ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 1993 года N 350


О реорганизации деятельности детских и подростковых клубов
по месту жительства

В целях обеспечения выполнения Указа Президента РФ N 1075 от  16.09.92 г. "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" и решения Президиума городского Совета народных депутатов N 338 от 28.11.91 г. "О реорганизации деятельности педагогов-организаторов по проведению воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства", решения малого Совета городского Совета N 62 от 29.04.93 г. "О реорганизации деятельности детских и подростковых клубов по месту жительства" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.Запретить передачу помещений, выделенных для работы с  молодежью и организации досуга по месту жительства, для иных целей.

2.Утвердить программу "Муниципальный детский и подростковый  клуб" (приложение N 1).Финансирование программы производить в счет средств , предусмотренных областной программой "Реорганизация и поддержка детских и подростковых клубов по месту жительства".

3.Комитету по делам молодежи (Морозов А.М.), управлению  народного образования (Назаров В.Л.):

- в срок до 01.10.93 г. реорганизовать детские и подростковые  клубы по месту жительства в муниципальные детские и подростковые клубы, как центры организации досуга детей и молодежи и учреждения дополнительного образования;

- в срок до 10.09.93 г. разработать Положение о муниципальном  детском и подростковом клубе, Положение о педагоге-организаторе муниципального детского и подросткового клуба;

- в срок до 01.09.93 г. подготовить перечень помещений,  передаваемых для оперативной работы комитетам, отделам по делам молодежи для организации работ с детьми и молодежью по месту жительства;

- в срок до 01.10.93 г.определить в установленном порядке  территориальный заказ для высших учебных заведений педагогического профиля города на подготовку педагогических кадров для работы с детьми и молодежью по месту жительства.

4.Главам администраций районов:

- в срок до 01.09.93 г. провести инвентаризацию помещений  детских и подростковых клубов, других помещений для работы с молодежью по месту жительства, а также их материально-технических ресурсов.

5.Главархитектуре (Белянкин Г.И.) при проектировании жилья  предусматривать в обязательном порядке вынесенные помещения для работы с детьми и молодежью по месту жительства.

6.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на  зам.главы администрации т.Матвеева М.Н.

      Глава администрации                                А.М.Чернецкий

Приложение N 1
к постановлению главы администрации
города Екатеринбурга
от 07.07.93 г. N 350

ПРОГРАММА
Комитета по делам молодежи администрации города Екатеринбурга
"Муниципальный подростковый клуб"

1.Анализ ситуации

Проведение радикальных социально-экономических реформ коренным  образом повлияло на условия деятельности всей социальной сферы.Эти процессы привели к резкому сокращению учреждений, работающих в этой сфере, росту платных услуг и, естественно, к сокращению числа подростков и молодежи, занимающихся в кружках, секциях и других формах деятельности по месту жительства.Все это выразилось в кризисной ситуации, сложившейся с детскими и подростковыми клубами.

Дворовые клубы реализуют программы многоплановой социализации  детей и подростков и занимают одно из важных мест в системе внешкольного воспитания и формирования личности ребенка.В г. Екатеринбурге в 1991 году существовало около 150 детских и подростковых клубов по месту жительства.В их работе принимало участие более 15000 детей и подростков.В настоящее время многие клубы, находящиеся в ведомственном подчинении, фактически прекратили свою деятельность. Со стороны ведомств игнорируются решения местных органов власти и Указа Президента РФ о запрещении использования клубов по месту жительства не по назначению.Кроме того, государственные и ведомственные клубы испытывают огромные финансовые и материально-технические затруднения.Сокращается численность педагогов и руководителей кружков и секций.Многие клубы работают формально.

В то же время в детской и подростковой среде потребность в  деятельности клубов очень высока.По результатам социальных исследований 60% детей и подростков, испытывающих потребность в общении со сверстниками, осуществляют ее во дворе, на улице, в подвалах.Среди подростков ярко выражена ориентация на "камерные" формы досуга, в которых осуществляется непосредственная коммуникативная деятельность, что немаловажно, вблизи от дома.Тем более усиливается значимость клубной работы в связи с тем, что 57% детей и подростков в 1992 году проводили свои летние каникулы во дворе или на улице, и учитывая тенденцию (рост по сравнению с 1991 г. на 30%) их число летом следующего года еще более увеличится.Кроме того, учитывая значительный рост подростковой преступности (только за 11 месяцев 1992 года по городу он составил 18,7% к прошлому году), дворовые клубы могут сыграть и ключевую роль в профилактической работе среди детей и молодежи.

В то время как школа фактически ограничивает свою работу только  обучением, сворачивая свою деятельность по внеучебным формам воспитания, возрастает значение подростковых клубов.Сегодня из большинства школ ушли и детские общественные организации, которые при всех своих недостатках выполняли очень важную функцию социализации детей и подростков.Адаптируясь к такой ситуации, общественные детские и молодежные организации должны иметь возможность использования дворовых клубов в качестве базы для своей работы.Дворовые клубы имеют возможности и для реабилитации многопрофильных программ.Кроме того, помимо традиционных форм работы детских клубов: спортивные секции, кружки и клубы по интересам, необходимо развивать и новые, направленные на решение проблем детской трудовой и досуговой занятости и развитие творческих наклонностей детей и подростков.

2.Проблематика работы клубов по месту жительства

Исходя из анализа существующего положения в работе с детьми и  подростками по месту жительства, можно выделить основные проблемы детских клубов5

2.1.Отсутствие единой государственной концепции работы по месту  жительства:

- разобщенность различных государственных структур;

- отсутствие необходимых нормативных актов;

- отсутствие (недостаточность) горизонтальной и вертикальной  информации;

- отсутствие работающей управленческой системы.

