Недействующий

        

АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2010 года N 405

     

О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 16.09.2010 N 186

     

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства РО от 25.09.2013 N 598.
____________________________________________________________________


В целях совершенствования структуры и содержания Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 16.09.2010 N 186,

постановляю:

1. Внести в постановление Администрации Ростовской области от 16.09.2010 N 186 “Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года” изменения согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Носкова А.Л.

Глава Администрации
                                                                                                                          (Губернатор) области
В.Ю. Голубев

Постановление вносит
министерство промышленности
и энергетики области


Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 22 декабря 2010 года N 405

ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в постановление Администрации Ростовской области от 16.09.2010 N 186 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года"


1. В пункте 1 слова “согласно приложению” заменить словами “согласно приложению N 1”.

2. Пункт 2 изложить в редакции:

“2. Утвердить Методику оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года согласно приложению N 2.”.

3. Пункт 3 изложить в редакции:

“3. Министерству финансов области (Сверчкова Н.И.) при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать ассигнования на реализацию Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года.”.

4. Приложение изложить в редакции:

“Приложение N 1
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 16 сентября 2010 года N 186


ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года


ПАСПОРТ
Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года



Наименование Программы

     -

Областная долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

распоряжение Администрации Ростовской области
от 09.04.2010 N 89 “О разработке Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года”

Государственный заказчик Программы

-

министерство промышленности и энергетики Ростовской области

Разработчик Программы

-

федеральное государственное учреждение “Российское энергетическое агентство” Министерства энергетики Российской Федерации

Основные цели Программы

-

улучшение качества жизни населения области за счет перехода экономики Ростовской области, бюджетной и коммунальной сфер на энергосберегающий путь развития и рационального использования ресурсов при их производстве, передаче и потреблении;

расширение путей реализации государственной и региональной политики энергосбережения, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года;

обеспечение повышения энергетической эффективности на территории области за счет организации процесса комплексного энергосбережения

Основные задачи Программы

-

обновление основных производственных фондов экономики области на базе новых ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем учета;

сокращение в сопоставимых условиях расходов областного бюджета на оплату коммунальных услуг;

снижение удельных показателей потребления топлива и энергоресурсов при производстве энергоемких видов продукции, а также в общественных и жилых зданиях;

повышение уровня ответственности за неэффективную деятельность по использованию энергоресурсов;


предоставление за счет областного бюджета субсидий организациям области на возмещение части их затрат по уплате процентов по банковским кредитам на покупку, разработку, применение энергосберегающих материалов или оборудования, а также на возмещение части затрат на приобретение основных средств для производства энергосберегающего оборудования или материалов;

наращивание темпов комплексного оснащения зданий средствами инструментального учета, контроля и автоматического регулирования энергоносителей;

совершенствование и повышение достоверности статистического учета и отчетности по производству, передаче и потреблению энергетических ресурсов;

концентрация ресурсов на работах по ремонту объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры области;

осуществление в бюджетной сфере области расчетов за потребление энергоресурсов по приборам учета;

обеспечение в бюджетной сфере области проведения обязательных энергетических обследований зданий;

обеспечение в бюджетной сфере области замены ламп накаливания на энергосберегающие, в том числе не менее 30 процентов от объема на основе светодиодов;

развитие рынка энергосервисных услуг и услуг по проведению энергоаудита на территории области;

популяризация применения мер по энергосбережению;

создание условий по привлечению внебюджетных источников для финансирования мер энергосбережения

Сроки реализации Программы

-

2010-2020 годы

Структура программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий

-

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели.

Раздел III. Система программных мероприятий, в том числе ресурсное обеспечение областной долгосрочной целевой программы, с перечнем мероприятий с разбивкой по годам, источникам и направлениям финансирования.

Раздел IV. Нормативное обеспечение.

Раздел V. Механизм реализации Программы, включая организацию управления Программой и контроль за ходом ее реализации.

Раздел VI. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы.

