Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 1998 года N 25-п


Об утверждении осуществляемого совместно с германской
стороной проекта "Поддержка ремесел через
профессиональное образование"   

____________________________________________________________________
Утратило силу с 6 февраля 2010 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 15 октября 2009 года N 1397-ПП

____________________________________________________________________

  

  В целях реализации постановления Правительства Свердловской области от 03.03.97 N 173-п "Об утверждении Основных направлений политики Правительства Свердловской области в сфере образования и программы ее реализации на 1997 -1999 годы." Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый проект "Поддержка ремесел через профессиональное образование" (далее -Проект), определив место реализации Проекта -Екатеринбургский социально -профессиональный лицей.

2. Исполнителями Проекта определить:

- Департамент образования Свердловской области (Нестеров В. В.);

- Центр содействия предпринимательству области (Заборов А. В.).

3. Предложить принять участие в выполнении мероприятий Проекта:

- Уральскому государственному профессионально - педагогическому университету (Романцев Г. М.);

- Свердловскому областному центру занятости населения (Шмулей А. Д.);

- Екатеринбургской палате товаропроизводителей (Брылин В. А.).

4. Департаменту образования Свердловской области (Нестеров В. В.) заключить от имени Правительства Свердловской области соглашения с германскими организациями, заинтересованными в реализации Проекта:

- Палатой ремесел г. Дюссельдорфа;

- Фондом Эберхарда Шека, г. Баден -Баден;

- Государственной академией повышения квалификации преподавателей, г. Кальв.

5. Финансирование Проекта в 1998 году и в последующие годы осуществлять в пределах средств, выделенных Департаменту образования Свердловской области на содержание учреждений начального профессионального образования.

6. Итоги выполнения этапов Проекта подводить ежегодно на основании отчетов, представляемых головным исполнителем, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным. В первом квартале 2000 года подвести итоги выполнения Проекта в полном объеме.

7. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области Данилова Н. И.



     Председатель Правительства
                                              Свердловской области
                                                    А. П. Воробьев



                   УТВЕРЖДЕН
                                      постановлением Правительства
                                              Свердловской области
                                     от 13 января 1998 года N 25-п



ПРОЕКТ
"Поддержка ремесел через профессиональное образование"

или
Создание в Свердловской области сети образовательных
учреждений и организаций по подготовке ремесленников


Паспорт Проекта

Наименование Проекта

"Поддержка ремесел через профессиональное образование"

Основание для разработки Проекта

Протокол о намерениях сотрудничества между департаментом образования Свердловской области, Уральским государственным профессионально -педагогическим университетом и Администрацией германо -российского модельного проекта "Поддержка ремесел путем профессионального образования" (Дюссельдорф -Москва)


Государственный заказчик Проекта

Правительство Свердловской области в лице Департамента труда

Организации -исполнители Проекта

Департамент образования Свердловской области

Организации -соисполнители Проекта


 1. Уральский государственный профессионально -педагогический университет.

2. Центр содействия предпринимательству Свердловской области.

3. Областной центр занятости населения.

4. Екатеринбургская палата товаропроизводителей.

5. Палата ремесленников г. Дюссельдорфа, Германия.

6. Фонд Эберхарда Шека, Германия.

7. Государственная академия повышения квалификации преподавателей, Германия.


Цель Проекта


 Создание в Свердловской области сети образовательных учреждений и организаций по профессиональной подготовке ремесленников.


Задачи Проекта


  1. Подготовка и утверждение нормативно -правовых документов и методических материалов по организации профессиональной подготовки ремесленников.

2. Создание в Екатеринбургском социально -профессиональном лицее организационно -содержательных условий по обучению ремесленным профессиям строительного профиля (столяр, штукатур, плиточник -мозаичник, маляр -лакировщик).

3. Создание в структуре Екатеринбургской палаты товаропроизводителей органов самоуправления ремесленников.


Место внедрения Проекта

г. Екатеринбург, Свердловская область

Срок внедрения Проекта

36 месяцев (март 1997 года -март 2000 года).

Перечень основных мероприятий Проекта

1. Разработка нормативно -правовых оснований взаимодействия всех участников Проекта.

2. Подготовка учебно -планирующей документации на основе адаптированных материалов германо -российского модельного проекта, осуществляемого Палатой ремесел г. Дюссельдорфа в Московском лицее ремесленников N 331.

3. Стажировка руководителей, преподавателей теоретического и мастеров производственного обучения, участвующих в Проекте, в Московском лицее N 331 и в учебном центре Палаты ремесел г. Дюссельдорфа (Германия)

4. Модернизация и дооснащение учебно -материальной базы Екатеринбургского социально -профессионального лицея в соответствии с задачами Проекта.

5. Экспериментальная апробация содержания образования и технологии обучения ремесленников.

6. Создание органов самоуправления ремесленников - производителей товаров и услуг в сфере строительства и оказание им технической помощи.

7. Ознакомление с организационной структурой и опытом работы организаций ремесленников в г. Дюссельдорф (Германия).

           

Объемы и источники финансирования Проекта

Полная стоимость Проекта ориентировочно 15 млрд. рублей. Сумма, запрашиваемая у германской стороны -35% от полной стоимости. Финансовые затраты в 1998 году составят соответственно - 5 млрд. руб.


Оценка результативности Проекта


  1. Создание и освоение образовательных программ и технологий подготовки ремесленников.

2. Расширение опыта и технологий профессионального обучения ремесленников по другим профилям в учреждениях начального профессионального образования области.

3. Повышение качества товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса в сфере строительства.


