ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 1995 года N 277

Об утверждении программы Свердловской области
"Вакцинопрофилактика" на 1995 - 1997 гг.

В последние годы на территории Свердловской области резко ухудшилась обстановка по инфекционным заболеваниям, против которых имеются достаточно надежные меры защиты - иммунизация специфическими вакцинами.

Однако некоторые из этих заболеваний приняли эпидемический характер распространения на большинстве административных территорий области.

Так, заболеваемость дифтерией выросла в 14 раз, клещевым энцефалитом более чем в 5, коклюшем - в 4 раза при увеличении числа случаев со смертельными исходами от этих заболеваний.

По уровню заболеваемости инфекциями, управляемыми вакцинацией, Свердловская область стоит значительно выше ряда территорий Российской Федерации. Сложившаяся неблагополучная обстановка по ряду заболеваний является прямым следствием серьезных недостатков в организации и выполнении вакцинопрофилактики.

При регистрируемом ухудшении показателей здоровья у многих детей ранних возрастов отмечается в большинстве случаев совершенно необоснованное негативное отношение к их профилактической вакцинации. В то же время недостаточно внедряются щадящие методы вакцинации.

В связи с этим остается угрожаемо низкий процент охвата прививками детей первого года жизни против дифтерии, полиомиелита, коклюша; детей 2-летнего возраста против кори.

Не уделяется должного внимания специфической иммунизации взрослого населения.

В результате всего этого отмечается низкий уровень специфического иммунитета у большей части населения области.

Недостаточная осведомленность населения о значении вакцинации, а во многих случаях негативное отношение к ней, является прямым следствием неудовлетворительного, а в ряде случаев непрофессионального освещения этой проблемы в прессе и других средствах массовой информации.

Не решены некоторые правовые вопросы вакцинации населения. Не разработан механизм действия ряда статей Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Имеются существенные недостатки в специализированной подготовке медицинских работников по вопросам организации и проведения специфической профилактики населения.

До настоящего времени в связи с финансовыми затруднениями не созданы должные условия в медицинских учреждениях транспортировки и хранения вакцин и других иммунологических препаратов.

Решение проблемы специфической профилактики инфекционных заболеваний является государственной задачей и требует реализации комплексной программы, в выполнении которой должны принять активное участие все заинтересованные службы, а также организации и учреждения области.

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить программу Свердловской области "Вакцинопрофилактика" на 1995 - 1997 гг. и технико-экономическое ее обоснование (прилагаются).

2. Финансовому управлению администрации области предусмотреть финансирование затрат на выполнение программы "Вакцинопрофилактика" в 1995 - 1997 гг.

3. Предложить главам администраций городов и районов в соответствии с утвержденной программой разработать программу вакцинопрофилактики города, района с привлечением к ее выполнению всех заинтересованных служб, организаций и учреждений. Предусмотреть выделение средств на ее финансирование.

4. Руководителям всех средств массовой информации населения обеспечить освещение задач и значения программы Свердловской области "Вакцинопрофилактика" на 1995 - 1997 гг.

5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации Блохина А.Б.

Глава администрации области
А.Л.Страхов


УТВЕРЖДЕНА
постановлением главы
администрации
Свердловской области
от 29.05.95  N 277

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Свердловской области на 1995 - 1977 г.
"Вакцинопрофилактика"

Цели Областной программы

Целью Областной программы является ликвидация, снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами вакцинопрофилактики, в том числе:

- ликвидация полиомиелита к 2000 году;

- ликвидация столбняка;

- снижение заболеваемости дифтерией до единичных случаев к 2000 году, предупреждение летальных исходов от этой инфекции;

- снижение заболеваемости коклюшем до уровня 5 случаев на 100 тыс. населения к 1997 г.;

- снижение заболеваемости корью до единичных случаев к 2000 году;

- снижение заболеваемости клещевым энцефалитом;

- снижение заболеваемости вирусным гепатитом В и краснухой, поддержание заболеваемости туляремией на уровне единичных случаев

Задачи Областной программы

1. Достижение высокого уровня охвата населения профилактическими прививками, в т.ч.:

1.1. Охвата детей в возрасте 1 года прививками против полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, туберкулеза, а также детей в возрасте 2-х лет против кори и паротита до уровня 99% к 1997 году.

