Пятьдесят девятое заседание
РЕШЕНИЕ
от 23 февраля 1999 года N 59/4
Об утверждении городской Программы развития оплачиваемых
общественных работ на 1999 - 2000 гг.
Рассмотрев и обсудив постановление Главы города Екатеринбурга от 01.02.99 N 83, в соответствии с Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (подп. 28 п. 2 ст.6, подп. 3 п. 3 ст. 15), Законом РФ "О местном самоуправлении в РФ" (п. 9 ст. 75), Законом РФ "О занятости населения в РФ" (ст. 24), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (п. 2), постановлением Правительства РФ от 24.07.98 N 828 "О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы", Областным законом "О внесении изменений и дополнений в Областной закон "О местном самоуправлении в Свердловской области" (подп. 28 п. 2 ст. 5), постановлением Правительства Свердловской области от 02.10.97 N 841-п "О разработке программ по организации оплачиваемых общественных работ в Свердловской области", п. 28 ст. 7 и п. 1 ст. 14 Устава города Екатеринбурга, с целью организации в городе Екатеринбурге оплачиваемых общественных работ, для обеспечения временной занятости населения в 1999 - 2000 гг., Екатеринбургская городская Дума решила:
1. Утвердить городскую Программу развития оплачиваемых общественных работ на 1999-2000 гг. (приложение 1).
2. Настоящее Решение вступает в силу с момента его официального опубликования.
3. Контроль за выполнением данного Решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Голубкова Н. И.).
Глава города
А. М. Чернецкий
Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 23 февраля 1999 года N 59/4
ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
НА 1999 - 2000 ГОДЫ
Паспорт Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Анализ организации и проведения общественных
работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Цель Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Задачи Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Виды общественных работ . . . . . . . . . . . . . .
6. Организация и условия направления граждан . . . . .
на общественные работы . . . . . . . . . . . . . . .
7. Финансирование общественных работ . . . . . . . . .
8. Выплата пособий (доплат) безработным гражданам,
занятым на общественных работах . . . . . . . . . .
Приложения:
1. Динамика развития общественных работ . . . . . . . .
2. Динамика развития банка данных по
общественным работам . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Динамика рынка труда по общественным
работам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Мероприятия по реализации Программы по
общественным работам . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Программно - целевые мероприятия по организации
и развитию общественных работ . . . . . . . . . . .
+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Городская Программа развития оплачиваемых ¦
¦Программы ¦общественных работ на 1999-2000 годы ¦
¦ ¦ ¦
¦Правовая основа ¦Закон РФ "О занятости населения в Российской ¦
¦для разработки ¦Федерации"; ¦
¦Программы ¦ ¦
¦ ¦"Положение об организации общественных ¦
¦ ¦работ", утвержденное постановлением ¦
¦ ¦Правительства Российской Федерации от ¦
¦ ¦14.07.97 N 875; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Постановление Правительства РФ от 24.07.97 ¦
¦ ¦N 828 "О Федеральной целевой программе ¦
¦ ¦содействия занятости населения Российской ¦
¦ ¦Федерации на 1998-2000 годы"; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Постановление Правительства Свердловской ¦
¦ ¦области от 02.10.97 N 841-п "О разработке ¦
¦ ¦программ по организации и развитию ¦
¦ ¦общественных работ в Свердловской области" ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Распоряжение Главы города от 10.09.98 N 419-р¦
¦ ¦"О разработке городской Программы развития ¦
¦ ¦оплачиваемых общественных работ на 1999-2000 ¦
¦ ¦годы" ¦
¦ ¦ ¦
¦Заказчик ¦Администрация города ¦
¦Программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные ¦Городское управление занятости населения, ¦
¦разработчики ¦структурные подразделения администрации ¦
¦Программы ¦города, администрации районов ¦
¦ ¦ ¦
¦Исполнители ¦Предприятия и организации города всех форм ¦
¦мероприятий ¦собственности, администрации города и районов¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Городское управление занятости населения, ¦
