ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 1996 года N 122-п
Об утверждении программы "Радон"
Геолого-геофизические особенности территорий Свердловской области, наличие более 1000 локальных скоплений природной радиоактивной минерализации и 350 водоисточников с повышенной концентрацией естественных радионуклидов (ЕРН), а также использование стройматериалов и складирование промотходов с повышенным содержанием ЕРН обуславливают высокую радиационную нагрузку на население области, более 70% которой создает радон и его дочерние продукты распада. Более 2 млн. человек проживает в зонах с повышенным радоновым риском.
Областная программа неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения (программа "Радон") разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Радон" (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 809) и имеет своей целью, на основании изучения радиационного фактора природного и техногенно-природного происхождения, а также состояния здоровья населения, групп риска, подверженных его воздействию, разработку мероприятий, направленных на минимизацию лучевого воздействия и охрану здоровья человека.
Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Областную программу неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения (программу "Радон") на 1996-1997 гг. (1-й этап).
2. Финансирование программы "Радон" в 1996-1997 гг. осуществлять за счет областного экологического фонда. Предусмотреть в годовой смете расходования облэкофонда на 1996 год 390 млн. рублей на реализацию указанной программы.
3. Рекомендовать главам администраций городов и районов области предусмотреть финансирование мероприятий программы "Радон" за счет территориальных бюджетов, местных экофондов и средств предприятий.
4. Определить головным исполнителем программы "Радон" областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на комитет по экономике Правительства области (Ковалева Г. А.) и заместителя председателя Правительства Крысова В. А.
Председатель Правительства
Свердловской области
В. Трушников
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 22 февраля 1996 г. N 122-п
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
неотложных мер по снижению уровня облучения населения и
производственного персонала от природных источников
ионизирующего излучения на 1996-1997 годы
(программа "Радон")
Областная программа неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения на 1996-1997 годы разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Радон", одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 809, и является дополнением и развитием программы "Радиоэкология Свердловской области", утвержденной Правительством области, от 30.12.92 г.
Естественный радиационный фон территории области характеризуется достаточно высокой мозаичностью и вариабельностью, обусловленной включением в геологические комплексы пород радионуклидов природного происхождения (радий-226, радон-222, свинец-210, уран-238, торий-232 и др.), в значительной мере определяющих эффективную эквивалентную дозу внутреннего и внешнего облучения.
Радиационная нагрузка от радионуклидов природного происхождения является достаточно высокой: на территории области сосредоточено более 1000 локальных скоплений естественной радиоактивной минерализации урановой, ториевой и уран-ториевой природы; расположено около 350 водоисточников, имеющих экологически значимые концентрации естественных радионуклидов (ЕРН), приближающиеся к предельно допустимым нормам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в частности: для урана - 1.10 (-5) г/л и выше, для радия 4.10(-12) г/л и выше, для радона 110 БК/л и выше.
Потенциально опасными являются около 120 объектов, расположенных в основном вблизи населенных пунктов. Среди них скопления радионуклидов в рудах разрабатываемых и законсервированных месторождений (железа, меди, золота, редких металлов), в горных породах кислого состава (гранитах, гнейсах, пегматитах, кварцевых порфирах, липаритах), известняках, которые разрабатываются на стройматериалы или могут стать объектом добычи в будущем. Известны также скопления радионуклидов в торфе, который может быть использован населением в качестве удобрения и топлива. Некоторая часть скоплений ЕРН уже подвергалась переработке в хозяйственных целях (бывшие захоронения моноцитовых песков в пос. Озерный Режевского района, отвалы карьеров и шахт горного производства, отходы производства металлургии редких металлов в пос. Двуреченск Сысертского района), но по-прежнему оказывают радиационное воздействие на население и окружающую среду.
Ежегодное образование сотен тысяч тонн золотошлаковых отходов от угольных теплоэлектростанций с повышенным содержанием естественных радионуклидов, а также промышленных отходов и отвалов предприятий, перерабатывающих минеральное сырье (алюминиевые, медеплавильные, металлургические предприятия), создает дополнительную радиационную нагрузку на население и окружающую природную среду.
Разработка карьеров стройматериалов с повышенным содержанием ЕРН (Режевской, Головыринский, Шарташский и др.) и использование стройматериалов без регламентации их радиационных характеристик при строительстве зданий и сооружений ведут к увеличению лучевой нагрузки на население.
Геолого-геофизические особенности территории области обуславливают повышенное выделение в атмосферу и помещения зданий радона и продуктов его распада, создающих основную дозу (до 70%) облучения от всех природных источников облучения населения. Радоноопасные территории в заселенных районах по некоторым оценкам могут достигать 10% площади.
