ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 1996 года N 525-п

О ВОЗРОЖДЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА ВЕРХОТУРЬЕ

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 18.11.1996 N 963-П)


Город Верхотурье основан в 1598 году и является не только одним из наиболее знаменитых исторических и культурных мест, но и православным религиозным центром Урала и России. Ценность города, прежде всего, составляют исторические объекты, сохранившие неизменными архитектурно-художественные стили, уникальные памятники архитектуры и градостроительства, элементы природного ландшафта. Целесообразно сохранить исторический облик города, ведущие градостроительные комплексы Николаевского и Покровского монастырей, Кремля, православные храмы и другие исторические, уникальные памятники архитектуры.

Во исполнение Постановления Главы администрации области от 13 октября 1992 года N 200 "О подготовке к 400-летию города Верхотурье" органы исполнительной власти Свердловской области и Верхотурского района предприняли определенные меры.

Развернуты работы по реставрации и консервации памятников истории и культуры, выполняются научные и археологические исследования, разработан генеральный план застройки территории г. Верхотурье, строится ряд объектов социального назначения и коммунального хозяйства.

По проблемам сохранения, восстановления и современного использования памятников архитектуры города выполнены экспериментальные проекты, макеты, опубликованы научные труды.

Однако из-за недостатка финансовых средств, отвлечения части их на ликвидацию стихийного бедствия программа подготовки к 400 - летию города Верхотурье выполняется с отставанием по срокам и объемам работ.

В целях исполнения Указа Губернатора Свердловской области N 42 от 13 февраля 1996 года и обеспечения подготовки к 400-летию города Верхотурье Правительство Свердловской области постановляет:

1. Согласиться в основном с генеральным планом города Верхотурье, разработанным институтом "Уралгражданпроект" в 1994 году по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Свердловской области, и Концепцией развития города Верхотурье и возрождения его историко-культурного наследия на 1996 - 2005 годы (прилагается).

2. С целью концентрации финансовых средств, расширения источников финансирования, привлечения коммерческих структур, частного отечественного и иностранного капитала, пожертвований создать Фонд преображения г. Верхотурье.

Комитету по управлению госимуществом Свердловской области выступить учредителем Фонда.

3. Утвердить мероприятия по социально-экономическому развитию г. Верхотурье на 1996 - 2005 годы (прилагаются).

4. Утвердить мероприятия по реставрации и восстановлению памятников истории и культуры г. Верхотурье на 1996 - 2005 годы (прилагаются).

5. Утвердить мероприятия по архитектурному благоустройству г. Верхотурье на 1996 - 1998 годы (прилагаются).

6. Просить Губернатора Свердловской области, с целью координации работ по возрождению исторического наследия города Верхотурье и контролю за ходом реализации мероприятий по подготовке к 400-летию города, создать представительство Губернатора Свердловской области в г. Верхотурье.

7. Управляющему Северным округом (Михель В.Е.), главам администраций городов и районов области провести организационную работу по участию предприятий и организаций в формировании Фонда возрождения г. Верхотурье и выполнении учрежденных мероприятий (приложения 2, 3 и 4). Определить участие и конкретный вклад каждого города и района в выполнение утвержденных мероприятий.

8. Рекомендовать Ассоциации товаропроизводителей (Федоров А.И., Семенов В.Н.) рассмотреть на заседании Ассоциации и определить конкретный вклад акционерных обществ и предприятий в восстановление и реставрацию исторических памятников г. Верхотурье в счет погашения задолженности предприятий и организаций областному бюджету. Комитету по экономике (Ковалева Г.А.) в течение месяца отработать предложения по перечню предприятий, номенклатуре и объемам необходимой продукции (работ, услуг).

9. Департаменту культуры Правительства области (Ветрова Н.К.) разработать программу по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 400-летию г. Верхотурье, в том числе издание рекламных проспектов, научной и исторической литературы по городу Верхотурье, проведение Международной конференции, выставок и ярмарок изделий мастеров народных промыслов и ремесел, фестивалей народного творчества, массовых народных гуляний, концертов профессиональных коллективов и т.д. Программу представить на утверждение Правительства области в IV квартале 1996 года.

10. Комитету по экономике Правительства области (Ковалева Г.А.) при формировании бюджета и перечня программ развития на 1997, 1998 и последующие годы предусматривать финансирование мероприятий по г. Верхотурье (прилагаются).

11. Департаменту финансов Правительства области (Червяков В.Ю.) обеспечить финансирование в 1997, 1998 и последующие годы мероприятий подготовки к 400-летию и возрождению исторического наследия города Верхотурье.

12. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.


Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ



К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 27 июня 1996 года N 525-п

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ВЕРХОТУРЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЯ ЕГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ


Город Верхотурье основан в 1598 году и относиться к числу наиболее ценных исторических мест Урала и России. Ценность города, прежде всего, составляют православные храмы, исторические структуры, сохранившие в неизменности архитектурно-художественные соотношения, уникальные памятники архитектуры и градостроительства, элементы природного ландшафта. С учетом этих исторических особенностей в 1995 году разработан генеральный план г. Верхотурье.

Год защиты проекта - 1995 г.

Работы по развитию и возрождению г. Верхотурье намечено осуществить поэтапно, в том числе: I этап - до 1998 года - подготовка к празднованию к 400-летию г. Верхотурье, II этап - 1999 - 2005 год - дальнейшее возрождение историко-культурного наследия города.


Основные градостроительные принципы, заложенные в генеральном плане, предусматривают:

- развитие города как города - памятника Российской Федерации;

- восстановление города Верхотурье как самостоятельного города, без слияния его с поселком Привокзальным и без создания в непосредственной близости от него каких-либо новых градостроительных образований;

- формирование открытой планировочной структуры с комплексом зданий административного предназначения;

- развитие г. Верхотурье как православно-религиозного центра Урала и Сибири;

- сохранение исторической планировочной структуры г. Верхотурье, комплексов архитектурных памятников и исторической среды; сохранение исторически ценных ландшафтов;

- создание охранных зон памятников истории и культуры с комплексной реставрацией застройки;

- развитие новых жилых районов на основе исторических принципов застройки г. Верхотурье, с применением традиционных типов усадебного жилья.


Планировочная структура города сохраняется в своем традиционном виде. Развитие застройки города предполагается в восточном левобережном районе на свободных территориях, а также в северном направлении за счет развития района Северный и планировочного объединения с городом поселков Мостовая и Калачик.

Сохраняется историческая структура ядра Центра города с созданием подцентров в районах Северный и Восточный, комплекса административных зданий.


Промышленно-экономическое развитие города связывается с его историческим характером как туристического и религиозного центра. Город обладает потенциалом, позволяющим ему принимать ежегодно до 370 тысяч туристов и паломников при населении города около 10 тысяч жителей. Ориентация города на туризм позволит сократить численность работающих в промышленности с 35,6% до 26% к 2010 году и увеличить долю работающих в сфере обслуживания туризма до 19%. Промышленное развитие должно происходить за счет развития обслуживающих предприятий и малого бизнеса, связанного с туризмом, местными народными промыслами, гостиничным хозяйством и общественным питанием.

Предусматривается постепенный вывод предприятий из исторических зон города с перебазированием в проектируемый промрайон в поселке Привокзальный. Сохраняемые предприятия не целесообразно увеличивать по численности работающих.

Для развития туризма предусматривается создание туристического комплекса в центральной части города, центра для приема паломников в Северном районе, музея архитектуры и туристического комплекса в восточной части города, а также СПТУ на 270 учащихся по подготовке реставраторов, культурного центра на территории Кремля и других объектов. В окрестностях города намечено создание туристских "деревень", баз для водного и конного туризма, охоты и рыболовства.


Население города: не следует допускать роста. В основном его рост должен происходить за счет естественного прироста. Расчетная численность населения в 2010 г. должна составлять от 9,7 до 12 тыс. чел. при исходной численности 9,3 тысячи в 1993 году.

Обслуживающая группа населения при развитии туризма должна возрасти с 12,9% до 19%.


Жилищное строительство намечено в объеме 57,0 тыс. кв. м нового жилья, в том числе 23,1 тыс. кв. м (40%) в виде 2-3 - этажного секционного и блокированного жилья и 33,9 тыс. кв. м (60%) в коттеджном исполнении с участками 0,15 га.

