• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Недействующий


СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


от 18 ноября 1997 года N 66-ОЗ


О внесении изменений и дополнений в Областной закон
"О местном самоуправлении в Свердловской области"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Свердловской области от 16 мая 2005 года N 41-ОЗ
____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________
в закон внесены изменения, см. Закон Свердловской области от 12.02.02 № 1-ОЗ
______________________________________________________________________________________________________________



Принят
Областной Думой
Законодательного Собрания
Свердловской области
7 октября 1997 года


Одобрен
Палатой Представителей
Законодательного Собрания
Свердловской области
4 ноября 1997 года



Статья 1

Внести изменения и дополнения в Областной закон "О местном самоуправлении в Свердловской области" (Областная газета, 1995, 21 апреля, N 44), изложив его в новой редакции:
"О местном самоуправлении в Свердловской области
Настоящий Областной закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Свердловской области устанавливает систему местного самоуправления; определяет правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления; закрепляет порядок и формы реализации населением права на местное самоуправление.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

1. В отношении настоящего Областного закона понятия используются в следующих значениях:
Муниципальное образование -городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная действующим законодательством, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Муниципальная собственность -собственность муниципального образования.
Местные налоги и сборы -налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно.
Вопросы местного значения -вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Областным законом.
Местный референдум -голосование граждан по вопросам местного значения.
Органы местного самоуправления выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Представительный орган местного самоуправления -выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Должностное лицо местного самоуправления -выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно -распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.
Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Муниципальная служба -профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

2. Понятия "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими понятиями применяются в отношении органов местного самоуправления, организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Статья 2. Местное самоуправление

1. Под местным самоуправлением понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом Свердловской области самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Субъектом местного самоуправления является население, постоянно или преимущественно проживающее в городских, сельских поселениях и на иной территории Свердловской области, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения.
Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

2. Основными принципами местного самоуправления являются:
1) соблюдение прав, свобод человека и гражданина;
2) самостоятельность органов местного самоуправления, их организационная обособленность от органов государственной власти в пределах собственных полномочий;
3) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
4) экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления (самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета);
5) многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;
6) государственные гарантии местного самоуправления;
7) гласность и учет общественного мнения.

3. На территориях проживания национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций.

4. Выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся в соответствии с уставом муниципального образования юридическими лицами, приобретают это право со дня опубликования зарегистрированного в установленном областными законами порядке устава муниципального образования.

Статья 3. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, имеют равные права на осуществление местного самоуправления. Они вправе:
1) осуществлять местное самоуправление непосредственно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления;
2) избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также на установленные уставами муниципальных образований должности муниципальной службы;
3) иметь равный доступ к муниципальной службе;
4) обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

2. В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Свердловской области в сфере местного
самоуправления

К полномочиям органов государственной власти Свердловской области в сфере местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение закона о местном самоуправлении, контроль за его соблюдением;
2) обеспечение соответствия областного закона о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
3) регулирование порядка передачи и передача объектов областной собственности в муниципальную собственность;
4) регулирование отношений между областным и местными бюджетами;
5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными государственными полномочиями Свердловской области, обеспечение переданных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами, контроль за их реализацией;
7) принятие областных программ развития местного самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
11) установление и изменение порядка образования, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление их границ и наименований;
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых областными органами государственной власти;
13) законодательное регулирование особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
14) принятие областных законов о муниципальной службе;
15) принятие областных законов об административной ответственности за правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований;
17) обеспечение гарантий избирательных прав граждан при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления.

Статья 5. Предметы ведения местного самоуправления

1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления муниципальных образований федеральными и областными законами, а также иные вопросы, не отнесенные законодательством Российской Федерации и Свердловской области к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Свердловской области.

2. Основными вопросами местного значения в соответствии с федеральным законодательством являются:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально -экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально -культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в
муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
по решению вопросов местного значения

1. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия по решению вопросов местного значения:
1) в сфере комплексного социально -экономического развития территории муниципального образования:
- принятие и реализация за счет собственных материальных и
финансовых ресурсов комплексных и по отдельным направлениям деятельности муниципальных планов и программ социально - экономического развития территории;
- привлечение на договорной основе материальных и финансовых ресурсов для реализации комплексных муниципальных планов и программ социально -экономического развития территории;
- участие в разработке и реализации государственных планов и программ в части, касающейся территории муниципального образования;
- координация деятельности организаций любых форм собственности по реализации планов и программ комплексного социально -экономического развития территории муниципального образования;
- определение долгосрочной перспективы развития территории муниципального образования;
2) в сфере рационального использования муниципальных земель:
- владение, пользование, распоряжение муниципальными землями;
- утверждение генеральных планов, проектов планировки и застройки территории муниципального образования;
- отнесение и перевод земель из одной категории в другую в соответствии с земельным законодательством и генеральным планом;
- зонирование территории в соответствии с действующим законодательством;
- приобретение земель в муниципальную собственность путем выкупа, принятия в дар, передачи из государственной собственности, в том числе приобретение земель за пределами территории муниципального образования;
- разработка и реализация местных программ повышения плодородия почв, улучшения условий использования и охраны земель;
- целевое предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
- предоставление муниципальных земель в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, временное пользование и передачу в собственность;
- инвентаризация земель и землеустройство;
- контроль за использованием и охраной земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления;
- предоставление в аренду или временное пользование не используемых по назначению земель лесного фонда и земель обороны в соответствии с действующим законодательством;
- установление права ограниченного пользования на земельных участках в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области;
- выдача разрешений на снос, реконструкцию, возведение построек на земельном участке; передача земельного участка новому собственнику имущества по землям, находящимся в муниципальной
собственности;
- обращение в суд по вопросам нарушения земельного законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих земельные отношения;
- изъятие земельных участков в соответствии с действующим законодательством;
- иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, не входящие в полномочия других органов местного самоуправления и органов государственной власти;
3) в сфере жилищно -коммунального хозяйства и благоустройства территории муниципального образования:
- строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств муниципального жилья и объектов инженерной инфраструктуры;
- распоряжение и управление муниципальным жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры;
- благоустройство и текущее содержание территории муниципального образования;
4) в сфере транспортного обслуживания населения:
- приобретение и эксплуатация транспорта для осуществления местных пассажирских и грузовых перевозок;
- создание, обслуживание и содержание автохозяйств, предприятий местного водного и воздушного транспорта, находящихся в муниципальной собственности;
- согласование маршрутов и графиков движения транспорта для массовых пассажирских перевозок на территории муниципального образования;
- установление правил транспортного обслуживания на территории муниципального образования;
- строительство и содержание дорог, остановочных пунктов, стоянок, вокзалов, пристаней, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры местного значения;
5) в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания:
- строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств объектов, создание предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- установление правил бытового и торгового обслуживания населения на территории муниципального образования;
- исполнение полномочий, определенных законодательством о защите прав потребителя;
6) в сфере организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения:
- строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств муниципальных объектов и учреждений здравоохранения (больниц, поликлиник, амбулаторий, фельдшерских и
акушерских пунктов и других) и организация их деятельности;
7) в сфере организации, содержания и развития муниципальных учреждений, дошкольного, основного школьного и профессионального образования:
- строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств объектов и учреждений муниципального образования (школ, училищ, детских дошкольных учреждений и других) и организация их деятельности;
8) в сфере обеспечения социальной поддержки населения:
- строительство, содержание и организация работы муниципальных учреждений социальной помощи населению (домов престарелых, детских домов, интернатов и других);
- организация за счет собственных и привлеченных средств дополнительной социальной поддержки населения;
9) в сфере сохранения исторических и культурных памятников, находящихся в муниципальной собственности, развития культуры, традиций и обычаев:
- реставрация и содержание местных памятников истории и культуры;
- строительство, содержание и организация работы муниципальных учреждений культуры (домов культуры, библиотек, театров, кинотеатров и других);
- содействие сохранению и развитию местных традиций и обычаев, в том числе использование на эти цели собственных и привлеченных средств и материальных ресурсов;
10) в сфере развития физической культуры и спорта:
- строительство, содержание и организация работы объектов и муниципальных учреждений физической культуры и спорта (спортивных площадок, стадионов, плавательных бассейнов, спортивных школ и других);
- содействие развитию физической культуры и спорта, в том числе финансирование за счет собственных и привлеченных средств физкультурных и спортивных мероприятий;
11) в сфере охраны общественного порядка:
- взаимодействие с правоохранительными органами на территории муниципального образования;
- создание и финансирование муниципальной милиции в соответствии с действующим законодательством;
- привлечение к административной ответственности за правонарушения в соответствии с федеральным и областным законодательством;
- создание и организация работы добровольных общественных формирований по охране общественного порядка, в том числе финансирование за счет собственных и привлеченных средств;
12) в сфере охраны окружающей природной среды:
- контроль за состоянием окружающей природной среды на
территории муниципального образования;
- проведение за счет собственных и привлеченных средств мероприятий по улучшению состояния окружающей природной среды на территории муниципального образования;
- привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством за нарушения действующих норм и правил в области охраны окружающей природной среды;
13) в сфере молодежной политики:
- осуществление поддержки молодых семей;
- подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- поддержка молодежных и детских объединений, клубов, средств массовой информации;
- организация воспитательной работы, профилактики и борьбы с правонарушениями молодежи, особенно среди несовершеннолетних;
- создание необходимых для работы с молодежью социальных служб, занимающихся адаптацией нуждающихся в такой помощи категорий молодежи.

