ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 19 июля 2012 года N 659

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 (в ред. постановления Правительства РО от 16.12.2013 N 773)


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года Правительство Ростовской области

постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года согласно приложению.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Ростовской области доработать муниципальные программы развития системы образования в соответствии с целями и задачами Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.

Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ

     Постановление вносит

     министерство общего

     и профессионального

     образования Ростовской

     области

     

Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 19.07.2012 N 659

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


(в ред. постановления Правительства РО
от 16.12.2013 N 773)

1. Введение

Концепция развития образования Ростовской области на период до 2020 года (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритетные задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации как фундаментальной составляющей прогрессивного развития региона.

Концепция разработана в соответствии с организационным Планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067 и направленной на вывод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, стать основой динамичного экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, успешности и безопасности людей, проживающих в Ростовской области.

Реализация Концепции позволит достичь положительной динамики ключевых показателей результативности деятельности отрасли "Образование".

Концепция разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 N Пр-212, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1538-р, иных прогнозно-стратегических и нормативных документов отрасли "Образование".

При разработке Концепции учитывались результаты реализации в Ростовской области приоритетного национального проекта "Образование", Комплекса мер по модернизации общего образования, а также задачи, поставленные Министерством образования и науки Российской Федерации по реализации современной модели образования.

Концепция основывается на принципах образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61.

Концепция основывается на следующих принципах:

образование - важнейший социальный институт, обеспечивающий всем гражданам, проживающим в Ростовской области, равные условия для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности;

образование - стратегический ресурс устойчивого развития Ростовской области, обеспечивающий сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении комплексных проблем образования;

основой, обеспечивающей развитие системы образования, являются всеобщность и вариативность образования, создающие условия для самореализации каждой личности, ее положительную мотивацию к получению образования, подготовленность к выбору профессии в соответствии с запросами личности и общества.

Главнейшим условием для развития экономики страны и формирования ее инновационной составляющей является модернизация системы образования, являющейся основой социального развития общества.

Социально-экономическое развитие современного общества основывается на постоянном обновлении технологий, ускоренном освоении инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям регионального рынка труда.

Важной жизненной ценностью является получение качественного образования - как основы для формирования конкурентоспособной на рынке труда личности.

Принципы развития системы образования области:

открытость образования к внешним запросам;

применение проектных методов;

конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;

адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Предлагаемая Концепция закладывает основу для выработки целостной образовательной политики Ростовской области на долгосрочную перспективу.

В настоящей Концепции предлагаются определенные структурные и организационные преобразования, предполагающие внутреннюю трансформацию региональной системы образования, конечной целью которых будут являться приведение ее в соответствие с российскими и общемировыми тенденциями, придание ей гибкости и адаптивности, способности адекватно реагировать на современные и перспективные требования общества. Предлагаемая концепция определяет образование в качестве регионального приоритета и закладывает основу для выработки целостной образовательной политики Ростовской области до 2020 года.

Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Ростовской области на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии - модернизации образования.

2. Анализ состояния и основные проблемы развития системы образования Ростовской области

Образовательный комплекс Ростовской области - один из крупнейших в Российской Федерации, включающий в себя более трех тысяч образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов.

В структуре работающего населения Ростовской области сектор образования занимает второе место после обрабатывающих производств. Так, по данным за 2010 год, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) по виду деятельности "Образование" составила 147229 человек, или 12,6 процента от значения показателя в целом по экономике.

Развитие системы образования Ростовской области на сегодняшний день осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы" и иными программами.

Это создало основу для институциональной перестройки в сфере образования Ростовской области, в первую очередь, касающейся модернизации структуры и содержания общего, профессионального образования, совершенствования его качества, социальной поддержки детства, эффективности управления образовательной системой.

Вместе с тем, системе образования в Ростовской области не удалось преодолеть некоторые проблемы, затормаживающие процесс ее модернизации. Ключевыми проблемами сектора образования Ростовской области являются:

недостаточное финансирование учреждений образования всех типов;

несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

запаздывание в обновлении содержания и технологий образования в зависимости от изменений современного общества и экономики;

неудовлетворительный уровень доступности образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями;

дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации;

низкая оплата труда работников образования;

диспропорции системы образования, выражающиеся в отставании уровня развития общего и среднего профессионального образования от высшего профессионального.

2.1. Дошкольное образование


В настоящее время в Ростовской области функционируют 1418 учреждений образования, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Сеть таких учреждений разнообразна и не ограничивается только традиционными детскими садами.

1284 (90,6 процента от общего количества учреждений дошкольного образования) составляют государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения; 16 (1,1 процент) - учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; 105 (7,4 процента) - общеобразовательные учреждения, в которых созданы группы для детей дошкольного возраста; 13 негосударственных дошкольных образовательных учреждений (0,9 процента).

