• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 27 марта 1996 года N 16-ОЗ

Об охране животного мира и использовании его ресурсов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 25 декабря 2005 года на основании
Закона Свердловской области от 10 декабря 2005 года N 120-ОЗ
____________________________________________________________________

Принят
Свердловской областной думой
12.03.96  



ПРЕАМБУЛА

Животный мир - один из основных компонентов природной среды, важная составная часть природных богатств Свердловской области.
Животный мир, наряду с другими природными ресурсами, охраняется и используется как основа жизни и деятельности населения Свердловской области и народов Российской Федерации.
Являясь возобновимым природным ресурсом, он имеет важное значение в качестве регулирующего и стабилизирующего фактора биосферы.
Он включает в себя млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, моллюсков, насекомых, а также других беспозвоночных животных, служит источником получения пищевых продуктов, промышленного и лекарственного сырья, других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно - просветительных и эстетических целях.
Охрана животного мира направлена на сохранение его биологического разнообразия и генетического фонда в условиях значительных антропогенных воздействий на биосферу.
Использование ресурсов животного мира допускается при условии сохранения его биологического разнообразия и генетического фонда.
Охрана животного мира и рациональное использование его ресурсов обеспечиваются экономическими, организационными, научно - техническими, правовыми и другими мерами.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи законодательства Свердловской области об охране животного мира и использовании его ресурсов

Задачами законодательства Свердловской области об охране животного мира и использовании его ресурсов являются:
- регулирование отношений в области охраны животного мира и использования его ресурсов в целях обеспечения оптимальных условий существования животных, находящихся в состоянии естественной свободы;
- сохранение среды обитания диких животных как главного условия сохранения животного мира;
- сохранение целостности естественных сообществ и рационального научно обоснованного использования ресурсов животного мира;
- сохранение биологического (генетического) разнообразия животного мира;
- защита прав граждан, предприятий, учреждений и организаций по охране животного мира и использованию его ресурсов;
- установление мер ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и использовании его ресурсов; - укрепление законности и правопорядка в этой области.

Статья 2. Законы и иные нормативные правовые акты об охране животного мира и использовании его ресурсов

1. В состав нормативных правовых актов об охране животного мира и использовании его ресурсов входят Федеральный Закон "О животном мире", иные федеральные законодательные акты, настоящий закон и другие нормативные правовые акты Свердловской области, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.

2. Правовые нормы о животном мире, содержащиеся в нормативных правовых актах иных отраслей законодательства, должны соответствовать законодательству о животном мире.

Статья 3. Отношения, регулируемые законодательством об охране животного мира и использовании его ресурсов

1. Законодательство о животном мире и использовании его ресурсов регулирует:
- отношения собственности на ресурсы животного мира (совместно с гражданским законодательством);
- отношения по использованию ресурсов животного мира;
- отношения по управлению фаунистическим фондом (совместно с административным законодательством);
- отношения по охране животного мира и среды обитания диких животных (совместно с иным природоохранным законодательством);
- отношения, связанные с ответственностью за нарушения законодательства об охране животного мира и использовании его ресурсов (совместно с трудовым, административным, гражданским и уголовным законодательством).

2. Настоящим законом регулируются отношения в области охраны и использования находящихся в состоянии естественной свободы диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Свердловской области.
Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других домашних животных, а также животных неодомашненных видов, содержащихся в неволе или полувольных условиях для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и иных целей, регулируются специальным законодательством.

3. Земельные, водные, лесные отношения, а также отношения по поводу других объектов природы и охраны окружающей природной среды регулируются земельным, водным, лесным и иным специальным законодательством.

Статья 4. Фаунистический фонд

1. Дикие животные, обитающие на территории Свердловской области, составляют фаунистический фонд Свердловской области, являющийся составной частью фаунистического фонда Российской Федерации.

2. В соответствии с задачами охраны животного мира и целями использования его ресурсов он подразделяется на следующие составные части:
1) животные особо охраняемых видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Свердловской области;
2) животные охотничьих видов, составляющих государственный охотничий фонд;
3) рыбы и другие водные животные, отнесенные к объектам рыболовства; 4) животные других видов.

Статья 5. Собственность на животный мир

1. Животный мир является государственной собственностью Российской Федерации и Свердловской области. Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром находятся в ведении Российской Федерации и Свердловской области и решаются в соответствии с соглашением между ними.

2. Рыбные запасы замкнутых (непроточных) водоемов, искусственно созданных в рыбохозяйственных целях юридическими лицами и гражданами на земельных участках, находящихся в их собственности, пожизненном наследуемом владении или бессрочном пользовании, являются их собственностью. Такие рыбные запасы не включаются в состав фаунистического фонда Свердловской области.

Статья 6. Виды и популяции диких животных, имеющих федеральное, областное и муниципальное значение

1. Перечень видов и популяций диких животных, имеющих федеральное или областное значение, определяется соглашением, указанным в части 1 статьи 5 настоящего закона.

2. По решению Правительства Свердловской области рыбные запасы замкнутых (непроточных) водоемов могут быть отнесены к имеющим муниципальное значение.

Статья 7. Среда обитания диких животных

1. Среда обитания диких животных - природная среда, в которой эти животные обитают в состоянии естественной свободы, комплексный природный объект.
В качестве объекта хозяйствования она используется как охотничьи, рыболовные и иные угодья.

2. Для среды обитания диких животных устанавливается правовой режим охраны и использования, обеспечиваемый настоящим законом, законодательством об охране окружающей среды, а также земельным, водным, лесным, горным законодательством, законодательством об охране атмосферного воздуха и другим на основе комплексного подхода.

3. Права земле-, лесо-, водо- и других природопользователей могут быть ограничены в интересах пользователей животного мира решением Правительства Свердловской области.
Обязанности земле-, лесо-, водо- и других природопользователей по охране среды обитания диких животных предусматриваются в законах об указанных объектах природы и в документах, удостоверяющих права природопользователей.

4. При осуществлении земле-, лесо-, водо- и других видов природопользования учитываются интересы охраны и использования среды обитания диких животных (в том числе охотничьих, рыболовных и других угодий) посредством взаимного согласования планов деятельности между природопользователями.

Статья 8. Основные принципы охраны животного мира и использования его ресурсов

Охрана животного мира и использование его ресурсов осуществляются на принципах:

1) охраны диких животных и среды их обитания как составной части охраны природы, а использования их ресурсов - как составной части природопользования;

2) оптимального сочетания экологических, экономических, научных, культурных, эстетических и иных интересов;

3) охраны среды обитания диких животных посредством обеспечения сочетания интересов пользователей земель, недр, вод, лесов и животного мира на основе взаимного согласования;

4) сохранения биологического (генетического) разнообразия животного мира, приоритетности мер по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;

5) использования экономического механизма охраны животного мира и среды обитания диких животных;

6) взаимного согласования вопросов охраны животного мира и использования его ресурсов между федеральными органами и органами Свердловской области;

7) участия пользователей животного мира в проведении мероприятий по охране и восстановлению используемых ими ресурсов животного мира;

8) платности пользования ресурсами животного мира;

9) устойчивости права пользования охотничьими, рыболовными и иными угодьями;

10) недопустимости совмещения функций государственного управления и государственного контроля в области охраны животного мира, среды обитания диких животных и использования ресурсов животного мира с функциями его хозяйственного использования;

11) обязательности государственной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на диких животных и среду их обитания;

12) гласности и связи с общественными организациями и населением;

13) учета особенностей отдельных территорий и национальных традиций населения;

14) равенства граждан и социальной справедливости в праве на пользование ресурсами животного мира;

15) полного возмещения вреда, причиняемого диким животным и среде их обитания организациями и гражданами;

16) сочетания национальных мероприятий с международным сотрудничеством в области охраны животного мира и использования его ресурсов.

