АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2005 года N 373-А

Об утверждении ведомственной целевой программы Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа (2006 - 2008 гг.)

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением администрации автономного округа от 22.06.2006 г. N 297-А

-постановлением администрации автономного округа от 06.10.2006 г. N 433-А

-постановлением администрации автономного округа от 14.12.2006 г. N 590-А

-постановлением администрации автономного округа от 23.08.2007 г. N 392-А

-постановлением администрации автономного округа от 25.10.2007 г. N 478-А

-постановлением администрации автономного округа от 25.12.2007 г. N 624-А

-постановлением администрации автономного округа от 14.07.2008 г. N 353-А

-постановлением администрации автономного округа от 27.08.2008 г. N 464-А

-постановлением администрации автономного округа от 02.12.2008 г. N 658-А

В целях реализации приоритетных направлений в сфере недропользования, на основании Закона Российской Федерации "О недрах", Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О недрах и недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе", в соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июля 2005 г. N 53-А "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа (2006 - 2008 гг.)" согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) в установленном порядке осуществлять финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа (2006 - 2008 гг.)" в пределах средств, предусмотренных на эти цели в окружном бюджете.

3. Департаменту экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (Ким А.М.) и департаменту природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (Кекух С.Г.) ежегодно осуществлять корректировку мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа (2006 - 2008 гг.)" и объемов финансирования в соответствии с утвержденными в окружном бюджете на очередной финансовый год ассигнованиями.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В. Неелов

от 28 декабря 2005 г. N 373-А

Приложение
Утверждена постановлением
Администрации Ямало-Ненецкого
автономного округа
(в ред. от 06.10.2006 г. N 433-А)
(с изм. от 14.12.2006 г. N 590-А)
(с изм. от 23.08.2007 г. N 392-А)
(с изм. от 25.10.2007 г. N 478-А)
(с изм. от 25.12.2007 г. N 624-А)
(с изм. от 14.07.2008 г. N 353-А)
(с изм. от 02.12.2008 г. N 658-А)

Ведомственная целевая программа "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа (2006-2008 гг.)"

Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа (2006-2008 гг.)"


(далее - Программа)

Объём и источники финансирования (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800667.doc )

1 этап - 313 600 тыс.рублей;

 2 этап - 294 083 тыс.рублей;

 3 этап - 201 100 тыс.рублей.
 Источником финансирования ведомственной целевой программы является окружной бюджет. Объёмы финансирования программы на период 2006 - 2008 годов могут быть скорректированы на этапе утверждения параметров окружного бюджета на очередной финансовый год ( в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800667.doc )

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программным путем


В Ямало-Ненецком автономном округе, наряду с добычей углеводородного сырья, имеются серьезные предпосылки для развития минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых и создание на ее основе современной горнодобывающей промышленности. Этот регион Урала относительно других районов Крайнего Севера Российской Федерации обладает гораздо более развитой инфраструктурой, обусловленной как мощным топливно-энергетическим потенциалом Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, так и относительно развитой железнодорожной сетью. Давно обсуждаемое и поддерживаемое многими субъектами Российской Федерации и крупными промышленными предприятиями предложение о строительстве железной дороги вдоль восточного склона Урала (Ивдель - Лабытнанги) существенным образом будет способствовать освоению значительного ресурсного потенциала территории, а также приближению имеющихся и вновь выявленных рудных объектов к их основным потребителям - предприятиям черной и цветной металлургии Свердловской и Челябинской областей. Наличие дешевого топлива будет способствовать организации производства рудных концентратов на месте на базе стационарных и модульных обогатительных установок. Все это может создать привлекательность для вероятных инвесторов.

В последнее десятилетие Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа уделяет большое внимание развитию минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых за счет ставок отчислений на ВМСБ, аккумулируемых в окружном бюджете и за счет средств бюджета. Приоритетными направлениями этого развития являются остродефицитные стратегические и высоко ликвидные виды минерального сырья: хромиты, марганец, благородные металлы.