1.2. Охвата иммунизацией против дифтерии, столбняка, туберкулеза взрослого населения до уровня 95% и клещевого энцефалита до уровня 65% к 1995 году.

1.3. Охвата прививками против гепатита В и краснухи контингента риска.

2. Создание единой информационной системы в области по учету документальной привитости населения и серологическому.

3. Создание эффективной системы транспортировки, хранения и учета препаратов для вакцинопрофилактики.

4. Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики.

5. Улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики.

6. Проведение научных исследований по вопросам вакцинопрофилактики.

НАУЧНОЕ И ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа Свердловской области "Вакцинопрофилактика" на 1995-1997 гг. разработана с учетом накопленного в стране многолетнего опыта работы по этой проблеме, рекомендаций Всемирной организации здравоохранения по иммунизации, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, в соответствии с Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также с учетом государственных программ "Дети России", "Конверсия", научно-технической госпрограммы "Борьба с наиболее распространенными заболеваниями". Программа предусматривает обязательность проведения прививок для населения Свердловской области против дифтерии, коклюша, полиомиелита, столбняка, кори, туберкулеза и клещевого энцефалита.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для достижения поставленных целей и задач программа предусматривает выполнение следующих мероприятий:

1. Внедрение положений программы "Вакцинопрофилактика", определяющих государственную политику в этой проблеме.

2. Разработку медико-иммунологических и санитарноэпидемиологических правил вакцинопрофилактики.

3. Пересмотр медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок и совершенствование календаря проф. прививок.

4. Создание единой информационной системы в области по учету привитости населения и серологическому контролю.

5. Бесперебойное снабжение в требуемых количествах одноразовыми шприцами и необходимыми иммунобиологическими препаратами всех лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих работу по вакцинации. Создание эффективной системы транспортировки, хранения и учета препаратов для вакцинопрофилактики.

6. Обеспечение контроля качества поступающих вакцин и других иммунологических препаратов.

7. Улучшение подготовки кадров по специфической иммунизации населения и включение вопросов вакцинопрофилактики в квалификационные характеристики всех врачей и средних медицинских работников при аттестации их на категорию.

8. Совершенствование работы кабинетов иммунопрофилактики, иммунологических комиссий.

9. Организация работы прививочных бригад для проведения вакцинопрофилактики в отдаленных населенных пунктах и по эпидпоказаниям, разработка типового положения об организации их работы.

10. Создание постоянной информационно-пропагандистской системы по вопросам эффективности вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний, включая ежегодную разработку и выпуск массовым тиражом различных санитарно-просветительных материалов, подготовку и проведение тематических радио- и телепередач, видеоклипов, теле- и кинофильмов, организацию их демонстрации в кинотеатрах, трансляции и показа по государственным, ведомственным и коммерческим каналам радиовещания и телевидения.

11. Проведение научных исследований по вопросам вакцинопрофилактики.

Одним из важных направлений программы является совершенствование информационно-аналитической системы эпиднадзора за инфекционными заболеваниями, управляемыми методами вакцинации.

Для этого предусматривается:

- создание системы информационного обеспечения органов и учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы на федеральном, областном и территориальном уровнях;

- внедрение системы мониторинга за уровнем охвата населения прививками, за состоянием коллективного иммунитета населения с использованием эпидемиологических методов и серологических исследований;

- оснащение санитарно - эпидемиологических и лечебно профилактических учреждений компьютерной техникой, средствами телекоммуникационной связи, лабораторным оборудованием, диагностикумами и тест-системами.