Программа включает следующие подпрограммы:

1. Подпрограмма “Энергосбережение в областных бюджетных учреждениях”.

2. Подпрограмма “Энергосбережение в коммунальном хозяйстве области”.

3. Подпрограмма “Энергосбережение в жилищном фонде области".

4. Подпрограмма “Энергосбережение в производстве и передаче энергоресурсов”.

5. Подпрограмма “Энергосбережение в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве”.

6. Подпрограмма “Расширение использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива в энергопотреблении области”

Исполнители Программы

-

органы исполнительной власти Ростовской области:

министерство по физической культуре и спорту Ростовской области; министерство культуры Ростовской области; министерство труда и социального развития Ростовской области; министерство здравоохранения Ростовской области; министерство общего и профессионального образования Ростовской области; министерство промышленности и энергетики Ростовской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области; министерство транспорта Ростовской области; комитет по управлению архивным делом Администрации Ростовской области; комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области; департамент охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области; департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области; департамент лесного хозяйства Ростовской области; департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области; департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области; департамент печати и информации Ростовской области; государственная жилищная инспекция Ростовской области.

Государственное учреждение “Служба эксплуатации административных зданий Администрации Ростовской области”

Участники Программы

-

организации области, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу.

Управляющие компании, осуществляющие оперативное управление объектами жилищного фонда области.

Транспортные организации области

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 76000000 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета - 1855000 тыс. рублей: в 2010 году - 0 тыс. рублей; в 2011 году -180000 тыс. рублей; в 2012 году - 185000 тыс. рублей; в 2013 году - 180000 тыс. рублей; в 2014 году -180000 тыс. руб.; в 2015-2020 годах - 1 130000 тыс. рублей;

за счет внебюджетных средств - 74145000 тыс. рублей. Объемы финансирования по мероприятиям Программы являются прогнозными и подлежат уточнению раз в год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

снижение на 40 процентов показателя энергоемкости валового регионального продукта к уровню 2007 года;

сокращение по отношению к 2009 году доли расходов на коммунальные услуги в общих расходах областного бюджета к 2015 году в 1,3 раза, к 2020 году - в 1,5 раза;


осуществление в бюджетной сфере области расчетов за потребление энергоресурсов по приборам учета;

обеспечение в бюджетной сфере области проведения обязательных энергетических обследований зданий;

обеспечение в бюджетной сфере области замены ламп накаливания на энергосберегающие, в том числе не менее 30 процентов объема - на светодиодные до 2020 года;

снижение объема потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в жилищном фонде области на 30 процентов к уровню 2009 года;

увеличение доли объема энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчет за которые осуществляется по приборам учета, в объеме энергоресурсов, потребляемых на территории области, до 80 процентов;

увеличение доли объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории области, до 4,5 процента (ожидаемые конечные результаты реализации Программы в таблице N 8)

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за исполнением Программы в рамках своих полномочий осуществляют Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Администрации Ростовской области, министерство промышленности и энергетики Ростовской области, министерство экономического развития Ростовской области

     

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В Указе Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 “О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики” подчеркивается, что Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который оценивается в 40 процентов от уровня потребления энергоресурсов, или 403 млн. тонн условного топлива (далее - т у.т.). Значительный объем данного потенциала во многом объясняется тем, что снижению энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в последние десятилетия не уделялось достаточного внимания, в результате чего в настоящее время этот показатель в 2,5 раза превышает среднемировой уровень, а по сравнению с энергоемкостью ВВП развитых стран мира - в 3,5 раза. В качестве одного из основных показателей эффективности потребления энергоресурсов используется энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП), которая определяется в сопоставимых ценах как отношение суммарного объема потребляемых первичных энергоносителей (в т у.т.) к объему ВРП (в млн. рублей).

