Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2012 года N 106


Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области" на 2012-2017 годы


В соответствии с Областным законом от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Правительства  Ростовской области от 01.12.2011 N 92 "О разработке Областной долгосрочной целевой программы "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области" на 2012-2017 годы" Правительство Ростовской области
     


постановляет:


1. Утвердить Областную долгосрочную целевую программу "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области"  на 2012-2017 годы согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сидаш С.Б.      


Губернатор
Ростовской области
В.Ю. Голубев


Постановление вносит
министерство жилищно-коммунального
хозяйства Ростовской области


Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 15 февраля 2012 года N 106

ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области" на 2012-2017 годы

ПАСПОРТ
Областной долгосрочной целевой программы "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области" на 2012-2017 годы


Наименование Программы

-

Областная долгосрочная целевая программа "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области" на 2012-2017 годы (далее - Программа)

Основание
для разработки Программы

-

распоряжение Правительства Ростовской области от 01.12.2011 N 92 "О разработке Областной долгосрочной целевой программы "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области" на 2012-2017 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - министерство ЖКХ области)

Государственный заказчик Программы

-

министерство промышленности и энергетики Ростовской области (далее - минпромэнерго Ростовской области);

Разработчик Программы

-

министерство ЖКХ области

Основная цель
Программы

-

обеспечение населения Ростовской области питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами; рациональное использование водных объектов; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

Основные задачи
Программы

-

создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений;

предоставление государственной поддержки проектам развития систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, преимущественно в малых городах и населенных пунктах с небольшой численностью населения;

повышение качества водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в результате модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

внедрение в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности

Сроки реализации Программы

-

2012-2013 годы - первый этап;

2014-2017 годы - второй этап

Структура Программы, основные мероприятия Программы

-

Структура программы:

паспорт областной долгосрочной целевой программы "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области" на 2012-2017 годы;

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые показатели;

III. Система программных мероприятий. Ресурсное обеспечение Программы;

IV. Нормативное обеспечение;

V. Механизм реализации Программы. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы;

VI. Оценка эффективности реализации Программы;

приложение N 1. Прогнозируемые значения показателей и индикаторов реализации Программы;

приложение N 2. Мероприятия по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод;

приложение N 3. Мероприятия по повышению рационального использования водных ресурсов;

приложение N 4. Мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту областных и муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, включая разработку проектно-сметной документации;

приложение N 5. Методика отбора муниципальных образований (проектов) и расчета межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, включая разработку проектно-сметной документации;

приложение N 6. Методика отбора объектов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета на софинансирование мероприятий по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области;

приложение N 7. Реестр инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта), включаемых в областную долгосрочную целевую программу;

приложение N 8. Перечень объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта, финансируемых за счет бюджетных средств в рамках мероприятий, запланированных к реализации в 2012 году;

приложение N 9. Перечень объектов строительства и реконструкции, финансируемых за счет внебюджетных средств, предусмотренных в инвестиционных и производственных программах организаций коммунального комплекса в рамках мероприятий, запланированных к реализации в 2012 году;

приложение N 10. Распределение бюджетам муниципальных образований субсидий за счет средств федерального бюджета и Фонда софинансирования расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, включая разработку проектно-сметной документации на 2012-2014 годы;

приложение N 11. Распределение средств областного и федерального бюджетов на строительство и реконструкцию объектов водопроводно-канализационного хозяйства областной собственности, включая разработку проектно-сметной документации на 2012-2014 годы;

приложение N 12. Распределение бюджетам муниципальных образований субсидий за счет средств федерального бюджета, Фонда софинансирования расходов на строительство и реконструкцию муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства на 2012-2014 годы;

приложение N 13. Распределение средств по государственным заказчикам Программы на 2012-2017 годы;

приложение N 14. Методика оценки эффективности реализации Программы;

приложение N 15. Методика расчета показателей реализации Программы.

Программа не содержит подпрограмм.

