ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 1996 года N 122-п

Об утверждении программы "Радон"

Геолого-геофизические особенности территорий Свердловской области, наличие более 1000 локальных скоплений природной радиоактивной минерализации и 350 водоисточников с повышенной концентрацией естественных радионуклидов (ЕРН), а также использование стройматериалов и складирование промотходов с повышенным содержанием ЕРН обуславливают высокую радиационную нагрузку на население области, более 70% которой создает радон и его дочерние продукты распада. Более 2 млн. человек проживает в зонах с повышенным радоновым риском.

Областная программа неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения (программа "Радон") разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Радон" (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 809) и имеет своей целью, на основании изучения радиационного фактора природного и техногенно-природного происхождения, а также состояния здоровья населения, групп риска, подверженных его воздействию, разработку мероприятий, направленных на минимизацию лучевого воздействия и охрану здоровья человека.

Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить Областную программу неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения (программу "Радон") на 1996-1997 гг. (1-й этап).

2. Финансирование программы "Радон" в 1996-1997 гг. осуществлять за счет областного экологического фонда. Предусмотреть в годовой смете расходования облэкофонда на 1996 год 390 млн. рублей на реализацию указанной программы.

3. Рекомендовать главам администраций городов и районов области предусмотреть финансирование мероприятий программы "Радон" за счет территориальных бюджетов, местных экофондов и средств предприятий.

4. Определить головным исполнителем программы "Радон" областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на комитет по экономике Правительства области (Ковалева Г. А.) и заместителя председателя Правительства Крысова В. А.

Председатель Правительства
Свердловской области
В. Трушников


УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 22 февраля 1996 г. N 122-п

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
неотложных мер по снижению уровня облучения населения и
производственного персонала от природных источников
ионизирующего излучения на 1996-1997 годы
(программа "Радон")

Областная программа неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения на 1996-1997 годы разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Радон", одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 809, и является дополнением и развитием программы "Радиоэкология Свердловской области", утвержденной Правительством области, от 30.12.92 г.

1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Естественный радиационный фон территории области характеризуется достаточно высокой мозаичностью и вариабельностью, обусловленной включением в геологические комплексы пород радионуклидов природного происхождения (радий-226, радон-222, свинец-210, уран-238, торий-232 и др.), в значительной мере определяющих эффективную эквивалентную дозу внутреннего и внешнего облучения.

Радиационная нагрузка от радионуклидов природного происхождения является достаточно высокой: на территории области сосредоточено более 1000 локальных скоплений естественной радиоактивной минерализации урановой, ториевой и уран-ториевой природы; расположено около 350 водоисточников, имеющих экологически значимые концентрации естественных радионуклидов (ЕРН), приближающиеся к предельно допустимым нормам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в частности: для урана - 1.10 (-5) г/л и выше, для радия 4.10(-12) г/л и выше, для радона 110 БК/л и выше.

Потенциально опасными являются около 120 объектов, расположенных в основном вблизи населенных пунктов. Среди них скопления радионуклидов в рудах разрабатываемых и законсервированных месторождений (железа, меди, золота, редких металлов), в горных породах кислого состава (гранитах, гнейсах, пегматитах, кварцевых порфирах, липаритах), известняках, которые разрабатываются на стройматериалы или могут стать объектом добычи в будущем. Известны также скопления радионуклидов в торфе, который может быть использован населением в качестве удобрения и топлива. Некоторая часть скоплений ЕРН уже подвергалась переработке в хозяйственных целях (бывшие захоронения моноцитовых песков в пос. Озерный Режевского района, отвалы карьеров и шахт горного производства, отходы производства металлургии редких металлов в пос. Двуреченск Сысертского района), но по-прежнему оказывают радиационное воздействие на население и окружающую среду.

