприятия оказались убыточными.

Из-за недостаточного финансирования ухудшилась охрана охотничьих угодий и водоемов, уменьшились объемы проводимых мероприятий по воспроизводству охотничьих животных и рыбоводно-мелиоративных работ, резко снизились объемы зарыбления водоемов. Нормативно-правовая база охотничьего и рыбного хозяйства устарела и не отвечает реалиям сегодняшнего дня.

Все это не могло не сказаться отрицательно на численности охотничьих животных, которая по ряду видов стала сокращаться. Снизилось производство рыбы в рыбоводных хозяйствах, упал вылов в естественных водоемах. Практически прекратилась заготовка пушнины.

Вместе с тем имеются объективные предпосылки для развития охотничьего и рыбного хозяйства области:

1) охотничье и рыбное хозяйство используют преимущественно естественные ресурсы и не требуют значительных капиталовложений. Диким животным не нужны помещения, электро- и тепловая энергия, дорогостоящие корма. Численность некоторых видов животных хотя и сократилась, но воспроизводственный потенциал популяций еще достаточно высок и пока позволяет поднять их численность без осуществления дорогостоящих мероприятий по массовому завозу животных - производителей;

2) значительные площади охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов. Кормовые и защитные условия этих угодий и водоемов позволяют поддерживать высокую плотность охотничьих животных и рыб и ежегодно получать значительное количество ценной продукции. Свердловская область располагает большими ресурсами отработанных теплых вод энергообъектов. На ее территории расположены 5 энергосистем, каждая из которых имеет собственный водоем-охладитель, суммарная площадь которых более 6 тыс. га. Температура воды в данных искусственных водоемах превышает естественную для данной зоны на 5 - 11 градусов C, что создает уникальные возможности для организации на их базе крупных рыбоводных хозяйств. В тепловодных водоемах за счет бурного развития естественной кормовой базы можно получать до 100 и более кг рыбы с гектара, тогда как "урожайность" естественных водоемов не более 8 - 10 кг/га;

3) специализированные государственные, кооперативные, общественные и иные охотхозяйственные и рыбохозяйственные организации, имеющие богатый опыт работы, хозяйственные связи и материальную базу, необходимую для ведения охотхозяйственных и рыбохозяйственных работ, и кровно заинтересованные в развитии охотничьего и рыбного хозяйства;

4) квалифицированные специалисты-охотоведы, рыбоводы, научные сотрудники, а также работники-практики, имеющие большой опыт работы в охотничьем и рыбном хозяйстве.

Эти предпосылки послужили основой концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства Свердловской области. Концепция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", Областным законом от 27 марта 1996 года N 16-ОЗ "Об охране животного мира и использовании его ресурсов" ("Областная газета" от 03.04.96).

Концепцией определены цели и задачи охотничьего и рыбного хозяйства, основные принципы государственной политики в этой сфере, важнейшие мероприятия по развитию охотничьего и рыбного хозяйства области, приоритетные направления научных исследований в сфере охотничьего и рыбного хозяйства, роль государственных органов в управлении охотничьим и рыбным хозяйством области, роль организаций-охотпользователей и рыбохозяйственных организаций в развитии охотничьего и рыбного хозяйства области, мероприятия по ее реализации и финансовое обеспечение этих отраслей народного хозяйства.

Глава 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБНОЙ ОТРАСЛИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


1. Охотничье хозяйство


Охотничье хозяйство Свердловской области в последние годы претерпело значительные изменения. В период до 1994 года основная часть охотничьих угодий была закреплена за незначительным количеством охотпользователей - производственным объединением "Свердловскохота" (59,5% охотугодий), Свердловским областным обществом охотников и рыболовов (32,5%), облпотребсоюзом (5,7%).

До охотпользователей доводились планы сдачи государству мяса диких животных и пушнины. В 1989 году организациями-охотпользователями было сдано государству охотничьей продукции почти на 2 млн. рублей, в том числе пушнины - на 970,5 тыс. рублей, мяса диких животных - на 941,7 тыс. рублей.

В области развивалось дичеразведение и расселение диких животных. В охотугодья области было выпущено 127 косуль, 656 кабанов, 189 пятнистых оленей, 1471 заяц - беляк, 2956 ондатр, 364 бобра. За счет средств облохотобщества функционировали три питомника по разведению диких животных (пятнистых оленей и маралов), пять ферм по разведению дикой кряковой утки и одна по разведению серой куропатки.

