Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 1996 года N 1047-п

О "Программе привлечения иностранных инвестиций
в экономику  Свердловской области в 1997 г."

____________________________________________________________________
Утратило силу с 30 января 2010 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 15 октября 2009 года N 1401-ПП

____________________________________________________________________


В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 года N 1016 "О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", от 8 февраля 1996 года N 123 "О федеральной программе развития экспорта" и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области, в целях стимулирования привлечения иностранных инвестиций в экономику Свердловской области, Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить "Программу привлечения иностранных инвестиций в экономику Свердловской области в 1997 г." (прилагается).

2. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Председатель Правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев


УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 26 декабря 1996 года N 1047-п


ПРОГРАММА
привлечения иностранных инвестиций в экономику
Свердловской области в 1997 году

Содержание

1. Введение.

    2.  Виды инвестиционной деятельности на территории
        Свердловской области.

    3.  Роль и место иностранных инвестиций в экономике
        области.

    4.  Создание благоприятного инвестиционного климата.

    5.  Условия формирования инвестиционной политики
        Свердловской области.

    6.  Предпосылки роста инвестиций.

7. Основные принципы формирования инвестиционной политики.    8. Правовое обеспечение инвестиционного процесса.

    9.  Особые требования к деятельности иностранных
        инвесторов.

    10. Приложение 1. План мероприятий.

    11. Приложение 2. Список инвестиционных проектов,
        участвующих в конкурсах на право получения банковских
        и правительственных гарантий.

    12. Приложение 3. Перечень объектов незавершенного
        строительства промышленного назначения, рекомендуемых к
        использованию с привлечением иностранных инвесторов.

Введение

В Российской Федерации идет сложный процесс формирования открытой рыночной экономики. Одна из важнейших сторон этого процесса - либерализация внешнеэкономической деятельности. Переход к открытой экономике и либерализация всего комплекса внешнеэкономических связей страны открывают новые возможности для иностранных инвестиций.

Государственное регулирование иностранных инвестиций в российскую экономику до сих пор остается спонтанным, противоречивым и малоэффективным. Это связано с отсутствием четко обозначенных приоритетов развития экономики и сформулированной концепции национальных интересов, без чего невозможно создать достаточно эффективный механизм инвестирования, обеспеченный комплексной законодательной базой, действующими исполнительными структурами, жесткой системой контроля и санкций. Кроме того, сказывается отсутствие достоверной и своевременной информации о реальном объеме иностранного капитала в стране, о сферах его применения, степени совпадения интересов иностранных инвесторов, отечественных предпринимателей и российского общества в целом.

Программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Свердловской области разработана в соответствии с "Комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", "Договором и Соглашениями о разграничении предметов совместного ведения между Правительством Российской Федерации и Правительством Свердловской области", Уставом Свердловской области и Программой действий Правительства Свердловской области по реализации Договора и Соглашений.

Программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Свердловской области (в дальнейшем - Программа) исходит из того, что:

- ряд отраслей экономики Свердловской области, как и в целом по России, находится в состоянии спада, стагнации и испытывает инвестиционный голод;

- главной проблемой экономики становится обеспечение расширенного воспроизводства, которое невозможно без привлечения инвестиций, в том числе и иностранных;

- задача выхода на внешние рынки и включения в систему международного разделения труда требует привлечения новых технологий, новых схем организации производства и маркетинга, что проще делать в условиях взаимодействия с иностранными инвесторами;

- иностранные инвестиции предпочтительнее кредитов, так как не увеличивают и без того значительный долг России, так как:

        - служат дополнительным источником капитальных вложений в
          производство товаров и  услуг, разработку технологий,
          передовых методов управления и т. д.;
        - не ложатся бременем на внешний долг государства,
          напротив, способствуют получению средств для его
          погашения;
        - обеспечивают определенную интеграцию национальной
          экономики в мировую благодаря производственной и
          научно - технической кооперации;

- количество и качество инвестиций в экономику Свердловской области определяется степенью привлекательности ее инвестиционного климата, что является комплексной характеристикой, включающей в себя совокупность политических, социально - экономических, социально - культурных, организационно - правовых и географических факторов, присущих области и определяющих, в конечном счете, степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования;

- происходящие в России процессы при всей их противоречивости характеризуются постепенным общим улучшением инвестиционного климата, что проявляется пока в снижении инфляции и уменьшении ставки рефинансирования;

- пример развитых стран Востока и развивающихся стран третьего мира показывает, что иностранные инвестиции, при наличии продуманной программы привлечения инвестиций, могут оказывать благоприятное влияние на экономику страны;

- существуют отрасли экономики и отдельные виды деятельности, где для иностранного капитала должны быть установлены ограничения в случаях, когда происходит монополизация в производстве отдельных видов промышленной продукции, усиливается безработица, оказывается неблагоприятное экологическое воздействие, возникает угроза национальной безопасности;

- иностранные инвестиции не способны компенсировать недостаток отечественных инвестиций. Активизация иностранных инвестиций может происходить только на фоне успешной деятельности отечественных инвесторов.

1. Виды инвестиционной деятельности на территории
Свердловской области

Переход к рыночным механизмам обеспечения расширенного воспроизводства нарушил привычные способы централизованных капиталовложений. Происходящее в настоящее время формирование инвестиционных институтов не успевает за темпами изменений в экономике и требует существенного обновления всего правового поля. Инвестиционная деятельность предполагает наличие несовпадающих интересов всех участников инвестиционного процесса. Правительство области в данной ситуации представляет интересы общества и должно обеспечить оптимальное согласование целей.

Частные инвесторы на территории Свердловской области только начинают свою активную деятельность. Многие из них по прежнему тесно связаны с государственными структурами (ФПГ, банки, паевые фонды). Другая часть еще только ищет пути создания эффективно действующих структур. Задачей Правительства области в этой ситуации является умелая координация их деятельности без ущемления их самостоятельности и подавления инициативы.

Программа исходит из того, что наряду с инвесторами в инвестиционном процессе на территории Свердловской области участвуют или могут участвовать и другие организации (табл. 1).

Табл. 1

Участники инвестиционного процесса

+----------------------------------------------------------------+
¦ N пп¦       1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ              ¦
+-----+----------------------------------------------------------¦
¦ 1.1 ¦  - Министерство финансов                                 ¦
¦ 1.2 ¦  - Министерство экономики                                ¦
¦ 1.3 ¦  - Отраслевые министерства                               ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦              2. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ              ¦
¦                    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ                 ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 2.1 ¦  ГОСИНКОР                                                ¦
¦ 2.2 ¦  Российская Финансовая Корпорация                        ¦
¦ 2.3 ¦  Иные правительственные организации                      ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦              3. ГУБЕРНАТОР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 3.1 ¦  Фонд губернаторских программ                            ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦             4. ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ              ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 4.1 ¦  - Областные инвестиционные компании                     ¦
¦ 4.2 ¦  - Областные лизинговые компании                         ¦
¦ 4.3 ¦  - Центр содействия предпринимательству                  ¦
¦ 4.4 ¦  - Областные инвестиционные программы                    ¦
¦ 4.5 ¦  - Областной комитет по управлению госимуществом         ¦
¦ 4.6 ¦  - Залоговый фонд Свердловской области                   ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦            5. БАНКИ И ДРУГИЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ             ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 5.1 ¦  Российские коммерческие банки                           ¦
¦ 5.2 ¦  Уполномоченные банки Правительства Свердловской области ¦
¦ 5.3 ¦  Иностранные банки                                       ¦
¦ 5.4 ¦  Иностранные фонды                                       ¦
¦ 5.5 ¦  Иностранные банковские объединения                      ¦
¦ 5.6 ¦  Банки стран СНГ                                         ¦
¦ 5.7 ¦  Иные кредитные учреждения                               ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦                    6. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ                    ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 6.1 ¦  Частные компании                                        ¦
¦ 6.2 ¦  Иностранные кредитные организации                       ¦
¦ 6.3 ¦  Программы иностранных правительств                      ¦
¦ 6.4 ¦  Межправительственные программы содействия               ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦                7. ЧАСТНЫЕ РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТОРЫ                 ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 7.1 ¦  Приватизированные и частные предприятия                 ¦
¦ 7.2 ¦  Финансово - промышленные группы                         ¦
¦ 7.3 ¦  Институциональные инвесторы                             ¦
¦ 7.4 ¦  Физические лица                                         ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦                    8. РЕЦИПИЕНТ ИНВЕСТИЦИИ                     ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 8.1 ¦  Юридическое лицо                                        ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦                   9. ПРИВЛЕКАЕМЫЕ СТРУКТУРЫ                    ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 9.1 ¦  Иностранные консалтинговые компании                     ¦
¦ 9.2 ¦  Российские консалтинговые компании                      ¦
¦ 9.3 ¦  Центры сертификации предприятий и продукции             ¦
¦ 9.4 ¦  Научные и проектные организации                         ¦
¦ 9.5 ¦  Юридические фирмы                                       ¦
¦ 9.6 ¦  Поставщики                                              ¦
¦ 9.7 ¦  Изготовители                                            ¦
¦ 9.8 ¦  Строители                                               ¦
+----------------------------------------------------------------+

Существенное количество участников инвестиционного процесса обусловлено тем, что в соответствии с современными подходами сам по себе инвестиционный процесс распадается на целый ряд этапов, без выполнения которых невозможно оптимальное достижение цели. Количество вариантов взаимодействия исключительно велико и конкретный тип инвестиционного проекта определяется степенью вовлеченности властных структур в его реализацию.

В качестве наиболее реальных потенциальных источников иностранных инвестиционных ресурсов в настоящее время выступают:

- крупные иностранные фирмы с большими возможностями в плане привлечения венчурного капитала (Кока - кола, Пепси - кола, Катерпиллер и т. д.);

- программы крупных коммерческих банков (Инкомбанк, Менатеп, Гута - банк, Столичный банк сбережений и т. д.) и Правительства области по размещению облигационных займов за рубежом;

- программы крупных коммерческих банков по привлечению иностранных инвестиционных ресурсов под собственные гарантии.

Привлечение наиболее мощных иностранных инвестиционных институтов, таких как пенсионные фонды, фонды крупных промышленных объединений требует наличия кредитной истории, системы гарантий и определенного периода стабильного развития. Наибольшие проблемы, как показывает практика, при реализации инвестиционных проектов на территории Свердловской области, связаны со следующими аспектами:

- отсутствие консалтинговой и инжиниринговой проработки бизнес - планов с привлечением западных фирм;

- сложность приватизации участков земли под предприятиями с иностранными инвестициями;

- отсутствие системы юридического сопровождения инвестиционных проектов, что в условиях быстро меняющегося российского законодательства резко увеличивает риск капиталовложений;

- недостаточное развитие информационных систем, отсутствие баз данных с экономической информацией по региону, сложности с получением качественных телекоммуникационных услуг;

- высокая криминогенность региона и отсутствие необходимых гарантий по обеспечению прав собственности и личной безопасности;

- отсутствие развитой сети страховочных и перестраховочных институтов.

2. Роль и место иностранных инвестиций
в экономике области

Правительство области значительное внимание уделяет развитию внешнеэкономической деятельности, привлечению иностранных инвестиций и активному участию в мировой системе разделения труда. Несмотря на несовершенство законодательной базы в Российской Федерации и наличие кризисных проявлений в экономике, последовательная политика по созданию благоприятных инвестиционных условий для работы западного капитала начинает давать плоды. Свердловская область в 1991 году установила побратимские отношения с г. Харбином, в результате чего осуществляется обмен делегациями, развиваются торговые, научные, культурные связи. В сентябре 1994 года Екатеринбург посетил Председатель КНР.

Активно развивается сотрудничество области с землей Баден Вюртемберг (Германия), осуществлен совместный проект по созданию в Екатеринбурге Центра содействия предпринимательству, многие наши предприятия заключили с немецкими фирмами контракты. Осенью 1995 года состоялась очередная кооперационная ярмарка с немецкими предпринимателями.

В начале мая 1994 года делегация Свердловской области выезжала в Брюссель, где приняла участие в международной выставке и конференции на тему "Опыт, проблемы и перспективы развития отношений Среднего Урала с Европейским Союзом". В настоящее время Европейский банк реконструкции и развития рассматривает представленные ему инвестиционные проекты свердловских предприятий.

Большой интерес к технологиям и продукции предприятий области проявлен на прошедшей в 1994 году в Вашингтоне выставке "Новые технологии России". Целый ряд американских фирм выразил намерение заключить соглашение по осуществлению конкретных проектов.

В 1992-1995 годах прошли презентации области в Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Южной Корее, Китае, Индии.

Продуктивно развивается экономическое сотрудничество области с США, Германией, Францией, Великобританией, скандинавскими странами, Индией и другими.

Правительством России и администрацией области для инвесторов создаются благоприятные условия за счет налоговых и внешнеторговых льгот, предоставляются в аренду производственные помещения. Развивается сеть представительств иностранных фирм, которых в области зарегистрировано 73. Открыто генеральное консульство США, торговые представительства Великобритании, Венгрии, Монголии.

Для иностранных инвесторов предприятиями области разработано около 200 бизнес - проектов в различных сферах экономики. Это производство изделий из цветных металлов, электробытовой техники, лекарственных препаратов, создание новой системы связи и т. д.

Всего по состоянию на 1 апреля 1996 г. на территории Свердловской области зарегистрировано 542 предприятия с иностранными инвестициями, из них 16 предприятий ликвидированы, 10 - реорганизованы в обычные предприятия. В Свердловской области предприятия с иностранными инвестициями организованы с фирмами 63 стран. Общая сумма вкладов российских и иностранных участников в формировании уставных фондов совместных предприятий на территории Свердловской области на 01.01.93 г. составила 4,22 млрд. руб., за 12 месяцев 1993 г. - 12,49 млрд. руб., в 1994 г. - 16,3 млрд. руб., в 1995 г. - 257,9 млрд. руб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»