Статья 9. Основные требования по охране животного мира и использованию его ресурсов

1. При планировании и осуществлении мероприятий, которые могут воздействовать на состояние животного мира и среду обитания диких животных, а также при осуществлении пользования ресурсами животного мира должны соблюдаться следующие основные требования:
1) приоритетность мер по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
2) сохранение видового разнообразия диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, и целостности их естественных сообществ;
3) охрана и улучшение среды обитания, обеспечение нормальных условий размножения, миграций зимовок и мест концентрации животных;
4) научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира с учетом его места и роли в экологической системе и в системе комплексного природопользования;
5) регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни населения, предотвращения нанесения ими вреда природной среде, народному хозяйству, а также в целях сохранения среды их обитания;
6) недопустимость создания предприятий и организаций, монополизирующих использование ресурсов животного мира или отдельные виды пользования им на территории Свердловской области.

2. В интересах охраны животного мира и среды обитания диких животных права других природопользователей могут быть ограничены в соответствии с законодательством Свердловской области.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕСУРСОВ

Статья 10. Полномочия Российской Федерации в сфере охраны животного мира и использования его ресурсов

Полномочия Российской Федерации в сфере охраны животного мира и использования его ресурсов определяются законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Полномочия Свердловской области в сфере охраны животного мира и использования его ресурсов

1. К полномочиям Свердловской области в сфере охраны животного мира и использования его ресурсов относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны животного мира и использования его ресурсов, в соответствии с федеральным законодательством;
2) решение совместно с Российской Федерацией вопросов владения, пользования и распоряжения ресурсами животного мира;
3) управление совместно с Российской Федерацией в рамках единой системы государственных органов в сфере охраны животного мира и использования его ресурсов;
4) организация проведения государственного учета численности диких животных, объемов их изъятия, организация мониторинга животного мира Свердловской области, организация ведения государственного кадастра животного мира Свердловской области, ведение Красной книги Свердловской области, установление особого режима охраны видов животных, занесенных в Красную книгу Свердловской области;
5) принятие и обеспечение выполнения областных программ охраны животного мира и рационального использования его ресурсов, а также охраны и восстановления среды обитания диких животных;
6) участие в разработке и реализации федеральных программ по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных;
7) участие в реализации международных договоров Российской Федерации и договоров Свердловской области с субъектами Российской Федерации в области охраны животного мира и использования его ресурсов;
8) организация охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных;
9) установление в соответствии с федеральным законодательством, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами порядка и правил пользования ресурсами животного мира;
10) утверждение стандартов, норм и правил по регулированию использования ресурсов животного мира, имеющих областное значение;
11) рассмотрение и согласование предложений специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по установлению лимитов и квот на добычу животных, имеющих федеральное значение;
12) установление по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации лимитов и квот на добычу редких и малочисленных видов животных, имеющих областное значение;
13) предоставление права пользования объектами животного мира (в отношении животных, отнесенных к объектам федерального значения, - по согласованию с Российской Федерацией);
14) предоставление в пользование охотничьих, рыболовных и иных угодий и их изъятие;
15) установление размеров и порядка взимания платы за пользование животным миром по видам, имеющим областное значение, с учетом законодательства Российской Федерации;
16) принятие решений по вопросам экспорта и импорта объектов животного мира, имеющих областное значение, и произведенной из них продукции в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
17) установление порядка проведения комплексного природоустройства и его организация на территории Свердловской области;
18) организация согласования интересов охраны животного мира, среды обитания диких животных и использования ресурсов животного мира с интересами земле-, лесо-, водо- и других природопользователей;
19) ограничение, приостановление или прекращение деятельности хозяйствующих субъектов независимо от их организационно правовых форм и подчиненности, если она осуществляется с нарушением законодательства об охране животного мира и использовании его ресурсов;
20) принятие решений о создании государственных заказников и других особо охраняемых природных территорий областного значения для охраны животного мира;
21) образование и расходование областного внебюджетного фонда охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных;
22) организация и проведение научно - исследовательских работ в области охраны животного мира и использования его ресурсов на территории Свердловской области;
23) создание в составе областного и местных органов внутренних дел межрайонных специализированных подразделений по охране животного мира;
24) организация государственного надзора и контроля за использованием ресурсов животного мира и среды обитания диких животных;
25) передача органам местного самоуправления отдельных своих полномочий по предоставлению в пользование охотничьих, рыболовных и других угодий.

2. Решения органов государственной власти Свердловской области по вопросам охраны животного мира и использования его ресурсов принимаются по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы и другими подразделениями специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации.

Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны животного мира и использования его ресурсов

Органам местного самоуправления по решению Правительства Свердловской области могут передаваться отдельные государственные полномочия в сфере охраны животного мира и использования его ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области с передачей им для осуществления этих полномочий материальных и финансовых средств.

Статья 13. Участие граждан и юридических лиц в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды обитания диких животных

1. Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды обитания диких животных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В связи с этим граждане и юридические лица имеют право:
- получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
- проводить общественную экологическую экспертизу;
- осуществлять общественный контроль;
- проводить мероприятия по охране и воспроизводству животного мира и среды обитания диких животных;
- содействовать реализации существующих государственных программ.

2. Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления при осуществлении своих полномочий в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды обитания диких животных обязаны учитывать предложения и рекомендации граждан и юридических лиц.

РАЗДЕЛ II. ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА

Статья 14. Меры охраны животного мира и среды обитания диких животных

1. Охрана животного мира и среды обитания диких животных обеспечивается путем:
1) разработки областных программ по охране животного мира и среды обитания диких животных;
2) участия в разработке федеральных программ по охране животного мира;
3) установления определенного порядка пользования животным миром, необходимых запретов и ограничений;
4) защиты от самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования;
5) охраны среды обитания, условий размножения, путей миграции, зимовок и мест концентрации животных;
6) согласования планов земле-, лесо-, водо-, недропользователей и пользователей животным миром;
7) рационального, научно обоснованного ведения охотничьего и рыбного хозяйства и осуществления иной деятельности по использованию ресурсов животного мира;
8) предотвращения гибели диких животных при осуществлении производственных процессов;
9) создания государственных природных заповедников, заказников и других особо охраняемых природных территорий;
10) защиты редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также разведения их в неволе, ведения Красной книги;
11) регламентации изъятия животных для зоологических коллекций, а также для содержания их в неволе;
12) разведения диких животных в неволе и создания генетических центров;
13) оказания помощи диким животным в случае заболеваний, угрозы их гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин;
14) организации научных исследований в области охраны животного мира и использования его ресурсов;
15) учета численности диких животных и объемов их изъятия, осуществления мониторинга за средой обитания диких животных и их запасами, ведения государственного кадастра животного мира;
16) экспертизы проектов строительства новых объектов и контроля за воздействием на природную среду действующих объектов, а также экспертизы проектных материалов по предоставлению охотничьих, рыболовных и иных угодий в пользование и их изъятию и материалов, обосновывающих объемы изъятия диких животных;
17) контроля за охраной животного мира и использованием его ресурсов;
18) воспитания граждан в духе гуманного отношения к животному миру;
19) пропаганды охраны животного мира средствами массовой информации;
20) заключения соглашений об охране животного мира на межрегиональном уровне;
21) иных мер охраны животного мира и среды обитания диких животных.

2. Законодательством Российской Федерации и Свердловской области могут устанавливаться меры материального и морального поощрения юридических лиц и граждан, стимулирующие осуществление мероприятий по охране животного мира и среды обитания диких животных.