Охотпользователи достаточно активно занимались воспроизводством и охраной охотничьих животных. Только при облохотобществе помимо 258 егерей действовало 45 специализированных добровольных народных дружин по охране природы, в которых было задействовано более 3 тыс. человек.

В целом в этот период наблюдался рост численности основных видов охотничьих животных и продуктивности охотугодий.

В 1992 - 1994 годах произошло значительное изменение законодательства. Были отменены государственная монополия на пушнину, система государственных планов на сдачу пушнины и мяса. Началось новое перераспределение охотничьих угодий, в ходе которого значительная их часть была закреплена за организациями, которые ранее не имели права ведения охотничьего хозяйства. В настоящее время в области действует около 60 самостоятельных охотпользователей, за которыми закреплено 15,5 тыс. га охотугодий.

В связи с введением государственных охотничьих билетов часть охотников вышла из обществ охотников и рыболовов. Это привело к сокращению доходов охотничьих обществ и соответственно расходов на проведение биотехнических мероприятий и охрану закрепленных за обществами охотугодий, а также к уменьшению объемов работ, проводимых охотниками в порядке бесплатного трудоучастия. Если в 1992 году охотниками было бесплатно отработано в охотугодьях 218,4 тыс. человеко-дней, то в 1998 году - в два раза меньше.

Из-за нехватки средств прекратились работы по расселению охотничьих животных и дичеразведению. Охрана охотугодий ухудшилась. Если в 1987 году было выявлено 1397 нарушений правил охоты, то в 1998 году - 924 случая, причем сокращение выявленных нарушений правил охоты идет на фоне резкого роста браконьерства. Численность волка, которая к 1990 году была сокращена до 350 голов, вновь начала расти к 1995 году и превысила 1100 голов.

Использование популяций ценных охотничьих животных происходило без учета роста браконьерства, повышения численности волка, снижения объемов воспроизводственных мероприятий, что приводило к перепромыслу. В добыче диких копытных животных преобладали взрослые особи, составляющие репродуктивное ядро популяции. Их доля составляла до 97%. В результате популяции диких копытных животных сильно омолодились, их воспроизводственный потенциал упал.

Поголовье ценных видов охотничьих животных стало сокращаться. Численность наиболее важного для охотничьего хозяйства области вида - лося, которая в 1992 году достигла 32,4 тыс. голов, к 1997 году упала до 18 тыс. голов.

Несколько улучшилась ситуация в последние годы. Усиление борьбы с волком позволило, начиная с 1996 года, ежегодно сокращать его численность. В соответствии с принятой Правительством области в январе 1998 года областной программой "Сохранение ресурсов копытных животных и регулирование численности волка в Свердловской области" были сокращены сроки и лимиты добычи копытных, запрещен отстрел самок, начала уменьшаться доля взрослых животных в отстреле, предусмотрены мероприятия по воспроизводству копытных животных и борьбе с волком. Проводимые мероприятия позволили сократить численность волка к 1999 году до 500 голов и добиться повышения численности лося.


2. Рыбное хозяйство


В настоящее время в области функционирует шесть тепловодных рыбных хозяйств, два рыбозавода и один рыборазводный завод. За основными рыбозаготовителями - Тавдинским, Гаринским и Таватуйским рыбозаводами, закреплено 14 озер площадью 17,4 тыс. га и участки рек общей протяженностью 120 км. Кроме этого, промышленный лов рыбы ведут 24 иных рыбозаготовительных организаций, за которыми закреплено 9 рек длиной 487 км, 87 озер площадью 8500 га и 11 водохранилищ площадью 10,7 тыс. га.

С 1993 года было разрешено применение промысловых орудий лова для любительского рыболовства. В настоящее время около 4 тысяч граждан применяли на водоемах области промысловые орудия лова. Ежегодно ими вылавливается около 460 тонн рыбы. Введение лицензионного любительского рыболовства позволило увеличить уровень хозяйственного освоения рыбных запасов на малодоступных и не осваиваемых промыслом водоемах.

Добыча и производство товарной рыбы, реализуемой в торговую сеть в последнее десятилетие, сократились в 5,7 раза: с 4300 тонн в 1988 году до 750 тонн в 1998 году. Если десять лет назад на душу населения в области было получено 1 кг товарной рыбы, то в 1998 году - только 0,2 кг.