В целях улучшения подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики планируется:

- разработка и внедрение в практику специальных дифференцированных учебных программ по вопросам вакцинопрофилактики для студентов медицинского института и училищ, врачей и средних медицинских работников;

- утверждение факультета повышения квалификации врачей Уральского медицинского института как регионального организационно - методического центра подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики;

- подготовка и издание специальных руководств по вакцинопрофилактике;

- учебных и методических материалов, тематических обзоров, бюллетеней;

Создание эффективной системы транспортировки и хранения иммунологических препаратов, от которой во многом зависит их специфическая эффективность и безопасность, предусматривает:

- разработку и внедрение в практику санитарно-эпидемиологических правил хранения и транспортировки медицинских и иммунобиологических препаратов;

- обеспечение условий хранения и транспортировки иммунобиологических препаратов на всех этапах с момента их поступления в область;

- целевое выделение учреждениям здравоохранения, государственной санитарно-эпидемиологической службе, объединению "Фармация", аэропорту "Кольцово", железнодорожной службе и специализированному почтовому отделению, участвующим в транспортировке, временном или длительном хранении биопрепаратов, стационарного холодильного оборудования (морозильных камер, холодильников), специального рефрижераторного и высокопроходимого автотранспорта.

Для обеспечения действенного контроля за качеством поступающих в область иммунопрепаратов планируется создание регионального отделения контроля на базе Областного государственного центра санитарно-эпидемиологического надзора; разработка предложений по совершенствованию нормативной базы по контролю за качеством биопрепаратов для вакцинации; разработка санитарных правил по указанным вопросам; решение вопроса о реконструкции и технологическом переоснащении предприятия по производству иммунобиологических препаратов при Екатеринбургском институте вирусных инфекций в 1993 - 1995 гг.

Проведение прикладных исследований по решению оперативных задач иммунопрофилактики предусматривает прежде всего изучение специфического иммунитета к прививаемым инфекциям и иммунологические показатели у различных контингентов населения, разных групп здоровья детей; отработку технологии вакцинации детей групп "риска", организацию системы подготовки детей из групп "риска" к иммунизации.

Управление и механизм реализации программы

Эффективность реализации программы обеспечивается организацией постоянного контроля, проведением комплексной оценки хода ее выполнения с последующей необходимой корректировкой при обязательной разработке и реализации городских, районных программ, утвержденных местными органами исполнительной власти.

Организационно-методическая работа по реализации программы возлагается на областной консультативный совет в следующем составе:

Романенко В.В. - заместитель Главного государственного санитарного врача Свердловской области, руководитель программы, председатель консультативного совета.

Члены совета:

1. Глинских Н.П. - директор Екатеринбургского научно исследовательского института вирусных инфекций.

2. Фомин В.В. - руководитель областного иммунологического центра, заведующий кафедрой детских инфекций Уральского государственного медицинского института.

    3.    Филипова    Г.З.     -    зам.директора     департамента
здравоохранения.

4. Слободенюк А.В. - зав.кафедрой эпидемиологии Уральского государственного медицинского института.

5. Пономарев Д.Н. - заведующий отделом карантинных и природно-очаговых заболеваний областного центра госсанэпиднадзора.

6. Шелкова Е.С. - заведующая отделом профилактики инфекционных заболеваний областного центра госсанэпиднадзора.

На каждой административной территории Свердловской области создаются территориальные консультативные советы одновременно с утверждаемой местной программой "Вакцинопрофилактика".

Руководителям и членам консультативных советов предоставляются права контроля за реализацией программы заинтересованными службами, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности.

Консультативные советы проводят обоснование финансирования программы, корректировку финансовых затрат и представляют ежегодный отчет о ходе реализации программы для рассмотрения в соответствующих органах исполнительной власти.

Территориальные консультативные советы ежегодно отчитываются по деятельности областному консультативному совету.

Областному консультативному совету представляется право выносить на рассмотрение органов исполнительной власти материалы при необходимости корректировки программ, обоснования дополнительных расходов и по др.организационным вопросам.

Финансирование программы из областного бюджета будет проводиться для выполнения разделов работы, перечисленных в приложении технико-экономического обоснования реализации программы на 1995 - 1997 гг.

Территориальные программы должны финансироваться из местных бюджетов на выполнение следующих мероприятий:

- достижение высокого уровня охвата детей и взрослого населения профилактическими прививками (совершенствование кабинетов иммунопрофилактики, обеспечение лечебно профилактических учреждений дополнительным количеством вакцин, одноразовых шприцев и др.);

- создание на местах эффективной системы транспортировки и хранения препаратов;

- создание эффективной системы эпиднадзора за прививаемыми инфекциями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»