Статья 15. Организация охраны животного мира

1. Организация охраны животного мира осуществляется Правительством Свердловской области, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией.

2. Непосредственно охрану животного мира на соответствующей территории осуществляют специально уполномоченные государственные органы в соответствии с их компетенцией, пользователи животным миром, а также земле-, лесо-, водо-, недро- и другие природопользователи.
Охрана животного мира обеспечивается и осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего закона.

3. В угодьях, предоставленных в аренду, ответственность за проведение специальных мер охраны животного мира возлагается на арендаторов, а на территории государственных природных заповедников, национальных и природных парков - на эти организации. Охрана животного мира осуществляется также специализированными подразделениями экологической милиции, госавтоинспекции и другими подразделениями органов внутренних дел.

4. Законодательством Российской Федерации и Свердловской области обеспечивается правовая и социальная защиты должностных лиц, осуществляющих охрану животного мира, независимо от их ведомственной подчиненности.

Статья 16. Финансирование охраны животного мира

1. Финансирование мероприятий по охране и использованию животного мира федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Финансирование мероприятий по охране и использованию животного мира областного значения осуществляется Правительством Свердловской области с привлечением для осуществления федеральных программ средств федерального бюджета.

3. Финансирование мероприятий по охране животного мира и среды обитания диких животных на территориях охотничьих, рыболовных и иных угодий, предоставленных в пользование юридическим лицам, осуществляется этими юридическими лицами.

4. Финансирование мероприятий по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных производится также за счет внебюджетных экологических фондов и входящих в их систему фондов охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных.
Порядок формирования и расходования фондов охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных устанавливается Правительством Свердловской области.

Статья 17. Государственные программы по охране животного мира и среды обитания диких животных

1. В целях реализации требований настоящего закона осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды обитания диких животных.

2. Федеральные программы по охране объектов животного мира и среды обитания диких животных утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Областные и местные программы разрабатываются и утверждаются соответственно Правительством Свердловской области и органами местного самоуправления.

4. Мероприятия по охране отдельных объектов животного мира не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей природной среде в целом.

Статья 18. Установление ограничений и запретов в использовании ресурсов животного мира

1. В целях сохранения и воспроизводства животных осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также использование отдельных видов диких животных могут быть ограничены путем установления научно обоснованных лимитов и квот либо полностью запрещены на определенной территории или на определенные сроки решением Правительства Российской Федерации или Правительства Свердловской области в пределах их компетенции по представлению Свердловского областного комитета по охране природы и других специально уполномоченных государственных органов.

2. Ограничения и запреты могут быть распространены и на отдельные способы добывания животных, перечень которых определяется Правительством Свердловской области по представлению специально уполномоченных государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Статья 19. Сохранение среды обитания, условий размножения и путей миграции диких животных

1. Всякая деятельность, влияющая на среду обитания диких животных, условий их размножения и пути миграции, осуществляется с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

2. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот ранее неиспользуемых земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, проведении геологоразведочных работ, добычи полезных ископаемых, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по сохранению среды обитания диких животных и условий их размножения, а также обеспечиваться неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания диких животных.

3. При размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных и других транспортных магистралей, линий электропередач и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции диких животных и мест их концентрации в период размножения и зимовки.

4. Охрана среды обитания диких животных, условий размножения и путей миграции животных обеспечивается также путем установления нормативов качества среды обитания диких животных и мер контроля за их соблюдением. Указанные нормативы утверждаются Правительством Свердловской области по представлению Свердловского областного комитета по охране природы.

Статья 20. Выделение защитных участков территорий и акваторий для охраны местообитаний ценных и редких видов животных

1. В целях охраны местообитаний ценных и редких видов животных выделяются защитные участки леса, в которых запрещаются рубки главного пользования, а остальные виды рубок проводятся только по разрешениям Свердловского областного комитета по охране природы после проведения государственной экологической экспертизы.

2. Обязательно выделение защитных участков леса в местах и вокруг глухариных токов, в местах размножения животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Свердловской области, по берегам рек, являющихся нерестовыми для осетровых, лососевых и хариусовых рыб, рек, заселенных бобрами.

3. В местах обитания редких видов животных защитные участки леса выделяются по представлению Свердловского областного комитета по охране природы соответствующими органами исполнительной власти.

4. Защитные участки могут выделяться и в других типах угодий (тундры, болот, степи и другие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 21. Обеспечение качества среды обитания диких животных в водоохранных зонах водоемов

1. В водоохранных зонах водоемов запрещаются все виды рубок, кроме рубок реконструкции древостоев, санитарных рубок, рубок ухода и прочих рубок (без права вырубки дуплистых деревьев и деревьев, пригодных для устройства гнезд хищных птиц, занесенных в Красные книги), проводимых по ходатайству органов лесного, водного хозяйства, охотохозяйственных и рыбохозяйственных предприятий в целях усиления их водоохранной роли и улучшения их качества как среды обитания диких животных.

2. Специальные разрешения на такие рубки в водоохранных зонах водоемов выдаются органами лесного хозяйства по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы, а сами рубки проводятся под контролем Свердловского областного комитета по охране природы.

Статья 22. Меры охраны среды обитания животных - дуплогнездников

При проведении всех видов рубок, кроме сплошных рубок, проводимых лесосеками шириной более 50 метров, запрещается вырубка дуплистых деревьев, пригодных для гнездования животных дуплогнездников.
При проведении лесоустроительных работ такие деревья отмечаются в материалах лесоустройства.

Статья 23. Предотвращение заболеваний и гибели диких животных при осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств

1. Организации и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели диких животных при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств.

2. Выжигание сухой растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, а также других опасных для животных материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели животных, запрещается.

3. Сенокошение, уборка зерновых и проведение других сельскохозяйственных работ осуществляются с выполнением рекомендаций по охране диких животных во время сельскохозяйственных работ, утверждаемых Правительством Свердловской области по представлению Свердловского областного комитета по охране природы.

Статья 24. Меры по предотвращению и ликвидации эпизоотий диких животных

При угрозе возникновения эпизоотий Правительство Свердловской области по представлению соответствующих органов ветеринарного надзора, Свердловского областного комитета по охране природы и других специально уполномоченных государственных органов принимает решение о мероприятиях по предотвращению или ликвидации эпизоотий, включающих при необходимости меры по сокращению численности определенных видов диких животных.
В решении указывается территория (акватория), на которой проводятся эти мероприятия, виды животных, численность которых подлежит сокращению, организации, на которые возлагается выполнение этих мероприятий, а также порядок их проведения, возможность использования полученной продукции, размер вознаграждения лицам, осуществляющим эти мероприятия, меры предосторожности от заражения для лиц, осуществляющих эти мероприятия, порядок компенсации пользователям животным миром убытков, причиненных проведением этих мероприятий.

Статья 25. Охрана диких животных при применении удобрений, пестицидов, гербицидов и иных химических или биологических препаратов

1. При применении удобрений, пестицидов, гербицидов и иных химических или биологических препаратов, используемых в хозяйственных и иных целях, должны выполняться требования охраны животного мира и среды обитания диких животных.
Применение химических препаратов защиты растений и других препаратов в целях уменьшения их вредного влияния на животный мир должно сочетаться с осуществлением агротехнических, селекционно генетических и других мероприятий.

2. Правила разработки, испытаний и применения этих химических и биологических препаратов, а также их перечень утверждаются Правительством Российской Федерации, Правительством Свердловской области по представлению Свердловского областного комитета по охране природы и других специально уполномоченных государственных органов.

