Недействующий

ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 20 декабря 1999 года N 51-ЗАО

О социальном партнерстве в Ямало-Ненецком автономном округе

Принят
Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
15 декабря 1999 года


Документ утратил силу:

-законом автономного округа от 22.06.2007 г. N 78-ЗАО

Документ с изменениями и дополнениями внесенными:

-законом автономного округа от 13.10.2003 г. N 46-ЗАО

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи и сфера действия настоящего Закона


1. Настоящий Закон устанавливает правовую основу для развития социального партнерства на территории автономного округа в целях обеспечения многоуровневого договорного регулирования социально - трудовых отношений и согласования социально - экономических интересов участников трудовых отношений.

2. Действие закона распространяется на всех работников и работодателей, представителей работников и работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа, а также на орган исполнительной власти автономного округа и органы местного самоуправления.

Статья 2. Основные понятия


(изм. от 13.10.2003 г. N 46-зао)

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления, направленная на обсуждение, выработку и принятие решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Система социального партнерства автономного округа - совокупность мер организационного, правового, экономического характера, направленных на упорядочение интересов в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов.

Органы социального партнерства - комиссии по регулированию социально-трудовых отношений между сторонами социального партнерства в автономном округе.

(абзацы 4 и 5 исключены от 13.10.2003 г. N 46-зао)

Стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Представители работников в социальном партнерстве - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их во взаимоотношениях с работодателем.

Представители работодателей - руководители организаций или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организаций и локальными нормативными актами.

Представители органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления - должностные или иные лица, уполномоченные в установленном порядке представлять эти органы.

Статья 3. Принципы социального партнерства


(изм. от 13.10.2003 г. N 46-зао)

Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:

1) уважение и учет интересов сторон;

2) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

3) содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;

4) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

5) полномочность представителей сторон;

6) полнота представительства сторон;

7) равноправие сторон и доверие в отношениях;

8) невмешательство в дела друг друга;

9) свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу труда;

10) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

11) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу труда;

12) реальность принимаемых на себя сторонами обязательств;

13) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

14) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

15) ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;

16) соблюдение предусмотренных действующим законодательством примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.

Статья 4. Правовая основа социального партнерства


(изм. от 13.10.2003 г. N 46-зао)

1. Правовую основу социального партнерства составляют регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, а также иные нормативные правовые акты органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, федеральными законами и настоящим Законом.

2. Стороны социального партнерства при проведении переговоров, разработке и заключении соглашений и коллективных договоров руководствуются также соглашениями, заключенными на федеральном уровне, региональными соглашениями, окружными отраслевыми (межотраслевыми) тарифными, территориальными и иными соглашениями, коллективными договорами.

Статья 5. Задачи социального партнерства


Задачами социального партнерства в автономном округе являются:

1) обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

2) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений;

3) разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;

4) предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов.

Статья 6. Формы социального партнерства


(изм. от 13.10.2003 г. N 46-зао)

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

участия работников, их представителей в управлении организаций;

участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 7. Окружная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений


(изм. от 13.10.2003 г. N 46-зао)

1. Окружная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее- окружная трехсторонняя комиссия):

1) формируется органами исполнительной власти автономного округа, окружными объединениями профсоюзов, окружными объединениями работодателей из равного числа представителей каждой из сторон, уполномоченных нормативным правовым актом губернатора автономного округа (со стороны органов исполнительной власти автономного округа), совещанием заинтересованных объединений профсоюзов, действующих в автономном округе (от профсоюзной стороны), совещанием заинтересованных объединений работодателей, действующих в автономном округе (со стороны работодателей);

2) Положение об окружной трехсторонней комиссии и ее координатор утверждается нормативным правовым актом губернатора автономного округа.

2. В полномочия окружной трехсторонней комиссии входит:

1) сотрудничество в выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в автономном округе, регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведение коллективных переговоров, подготовка проекта регионального трехстороннего соглашения;

2) практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров и соглашений, заключаемых на территории автономного округа;

3) разработка через создаваемые отраслевые рабочие группы проектов окружных отраслевых (межотраслевых) тарифных трехсторонних соглашений;

4) принятие решений по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами государственной власти автономного округа, профсоюзами, работодателями, их объединениями, действующими на территории автономного округа;

5) осуществление контроля за выполнением условий регионального трехстороннего соглашения, окружных отраслевых (межотраслевых) тарифных и профессиональных тарифных соглашений, территориальных соглашений, а также коллективных договоров, заключаемых на территории автономного округа и соглашений вышестоящего уровня;

6) внесение предложений о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;

7) содействие разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых на территории автономного округа;

8) выступление с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти автономного округа нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;

9) обсуждение проектов законов автономного округа, иных нормативных правовых актов автономного округа, принимаемых по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

3. Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы окружной трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений


(изм. от 13.10.2003 г. N 46-зао)

1. В муниципальных образованиях автономного округа могут создаваться территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Территориальная трехсторонняя комиссия обеспечивает регулирование социально - трудовых отношений на территории муниципального образования автономного округа, подготовку проекта территориального трехстороннего соглашения, его заключение и контроль за его выполнением.

3. Положение о территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, ее состав и координатора комиссии по согласованию с представителями сторон работников и работодателей утверждает представительный орган местного самоуправления.

Статья 9. Другие органы социального партнерства в автономном округе


Стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в автономном округе.

ГЛАВА 3. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья 10. Виды соглашений


(изм. от 13.10.2003 г. N 46-зао)

1. В зависимости от сферы регулирования социально - трудовых отношений на территории автономного округа заключаются региональные, окружные отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориальные и иные соглашения.

2. В зависимости от числа сторон социального партнерства заключаются двусторонние и трехсторонние соглашения.

3. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются с обязательным участием представителей органов исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»