Недействующий


ГУБЕРНАТОР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 3 сентября 1996 года N 335


Об утверждении Основных направлений национальной политики в Свердловской области

(с изменениями на 3 ноября 2000 года)

(в ред. Указов Губернатора области от 03.11.2000 N 637-УГ, от 03.11.2000 N 638-УГ)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
указа Губернатора Свердловской области от 4 сентября 2023 года N 405-УГ
____________________________________________________________________


В соответствии со ст. ст. 46 и 114 Устава Свердловской области и в целях всестороннего учета интересов народов, проживающих в области, обеспечивания взаимодействия государственных органов власти и органов местного самоуправления при реализации национальной политики и на основании Указа Президента РФ "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" N 909 от 15 июня 1996 года постановляю:


1. Утвердить Основные направления национальной политики в Свердловской области (прилагаются).


2. Рекомендовать органам государственной власти и органам местного самоуправления в Свердловской области руководствоваться Основными направлениями национальной политики при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке программ национального развития и межнационального сотрудничества.


3. Утратил силу. - Указ Губернатора области от 03.11.2000 N 638-УГ.


4. Контроль за выполнением данного Указа возложить на руководителя администрации Губернатора Свердловской области.


(в ред. Указа Губернатора области от 03.11.2000 N 638-УГ)



Губернатор
Свердловской области
Э.РОССЕЛЬ



Утверждены
Указом Губернатора
Свердловской области
от 3 сентября 1996 г. N 335



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Основные направления национальной политики в Свердловской области представляют собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области в сфере межнациональных отношений. В документе отражается необходимость обеспечения социального и национального мира в области на основе согласования и учета государственных интересов и интересов народов, проживающих в области, налаживания их всестороннего сотрудничества развития национальных языков и культур.


Национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации, Уставе Свердловской области, на общепризнанных нормах международного права и разработано с учетом положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.


Документ призван стать ориентиром для органов власти Свердловской области всех уровней при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений.



1. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Этнический состав области тесно связан с историко-культурным наследием Урала и всей России. Многие народы, проживающие на Среднем Урале, на протяжении веков сложились как этнокультурные общности на территории России и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории Среднего Урала, как и во всей России, сохранились единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. Область представлена народами, исторически связанными со средневековыми государствами Азии и Европы (татары, башкиры), относительно крупными народами, отличающимися большими культурно-хозяйственными связями с русскими (коми, марийцы, удмурты, чуваши, мордва), малочисленными народами Севера (ханты, манси), представителями других народов, дисперсно расселенных по территории России (немцы, украинцы, евреи, поляки).


Последняя общесоюзная перепись 1989 года зафиксировала на Среднем Урале более 120 национальностей.


Распад СССР, рост межнациональных конфликтов привели к появлению в Свердловской области беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ. Только с 1 июля 1992 года по 1 апреля 1996 года их зарегистрировано 24 тысячи человек.


Продолжается эмиграция из Свердловской области граждан немецкой и еврейской национальностей.


Ощутимы демографические и миграционные изменения внутри области и Урала. Так, за период между переписями 1979 и 1989 годов на 38,1% увеличилась численность башкир в области, выросло, особенно по городам, численность марийцев и удмуртов. Но если башкирское население увеличилось за счет миграции, то марийское и удмуртское - за счет естественного прироста.


Для миграционной ситуации в последние годы характерны следующие явления:


- возрос удельный вес русских в общем потоке прибывающих (с 66 до 76,8%);


- увеличился приток башкир, татар, марийцев;


- интенсивно выбывают немцы, евреи.


С начала 1990-х годов в области сложилась неблагоприятная демографическая обстановка: выбытие вследствие миграции и смертности превысило прирост, достигаемый за счет рождаемости и переселения в область.


Микроперепись 1994 года в сравнении с переписью 1989 года показала, что общая численность населения снизилась с 4 миллионов 706 тысяч 763 человек до 4 миллионов 689 тысяч 233 человек.


Русские - наиболее многочисленная нация - уменьшилась на 2 тысячи человек, но за счет резкого уменьшения других национальных групп повысили свой удельный вес в населении области с 88,7 до 90,2% (в абсолютных цифрах русских сейчас 4 миллиона 175 тысяч 105 чел.).


