АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2011 года N 550


Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2012-2014 годы


В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 31 Областного закона от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области"

постановляю:


1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2012-2014 годы согласно приложению.

2. Заместителю Главы Администрации (Губернатора) области - министру финансов Сверчковой Н.И., заместителям Главы Администрации (Губернатора) области по курируемым направлениям обеспечить разработку проекта бюджета Ростовской области на основе основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2012-2014 годы.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований области обеспечить разработку местных бюджетов с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах и настоящим постановлением.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - Вице-губернатора Горбаня С.И.

     Глава Администрации
(Губернатор) области
                               В.Ю. Голубев

Постановление вносит

министерство финансов

области


Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 25 августа 2011 года N 550


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2012-2014 годы


Настоящие основные направления сформированы на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 29.06.2011, Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р.

I. Основные итоги бюджетной политики в 2010 году и I полугодии 2011 г.


Проводимая Администрацией Ростовской области бюджетная политика, направленная на развитие налогового потенциала и концентрацию ресурсов на решение приоритетных задач социально-экономического развития, способствовала достижению позитивных результатов исполнения консолидированного бюджета области за 2010 год.

Исполнение консолидированного бюджета области обеспечено по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений, в том числе по объему долга и дефицита бюджета.

По итогам 2010 года обеспечена положительная динамика основных показателей консолидированного бюджета области как по отношению к докризисному 2008 году, так и к 2009 году.

Исполнение консолидированного бюджета за 2010 год составило по доходам в сумме 123,2 млрд. рублей с ростом к уровню 2009 года на 10,8 млрд. рублей или на 9,6 процента и по расходам - в сумме 125,4 млрд. рублей с ростом к уровню 2009 года на 8,0 млрд. рублей или на 6,9 процента.

Собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета исполнены в сумме 84,7 млрд. рублей или на 105,6 процента к плану.

По объему собственных налоговых и неналоговых доходов область вышла на уровень 2008 года и превысила его на 14,8 процента. Также обеспечен опережающий рост собственных доходов к уровню 2009 года на 12,9 млрд. рублей или на 17,9 процента. В сравнении со среднероссийскими показателями обеспечены более высокие темпы роста собственных доходов. За отчетный год темп роста по области составил - 117,9 процента, при среднероссийском показателе -  116,7 процента.

Среднедушевой бюджетный доход на жителя области составил  29,2 тыс. рублей, что выше показателя 2009 года на 2,6 тыс. рублей.

Бюджетная политика в сфере расходов консолидированного бюджета области была направлена на решение социальных и экономических задач области. Приоритетом являлось обеспечение населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы. На эти цели направлено 80,8 млрд. рублей, что на 5,5 процента выше показателя 2009 года. C ростом к 2009 году обеспечено финансирование в 2010 году расходов на социальную политику и образование. Объем ассигнований, направленных на образование, увеличился на 4,1 процента и составил 30,0 млрд. рублей. Наиболее значительно, на 24,9 процента или  5,6 млрд. рублей, выросли расходы на социальную политику и составили  28,3 млрд. рублей. Данные ассигнования позволили обеспечить предоставление мер социальной поддержки населению области.

Областной и местные бюджеты исполнены преимущественно на основе программно-целевого метода планирования с учетом принятых областных и муниципальных программ. Так, на реализацию областных и муниципальных программ в 2010 году было направлено 98,3 млрд. рублей или 78,4 процента расходов консолидированного бюджета.

Данные средства направлены на финансовое обеспечение выполнения государственного задания областными учреждениями на оказание государственных услуг населению области, на социальную поддержку и обеспечение жильем отдельных категорий граждан, развитие сети автомобильных дорог, сельского хозяйства, а также информационных и телекоммуникационных технологий, на мероприятия в области здравоохранения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма, на поддержку малого и среднего предпринимательства.

На инвестиционные расходы (строительство, реконструкция, капитальный ремонт и приобретение основных средств) в 2010 году направлено  21,0 млрд. рублей. Удельный вес расходов капитального характера составил  16,7 процента всех расходов консолидированного бюджета.