Долгосрочной задачей, поставленной на федеральном уровне, предусмотрено до 2020 года снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. Энергетическая стратегия России, разработанная на период до 2030 года, устанавливает следующие целевые показатели: удельная энергоемкость ВВП должна сократиться более чем в 2 раза, удельная электроемкость ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей возможно только на основе комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности с использованием программно-целевых методов, разработанных и реализуемых как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения области энергоресурсами, сокращению удельного потребления энергоресурсов в бюджетных организациях и реальном секторе экономики, росту конкурентоспособности, энергетической безопасности.

Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижению потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения.

Программа разработана на основе Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее - Закон), Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2010 N 579 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности”, постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 “О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности”, распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р “Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, технического задания на разработку Программы, Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 “Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности”, постановления Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 “О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ”, распоряжения Администрации Ростовской области от 09.04.2010 N 89 “О разработке областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года”, решения коллегии Администрации Ростовской области от 14.12.2009 N 88 “О стимулировании энергосбережения и повышении энергетической эффективности на территории Ростовской области”.

Наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе области для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости приведет к отвлечению дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики области. Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на оплату энергоресурсов при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать энергоресурсами объекты энергетики, промышленности и коммунального комплекса, а также сформировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате чего будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой в таком случае остается энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Ростовская область входит в состав Южного федерального округа и находится на его северо-западе. Постоянное население области на 2009 год составляет, по данным Росстата, 4 236 тыс. человек (18,5 процента от населения Южного федерального округа) и имеет тенденцию к снижению. Крупными городами являются: Ростов-на-Дону (1 050 тыс. человек), Таганрог (257 тыс. человек), Шахты (245 тыс. человек), Новочеркасск (176 тыс. человек), Волгодонск  (169 тыс. человек). По уровню развития и разнообразию видов экономической деятельности Ростовская область выгодно выделяется среди регионов Российской Федерации. Наибольший удельный вес имеют обрабатывающие производства: металлургическое, производство машин и оборудования. Важнейшими видами экономической деятельности для населения области являются производство пищевых продуктов и сельскохозяйственное производство. Добыча полезных ископаемых представлена угольными шахтами и рудными карьерами.

В области добывается уголь, который используется на электростанциях. Также имеется несколько газовых месторождений, использование которых для централизованных поставок газа представляется нецелесообразным из-за низкого давления и ограниченных запасов. Их эксплуатация может быть оправдана в случае использования газа на газотурбинных электростанциях небольшой мощности без прокладки протяженных газопроводов. Добыча нефти не ведется.

Крупнейшими промышленными потребителями энергоресурсов в области являются: ОАО “Таганрогский металлургический завод”, ООО “Ростовский электрометаллургический заводъ”, ОАО “Новочеркасский электродный завод”, ООО “Комбайновый завод “Ростсельмаш”, ОАО “Красный котельщик”, ООО “Новочеркасский электровозостроительный завод”, ООО “Энергомаш-Атоммаш”, ОАО “ТагАЗ”, ОАО “Роствертол”, ООО “Юг Руси - Золотая семечка”, ОАО “Алкоа Металлург Рус”, ОАО “Гуковуголь”, ОАО “Донская Водная Компания”, ООО “Южная угольная компания”.

Сравнительно высокая энергоемкость ВРП области связана, прежде всего, с особенностями структуры экономики и промышленности области. В области доля энергоемких отраслей (электро- и теплоэнергетика, металлургия, машиностроение, добыча угля и прочие) выше, чем в целом по Российской Федерации, в связи с чем разумным выходом из данной ситуации представляется структурная перестройка экономики, рост производительности труда, энерго- и ресурсосбережение. Суммарный технический потенциал области по повышению энергетической эффективности использования всех энергоресурсов будет составлять до 2016 года 20-25 процентов от объема потребления энергоресурсов в 2007 году.

С 1990 года энергоемкость экономики области снижалась за счет сдвига в сторону менее энергоемких отраслей и повышения загрузки производственных мощностей, но к 2009 году этот потенциал снижения энергоемкости был исчерпан.

