Недействующий


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 28 мая 1981 года N 288

     

О дальнейшем развитии и повышении эффективности сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР в 1981-1985 годах

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________



Совет Министров РСФСР отмечает, что министерства и ведомства РСФСР, советские и хозяйственные органы автономных республик и областей Нечерноземной зоны РСФСР, выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1974 года N 206 и постановление Совета Министров РСФСР от 8 октября 1974 года N 541 "О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР", проводят определенную работу по дальнейшему подъему сельскохозяйственного производства и укреплению его материально-технической базы, улучшению социально-экономических условий жизни тружеников села этой зоны.

На развитие сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР в 1976-1980 годах направлено более 31,2 млрд. рублей капитальных вложений, или в 1,6 раза больше, чем в девятой пятилетке. Основные производственные фонды возросли в 1,5 раза, энергетические мощности - в 1,4 раза, поставки минеральных удобрений и известковых материалов - на 35 процентов. В колхозах и совхозах введено в эксплуатацию 1,3 млн. гектаров осушенных и орошаемых земель. Культуртехнические работы проведены на площади 1,9 млн. гектаров.

На жилищное и культурно-бытовое строительство в сельской местности Нечерноземной зоны РСФСР в десятой пятилетке направлено 5,6 млрд. рублей капитальных вложений, или в 1,9 раза больше, чем в 1971-1975 годах. Возведены жилые дома общей площадью 22,8 млн.кв. метров, общеобразовательные школы на 490 тыс. мест, дошкольные учреждения на 178 тыс. мест, больницы на 15 тыс. коек, клубы и Дома культуры на 175 тыс. мест. Введено в действие около 30 тыс. километров автомобильных дорог с твердым покрытием.

Все это позволило увеличить в десятой пятилетке в Нечерноземной зоне РСФСР производство зерна, мяса, молока и яиц. Отдельные автономные республики и области зоны добились значительного роста сельскохозяйственного производства. Среднегодовое производство валовой продукции сельского хозяйства в десятой пятилетке возросло против девятой пятилетки в Карельской АССР на 24%, Ленинградской области - на 20, Коми АССР - на 18 и Свердловской области - на 14 процентов.

Вместе с тем многие министерства и ведомства СССР и РСФСР, Советы Министров автономных республик и облисполкомы, местные советские и хозяйственные органы не обеспечили выполнения установленных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР и постановлением Совета Министров РСФСР заданий по развитию сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, капитальному строительству и мелиорации земель в Нечерноземной зоне РСФСР.

Некоторые области и автономные республики зоны не только не увеличили, а даже сократили производство продукции земледелия и животноводства в десятой пятилетке. Особенно неудовлетворительно справились с выполнением планов роста производства продукции хозяйства Калининской, Псковской, Новгородской, Костромской, Ярославской, Орловской, Рязанской областей и Чувашской АССР.

В целом по зоне в 1976-1980 годах значительно уменьшилось производство картофеля, льна, овощей. Слабо растут объемы заготовки кормов.

Медленные темны развития сельского хозяйства зоны являются результатом низкого уровня организации и ведения сельскохозяйственного производства в ряде областей и автономных республик. Во многих колхозах и совхозах не уделяется должного внимания повышению плодородия почв, рациональному использованию земли, мало вносится органических удобрений, не выполняются планы известкования кислых почв, недостаточно эффективно используются минеральные удобрения, медленно осваиваются севообороты, допускается большая пестрота в урожайности сельскохозяйственных культур. Неудовлетворительно поставлено семеноводство, на значительных площадях высеваются семена низкого качества, из года в год не выполняются планы засыпки семян. Особенно плохо организовано семеноводство многолетних трав, картофеля, льна, овощных культур. Не принимается достаточных мер по внедрению научно обоснованных систем земледелия с учетом местных климатических условий.

Серьезные недостатки имеются в развитии молочного животноводства. Поголовье крупного рогатого скота и коров во всех категориях хозяйств за пятилетие не выросло. По сравнению с 1975 годом средний удой молока от одной коровы снизился на 365 кг, среднесуточный привес на откорме крупного рогатого скота уменьшился на 11 процентов. Остается высокой яловость маточного поголовья. В 1980 году от каждых ста коров получено лишь 77 телят, это на 6 телят меньше, чем в 1975 году, и на 11 телят ниже, чем в 1970 году. Слабо ведется племенная работа. Производство продукции животноводства растет медленно, а в хозяйствах Новгородской, Псковской, Брянской, Калининской, Орловской, Рязанской, Ярославской областей, Мордовской АССР и Чувашской АССР оно даже сократилось по сравнению с девятой пятилеткой. Неудовлетворительно развивается романовское овцеводство, снижается поголовье овец.

Такое состояние дел в животноводстве является следствием недостаточного внимания Министерства сельского хозяйства РСФСР, местных сельскохозяйственных органов, руководителей колхозов и совхозов к укреплению кормовой базы.

Урожайность кормовых культур не растет, плохо используются естественные луга и пастбища, ежегодно не выполняются планы заготовки кормов.

В Новгородской, Псковской, Владимирской, Ивановской, Калининской, Калужской, Костромской, Ярославской областях производство кормов в расчете на одну условную голову скота снизилось за последние пять лет на 15-30 процентов.

Ухудшаются экономические показатели работы многих колхозов и совхозов, растет число убыточных хозяйств. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в совхозах из года в год снижается, а в Псковской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Кировской областях и Чувашской АССР за пять лет производство продукции сельского хозяйства стало убыточным. Повышается себестоимость продукции, медленно растет производительность труда.

Для увеличения производства и закупок продуктов земледелия и животноводства недостаточно используются возможности специализации, концентрации и межхозяйственной кооперации.