2. К компетенции органов местного самоуправления могут быть отнесены и иные полномочия, установленные действующим федеральным и областным законодательством.

Статья 7. Наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями

1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей достаточных для их реализации материальных и финансовых ресурсов.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и порядок передачи материальных и финансовых ресурсов для их исполнения производится федеральными и областными законами.

Статья 8. Взаимоотношения органов местного самоуправления муниципальных образований между
собой и с органами государственной власти Свердловской области

В целях наиболее целесообразного и рационального решения отдельных вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных образований вправе строить свои взаимоотношения между собой и с органами государственной власти Свердловской области на основе договоров и соглашений.

Статья 9. Образование, преобразование и упразднение
муниципального образования

1. Муниципальное образование образуется населением городского, сельского поселения или иной территории на основе решения, принятого на местном референдуме или сходе граждан.

2. Объединение или разделение муниципальных образований, влекущие за собой упразднение муниципального образования или создание нового муниципального образования, может иметь место на основе волеизъявления населения каждого из муниципальных образований, выраженного на референдуме или сходе граждан.

3. Порядок образования, преобразования и упразднения муниципальных образований в Свердловской области определяется областным законом.

Статья 10. Территория и граница муниципального образования

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и иных территориях Свердловской области.
Территория муниципального образования устанавливается областным законом.
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

2. Установление и изменение границ муниципального образования, равно как и присвоение и изменение наименования муниципального образования, производятся областным законом одновременно с определением территории муниципального образования.

3. Установление границ муниципальных образований производится на основе нормативов обеспечения земельными ресурсами с обязательным выделением земель общего пользования, рекреационных зон и земель, необходимых для развития.

4. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения, выраженного непосредственно (путем референдума, на собраниях, сходах граждан, в результате социологического опроса), либо через представительный орган в порядке, предусмотренном областным законом.

Статья 11. Ассоциации и союзы муниципальных образований

1. Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов.
Ассоциации и союзы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

2. Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Статья 12. Символика муниципальных образований

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику, отражающую их исторические, культурные, социально -экономические, национальные и иные особенности.

Глава II. ФИНАНСОВО -ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 13. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статья 14. Финансовая основа местного самоуправления

1. Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, внебюджетные фонды, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с федеральными и областными законами.

2. Выборные представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать в соответствии с действующими федеральными и областными законами местные налоги, сборы, штрафы и иные платежи, являющиеся источниками финансовых поступлений.

3. Органы местного самоуправления могут создавать финансово - кредитные организации и учреждения (банки, страховые, инвестиционные и иные организации), в том числе с использованием средств местных бюджетов, в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами; выпускать муниципальные займы и лотереи.

Статья 15. Муниципальная собственность

1. К муниципальной собственности относятся:
1) движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности;
2) государственная собственность, переданная органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий;
3) земли, находящиеся в муниципальной собственности, не переданные в иные формы собственности, и другие природные ресурсы;
4) муниципальные внебюджетные фонды, средства местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными организациями;
5) имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности муниципальных организаций;
6) имущество, безвозмездно переданное органам местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;
7) иная собственность, переданная органам местного самоуправления гражданами, проживающими на территории муниципального образования, другими физическими и юридическими лицами.

2. В составе муниципальной собственности могут также находиться участки недр, водные и иные природные ресурсы, ценные бумаги и другие финансовые активы, учреждения образования, культуры, здравоохранения, а также иное имущество, необходимое для удовлетворения коммунально -бытовых и социально -культурных потребностей населения.

3. Органы местного самоуправления ведут реестр муниципальной собственности, который публикуется в местной печати.

4. Население муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

5. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами Свердловской области и уставами муниципальных образований, -население непосредственно. Органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном уставом муниципального образования.

6. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом наряду с частной, государственной и иными формами собственности.

7. Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в областную или федеральную собственность осуществляется органами местного самоуправления.

8. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются самостоятельно населением муниципального образования или выборным представительным органом местного самоуправления на основе федеральных и областных законов.

Статья 16. Земельные отношения на территории муниципальных образований

1. Порядок использования земель, переданных в ведение муниципального образования, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с земельным, градостроительным и природоохранным законодательством.

2. Органы местного самоуправления могут в интересах населения муниципального образования устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительные условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Статья 17. Право органов местного самоуправления на создание организаций

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать организации для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Статья 18. Местный бюджет

1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Местный бюджет и отчет о его исполнении утверждаются выборным представительным органом местного самоуправления муниципального образования.

2. Местный бюджет формируется за счет доходов, закрепленных федеральными и областными законами на долговременной основе, а также местных налогов, сборов и иных средств.

3. Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в местный бюджет. Органам местного самоуправления гарантируются равные права на закрепление доходных источников при формировании местных бюджетов.

4. Сумма превышения доходов над расходами по местному бюджету по результатам отчетного года изъятию органами государственной власти не подлежит и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год.

5. В случае недостаточности средств, поступающих от закрепленных источников, для осуществления функций, возложенных на органы местного самоуправления, органы государственной власти принимают решение о предоставлении дотаций и субвенций.

6. В местный бюджет могут быть включены в качестве составной части расходы отдельных населенных пунктов и сельсоветов, не являющихся муниципальными образованиями, если это предусмотрено уставом муниципального образования.

Статья 19. Расходы местных бюджетов

1. Расходы местных бюджетов осуществляются за счет их доходной части, а также дотаций и субвенций.

2. Из бюджета текущих расходов финансируется выплата заработной платы и связанных с этим начислений, содержание и ремонт учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, объектов коммунального хозяйства и иных объектов муниципальной собственности.

3. Из бюджета развития финансируется инвестиционная деятельность.

Статья 20. Внебюджетные фонды

Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Отношения органов местного самоуправления с организациями,
находящимися в муниципальной собственности

1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), за исключением цен и тарифов, регулируемых государственными органами, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Статья 22. Отношения органов местного самоуправления с организациями,
не находящимися в муниципальной собственности

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, отношения органов местного самоуправления с организациями, иными хозяйствующими субъектами, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие организаций в комплексном социально -экономическом развитии территории муниципального образования.

3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и областными законами.

4. По вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления, отношения органов местного самоуправления с организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов.

Статья 23. Муниципальный заказ

Органы местного самоуправления вправе выступить заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально -культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Статья 24. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законодательством порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Глава III. ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 25. Определение структуры органов местного самоуправления

1. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с федеральным и областным законами и закрепляется в уставе муниципального образования.

2. Решение об установлении и изменении структуры органов местного самоуправления принимается населением на местном референдуме (сходе) или выборным представительным органом местного самоуправления.
Решение об изменении структуры органов местного самоуправления, а также об изменении срока полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления вступает в силу после истечения срока полномочий действующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Статья 26. Устав муниципального образования

1. Муниципальное образование имеет устав муниципального образования.

2. Устав муниципального образования принимается выборным представительным органом местного самоуправления либо непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования (путем референдума, схода), и подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном областным законом.

3. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, внесенных в него изменений и дополнений может быть только противоречие его и вносимых изменений и дополнений Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, Уставу Свердловской области, областным законам. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления муниципальных образований в судебном порядке.

4. Правом внесения проекта устава муниципального образования обладают:
1) отдельные члены местного сообщества, обладающие избирательным правом, или их группы;
2) общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные на данной территории, и местные отделения общероссийских и региональных объединений и партий;
3) депутаты представительного органа местного самоуправления;
4) органы местного самоуправления.

5. В уставе муниципального образования указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов и правовых актов должностных лиц местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий в соответствии с действующим законодательством;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы в соответствии с действующим законодательством;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества, решаются с учетом исторических и иных местных традиций;
15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами Свердловской области.

Статья 27. Обнародование устава муниципального образования и срок его действия

1. Зарегистрированный в установленном порядке устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

2. Устав муниципального образования вступает в силу на территории муниципального образования на следующий день после его официального опубликования (обнародования).

3. Срок действия устава муниципального образования законом не ограничивается.

