ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 29 марта 2005 года N 23-ЗАО


Об окружной целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005-2007 годы

(с изменениями на 29 ноября 2006 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 октября 2006 года N 46-ЗАО (Красный Север, N 119/1, 13.10.2006);

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года N 84-ЗАО (Красный Север, N 142, 08.12.2006).

____________________________________________________________________

     

Принят
 Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
16 марта 2005 года

Статья 1


Утвердить окружную целевую программу государственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005-2007 годы.

Статья 2


Финансирование мероприятий окружной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005-2007 годы осуществляется в соответствии с законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ямало-Ненецкого
 автономного округа
Ю.В.Неелов


г.Салехард

29 марта 2005 года

N 23-ЗАО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа
"Об окружной целевой программе государственной поддержки
малого предпринимательства в Ямало-Ненецком
автономном округе на 2005-2007 годы"


ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
государственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005-2007 годы

(с изменениями на 29 ноября 2006 года)

ПАСПОРТ
окружной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005-2007 годы

(паспорт в редакции, введенной в действие с 13 октября 2006 года
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 октября 2006 года N 46-ЗАО, -
см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

Окружная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005-2007 годы

Основание решения о разработке Программы

Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Государственный заказчик Программы

Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

Основной разработчик Программы

Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

Цель и задачи Программы

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения

Сроки и этапы реализации Программы

2005-2007 годы

Перечень основных мероприятий

Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства;

финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства;

поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства, создание новых рабочих мест;

формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

информационная и научно-методическая поддержка малого предпринимательства, подготовка и переподготовка кадров;

межрегиональное сотрудничество и выставочная деятельность

Ответственные за исполнение основных мероприятий Программы

Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа;

Торгово-промышленная палата Ямало-Ненецкого автономного округа;

ОАО "Информационно-консультационный центр "Налоговые реформы Ямала";

муниципальные образования;

муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства

Объем и источники финансирования Программы

Всего: окружной бюджет - 96 млн.рублей

(позиция в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года N 84-ЗАО, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Увеличение количества малых предприятий до 1,9 тыс.;

увеличение удельного веса численности занятых в малом бизнесе до 13,5% от экономически активного населения;

понижение количества безработных путем занятости граждан в предпринимательской деятельности;

насыщение потребительского рынка автономного округа качественными товарами и услугами;

создание конкурентной предпринимательской среды, сдерживающей рост цен;

повышение налоговых доходов бюджетов всех уровней

Организация контроля за исполнением Программы

Контроль за выполнением мероприятий Программы возложить на департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа";


1. Состояние и проблемы малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе


Окружная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005-2007 годы (в дальнейшем именуется - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Актуальность разработки Программы обусловлена тем, что малое предпринимательство стало неотъемлемым субъектом рынка, влияющим на дальнейшее социально-экономическое развитие Ямало-Ненецкого автономного округа, решающим проблемы занятости населения, повышения уровня жизни и формирования среднего класса, как основы социально-экономической стабильности общества.

Специфика региона, северная территория, разобщенность и отдаленность населенных пунктов, сложная транспортная схема влияет на процессы создания и функционирования малого предпринимательства и препятствует его разностороннему развитию в разрезе отраслей экономики и территорий округа.

В 2003 году в сфере малого бизнеса было занято 36900 человек, что составляет 11,7% от экономически активного населения автономного округа.

По состоянию на 1 января 2004 года на территории автономного округа действовало 1828 малых предприятий и 19067 индивидуальных предпринимателей. Анализ распределения численности занятых в малом бизнесе по территории региона указывает, что 81% от общего числа представителей малого бизнеса сосредоточен в таких городах, как Новый Уренгой, Ноябрьск, Надым, Салехард и Губкинский.

В муниципальных образованиях, где большая часть населения представлена коренными малочисленными народами Севера, малое предпринимательство развито незначительно.

За период с 2002 по 2004 год количественный рост индивидуальных предпринимателей составил 29%, численность занятых в малом предпринимательстве увеличилась на 4748 человек. Несмотря на то, что сектор малого бизнеса не является пока определяющим на окружном рынке труда, но уже сегодня он играет важную роль в снижении уровня безработицы в автономном округе. Если учесть, что на начало 2004 года в автономном округе насчитывалось 8226 безработных граждан, то, очевидно, что дальнейшее развитие малого предпринимательства может снять социальную напряженность путем создания новых рабочих мест.

