ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 июля 1993 года N 350
О реорганизации деятельности детских и подростковых клубов
по месту жительства
В целях обеспечения выполнения Указа Президента РФ N 1075 от 16.09.92 г. "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" и решения Президиума городского Совета народных депутатов N 338 от 28.11.91 г. "О реорганизации деятельности педагогов-организаторов по проведению воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства", решения малого Совета городского Совета N 62 от 29.04.93 г. "О реорганизации деятельности детских и подростковых клубов по месту жительства" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Запретить передачу помещений, выделенных для работы с молодежью и организации досуга по месту жительства, для иных целей.
2.Утвердить программу "Муниципальный детский и подростковый клуб" (приложение N 1).Финансирование программы производить в счет средств , предусмотренных областной программой "Реорганизация и поддержка детских и подростковых клубов по месту жительства".
3.Комитету по делам молодежи (Морозов А.М.), управлению народного образования (Назаров В.Л.):
- в срок до 01.10.93 г. реорганизовать детские и подростковые клубы по месту жительства в муниципальные детские и подростковые клубы, как центры организации досуга детей и молодежи и учреждения дополнительного образования;
- в срок до 10.09.93 г. разработать Положение о муниципальном детском и подростковом клубе, Положение о педагоге-организаторе муниципального детского и подросткового клуба;
- в срок до 01.09.93 г. подготовить перечень помещений, передаваемых для оперативной работы комитетам, отделам по делам молодежи для организации работ с детьми и молодежью по месту жительства;
- в срок до 01.10.93 г.определить в установленном порядке территориальный заказ для высших учебных заведений педагогического профиля города на подготовку педагогических кадров для работы с детьми и молодежью по месту жительства.
4.Главам администраций районов:
- в срок до 01.09.93 г. провести инвентаризацию помещений детских и подростковых клубов, других помещений для работы с молодежью по месту жительства, а также их материально-технических ресурсов.
5.Главархитектуре (Белянкин Г.И.) при проектировании жилья предусматривать в обязательном порядке вынесенные помещения для работы с детьми и молодежью по месту жительства.
6.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на зам.главы администрации т.Матвеева М.Н.
Глава администрации А.М.Чернецкий
Приложение N 1
к постановлению главы администрации
города Екатеринбурга
от 07.07.93 г. N 350
ПРОГРАММА
Комитета по делам молодежи администрации города Екатеринбурга
"Муниципальный подростковый клуб"
1.Анализ ситуации
Проведение радикальных социально-экономических реформ коренным образом повлияло на условия деятельности всей социальной сферы.Эти процессы привели к резкому сокращению учреждений, работающих в этой сфере, росту платных услуг и, естественно, к сокращению числа подростков и молодежи, занимающихся в кружках, секциях и других формах деятельности по месту жительства.Все это выразилось в кризисной ситуации, сложившейся с детскими и подростковыми клубами.
Дворовые клубы реализуют программы многоплановой социализации детей и подростков и занимают одно из важных мест в системе внешкольного воспитания и формирования личности ребенка.В г. Екатеринбурге в 1991 году существовало около 150 детских и подростковых клубов по месту жительства.В их работе принимало участие более 15000 детей и подростков.В настоящее время многие клубы, находящиеся в ведомственном подчинении, фактически прекратили свою деятельность. Со стороны ведомств игнорируются решения местных органов власти и Указа Президента РФ о запрещении использования клубов по месту жительства не по назначению.Кроме того, государственные и ведомственные клубы испытывают огромные финансовые и материально-технические затруднения.Сокращается численность педагогов и руководителей кружков и секций.Многие клубы работают формально.
В то же время в детской и подростковой среде потребность в деятельности клубов очень высока.По результатам социальных исследований 60% детей и подростков, испытывающих потребность в общении со сверстниками, осуществляют ее во дворе, на улице, в подвалах.Среди подростков ярко выражена ориентация на "камерные" формы досуга, в которых осуществляется непосредственная коммуникативная деятельность, что немаловажно, вблизи от дома.Тем более усиливается значимость клубной работы в связи с тем, что 57% детей и подростков в 1992 году проводили свои летние каникулы во дворе или на улице, и учитывая тенденцию (рост по сравнению с 1991 г. на 30%) их число летом следующего года еще более увеличится.Кроме того, учитывая значительный рост подростковой преступности (только за 11 месяцев 1992 года по городу он составил 18,7% к прошлому году), дворовые клубы могут сыграть и ключевую роль в профилактической работе среди детей и молодежи.
В то время как школа фактически ограничивает свою работу только обучением, сворачивая свою деятельность по внеучебным формам воспитания, возрастает значение подростковых клубов.Сегодня из большинства школ ушли и детские общественные организации, которые при всех своих недостатках выполняли очень важную функцию социализации детей и подростков.Адаптируясь к такой ситуации, общественные детские и молодежные организации должны иметь возможность использования дворовых клубов в качестве базы для своей работы.Дворовые клубы имеют возможности и для реабилитации многопрофильных программ.Кроме того, помимо традиционных форм работы детских клубов: спортивные секции, кружки и клубы по интересам, необходимо развивать и новые, направленные на решение проблем детской трудовой и досуговой занятости и развитие творческих наклонностей детей и подростков.
2.Проблематика работы клубов по месту жительства
Исходя из анализа существующего положения в работе с детьми и подростками по месту жительства, можно выделить основные проблемы детских клубов5
2.1.Отсутствие единой государственной концепции работы по месту жительства:
- разобщенность различных государственных структур;
- отсутствие необходимых нормативных актов;
- отсутствие (недостаточность) горизонтальной и вертикальной информации;
- отсутствие работающей управленческой системы.
