Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2006 года N 28-А


Об утверждении Концепции инвестиционного развития Ямало-Ненецкого автономного округа

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 21 февраля 2019 года N 137-П
____________________________________________________________________



В целях определения роли и основных инструментов воздействия исполнительных органов государственной власти автономного округа на стимулирование инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе, формирования "Программы по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории автономного округа" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа

постановляет:


Утвердить Концепцию инвестиционного развития Ямало-Ненецкого автономного округа согласно приложению к настоящему постановлению.


Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.Неелов



Приложение

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 января 2006 года N 28-А

КОНЦЕПЦИЯ
инвестиционного развития Ямало-Ненецкого автономного округа


Введение


Основное направление деятельности Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа - это обеспечение роста экономического развития и повышение качества жизни населения в новых рыночных условиях. Решение этих стратегически важных задач сопряжено со структурной перестройкой экономики округа и требует мобилизации весьма значительных инвестиционных ресурсов в условиях благоприятного инвестиционного климата.

Настоящая Концепция инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа определяет систему стратегических целей органов государственной власти в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности. Это необходимо для создания условий по привлечению инвестиций в первую очередь в приоритетные направления и отрасли производства и проекты жизнеобеспечения автономного округа. Только привлечение инвестиций в экономику автономного округа может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала.

Цель Концепции - определить роль и основные инструменты воздействия органов государственной власти автономного округа на стимулирование инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе. Концепция раскрывает совокупность правовых актов, правил, целей, задач, определяющих процесс привлечения и механизмов реализации инвестиционных ресурсов, направленных на активизацию инвестиционных процессов для решения задач, существенно улучшающих инвестиционный климат на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Приведен также глоссарий наиболее важных понятий, касающихся рассматриваемой проблемы.

Проблемы экономического развития России в ближайшие десять лет будут определяться ее способностью к привлечению инвестиционных ресурсов для ускоренного роста. Исчерпание конъюнктурных факторов (таких, как свободные мощности, "мягкие" ресурсные ограничения, благоприятная мировая конъюнктура) выдвигает на первый план задачу количественного и качественного роста производственного капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего и внешнего рынков. Поэтому привлечение инвестиций в отечественную экономику рассматривается Президентом и Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего источника для создания конкурентоспособной современной отечественной технической базы производства, формирующей перспективу общего роста экономики России.

Решение этих проблем требует выработки новых принципов в осуществлении государственной инвестиционной политики, адекватных задаче удвоения внутреннего валового продукта (далее - ВВП) Российской Федерации.

Основные конкурентные преимущества Ямало-Ненецкого автономного округа потенциально могут способствовать привлечению инвестиций и повышению уровня развития автономного округа. Для решения данных задач требуется согласованность действий органов законодательной и исполнительной власти, инвесторов и предпринимателей для создания в автономном округе благоприятного инвестиционного климата.

Отсутствие единообразия сбора, обработки и хранения данных об инвестиционной деятельности, их неполнота для анализа и разобщенность по базам и банкам данных по существу блокируют эффективный анализ использования инвестиций и выработки целенаправленных решений.

Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития автономного округа.

Благоприятный инвестиционный климат является главным стимулом развития промышленности и предпринимательства, что обеспечивает рост товарооборота и финансовых средств, поступающих в бюджет в виде налоговых платежей. Наоборот, отсутствие благоприятной инвестиционной среды тормозит экономический рост. Так, среди наиболее распространенных причин, сдерживающих развитие малых предприятий и предпринимательства в целом, бизнесмены называют обременительные налоги, трудности с материальными ресурсами, отсутствие дополнительных источников финансирования, отсутствие помещений для производства (и современных офисов), давление монопольных структур, проблемы сбыта, дефицит квалифицированных специалистов и т.д.

Основной целью, объединяющей взаимосогласованные усилия по инвестиционному маркетингу округа, его экономической среды и созданию благоприятного инвестиционного климата, должно стать придание территории специфических черт, выделяющих ее из круга других конкурирующих с ней территорий. Эти особенности должны обеспечить привлекательность территории для прямого инвестирования.

Для увеличения инвестиционной активности, реализации высокого потенциала автономного округа необходимо снизить инвестиционные риски, создать нормативно-правовую базу, способствующую привлечению инвестиций, создать механизм защиты инвестиций.

Решение перечисленных проблем создаст финансово-экономические предпосылки, сконцентрирует трудовые, финансовые и материальные ресурсы для реализации инвестиционной политики.

Таким образом, важнейшей задачей органов государственной власти и местного самоуправления является создание целостной концепции инвестиционной политики, предусматривающей практику налогового стимулирования крупных инвесторов, обеспечения инвесторам гарантий от некоммерческих рисков, создание необходимой инфраструктуры, другие меры по поддержке инвестиционной деятельности.