По экспертным оценкам, для реализации областного потенциала повышения энергоэффективности необходимы государственные и частные инвестиции в 3 раза меньшие, чем потребуются для наращивания за аналогичный период производства и потребления энергоресурсов, с целью сохранения темпов развития экономики, достигнутых в период с 2000 по 2009 годы. При этом средний срок окупаемости инвестиций составляет 3-4 года, а при модернизации освещения - еще меньше.

Затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат областного бюджета, населения и хозяйствующих субъектов. С учетом постоянного роста тарифов и цен на топливно-энергетические ресурсы бесхозяйственное, энергорасточительное и неэффективное использование последних становится недопустимым. Это обстоятельство становится определяющим для того, чтобы проблема энергосбережения и повышения энергетической эффективности стала приоритетной в работе Администрации Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области.

Актуальность реализации мероприятий Программы определяется, во-первых, сроками либерализации рынков первичных энергетических ресурсов (до 2011 года), предусматривающими выравнивание местных и мировых цен на энергоносители, и, во-вторых, - сроками реализации первоочередных мероприятий в бюджетной сфере, установленными Законом. Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения уровня жизни населения, роста экономического потенциала области, энергетической безопасности области, повышения эффективности функционирования инженерных систем коммунального хозяйства, повышения уровня благоустройства территорий и повышения эффективности управления муниципальным имуществом. Поэтому Программа связана с приоритетами социально-экономического развития области.

В настоящее время основным инструментом решения региональных и муниципальных проблем является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение целевых программ, в том числе областных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программным методом обусловлена следующими причинами:

сложный характер проблемы, затрагивающий интересы как областных органов власти и органов местного самоуправления, так и хозяйствующих субъектов и населения, и требующий координации их совместных усилий и ресурсов;

необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и снижения энергетических рисков социально-экономического развития области;

необходимость согласованного проведения политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности на федеральном и областном уровнях;

недостаток средств областного бюджета для финансирования всего комплекса энергосберегающих мероприятий на территории области, необходимость его софинансирования из других источников, в том числе внебюджетных.

Повышение энергетической эффективности имеет, кроме того, и важное социальное значение. Так, при низкой энергетической эффективности снижаются шансы на успешную реализацию национальных проектов. Опыт их реализации показал, что ограничения на подключение к сетям и потребности в оснащении инфраструктурой новых строительных площадок сдерживают жилищное и промышленное строительство.

Без повышения эффективности использования энергии и высвобождения неэффективно используемых энергомощностей трудности с осуществлением национальных проектов будут только усугубляться (больше всего по программе "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"). Инвестиционная привлекательность любой территории области снижается, если имеет место дефицит мощности коммунальных систем, а также плата за подключение к ним запредельно высока. Присоединенные и присоединяемые нагрузки могут быть значительно снижены за счет мер по капитальному ремонту существующих зданий, строительству новых зданий с повышенными требованиями к энергоэффективности, что существенно снижает риск торможения экономики и обеспечивает инвестиционную привлекательность.

Проблемы, предопределяющие низкую энергоэффективность на данном этапе социально-экономического развития области, как в экономике, так и в бытовом секторе, по сравнению с развитыми странами мира, заключаются в следующем:

высокий износ основных фондов в энергетике и коммунальном комплексе;

энергоемкая структура экономики области, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;

низкие теплотехнические характеристики зданий и сооружений;

высокие потери энергоресурсов на всех стадиях производства (добычи), транспортировки (передачи) и потребления;

низкий уровень оснащения процессов производства, распределения и потребления топлива и энергии средствами учета и автоматического регулирования;

недостаточное законодательное и нормативно-правовое сопровождение государственной энергетической политики и отсутствие эффективных систем стимулирования повышения энергоэффективности и экономии энергоресурсов.

Повышение энергетической эффективности снизит риски и затраты, связанные с высокой энергоемкостью экономики области, и позволит:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»