Выделение в 1999-2001 годах значительных ассигнований (130 млн.рублей) по отрасли хромиты позволило за три года произвести оценку запасов хромовых руд первой очереди месторождений Центральное и Западное и утвердить их в 2003 году в ГКЗ Российской Федерации в объеме 7,66 млн.тонн. Постановка запасов хромовых руд на баланс явилась мощным толчком развития геологоразведочных и эксплуатационных работ на хромиты на Полярном Урале.

Ямало-Ненецкий автономный округ занимает ведущее место в России по объему добываемых хромовых руд. В прошедшем году было добыто 300 тыс.тонн, за 8,5 месяцев 2005 года - 450 тыс.тонн богатых хромовых руд открытым способом. К 2010 году выход карьера и подземного рудника на проектную мощность и строительство обогатительного комплекса позволит довести объем добычи до 1,5 млн.тонн руды в год и покрыть потребность в руде практически всей ферросплавной промышленности России.

Активное проведение в 2002-2003 годах геологоразведочных работ дало возможность произвести предварительную оценку запасов золота месторождения Новогоднее-Монто и привлечь эффективного инвестора. Выполнение в 2004-2005 годах значительных объемов работ за счет средств недропользователей привело к открытию к западу от месторождения новой золоторудной зоны, названной месторождением Петропавловское.

Геологическая и поисковая изученность горной части территории Ямало-Ненецкого автономного округа значительно ниже по сравнению со Средним и Южным Уралом. Ресурсы Полярного Урала не учтены Государственным балансом. По данным института экономики УрО РАН стоимость минерального сырья в недрах Полярного Урала оценивается в 200 млрд.долларов США. Это обусловливает принципиальную целесообразность развития в регионе геологоразведочных работ по расширению его минерально-сырьевой базы и создание на ее основе крупных горнодобывающих комплексов.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 10 июня 2005 г. N Пp-974 по подготовке и реализации комплекса мероприятий по расширению минерально-сырьевой базы Уральского региона в зоне влияния проектируемой железной дороги вдоль восточного склона Урала Федеральным агентством по недропользованию "Роснедра" принято решение разработать проект "Программы развития минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006-2009 гг. в связи с планируемым строительством железной дороги Ивдель - Лабытнанги".

Приоритетными направлениями Программы должны быть такие виды минерального сырья как уголь, железные руды, хромовые руды, марганец, бокситы, фосфориты, в меньшей степени медные руды, которые являются остро необходимыми для промышленных предприятий Уральского региона, а их запасы и прогнозные ресурсы могут обеспечить необходимый объем грузоперевозок по проектируемой железной дороге.

Одной из важнейших задач Программы должна явиться ревизия ранее проведенных геолого-геофизических исследований с оценкой их достоверности. Кроме того, в свете решения поставленной государственной задачи, необходима полномасштабная переоценка ресурсного потенциала.

Для ускорения процесса подготовки месторождений и перспективных проявлений к освоению, геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые на территории Ямало-Ненецкого автономного округа планируется проводить в 3-х направлениях:

- переоценка ранее известных месторождений с целью подготовки их к лицензированию;

- развитие сырьевых баз уже известных рудных районов;

- выявление новых сырьевых баз путем проведения региональных работ с широким применением опережающих аэрогеофизических и геохимических методов.

Для реализации этих работ предусматривается привлечь все возможные источники финансирования: средства федерального и окружного бюджетов и собственные средства недропользователей.

За счет средств федерального бюджета планируется проводить опережающие аэрогеофизические и геохимические, а также прогнозно-поисковые и поисковые работы на уголь, железные, хромовые руды, благородные металлы, фосфориты и строительные материалы вдоль проектируемой трассы.

За счет средств окружного бюджета предусматривается проведение работ на те виды минерального сырья, ресурсы которых не учтены государственным балансом, но общий минерагенический потенциал их достаточно высок.

За счет собственных средств недропользователей будут проводиться поисково-оценочные и разведочные работы на хромиты на массивах Рай-Из и южной части Войкаро-Сыньинского, а также поисково-оценочные работы на благородные металлы в Войкаро-Щучьинской зоне и, в первую очередь, на Тоупугол-Ханмейшорской площади, включающей месторождение Новогоднее-Монто.