1. Основные понятия и термины


Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности на территории автономного округа в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

инвестиционная политика - комплексная система (совокупность) мероприятий (действий) по государственному регулированию инвестиционной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;

инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);

инвесторы - российские и иностранные физические и юридические лица, осуществляющие вложение инвестиций на территории автономного округа с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;

срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат инвестора приобретет положительное значение.

Программа по государственной поддержке предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Инвестиционная программа автономного округа) - совокупность программных мероприятий, инвестиционных подпрограмм и (или) проектов, утверждаемая постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Характеристика Ямало-Ненецкого автономного округа


2.1. Географическое положение и климат.

Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) расположен в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, в центре Крайнего Севера России, и занимает обширную площадь в 769 тыс.кв.км. Более половины автономного округа расположено за Полярным кругом, небольшая часть его территории находится на восточном склоне Уральского хребта. Северная граница округа пролегает по берегу Карского моря и имеет протяженность 5100 км. На западе автономный округ граничит с Архангельской областью и Республикой Коми, на юге - с Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке - с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами Красноярского края.

Рельеф автономного округа состоит из равнинной части, состоящей из тундры и лесотундры с множеством озер и болот, и горной части. Горный массив, расположенный на западе автономного округа, простирается на 200 км, достигая высоты до 1,5 тыс.метров.

Климат определяется наличием многолетней мерзлоты, близостью холодного Карского моря, обилием заливов, рек, болот и озер. В целом для круга характерна длительная зима (до 8 месяцев), короткое лето, сильные ветра, небольшая величина снежного покрова. Среднегодовая температура воздуха отрицательная, на Крайнем Севере она достигает -10С. Минимальные температуры зимой опускаются до -59С, летом, в июле, могут повышаться на всей территории до +30С. Часты магнитные бури, сопровождаемые полярным сиянием. Территория автономного округа располагается в основном в трех климатических зонах: арктической, субарктической и зоне северной (таежной) полосы Западно-Сибирской низменности. Климат арктической части характеризуется длительной, холодной и суровой зимой с сильными бурями и частыми метелями; сильными морозами (самая низкая температура: -59С), малым количеством осадков, очень коротким летом (50 дней), сильными туманами. Субарктическая зона занимает южную часть Ямальского полуострова. Здесь климат более континентальный: осадки в виде дождя, лето до 68 дней. Климат северной (таежной) полосы Западно-Сибирской низменности резко континентальный, средняя температура здесь выше, лето довольно теплое и влажное (до 100 дней); много осадков.


2.2. Природные ресурсы


2.2.1. Водные ресурсы

Водные ресурсы автономного округа включают в себя побережье Карского моря, многочисленные заливы и губы, реки, озера, болота и подземные воды. Обская губа - залив Карского моря, является одним из крупнейших морских заливов российской Арктики, его площадь составляет 44 кв.км. На территории автономного округа расположено около 300 тыс.озер и 48 тыс.рек, самыми крупными из которых являются Обь в ее устье, реки Надым, Таз и Пур. Основная водная артерия округа - р.Обь. Подземные воды характеризуются огромным артезианским бассейном площадью 3 млн.кв.км, включающим в себя запасы термальных вод.

2.2.2. Почва

Почвенно-растительный покров территории отличают две основные особенности - классически выраженная зональность и высокая степень гидроморфизма. На Крайнем Севере распространены тундровые, арктические, глеевые и торфяно-болотные почвы. Подзолистые почвы находятся в приречных районах, где хороший сток избыточной влаги.

2.2.3. Флора и фауна

Флора представлена разнообразными растениями сразу нескольких растительных зон: тундры, лесотундры, тайги, горных склонов. В составе фауны находятся такие животные, как белый песец, дикий северный олень, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка и ряд мышевидных. На островах и побережье Карского моря встречается белый медведь. В прибрежных водах моря из китовидных водится белуха, а из ластоногих - нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, морж. Многие озера автономного округа богаты рыбой. В пределах автономного округа ихтиофауна представлена в реках и озерах 48 видами, из которых 30 являются промысловыми. В водоемах автономного округа обитает 7 видов сиговых рыб.

Основные представители этого рода - омуль, муксун, чир, сиг, пыжьян, пелядь, ряпушка, тугун - составляют около 50% их вылова в Российской Федерации или 1/3 мировой добычи сиговых пород.

2.2.4. Минерально-сырьевая база

Автономный округ занимает первое место в стране по запасам природного газа. Здесь сосредоточено около 91% общенациональных и треть мировых доказанных запасов газа, а также более 12% российской нефти. Начальные сырьевые ресурсы на территории автономного округа - около 93 трлн.куб.м, в том числе выявленные запасы - около 55 трлн.куб.м, перспективные и прогнозные ресурсы - приблизительно 38 трлн.куб.м. Начальные ресурсы нефти и газового конденсата в автономном округе оцениваются в 16 млрд.тонн, из которых более 6 млрд.тонн составляют выявленные запасы. Потенциальные ресурсы только нефти оцениваются в 11 млрд.тонн. За весь период добычи извлечено газа более 11 трлн.куб.м., нефти и газового конденсата - более 600 млн.тонн.