2.2.Проблема кадров:
- уход квалифицированных кадров в другие структуры;
- разрушена система повышения образования.
2.3.Проблема помещений:
- незаинтересованность ведомств в сохранении помещений для работы по месту жительства;
- ремонт;
- арендная плата;
- строительство новых;
- эффективное (комплексное) использование;
- телефонизация.
2.4.Слабая научно-методическая работа:
- отсутствие новых методик;
- слабые вертикальные и горизонтальные связи между клубами;
- стереотипы отношения к работе по месту жительства.
2.5.Финансовые проблемы:
- сокращение (прекращение) финансирования от прежних источников (ведомств, нар. образования, ВЛКСМ и др.);
- слабое подключение новых источников;
- отсутствие юридического статуса.
3.Подходы к решению проблемы
Принимая во внимание направленность современных социальных процессов в нашем обществе и хода переструктурирования механизма взаимодействия государственных и общественных органов и организаций, сегодня единственной структурой, которая могла бы наиболее оптимально заниматься вопросами координации работы с детьми и подростками по месту жительства является отдел по делам молодежи (ОДМ).
Отдел по делам молодежи - это чисто государственный орган, ответственный на своем уровне за осуществление молодежной политики и в то же время у него сильная связь с молодежными и детскими общественными организациями и коллективами.
Комитет по делам молодежи администрации г. Екатеринбурга видит необходимость в реорганизации работы по месту жительства, в том числе поддержки деятельности дворовых клубов в направлениях:
а)создание механизма государственной поддержки детских и подростковых клубов.Нормативно-правовое обеспечение деятельности клубов, определение их статуса;
б)координация деятельности государственных и общественных структур по работе с детьми и молодежью по месту жительства;
в)реорганизация клубной работы.Информационно-методическая работа.Создание инновационных площадок.
г)сохранение и поддержание помещений, выделенных под детские клубы;
д)занимается нормотворческой деятельностью на уровне городской администрации;
е)собирает информационно-статические данные о работе МПК;
ж)готовит вопросы о работе МПК на заседания городского КС;
з)контролирует деятельность КДМ районов по работе с МПК;
и)решает другие вопросы деятельности МПК на уровне города.
3.3.Комитеты (отделы) по делам молодежи районов:
а)решают вопросы создания, инспектирования и координации деятельности МПК;
б)осуществляет прием на работу и увольнение педагогов-организаторов МПК, руководство и контроль за их деятельностью, проведение аттестации педагогов-организаторов;
в)осуществляет подбор, расстановку, подготовку и повышение квалификации кадров МПК;
г)решают вопросы финансирования и развития материальной базы клубов, отвечают за инвентаризацию, техническое состояние клубов;
д)осуществляют организационную и методическую помощь клубам. Анализируют работу МПК;
е)выносят вопросы по работе МПК на заседания местного КС, органов исполнительской власти;
ж)организуют районные мероприятия по месту жительства, выступают инициатором новых программ;
з)ведут документацию по клубам.Собирают необходимую информацию по МПК;
и)решают вопросы социальной защиты работников МПК;
к)определяют содержание деятельности МПК;
л)решают другие вопросы деятельности МПК на муниципальном уровне.
Для решения финансовых вопросов в штат КДМ (отдела) города (района) может приниматься бухгалтер, который осуществляет контроль за расходованием финансов, ведет бухгалтерские финансово-расчетные операции, проводит счета, составляет фин. отчет о расходовании средств.
Для осуществления перечисленных функций необходимо укрепление и развитие структуры муниципальных КДМ.
3.4.Финансирование МПК.
Финансирование деятельности МПК осуществляется на основе государственного субсидирования и частичного самофинансирования.
Основными источниками финансирования могут являться:
- государственные субсидии и дотации;
- средства местного бюджета;
- средства организаций-учредителей клуба;
- средства, полученные от собственной хозяйственной деятельности;
- добровольные взносы и поступления от предприятий, организаций и учреждений, учебных заведений, общественных организаций, частных лиц;
- ассигнования на оплату труда работников клубов, предусмотренные в сметах муниципальных органов народного образования, других учреждений, организаций и предприятий;
- прочие поступления, не запрещенные действующим законодательством.
На сегодня первоочередным является создание на местах непосредственно механизма финансирования деятельности МПК с обязательным выделением соответствующей статьи расходов в бюджетах города и районах.По нашим расчетам для развития и финкционирования деятельности МПК и целевого содержания ставок работников клубов на 1993 год в городе необходимо выделить 194,400
млн. рублей из районных бюджетов.
4.Основные этапы реализации программы
4.1.В третьем квартале 1993 года решить вопросы, связанные с правовым, экономическим статусом МПК и его работников, выпустить соответствующие документы: решения, постановления, предусмотреть необходимое выделение средств.
4.2.В срок до 30 сентября 1993 г. закончить реорганизацию МПК и создать механизм руководства и координации деятельности клубов.
4.3.Во втором полугодии провести социологические исследования по работе с детьми и молодежью по месту жительства.
4.4.В срок до 15 сентября 1993 г. подготовить предложения по механизму подготовки и обучения кадров МПК.
4.5.В течение года создать несколько экспериментальных площадок, МПК.
4.6.В декабре 1993 г. собрать необходимую информацию и провести анализ организационных мероприятий по работе с МПК.
Программа "Муниципальный подростковый клуб" является составной частью областной программы КДМ по "Реорганизации и поддержке детских и подростковых клубов по месту жительства"