¦ ¦районные отделы занятости населения ¦
¦ ¦ ¦
¦Цель ¦Обеспечение временной занятости и ¦
¦Программы ¦материальной поддержки безработных граждан, ¦
¦ ¦испытывающих затруднения с трудоустройством ¦
¦ ¦ ¦
¦Задачи ¦Снижение социальной напряженности на рынке ¦
¦Программы ¦труда, связанной с высвобождением работников ¦
¦ ¦предприятий, через создание рабочих мест, не ¦
¦ ¦требующих квалифицированной подготовки, для ¦
¦ ¦проведения работ, имеющих временный, сезонный¦
¦ ¦характер. ¦
¦ ¦Содействие в благоустройстве города ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные ¦Нормативно - правовое обеспечение ¦
¦мероприятия ¦оплачиваемых общественных работ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Формирование инфраструктуры оплачиваемых ¦
¦ ¦общественных работ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Финансовое и материально - ¦
¦ ¦техническое обеспечение общественных ¦
¦ ¦работ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Информационное обеспечение ¦
¦ ¦ ¦
¦Сроки ¦1999-2000 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Источники ¦Средства предприятий и организаций всех форм ¦
¦финансирования ¦собственности, на которых организуются ¦
¦ ¦общественные работы, местный бюджет и фонд ¦
¦ ¦занятости ¦
¦ ¦ ¦
¦Ожидаемый ¦Создание 2401 временного рабочего места; ¦
¦конечный ¦выполнение работ, имеющих социальное значение¦
¦результат ¦для города; ¦
¦ ¦участие в общественных работах ¦
¦ ¦1200 безработных граждан в год ¦
+----------------------------------------------------------------+
1.1. Городская Программа развития общественных работ определяет порядок организации и развития работ, которым придан статус "общественных", условия направления на общественные работы граждан, обратившихся в службу занятости населения, а также источники финансирования.
1.2. Под оплачиваемыми общественными работами (далее общественные работы) понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующей предварительной профессиональной подготовки работников, имеющей социально полезную направленность и организуемой для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.
К общественным работам не могут быть отнесены работы, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, требующих специальной подготовки работников.
1.3. Не допускается под видом общественных работ использовать имеющиеся на предприятиях постоянные рабочие места и вакантные должности.
2.1. 1997-1998 гг. характеризовались дальнейшим осложнением социально - экономической ситуации в городе. Углублялся экономический спад в ведущих отраслях и сферах хозяйственного комплекса города. Ухудшилась ситуация в сфере финансов и платежных отношений, задерживалось бюджетное финансирование социальной сферы, понизилась инвестиционная активность, наметилась деградация материального производства.
2.2. Заявленная потребность хозяйственного комплекса города в работниках на конец 1998 г. составила 6517 вакансий, что на 41% меньше, чем на конец 1997 г. Обратилось в службу занятости за содействием в трудоустройстве 36124 чел. Признано безработными в течение 1998 г. 25761 чел. что на 16,8% больше, чем за 1997 г. Численность безработных, стоящих на учете, увеличилась за 1998 г. с 10243 до 15083 чел., т. е. на 47,3%. Из общего количества безработных, стоящих на учете на конец года, 29,8% - молодежь в возрасте 16 - 29 лет, 68,8% - женщины, 3,8% - инвалиды. Уровень безработицы взрос с 1,52% в начале года до 2,16% на конец декабря 1998 г. Диспропорции между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда сохранились: на каждую вакансию претендовали 3 женщины, а на каждого мужчину приходилось 1,5 вакансии, на каждую вакансию служащего претендовали 2 чел., стоящих на учете, а на каждого рабочего приходилась 1 вакансия.
2.3. Постановлением Главы города Екатеринбурга от 25.02.98 N 150 утверждена "Городская Программа развития оплачиваемых общественных работ на 1998 г."
В соответствии с Программой в 1998 г. заключено с предприятиями 86 договоров "О совместной деятельности по организации и проведению общественных работ" на 1945 рабочих мест, из них 12 договоров на 564 рабочих мест с финансированием из ГФЗ. Продолжался срок действия 9 договоров (191 рабочее место), всего общественные работы проводились по 95 договорам (2136 рабочих мест).