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 28. Осуществление местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется непосредственно населением через выборы, местные референдумы, сходы, а также через выборные органы местного самоуправления.

Статья 29. Органы и должностные лица местного самоуправления

1. К органам местного самоуправления относятся:
1) выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Областным законом, уставами муниципальных образований;
2) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

2. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

3. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

4. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

6. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования -выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

7. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования.

8. Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с областными законами.

9. Глава муниципального образования, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению и представительному органу местного самоуправления.

Статья 30. Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению органов государственной власти Российской Федерации и Свердловской области или к ведению других органов местного самоуправления.

3. Разделение полномочий между органами и выборными должностными лицами местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования.

Статья 31. Представительный орган местного самоуправления

1. Выборный представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с действующим законодательством на срок не менее двух лет.

2. Численный состав выборного представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

3. Выборный представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

4. В отдельных сельских поселениях выборные представительные органы местного самоуправления могут не создаваться, а полномочия представительного органа осуществляются населением непосредственно на сходах, в иных формах прямой демократии.

Статья 32. Компетенция представительного органа местного самоуправления

1. Осуществляя исключительные полномочия, выборный представительный орган местного самоуправления:
1) принимает общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, предусмотренным уставом муниципального образования;
2) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;
3) принимает устав муниципального образования, если его принятие не выносится на референдум (сход) граждан;
4) назначает местный референдум по требованию населения, по собственной инициативе или по предложению главы муниципального образования;
5) утверждает местный бюджет с учетом дотаций и субвенций;
6) утверждает отчет об исполнении местного бюджета;
7) устанавливает в соответствии с законодательством местные налоги и сборы;
8) вводит налоговые льготы в отношении местных налогов и сборов, а также в части федеральных налогов и налогов Свердловской области, направляемых в местный бюджет;
9) осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления;
10) утверждает программы социально -экономического развития муниципального образования;
11) утверждает положение о внебюджетных фондах;
12) утверждает программу приватизации муниципальной собственности.

2. Иные полномочия выборных представительных органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.

Статья 33. Основы организации деятельности выборного
представительного органа местного самоуправления

1. Основной формой работы выборного представительного органа местного самоуправления являются заседания, созываемые не реже 2 раз в год.

2. Первое заседание проводится не позднее двух недель после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов.

3. Порядок проведения заседания и подготовки проектов решений выборного представительного органа местного самоуправления определяется регламентом выборного представительного органа местного самоуправления.

Статья 34. Глава муниципального образования

1. Глава муниципального образования может быть избран:
1) гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
2) выборным представительным органом местного самоуправления из своего состава не менее чем двумя третями голосов от установленного численного состава депутатов при тайном голосовании.

2. Порядок избрания, срок и объем полномочий, должностные обязанности, права и ответственность главы муниципального образования закрепляются в уставе муниципального образования.

3. Избранный выборным представительным органом местного самоуправления из числа депутатов глава муниципального образования входит в состав выборного представительного органа и может председательствовать на его заседаниях.
Избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав выборного представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях, если это предусмотрено уставом муниципального образования.

4. Глава муниципального образования руководит на принципах единоначалия исполнительным органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.

