• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2011 года N 260


Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года


В целях создания высокоэффективного промышленного комплекса, условий и предпосылок для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития Ростовской области

постановляю:

1. Утвердить Концепцию промышленной политики Ростовской области до 2020 года согласно приложению.
     
     2. Рекомендовать главам муниципальных образований Ростовской области учитывать положения Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию промышленных производств.
     
     3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Трифонова С.Ф.
     

Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ю. Голубев


Постановление вносит
министерство промышленности
и энергетики области


Приложение. Концепция промышленной политики Ростовской области на период до 2020 года

Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 13 мая 2011 года N 260



1. Общие положения

Концепция промышленной политики Ростовской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и содержит комплекс мер государственного регулирования и поддержки развития промышленности области, направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, создание условий и предпосылок для устойчивого социально-экономического развития Ростовской области.
     
     Значение промышленности для экономики Ростовской области трудно переоценить, всего по итогам 2008 года на долю промышленных видов деятельности приходится 26,3 процента валового регионального продукта, в том числе добыча полезных ископаемых - 1,7 процента, обрабатывающие производства - 20,7 процента, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,9 процента. Таким образом, более четверти валового регионального продукта создается предприятиями промышленности. За 2010 год в целом по области практически удалось достичь докризисного уровня промышленного производства: к уровню 2008 года индекс промышленного производства составил 99,8 процента. При этом промышленность Ростовской области в 2010 году продемонстрировала более интенсивную восстановительную динамику, нежели Российская Федерация в целом. Индекс промышленного производства в Ростовской области в 2010 году составил 115,9 процента против 108,2 процента в Российской Федерации, опережение темпов роста физического объема производства за год составило 7,7 процента. Вместе с тем следует обратить внимание на неравномерность темпов восстановительного роста в разрезе промышленных видов экономической деятельности. В январе-декабре 2010 года добыча полезных ископаемых сократилась к уровню предыдущего года до 92,1 процента, одновременно в обрабатывающих производствах и секторе "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" зафиксирован рост в размере 116,3 процента и 121,4 процента соответственно. Непростая ситуация сложилась на промышленных предприятиях ряда муниципальных образований Ростовской области. Таким образом, стратегическое значение Концепции состоит в обеспечении устойчивого социально-экономического развития Ростовской области, ликвидации структурных диспропорций и обеспечении полноценного роста промышленного производства.      
     
     Разработчиком и координатором реализации Концепции является министерство промышленности и энергетики Ростовской области.
     
     В Концепции заложены базовые принципы государственного управления промышленностью на территории Ростовской области в пределах компетенции министерства промышленности и энергетики Ростовской области, а также сформулированы основные механизмы и инструменты организации и координации долгосрочного развития отраслей промышленности региона.
     
     Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:
     
     Промышленность (промышленная деятельность) включает в себя совокупность видов экономической деятельности в сфере материального производства, в том числе добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
     
     Промышленная политика Ростовской области (далее - промышленная политика) - система мер государственного воздействия правового и экономического характера с целью совершенствования структуры и пропорций промышленности, исходя из приоритетного обеспечения конкурентоспособности региональной экономики, устойчивого и инновационного социально-экономического развития Ростовской области.
     
     Субъекты промышленной политики Ростовской области - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, организации, осуществляющие промышленную деятельность и образующие инфраструктуру поддержки субъектов промышленной деятельности, некоммерческие организации, выражающие интересы субъектов промышленной деятельности на территории Ростовской области.
     
     Система мер государственного воздействия включает в себя совокупность действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ростовской области бюджетного, налогового, кредитного, имущественно-земельного, правового и иного характера, направленных на повышение эффективности и развитие промышленности Ростовской области.


2. Анализ промышленности Ростовской области в 2005-2010 годах

По данным за 2008 год, в структуре валового регионального продукта Ростовской области на долю промышленных видов деятельности приходится 26,3 процента. Для сравнения, в структуре валовой добавленной стоимости Российской Федерации доля промышленных видов деятельности составляет 29,7 процента. Вместе с тем Ростовская область опережает Российскую Федерацию в секторе "Обрабатывающие производства", в большей степени специализируясь на производстве продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. Информационный материал к анализу промышленности Ростовской области в 2005-2010 годах представлен в приложении N 3.
     
     Так, по данным за 2008 год на долю обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта Ростовской области приходится 20,7 процента, в то время как в структуре валовой добавленной стоимости Российской Федерации на обработку приходится всего 17,4 процента (рисунок 1).
      

Рисунок 1. Сравнительная структура валового регионального продукта
в Ростовской области и валового внутреннего продукта
в Российской Федерации в 2008 год*

_________________
     *Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных     
      
     Большую в сравнении с Российской Федерацией долю в структуре валовой добавленной стоимости Ростовской области занимает и вид экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 3,9 против 2,9 процента в Российской Федерации.


     Значительно меньшая доля в структуре добавленной стоимости экономики Ростовской области в сравнении с Российской Федерацией приходится на вид промышленной деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 1,7 против 9,3 процента соответственно.
     
     Развитие экономики региона имеет явную тенденцию к увеличению ее промышленной специализации. Так, за период 2004-2008 годов структура валового регионального продукта Ростовской области трансформировалась в пользу промышленных видов деятельности, а именно обрабатывающих производств (рисунок 2). За рассматриваемый период доля промышленных видов деятельности в структуре валового регионального продукта Ростовской области выросла с 23,7 до 26,2 процента. Указанный рост в большей степени связан с увеличением доли обрабатывающих производств с 17,4 до 20,7 процента. Также выросла и доля вида деятельности "Добыча полезных ископаемых" с 1,1 до 1,7 процента. В то же время наблюдается значительное сокращение удельного веса производства и распределения электроэнергии, газа и воды - с 5,2 до 3,9 процента.
     

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 2. Динамика долей основных видов промышленной деятельности
в структуре валового регионального продукта в 2004-2008 годах,
в процентах  

За период 2005-2010 годов промышленное производство в Ростовской области характеризуется более высокими темпами роста, чем по Российской Федерации в целом. Так, индекс промышленного производства по итогам 2010 года к сопоставимому периоду 2005 года составил 150,1 процента, тогда как среднероссийское значение показателя составило лишь 113,2 процента. Динамика индекса промышленного производства в рассматриваемом периоде в Ростовской области и в Российской Федерации в целом представлена на графике (рисунок 3).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 3. Индекс промышленного производства в 2010 году в процентном отношении к 2005 году в Ростовской области и в Российской Федерации

В разрезе основных промышленных видов деятельности также наблюдается значительное превышение темпов роста производства, за исключением добычи полезных ископаемых (рисунок 4). Наибольший рост индекса промышленного производства зафиксирован в обрабатывающей промышленности Ростовской области, который в 2010 году к уровню 2005 года составил 159,9 процента, в то время как по Российской Федерации он составил 111,8 процента. По виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" также наблюдается рост индекса промышленного производства, опережающий среднероссийский темп: 126,2 процента и 104,1 процента соответственно. В то же время диаметрально противоположная ситуация сложилась в добыче полезных ископаемых, где индекс промышленного производства составил по итогам 2010 года 66,7 процента к уровню 2005 года, в то время как по Российской Федерации значение показателя зафиксировано на отметке 103,6 процента.
     
     По сути это означает:
     
     1. Экономика Ростовской области эволюционирует в сторону дальнейшей специализации в обрабатывающем секторе промышленного производства.
     
     2. Экономика Ростовской области имеет объективно обусловленные конкурентные преимущества в обрабатывающем секторе.
     