Ежегодное образование сотен тысяч тонн золотошлаковых отходов от угольных теплоэлектростанций с повышенным содержанием естественных радионуклидов, а также промышленных отходов и отвалов предприятий, перерабатывающих минеральное сырье (алюминиевые, медеплавильные, металлургические предприятия), создает дополнительную радиационную нагрузку на население и окружающую природную среду.

Разработка карьеров стройматериалов с повышенным содержанием ЕРН (Режевской, Головыринский, Шарташский и др.) и использование стройматериалов без регламентации их радиационных характеристик при строительстве зданий и сооружений ведут к увеличению лучевой нагрузки на население.

Геолого-геофизические особенности территории области обуславливают повышенное выделение в атмосферу и помещения зданий радона и продуктов его распада, создающих основную дозу (до 70%) облучения от всех природных источников облучения населения. Радоноопасные территории в заселенных районах по некоторым оценкам могут достигать 10% площади.

Учитывая, что накопленная эффективная доза облучения населения в подавляющем большинстве районов Урала обусловлена, прежде всего, радоном и дочерними продуктами его распада (ДПР), крайне важной практической работой по ограничению облучения населения является составление карты районирования территорий области по уровням радоновыделения (по рейтингу радонового потенциала).

Результаты исследований, проведенных в 1994 г. в рамках программы "Радиоэкология Свердловской области", подтверждают существующую для проживающего на территории Свердловской области населения проблему радона и необходимость ее дальнейшего изучения и решения. Объемная активность радона в 30% от числа обследованных объектов имеет значения 100 Бк/куб. м и выше, что позволяет их отнести к радоноопасным. Из них в 11% случаев встречаются объекты с превышением безопасного критерия проживания по радоновому фактору, что требует принятия защитных мер.

Проблема ограничения облучения людей от природных источников относится и к профессионалам, работающим на всех горных выработках. Кроме того, воздействию ионизирующего излучения подвергаются работники ряда промышленных предприятий области, использующих или перерабатывающих минеральное сырье и его концентраты (ферросплавные заводы, Свердловский керамический, Богдановичский фарфоровый заводы, НТМК и др.).

Неблагоприятная радиоэкологическая обстановка в области формирует фактически дозовую нагрузку для различных групп населения, медико-биологические последствия которой до конца не ясны.

Известно, в частности, что радон и его дочерние продукты в зависимости от концентрации и экспозиции воздействия на человека могут провоцировать или увеличивать риск онкологических заболеваний. Изучение и оценка медико-биологических последствий уровней воздействия ионизирующих излучений на население, выделение групп риска необходимы для разработки и проведения специальных клинико-эпидемиологических исследований и медико-профилактических мероприятий.

Реализация программы "Радон" на территории области позволит предотвратить техногенное загрязнение окружающей среды природными радионуклидами и минимизировать их вредное воздействие на население и производственный персонал области.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В 1996-1997 гг. выполняются следующие основные направления первого этапа неотложных мер по снижению облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения (согласно приложению к программе):

2.1. Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых домов, детских дошкольных, школьных и лечебных учреждений, а также народно-хозяйственных объектов на территориях, определенных как радоноопасные, с целью выявления критических групп (группы риска, доза облучения которых от природных источников превышает гигиенические нормативы или имеет наибольшую величину по сравнению с контрольной).

2.2. Завершение радиационно-геологического обследования (съемки) и районирования территорий области, районов и населенных пунктов с целью выделения радоноопасных площадей и участков.

2.3. Методическое, метрологическое и аппаратурное обеспечение проводимых работ. Оснащение исполнителей программы необходимыми приборами и оборудованием.

2.4. Подготовка к клинико-эпидемиологическим исследованиям состояния здоровья населения и производственного персонала, подвергающихся наибольшему воздействию ионизирующего излучения от природных и техногенно измененных природных источников. Разработка прогноза отдаленных последствий.

2.5. Создание системы мониторинга за всеми дозообразующими природными источниками облучения и его информационного обеспечения.