Основные виды работ: социологические работы, благоустройство территории, работа в архивах и библиотеках, распространение печатных изданий, сельскохозяйственные и подсобные работы, бытовые услуги.
Всего было направлено на общественные работы 1648 чел. Приняли участие 1494 чел. (690 женщин), что составляет 80,7% от уровня 1997 г. Из участвующих 278 чел. имели статус "безработного", это 72% от 1997 г. Из числа молодежи участвовали в общественных работах 448 чел., в том числе 179 девушек; впервые ищущие работу 303 чел., в том числе - 123 женщины; имеющие перерыв в работе свыше 1-го года - 137 чел., в том числе - 76 женщин; не имеющие профессии, специальности - 86 чел., в том числе - 41 женщина; лица, имеющие высшее и среднее образование - 476 чел., в том числе 291 женщина; 15 инвалидов и 6 беженцев; из числа выпускников 83 чел. Из числа освобожденных граждан приняли участие в общественных работах 101 чел, в том числе 76 женщин.
На предприятиях, стройках и в организациях города за отчетный период на общественных работах отработано 26406 чел./дней.
В организации общественных работ принимают участие администрации районов. Из местного бюджета для этих целей выделяются средства. Финансирование общественных работ производилось за счет:
- средств предприятий - 460917 руб. (79,2%),
- местного бюджета - 20502 руб. (3,5%),
- средств ГФЗ - 101407 руб. (17,3%),
из них 10275 руб. - взаимозачетом.
2.4. Сокращение рабочих мест на крупных предприятиях города приводит к росту социальной напряженности в обществе. Естественно, необходимо найти адекватные меры, которые бы обеспечили смягчение социальной напряженности и безработицы. Как показывает практика, выход из положения возможен при организации общественных работ. Однако в связи с трудным финансовым положением предприятий, дефицитом бюджета фонда занятости увеличения рабочих мест по общественным работам на будущее не предвидится. Уменьшение числа граждан, участвующих в общественных работах в 1998 году (на 19,3% по сравнению с 1997 г.), особенно имеющих статус "безработного" (в 1998 г. только 18,6% от общего числа участвующих в общественных работах), вызвано изменением законодательства по организации общественных работ: снятие безработного с учета, нежелание безработных иметь запись в трудовой книжке об участии в непрестижных общественных работах, доплата производится только в течение 6 месяцев, при повторной постановке на учет безработный теряет в размере пособия. Анализ показывает, что безработные в среднем отрабатывают на общественных работах 17,6 дней в году и направление безработных граждан на краткосрочные общественные работы (до 1-го месяца) без снятия с учета вызовет увеличение числа желающих участвовать в общественных работах.
3.1. Основной целью Программы является обеспечение временной занятости граждан, ищущих работу, их материальной поддержки через создание условий для динамичного развития общественных работ путем совершенствования и освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки этой деятельности.
4.1. Общественные работы призваны обеспечивать:
- осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально - экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ;
- развитие сотрудничества между заинтересованными сторонами в поддержании активной политики занятости населения;
- повышение социальной значимости общественных работ, снятие социальной напряженности в обществе;
- временный заработок (трудовой доход) незанятым гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, ищущим работу, особо нуждающимся в социальной защите;
- сохранение мотивации к труду у лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;
- трудовую реабилитацию лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности.
4.2. Организация проведения оплачиваемых общественных работ осуществляется Администрацией города Екатеринбурга и районными администрациями города по предложению и при участии органов службы занятости города Екатеринбурга.
5.1. Основные виды общественных работ по г. Екатеринбургу:
- уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и обслуживание детей в период каникул;
- сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции;
- вспомогательные работы при строительстве дорог, прокладке водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
- участие в строительстве жилья и реконструкции жилого фонда, а также объектов социально - культурного назначения;
- восстановление историко - архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
- сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта и организации почты и связи;
- помощь организациям жилищно - коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения;
- сезонная помощь местным органам в обслуживании санаторно курортных зон;
- экологическое оздоровление регионов (озеленение и благоустройство территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма);