ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном учете нормативных актов СССР и союзных республик
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минюста России от 19 февраля 2002 года N 52
____________________________________________________________________
(утверждено в соответствии с п.2 постановления
Совета Министров СССР от 28 апреля 1976 года N 278)
1. Государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, введенный в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 июня 1975 года N 558 "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства", осуществляется в целях обеспечения государственных органов правовой информацией для дальнейшего совершенствования законодательства и ведомственных нормативных актов, а также практики их применения.
Государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик включает в себя централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию о таких актах.
2. Государственный учет нормативных актов Верховного Совета, Президиума Верховного Совета, Совета Министров, министерств и ведомств СССР, Верховных Советов, Президиумов Верховных Советов и Советов Министров союзных республик ведется Научным центром правовой информации при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР*.
_________________
* В дальнейшем - Центр.
3. Наряду с государственным учетом нормативных актов в Центре, министерства юстиции союзных республик ведут учет республиканского законодательства и нормативных актов министерств и ведомств республик, обязательных для других министерств, ведомств, общественных организаций и граждан. Учет осуществляется применительно к требованиям настоящего Положения и с соблюдением указаний Министерства юстиции СССР.
4. В целях обеспечения полноты и правильности государственного учета Центр знакомится в министерствах и ведомствах СССР с работой по отбору, оформлению и направлению в Центр принимаемых ими актов и дает им соответствующие рекомендации.
5. На Центр возлагается оказание министерствам и ведомствам СССР методической помощи по вопросам государственного учета нормативных актов.
6. Государственному учету в Центре подлежат действующие нормативные акты, принятые (в том числе совместно с другими органами):
а) Верховным Советом, Президиумом Верховного Совета, Советом Министров СССР;
б) Верховными Советами, Президиумами Верховных Советов, Советами Министров союзных республик;
в) съездами Советов, ЦИК, Президиумом ЦИК, Совнаркомом, Советом Труда и Обороны, Экономическим Советом при СНК СССР, Высшим Советом народного хозяйства СССР Совета Министров СССР;
г) съездами Советов союзных республик, ЦИК, Президиумами ЦИК, Совнаркомами, Экономическими Советами (Совещаниями) при СНК союзных республик, Советом Труда и Обороны РСФСР;
д) министерствами (наркоматами) и ведомствами СССР, если эти акты являются обязательными для других министерств, ведомств, общественных организаций и граждан.
Государственному учету подлежат как опубликованные, так и неопубликованные нормативные акты (в том числе с грифами "Для служебного пользования", "Не для печати", "Не подлежит опубликованию").
7. Центр производит государственный учет нормативных актов:
а) постоянного действия,
б) временного действия со сроком год и более,
в) временного действия со сроком менее года в случае последующего его продления. Такие акты направляются для государственного учета одновременно с актами, продляющими срок их действия.
8. Не подлежат государственному учету:
а) акты персонального характера: о назначении, перемещении или освобождении от должности; о награждении орденами и медалями, присвоении почетного или воинского звания, премировании; о назначении персональной пенсии; о закреплении жилой площади и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;
б) акты о созыве съездов, совещаний, конференций и т.п.;
в) акты о сооружении памятников, бюстов, монументов конкретным лицам и в честь конкретных событий;
г) акты о внесении нормативных актов и их проектов на рассмотрение и утверждение вышестоящих органов;
д) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, все содержание которых сводится к извещению об актах других органов);
е) акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций, учреждений, предприятий (кроме министерств, ведомств, центральных учреждений СССР и союзных республик);
ж) акты, утверждающие планы, стандарты, технические условия, цены, тарифы, прейскуранты, тарифно-квалификационные справочники, строительные нормы и правила.
Акты, лишь частично подпадающие под признаки актов, указанных в п.8, подлежат государственному учету в остальной своей части.
9. Нормативные акты направляются в Центр принявшими их государственными органами не позднее 30-ти дней со дня принятия, независимо от срока их вступления в силу.
В Центр направляются полные тексты нормативных актов со всеми приложениями, содержащими нормативные предписания, подлежащие государственному учету.
Нормативные акты направляются для государственного учета в одном экземпляре на русском языке.