3. МЕХАНИЗМ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "РАДОН"

3.1. Организация работ по программе "Радон" возлагается на ОблЦГСЭН и Облкомприроды, а приемка работ - на Управление по экологии и природопользованию Комитета по экономике Правительства области и Координационный совет по природопользованию и экологии при Правительстве Свердловской области.

3.2. Реализация программы неотложных мер финансируется из бюджетных и внебюджетных средств на основании договоров между Заказчиком и основными исполнителями.

3.3. При включении исполнителей областной программы в качестве соисполнителей работ по Федеральной программе финансирование проводится за счет средств Федерального бюджета.

3.4. В ходе реализации программы неотложных мер "Радон" будут:

- завершены работы по районированию и оконтуриванию радиационно опасных по природным источникам облучения территорий и населенных пунктов области;

- выявлены контингенты риска среди населения и профессионалов, подвергшихся наибольшему облучению от природных источников с оценкой индивидуальных и коллективных доз облучения;

- выполнены клинико-эпидемиологические исследования состояния здоровья большей части групп риска населения и производственного персонала;

- разработаны и внедрены первоочередные мероприятия по снижению облучения критических групп населения и производственного персонала;

- сформирована единая система мониторинга за дозообразующими природными факторами;    - создана система подготовки и переподготовки кадров.

4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Выполнение 1-го (настоящего) и 2-го (разработка и внедрение защитных мероприятий) этапов программы "Радон" позволит снизить коллективную дозу облучения населения и производственного персонала от ЕРН, в т. ч. радона и ДПР, на 20-30% или в прогнозе 1000 чел. - зивертов, что предотвратит, согласно публикациям Международного комитета по радиационной защите (МКРЗ), более 50 смертей от злокачественных новообразований.

С учетом стоимости 1 чел. - Зв (зиверта) коллективной дозы, применяемой в развитых странах мира (США, Япония) и равной 4000 долларов (эффект от уменьшения числа смертей от злокачественных новообразований и наследственных дефектов и др.), ожидаемый социально-экономический эффект от внедрения 1-го и 2-го этапов программы "Радон" составит 4,0-4,5 млн. долларов.

ПРОГРАММА "РАДОН"

Головной исполнитель - Областной центр
госсанэпиднадзора (ОблЦГСЭН)