Реализация мероприятий Программы позволит получить значительный прирост запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых, увеличить, таким образом, минерально-сырьевую базу Ямало-Ненецкого автономного округа как основу устойчивого развития горно-металлургического комплекса Уральского региона. Освоение известных и вновь выявленных месторождений обеспечит весомую часть грузооборота проектируемой железнодорожной магистрали г. Ивдель - г. Лабытнанги, будет способствовать интенсивному развитию инфрастуктуры# восточной части автономного округа и даст значительный социально-экономический эффект.

Мероприятия по обеспечению городов и национальных поселков Ямало-Ненецкого автономного округа подземными источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения позволят проводить целенаправленную системную работу по изысканию защищенных подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов автономного округа, не обеспеченных качественной питьевой водой. В Программу включены основные национальные поселения Приуральского и Шурышкарского районов, г. Лабытнанги, испытывающие наиболее острую потребность в качественной питьевой воде и не имеющие пригодных поверхностных источников водоснабжения. Питьевое и коммунально-бытовое водообеспечение населения осуществляется здесь за счет речной воды. Качество воды не соответствует нормативным требованиям для питьевых вод по цветности, мутности, содержанию железа, бактериологическим показателям, нефтепродуктам и фенолам. И если по первым четырем показателям существуют достаточно эффективные экономичные методы водоподготовки, то очистка воды от фенолов и нефтепродуктов технологически сложна и дорогостояща. Особенно неблагоприятная ситуация с питьевым водоснабжением населения автономного округа складывается в период весеннего половодья и летне-осенних дождевых паводков, когда с загрязненных водосборов Ханты-Мансийского автономного округа привносится большое количество загрязняющих веществ, в т.ч. нефтепродуктов и фенолов.

Программой предусматривается также изыскание резервного подземного источника водоснабжения г. Салехард в связи с необходимостью закрытия временного городского водозабора по причине невозможности организации зоны санитарной охраны, прогрессирующего загрязнения подземных вод соединениями азота, сверхнормативными концентрациями в отбираемой воде марганца и железа, а также возможным бактериальным загрязнением воды.

В результате реализации данной Программы будут улучшены санитарно-гигиенические условия жизни около 60 тысяч населения автономного округа, снижено негативное влияние водного фактора на состояние здоровья людей. В перспективе ожидается снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни жителей указанных выше населенных пунктов.

В экологическом отношении особо следует отметить положительное значение сооружения скважинного водозабора (г. Лабытнанги) вместо поверхностного на р. Ханмей, так как это позволит отказаться от строительства плотины, обеспечит восстановление естественного режима стока реки и ее рыбных ресурсов.

Будет обеспечен прирост эксплуатационных запасов пресных подземных вод хозяйственно-питьевого назначения в количестве 15,6 тысяч куб.м/сут.

Экономический эффект от реализации Программы только по городу Лабытнанги оценивается более чем в 10,0 миллионов рублей ежегодно в связи с тем, что отпадает необходимость строительства плотины и очистки воды перед подачей потребителям. В расчете на амортизационный срок эксплуатации водозабора 25 лет экономический эффект составит не менее 250 миллионов рублей. Следует также иметь ввиду экономию средств фондов социального и медицинского страхования в результате ожидаемого снижения заболеваемости населения автономного округа от водного фактора.

Принятие эффективных управленческих решений в части недропользования в современных условиях невозможно без научного сопровождения. Сбор, обобщение и анализ геолого-геофизической информации являются необходимыми с целью создания высокоточных геологических моделей и последующего подсчета перспективных ресурсов и запасов.

Главной задачей, стоящей перед научно-исследовательскими и тематическими работами, является повышение эффективности геологоразведочных работ и подготовка активных запасов углеводородов, обеспечивающих стабилизацию их добычи в районах с развитой инфраструктурой.

Научно-исследовательские работы, включенные в Программу подразделяются на 2 основных блока: углеводородное сырье и минеральное сырье.

В соответствии с полномочиями департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа будет продолжена работа по сбору, обработке, систематизации и загрузке в Территориальный банк данных (далее - ТБД) оперативной геолого-геофизической и промысловой информации и перевод всей информации из исходного формата хранения в цифровой формат.