Финансовая помощь бюджетам 463 муниципальных образований Ростовской области составила 46,4 млрд. рублей или половину всех расходов областного бюджета, с ростом к уровню 2009 года на 4,4 млрд. рублей или  10,5 процента. Политика в сфере межбюджетных отношений в Ростовской области направлена на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, поддержку инвестиционных, инновационных и инфраструктурных муниципальных проектов, повышение инициативы и ответственности при осуществлении бюджетного процесса в городах, районах и поселениях Ростовской области.

Просроченная задолженность по бюджетным и долговым обязательствам бюджета области отсутствует.

В Ростовской области в 2010 году принята и начала свою реализацию Программа по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года, утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 22.11.2010 N 302. Аналогичные нормативные правовые акты приняты администрациями  всех муниципальных районов и городских округов.

В рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года по итогам 2010 года министерством финансов Ростовской области проведены мониторинг качества финансового менеджмента областных министерств и ведомств и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях.

В целях дальнейшего повышения эффективности предоставления государственных услуг Администрацией Ростовской области в 2010 году осуществлены мероприятия по подготовке нормативно-правовой базы для реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Принят областной закон, устанавливающий переходный период, во время которого как бюджетные учреждения с расширенным объемом прав, так и казенные учреждения смогут получать финансовое обеспечение в прежнем порядке. Приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми в области создан новый тип государственных учреждений - государственное казенное учреждение, а также принят ряд нормативных правовых актов Администрации Ростовской области и министерства финансов Ростовской области, предусматривающих изменение механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, оказывающих государственные услуги.

По итогам I полугодия текущего года достигнута позитивная динамика основных показателей консолидированного бюджета области.

Доходы консолидированного бюджета области поступили в объеме  64,6 млрд. рублей, с ростом к аналогичному периоду прошлого года на  5,9 млрд. рублей или 10,1 процента. Расходы бюджета исполнены в объеме  56,1 млрд. рублей с ростом на 2,6 млрд. рублей или 4,9 процента.

В соответствии с оценкой качества управления региональными финансами за 2010 год, произведенной Министерством финансов Российской Федерации, Ростовской области присвоена I степень качества, которая характеризует высокий уровень организации бюджетного процесса.

II. Основные задачи бюджетной и налоговой политики на 2012 год и дальнейшую перспективу до 2014 года


В целях реализации задач, поставленных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, продолжится проведение эффективной бюджетной политики, направленной на достижение устойчивых темпов экономического роста, модернизацию экономики, обеспечение сбалансированности бюджета, предоставление качественных бюджетных услуг населению области и оказание адресной социальной поддержки гражданам.

Приоритетом бюджетной и налоговой политики по-прежнему будет являться улучшение условий жизни населения Ростовской области, адресное решение социальных проблем, поддержка инновационного развития экономики, обеспечение мер по модернизации социальной и инженерной инфраструктуры, развитие экономического потенциала за счет привлечения инвестиций, в том числе на основе государственно-частного партнерства, поддержки инновационного развития экономики, активизации институтов гражданского общества и обеспечения инициативы участников бюджетного процесса.

Формирование областного бюджета будет осуществляться по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга и дефицита бюджета.

Продолжится реализация в Ростовской области Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года.

Будет продолжена работа по программно-целевому методу бюджетного планирования на основе областных программ исходя из долгосрочных целей социально-экономического развития.

В условиях стабилизации экономики возобновляется актуальность долгосрочного бюджетного планирования. Начиная с формирования бюджета на 2012 год разработка областного бюджета осуществляется на трехлетний период.

Необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы будет являться важнейшим фактором проводимой налоговой политики, направленной на обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы, поддержку развития и модернизацию экономики.

Бюджетная стратегия, как и прежде, будет ориентирована на содействие социально-экономическому развитию Ростовской области при безусловном наращивании налогового потенциала области. Этого предстоит добиться как за счет создания новых источников налоговых и неналоговых доходов, так и за счет рационального использования имеющихся, в том числе путем  совершенствования методологии расчета нормативов отчислений от региональных налогов и региональной компоненты по федеральным налогам в местные бюджеты.