Учитывая, что накопленная эффективная доза облучения населения в подавляющем большинстве районов Урала обусловлена, прежде всего, радоном и дочерними продуктами его распада (ДПР), крайне важной практической работой по ограничению облучения населения является составление карты районирования территорий области по уровням радоновыделения (по рейтингу радонового потенциала).
Результаты исследований, проведенных в 1994 г. в рамках программы "Радиоэкология Свердловской области", подтверждают существующую для проживающего на территории Свердловской области населения проблему радона и необходимость ее дальнейшего изучения и решения. Объемная активность радона в 30% от числа обследованных объектов имеет значения 100 Бк/куб. м и выше, что позволяет их отнести к радоноопасным. Из них в 11% случаев встречаются объекты с превышением безопасного критерия проживания по радоновому фактору, что требует принятия защитных мер.
Проблема ограничения облучения людей от природных источников относится и к профессионалам, работающим на всех горных выработках. Кроме того, воздействию ионизирующего излучения подвергаются работники ряда промышленных предприятий области, использующих или перерабатывающих минеральное сырье и его концентраты (ферросплавные заводы, Свердловский керамический, Богдановичский фарфоровый заводы, НТМК и др.).
Неблагоприятная радиоэкологическая обстановка в области формирует фактически дозовую нагрузку для различных групп населения, медико-биологические последствия которой до конца не ясны.
Известно, в частности, что радон и его дочерние продукты в зависимости от концентрации и экспозиции воздействия на человека могут провоцировать или увеличивать риск онкологических заболеваний. Изучение и оценка медико-биологических последствий уровней воздействия ионизирующих излучений на население, выделение групп риска необходимы для разработки и проведения специальных клинико-эпидемиологических исследований и медико-профилактических мероприятий.
Реализация программы "Радон" на территории области позволит предотвратить техногенное загрязнение окружающей среды природными радионуклидами и минимизировать их вредное воздействие на население и производственный персонал области.
В 1996-1997 гг. выполняются следующие основные направления первого этапа неотложных мер по снижению облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения (согласно приложению к программе):
2.1. Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых домов, детских дошкольных, школьных и лечебных учреждений, а также народно-хозяйственных объектов на территориях, определенных как радоноопасные, с целью выявления критических групп (группы риска, доза облучения которых от природных источников превышает гигиенические нормативы или имеет наибольшую величину по сравнению с контрольной).
2.2. Завершение радиационно-геологического обследования (съемки) и районирования территорий области, районов и населенных пунктов с целью выделения радоноопасных площадей и участков.
2.3. Методическое, метрологическое и аппаратурное обеспечение проводимых работ. Оснащение исполнителей программы необходимыми приборами и оборудованием.
2.4. Подготовка к клинико-эпидемиологическим исследованиям состояния здоровья населения и производственного персонала, подвергающихся наибольшему воздействию ионизирующего излучения от природных и техногенно измененных природных источников. Разработка прогноза отдаленных последствий.
2.5. Создание системы мониторинга за всеми дозообразующими природными источниками облучения и его информационного обеспечения.
3.1. Организация работ по программе "Радон" возлагается на ОблЦГСЭН и Облкомприроды, а приемка работ - на Управление по экологии и природопользованию Комитета по экономике Правительства области и Координационный совет по природопользованию и экологии при Правительстве Свердловской области.
3.2. Реализация программы неотложных мер финансируется из бюджетных и внебюджетных средств на основании договоров между Заказчиком и основными исполнителями.
3.3. При включении исполнителей областной программы в качестве соисполнителей работ по Федеральной программе финансирование проводится за счет средств Федерального бюджета.
3.4. В ходе реализации программы неотложных мер "Радон" будут:
- завершены работы по районированию и оконтуриванию радиационно опасных по природным источникам облучения территорий и населенных пунктов области;
- выявлены контингенты риска среди населения и профессионалов, подвергшихся наибольшему облучению от природных источников с оценкой индивидуальных и коллективных доз облучения;
- выполнены клинико-эпидемиологические исследования состояния здоровья большей части групп риска населения и производственного персонала;
- разработаны и внедрены первоочередные мероприятия по снижению облучения критических групп населения и производственного персонала;
- сформирована единая система мониторинга за дозообразующими природными факторами; - создана система подготовки и переподготовки кадров.
Выполнение 1-го (настоящего) и 2-го (разработка и внедрение защитных мероприятий) этапов программы "Радон" позволит снизить коллективную дозу облучения населения и производственного персонала от ЕРН, в т. ч. радона и ДПР, на 20-30% или в прогнозе 1000 чел. - зивертов, что предотвратит, согласно публикациям Международного комитета по радиационной защите (МКРЗ), более 50 смертей от злокачественных новообразований.