Статья 26. Охрана диких животных в государственных природных заповедниках и заказниках, на других особо охраняемых природных территориях

1. На территории государственных природных заповедников и заказников, заповедных зон национальных и природных парков запрещаются виды пользования животным миром, не совместимые с их задачами, а также всякая деятельность, ведущая к изменению среды обитания диких животных.
В пределах других зон национальных и природных парков, охранных зон государственных природных заповедников и иных особо охраняемых природных территорий любые виды пользования животным миром, а также действия, связанные с изменением среды обитания диких животных, могут быть запрещены или ограничены полностью или частично, постоянно или временно, равно как и иная деятельность, не совместимая с целями охраны животного мира.

2. На территории внутрихозяйственных заказников охотничьих, рыболовных, охотничье - рыболовных хозяйств, по решению органов местного самоуправления в период размножения диких животных может запрещаться любая хозяйственная деятельность, препятствующая их нормальному размножению, вплоть до запрета посещения этих участков посторонними лицами. Решением органов местного самоуправления могут быть установлены и другие ограничения хозяйственной деятельности на этой территории в соответствии с федеральным и областным законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 27. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. Красные книги

1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных заносятся в Красные книги Российской Федерации и Свердловской области.

2. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания диких животных, занесенных в Красные книги, не допускаются. Организации и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность в угодьях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, обязаны принимать меры по сохранению этих видов животных и среды их обитания.

3. Для сохранения находящихся под угрозой исчезновения видов животных должны приниматься меры к созданию необходимых условий для их разведения, включая организацию специальных питомников.

4. Отлов животных, занесенных в Красные книги, для разведения в специально созданных питомниках и последующего выпуска на свободу, а также в научно - исследовательских и иных целях, торговля ими и вывоз за рубеж, а также содержание их в неволе гражданами допускаются по специальным лицензиям, выдаваемым Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды РФ) или Свердловским областным комитетом по охране природы в соответствии с их компетенцией.

Статья 28. Разведение диких животных в неволе, создание генетических центров

1. В целях сохранения биологического разнообразия и генетического фонда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также для увеличения ресурсов диких животных принимаются меры по разведению диких животных в неволе, в специальных питомниках и генетических центрах.
Реализация животных, находящихся в питомниках и генетических центрах, осуществляется по разрешениям, выдаваемым соответствующими специально уполномоченными государственными органами.
Финансирование таких мероприятий осуществляется из федерального и областного бюджетов или внебюджетных экологических фондов.
Питомники по разведению животных и генетические центры подлежат государственной регистрации Минприроды РФ или Свердловским областным комитетом по охране природы с выдачей соответствующей лицензии.

2. Самовольное изъятие диких животных из природной среды для разведения их в неволе или полувольных условиях запрещено.
Пополнение питомников и генетических центров за счет изъятия животных из природной среды допускается по специальным лицензиям, выдаваемым Минприроды РФ или Свердловским областным комитетом по охране природы в соответствии с их компетенцией.

3. Разведение диких животных на дичефермах, в вольерах, питомниках в целях выпуска их в угодья для увеличения численности этих видов, выпуска "под выстрел" или реализации осуществляется пользователем животного мира за счет своих средств и (в случае разведения животных в целях выпуска для увеличения их численности) за счет средств внебюджетных экологических фондов по лицензии, выдаваемой соответствующим специально уполномоченным государственным органом.

4. Правила содержания и разведения диких животных в неволе и полувольных условиях устанавливаются Минприроды РФ или Свердловским областным комитетом по охране природы в соответствии с их компетенцией.

Статья 29. Переселение, акклиматизация и гибридизация диких животных

1. Переселение животных в новые места обитания вне их ареала, акклиматизация новых для фауны Российской Федерации видов диких животных, а также мероприятия по их гибридизации допускаются по разрешению, выдаваемому Минприроды РФ с учетом заключений соответствующих научных организаций.
Самовольное проведение переселения, акклиматизации и гибридизации диких животных запрещается.

2. Переселение животных в пределах территорий их обитания производится по разрешению, выдаваемому соответствующими специально уполномоченными государственными органами Свердловской области в соответствии с их компетенцией по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы.

Статья 30. Зоологические коллекции

1. Зоологические коллекции, представляющие научную, культурно - просветительскую, учебно - воспитательную и эстетическую ценность, независимо от формы собственности на них, подлежат государственному учету.

2. Пополнение зоологических коллекций путем изъятия животных из природной среды допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Порядок государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки и вывоза зоологических коллекций за рубеж определяется положением о них, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ III. ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСАМИ ЖИВОТНОГО МИРА

Статья 31. Пользователи ресурсами животного мира

1. Пользователями ресурсов животного мира могут быть юридические лица и граждане, в том числе иностранные.

2. Предоставление земель, вод, лесов, недр организациям и гражданам в собственность, владение, пользование не дает им права на пользование ресурсами животного мира на соответствующей территории без специального разрешения, выдаваемого в соответствии с настоящим законом. В качестве охотничьих, рыболовных и иных угодий указанные объекты могут одновременно предоставляться другим природопользователям.

Статья 32. Виды пользования ресурсами животного мира

1. Допускаются следующие виды пользования ресурсами животного мира:
а) охота;
б) рыболовство, включая добывание водных беспозвоночных;
в) добывание животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;
г) пользование животным миром в научных, культурно просветительных и эстетических целях;
д) использование полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений и других;
е) использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности.

2. Законодательством Российской Федерации и Свердловской области могут быть предусмотрены и другие виды пользования ресурсами животного мира.

Статья 33. Условия пользования ресурсами животного мира

1. Организации и граждане имеют право осуществлять только те виды пользования ресурсами животного мира, которые им разрешены. Пользование ресурсами животного мира осуществляется с учетом требований статьи 9 настоящего закона.
Способы осуществления отдельных видов пользования ресурсами животного мира и порядок предоставления их в пользование определяются настоящим законом и специальным законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

2. При любых видах пользования животным миром должны обеспечиваться сохранение его видового разнообразия, оптимальной структуры популяций диких животных, качества среды их обитания.

3. Сроки осуществления отдельных видов пользования ресурсами животного мира устанавливаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

4. На территориях государственных природных заповедников, национальных, природных парков и других особо охраняемых природных территорий пользование животным миром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области об особо охраняемых природных территориях.

Статья 34. Основания возникновения права пользования ресурсами животного мира, документы, его удостоверяющие, и порядок их выдачи

1. Пользование животным миром осуществляется путем предоставления в пользование охотничьих, рыболовных и иных угодий или предоставления в разовое пользование отдельных объектов животного мира.

2. Право пользования животным миром возникает:
- в отношении предоставления в пользование охотничьих, рыболовных и иных угодий - на основании постановления Правительства Свердловской области (или органов местного самоуправления) - в отношении водоемов, рыбные запасы которых имеют муниципальное значение);
- в отношении предоставления в пользование отдельных объектов животного мира - на основании решения (письменного или устного) соответствующих специально уполномоченных органов или соглашения заинтересованного лица с пользователем животным миром, получившим долгосрочную лицензию, и удостоверяется соответственно:
1) государственным актом о предоставление в постоянное владение семьям манси и коми охотничье - рыболовных угодий, выдаваемым Правительством Свердловской области по согласованию с органом местного самоуправления, и долгосрочной лицензией, выдаваемой Свердловским областным комитетом по охране природы;
2) государственным актом о предоставлении в бессрочное пользование рыбохозяйственного водоема (в случае, если этот водоем расположен на земельном участке, находящемся в собственности, пожизненно наследуемом владении, бессрочном пользовании юридических лиц и граждан), выдаваемым Правительством Свердловской области, или актом, выдаваемом органами местного самоуправления - на водоемы, находящиеся в муниципальной собственности, и долгосрочной лицензией, выдаваемой областной инспекцией рыбоохраны;
3) договором аренды охотничьих, рыболовных и иных угодий, заключаемым на основании решения Правительства Свердловской области (или органов местного самоуправления - в отношении водоемов, имеющих муниципальное значение), и долгосрочной лицензией, выдаваемой соответствующими специально уполномоченными государственными органами (или органами местного самоуправления в отношении водоемов, находящихся в муниципальной собственности);
4) именной разовой лицензией на пользование отдельными объектами животного мира, выдаваемой соответствующими специально уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления (в отношении рыбных запасов, имеющих муниципальное значение) либо именной разовой лицензией (путевкой), выдаваемой арендаторами охотничьих, рыболовных и иных угодий;
5) охотничьим членским билетом, выдаваемом обществами охотников и рыболовов, или охотничьим билетом, выдаваемым управлением охотничьего хозяйства Правительства Свердловской области.