     3. Сектор добычи полезных ископаемых продолжает сокращаться, что является следствием комплекса как внешних, так и внутренних для отрасли факторов.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 4. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий и организаций в 2010 году в процентном отношении к 2005 году


2.1. Обрабатывающие производства

Рост промышленного производства в целом по промышленным видам деятельности в рассматриваемом периоде практически на 90 процентов обусловлен ростом промышленного производства в обрабатывающем секторе (рисунок 5).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 5. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий и организаций в 2010 году в процентном отношении к 2005 году.
Обрабатывающие производства  

С начала рассматриваемого периода вплоть до кризисного 2009 года обрабатывающий сектор Ростовской области динамично развивался в среднем по 19,6 процента в год, в то время как в среднем по Российской Федерации аналогичная динамика составляла 7,5 процента. В результате кризисных явлений 2009 года индекс промышленного производства в Ростовской области испытал существенное падение на 21,3 процента и составил к уровню 2005 года 137,5 процента. Однако уже в 2010 году обрабатывающая промышленность смогла восстановить утраченные позиции докризисного 2008 года. Так, если индекс промышленного производства в 2008 году к уровню 2005 года составлял 158,7 процента, то по итогам 2010 года значение показателя достигло отметки 159,9 процента. Для сравнения, обрабатывающая промышленность Российской Федерации в 2010 году не восстановила своего докризисного состояния: индекс промышленного производства к уровню 2005 года в 2008 году достиг значения 122,4 процента, а по итогам 2010 года составил 116 процентов.
     
     В рассматриваемом периоде различные сектора обрабатывающей промышленности продемонстрировали различную динамику и по-разному отреагировали на кризисные явления, в результате чего за период с 2005-го по 2010 год изменилась и сама структура обрабатывающей промышленности. Список системообразующих предприятий обрабатывающей промышленности Ростовской области по итогам 2010 года представлен в приложении N 1.
     
     Положительная динамика роста производства обрабатывающей промышленности в значительной степени (около 46 процентов) связана с нетрадиционным для экономики Ростовской области видом деятельности "Производство кокса и нефтепродуктов". Так, если в 2005 году в общем объеме отгруженной обрабатывающим сектором продукции на указанный вид деятельности приходилось 0,2 процента, то по итогам 2010 года доля данного вида экономической деятельности достигла 8,8 процента.
     
     Около 15 процентов положительной динамики индекса промышленного производства обрабатывающего сектора определяется производством транспортных средств и оборудования (рисунок 6). Вплоть до 2008 года данный вид деятельности демонстрировал высокие темпы роста производства, а именно индекс промышленного производства в 2008 году вырос в 2,4 раза по отношению к 2005 году. В 2009 году кризис существенно отбросил назад производство транспортных средств и оборудования от достигнутых позиций до уровня ниже 2007 года, а именно 170,1 процента к значению 2005 года. По итогам января - декабря 2010 года отрасль незначительно восстановилась - до отметки 180 процентов к уровню 2005 года. Значительный вклад в положительную динамику обрабатывающего сектора данным видом деятельности связан, прежде всего, с большой долей, которую он занимает в обрабатывающем комплексе Ростовской области. Так, в 2005 году в общем объеме отгруженной обрабатывающей промышленностью продукции на долю данного вида деятельности приходилось 16,8 процента. В результате описанной выше динамики производства по итогам января - декабря 2010 года доля несколько уменьшилась и составила 14,4 процента, но остается третьей по величине в структуре обрабатывающего комплекса.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 6. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий и организаций в январе-декабре 2010 года в процентном отношении к 2005 году. Производство транспортных средств и оборудования

Практически равный вклад, около 10 процентов, в общий рост производства обрабатывающей промышленности внесли виды деятельности "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" и "Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака".
     
     Необходимо отметить, что производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования относится к числу производств, которые в рассматриваемом периоде сумели увеличить долю в общем объеме отгруженной обрабатывающим сектором продукции: так, если в 2005 году его доля составляла 3,2 процента, то по итогам января - декабря 2010 года - 3,9 процента. Производство по данному виду деятельности показывает один из самых высоких темпов роста, уступая лишь таким видам промышленной деятельности, как производство кокса и нефтепродуктов и производство резиновых и пластмассовых изделий. Так, по сравнению с 2005 годом индекс промышленного производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования по итогам января - декабря 2010 года вырос в 3,8 раза (рисунок 7).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 7. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий и организаций в январе-декабре 2010 года в процентном отношении к 2005 году.
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования  

График наглядно демонстрирует, что кризисные явления практически не сказались на темпах роста производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования в рассматриваемом периоде, что свидетельствует о высоком потенциале данного вида деятельности.
     
     В пределах 7-8 процентов общая положительная динамика обрабатывающей отрасли в рассматриваемом периоде обусловлена положительными темпами роста видов деятельности "Производство резиновых и пластмассовых изделий" и "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий".
     
     Производство резиновых и пластмассовых изделий, как это было указано выше, в рассматриваемой пятилетке демонстрирует второй по интенсивности рост промышленного производства. Так, по отношению к 2005 году по итогам января-сентября 2010 года индекс промышленного производства по рассматриваемому виду деятельности вырос в 5,2 раза (рисунок 8). В результате чего доля резиновых и пластмассовых изделий в отгруженной продукции обрабатывающих производств выросла более чем в 2 раза - с 1,7 процента в 2005 году до 2,6 процента в январе-декабре 2010 года.
     
     Как видно из графика, интенсивный рост производства произошел в 2008 году, а именно в 4,5 раза к уровню 2005 года. В 2009-2010 годах объемы производства продолжили рост, хотя и не столь значительными темпами.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 8. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий и организаций в январе-декабре 2010 года в процентном отношении к 2005 году.
Производство резиновых и пластмассовых изделий  

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий в рассматриваемом периоде характеризуется менее интенсивными темпами, однако значительная доля данного вида деятельности в структуре обрабатывающей промышленности определила вклад в общий рост производства. Кризис сильно повлиял на данную отрасль, причем спад производства стал проявляться уже в 2008 году, когда индекс промышленного производства к уровню 2005 года упал до 99,9 процента, при том, что в 2007 году аналогичный показатель составлял 128,1 процента. В 2009 году, как видно из графика, приведенного ниже, ситуация в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий стабилизовалась, а уже по итогам января-декабря 2010 года отрасль восстановилась на уровне выше 2007 года, а именно индекс промышленного производства составил 132,5 процента к 2005 году (рисунок 9). Менее интенсивный рост по сравнению с другими видами обрабатывающей промышленности привел к тому, что в структуре отгруженной продукции обрабатывающих производств доля рассматриваемого вида деятельности незначительно снизилась: с 17,9 процента в 2005 году до 17,3 процента в январе-декабре 2010 года.
     
     Виды деятельности "Химическое производство", "Текстильное и швейное производство", "Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви" и "Обработка древесины и производство изделий из дерева" практически не оказали никакого влияния на рост физических объемов производства в обрабатывающей промышленности.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 9. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий и организаций в январе-декабре 2010 года в процентном отношении к 2005 году. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

Отрицательно на росте промышленного производства обрабатывающего сектора сказалась негативная динамика в разрезе видов деятельности "Производство машин и оборудования" и "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов".
     
     Сокращение объемов производства машин и оборудования обусловлено последствиями финансово-экономического кризиса, в результате которого спад деловой активности в данном сегменте имел существенное значение. Учитывая его удельный вес, спад производства машин и оборудования оказал отрицательное влияние на динамику развития обрабатывающей промышленности и соответствующий агрегированный индекс в 2009 году. В 2008 году индекс промышленного производства по рассматриваемому виду деятельности к уровню 2005 года составлял 147,2 процента, что соответствует по интенсивности роста показателя пятому месту из четырнадцати видов деятельности обрабатывающего сектора. В 2009 году индекс промышленного производства упал ниже уровня 2005 года и составил 91,7 процента. В результате незначительного посткризисного восстановления по итогам января-декабря 2010 года значение показателя составило 97,2 процента (рисунок 10). Снижение производства существенно повлияло на долю данного вида деятельности в объеме отгруженной продукции собственного производства обрабатывающей промышленности, которая снизилась c 13 процентов в 2005 году до 7,6 процента в январе-декабре 2010 года.
     
     Практически аналогичная динамика наблюдается и в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, где после интенсивного роста в 2008 году в 1,5 раза к 2005 году и кризисного падения в 2009 году значение индекса промышленного производства стабилизировалось по итогам января-декабря 2010 года к 2005 году на уровне 96,5 процента. В результате по рассматриваемому виду деятельности также наблюдается сокращение доли в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств с 5,6 процента в 2005 году до 4,8 процента в январе-декабре 2010 года.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 10. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий и организаций в январе-декабре 2010 года в процентном отношении к 2005 году по видам деятельности "Производство машин и оборудования" и "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов"

Проведенный анализ объема отгруженной продукции за период с 2005 года по январь-декабрь 2010 года 14 видов деятельности обрабатывающей промышленности позволяет условно сгруппировать указанные виды деятельности по следующему принципу:
     
     1. Группа А - четыре вида деятельности (28,6 процента от общего количества): "Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака", "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", "Производство транспортных средств и оборудования" и "Производство машин и оборудования". Они обеспечивают 72,1 процента отгруженной продукции собственного производства обрабатывающей промышленности.
     
     2. Группа В - пять видов деятельности (35,7 процента от общего количества): "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов", "Химическое производство", "Прочие производства", "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" и "Текстильное и швейное производство". Они обеспечивают 20,4 процента отгруженной продукции собственного производства обрабатывающей промышленности.
     
     3. Группа С - пять видов деятельности (35,7 процента от общего количества): "Производство резиновых и пластмассовых изделий", "Производство кокса и нефтепродуктов", "Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность", "Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви" и "Обработка древесины и производство изделий из дерева". Они обеспечивают 7,5 процента отгруженной продукции собственного производства обрабатывающей промышленности.
     
     Каждый субъект Российской Федерации характеризуется уникальной структурой экономики, которая отражает специализацию региона в производстве отдельных видов продукции (услуги). Специализация региона формируется под действием многих объективных факторов, таких как ресурсная база, потребительские рынки, географическое положение, трудовой и кадровый потенциал, инфраструктура и т.д. В качестве одного из способов определения специализации Ростовской области в разрезе видов деятельности можно использовать метод сравнения относительных долей видов деятельности в общем объеме отгруженной продукции Ростовской области с аналогичными среднероссийскими показателями. Если доля отгруженной продукции собственного производства в совокупном объеме превышает долю рассматриваемого вида деятельности в отгрузке на уровне Российской Федерации, данный вид деятельности рассматривается как отрасль специализации. Указанный метод был использован для определения специализации Ростовской области в разрезе видов деятельности обрабатывающей промышленности на основе данных о суммарном объеме отгруженной продукции собственного производства за период с 2005 года по 2009 год. Соответствующие данные приведены в таблице N 1.
     

Таблица N 1. Структура обрабатывающей промышленности по видам деятельности в разрезе отгруженной продукции собственного производства за период 2005-2009 годов (процентов)

Таблица N 1


N

Наименование видов деятельности

Российская Федерация

Ростовская область

1

2

3

4

1.

Обрабатывающие производства

100

100

из них:

2.

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

16,7

25,1

3.

Текстильное и швейное производство

1,0

3,2

4.

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

0,2

0,4

5.

Обработка древесины и производство изделий из дерева

1,5

0,5

6.

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

3,5

1,9

7.

Производство кокса и нефтепродуктов

17,4

0,5

8.

Химическое производство

7,3

3,9

9.

Производство резиновых и пластмассовых изделий

2,4

2,4

10.

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

5,4

6,5

11.

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

19,9

19,0

12.

Производство машин и оборудования

5,7

11,4

13.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

5,5

3,3

14.

Производство транспортных средств и оборудования

8,8

18,1

15.

Прочие производства

4,7

3,8

Из данных таблицы, а также из проведенной выше группировки следует, что в разрезе обрабатывающей промышленности Ростовская область специализируется по следующим направлениям:
     
     в группе А:
     
     "Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака";
     
     "Производство транспортных средств и оборудования";
     
     "Производство машин и оборудования";
     
     в группе В:
     
     "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов";
     
     "Текстильное и швейное производство".
     
     в группе С:
     
     "Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви".
     
     Таким образом, в зависимости от удельного веса в общем объеме отгрузки продукции собственного производства за период 2005-2009 годов и специализации по сравнению с Российской Федерацией все виды деятельности обрабатывающего сектора Ростовской области были разбиты на четыре группы (рисунок 11).     
     
     

Специализированные виды деятельности

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

1. Призводство прочих неметаллических минеральных продуктов
2. Текстильное и швейное производство
3. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

1. Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
2. Производство транспортных средств и оборудования
3. Производство машин и оборудования

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Не доминирующие виды деятельности

Доминирующие виды деятельности

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

1. Производство резиновых и
пластмассовых изделий
2. Производство кокса и нефтепродуктов
3. Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
4. Обработка древесины и производство изделий из дерева

1.Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
2. Химическое производство
3. Прочие производства
4. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Не специализированные виды деятельности

Рисунок 11. Классификация видов обрабатывающей промышленности
Ростовской области в зависимости от удельного веса в объеме отгруженной продукции собственного производства крупных и средних предприятий и специализации относительно промышленности Российской Федерации за период 2005-2009 годов  


2.2. Структура и динамика среднесписочной численности работников промышленных видов деятельности

В рассматриваемом периоде наблюдается сокращение среднесписочной численности работников, занятых в промышленном секторе экономики Ростовской области, что связано как с негативными демографическими процессами, так и оттоком трудовых ресурсов в другие сектора. Указанная динамика наглядно продемонстрирована на графике (рисунок 12).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 12. Среднесписочная численность работников
(без внешних совместителей и работников несписочного состава) по полному кругу предприятий и организаций в промышленном секторе Ростовской области
за период с 2005 по январь-декабрь 2010 года  

Так, если в 2005 году среднесписочная численность работников, занятых в промышленном секторе, составляла 308180 человек, то в январе-декабре 2010 года значение показателя сократилось на 15,2 процента и достигло 261359 человек. В то же время среднесписочная численность работников, занятых в экономике Ростовской области, сократилась лишь на 4,1 процента. Такое значительное расхождение в динамике привело к изменению структуры распределения трудовых ресурсов в сторону уменьшения доли занятых в промышленном секторе: если в 2005 году на долю промышленных видов деятельности приходилось 25,3 процента от общей среднесписочной численности работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) полного круга предприятий и организаций, то по итогам января-декабря 2010 года значение показателя снизилось до 22,3 процента.
     
     Необходимо отметить, что снижение доли трудовых ресурсов, занятых в промышленном секторе экономики, в рассматриваемом периоде характерно и для Российской Федерации в целом. Так, если по данным статистики в 2005 году доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) полного круга предприятий и организаций промышленного сектора в Российской Федерации составляла 21,7 процента, то в 2009 году значение показателя снизилось до 19,7 процента. Заслуживает внимания важный факт, также свидетельствующий о промышленной специализации Ростовской области - доля трудовых ресурсов в промышленном секторе Ростовской области превышает среднероссийские значения на всем протяжении рассматриваемого периода.
     
     Различие в распределении трудовых ресурсов в целом по Российской Федерации и в Ростовской области наблюдается и на уровне основных видов промышленной деятельности. На графике, отображающем структуру среднесписочной численности работников по данным за 2009 год, видно существенное превышение доли производства и распределения электроэнергии, газа и воды в промышленном секторе Ростовской области по сравнению с Российской Федерацией (рисунок 13).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 13. Структура среднесписочной численности работников
(без внешних совместителей и работников несписочного состава) по полному кругу предприятий и организаций промышленных видов деятельности
в Ростовской области и Российской Федерации в 2005 и 2009 годах  

Следует также отметить, что увеличение доли трудовых ресурсов, занятых в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, является общей тенденцией как для промышленности Ростовской области, так для Российской Федерации в целом. Детальный анализ ситуации и прогноз развития электроэнергетики, производства и распределения газа представлены в программе развития электроэнергетики Ростовской области на период 2010-2016 годов с перспективой до 2020 года; Областной долгосрочной целевой программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года и Программе газификации Ростовской области до 2012 года.
     
     В секторе добычи полезных ископаемых Ростовской области наблюдается снижение доли среднесписочной численности работников от общего числа занятых в промышленности с 6,7 процента в 2005 году до 5,2 процента в январе-декабре 2010 года. При этом для данной отрасли характерна динамика перераспределения трудовых ресурсов в сторону сокращения доли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и роста доли добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических. Так, если в 2005 году соотношение занятых в секторе добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, составляло 81,2 против 18,4 процента, то в январе-декабре 2010 года - 71,9 против 28,1 процента соответственно (рисунок 14). Указанная трансформация связана с оттоком рабочей силы из традиционного для промышленности региона сектора добычи угля. Так, если среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) полного круга предприятий и организаций по добыче топливно-энергетических ископаемых сократилась в январе-декабре 2010 года по сравнению с 2005 годом на 42,2 процента, то в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, наблюдается рост на 4,7 процента.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 14. Структура среднесписочной численности работников
(без внешних совместителей и работников несписочного состава)
по полному кругу предприятий и организаций в Ростовской области
за период с 2005 по январь-декабрь 2010 годов.  Добыча полезных ископаемых  

В обрабатывающем секторе промышленности в рассматриваемом периоде существенных структурных изменений не наблюдается. Так, если по показателю среднесписочной численности работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) полного круга предприятий и организаций доля обработки от общей численности, занятых в промышленности Ростовской области в 2005 году, составляла 76,1 процента, то в январе-декабре 2010 года - 75,2 процента. По рассматриваемому показателю в разрезе видов обрабатывающих производств отметим лишь сокращение доли занятых в производстве машин и оборудования с 19 процентов в 2005 году до 13,6 процента в январе-декабре 2010 года, а также рост доли занятых в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий с 15,7 процента в 2005 году до 16,8 процента в январе-декабре 2010 года.
     
     В меньшей степени общая тенденция сокращения численности работников затронула сектор производства и распределения электроэнергии, газа и воды: среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) полного круга предприятий в январе-декабре 2010 года по отношению к уровню 2005 года составила 96,5 процента. В результате доля рассматриваемого вида деятельности в структуре среднесписочной численности работников промышленного сектора Ростовской области увеличилась 17,2 процента в 2005 году до 19,5 процента в январе-декабре 2010 года.
     
     

2.3. Оплата труда работников промышленных видов деятельности

Среднемесячная номинальная заработная плата по полному кругу предприятий и организаций в Ростовской области существенно отстает от среднероссийских значений. Однако налицо тенденция к сокращению этого разрыва. Так, если в 2005 году среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника по полному кругу предприятий и организация Ростовской области отставала от значения сопоставимого показателя по Российской Федерации в целом на 30,5 процента, то в 2009 году этот разрыв сократился до 25,5 процента. С позиции сравнительного конкурентного анализа региональной экономики, более низкий уровень оплаты труда может рассматриваться как конкурентное преимущество Ростовской области.
     
     В разрезе промышленных видов деятельности наибольшая дифференциация рассматриваемого показателя по Ростовской области и Российской Федерации наблюдается в добыче полезных ископаемых. Так, по данным за 2009 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Российской Федерации в 2,9 раза выше, чем в Ростовской области.
     
     По видам деятельности "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" отставание регионального показателя от среднероссийского значения менее существенно и составляет около 17 процентов.
     

2.4. Инвестиции в основной капитал

Характерной особенностью экономики Ростовской области является сложившаяся структура инвестиций в основной капитал. По данным за 2005-2009 годы, в совокупном объеме инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций на долю промышленных видов деятельности приходится 41,4 процента, в то время как значение аналогичного показателя для Российской Федерации в целом составило 36,1 процента. Это свидетельствует о уже сложившейся и дальнейшем усилении промышленной специализации Ростовской области в экономике Российской Федерации. Об этом говорит и динамика трансформации структуры инвестиций в основной капитал в рассматриваемом периоде (рисунок 15). Так, если в 2005 году доля инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий промышленности области составляла 30,3 процента, то по итогам 2009 года - 52,3 процента. В то же время структура инвестиций, сложившаяся в целом по России, в рассматриваем периоде практически не изменилась: доля инвестиций в основной капитал крупными и средними предприятиями промышленного сектора составила 37,1 процента в 2005 году и 36,9 процента в 2009 году.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 15. Структура инвестиций в основной капитал по крупным
и средним предприятиям и организациям в 2005-2009 годах  

Существенные различия наблюдаются и в структуре инвестиций в разрезе промышленных видов деятельности Ростовской области и Российской Федерации. Так, по данным за период 2005-2009 годов, доля инвестиций в основной капитал крупных средних предприятий по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в Российской Федерации в целом в 10 раз больше, чем в Ростовской области: 33,4 процента против 3,3 процента соответственно. В то же время доля сектора производства и распределения электроэнергии, газа и воды в Ростовской области более чем в 2 раза превышает среднероссийское значение. Обрабатывающая промышленность региона также характеризуется большей долей в совокупном объеме инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций промышленной отрасли по сравнению с Российской Федерацией, соответственно 51,7 против 41,6 процента. Сравнительная структура инвестиций за период 2005-2009 годах в разрезе основных видов деятельности России и Ростовской области представлена на рисунке 16.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 16. Структура инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям промышленных видов деятельности в 2005-2009 годах


     В рассматриваемом периоде инвестиционная активность промышленных предприятий Ростовской области характеризовалась более интенсивной динамикой, чем по Российской Федерации в целом, что отчетливо видно на графике, отображающем индекс физического объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий по всем видам деятельности к уровню 2005 года (рисунок 17).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 17. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
по крупным и средним предприятиям и организациям в 2005-2010 годах
в процентном отношении к 2005 году  

Причем, если в Ростовской области около 75 процентов положительной динамики анализируемого показателя определяется инвестициями промышленных видов деятельности, то по Российской Федерации в целом - лишь около 36 процентов. По данным за 2008 год, физический объем инвестиций крупных и средних предприятий области более чем в 2 раза превышал значение показателя в 2005 году. Однако в результате кризисных явлений 2009 года рост показателя сменился резким падением, которое сохраняется и в 2010 году: индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к 2005 году в 2009 году составил 178,4 процента, а по итогам января-декабря 2010 года - 142,9 процента.
     
     Среди промышленных видов деятельности Ростовской области наибольшей динамикой инвестиционной активности характеризуется "Производство и распределения электроэнергии, газа и воды". Так, физический объем инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям указанного вида деятельности в 2009 году вырос в 4,1 раза по сравнению с 2005 годом. Такой интенсивный рост показателя определил то, что среди промышленных видов деятельности именно "Производство и распределения электроэнергии, газа и воды" внесло наибольший вклад в положительную динамику инвестиций в основной капитал экономики Ростовской области. Отмеченный рост на 78,4 процента индекса физического объема инвестиций в основной капитал всех крупных и средних предприятий Ростовской области в 2009 году к уровню 2005 года на 45 процентов (то есть практически наполовину) обусловлен инвестиционной активностью энергетиков (рисунок 18).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 18. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
по крупным и средним предприятиям и организациям в 2005-2010 годах
в процентах к 2005 году. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Второй по интенсивности рост инвестиций среди промышленных видов деятельности отмечен в обрабатывающем секторе. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций данного вида деятельности в 2009 году вырос в 2,5 раза по сравнению с 2005 годом. В результате вклад обрабатывающей промышленности в общую положительную динамику инвестиций всех крупных и средних предприятий области составил 24 процента. Кризисные явления негативно сказались на динамике инвестиций обрабатывающей промышленности Ростовской области, однако в сравнении с общероссийскими значениями показателя донской регион по-прежнему опережает динамику индекса физического объема инвестиций в основной капитал (рисунок 19).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 19. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
по крупным и средним предприятиям и организациям в Российской Федерации
и Ростовской области в 2005-2010 годах в процентах к 2005 году.
Обрабатывающие производства


     В таблице N 2, приведенной ниже, в разрезе видов деятельности обрабатывающих производств (по крупным и средним предприятиям) представлены:
     
     структура инвестиций в основной капитал за период с 2005 года по январь-декабрь 2010 года;
     
     индекс физического объема инвестиций в основной капитал в январе-декабре 2010 года к уровню 2005 года;
     
     вклад каждого вида деятельности в динамику индекса физического объема инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств в январе-декабре 2010 года к уровню 2005 года.
     
     Как видно из таблицы, в структуре инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности Ростовской области за период с 2005 года по январь-декабрь 2010 года наибольшая доля в размере 34,6 процента принадлежит промышленному виду деятельности "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий". Кроме того, в разрезе данного вида деятельности обрабатывающего сектора зафиксирован второй по интенсивности рост инвестиций в основной капитал: по итогам января-декабря 2010 года в физическом выражении инвестиции выросли в 2,4 раза к уровню 2005 года. В результате за счет него обусловлено более 50 процентов всей положительной динамики индекса физического объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности.

Таблица N 2. Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям в разрезе видов деятельности обрабатывающих производств Ростовской области

Таблица N 2

N
п/п

Наименование
вида деятельности

Структура инвестиций
за период с 2005 года по январь-декабрь 2010 года (процентов)

Индекс физического объема инвестиций в январе-декабре 2010 года в процентном отношении к уровню 2005 года

Вклад вида деятельности
в динамику индекса физического объема инвестиций в январе-декабре 2010 года
в процентном отношении к уровню 2005 года

положительный

отрицательный

1

2

3

4

5

6

1.

Обрабатывающие производства

100

183,6

24,6

из них:

2.

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

19,0

177,8

9,5

3.

Текстильное и швейное производство

1,7

81,1

19,1

4.

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

0,3

39,1

3,2

5.

Обработка древесины и производство изделий из дерева

0,1

34,1

2,7

6.

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

1,1

229,9

0,4

7.

Производство кокса
и нефтепродуктов

9,7

68,5

5,8

8.

Химическое производство

0,9

82,8

4,8

9.

Производство резиновых и пластмассовых изделий

1,4

425,1

6,7

10.

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

11,0

143,0

54,7

11.

Металлургическое производство и производство готовых метал.
изделий

34,6

238,3

33,2

12.

Производство машин и оборудования

4,4

79,4

28,8

13.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

1,0

56,5

4,3

14.

Производство транспортных средств и оборудования

13,0

135,4

24,6

15.

Прочие производства

1,7

180,1

9,5

На втором месте в структуре инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности с долей 19 процентов находится "Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака". Данный вид промышленной деятельности также характеризуется высокими значениями индекса физического объема инвестиций в основной капитал, который по итогам января-декабря 2010 года составил 177,8 процента к уровню 2005 года. В рассматриваемом периоде на его долю приходится 24,6 процента положительной динамики индекса физического объема инвестиций крупных и средних предприятий обрабатывающего сектора в целом.
     
     По итогам января-декабря 2010 года к уровню 2005 года наибольшее негативное влияние на динамику инвестиций оказало снижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в разрезе следующих видов обрабатывающих производств (соответствующая количественная информация представлена в :
     
     производство машин и оборудования;
     
     производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
     
     производство кожи, изделий из кожи и производство обуви.
     
     Самая неблагоприятная ситуация с инвестициями в основной капитал сложилась в секторе добычи полезных ископаемых. На графике, приведенном ниже, видно, что индекс физического объема инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций демонстрировал хороший рост к базе 2005 года вплоть до 2007 года, когда значение показателя составило 254,3 процента. Однако, уже начиная с 2008 года, инвестиции стали сокращаться, составив в 2008 году 168,1 процента, а в 2009 году 109,8 процента к уровню 2005 года (рисунок 20). В то же время инвестиции в секторе добычи полезных ископаемых по Российской Федерации в целом, несмотря на меньшие темпы роста, оказались более устойчивыми к кризисным процессам. В результате среднероссийский индекс физического объема инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" составил в 2009 году 128,4 процента к уровню 2005 года и, таким образом, превысил значение показателя по Ростовской области.
     
     Отметим также, что инвестиции по рассматриваемому виду деятельности практически не оказали никакого влияния на положительную динамику инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций Ростовской области в 2009 году к уровню 2005 года, в то время как по Российской Федерации инвестиции в данном секторе определили около 13 процентов роста соответствующего показателя.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 20. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
по крупным и средним предприятиям и организациям в 2005-2009 годах
в процентном отношении к 2005 году. Добыча полезных ископаемых  

2.5. Рентабельность основных видов экономической деятельности Ростовской области

Рентабельность основных видов экономической деятельности Ростовской области значительно уступает значению соответствующего показателя в целом по Российской Федерации. Так, показатель рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) в целом по крупным и средним предприятиям области в 2005-2009 годах колебался в интервале от 5 до 6,9 процента. В то же время аналогичный показатель по Российской Федерации в целом находится в диапазоне от 10,8 до 13,5 процента (рисунок 21). И хотя, как это видно из графика, разрыв значений показателя имеет тенденцию к сокращению, рентабельность предприятий региона остается в два раза ниже среднероссийской. Повышение рентабельности экономики Ростовской области должно стать одной из ключевых задач промышленной политики.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 21. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)
в целом по Ростовской области и Российской Федерации, в процентах  

В разрезе промышленных видов деятельности добыча полезных ископаемых в Ростовской области характеризуется наименьшей рентабельностью. Более того, как это видно на графике, приведенном ниже, в рассматриваемом периоде в 2005-2006 годах показатель имел отрицательные значения (рисунок 22). Значительный рост показателя из области отрицательных значений произошел в 2008 году, когда рентабельность добычи полезных ископаемых достигла 15,3 процента. Однако уже в 2009 году показатель вновь демонстрирует падение до уровня 1,2 процента.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 22. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)
в разрезе добычи полезных ископаемых, в процентах  

Обрабатывающая промышленность Ростовской области характеризуется уровнем рентабельности выше среднеобластного. Вместе с тем он практически в 2 раза ниже среднероссийского значения. Однако имеет место положительная динамика сокращения разрыва между значениями рентабельности в Ростовской области и Российской Федерации в целом. В частности, в 2005 году среднероссийский уровень рентабельности превышал областной показатель в 2,6 раза, а в 2009 году уже в 1,8 раза (рисунок 23).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 23. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)
в разрезе обрабатывающих производств, в процентах

Среди обрабатывающих производств Ростовской области необходимо выделить те, рентабельность которых превышает среднероссийский уровень. К таким видам деятельности относятся "Текстильное и швейное производство", "Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви", "Обработка древесины и производство изделий из дерева", "Производство резиновых и пластмассовых изделий", "Производство машин и оборудования".
     
     Сектор "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" промышленности Ростовской области в рассматриваемом периоде в целом характеризуется рентабельностью выше среднероссийских значений. Исключением является 2009 год, когда данный показатель в регионе незначительно отставал от значения, зафиксированного в целом по Российской Федерации (рисунок 24).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 24. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)
в разрезе производства и распределения электроэнергии, газа и воды, в процентах  

Несмотря на то, что экономика Ростовской области характеризуется более низкой рентабельностью, чем экономика Российской Федерации в целом, тем не менее, доля убыточных организаций в регионе ниже. Удельный вес убыточных организаций в общем числе крупных и средних организаций за период с 2005 года по январь-декабрь 2010 года представлен на графике ниже (рисунок 25).
     
     Начиная с 2005 года и вплоть до 2007 года, доля убыточных организаций в Ростовской области снижалась с 27,7 до 21,3 процента, соответственно. В 2008 году закрепившаяся тенденция сменилась ростом показателя, который в кризисном 2009 году достиг своего абсолютного максимума на протяжении всего анализируемого временного ряда - 28,2 процента. По результатам января-декабря 2010 года, на фоне общего оздоровления экономической ситуации, удельный вес убыточных предприятий снизился до уровня в 25,8 процента. Сложившаяся в регионе ситуация качественно соответствует и тенденциям в целом по экономике Российской Федерации, но на более высоком уровне. Отметим также формирование нового тренда - сокращение разрыва между долями в разрезе России и Ростовской области, в первую очередь в связи с сокращением удельного веса убыточных предприятий в экономике Российской Федерации в целом на фоне стабильного тренда показателя в Ростовской области.

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 25. Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций (крупные и средние организации) в Российской Федерации и Ростовской области в 2005-2010 годах, в процентах

В разрезе промышленных видов деятельности наиболее благоприятная финансовая ситуация сложилась в обрабатывающих производствах. По данному виду деятельности наблюдаются не только самый низкий удельный вес убыточных предприятий, но и более низкие значения показателя в сравнении с экономикой Российской Федерации (рисунок 26).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 26. Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций в разрезе обрабатывающих производств (крупные и средние организации), в процентах

По данным за январь-декабрь 2010 года 30,1 процента всех крупных и средних предприятий Ростовской области оказались убыточными. В разрезе обрабатывающих видов промышленной деятельности со значениями ниже среднего в январе-декабре 2010 года отчитались следующие производства:
     
     обработка древесины и производство изделий из дерева (нет убыточных предприятий);
     
     целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность (9,7 процента);
     
     производство резиновых и пластмассовых изделий (15,4 процента);
     
     производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (20 процентов);
     
     металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (26,5 процента);
     
     производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (28,4 процента);
     
     текстильное и швейное производство (28,6 процента);
     
     производство транспортных средств и оборудования (29,4 процента).
     
     В следующих видах деятельности удельный вес убыточных предприятий оказался выше среднего по обрабатывающим производствам в январе-декабре 2010 года:
     
     химическое производство (33,3 процента);
     
     производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (35,7 процента);
     
     производство машин и оборудования (39,2 процента);
     
     производство прочих неметаллических минеральных продуктов (41,7 процента);
     
     производство кокса и нефтепродуктов (66,7 процента).
     
     В секторах промышленности "Добыча полезных ископаемых" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" наблюдаются сопоставимые значения показателя удельного веса убыточных предприятий в общем числе крупных и средних предприятий Ростовской области.
     
     Так, в добыче полезных ископаемых в период с 2005 года по январь-декабрь 2010 года доля убыточных предприятий колеблется в интервале от 57,1 процента в 2005 году до 25 процентов в 2008 году. Сравнение со значениями показателя по Российской Федерации представлено на графике (рисунок 27).

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 27. Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций в секторе "Добыча полезных ископаемых" (крупные и средние организации), в процентах

В секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды удельный вес убыточных крупных и средних предприятий в Ростовской области демонстрирует общую позитивную динамику снижения в рассматриваемом периоде, из которой выбивается только кризисный 2009 год. Указанная тенденция характерна и для экономики Российской Федерации в целом, однако удельный вес убыточных предприятий данного вида деятельности в Ростовской области несколько выше среднероссийских значений. Исключением в рассматриваемом периоде является только 2008 год, когда значение показателя по Ростовской области сложилось ниже, чем по Российской Федерации: 35,3 против 46,4 процента соответственно (рисунок 28).
     

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Рисунок 28. Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций в секторе "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (крупные и средние организации), в процентах


3. Актуальные проблемы развития промышленности Ростовской области

3.1. Ключевые вызовы долгосрочного развития

3.1.1. Интенсификация межрегиональной и глобальной конкуренции. Во-первых, обостряются проблемы конкуренции на уровне субъектов Российской Федерации, когда регионы стремятся создать привлекательные, а по сути, уникальные условия для привлечения инвесторов на свои территории. Во-вторых, растет присутствие иностранных компаний на региональном рынке, а интенсификация конкуренции на зарубежных рынках продолжает увеличиваться. В этой связи качество государственного управления на уровне региона определяет способность территории стать площадкой для концентрации и роста промышленного производства. Таким образом, актуализируются задачи органов исполнительной власти по созданию условий и привлечению ведущих товаропроизводителей в Ростовскую область, а также стимулированию развития малого бизнеса в сфере промышленного производства.
     
     3.1.2. Новая технологическая волна изменений. На фоне качественных технологических изменений и появления новых видов промышленного производства предприятия промышленности региона в своей массе опираются на морально и физически изношенную материально-техническую базу, устаревшие технологии и соответствующий инженерно-технологический персонал. Приоритет сегодня должен отдаваться принципиально новым производствам, а также новым предприятиям, работающим на традиционных рынках, но использующим современную технологическую базу.
     
     3.1.3. Человеческий капитал как фактор экономического развития. Технологические инновации предполагают наличие соответствующего качества рабочей силы. Несмотря на системные проблемы в образовании и подготовке профессиональных кадров, в структуре рабочей силы региона необходимо наращивать долю инженерно-технологического персонала, специалистов в сфере био- и агротехнологий, электроники и приборостроения, машиностроения, информационных технологий, телекоммуникаций и управления. Система профессиональной подготовки кадров должна быть в большей степени интегрирована с промышленными предприятиями региона, обеспечивая непрерывный процесс подготовки и переподготовки кадров.
     
     3.1.4. Ослабление роли энергосырьевых факторов развития экономики. Несмотря на рост потребления энергоресурсов и рост масштабов потребления, требующий соответствующей сырьевой базы для промышленности, роль энерго-сырьевых факторов в обеспечении конкурентоспособности экономики территории снижается. Финансово-экономический кризис показал, что колебания конъюнктуры в большей степени имели место на сырьевых и инвестиционных рынках. Менее всего пострадали виды промышленной деятельности, направленные на жизнеобеспечение населения. Создание и использование возобновляемых источников энергии, внедрение энерго- и материалоэффективных технологий увеличивает долю отраслей с высокой добавленной стоимостью. Приоритетом для промышленности Ростовской области должны стать энергоэффективные производства и предприятия с углубленной переработкой сырья и высокой добавленной стоимостью.


3.2. Ключевые региональные проблемы, сдерживающие развитие промышленности

3.2.1. Критический износ основных производственных фондов, использование устаревших технологий, сформировавшаяся система инфраструктурного обеспечения ограничивают возможность производства конкурентоспособной по цене и качеству продукции. В частности, в целом по обрабатывающей промышленности износ оборудования составляет 50 и более процентов, при этом данные предприятия, как правило, обладают незагруженными производственными площадями и инженерной инфраструктурой, дефицит которых сдерживает активизацию инвестиционной деятельности в области.
     
     3.2.2. Имея высокий научно-технический потенциал, Ростовская область характеризуется недостаточным уровнем реализации промышленных инноваций. На сегодняшний день только 8 процентов от общего количества крупных и средних предприятий проявляют инновационную активность, а доля инновационной продукции составляет лишь 5 процентов в общем объеме промышленной продукции. В немалой степени это объясняется тем, что область не располагает достаточно эффективной региональной инновационной системой, обеспечивающей трансформацию научных идей в технологии и продукты, позволяющей концентрировать инвестиционные и интеллектуальные ресурсы на прорывных направлениях промышленных инноваций.
     
     3.2.3. Исторически сложившаяся экспортная направленность крупных машиностроительных предприятий области вследствие мирового экономического кризиса испытывает серьезные трудности. Несмотря на то, что по итогам 2010 года наблюдается значительный рост внешнеторгового оборота, очевидны диспропорции в его структуре. Экспорт обеспечен в основном за счет увеличения поставок нефтепродуктов и металлоизделий. В то же время доля продукции машиностроения, выпуск которой является традиционной специализацией для нашей области, сократилась на 20 процентов.
     
     3.2.4. Наблюдается увеличение числа убыточных производств. Сложное финансовое положение значительного числа крупных и средних предприятий свидетельствует об истощении внутренних инвестиционных резервов промышленного развития Ростовской области.
     
     3.2.5. Деградация и утрата кадрового потенциала промышленных предприятий и нарастание социальной напряженности в промышленных центрах области.
     

3.2.6. Ростовская область обладает большим объемом энергогенерирующих мощностей, превосходящих потребности региональной экономики. Однако, в силу организационно-экономических причин доступ к ним со стороны промышленных потребителей затруднен. Это является серьезным барьером экономического роста и, по сути, является для промышленности области своеобразным монопольным налогом.
     