2.2.Проблема кадров:

- уход квалифицированных кадров в другие структуры;

- разрушена система повышения образования.

2.3.Проблема помещений:

- незаинтересованность ведомств в сохранении помещений для  работы по месту жительства;

- ремонт;

- арендная плата;

- строительство новых;

- эффективное (комплексное) использование;

- телефонизация.

2.4.Слабая научно-методическая работа:

- отсутствие новых методик;

- слабые вертикальные и горизонтальные связи между клубами;

- стереотипы отношения к работе по месту жительства.

2.5.Финансовые проблемы:

- сокращение (прекращение) финансирования от прежних источников  (ведомств, нар. образования, ВЛКСМ и др.);

- слабое подключение новых источников;

- отсутствие юридического статуса.

3.Подходы к решению проблемы

Принимая во внимание направленность современных социальных  процессов в нашем обществе и хода переструктурирования механизма взаимодействия государственных и общественных органов и организаций, сегодня единственной структурой, которая могла бы наиболее оптимально заниматься вопросами координации работы с детьми и подростками по месту жительства является отдел по делам молодежи (ОДМ).

Отдел по делам молодежи - это чисто государственный орган,  ответственный на своем уровне за осуществление молодежной политики и в то же время у него сильная связь с молодежными и детскими общественными организациями и коллективами.

Комитет по делам молодежи администрации г. Екатеринбурга видит  необходимость в реорганизации работы по месту жительства, в том числе поддержки деятельности дворовых клубов в направлениях:

а)создание механизма государственной поддержки детских и  подростковых клубов.Нормативно-правовое обеспечение деятельности клубов, определение их статуса;

б)координация деятельности государственных и общественных  структур по работе с детьми и молодежью по месту жительства;

в)реорганизация клубной работы.Информационно-методическая  работа.Создание инновационных площадок.

г)сохранение и поддержание помещений, выделенных под детские  клубы;

д)занимается нормотворческой деятельностью на уровне городской  администрации;

е)собирает информационно-статические данные о работе МПК;

ж)готовит вопросы о работе МПК на заседания городского КС;

з)контролирует деятельность КДМ районов по работе с МПК;

и)решает другие вопросы деятельности МПК на уровне города.

3.3.Комитеты (отделы) по делам молодежи районов:

а)решают вопросы создания, инспектирования и координации  деятельности МПК;

б)осуществляет прием на работу и увольнение  педагогов-организаторов МПК, руководство и контроль за их деятельностью, проведение аттестации педагогов-организаторов;

в)осуществляет подбор, расстановку, подготовку и повышение  квалификации кадров МПК;

г)решают вопросы финансирования и развития материальной базы  клубов, отвечают за инвентаризацию, техническое состояние клубов;

д)осуществляют организационную и методическую помощь  клубам. Анализируют работу МПК;

е)выносят вопросы по работе МПК на заседания местного КС,  органов исполнительской власти;

ж)организуют районные мероприятия по месту жительства, выступают  инициатором новых программ;

з)ведут документацию по клубам.Собирают необходимую информацию  по МПК;

и)решают вопросы социальной защиты работников МПК;

к)определяют содержание деятельности МПК;

л)решают другие вопросы деятельности МПК на муниципальном уровне.

Для решения финансовых вопросов в штат КДМ (отдела) города  (района) может приниматься бухгалтер, который осуществляет контроль за расходованием финансов, ведет бухгалтерские финансово-расчетные операции, проводит счета, составляет фин. отчет о расходовании средств.

Для осуществления перечисленных функций необходимо укрепление и  развитие структуры муниципальных КДМ.

3.4.Финансирование МПК.

Финансирование деятельности МПК осуществляется на основе  государственного субсидирования и частичного самофинансирования.

Основными источниками финансирования могут являться:

- государственные субсидии и дотации;

- средства местного бюджета;

- средства организаций-учредителей клуба;

- средства, полученные от собственной хозяйственной деятельности;

- добровольные взносы и поступления от предприятий, организаций  и учреждений, учебных заведений, общественных организаций, частных лиц;

- ассигнования на оплату труда работников клубов,  предусмотренные в сметах муниципальных органов народного образования, других учреждений, организаций и предприятий;

- прочие поступления, не запрещенные действующим  законодательством.

На сегодня первоочередным является создание на местах  непосредственно механизма финансирования деятельности МПК с обязательным выделением соответствующей статьи расходов в бюджетах города и районах.По нашим расчетам для развития и финкционирования деятельности МПК и целевого содержания ставок работников клубов на 1993 год в городе необходимо выделить 194,400

млн. рублей из районных бюджетов.

4.Основные этапы реализации программы

4.1.В третьем квартале 1993 года решить вопросы, связанные с  правовым, экономическим статусом МПК и его работников, выпустить соответствующие документы: решения, постановления, предусмотреть необходимое выделение средств.

4.2.В срок до 30 сентября 1993 г. закончить реорганизацию МПК и  создать механизм руководства и координации деятельности клубов.

4.3.Во втором полугодии провести социологические исследования по  работе с детьми и молодежью по месту жительства.

4.4.В срок до 15 сентября 1993 г. подготовить предложения по  механизму подготовки и обучения кадров МПК.

4.5.В течение года создать несколько экспериментальных  площадок, МПК.

4.6.В декабре 1993 г. собрать необходимую информацию и провести  анализ организационных мероприятий по работе с МПК.

Программа "Муниципальный подростковый клуб" является составной  частью областной программы КДМ по "Реорганизации и поддержке детских и подростковых клубов по месту жительства"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»