Основные мероприятия Программы:

строительство и реконструкция областных и муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства;

разработка проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт областных и муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства;

капитальный ремонт муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства

Исполнители
Программы

-

министерство ЖКХ области;

комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области (далее - Комитет);
Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - Служба);

министерство здравоохранения Ростовской области;

органы местного самоуправления, в случае принятия их представительными органами соответствующих решений;

организации коммунального комплекса (по согласованию)

Объемы
и источники финансирования Программы

-

52099925,5 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 2299223,7 тыс. рублей, в том числе:

в 2012 году - 2299223,7 тыс. рублей;

в 2013 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2014 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2016 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 0,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования из федерального бюджета подлежат уточнению по итогам участия Ростовской области в конкурсном отборе в рамкам реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017годы:

за счет средств областного бюджета - 12902308,7 тыс. рублей, в том числе:

в 2012 году - 2669309,3 тыс. рублей;

в 2013 году - 1963708,2 тыс. рублей;

в 2014 году - 2067322,8 тыс. рублей;

в 2015 году - 2067322,8 тыс. рублей;

в 2016 году - 2067322,8 тыс. рублей;

в 2017 году - 2067322,8 тыс. рублей;

за счет средств местных бюджетов - 3181521,3 тыс. рублей, в том числе:

в 2012 году -1217807,1 тыс. рублей;

в 2013 году - 326477,4 тыс. рублей;

в 2014 году - 409309,2 тыс. рублей;

в 2015 году - 409309,2 тыс. рублей;

в 2016 году - 409309,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 409309,2 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 33716871,8 тыс. рублей, в том числе:

в 2012 году - 5716871,8 тыс. рублей;

в 2013 году - 5600000,0 тыс. рублей;

в 2014 году - 5600000,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 5600000,0 тыс. рублей;

в 2016 году - 5600000,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 5600000,0 тыс. рублей.

Программа финансируется из областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию областным законом об областном бюджете.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
(целевые
показатели)

-

в результате реализации Программы планируется:

увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности:

по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 47,1 процента в 2010 году до 24,8 процента к 2017 году;

по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 6,0 процента в 2010 году до 5,3 процента к 2017 году;

снижение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 51,2 процента в 2010 году до 28,2 процента к 2017 году;

снижение доли утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданном в сеть, с 40,3 процента в 2010 году до 36,0 процента к 2017 году;

снижение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 45,6 процента в 2010 году до 33,2 процента к 2017 году;

снижение числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с 136,6 аварии в год на 1000 км сетей в 2010 году до 70,1 в 2017 году;

увеличение доли сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 92,8 процента в 2010 году до 98,6 процента к 2017 году;

увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 20,2 процента в 2010 году до 77,3 процента к 2017 году;

увеличение доли населения, обеспеченного централизованными услугами водоснабжения, с 91,9 процента в 2010 году до 97,0 процента к 2017 году;

увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения области с 84,49 процента в 2010 году до 88,5 процента к 2017 году;

увеличение доли населения, обеспеченного централизованными услугами водоотведения, с 52,0 процента в 2010 году до 72,1 процента к 2017 году;

снижение зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями с 17,5 тыс. человек в 2010 году до 9,1 тыс. человек в 2017 году;

снижение зарегистрированных больных вирусными гепатитом А со 196 человек в 2010 году до 138 человек в 2017 году;

снижение зарегистрированных больных с болезнями органов пищеварения со 165,3 тыс. человек в 2010 году до 95,2 тыс. человек в 2017 году;

снижение зарегистрированных больных злокачественными образованиями с 15,3 тыс. человек в 2010 году до 12,6 тыс. человек в 2017 году;

снижение зарегистрированных больных мочекаменной болезнью с 5,9 тыс. человек в 2010 году до 3,4 тыс. человек в 2017 году;

снижение зарегистрированных больных анемией с 9,0 тыс. человек в 2010 году до 4,5 тыс. человек в 2017 году;

доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 100 тыс. человек) в 2017 году составит 100 процентов;

доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования (в городах с населением более 100 тыс. человек) в 2017 году составит 100 процентов.