     3.2.7. Проблемы промышленности Ростовской области сегодня приобретают и территориальную локализацию. Снижение промышленного производства допущено по итогам 2010 года (по крупным и средним предприятиям) в трех городах - Гуково, Зверево, Новошахтинске, а также в 16 районах. Наибольшее отставание наблюдается в Каменском, Заветинском, Целинском, Куйбышевском районах области. Фактически меры промышленной политики тесно связаны с решением задач оздоровления депрессивных территорий, со всеми вытекающими социально-экономическими и социально-политическими последствиями. Промышленная политика должна максимально приближать бизнес к нуждам жителей Ростовской области и иметь муниципальное измерение.
     
     3.2.8. Слабая система управления и маркетинга даже при наличии технологически совершенной продукции является мощным барьером на пути устойчивого развития промышленности. Беспокойство вызывает существование признаков недобросовестного предпринимательства в действиях руководства отдельных промышленных предприятий. Косвенным подтверждением тому является ситуация в налогообложении: во-первых, затягивается переоценка основных фондов, связанная с нежеланием увеличивать суммы налога на имущество; во-вторых, сократилась доля налога на доходы физических лиц, что свидетельствует о сокрытии легальных заработных плат. Эти факты даже в краткосрочной перспективе имеют негативные последствия для бюджета области, искажают реальную картину эффективности промышленного производства в Ростовской области.
     
     3.2.9. Ограниченность земельных ресурсов, оснащенных инженерно-техническими коммуникациями, для организации новых и развития традиционных производств.
     
     3.2.10. Дефицит инженерно-технологического персонала, а также специалистов рабочих специальностей.
     

3.3. Ключевые проблемы, сдерживающие развитие промышленных видов деятельности


     3.3.1. В сфере добычи полезных ископаемых:
     
     сокращение внутреннего спроса на энергетический уголь. На сегодняшний день сложился баланс потребления основных топливно-энергетических ресурсов, в котором доля газа достигла 50 процентов, а на электростанциях почти 70 процентов, при снижении доли угля в выработке электроэнергии на тепловых электростанциях с 35 до 26 процентов;
     
     сохранение высокого уровня социальной напряженности в шахтерских регионах, обусловленного низким уровнем заработной платы, высоким уровнем безработицы, дефицитом и низким качеством социальных услуг, высоким уровнем травматизма и общим экологическим неблагополучием;
     
     высокая себестоимость добычи угля и значительный объем дополнительной социальной нагрузки в связи с особенностями труда. В структуре себестоимости добычи угля 80-85 процентов затрат являются объективно сложившимися и в рамках сложившихся условий добычи не могут быть оптимизированы;
     
     низкая рентабельность продаж угля, отсутствие оптимальных по стоимости и срокам инвестиционных продуктов в банковском секторе и на финансовом рынке в целом и, как следствие, существенные ограничения по модернизации угольной промышленности и повышению безопасности работ;
     
     нарастающий дефицит квалифицированной рабочей силы, обусловленный потерей престижа шахтерской профессии, низким уровнем оплаты труда и состояния техники безопасности;
     
     отсталость горного хозяйства и изношенность основных фондов. Большинство шахт области эксплуатируется 40-50 и более лет и, в основном, отработали благоприятные запасы. Шахты Ростовской области имеют протяженную сеть горных выработок, многоступенчатую транспортную цепочку и сложные схемы проветривания. Работы ведутся на больших глубинах, в условиях повышенной температуры и влажности. Износ основных фондов угольных предприятий области превышает 70 процентов. Поддержание в надлежащем состоянии горных выработок, обеспечение деятельного проветривания требует значительных затрат и негативно отражается на себестоимости продукции.
     
     3.3.2. В сфере обрабатывающей промышленности:
     

в структуре обрабатывающих видов промышленной деятельности существенную долю занимают предприятия, производящие продукцию инвестиционного спроса и продукцию с низкой глубиной переработки, развитие которых в значительной мере зависит от устойчивости экономической конъюнктуры, на которую фундаментальное влияние оказывает динамика мировых товарных и финансовых рынков;
     
     высокий моральный и физический износ основных производственных фондов, использование устаревших технологий сдерживает развитие производства и ограничивает возможность гибкой реакции на изменения спроса;
     
     низкая рентабельность производства, высокие процентные ставки и практическое отсутствие системы долгосрочного инвестиционного кредитования ставят в совокупности под сомнение возможность ускоренной модернизации промышленного производства Ростовской области;
     
     низкая инновационная активность промышленных предприятий Ростовской области;
     
     дефицит квалифицированной рабочей силы, включая инженеров, технологов и специалистов рабочих специальностей.
     
     3.3.3. В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды:
     
     рост задолженности потребителей за отпущенную электроэнергию, тепло и газ;
     
     износ генерирующего оборудования и сетей;
     
     вследствие неразвитости сетевого хозяйства затраты на подключение промышленных потребителей к источникам энергоресурсов существенно увеличивают сроки окупаемости инвестиционных проектов.
     

4. Цели, задачи, ожидаемые результаты, сценарные условия и индикаторы промышленной политики Ростовской области


     4.1. Цели промышленной политики:
     
     повышение конкурентоспособности промышленности;
     
     повышение эффективности промышленного производства;
     
     обеспечение устойчивого роста промышленного производства;
     
     решение социальных задач, повышение качества жизни населения и устойчивости региональной экономики;
     
     сбалансированное пространственное развитие промышленности.
     
     4.2. Задачи промышленной политики:
     
     4.2.1. Повышение энергоэффективности промышленности.
     
     4.2.2. Повышение эффективности использования ресурсов и активов.
     
     4.2.3. Увеличение доли промышленных видов деятельности с высокой добавленной стоимостью.
     
     4.2.4. Разработка механизма адресной поддержки значимых для экономики области промышленных предприятий.
     
     4.2.5. Импортозамещение и увеличение доли местных товаропроизводителей на потребительском и промышленном рынке Ростовской области, в том числе с использованием системы закупки товаров для государственных и муниципальных нужд.
     
     4.2.6. Обеспечение выхода промышленных предприятий, находящихся в сложной финансово-хозяйственной ситуации, на устойчивый режим работы либо проведение их реструктуризации. Организация мониторинга проблемных предприятий совместно с их собственниками и менеджментом.
     
     4.2.7. Увеличение экспорта промышленной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, в частности продукции машиностроения.
     
     4.2.8. Формирование механизма привлечения и размещения прямых инвестиций, включая иностранные, в основной капитал промышленных отраслей области и создание новых производств.
     
     4.2.9. Стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения инноваций и создания новых производств. Обеспечение государственной поддержки развития инновационного потенциала области. Определение главных направлений и выработка действенных мер проведения инновационной диверсификации промышленности.
     
     4.2.10. Стимулирование внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий, включая спутниковые и навигационные, в управление и организацию производства.
     
     4.2.11. Обеспечение сбалансированного развития инфраструктуры промышленности.
     

4.2.12. Увеличение налоговых поступлений в бюджет Ростовской области.
     
     4.2.13. Обеспечение консолидации средств бюджетов всех уровней на ключевых направлениях промышленного развития и инвестиционных проектах, обеспечивающих гарантированный рост промышленного производства.
     
     4.2.14. Создание в области эффективного механизма координации деятельности государственных и местных органов управления по вопросам реализации мер промышленной политики.
     
     4.2.15. Обеспечение действенного контроля и пресечение "оптимизационных" схем в налогообложении промышленных предприятий.
     
     4.2.16. Решение проблем несбалансированности территориального развития промышленности. Снижение уровня дифференциации развития муниципальных образований Ростовской области и решение проблем депрессивных территорий, а также территорий с уровнем социально-экономического развития ниже среднеобластного. Повышение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований для решения проблем жизнеобеспечения населения территорий.
     
     4.2.17. Повышение безопасности производства и готовой продукции промышленности.
     
     4.2.18. Снижение вредного воздействия промышленности на экосистему.
     