10. Нормативные акты направляются в Центр отпечатанными, по возможности, типографским способом в черно-белом исполнении. Машинописный текст должен быть пригоден для микрофильмирования - отпечатан четким шрифтом на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги, через 1,5-2 межстрочных интервала, с применением черной ленты средней жирности. Применение лент различной жирности не допускается. В Центр высылается первый экземпляр машинописного текста. Допускается направление в Центр копий нормативных актов, выполненных электрографическим способом, при условии обеспечения четкости и контрастности текста, линии которого должны быть насыщенными по цвету, ясными и не расплывающимися.
Все необходимые исправления, знаки, формулы, специальные пометы вписываются в текст аккуратно и разборчиво, обязательно черной тушью или черными чернилами.
11. Нормативные акты министерств и ведомств СССР, подлежащие государственному учету, направляются в Центр с приложением заполненных регистрационных карт, которые заверяются печатью органа, направляющего акты.
Регистрационные карты заполняются по форме, указанной в приложении 1, в соответствии с требованиями приложения 2.
12. Нормативные акты и регистрационные карты направляются в Центр почтой (заказной корреспонденцией без наложенного платежа) или нарочным.
13. В случае поступления в Центр актов, не подлежащих государственному учету, они на учет не принимаются. Нормативные акты и регистрационные карты, оформленные с нарушением требований Положения, возвращаются представившему их органу для дооформления.
14. Поступившие в Центр нормативные акты проходят регистрацию с присвоением каждому акту специального номера.
До регистрации нормативные акты, представленные для государственного учета, и регистрационные карты подвергаются проверке для установления их соответствия требованиям, изложенным в п.п.6-11 Положения.
15. На основе нормативных актов, принятых на государственный учет, в Центре организуются:
- государственный фонд нормативных актов,
- государственные страховой и рабочий фонды нормативных актов на микроносителях,
- справочно-поисковый аппарат к фондам.
16. Центр обеспечивает своевременный ввод нормативных актов в фонды и их поддержание в контрольном состоянии путем оперативного внесения соответствующих изменений.
17. Персональная ответственность за сохранность и достоверность фондов и справочно-поискового аппарата к ним возлагается на должностных лиц Центра.
18. Центр осуществляет информационно-правовое обслуживание Верховного Совета, Президиума Верховного Совета, Совета Министров, министерств и ведомств, Верховного Суда, Прокуратуры СССР, ВЦСПС, Верховных Советов, Президиумов Верховных Советов, Советов Министров, министерств юстиции, Верховных Судов и прокуратур союзных республик, а также юридических научных учреждений.
19. В порядке информационно-правового обслуживания Центр:
- рассылает государственным органам по списку, утверждаемому Министерством юстиции СССР, копии нормативных актов;
- обеспечивает высшие органы государственной власти и государственного управления СССР и союзных республик, министерства и ведомства СССР, министерства юстиции союзных республик, комиссии по подготовке и рассмотрению законопроектов тематическими подборками нормативных актов и необходимыми информационными материалами;
- выдает органам и организациям, указанным в п.18, справки по реквизитам нормативных актов, а также справки о дате вступления в силу и сроке действия нормативных актов, их последующих изменениях, распространении действия и признании утратившими силу.
20. Порядок информационно-правового обслуживания определяется инструкцией, утверждаемой Министерством юстиции СССР.
Форма регистрационной карты
Лицевая сторона
01 Номер регистрации | 03 | РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТА | ||||
02 Дата регистрации | Индексы рубрик | |||||
04 Название (основная тема) акта | ||||||
05 Дата принятия | 06 Номер акта | Вид акта | 07 | |||
Орган, принявший акт | 08 | |||||
Источник публикации | 09 | |||||
Основание для принятия | 10 | |||||
Акт об утверждении | 11 | |||||
12 Дата вступления в силу | Срок действия | 13 | ||||
14 Объем акта | Гриф | 15 |
Оборотная сторона регистрационной карты
16 | Номер регистрации | ||||
Измененные, отмененные акты | |||||
17 Изменение акта | |||||
18 Отмена акта | |||||
19 Дата заполн. РК | 20 | 21 |
|
| |
22 |
ТРЕБОВАНИЯ
к заполнению регистрационной карты нормативного акта
Для регистрационных карт установлена форма в соответствии с приложением 1. Бланки должны быть изготовлены из белой карточной бумаги размером 148210 мм, включая поля. Текст карты должен быть напечатан на пишущей машинке с применением черной ленты средней жирности, через 1-1,5 межстрочных интервала, на русском языке. Исправления должны быть четко вписаны черной тушью или черными чернилами.