Контроль за ходом Проекта и отчетность


   Осуществляется координационным советом на ежеквартальных совещаниях участников Проекта, где будет проверяться соответствие проведенных работ намеченным качественным и количественным показателям их выполнения.

На координационных совещания будут анализироваться текущие результаты, проблемы и корректироваться план работы.

Руководители Проекта в конце каждого года будут составлять общий промежуточный и финансовый отчеты, представлять их в заинтересованные государственные ведомства и финансирующие организации.

По окончании Проекта руководители составят:

- полный отчет о проведенной работе;

- подборку методических разработок и публикаций, изданных в ходе Проекта;

- окончательный финансовый отчет.


                             Введение

  Ремесленничество как экономически самостоятельный вид предпринимательской деятельности, имевшее на Среднем Урале глубокие корни и традиции, утратило в период индустриализации свое место в социально -экономической жизни.

По демографической переписи население г. Свердловска на 1 января 1929 года составляло 148836 человек, из которых 2313 лиц работали на 1616 кустарно -ремесленных предприятиях. Распределение населения по труду показывает, что 7,7 процентов его "самодеятельной" части было занято в кустарно -ремесленной промышленности, доля которой в валовой промышленной продукции города в 1927 -28 годах составляла 7,2 процента.

В настоящее время в ведущих странах мира малый и средний бизнес -это фундамент национальной экономики. К примеру, в США количество малых предприятий на каждую тысячу жителей составляет 74,2, в странах Европейского содружества -45, а в России -5,6. Доля этих предприятий во внутреннем валовом продукте зарубежных стран достигает 50 -52 процентов, а в России менее одного процента.

В Свердловской области насчитывается 27 тысяч мелких предприятий, где трудятся почти 350 тысяч человек. Сеть малых предприятий действует в сфере услуг, в крупной промышленности и строительстве, в лесном и агропромышленном комплексах. Доля малого предпринимательства по объему продукции, работ и услуг в экономике области увеличилась за последние два года с 11 до 21 процента и с 6,4 до 17,7 процента по прибыли.

Ремесленные предприятия, будучи типичными малыми и средними предприятиями, обеспечивают население товарами ежедневного спроса и необходимыми услугами. Близость к рынку потребительских товаров и услуг, а также то, что владельцы предприятий сами работают на своих предприятиях, они хорошо знают потребности своих клиентов и быстро на них реагируют.

Структурная перестройка российской экономики, начавшаяся с разделения форм собственности хозяйствующих субъектов, с необходимостью должна привести к появлению во всех сферах экономики особого сектора -мелких и средних предприятий, производство потребительских товаров и услуг на которых экономически более выгодно, чем на крупных предприятиях.

Специфика малых и средних предприятий состоит не только в производстве товаров и услуг по индивидуальным заказам и малыми сериями, а в том, что потребности заказчиков часто не ясны и потому не могут быть заранее спланированы. Владелец малого предприятия должен уметь проанализировать желания клиента, оказать ему консультацию по выбору экономически приемлемого варианта исполнения заказа и его дизайнерского решения и только после этого составить план своей работы. Типичным для частного малого предприятия является собственная активная работа на нем его владельца.

Предприятия с такой организацией работ получили в Германии название ремесленных. Открытие ремесленных предприятий не требует крупных капиталовложений, и они могут располагаться по месту жительства ремесленников.

Ремесленники работают не для анонимного рынка, т. к. не производят товары и услуги массового потребления. Ремесленники обслуживают отдельных людей, которые, исходя из собственных жизненных потребностей, заказывают им определенную работу. Типичные заказы на работу возникают благодаря разнообразным пожеланиям клиентов по ремонту квартир, созданию интерьера, по индивидуальному пошиву одежды и обуви, организации питания, гостиничного и туристического обслуживания.

Работу ремесленников отличает высокое качество и ответственность перед заказчиком, что является следствием действия рыночного механизма регулирования отношений между предложением таких товаров и услуг, которые отвечают сложившемуся на данный момент уровню потребительского спроса. От этого зависит оплата труда ремесленника, прибыль и успех предприятия.

Важнейшим производственным и экономическим ресурсом предпринимателя -ремесленника является высокая собственная квалификация, охватывающая все предметы технологического процесса производства, а также соответствующая квалификация его мастеров и учеников. Таким образом, становится ясно, какое значение для ремесленного предприятия имеет профессиональное образование его работников, цель которого состоит в обучении ремесленников самостоятельно и ответственно анализировать комплексные задачи, планировать ход работ и производить работу на высоком технологическом, эстетическом и экономическом уровне.

Постановка такой цели требует пересмотра содержания образования, форм и методов обучения в учреждениях начального профессионального образования, ориентированных, в основном, на формирование простой совокупности знаний, умений и навыков, чаще всего функциональных или операционных.

                     Обоснование потребности

Трансформационные процессы перехода к рыночным механизмам регулирования отношений человека и экономики позволяют надеяться, что профессия и соответствующая профессиональная деятельность станут наконец чем -то более значимым, чем обыденное зарабатывание средств к существованию путем многократного повторения одних и тех же производственных функций или операций.

В конечном счете профессия -более сложная категория, чем традиционно понимаемая совокупность специфических знаний, умений и навыков, необходимых для квалифицированного выполнения определенного вида деятельности.

Профессиональная деятельность -это основная сфера жизнедеятельности человека, через которую он проявляется. Степень усвоения личностью норм и ценностей общества в современных условиях не может по -прежнему рассматриваться как простое исполнение производственных функций, основанных на тейлоровских принципах организации труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»