В задачу создания ТБД входит сбор, хранение данных и активное использование этих данных как для внутренних целей Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, так и предоставление информационных услуг для внешних пользователей (недропользователей).

Однако данные имеют различное качество, вид, форму, физическое состояние.

Это объективное обстоятельство препятствует эффективному использованию их и требует дополнительных работ по приведению всех данных к стандартному и удобному виду. С этой целью будут развернуты параллельные работы по оперативному пополнению всех типов информации: сейсмической, каротажной, промысловой, по бурению и испытанию, по керну и лабораторным исследованиям; по дальнейшему наполнению и развитию системы мониторинга лицензионных соглашений; по формированию аналитических обзоров по недропользованию; по интеграции в общий Банк Данных информации о Полярном Урале (на сегодня существует Банк Данных по твердым полезным ископаемым, но эти данные находятся вне основной системы).

В настоящее время на нераспределенном фонде недр существует фонд длительно простаивающих скважин, в том числе аварийно-опасных, по различным причинам находящихся под давлением и представляющих собой серьезную угрозу промышленной безопасности объектам нефтегазового комплекса и экологической обстановке на территории автономного округа. (данный абзац утратил силу постановлением администрации от 14.12.2006 г. N 590-А)

В 2006-2008 годах предлагается продолжить работы по проведению ликвидационных работ на бездействующем фонде старых поисково-разведочных скважин, построенных за счет государственных средств и представляющих опасность в экологическом отношении. (данный абзац утратил силу постановлением администрации от 14.12.2006 г. N 590-А)

Кроме того, с целью защиты населения автономного округа, окружающей природной среды, объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (открытого фонтанирования нефтяных и газовых скважин), снижения размера ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, сохранения природных ресурсов и обеспечение профилактической безопасности окружающей среды необходимо проводить профилактические работы по предупреждению возникновения газонефтеводопроявлений, открытых газовых и нефтяных фонтанов при строительстве, эксплуатации и ремонте скважин. Для этих целей планируется производить облет и обследование законсервированных скважин, ликвидацию особо-опасных в экологическом отношении поисково-разведочных скважин.

По состоянию на 01 сентября 2005 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляют добычу пластового флюида из газоконденсатных залежей 24 недропользователя, общий действующий фонд добывающих скважин при этом составляет 968 единиц, а суммарная добыча конденсата соответствует уровню 8,3 млн.тонн в 2004 году. В то же время, при таких значительных отборах жидких углеводородов процесс контроля за разработкой газоконденсатных месторождений часто выполняется с нарушением "Правил разработки газовых и газоконденсатных месторождений". В частности, с недостаточной периодичностью и не в полном объеме выполняется комплекс установленных "Правилами..." промысловых и лабораторных исследований, которые в свою очередь реализовываются на различной методологической основе. Сказанное существенно искажает реальную картину выработки запасов углеводородного сырья, отражаемую в отчетной документации. В результате финансовые потоки от налогообложения, направляемые в государственные структуры различного уровня (в том числе и окружные) могут испытывать значительный дефицит отчислений.

В этой связи планируется проведение независимых от недропользователя оценок текущих газоконденсатных характеристик, для контроля достоверности отчетности по отборам пластового флюида, из залежей, находящихся в разработке или опытно-промышленной эксплуатации, предоставляемой недоропользователями в департамент природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

Интенсивное развитие нефтегазового комплекса - освоение, ввод в действие и эксплуатация крупнейших нефтяных и газовых месторождений - существенно сказывается на экологической обстановке в автономном округе. Повсеместное распространение многолетнемерзлых пород, низкая способность природных почв и вод к самоочищению, медленное самовосстановление экосистем определяют повышенную чувствительность природной среды, неустойчивость ландшафтов к антропогенным воздействиям, приводящим к существенному нарушению природной среды даже при слабом воздействии.

Экологическая обстановка в автономном округе создала предпосылки для формирования и реализации программных мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности населения автономного округа и контроля за рациональным использованием недр. (данный абзац утратил силу постановлением администрации от 14.12.2006 г. N 590-А)

Перед началом широкомасштабных работ по вводу месторождений полуострова Ямал в промышленную эксплуатацию программными мероприятиями предусматривается:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»