Статья 35. Полномочия главы муниципального образования

Глава муниципального образования:
1) представляет интересы муниципального образования, его жителей, выступает официальным представителем муниципального образования в стране и за рубежом;
2) принимает меры по обеспечению и защите интересов муниципального образования в суде, Арбитражном суде Свердловской области, Уставном Суде Свердловской области;
3) представляет интересы жителей муниципального образования в органах местного самоуправления;
4) в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования представляет органы местного самоуправления муниципального образования в отношениях с населением, органами местного самоуправления иных муниципальных образований, органами государственной власти, общественными, религиозными объединениями, организациями любых форм собственности;
5) имеет право принимать участие в работе органов государственной власти Свердловской области в соответствии с действующим законодательством;
6) пользуется правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Свердловской области;
7) определяет наряду с представительным органом местного самоуправления приоритеты развития муниципального образования, в том числе развития в нем системы местного самоуправления;
8) содействует развитию региональных, межрегиональных, международных связей муниципального образования;
9) координирует деятельность органов и должностных лиц муниципального образования по разработке планов и программ развития муниципального образования, его отдельных территорий, по иным вопросам жизнедеятельности муниципального образования;
10) вносит в выборный представительный орган местного самоуправления муниципального образования проекты планов и программ социально -экономического развития, бюджета муниципального образования, выступает с отчетами об их исполнении;
11) вносит в выборный представительный орган местного самоуправления муниципального образования проекты нормативных правовых актов и иных решений, принятие которых входит в компетенцию представительного органа местного самоуправления;
12) в соответствии с уставом муниципального образования подписывает нормативные правовые акты, принимаемые выборным представительным органом местного самоуправления, имеет право вернуть данные акты обратно для их повторного рассмотрения;
13) утверждает структуру и штаты администрации муниципального образования;
14) обеспечивает соблюдение на территории муниципального образования федерального, областного законодательства, устава муниципального образования, иных правовых актов муниципального образования в пределах своей компетенции;
15) имеет право получать безвозмездно от органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования, органов государственной власти Свердловской области, общественных, религиозных объединений, организаций любой формы собственности информацию и документы, необходимые для его деятельности, за исключением сведений, представляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну;
16) ежегодно отчитывается о своей деятельности и деятельности исполнительных органов местного самоуправления перед населением, представительным органом местного самоуправления муниципального образования;
17) открывает счета муниципальных внебюджетных фондов, осуществляет управление ими в порядке, установленном законодательством и уставом муниципального образования, и несет персональную ответственность за правильность расходования этих средств;
18) осуществляет регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;
19) формирует муниципальный заказ, контролирует в пределах своих полномочий ход выполнения и финансирования муниципального заказа;
20) управляет муниципальной собственностью, решает вопросы приобретения, использования, передачи в хозяйственное ведение и оперативное управление, аренды объектов муниципальной собственности, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования;
21) создает, реорганизует и ликвидирует унитарные муниципальные предприятия, утверждает их устав, назначает и освобождает их руководителей, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования;
22) участвует в работе комиссий по приватизации государственных предприятий;
23) предоставляет в соответствии с законодательством земельные участки, ведет земельный кадастр и мониторинг муниципальных земель;
24) осуществляет иные полномочия, закрепленные за ним законодательством и уставом муниципального образования.

Статья 36. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования

1. В соответствии с областными законами и уставом муниципального образования возможно досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования.

2. В уставах муниципальных образований указываются должностные лица, которые в случае досрочного прекращения полномочий глав муниципальных образований, выборных глав администраций поселений, сельсоветов временно исполняют их полномочия до избрания новых глав муниципальных образований, выборных глав администраций поселений, сельсоветов.

3. Выборы нового главы муниципального образования должны быть назначены не позднее месяца и проведены не позднее четырех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

4. Временно исполняющему полномочия главы муниципального образования не могут быть переданы полномочия:
1) по реорганизации и ликвидации органов местного самоуправления и их структурных подразделений;
2) по постатейному перераспределению средств местного бюджета в процессе его исполнения без согласования с выборным представительным органом местного самоуправления.

5. Уставом муниципального образования может быть предусмотрен и иной порядок временного исполнения функций главы муниципального образования в случае досрочного прекращения его полномочий.

Статья 37. Статус депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления

Статус депутатов выборных представительных органов местного самоуправления, выборных глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления определяется законами Свердловской области.

Статья 38. Муниципальная служба

Порядок организации и прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований определяется областным законом о муниципальной службе.

Статья 39. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления не должны противоречить федеральному и областному законодательству.

2. Нормативные правовые акты органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, находящимися на территории муниципального образования, и не нуждаются в утверждении какими -либо органами государственной власти.

3. Нормативные правовые акты органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования определяется в уставе муниципального образования.

4. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с федеральными и областными законами.

5. Выборный представительный орган местного самоуправления муниципального образования принимает решения, направляемые на подпись выборному главе муниципального образования, если иное не предусмотрено в уставе муниципального образования, который не позднее чем в пятидневный срок подписывает их и при необходимости обнародует, после чего они вступают в законную силу. В течение указанного срока решение может быть возвращено выборным главой муниципального образования для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении вопроса решение принимается вновь без изменений, не менее чем двумя третями от установленного численного состава депутатов, то глава муниципального образования обязан его подписать в трехдневный срок либо обжаловать в суде. В этом случае вступление решения выборного представительного органа местного самоуправления в силу откладывается до решения суда.

6. Глава муниципального образования в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. Руководители органов и структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления издают приказы.

Статья 40. Местный референдум

1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.

2. Порядок назначения и проведения местного референдума определяется законом Свердловской области.

3. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 41. Сход граждан

1. В муниципальных образованиях с численностью населения менее двух тысяч человек выборные представительные органы могут не образовываться и в этом случае полномочиями представительного органа обладает сход граждан, проживающих на территории муниципального образования. Сход созывается по мере необходимости (но не реже двух раз в год) главой муниципального образования или по инициативе граждан, обладающих избирательным правом.

2. Сход признается правомочным при наличии более половины граждан, проживающих на территории муниципального образования, обладающих избирательным правом.

3. Порядок созыва и проведения схода определяется в уставе муниципального образования.

4. К исключительным полномочиям схода относятся:
1) принятие устава муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление местных налогов и сборов в соответствии с федеральными и областными законами;
4) утверждение местных планов и программ развития и заслушивание отчетов об их исполнении;
5) контроль за деятельностью должностных лиц местного самоуправления, наделенных исполнительными полномочиями.

5. Решения, принятые сходом в пределах его полномочий, не должны противоречить действующему законодательству, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, организациями и гражданами на территории муниципального образования.

Глава V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 42. Государственная поддержка местного самоуправления

1. Органы государственной власти Свердловской области обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и обеспечивать достаточность материальных и финансовых ресурсов муниципальных образований для выполнения предусмотренных законом функций местного самоуправления.

2. Органы государственной власти принимают и осуществляют государственные программы поддержки местного самоуправления.

3. Органы государственной власти Свердловской области не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, Уставом Свердловской области, федеральными и областными законами, вмешиваться в осуществление деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Статья 43. Формы взаимодействия органов государственной
 власти и органов местного самоуправления

1. Основными формами взаимодействия органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований являются:
1) наделение областным законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Свердловской области;
2) заключение органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований договоров и соглашений по решению вопросов местного значения;
3) создание координационных, консультативных, совещательных и иных органов.

2. Выборный глава муниципального образования, выборные представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Свердловской области.

3. Предложения и обращения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Свердловской области в течение 30 дней.

Статья 44. Выполнение органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий

1. Осуществляемое законом Свердловской области наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно в обязательном порядке предусматривать передачу необходимых для их выполнения материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В случае необеспеченности переданных государственных полномочий материальными и финансовыми средствами органы местного самоуправления не несут ответственности за их осуществление.

2. Органы государственной власти вправе передавать отдельные государственные полномочия органам местного самоуправления для исполнения на договорной основе. В случае передачи государственных полномочий на договорной основе условия, контроль и взаимная ответственность устанавливаются договором.

3. Уменьшение доходов или дополнительные расходы местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти, должны быть компенсированы органами государственной власти в порядке, установленном законодательством. Сроки и порядок компенсации определяются одновременно с принятием соответствующего решения. Органы и должностные лица местного самоуправления при получении решений органов государственной власти, реализация которых влечет за собой дополнительные расходы средств муниципального образования, вправе предложить органам, принявшим данное решение, компенсировать соответствующие расходы или отказаться от выполнения таких решений.

4. Споры и конфликты между органами государственной власти и органами и должностными лицами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке.

Статья 45. Защита интересов муниципальных образований

1. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или Арбитражный суд Свердловской области иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, а также общественных объединений.

2. Органы государственной власти, организации, общественные объединения граждан несут ответственность перед населением муниципального образования, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действием или бездействием, в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

3. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области при принятии решений, касающихся муниципальных образований, проводят с ними консультации и учитывают их предложения.

Глава VI. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
ГРАЖДАН В РАБОТЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 46. Право граждан на обращение

1. В целях обеспечения своих прав по осуществлению местного самоуправления граждане, проживающие на территории муниципального образования, могут обращаться во все органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления как в индивидуальном порядке, так и коллективно (жалобы, петиции, запросы).

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны рассмотреть обращения граждан в порядке и в сроки, установленные законодательством.

3. Административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответов на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления муниципальных образований устанавливается федеральными и областными законами.

Статья 47. Право населения муниципального образования
на правотворческую инициативу и присутствие
на заседаниях органов местного самоуправления

Население муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

Статья 48. Право населения муниципального образования
на ознакомление с документами органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить возможность каждому гражданину, проживающему на территории муниципального образования, ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Статья 49. Порядок приема граждан органами и должностными
лицами местного самоуправления

В интересах обеспечения реального участия граждан в осуществлении местного самоуправления органы местного самоуправления и их должностные лица устанавливают дни и часы приема населения по личным и общественным вопросам, о чем доводят до сведения граждан через средства массовой информации.