3. Форма, условия и порядок выдачи документов, удостоверяющих право пользования животным миром, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 35. Охота

1. Охота на диких зверей и птиц осуществляется в соответствии с настоящим законом и законодательством об охоте и охотничьем хозяйстве Российской Федерации и Свердловской области.

2. Перечень видов зверей и птиц, относимых к объектам охоты в Свердловской области, утверждается Правительством Свердловской области по представлению управления охотничьего хозяйства Правительства Свердловской области и по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы.

Статья 36. Рыболовство

1. Рыболовство в водоемах Свердловской области осуществляется в соответствии с настоящим законом и законодательством о рыболовстве Российской Федерации и Свердловской области.

2. Перечень видов рыб и иных видов животных, относимых к объектам рыболовства в Свердловской области, утверждается Правительством Свердловской области по представлению областной инспекции рыбоохраны и по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы.

Статья 37. Добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства

1. Добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, производится по разрешениям, выдаваемым Минприроды РФ или Свердловским областным комитетом по охране природы в соответствии с их компетенцией.
Перечень видов животных, для добывания которых необходимо получение такого разрешения, а также видов животных, добывание которых запрещено, устанавливается в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

2. Добывание животных, не указанных в этом перечне, допускается без разрешения.

3. Порядок добывания животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 38. Пользование животным миром в научных, культурно - просветительных, воспитательных и эстетических целях

1. Пользование животным миром в научных, культурно просветительных, воспитательных и эстетических целях посредством разных форм наблюдения, мечения, фотографирования без изъятия животных из природной среды допускается, если это не наносит вреда животным или среде их обитания и не нарушает прав других пользователей ресурсами животного мира, за исключением тех случаев, когда такое пользование запрещено.

2. Пользование животным миром в научных, культурно просветительных, воспитательных и эстетических целях с изъятием животных из природной среды допускается по именным разовым лицензиям, выдаваемым Свердловским областным комитетом по охране природы (на добывание животных видов, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства), управлением охотничьего хозяйства Правительства Свердловской области (на добывание объектов охоты) и областной инспекцией рыбоохраны (на добывание объектов рыболовства) в порядке, предусмотренном статьями 33-34 настоящего закона и другими законодательными актами Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 39. Использование полезных свойств жизнедеятельности животных

Использование полезных свойств жизнедеятельности животных почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений и других допускается без изъятия животных из природной среды, за исключением случаев, определяемых в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 40. Использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности

1. Использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности (меда, воска диких пчел и т. д.) допускается без изъятия и уничтожения животных и нарушения среды их обитания.

2. Правила использования животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности устанавливаются Свердловским областным комитетом по охране природы.

Статья 41. Регулирование численности диких животных

1. В целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, диким животным и среде их обитания, а также в случаях возникновения эпизоотий, осуществляются меры по регулированию численности отдельных видов диких животных.

2. Регулирование численности отдельных видов животных должно осуществляться по возможности гуманными способами, исключающими причинение вреда другим животных и обеспечивающими сохранность среды обитания диких животных.

3. Виды животных, численность которых подлежит регулированию, а также порядок регулирования их численности определяются Свердловским областным комитетом по охране природы в порядке, предусмотренном настоящим законом и другими нормативными правовыми актами Российской федерации и Свердловской области.

Статья 42. Права и обязанности пользователей животным миром

1. Граждане, осуществляющие пользование животным миром по именным разовым лицензиям, имеют право:
1) добывать разрешенных им животных;
2) собственности на полученную продукцию, если иное не предусмотрено условиями получения лицензии (путевки);
3) участвовать в разработке программ охраны и восстановления животного мира;
4) восстановления нарушенных прав пользования животным миром и возмещения причиненных им убытков.

2. Юридические лица и граждане, осуществляющие пользование животным миром по долгосрочной лицензии, кроме того, имеют право:
1) выдавать (кроме семей манси и коми, которым угодья предоставлены в постоянное владение) именные разовые лицензии (путевки) на добычу соответствующих видов животных и устанавливать плату за них;
2) самостоятельно устанавливать сроки и нормы изъятия диких животных, кроме видов, имеющих федеральное значение;
3) получать земельные участки для производственных и иных целей в порядке, установленном земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации и Свердловской области;
4) воздвигать на полученных в установленном порядке земельных участках постоянные или временные постройки и сооружения, прокладывать дороги, необходимые для осуществления деятельности, предусмотренной договором аренды;
5) оказывать воздействие на среду обитания диких животных, улучшающее ее качество, по согласованию с другими природопользователями и специально уполномоченными государственными органами;
6) предъявлять в установленном порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными и несогласованными с ними действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды обитания диких животных; за необоснованное ограничение их права на пользование животным миром, права собственности на полученную продукцию, за прекращение или ограничение права пользования животным миром при изменении статуса земель или принятии компетентными органами решения о прекращении или ограничении пользования отдельными видами диких животных с учетом упущенной выгоды.
Арендаторы охотничьих, рыболовных и иных угодий имеют также право на бесплатное получение лицензий на добывание животных лицензируемых видов. Стоимость таких лицензий учитывается в плате за аренду этих угодий при заключении договора аренды.

3. Граждане, осуществляющие пользование животным миром по именным разовым лицензиям, обязаны:
1) осуществлять только те виды и способы пользования, которые им разрешены, соблюдая установленный порядок пользования;
2) соблюдать требования законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также заключенных договоров;
3) участвовать в мероприятиях, обеспечивающих охрану и воспроизводство диких животных;
4) не допускать разрушения или ухудшения среды обитания диких животных;
5) оказывать помочь государственным органам и должностным лицам организаций - природопользователей в осуществлении охраны животного мира.

4. Юридические лица и граждане, осуществляющие пользование животным миром по долгосрочной лицензии, кроме того, обязаны:
1) своевременно вносить установленные договором платежи за пользование ресурсами животного мира;
2) проводить учеты численности используемых видов животных и объемов их изъятия;
3) обеспечивать охрану и воспроизводство используемых ресурсов животного мира, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
4) в установленные сроки безвозмездно предоставлять Свердловскому областному комитету по охране природы кадастровую информацию и информацию по программе мониторинга животного мира;
5) согласовывать с другими природопользователями свои планы и действия, затрагивающие их интересы;
6) обеспечивать сохранение среды обитания используемых видов животных;
7) представлять в органы статистики установленные формы статистической отчетности.

5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области, права пользователей ресурсами животного мира могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей ресурсами животного мира и иных природопользователей.