Национальная группа татар увеличилась почти на три тысячи человек и занимает второе место (186,754 чел.).


Украинцы за счет естественной убыли и миграции потеряли 3 тысячи человек (79,236 чел.). Четвертыми идут башкиры, за счет естественного прироста прибавившие 220 человек (всего 41,720 чел.).


Бывшие ранее четвертыми по численности немцы уменьшились за счет убыли и эмиграции более чем на 8 тысяч человек и опустились на восьмое место (22,981 чел.). Их опередили марийцы (рост на одну тысячу - в абсолютных цифрах 32,153 чел.), а также, несмотря на сокращение, белорусы (минус 1700 чел., а всего 27,181 чел.) и удмурты (минус 520 чел., а всего 23,090 чел.).


В десятку самых многочисленных национальных групп входят также чуваши (минус 600 чел., а всего 15,674 чел.) и мордва (минус 350 чел., а всего 15,095 чел.).


Среди трех самых многочисленных национальностей в области - русские, украинцы, татары - наиболее высокую занятость в отраслях материального производства имеют татары (80% от общего числа национальности, проживающей в области), далее русские - 75%, украинцы - 71%. Соответственно в непроизводственной сфере больше всего занято украинцев - 29%, русских - 25%, татар - 20%.


Среди занятых преимущественно физическим трудом выделяется татарское население - 77% от общего числа татар, русское - 66%, украинское - 60%.


В последние годы произошел рост численности татар, занятых умственным трудом: юридический персонал - в 2,7 раза, работники искусства - на 75,8%, медперсонал - на 72,4%, работники культуры и просвещения - на 69,3%. Увеличилось число управленческо-хозяйственного персонала среди украинцев, у русских отмечен рост числа работников охраны и правопорядка.


В области образования продолжает сохраняться высокий уровень дифференциации разных национальностей. Так, на 1000 лиц с высшим образованием марийцы составляют 31 чел., удмурты - 42, башкиры - 48, татары - 51, немцы - 71, русские - 92, белорусы - 101, украинцы - 140, евреи - 521.


В то же время зафиксирован рост числа лиц с высшим и средним образованием у украинцев, белорусов, немцев, русских в 1,2 - 1,4 раза; у башкир, татар, удмуртов - в 1,5 - 1,7 раза, у марийцев - почти в 2 раза. Таким образом, очевидна тенденция дальнейшего сглаживания уровня образования самых многочисленных наций, населяющих область.


Важным показателем развития национального самосознания является уровень владения родным языком. Коренные народы Урала: русские, татары, марийцы, башкиры традиционно менее других подвержены ассимиляции. С другой стороны, более половины евреев, белорусов, украинцев родным языком считают русский.


Наиболее ярко межэтнические отношения проявляются в браке. Перепись 1979 года зафиксировала 87,7% мононациональных семей, перепись 1989 года - 85,8% от общего числа семей. Массив мононациональных семей представляют прежде всего русские - 94,6%, татары - 2,7%, марийцы - 0,5%, башкиры - 0,4%.


Определенное влияние на этнокультурную ситуацию в Екатеринбурге и Свердловской области оказывают национально-культурные общества. Основные направления их деятельности - сохранение и развитие национальной культуры, языка, традиций, установление связей с республиками.


Для нынешнего этапа развития общества характерны тесное переплетение и взаимосвязь национального и религиозного факторов. В ряде национальных групп культурные и религиозные организации работают совместно, решая задачи культурного и духовного возрождения, сохранения национальных обычаев, традиций и обрядов.



2. ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Принципы национальной политики основываются на положениях Конституции Российской Федерации и Устава Свердловской области.


К основным принципам относятся:


- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;


- сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;


- гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией;


- право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;


- содействие развитию национальных культур и языков народов, проживающих в области;


- недопущение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой принадлежности;


- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;


- недопущение деятельности, направленной на разжигание расовой и национальной розни, ненависти или вражды.



3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


Главная цель национальной политики Свердловской области состоит в том, чтобы на основе соблюдения прав человека и признания его высшей ценностью создать всем народам, проживающим на Среднем Урале, условия для полноправного социального и национально-культурного развития, упрочения их общероссийской гражданской и духовной общности.


Основными задачами национальной политики, стоящими перед органами власти и общественностью области, являются:


- участие в становлении и развитии федеральных отношений в России;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»