Наибольший спад производства произошел в индустриальном рыбоводстве (садковом и бассейновом выращивании рыбы). Эти крупные рыбные хозяйства создавались в целях компенсации ущерба, наносимого строительством и эксплуатацией ГРЭС рыбному хозяйству, и содержались за счет этих электростанций. В начале 80-х годов рыбные хозяйства были переданы Свердловскому рыбокомбинату Минрыбхоза РСФСР. В этот период за каждый килограмм произведенной рыбы рыбные хозяйства получали государственную дотацию в размере 100% от ее прейскурантной стоимости. Это окупало производство рыбы. В изменившихся экономических условиях садковое и бассейновое выращивание рыбы стало нерентабельным. Выплата компенсаций прекратилась. Необходимость применения для производства рыбы дорогостоящих, в том числе импортных кормов резко повысила себестоимость выращиваемой рыбы. Так, себестоимость выращиваемого карпа в 1998 году достигла в В-Тагильском рыбхозе 29 рублей за кг. Предусмотренные Правительством области дотации не покрывают расходов на выращивание рыбы. Из-за сложного экономического положения рыбхозы резко снизили производство рыбы, а ряд рыбных цехов при промышленных предприятиях полностью прекратили работу. Общий объем выращенной в рыбных хозяйствах рыбы сократился за последние десять лет почти в 9 раз (с 2316 тонн в 1988 году до 266 тонн в 1998 году).

Хозяйства, занимающиеся выловом рыбы в естественных водоемах, оказались в лучшем положении. Так, себестоимость одного килограмма рыбы в Гаринском рыбозаводе составляет 6,0 руб., в Тавдинском - 4,1 руб., что позволяет окупать произведенные затраты.

Выращивание рыбопосадочного материала за последние годы также сократилось. Если в 1989 году от рыболовных хозяйств области было получено 13,9 млн. шт. сеголетков рыбы, то в 1998 году - только 2,3 млн. шт. Из-за роста цен на рыбопосадочный материал спрос на него упал и существенно снизились объемы работ по искусственному зарыблению водоемов области. В 1998 году личинками сиговых рыб в количестве 10,7 млн. штук было зарыблено только 5 водоемов области.

Одной из важнейших проблем рыбного хозяйства остается рост браконьерства. Ежегодно на водоемах области выявляется 3,5 - 3,7 тыс. нарушений правил рыболовства. Орудия незаконного лова технически совершенствуются, становятся все более эффективными. Браконьерство приобретает организованный характер.

Глава 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА


1. Целями охотничьего и рыбного хозяйства области являются:

1) сохранение и воспроизводство животного мира области, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, увеличение численности ценных видов охотничьих животных и рыб;

2) обеспечение конституционных прав граждан на отдых, благоприятную окружающую среду, их потребностей в охоте и рыболовстве;

3) сохранение биологического разнообразия и генофонда животного мира;

4) участие в обеспечении продовольственной безопасности области за счет получения мясо-дичной, рыбной и сопутствующей продукции, дополнительного производства рыбы в рыбоводных хозяйствах;

5) обеспечение занятости населения, особенно в отдаленных районах области;

6) оздоровление населения за счет занятия одним из самых здоровых видов отдыха - охотой и рыбалкой;

7) возрождение национальных и культурных традиций российской охоты и рыболовства.

2. Основными задачами охотничьего и рыбного хозяйства являются:

1) обеспечение эффективной охраны охотничьих и рыбных ресурсов, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;

2) осуществление биотехнических и рыбоводно-мелиоративных мероприятий, направленных на увеличение численности охотничьих животных и интенсивное воспроизводство рыбных запасов, проведение искусственного диче- и рыборазведения, вселение новых видов, обеспечивающих более полное использование кормовой емкости угодий и повышение их продуктивности;

3) научно-обоснованное, рациональное использование охотничьих и рыбных ресурсов;

4) организация заготовки и переработки пушнины, кожевенного сырья, мяса, дичи, рыбы, сопутствующей продукции (грибов, ягод, орехов, лекарственно-технического сырья), развитие таксидермии;

5) внедрение научных разработок и рекомендаций по охране, воспроизводству и рациональному использованию охотничьих и рыбных ресурсов;

6) регулирование численности вредных для охотничьего и рыбного хозяйства животных, в первую очередь волка;

7) обеспечение культурной и безопасной охоты и рыбалки для населения и гостей области, развитие сферы услуг в области охотничьего и рыбного хозяйства;

8) развитие промысла и охотничьего туризма в отдаленных районах, организация новых производств, позволяющих обеспечить занятость населения этих районов;

9) использование средств от иностранного охотничьего и рыболовного туризма для развития охотничьего и рыбного хозяйства, трофейной охоты и рекреационного рыболовства;

10) развитие охотничьего собаководства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»