С учетом стоимости 1 чел. - Зв (зиверта) коллективной дозы, применяемой в развитых странах мира (США, Япония) и равной 4000 долларов (эффект от уменьшения числа смертей от злокачественных новообразований и наследственных дефектов и др.), ожидаемый социально-экономический эффект от внедрения 1-го и 2-го этапов программы "Радон" составит 4,0-4,5 млн. долларов.
Таблица 1
+----------------------------------------------------------------+
¦N ¦Содержание ¦Исполнитель¦Сроки¦Источник финанси- ¦Достигаемый¦
¦пп¦этапов ¦ ¦ ¦рования, стоимость¦результат ¦
¦ ¦работ ¦ ¦ ¦финансирования по ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦годам, млн. руб. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +------------------¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1996 ¦1997 ¦Всего ¦ ¦
+--+------------+-----------+-----+-----+-----+------+-----------¦
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+--+------------+-----------+-----+-----+-----+------+-----------¦
¦1 ¦Радиационно-¦ОблЦГСЭН, ¦1996-¦ Областной экофонд¦Получение ¦
¦ ¦гигиеническ.¦Облкомпри- ¦1997 ¦ ¦ ¦ ¦информации ¦
¦ ¦обследование¦роды ¦ ¦ 125 ¦ 200 ¦ 325 ¦по уровням ¦
¦ ¦жилых домов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дозовых ¦
¦ ¦и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нагрузок ¦
¦ ¦объектов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦от радона ¦
¦ ¦радоноопасн.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в регионе. ¦
¦ ¦территориях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Определение¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦критических¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦групп ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подвержен. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦максимальн.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дозовым ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нагрузкам ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Завершение ¦ОблЦГСЭН, ¦1996-¦ Областной экофонд¦Получение ¦
¦ ¦радиационно-¦Облкомпри- ¦1997 ¦ ¦ ¦ ¦информации ¦
¦ ¦-геологичес-¦роды ¦ ¦ 45 ¦ 25 ¦ 70 ¦по ¦
¦ ¦кого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наиболее ¦
¦ ¦обследования¦ ¦ ¦ Местные экофонды ¦потенц. ¦
¦ ¦и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦радоно- ¦
¦ ¦районирова- ¦ ¦ ¦ 60 ¦ 30 ¦ 90 ¦опасным ¦
¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территор. ¦
¦ ¦территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Определение¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приоритетн.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населенных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пунктов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦при ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦планирован.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обследован.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Методическ.,¦ОблЦГСЭН, ¦1996-¦ Областной экофонд¦Обеспечение¦
¦ ¦метрологич. ¦Облкомпри- ¦1997 ¦ ¦ ¦ ¦исполните- ¦
¦ ¦и ¦роды ¦ ¦ 125 ¦ 100 ¦ 225 ¦лей ¦
¦ ¦аппаратурное¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аппарату- ¦
¦ ¦обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рой, ¦
¦ ¦проводимых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внесенной в¦
¦ ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государст- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦венный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реестр ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦измерения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦радона. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Обеспечение¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполните- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержден- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ными ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методиками ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦измерений. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Своевре- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦менная ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поверка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦измерений ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Клинико-эпи-¦ОблЦГСЭН ¦1996-¦ Областной экофонд¦Определение¦
¦ ¦демиологиче-¦ ¦1997 ¦ ¦ ¦ ¦связи ¦
¦ ¦ские ¦ ¦ ¦ 50 ¦ 65 ¦ 115 ¦заболевае- ¦
¦ ¦исследования¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мости ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с дозовыми ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нагрузками ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦от радона ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Мероприятия ¦ОблЦГСЭН, ¦1996-¦ Областной экофонд¦Обеспечение¦
¦ ¦по ¦Облкомпри- ¦1997 ¦ ¦ ¦ ¦единства ¦
¦ ¦информацион-¦роды ¦ ¦ 45 ¦ 30 ¦ 75 ¦информаци- ¦
¦ ¦ному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦онного ¦
¦ ¦обеспечению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения¦
¦ ¦мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проводимых ¦
¦ ¦за всеми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работ и ¦
¦ ¦дозообразую-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание ¦
¦ ¦щими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информаци- ¦
¦ ¦природными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦онной базы ¦
¦ ¦источниками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для ¦
¦ ¦излучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦будущих ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследова- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ний по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦влиянию ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всех ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦радиацион- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦факторов на¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦население ¦
¦ ¦------------+-----------+-----+-----+-----+------+-----------¦
¦ ¦ИТОГО: ¦ ¦ ¦ 450 ¦ 450 ¦ 900 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦В том числе:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Облэкофонд ¦ ¦ ¦ 390 ¦ 420 ¦ 810 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Местные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экофонды ¦ ¦ ¦ 60 ¦ 30 ¦ 90 ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+