увеличение доли инвестиций в основной капитал, использованный в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с 6,5 процента в 2010 году до 32,0 процента в 2017 году;

увеличение доли заемных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал, использованный в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с 9,0 процента в 2010 году до 30,0 процента в 2017 году.

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за ходом реализации Программы осуществляют Правительство Ростовской области, министерство экономического развития Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России и Ростовской области.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года", одним из ключевых направлений развития региона является повышение уровня и качества жизни населения, важнейшей составляющей которого является экологическая обстановка, в том числе обеспечение населения качественной питьевой водой. В рамках реализации данного направления необходимо решение задачи повышения инфраструктурной обеспеченности населения.

Водные ресурсы области составляют 27,7 км(3), из них 2,7 км(3) - сток, формирующийся в пределах области и 25,0 км(3) - сток, поступающий со смежных территорий. В Ростовской области насчитывается 4991 река и водоток, отличающиеся по длине, площади водосбора и объему годового стока. Преимущественное развитие получили малые реки. Водотоков протяженностью более 10 км насчитывается 904, а менее 10 км - 4576, больших и средних рек всего 11. Самая крупная водная система - р. Дон с основным притоком р. Северский Донец, средние - реки Миус и Кагальник, малые - реки Мокрый Еланчик, Самбек, Мокрый Чулек, Сухая и Мокрая Чумбурки. Все реки относятся к бассейну Азовского моря. Протяженность рек, протекающих по территории Ростовской области, составляет 9565 км.

В настоящее время в Ростовской области эксплуатируется 1 576 водопроводов, из них для населения используется 1190 водопроводов и водопроводных сетей.

Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют 40,3 процента от всего объема воды, поданной в сеть.

Основными причинами высоких потерь воды являются изношенность сетей и отсутствие систем противоаварийной защиты. Износ водопроводных сооружений составил 49 процентов.

По итогам 2010 года в области (данные Ростовстата) объем подачи воды насосными станциями 1-го подъема составил 493 млн. м(3), при этом их установленная производственная мощность составляет 4,15 млн. м(3)/сут., или 1 514 млн. м(3)/год. Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений - 1,7 млн. м(3)/сут., или 615 млн. м(3)/год. Пропуск воды через очистные сооружения водоснабжения за 2010 год составил 372 млн. м(3), в том числе нормативно очищенной - 302 млн. м(3).

Протяженность водопроводных сетей составляет:

водоводов - 5 860,2 км, в том числе нуждающихся в замене - 2 439,6 км (41,6 процента);

уличной водопроводной сети - 15 968,4 км, в том числе нуждающейся в замене - 8169,9 км (51,2 процента);

внутриквартальной и внутридворовой сети - 2 481,0 км, в том числе нуждающейся в замене - 1016,4 км (40,9 процента).

В целом по Ростовской области на конец 2010 года 47,8 процента водопроводных сетей нуждается в замене. В целом по Российской Федерации около 30 процента сетей водоснабжения и канализации требуют замены.

В 2010 году заменено и отремонтировано 636,8 км - 3,4 процента от общей протяжности сетей, нуждающихся в замене, в том числе:

водоводов - 53,9 км;

уличной водопроводной сети - 321,7 км;

внутриквартальной и внутридворовой сети - 16,4 км.     


Количество аварий и прорывов на объектах водоснабжения в области за последние годы увеличивается. В целом по области в 2010 году на водопроводах области их было зарегистрировано 3675, в том числе 3 342 на водопроводных сетях.

Сооружениями централизованного водоснабжения в Ростовской области по состоянию на конец 2010 года были оборудованы:

23 города (100 процентов);

7 поселков городского типа (100 процентов);

1245 сельских населенных пунктов (54,9 процента).

Для питьевых целей воду общественных и индивидуальных колодцев, родников использует 5,9 процента населения, привозную воду - 2,1 процента населения, качество которой не отвечает гигиеническим требованиям по химическим показателям в 63,2 процента случаев, микробиологическим - 26,4 процента проб.