Основной объем строительства - 59% - сосредоточивается в Восточной части центрального района, 25% - в Северном районе. Общая потребность территорий для нового строительства - 54 га.

В течение проектного периода выбывает из эксплуатации 5,6 тыс. кв. м жилья, в том числе 2,8 тыс. кв. м - по ветхости и остальные - в санитарно-защитных зонах. Сокращение жилого фонда к существующему составит 1,7%, к новому строительству - 4%.

Строительство зданий административного предназначения для размещения органов государственной власти, местного самоуправления, госучреждений.


Культурно-бытовое обслуживание населения рассчитано с учетом города как туристского центра с увеличением числа пользователей КБО на 1320 человек.


Улично-дорожная сеть города запроектирована с учетом выноса транзитного движения из города. Для обеспечения непрерывности движения транспорта предусматривается создание внутреннего транспортного кольца и строительство второго автомобильного моста через р. Туру.

Протяженность транспортной сети 27 км, плотность - 2,4 км/кв. км. Уровень автомобилизации принят 90 автомобилей на 1000 жителей.


Инженерное обеспечение города предусматривает:


- строительство системы централизованного водоснабжения в объеме 2600 куб. м/сутки от подземного источника (Неромское месторождение). Система водоснабжения - кольцевая;

- строительство очистных сооружений на 2500 куб. м/сутки и сетей канализации;

- теплоснабжение от централизованных источников (6 источников общей мощностью 47,6 Гкал/час), теплоснабжение коттеджной застройки - от локальных теплоисточников;

- электроснабжение в объеме 3,43 МВт от подстанций "Фура" и "Лесохимзавод";

- централизованное газоснабжение природным газом;

- телефонизацию в объеме 2 тыс. номеров.

Генеральный план г. Верхотурье согласован надзорными службами и утвержден решением администрации Верхотурского района.

Концепция возрождения исторического наследия и благоустройства города предусматривает:

- реставрацию и восстановление исторических памятников, определяет ряд мероприятий по обновлению и благоустройству города и его окрестностей, в том числе в селе Меркушино;

- оформление въезда в города со стороны г. Екатеринбурга;

- реконструкцию и благоустройство исторического въезда Бабиновской дороги (ныне ул. Малышева);

- определение мероприятий по восстановлению и благоустройству исторической части города.

Въезд в города намечается по старой Бабиновской дороге через плотину городского пруда и завершается в исторической части города, где находятся Николаевский монастырь и Кремль.

В исторической части определены 4 приоритетные зоны реконструкции:


1. Свято-Николаевский монастырь - реконструкция и благоустройство монастыря включает в первоочередном порядке реставрацию Кресто-Воздвиженского собора, покраску стен монастыря, благоустройство территории монастыря, устройство площади для проведения массового богослужения, подсветку монастырского комплекса, устройство стоянки автомобильного транспорта.

2. Зона Кремля - предусматривается прежде всего реконструкция Свято-Троицкого Собора, косметический ремонт зданий, благоустройство и озеленение территории, мощение площади Кремля, устройство подсветки.

3. Главная городская площадь - намечается благоустройство главной площади, реконструкция дворца культуры, универмага - основная центральная зона, где предполагается проводить массовые празднества, которые включают массовые действия под открытым небом и торжественные мероприятия в здании дома культуры.

4. Зона гостиничного комплекса и гостиного двора - для формирования городской площади и завершения архитектурного ансамбля предлагается строительство гостиного двора и гостиничного комплекса.


Предлагаемые объекты строительства необходимы для обслуживания гостей города на период празднеств и на перспективное развитие туристического комплекса. В дальнейшем гостиничный комплекс частично может быть использован как жилье для малосемейных.

Вдоль основного исторического въезда - восстановление и комплексный ремонт фасадов домов, ремонт дорог, устройство тротуаров, реконструкция озеленения (стрижка кустарников и деревьев).

Реконструкции и благоустройству подлежат следующие улицы: Дидковского, Ленина, Карла Маркса, Свободы, Советская, Комсомольская, Ершова, Клубная.

Одновременно этим улицам необходимо вернуть их историческое название.

В кварталах жилой застройки с 1 по 16 предполагается частичная реконструкция, покраска, устройство ограждений, палисадников, обновление кровли, проведение косметического ремонта зданий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»