6. В зависимости от вида и условий пользования ресурсами животного мира пользователи обязаны выполнять и другие требования по учету ресурсов, охране, воспроизводству и использованию животного мира, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

7. Права и обязанности пользователей животным миром применительно к отдельным видам пользования определяются также соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 43. Порядок пользования ресурсами животного мира в местах проживания и хозяйственной деятельности семей манси и коми

В местах проживания и хозяйственной деятельности семей манси и коми, основу жизни и деятельности которых составляют традиционные для них методы природопользования, может устанавливаться особый порядок пользования ресурсами животного мира, обеспечивающий оптимальные условия для жизни и традиционной хозяйственной деятельности этих семей, при сохранении биологического разнообразия животного мира, оптимальной структуры популяций диких животных, качества среды обитания.
Этим семьям (получившим родовые угодья в постоянное владение) предоставляется приоритетное право на охоту, рыболовство и иные виды пользования животным миром. На таких территориях не допускаются действия, влияющие на среду обитания диких животных без согласия этих семей.

Статья 44. Основания и порядок прекращения права пользования ресурсами животного мира

1. Право пользования ресурсами животного мира подлежит прекращению полностью или частично в случаях:
1) минования надобности в пользовании или отказа от него;
2) истечения установленного срока пользования;
3) изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных;
4) ликвидации юридического лица, которому было предоставлено право пользования;
5) невыполнение пользователем правил охраны и использования животного мира.

2. Законодательством Российской Федерации и Свердловской области могут быть предусмотрены и иные основания прекращения права пользования ресурсами животного мира.

3. Право пользования ресурсами животного мира в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3, 4, 5 части 1 и частью 2 настоящей статьи, прекращается путем аннулирования соответствующими органами выданных ими разрешений или расторжения договора.

4. Решение о прекращении права пользования животным миром может быть обжаловано в суде.

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕСУРСОВ

Статья 45. Система экономического механизма охраны животного мира и использования его ресурсов

Система экономического механизма охраны животного мира и использования его ресурсов включает в себя:

1) учет и эколого - экономическую оценку ресурсов животного мира;

2) плату за пользование ресурсами животного мира, охотничьими, рыболовными и другими угодьями;

3) сбор за выдачу лицензий на пользование животным миром;

4) обязательность взаимного согласования планов земле-, лесо-, водо-, недропользователей и пользователей ресурсами животного мира;

5) финансовое обеспечение мероприятий по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных;

6) экономическое стимулирование организаций и граждан, осуществляющих работы по охране, восстановлению и улучшению среды обитания диких животных и увеличению их запасов.

Статья 46. Учет и эколого - экономическая оценка ресурсов животного мира

Учет и эколого - экономическая оценка ресурсов животного мира Свердловской области обеспечиваются: государственным учетом численности диких животных, мониторингом животного мира Свердловской области и ведением кадастра животного мира Свердловской области в соответствии со статьями 56 - 59 настоящего закона.

Статья 47. Плата за пользование ресурсами животного мира, охотничьими, рыболовными и другими угодьями

1. Пользование охотничьими, рыболовными и другими угодьями и ресурсами животного мира осуществляется за плату в форме арендной платы за использование угодий либо платы за разовое пользование ресурсами животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области. Законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области могут быть предусмотрены случаи бесплатного пользования данными угодьями и ресурсами животного мира.

2. Система платежей за пользование животным миром включает в себя:
- плату за долгосрочное пользование участками охотничьих, рыболовных и других угодий в форме арендной платы по договору аренды;
- плату за разовое пользование объектами животного мира (разовые именные лицензии);
- штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

3. Плата за долгосрочное пользование угодьями (арендная плата) поступает в федеральный бюджет, бюджет Свердловской области и бюджеты соответствующих муниципальных образований.
Арендная плата является для арендаторов единственной формой платежей за пользование животным миром.
Размер арендной платы и льготы по этому виду платежей устанавливаются Правительством Свердловской области
.

4. Плата за разовое пользование объектами животного мира, кроме платы за именные разовые лицензии (путевки), выдаваемые арендаторами охотничьих, рыболовных и других угодий, поступает в федеральный бюджет, бюджет Свердловской области и бюджеты соответствующих муниципальных образований.
Размер этой платы определяется Правительством Российской Федерации или Правительством Свердловской области в соответствии с их компетенцией.

5. Плата за именные разовые лицензии (путевки), выдаваемые арендаторами охотничьих, рыболовных и других угодий, устанавливается арендаторами угодий и поступает в их доход полностью.

6. Арендная плата и плата за разовое пользование (кроме платы за путевки, выдаваемые арендаторами охотничьих, рыболовных и других угодий) распределяется между бюджетами Российской Федерации и Свердловской области в соответствии с Федеральным Законом "О животном мире", а при заключении соответствующего соглашения между Российской Федерацией и Свердловской областью в соответствии с этим соглашением. Распределение этих средств между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований осуществляется Правительством Свердловской области.
Плата за долгосрочное пользование рыболовными угодьями рыбохозяйственных водоемов (их участков), находящихся в муниципальной собственности, поступает в бюджеты соответствующих муниципальных образований.
Средства, поступившие в бюджет Свердловской области и муниципальных образований в качестве арендной платы и платы за разовое пользование объектами животного мира, учитываются в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований отдельной строкой и расходуются на мероприятия, связанные с охраной и восстановлением животного мира и среды обитания диких животных.

7. Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром поступают во внебюджетные фонды охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных.
Порядок взимания этих штрафов устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Средства, поступающие от штрафов за сверхлимитное и незаконное пользование животным миром, расходуются на мероприятия по охране животного мира, в том числе на премирование лиц, выявивших нарушения.

Статья 48. Сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром

Сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром, за исключением лицензий (путевок), выдаваемых пользователями животного мира, поступает на счет соответствующего специально уполномоченного государственного органа, выдавшего лицензию, и используется на оплату расходов, связанных с ее выдачей.
Размер сбора определяется, исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование животным миром, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензии, и утверждается Правительством Свердловской области по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы.

Статья 49. Обязательность взаимного согласования планов земле-, лесо-, водо-, недропользователей и пользователей ресурсами животного мира

1. Перспективные и текущие планы земле-, лесо-, водо-, недропользователей и пользователей ресурсами животного мира подлежат взаимному согласованию, о чем составляется протокол, утверждаемый органом местного самоуправления и Свердловским областным комитетом по охране природы или его подразделениями.
Копии протоколов представляются в банки, финансирующие указанных природопользователей.

2. Непредставление учреждениям банка организациями природопользователями взаимно согласованных планов влечет за собой прекращение ведения соответствующим банком финансовых операций такой организации.
Такие же последствия наступают по представлению органов местного самоуправления либо комитета по охране природы в случаях отступления организациями - природопользователями от взаимно согласованных планов.

3. Убытки, причиненные пользователям ресурсов животного мира несогласованными с ними действиями других природопользователей, возмещаются в полном объеме.
Подлежат также возмещению убытки, причиненные несогласованными действиями пользователей ресурсов животного мира другим природопользователям.

Статья 50. Финансовое обеспечение мероприятий по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных

1. Финансирование работ по охране, восстановлению и улучшению среды обитания диких животных и увеличению их запасов производится на основе выдачи федерального или областного заказов на эти работы пользователям животного мира, имеющим долгосрочную лицензию, или иным организациям с оплатой их за счет федерального (по объектам федерального значения и федеральным программам) либо областного (по объектам областного значения и областным программам) бюджетов.

2. Для дополнительного финансирования мероприятий по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных создаются областной и муниципальные специализированные внебюджетные фонды охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных. Порядок образования и расходования средств этих фондов определяется положением о них, утверждаемым Правительством Свердловской области.

3. Для финансирования мероприятий по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных могут привлекаться областной и муниципальные экологические фонды, природоохранные фонды предприятий и общественных организаций.