В целом по области более 89922 (2,1 процента) человек обеспечивается привозным водоснабжением, которое не гарантирует эпидемиологическую безопасность воды. Продолжается использование эпидемически опасной воды непосредственно из реки Дон без очистки и обеззараживания для питьевых целей в населенных местах Азовского и Багаевского районов.

Основными источниками водоснабжения в области по объему поднятой воды являются поверхностные источники - 83,4 процента, на долю подземных источников приходится 16,6 процента.

В Ростовской области из 2282 населенных пунктов централизованные системы канализации есть только в 92 (4,0 процента), в том числе: в 23 городах (100 процентов), 6 поселках городского типа (85,7 процента) и 63 сельских населенных пунктах (2,8 процента).

В 2010 году отведение сточных вод в области осуществляли 148 очистных сооружений канализации, из них 77 отводили хозяйственно-бытовые сточные воды от населенных пунктов и канализационных сетей.

Протяженность канализационных сетей составляет:

главных коллекторов - 1556,3 км, в том числе нуждающихся в замене - 482,1 км (31 процент);

уличной канализационной сети - 2114,2 км, в том числе нуждающейся в замене - 964,7 км (45,6 процента);

внутриквартальной и внутридворовой сети - 1278,8 км, в том числе нуждающейся в замене - 582,3 км (45,5 процента).

В целом по области в 2010 году на централизованных системах канализации было зарегистрировано 34 608 аварий и забоев с изливом сточных вод на поверхность.

Изношенность сетей является причиной сохраняющегося высокого уровня аварийности в канализационном хозяйстве.

В 2010 году заменено 12,7 км канализационных сетей, или 0,7 процента от общей протяженности сетей, нуждающихся в замене, в том числе:

главных коллекторов - 5,0 км;

уличной канализационной сети - 6,9 км;

внутриквартальной и внутридворовой сети - 0,8 км.

Общая пропускная способность очистных сооружений канализационного хозяйства области, по состоянию на конец 2010 года, составила 1223,7 тыс. м(3)/сут.

В течение 2010 года по канализационным сетям было пропущено 209,3 млн. м(3) сточных вод, из них 194,3 млн. м(3) (92,8 процента) было доставлено на очистные сооружения.

Из общего объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до категории нормативно очищенных доведено 20,2 процента.

Существующие очистные сооружения сточных вод на территории области в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, морально устарели и физически изношены. Некоторые очистные сооружения не обеспечивают нормативной очистки сточных вод из-за неполного состава сооружений.

В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Гуково, Зверево, Новочеркасск, Шахты, Новошахтинск, Красный Сулин, Пролетарск, Донецк, Миллерово, Константиновск, Цимлянск, Аксай, Сальск; в поселках Гигант Сальского района, Чистоозерный Каменского района, селе Песчанокопском, станице Обливская и других муниципальных образованиях области, что приводит к сбросу практически неочищенных и необеззараженных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности, загрязнению водоемов, почв и подземных вод.

К основным проблемам водоснабжения и водоотведения населения области относятся:

дефицит доброкачественной воды, обусловленный недостаточной мощностью отдельных водопроводов, нерациональным ее использованием в летний период года на полив приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;

использование водоисточников, в том числе без очистки и обеззараживания, и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям;

отсутствие ограждений зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения;

большинство разведанных участков месторождений подземных вод не востребовано из-за удаленности от потребителей и необходимости прокладки магистральных водоводов;

неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных и канализационных сооружений и сетей;

отсутствие в крупных городах развитой системы ливневой канализации, низкий уровень обеспеченности сельских населенных пунктов централизованными системами канализации;

ухудшение качества воды поверхностных и подземных водных объектов, в ряде случае до уровня, делающего их непригодными для хозяйственно-питьевого, а иногда и технического водоснабжения.

Наблюдение за качеством воды в водных объектах осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), ГУ "Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" (ГУ "Ростовский ЦГМС-Р").

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»