ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 9 ноября 2004 года N 69-ЗАО


Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа

(с изменениями на 26 февраля 2024 года)

(в ред. Законов Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.06.2009 N 38-ЗАО, от 23.12.2010 N 138-ЗАО, от 06.12.2012 N 124-ЗАО, от 28.11.2016 N 102-ЗАО, от 01.11.2018 N 81-ЗАО, от 28.09.2021 N 92-ЗАО, от 27.09.2022 N 79-ЗАО, от 22.12.2023 N 103-ЗАО, от 26.02.2024 N 5-ЗАО)




Принят
 Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного
округа 27 октября 2004 года



Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий как природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение, создания дополнительных механизмов по обеспечению экологической безопасности на природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), для которых установлен режим особой охраны.


Особо охраняемые природные территории регионального значения находятся в ведении исполнительных органов автономного округа, а в случаях, предусмотренных статьей 28 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", также в ведении государственных научных организаций автономного округа и государственных образовательных организаций высшего образования автономного округа.


(в ред. Законов Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.11.2016 N 102-ЗАО, от 27.09.2022 N 79-ЗАО)


Особо охраняемые природные территории местного значения находятся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе (далее - органы местного самоуправления).


(в ред. Законов Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.11.2016 N 102-ЗАО, от 27.09.2022 N 79-ЗАО)



Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе


(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.02.2024 N 5-ЗАО)


1. Функциональные зоны - устанавливаемые в границах особо охраняемой природной территории зоны с дифференцированным режимом хозяйственной и иной деятельности, не противоречащей целям создания и использования особо охраняемой природной территории.


2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных в федеральном законодательстве.



Статья 2. Общие принципы


Охрана и использование особо охраняемых природных территорий осуществляются на следующих принципах:


приоритет использования особо охраняемых природных территорий в научно-исследовательской и рекреационной деятельности перед другими видами использования;


недопустимость на особо охраняемых природных территориях хозяйственной деятельности, несовместимой с их режимом;


комплексное экологическое обследование участков территорий в целях придания таким территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;


(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.12.2023 N 103-ЗАО)


использование экономического механизма охраны особо охраняемых природных территорий;


устойчивость особо охраняемых природных территорий.



Статья 3. Категории особо охраняемых природных территорий регионального значения


(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.11.2016 N 102-ЗАО)


Особо охраняемыми природными территориями регионального значения являются:


природные парки;


государственные природные заказники;


памятники природы;


дендрологические парки и ботанические сады;


иные категории особо охраняемых природных территорий, устанавливаемые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.



Статья 3.1. Категории особо охраняемых природных территорий местного значения


(введена Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.12.2023 N 103-ЗАО)


Особо охраняемыми природными территориями местного значения являются:


природные ландшафты - участки природной территории, где сохранены или воссозданы естественные природные ландшафты и экосистемы;


городские парки - благоустроенные озелененные территории, имеющие особое экологическое и культурное значение;


природные рекреационные комплексы - участки природной или природно-антропогенной территории, где максимально сохранены или воссозданы природные ландшафты и экосистемы, имеющие рекреационное значение;


особо охраняемые водные объекты - природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.



Статья 4. Полномочия органов государственной власти автономного округа в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий


1. К полномочиям Законодательного Собрания автономного округа в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:


(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.06.2009 N 38-ЗАО)


1) принятие законов автономного округа в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в соответствии с федеральным законодательством;


2) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.


2. К полномочиям Правительства автономного округа в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:


(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2010 N 138-ЗАО)


1) утверждение статуса и создание особо охраняемых природных территорий регионального значения, установление и изменение их границ, режима особой охраны, утверждение положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения в соответствии с федеральным законодательством;


(п. 1 в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.11.2016 N 102-ЗАО)


2) определение государственных учреждений автономного округа, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения, их подчиненности и порядка финансирования;


(п. 2 в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.11.2016 N 102-ЗАО)


3) согласование решения органа местного самоуправления о создании особо охраняемой природной территории на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования, в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования;


(п. 3 в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.11.2016 N 102-ЗАО)


4) утратил силу. - Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.11.2016 N 102-ЗАО;


5) обеспечение за счет средств окружного бюджета охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения (в том числе государственных природных заказников и памятников природы), включающее в себя реализацию следующих мероприятий:


финансирование деятельности уполномоченного исполнительного органа автономного округа, осуществляющего управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения и региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - уполномоченный орган), а также подведомственных ему государственных учреждений автономного округа;


(в ред. Законов Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.11.2016 N 102-ЗАО, от 28.09.2021 N 92-ЗАО, от 27.09.2022 N 79-ЗАО)


организация и проведение научно-исследовательских, изыскательских, оценочных, иных работ, связанных с охраной особо охраняемых природных территорий регионального значения;


разработка схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения и территориальных схем охраны природы для принятия решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий регионального значения, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности;


(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.11.2016 N 102-ЗАО)


изъятие земельных участков или водных пространств, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, в случае необходимости использования для общегосударственных нужд;


организация ведения государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с федеральным законодательством;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»