4. Юридические лица, производящие и (или) торгующие охотничьим оружием, боеприпасами к нему, рыболовными снастями и иными орудиями добывания диких животных, платят специальный сбор на восстановление животного мира, размер и порядок взимания которого устанавливаются Правительством Свердловской области. Средства, получаемые от взимания указанного сбора, поступают во внебюджетные фонды охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных.

Статья 51. Экономическое стимулирование юридических лиц и граждан, осуществляющих работы по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных и увеличению их запасов

1. Систему экономического стимулирования юридических лиц и граждан, осуществляющих работы по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных и увеличению их запасов, образуют:
- специальные льготы в сфере бюджетно - налоговой, финансово - кредитной, амортизационной, таможенной и других направлений политики Свердловской области;
- экологические фонды, фонды охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных;
- областной фонд воспроизводства природных ресурсов и наследия будущих поколений;
- материальное стимулирование, страхование и другие направления экономического стимулирования.

2. Юридическим лицам, осуществляющим работы по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных, увеличению их запасов, в том числе арендаторам охотничьих, рыболовных и иных угодий, могут предоставляться налоговые льготы, а также государственные кредиты на льготных условиях. Порядок их предоставления устанавливается законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

3. Арендаторы охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов при реализации продукции охотничьего и рыбного хозяйства, включая реализацию лицензий (путевок) на право охоты и рыбной ловли, могут освобождаться от всех видов налогов и сборов.

4. Мероприятия, проводимые арендаторами охотничьих и рыболовных угодий по долгосрочным программам устойчивого повышения продуктивности охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов, согласованным со Свердловским областным комитетом по охране природы, оплачиваются арендаторами из средств бюджета, внебюджетных фондов - экологического, охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных, воспроизводства природных ресурсов и наследия будущих поколений.

5. Организациям, осуществляющим работы по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных, по решению Правительства Свердловской области могут безвозмездно передаваться транспортные средства, оружие и орудия лова, конфискованные у нарушителей законодательства об охране животного мира, охоте и рыболовстве.

6. Законодательством Российской Федерации и Свердловской области предусматриваются меры материального поощрения граждан, активно участвующих в мероприятиях по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных.

7. Граждане, активно участвующие в мероприятиях по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных, могут также поощряться арендаторами охотничьих, рыболовных и иных угодий.

8. Налоговые льготы и льготы по платежам в бюджет предоставляются в соответствии с областным бюджетным законодательством.

РАЗДЕЛ V. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕСУРСОВ

Статья 52. Основные задачи государственного управления в области охраны животного мира и использования его ресурсов

Задачами управления в области охраны животного мира и использования его ресурсов являются:
- реализация Российской Федерацией и Свердловской областью правомочий собственника животного мира;
- обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;
- охрана прав пользователей ресурсами животного мира на территории Свердловской области.

Статья 53. Органы государственного управления в области охраны животного мира и использования его ресурсов

1. В Свердловской области действует единая система государственного управления в области охраны животного мира и использования его ресурсов.

2. Государственное управление в сфере охраны животного мира и использования его ресурсов на территории Свердловской области осуществляется Губернатором Свердловской области, Правительством Свердловской области, специально уполномоченными государственными органами, указанными в статье 54 настоящего закона.

Статья 54. Система специально уполномоченных государственных органов в области охраны животного мира и использования его ресурсов

1. Систему специально уполномоченных государственных органов в области охраны животного мира и использования его ресурсов составляют:
1) Свердловский областной комитет по охране природы (орган комплексного управления);
2) областные подразделения специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по отдельным объектам и видам пользования животным миром (управление охотничьего хозяйства, областная инспекция рыбоохраны и другие);
3) управление по экологии и природопользованию Правительства Свердловской области (орган комплексного управления).

2. Правительство Свердловской области может создавать областные специально уполномоченные государственные органы либо поручать выполнение их функций подразделениям соответствующих федеральных специально уполномоченных государственных органов на договорной основе.

3. Деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации регламентируется положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а специально уполномоченных государственных органов Свердловской области положениями, утверждаемыми Правительством Свердловской области.

Статья 55. Функции органов управления в области охраны животного мира и использования его ресурсов

К функциям органов управления в области охраны животного мира и использования его ресурсов относятся:
- учет численности диких животных и использования ресурсов животного мира;
- осуществление мониторинга животного мира;
- ведение государственного кадастра животного мира;
- предоставление ресурсов животного мира в пользование;
- устройство среды обитания диких животных;
- проведение государственной экологической экспертизы;
- осуществление государственного контроля в области охраны животного мира и использования его ресурсов.

Статья 56. Учет численности диких животных и использования ресурсов животного мира

1. Для обеспечения охраны животного мира и организации рационального использования его ресурсов проводится государственный учет численности диких животных и объемов их изъятия.

2. Государственный учет численности диких животных и объемов их изъятия, а также прогнозирование их численности проводятся службой учета диких животных специально уполномоченных государственных органов в соответствии с их компетенцией.

3. Пользователями ресурсов животного мира - арендаторами угодий ежегодно проводится внутрихозяйственный учет численности используемых ими видов охотничьих животных и объемов их изъятия.

Статья 57. Порядок учета численности диких животных, использования ресурсов животного мира

1. Государственный учет численности диких животных и использования их ресурсов осуществляется за счет бюджета Российской Федерации и бюджета Свердловской области по единым для Российской Федерации методикам службой учета специально уполномоченных государственных органов в соответствии с их компетенцией.

2. Перечень видов диких животных, численность которых подлежит государственному учету, и порядок проведения учета устанавливаются по представлению соответствующих специально уполномоченных государственных органов Правительством Российской Федерации по согласованию с Правительством Свердловской области.

3. Организации, которым предоставлено право пользования животным миром, участвуют в ведении государственного учета численности диких животных и размеров их изъятия на территории предоставленных им в пользование угодий за счет собственных средств и имеющиеся у них сведения предоставляют службе учета специально уполномоченных государственных органов.

4. Внутрихозяйственный учет численности и объемов изъятия диких животных осуществляется организациями - пользователями животным миром по всем используемым видам диких животных за счет собственных средств по методикам, согласованным с соответствующими специально уполномоченными государственными органами и под их контролем.

Статья 58. Мониторинг животного мира

1. Мониторинг животного мира - это система наблюдений за состоянием животного мира и среды обитания диких животных, динамикой численности диких животных для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза состояния, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

2. Мониторинг животного мира Свердловской области является составной частью мониторинга животного мира Российской Федерации и осуществляется Свердловским областным комитетом по охране природы за счет средств федерального и областного бюджетов.

3. Структура, содержание и порядок ведения мониторинга животного мира, а также порядок финансирования этих работ устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Минприроды РФ.

Статья 59. Государственный кадастр животного мира Свердловской области

1. Государственный кадастр животного мира Свердловской области является составной частью федерального кадастра животного мира и содержит сведения о распространении видов (групп видов) диких животных, об их численности, характеристике их мест обитания, современном хозяйственном использовании ресурсов животного мира и другие необходимые данные.
Данные государственного кадастра животного мира Свердловской области учитываются при планировании мероприятий, могущих повлиять на состояние животного мира, при разработке областных программ по охране животного мира и использованию его ресурсов, при определении платежей за пользование охотничьими, рыболовными и иными угодьями, оценке деятельности пользователей ресурсами животного мира, при определении размеров платежей за нарушение среды обитания диких животных и при осуществлении других мероприятий, связанных с охраной животного мира и использованием его ресурсов.

2. Государственный кадастр животного мира Свердловской области ведется Свердловским областным комитетом по охране природы за счет средств федерального и областного бюджетов и внебюджетных экологических фондов.