Статья 50. Внесение предложений на рассмотрение
органов местного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, группы граждан имеют право внесения предложений для рассмотрения на заседаниях органов местного самоуправления.

2. В случаях включения внесенных предложений в повестку дня заседания органа местного самоуправления представители, инициирующие рассмотрение вопроса, вправе присутствовать на заседании органа местного самоуправления.

3. В случае внесения населением в органы местного самоуправления предложения в форме проекта правового акта в порядке народной правотворческой инициативы, проект подлежит обязательному рассмотрению на открытом заседании органа местного самоуправления с участием представителей населения, а результаты рассмотрения -официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 51. Отчеты органов местного самоуправления
и выборных должностных лиц местного самоуправления

Отчеты органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением проводятся не реже одного раза в год. Порядок отчетов должностных лиц исполнительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Глава VII. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 52. Понятие территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления в соответствии с положением о территориальном общественном самоуправлении, принятым выборным представительным органом муниципального образования.

2. Органы территориального общественного самоуправления могут обладать правами юридического лица в соответствии с уставами муниципальных образований.

3. Порядок организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области, настоящим Областным законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 53. Система территориального общественного самоуправления населения

1. Система территориального общественного самоуправления включает в себя собрания (сходы), иные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, улиц, кварталов, домов и другие).

2. Органы территориального общественного самоуправления с целью наиболее эффективной реализации своих полномочий могут объединяться в ассоциации.

Статья 54. Основные направления деятельности органа
территориального общественного самоуправления

1. Орган территориального общественного самоуправления может:
1) созывать общие собрания (сходы) для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления;
2) содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;
3) выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан;
4) организовывать работы по благоустройству и озеленению территории, по охране зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно -спортивных комплексов;
5) принимать меры по организации отдыха, проведению мероприятий в области культуры и спорта;
6) вносить предложения в органы местного самоуправления муниципального образования по улучшению работы в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
7) проводить мероприятия по сохранению и ремонту жилищного фонда на территории;
8) организовывать клубы по интересам, кружки технического и художественного творчества;
9) оказывать помощь инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей;
10) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования и правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

3. Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь территориального общественного самоуправления, изучают их мнение по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

Статья 55. Финансовая основа территориального
общественного самоуправления

Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления состоят из собственных и заемных средств.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет добровольных взносов и пожертвований населения и организаций любых форм собственности, других поступлений, не запрещенных действующим законодательством.

Статья 56. Взаимоотношения органов местного
самоуправления с населением и органами
территориального общественного самоуправления

Органы местного самоуправления:
1) оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
2) оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении общих собраний, сходов, опросов населения и могут принимать в них участие;
3) разрабатывают нормативную документацию по территориальному общественному самоуправлению, содействуют в разработке положений (уставов) территориального общественного самоуправления;
4) создают необходимые условия для становления и развития системы территориального общественного самоуправления;
5) предоставляют органам территориального общественного самоуправления помещения для проведения мероприятий;
6) координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывают им организационную и методическую помощь;
7) заключают гражданско -правовые договоры с органами территориального общественного самоуправления;
8) способствуют выполнению решений общих собраний, сходов, территориального общественного самоуправления, принятых в пределах их компетенции;
9) учитывают в своих решениях мнение населения, полученное через органы территориального общественного самоуправления.

Глава VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 57. Ответственность органов и должностных лиц
местного самоуправления

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Статья 58. Право населения муниципального образования
на выражение недоверия и досрочный отзыв органов
и должностных лиц местного самоуправления

В случае нарушения устава муниципального образования или утраты доверия населения выборными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления население муниципального образования имеет право выразить им недоверие и отозвать их в порядке, установленном действующим законодательством, уставом муниципального образования.".

Статья 2

Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор
Свердловской области
Э. Э. Россель



О внесении изменений и дополнений в Областной закон "О местном самоуправлении в Свердловской области" (утратил силу на основании Закона Свердловской области от 16 мая 2005 года N 41-ОЗ)

Название документа: О внесении изменений и дополнений в Областной закон "О местном самоуправлении в Свердловской области" (утратил силу на основании Закона Свердловской области от 16 мая 2005 года N 41-ОЗ)

Номер документа: 66-ОЗ

Вид документа: Закон Свердловской области

Принявший орган: Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Собрание законодательства Свердловской области. - 1997. - № 11

Областная газета. - 1997. - 21 ноября

Дата принятия: 18 ноября 1997