Распределение малого бизнеса по отраслям народного хозяйства показывает, что наиболее привлекательными для малых предприятий являются такие отрасли, как строительство, торговля и транспорт. Остальные отрасли народного хозяйства в сфере малого бизнеса выражены недостаточно, что свидетельствует о необходимости отраслевой корректировки структуры малого бизнеса и оказания поддержки развитию приоритетных для территорий видов деятельности.

Динамика роста объема производимой продукции малыми предприятиями подтверждает имеющийся мировой опыт и российскую практику, которые показывают, что малое предпринимательство обеспечивает более высокие темпы экономического роста по сравнению с крупными предприятиями, поэтому ускоренное развитие предпринимательства является принципиальным условием решения федеральных задач по увеличению валового внутреннего продукта и преодолению бедности.

Однако достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства на территории автономного округа недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

В автономном округе сложилась ситуация, при которой развитие малого предпринимательства, особенно в сфере производства, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных структур. Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, так как решение большей части вопросов по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства находится в их ведении и компетенции.

Поэтому основные мероприятия Программы направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса на территории автономного округа, и доработку мероприятий окружной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Губернатора автономного округа от 27 ноября 2001 года N 683, незавершенных в виду недостаточного финансирования.

Для реализации задач в сфере ускоренного развития малого бизнеса необходима не только активизация деятельности и поиск наиболее эффективных методов оказания государственной поддержки предпринимательства, но и увеличение объема средств, направляемых на их реализацию.

2. Основные цели и задачи Программы и сроки ее реализации


Главной целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства, обеспечивающих насыщение рынка отечественными товарами и услугами, сохранение существующих и ускоренное создание новых рабочих мест, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего слоя общества, самостоятельно создающего собственное благосостояние и достаточный уровень жизни.

В зависимости от цели Программы определяются ее основные задачи:

формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный предпринимательский климат;

преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;

разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;

выявление отраслевых приоритетов с целью организации эффективной окружной поддержки малого предпринимательства;

развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с целью оказания адресной методической, информационной, консультативной, учебно-образовательной и юридической поддержки;

продвижение продукции субъектов малого предпринимательства на рынки России и зарубежных стран;

укрепление социального статуса, повышение престижа предпринимателей путем формирования положительного общественного мнения.

Исходя из этого, определяются основные направления государственной поддержки малого предпринимательства:

1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства.

2. Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства.

3. Поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства.

4. Формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

5. Информационная и научно-методическая поддержка малого предпринимательства. Подготовка и переподготовка кадров.

6. Содействие развитию предпринимательства и формированию положительного имиджа предпринимательской деятельности.

7. Межрегиональное сотрудничество и выставочная деятельность.

Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки малого предпринимательства необходимо скоординировать взаимодействие органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:

открытость, как при формировании государственной политики поддержки малого предпринимательства, так и при ее реализации, наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых и конкурсных процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку малого предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

активное участие органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в сфере поддержки и развития малого предпринимательства;

ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов, таких как лизинг, франчайзинг, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования, развития схем кредитования малых предприятий с обеспечением кредитов средствами учредителей этих предприятий, а также гарантиями фондов поддержки предпринимательства, крупных предприятий, заинтересованных в кооперационных связях с малыми предприятиями;

возможность использования имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малого предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;

формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя, создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурсах, клиентах, состоянии рынка;

организация систематических исследований по проблемам малого предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки малого предпринимательства.

Реализация Программы рассчитана на период с 2005 по 2007 год. Основные усилия и средства будут направлены на дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в автономном округе и развитие информационных технологий, а также на доработку мероприятий окружной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Губернатора автономного округа от 27 ноября 2001 года N 683. Особое внимание при реализации Программы будет уделено развитию приоритетных и социально-значимых для территорий направлений.

3. Основные направления реализации мероприятий Программы


Система программных мероприятий представлена 7 разделами. Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы поддержки малого предпринимательства.

Основными мероприятиями Программы являются:

    Раздел I. Совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»