Таблица 1

+----------------------------------------------------------------+
¦N ¦Содержание  ¦Исполнитель¦Сроки¦Источник финанси- ¦Достигаемый¦
¦пп¦этапов      ¦           ¦     ¦рования, стоимость¦результат  ¦
¦  ¦работ       ¦           ¦     ¦финансирования по ¦           ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦годам, млн. руб.  ¦           ¦
¦  ¦            ¦           ¦     +------------------¦           ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦1996 ¦1997 ¦Всего ¦           ¦
+--+------------+-----------+-----+-----+-----+------+-----------¦
¦1 ¦     2      ¦    3      ¦ 4   ¦  5  ¦  6  ¦  7   ¦     8     ¦
+--+------------+-----------+-----+-----+-----+------+-----------¦
¦1 ¦Радиационно-¦ОблЦГСЭН,  ¦1996-¦ Областной экофонд¦Получение  ¦
¦  ¦гигиеническ.¦Облкомпри- ¦1997 ¦     ¦     ¦      ¦информации ¦
¦  ¦обследование¦роды       ¦     ¦ 125 ¦ 200 ¦ 325  ¦по уровням ¦
¦  ¦жилых домов ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦дозовых    ¦
¦  ¦и др.       ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦нагрузок   ¦
¦  ¦объектов на ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦от радона  ¦
¦  ¦радоноопасн.¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦в регионе. ¦
¦  ¦территориях ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦Определение¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦критических¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦групп      ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦населения, ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦подвержен. ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦максимальн.¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦дозовым    ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦нагрузкам  ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦           ¦
¦2 ¦Завершение  ¦ОблЦГСЭН,  ¦1996-¦ Областной экофонд¦Получение  ¦
¦  ¦радиационно-¦Облкомпри- ¦1997 ¦     ¦     ¦      ¦информации ¦
¦  ¦-геологичес-¦роды       ¦     ¦  45 ¦  25 ¦  70  ¦по         ¦
¦  ¦кого        ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦наиболее   ¦
¦  ¦обследования¦           ¦     ¦ Местные экофонды ¦потенц.    ¦
¦  ¦и           ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦радоно-    ¦
¦  ¦районирова- ¦           ¦     ¦  60 ¦  30 ¦  90  ¦опасным    ¦
¦  ¦ния         ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦территор.  ¦
¦  ¦территории  ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦Определение¦
¦  ¦области     ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦приоритетн.¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦населенных ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦пунктов    ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦при        ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦планирован.¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦обследован.¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦           ¦
¦3 ¦Методическ.,¦ОблЦГСЭН,  ¦1996-¦ Областной экофонд¦Обеспечение¦
¦  ¦метрологич. ¦Облкомпри- ¦1997 ¦     ¦     ¦      ¦исполните- ¦
¦  ¦и           ¦роды       ¦     ¦ 125 ¦ 100 ¦  225 ¦лей        ¦
¦  ¦аппаратурное¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦аппарату-  ¦
¦  ¦обеспечение ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦рой,       ¦
¦  ¦проводимых  ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦внесенной в¦
¦  ¦работ       ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦Государст- ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦венный     ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦реестр     ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦средств    ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦измерения  ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦радона.    ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦Обеспечение¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦исполните- ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦лей        ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦утвержден- ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦ными       ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦методиками ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦измерений. ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦Своевре-   ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦менная     ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦поверка    ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦средств    ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦измерений  ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦           ¦
¦4 ¦Клинико-эпи-¦ОблЦГСЭН   ¦1996-¦ Областной экофонд¦Определение¦
¦  ¦демиологиче-¦           ¦1997 ¦     ¦     ¦      ¦связи      ¦
¦  ¦ские        ¦           ¦     ¦  50 ¦  65 ¦  115 ¦заболевае- ¦
¦  ¦исследования¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦мости      ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦населения  ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦с дозовыми ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦нагрузками ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦от радона  ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦           ¦
¦5 ¦Мероприятия ¦ОблЦГСЭН,  ¦1996-¦ Областной экофонд¦Обеспечение¦
¦  ¦по          ¦Облкомпри- ¦1997 ¦     ¦     ¦      ¦единства   ¦
¦  ¦информацион-¦роды       ¦     ¦  45 ¦  30 ¦   75 ¦информаци- ¦
¦  ¦ному        ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦онного     ¦
¦  ¦обеспечению ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦обеспечения¦
¦  ¦мониторинга ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦проводимых ¦
¦  ¦за всеми    ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦работ и    ¦
¦  ¦дозообразую-¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦создание   ¦
¦  ¦щими        ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦информаци- ¦
¦  ¦природными  ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦онной базы ¦
¦  ¦источниками ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦для        ¦
¦  ¦излучения   ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦будущих    ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦исследова- ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦ний по     ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦влиянию    ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦всех       ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦радиацион- ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦ных        ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦факторов на¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦население  ¦
¦  ¦------------+-----------+-----+-----+-----+------+-----------¦
¦  ¦ИТОГО:      ¦           ¦     ¦ 450 ¦ 450 ¦  900 ¦           ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦           ¦
¦  ¦В том числе:¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦           ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦           ¦
¦  ¦Облэкофонд  ¦           ¦     ¦ 390 ¦ 420 ¦  810 ¦           ¦
¦  ¦            ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦           ¦
¦  ¦Местные     ¦           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦           ¦
¦  ¦экофонды    ¦           ¦     ¦  60 ¦  30 ¦   90 ¦           ¦
+----------------------------------------------------------------+

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»