На 1 апреля 2012 г. программы дошкольного образования в различных учреждениях дошкольного образования осваивают свыше 148 тысяч детей в возрасте от 1 года до 7 лет, что составляет 55,3 процента от общего числа детей данного возраста в целом по Ростовской области.

При этом численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, за последние годы существенно выросла и составила на начало 2012 года 48,7 тысячи детей (в 2010 году - 39,4и тысяч детей, в 2011 году - 40,5 тысячи детей).

Структура "очереди" в дошкольные учреждения неоднородна:

9979 (20,5 процента) очередников - это дети в возрасте до 1 года, которым место в детском саду реально потребуется через 1,5-2 года;

24442 (50,2 процента) очередников - дети в возрасте от 1 года до 3 лет, большинству из них место в детском саду нужно предоставить в сроки от полутора до трех лет;

14307 человек в очереди (29,3 процента) - дети старшего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

Необходимо до 2015 года решить первоочередную задачу - создать не менее 14307 дополнительных мест для детей от 3 до 7 лет, в период до 2020 года - ликвидировать очередь в дошкольные учреждения полностью.

2.2. Общее образование


Система общего образования Ростовской области включает 1228 образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, в том числе: 1108 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений, 15 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад, 37 вечерних сменных школ, 17 общеобразовательных и кадетских школ-интернатов, 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (26 коррекционных школ-интернатов и 4 специальных коррекционных школы), 1 специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, 2 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих общеобразовательные программы, 5 оздоровительных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторных школ-интернатов, 13 негосударственных общеобразовательных учреждений.

Кадровый ресурс системы общего образования области представлен более чем 30 тысячами педагогических работников.

На протяжении последних лет в области проходят процессы реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных учреждений, которые обусловлены, в том числе, и сокращением численности обучающихся общеобразовательных учреждений. За последние 5 лет численность обучающихся в сельских школах снизилась более чем на 15 тысяч человек, в ходе проведения мероприятий по оптимизации сети число муниципальных общеобразовательных учреждений сокращено на 108 единиц, в том числе сельских школ - на 70.

В области функционирует 344 малокомплектные школы, что составляет 46,4 процента от общего числа сельских школ, в которых обучается 19 процентов сельских школьников.

В целях создания равных условий для получения качественного общего образования детьми независимо от места проживания в области осуществляется подвоз обучающихся из малокомплектных сельских школ к опорным школам, в которых концентрируются материально-технические и кадровые ресурсы.

Для обеспечения безопасных и комфортных условий для обучения за 2005-2011 годы более чем в 700 муниципальных общеобразовательных учреждениях проведен выборочный и комплексный капитальный ремонт, в том числе по устранению аварийной и предаварийной ситуации.

В целях создания условий для получения качественного образования детьми независимо от места проживания осуществлялось повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений, обеспечение школ широкополосным доступом к сети Интернет, модернизация материально-технической базы, в том числе оснащение компьютерным оборудованием, оборудованием для школьных столовых, учебным, учебно-лабораторным, спортивным, интерактивным оборудованием, поставка школьных автобусов.

96 процентов школ используют в учебном процессе электронные образовательные ресурсы по основным общеобразовательным предметам, 54 процента общеобразовательных учреждений используют компьютерное программное обеспечение для автоматизации процессов управления.

В области осуществляется создание и внедрение среды информационного взаимодействия образовательных учреждений, включая электронный документооборот, публичную отчетность всех учреждений системы образования, перевод образовательных услуг в электронный вид. 90 процентов общеобразовательных учреждений области имеют веб-сайты.

С 1 сентября 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях области введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В области созданы условия для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в обучении на дому. Функционирует центр дистанционного обучения детей-инвалидов, в котором 409 детей-инвалидов получают полноценное общее образование с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет индивидуально или в малых группах (до 3 человек).

В 97,6 процента школ области действуют органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, 32,5 процента школ имеют управляющие советы.

Система общего образования Ростовской области характеризуется стабильно высокими качественными результатами, которые соотносятся со среднероссийскими показателями.

Вместе с тем системе общего образования Ростовской области не удалось преодолеть некоторые проблемы и противоречия, затормаживающие процесс ее модернизации. В основном это связано с дефицитом финансовых средств на совершенствование школьной инфраструктуры в соответствии с требованиями стандарта, комплексное переоснащение учебного и учебно-наглядного оборудования общеобразовательных учреждений, оборудования спортивных залов, совершенствование организации школьного питания, внедрение действенных механизмов привлечения молодых педагогов в общеобразовательные учреждения и повышение кадрового потенциала отрасли, создание полноценных условий для получения качественного образования всеми обучающимися, в том числе и детьми со специальными потребностями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»