3. Порядок ведения государственного кадастра животного мира, определение перечня видов животных, подлежащих включению в государственный кадастр, а также порядок представления данных для ведения кадастра и финансирования этих работ устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Минприроды РФ.

Статья 60. Предоставление ресурсов животного мира в пользование

Предоставление ресурсов животного мира в пользование осуществляется в соответствии с статьей 34 настоящего закона.

Статья 61. Устройство среды обитания диких животных

1. Устройство среды обитания диких животных обеспечивается путем проведения природоустройства (одновременного проведения земле-, лесо-, водоустройства, охотоустройства и рыбохозяйственного устройства водоемов). Его организация и проведение обеспечиваются Правительством Свердловской области и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией совместно со Свердловским областным комитетом по охране природы.
В проведении работ по устройству среды обитания диких животных могут участвовать пользователи ресурсами животного мира и другие заинтересованные природопользователи.

2. Материалы природоустройства включают данные, обосновывающие размеры оптимальной плотности животных на территории предоставленных в пользование угодий и объемов их изъятия. Они используются как основа при заключении с природопользователями договоров аренды охотничьих, рыболовных и иных угодий.
Порядок организации и проведения природоустройства устанавливается Правительством Свердловской области по предоставлению Свердловского областного комитета по охране природы.

Статья 62. Государственная экологическая экспертиза

1. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны животного мира, предшествующей принятию хозяйственного решения, могущего повлиять на состояние популяций диких животных и среду их обитания.

2. Государственной экологической экспертизе подлежат схемы размещения производительных сил, технико - экономические обоснования, проекты размещения и строительства предприятий, сооружений и иных объектов, а также технологические процессы, новая техника, химические вещества и препараты, нормативно техническая документация, материалы, обосновывающие объемы (в т. ч. лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации, расселению диких животных, а также проекты охотоустройства и рыбохозяйственному устройства водоемов, проекты, связанные с предоставлением и изъятием охотничьих, рыболовных и иных угодий, и другие проектные материалы.

3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы определяется законодательством Российской Федерации.

4. Может проводиться также общественная экологическая экспертиза.

Статья 63. Государственный контроль в области охраны животного мира и использования его ресурсов

1. Государственный контроль в области охраны животного мира Свердловской области и использования его ресурсов - составная часть системы государственного экологического контроля, задачей которого является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации и Свердловской области об охране животного мира и использовании его ресурсов.

2. Государственный контроль в области охраны животного мира Свердловской области и использования его ресурсов осуществляется Правительством Свердловской области, а также системой специально уполномоченных государственных органов в соответствии с их компетенцией.

3. Порядок осуществления государственного контроля в области охраны животного мира и использования его ресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 64. Участие общественных организаций и граждан в охране животного мира и использования его ресурсов

1. Общество охраны природы, общества охотников и рыболовов, организации молодежи и другие общественные организации и граждане оказывают содействие специально уполномоченным органам в осуществлении мероприятий по охране животного мира и рациональному использованию его ресурсов.
Они осуществляют свои полномочия в области охраны животного мира и использования его ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

2. Государственные органы учитывают предложения общественных организаций и граждан при осуществлении мероприятий по охране животного мира и рациональному использованию его ресурсов.

РАЗДЕЛ VI. ПРАВА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОХРАНУ ЖИВОТНОГО МИРА

Статья 65. Права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов в области охраны животного мира и использования его ресурсов

Должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране животного мира и использованию его ресурсов имеют право:
- проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;
- задерживать нарушителей законодательства об охране и использовании животного мира, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
- производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;
- изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;
- хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;
- применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
Перечень должностных лиц, которым разрешено применение служебного огнестрельного оружия, а также перечень видов и правила применения специальных средств и оружия определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 66. Права должностных лиц службы производственного экологического контроля организаций, осуществляющих охрану животного мира и среды обитания диких животных

1. На должностных лиц службы производственного экологического контроля организаций, осуществляющих охрану территорий государственных заповедников, национальных парков, государственных заказников и иных особо охраняемых природных территорий, а также охотничьих хозяйств и рыбохозяйственных водоемов, распространяются права, предусмотренные статьей 65 настоящего закона.

2. Перечень должностей, на которые распространяются положения данной статьи настоящего закона, устанавливается Правительством Свердловской области с учетом федерального законодательства.

Статья 67. Социальная защита должностных лиц специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих охрану животного мира и среды обитания диких животных

Социальная защита должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране и использованию животного мира осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

РАЗДЕЛ VII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕСУРСОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЖИВОТНОГО МИРА И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЕГО РЕСУРСОВ

Статья 68. Разрешение споров по вопросам охраны животного мира и использования его ресурсов

Споры по вопросам охраны животного мира и использования его ресурсов разрешаются судом или арбитражным судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 69. Недействительность сделок, нарушающих право государственной собственности на животный мир

Самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на животный мир, не допускаются и признаются недействительными по основаниям и в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Статья 70. Административная, гражданско - правовая и уголовная ответственность за нарушение законодательства об охране животного мира и использования его ресурсов

Должностные лица и граждане, юридические лица привлекаются к административной и гражданско - правовой (а граждане и должностные лица - и к уголовной) ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области в случаях:

1) самовольного пользования объектами животного мира;

2) нарушения правил охоты, рыболовства и других видов пользования животным миром;

3) ухудшения в результате их действий среды обитания диких животных, условий размножения, миграций, зимовок и мест концентрации животных;

4) жестокого обращения с животными, не связанного с охотой и рыболовством, повлекшего их гибель или увечье;

5) самовольного переселения, акклиматизации и гибридизации диких животных;

6) нарушения правил транспортировки, хранения и применения ядохимикатов для борьбы с болезнями и вредителями растений, стимуляторов их роста и других препаратов, причинивших ущерб животному миру;

7) нарушения установленного порядка или правил добывания, заготовки, продажи, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов животного мира, их продуктов и частей, а также зоологических коллекций;

8) нарушения требований по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств;

9) нарушения режима охраны животных на территории государственных природных заповедников, заказников, заповедных зон национальных природных парков и других природных объектов;

10) нарушения требований охраны среды обитания животных;

11) уничтожения или повреждения аншлагов и других знаков, установленных пользователями животным миром или соответствующими специально уполномоченными государственными органами, а также их имущества;

12) сокрытия или искажения информации о состоянии и численности объектов животного мира, качестве среды обитания диких животных и другой кадастровой информации.

Статья 71. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства Российской Федерации и Свердловской области об охране животного мира и использовании его ресурсов

Юридические лица и граждане обязаны возместить вред, причиненными в результате нарушения ими законодательства Российской Федерации и Свердловской области об охране животного мира и использовании его ресурсов, в размерах и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 72. Изъятие незаконно добытых животных и выработанной из них продукции, оружия и орудий лова, а также транспортных средств, использовавшихся для незаконной добычи диких животных

Незаконно добытые дикие животные, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания животных, в том числе транспортные средства, подлежат изъятию у нарушителей с последующей их конфискацией.
При невозможности изъятия незаконно добытой продукции с виновных взыскивается их стоимость по рыночным ценам.

Губернатор
Свердловской области
Э. Россель


Об охране животного мира и использовании его ресурсов (утратил силу с 25.12.2005 на основании Закона Свердловской области от 10.12.2005 N 120-ОЗ)

Название документа: Об охране животного мира и использовании его ресурсов (утратил силу с 25.12.2005 на основании Закона Свердловской области от 10.12.2005 N 120-ОЗ)

Номер документа: 16-ОЗ

Вид документа: Закон Свердловской области

Принявший орган: Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Областная газета - 1996.- 3 апреля
Дата принятия: 27 марта 1996

Дата окончания действия: 25 декабря 2005