     4.2.19. Повышение социальной ответственности и престижности промышленных видов деятельности.
     
     4.2.20. Проведение анализа потребности в кадрах рабочих специальностей и разработка механизма стимулирования руководства промышленных предприятий к софинансированию обучения и переобучения по востребованным в промышленности профессиям.
     
     4.3. Ожидаемые результаты промышленной политики Ростовской области
     
     4.3.1. Социально-экономические эффекты реализации промышленной политики Ростовской области
     
     Перспективы развития промышленности Ростовской области связаны, в первую очередь, с обеспечением общественной и бюджетной эффективности реализуемых мер. Прямое следствие эффективной реализации промышленной политики для Ростовской области в целом состоит в следующем:
     
     рост доли промышленного производства в валовом региональном продукте Ростовской области;
     
     рост оборота предприятий промышленных видов деятельности в общем обороте организаций Ростовской области; отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий промышленных видов деятельности в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в целом по полному кругу предприятий и организаций всех видов экономической деятельности в Ростовской области;
     

рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного занятого в промышленном производстве Ростовской области;
     
     увеличение доли среднесписочной численности занятых в промышленности в общей численности занятых в экономике Ростовской области;
     
     предотвращение (сокращение) задолженности по заработной плате работникам промышленных предприятий Ростовской области;
     
     снижение загрязняющих окружающую среду выбросов промышленными предприятиями Ростовской области;
     
     снижение травматизма на промышленном производстве Ростовской области.
     
     Прямое следствие эффективной реализации промышленной политики для бюджета Ростовской области выражается в следующем:
     
     рост доходов областного бюджета в виде налогов от промышленных видов деятельности;
     
     снижение задолженности по налогам промышленных предприятий Ростовской области;
     
     снижение расходов областного бюджета на антикризисные мероприятия в промышленности;
     
     снижение расходов областного бюджета на ликвидацию негативных для экологии области последствий, нанесенных промышленным производством.
     
     4.3.2. Возможные риски реализации промышленной политики Ростовской области
     
     Макроэкономические риски. Наиболее чувствительным для развития промышленности Ростовской области является перспектива динамики макроэкономических показателей, характеризующих снижение платежеспособного спроса, увеличение темпов инфляции по сравнению с прогнозом Правительства Российской Федерации и укрепление курса рубля вследствие роста цен на энергоносители на мировом рынке. Эти изменения неизбежно отрицательно повлияют на текущую конкурентоспособность промышленной продукции Ростовской области на внутреннем или внешнем рынках. Многие решения в промышленной политике станут недоступными, закрепится сырьевая направленность промышленного экспорта.
     
     Финансовые риски. Следует, прежде всего, опасаться неконтролируемого роста дефицита бюджета области, что непосредственно отразится на сокращении потенциала и арсенала форм государственной поддержки промышленных предприятий. Другим фактором риска финансовой природы является неэффективное налоговое администрирование, что неизбежно отрицательно отразится на доходной части областного бюджета.
     
     Коммерческие риски. Связаны с эффективностью функционирования самих промышленных предприятий области, в частности, с возникновением значительной задолженности, в том числе и по заработной плате. В условиях снижения деловой активности трудно ставить задачи промышленного развития, еще труднее их реализовать. Фактически вопрос ставится о перспективах формирования стратегических конкурентных преимуществ, основанных на инновационных характеристиках организации и технологии промышленного производства.
     

4.4. Сценарные условия
     
     Сценарные условия развития промышленности Ростовской области в 2011-2020 годах представлены в приложении N 2.

4.5. Индикаторы промышленной политики Ростовской области
     
     Индикаторы промышленной политики рассчитываются отдельно по каждому виду промышленной деятельности.

Таблица N 3

N
п/п

Наименование индикатора

Период

Единица измерения

1

2

3

4

1.

Индекс промышленного производства

год

процентов
к предыдущему году

2.

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами

год

тыс. рублей

3.

Темп роста отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

год

процентов
к предыдущему году

4.

Индекс физического объема инвестиций
в основной капитал по крупным и средним предприятиям

год

процентов
к предыдущему году

5.

Темп роста отгруженной инновационной продукции

год

процентов
к предыдущему году

6.

Доля отгруженной инновационной продукции
в общем объеме отгруженной продукции

год

процентов

7.

Доля инновационно-активных предприятий

год

процентов

8.

Сальдированный финансовый результат предприятий и организаций по крупным и средним организациям

год

тыс. рублей

9.

Доля убыточных предприятий

год

процентов

10.

Среднесписочная численность работников
по полному кругу предприятий и организаций

год

человек

11.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника

год

рублей

12.

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по отношению к среднесписочной численности работников

год

тыс. рублей
на одного человека

13.

Энергоемкость промышленного производства

год

тонн условного топлива/
млн. рублей

14.

Объем уплаченных в бюджет налогов

год

млн. рублей

15.

Экспорт товаров и работ

год

млн. долларов США

16.

Удельный вес в экспорте Ростовской области специализированных и доминирующих видов промышленной деятельности

год

процентов


5. Принципы промышленной политики Ростовской области

Промышленная политика представляет собой самостоятельный инструмент государственного управления в регионе. Предлагаемая Концепция опирается на конкретный набор принципов, определяющих направленность, содержание и масштаб государственного вмешательства в хозяйственную практику промышленных предприятий Ростовской области.
     
     1. Стратегическая ориентация развития промышленности региона основывается на долгосрочном прогнозировании развития промышленности Ростовской области и предполагает выработку эффективных стратегий и программ достижения целевых ориентиров промышленного развития. Долгосрочный и значимый для экономики области характер принимаемых решений в сфере промышленной политики предполагает соответствующее качество государственного управления. В этой связи промышленная политика должна носить научно обоснованный характер и мобилизовать в направлении ее реализации весь арсенал средств государственного и муниципального управления промышленностью. Создание системы долгосрочного прогнозирования и индикативного планирования в сочетании с действенным механизмом государственно-частного партнерства является реальным фундаментом промышленной политики, гарантирующим поступательное развитие промышленного потенциала области и строгое соблюдение государственных интересов в индустриальном секторе экономики региона. Все решения в сфере промышленного развития области должны быть согласованы с бюджетными возможностями.
     
     2. Ориентация развития промышленности региона на формирование и реализацию конкурентных преимуществ состоит в создании благоприятных условий для открытия и функционирования промышленных производств, используя географические, инфраструктурные и ресурсные преимущества области. В этом контексте остро стоит вопрос эффективного государственного регулирования, которое должно быть нацелено на формирование привлекательного инвестиционного климата. Промышленность области нуждается в крупных прямых инвестициях в основной капитал, поэтому сравнительное облегчение процедур выделения и оформления земельных участков под производственные нужды, доступа к инженерной инфраструктуре является базовым условием ускоренного промышленного развития области на основе роста инвестиционной активности предприятий. Особое значение имеет активизация процессов импортозамещения, направленных на увеличение производства и внутреннего потребления товаров, произведенных производителями, расположенными на территории Ростовской области. В первую очередь этот принцип применим к продукции пищевой, легкой промышленности и сельхозмашиностроения. В конечном счете, логика реализации государственной промышленной политики заключается в переходе к конкурентным преимуществам высокого уровня - высокая квалификация рабочей силы, уровень государственного и корпоративного менеджмента, уникальность промышленных технологий и продукции.
     
     3. Инновационная ориентация развития промышленности региона предполагает направленность усилий государственного управления на поддержание в промышленности режима расширенного воспроизводства на высокотехнологичной основе, с высокой добавленной стоимостью, использование новейших достижений науки и техники, инновационных проектов. Необходимо выделить и обеспечить проведение в жизнь вектора инновационного прорыва, включающего:
     

Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Название документа: Об утверждении Концепции промышленной политики Ростовской области до 2020 года

Номер документа: 260

Вид документа: Постановление Администрации Ростовской области

Принявший орган: Администрация Ростовской области

Статус: Недействующий

Дата принятия: 13 мая 2011

Дата начала действия: 13 мая 2011