Прогноз собственных доходов консолидированного бюджета области на 2012-2014 годы в части налоговых и неналоговых доходов будет рассчитан на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2012-2014 годы, одобренных коллегией Администрации Ростовской области.

В трехлетней перспективе приоритеты в области доходов состоят в наращивании налоговых доходов на основе:

привлечения частных инвестиций в процесс модернизации и создания новых производств;

повышения производительности труда;

поддержки развития малого и среднего бизнеса;

проведения оценки эффективности и обоснованности предоставления льгот по региональным и местным налогам;

улучшения налогового администрирования.

Необходимо активизировать работу по полноценному и достоверному учету государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков.

Работа по формированию устойчивой собственной доходной базы и создание стимулов по ее наращиванию являются приоритетами налоговой политики области на ближайшую перспективу. В связи с этим планируется завершить подготовку к введению местного налога на недвижимость с учетом сложившегося уровня доходов населения. В ближайшее время планируется определиться с параметрами перехода от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности к патентной системе налогообложения. При этом должна сохраниться умеренная налоговая и долговая нагрузка для привлечения притока инвестиций.

В части формирования межбюджетных отношений Ростовской области с федеральным центром ожидается снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Одновременно в предстоящем периоде потребуется напряженная работа по получению целевых федеральных средств в максимально возможных объемах, в том числе на развитие социальной сферы, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, реализацию инвестиционных проектов.

В то же время, в рамках перевода с 2012 года полиции общественной безопасности на федеральный уровень, ожидается одновременная передача бюджету Ростовской области дополнительных расходных полномочий. Кроме того, в федеральный бюджет будет передана часть доходных источников из бюджета Ростовской области, в том числе государственная пошлина за регистрацию транспортных средств, штрафы за административные нарушения в сфере дорожного движения, а также доходы от уплаты части акцизов на алкогольную продукцию, распределяемых по нормативам.

С целью обеспечения дорожной деятельности с 2012 года в составе областного бюджета будет сформирован дорожный фонд Ростовской области, объем бюджетных ассигнований которого также будет утвержден на очередной финансовый год и плановый период.

В связи с этим формирование областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет осуществляться с учетом реализации данных федеральных подходов и потребует дополнительных мер по обеспечению сбалансированности бюджета.

В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ необходимо будет до 1 июля 2012 г. завершить переходный период введения новых форм государственных и муниципальных учреждений, сформировать государственные и муниципальные задания для бюджетных и автономных учреждений и нормативы их финансового обеспечения.

В предстоящем периоде необходимо продолжить работу по повышению качества и доступности предоставляемых государственных услуг. Финансовое обеспечение государственных услуг будет предусмотрено в необходимых объемах в параметрах областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных расходов необходимо продолжить совершенствование процедуры закупок с учетом принимаемых на федеральном уровне решений по реформированию системы государственных и муниципальных закупок и формированию единой федеральной контрактной системы, продолжится информационное взаимодействие с использованием общероссийского официального сайта, предназначенного для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В целях модернизации бюджетного процесса продолжится применение современных телекоммуникационных технологий, будет использоваться информационное взаимодействие с едиными государственными информационными системами, продолжится совершенствование используемых для автоматизации бюджетного процесса информационных систем и размещение  информации о деятельности в сети Интернет.

В целях повышения инициативы и ответственности главных распорядителей средств, главных администраторов доходов областного бюджета продолжится осуществление мониторинга и оценки финансового менеджмента участников бюджетного процесса.

В 2012 году будет продолжена взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера государственного долга Ростовской области и дефицита областного бюджета с учетом требований бюджетного законодательства.

III. Основные приоритеты бюджетных расходов


Бюджетные расходы на 2012 год и дальнейшую перспективу до 2014 года будут сформированы на основе следующих приоритетных направлений:

улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг;

безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения;

оказание дополнительной государственной поддержки по улучшению жилищных условий наиболее социально не защищенных категорий граждан;

модернизация социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»