Ресурсный потенциал Надым-Пурского региона, на который в настоящее время приходится основная доля добычи газа в автономном округе, составляет 48,7%. Запасы газа также сосредоточены на неосвоенных территориях полуостровов Ямал (22%) и Гыданский (21%). Наиболее богатым по содержанию выявленных запасов нефти является Южный нефтегазовый регион - 50% начальных извлекаемых запасов нефти автономного округа. Наиболее богатым по содержанию запасов конденсата является Надым-Пуровский нефтегазоносный район - 62% от разведанных запасов. Плотность начальных потенциальных ресурсов свободного газа в среднем по площади оценивается в 200 млн.кубм/кв.км, извлекаемых запасов нефти - около 40 тыс.тонн/кв.км.

В настоящее время в Ямало-Ненецком автономном округе насчитывается 213 месторождений углеводородного сырья. Из них:

- 69 нефтяных;

- 15 газонефтяных;

- 62 нефтегазоконденсатных;

- 39 газоконденсатных;

- 28 газовых.

На территории автономного округа прогнозируется открытие дополнительно около 3600 залежей углеводородов, из которых 40 залежей газа свыше 100 млрд.куб.м и около 30 залежей с запасами нефти более 30 млн.тонн.

Наибольшее количество текущих извлекаемых запасов нефти автономного округа  находится на балансе ОАО "НК "Роснефть-Пурнефтегаз" (22%), ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" (19%) и ОАО "Тюменнефтегаз" (11%), а запасов газа - на балансе ОАО "Газпром" 55% от запасов автономного округа.

Наряду с углеводородным сырьем территория автономного округа богата твердыми минеральными ресурсами. Выявлены уникальные месторождения природного газа, крупнейшие месторождения нефти, имеются месторождения и проявления фосфоритов, флюорита, баритов, ювелирно-поделочного камня, уникальных сортов мрамора, известняков. Выявлены месторождения и проявления черных металлов (железо, хром, марганец), цветных, редких и благородных (медь, цинк, свинец, кобальт, алюминий, молибден, вольфрам, тантал, ниобий, золото, платиноиды). По масштабам хромитового оруденения Полярно-Уральский район является крупнейшим в России. В перспективе на этой сырьевой базе можно начать разработку месторождений общероссийского масштаба, что, несомненно, представит интерес для потенциальных инвесторов. Особенно велики запасы хромовых руд, что потенциально может вывести автономный округ в разряд крупного поставщика этого стратегического сырья. Начато геологическое изучение и добыча хромитовых руд на месторождении "Центральное" Райизского рудного района в горах Полярного Урала. Запасы руды на месторождении по категории С1+С2 составляют 6 миллионов тонн. Ресурсные запасы хромитовых руд Райизского рудного района оцениваются в 145 миллионов тонн. А в целом на месторождениях Полярного Урала в границах автономного округа ресурсные запасы хромитовых руд оцениваются в 610 млн.тонн. Прогнозные ресурсы марганцевых руд оцениваются в 1,1 млрд.тонн. Кроме того, имеются значительные запасы минеральных строительных материалов. В эксплуатации находится Подгорненское месторождение каменных стройматериалов. К эксплуатации подготовлено несколько месторождений, разработка которых позволит решить вопросы со щебнем, минеральной ватой, облицовочным камнем, известью.

2.3. Демографическая ситуация и население


2.3.1. Поло-возрастной и национальный состав

После присоединения Западной Сибири к России территория  автономного округа долгое время была краем почти безлюдным, в котором обитали лишь малочисленные племена ненцев, селькупов, ханты. Они вели преимущественно кочевой образ жизни, занимались оленеводством и охотой. Русские в основном селились по берегам рек, строя казачьи и торговые фактории.

Ситуация кардинально изменилась лишь в 50-х годах XX века, когда началось освоение природных богатств автономного округа. Тогда произошло значительное увеличение численности населения и изменился национальный состав автономного округа. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года в округе проживало 45734 человека, в том числе 15348 кочевников. В Салехарде было 12720 жителей, тысяча домов и 27 улиц. Для сравнения - в 1932 году в Обдорске было 4800 жителей, 250 домов и 9 улиц.

За последние десятилетия население автономного округа выросло в несколько раз. Это связано с крупным хозяйственным строительством и освоением северных территорий. В автономном округе на 1 января 2005 года проживает 517 тысяч человек.

Средняя плотность населения 0,7 человек на 1 квадратный километр (в среднем по России - 8,7 человек на 1 квадратный километр).

Среднегодовая численность постоянного населения в 2004 году составляет 516 тыс. человек. Для автономного округа характерен высокий уровень урбанизации: на долю городского населения приходится 82,6%, сельского - 17,4%. В трудоспособном возрасте находится 71% жителей округа, моложе трудоспособного - 22%, старше трудоспособного - 7%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»