Главнечерноземводстрой, Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР не выполнили установленные задания по мелиорации земель. В 1976-1980 годах план ввода осушенных земель выполнен на 59%, орошаемых - на 66% и проведения культуртехнических работ - на 64 процента. В результате колхозы и совхозы недополучили 2,4 млн. гектаров улучшенных земель. Особенно большое отставание допустили водохозяйственные организации Ивановской, Архангельской, Ярославской, Горьковской, Кировской, Брянской, областей и Марийской АССР.

Имеют место недостатки в эксплуатации мелиоративных систем и использовании обновленных угодий. Сельскохозяйственные и водохозяйственные органы, руководители колхозов и совхозов не выделяют для этих целей необходимое количество техники, минеральных удобрений, своевременно не готовят квалифицированные кадры. В результате урожайность на орошаемых и осушенных землях во многих хозяйствах остается ниже проектных показателей, затраты на мелиорацию окупаются медленно.

Не уделяется необходимого внимания укрупнению полей, повышению их плодородия, особенно на естественных кормовых угодьях, часть которых ежегодно не выкашивается, зарастает кустарником и выбывает из оборота. Не налажен строгий учет качественного состояния земель, низка ответственность за их эффективное использование. За 1976-1980 годы мелиоративные работы проведены на площади 3,2 млн. гектаров, а пашня увеличилась лишь на 150 тыс. гектаров.

Допущено серьезное отставание в капитальном строительстве на селе. За годы десятой пятилетки на строительстве объектов сельского хозяйства не освоено 2,4 млрд. рублей государственных капитальных вложений, недовыполнено строительно-монтажных работ на 2,1 млрд. рублей.

Министерства и ведомства, осуществляющие подрядные работы, не обеспечили выполнения планов строительства на объектах сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности. Объем невыполненных подрядных работ составил почти 2 млрд. рублей, в том числе по Министерству сельского строительства РСФСР - 449 млн. рублей, Росколхозстройобъединению - 259 млн. рублей и Главнечерноземводстрою - 310 млн. рублей.

Министерство строительства СССР, Министерство промышленного строительства СССР и Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии СССР не только не увеличили мощности организаций, ведущих сельское строительство в Нечерноземной зоне РСФСР, но и снизили в 1980 году объемы выполненных работ на этих объектах по сравнению с 1975 годом на 166, 63 и 49 млн. рублей соответственно.

Особенно неудовлетворительно выполнены планы сельского строительства в Новгородской, Костромской, Смоленской, Псковской, Орловской и Калининградской областях. В некоторых областях и автономных республиках строительство осуществляется некомплексно. Нередко сооружение объектов кормовой базы отстает от строительства животноводческих предприятий, строительство жилья и культурно-бытовых объектов - от производственного строительства. Медленно ведутся работы по инженерному обустройству села. Допускаются случаи использования устаревших проектов, качество сельского строительства остается низким.

Госстрой РСФСР, местные органы государственного архитектурно-строительного контроля не осуществляют должный надзор за застройкой села.

Главной причиной отставания в капитальном и мелиоративном строительстве является медленное развитие производственной базы строительных и водохозяйственных организаций. Из намеченных к вводу в действие за пятилетие 67 крупных предприятий стройиндустрии введено лишь 24, а из 16 объединенных предприятий стройиндустрии Главнечерноземводстроя ни одно не введено и действие полностью.

Министерство сельского строительства РСФСР допустило отставание в развитии баз производственно-технологической комплектации, опорных баз передвижных механизированных колонн, ремонтно-эксплуатационных предприятий. Строительные министерства СССР недостаточно ориентируют развитие строительной индустрии на нужды села. Министерство сельского строительства РСФСР, Росколхозстройобъединение, строительные министерства СССР неудовлетворительно используют мощности введенных в действие предприятий.

Недостаточно внимания уделяется решению важнейших вопросов социального развития Нечерноземной зоны РСФСР. Труженики сельского хозяйства недополучили за пятилетие жилья около 5,8 млн.кв. метров, детских дошкольных учреждений - на 84 тыс. мест, клубов и Домов культуры - на 186 тыс. мест.

На невыполнение заданий в значительной мере повлияла неукомплектованность кадрами механизаторов, мелиораторов, сельских строителей и работников других массовых профессий. Министерства и ведомства, местные советские и хозяйственные органы не уделяют должного внимания вопросам подготовки, комплектования и закрепления квалифицированных кадров в колхозах и совхозах, водохозяйственных, строительных и других организациях зоны, улучшению организации труда, созданию им необходимых жилищных и культурно-бытовых условий. Велика текучесть кадров рабочих массовых профессий, руководителей среднего звена, специалистов сельского хозяйства и сменяемость председателей колхозов, директоров совхозов.

Имеющиеся недостатки в выполнении постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР свидетельствуют о том, что руководители отдельных министерств и ведомств, Советов Министров автономных республик и облисполкомов не предъявляют должной требовательности к подведомственным организациям за выполнение установленных заданий, за состояние дел в сельскохозяйственном производстве, капитальном строительстве, мелиорации земель, развитии перерабатывающей промышленности, медленно решают вопросы социального преобразования села.

В целях обеспечения дальнейшего комплексного развития и повышения эффективности сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС и во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 марта 1981 года N 266 Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Обязать Министерство сельского хозяйства РСФСР, Министерство плодоовощного хозяйства РСФСР, Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Госкомсельхозтехнику РСФСР, Всероссийское отделение ВАСХНИЛа, Отделение ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Главнечерноземводстрой, советские, сельскохозяйственные и водохозяйственные органы автономных республик и областей Нечерноземной зоны РСФСР на основе дальнейшей интенсификации сельского хозяйства, широкой мелиорации земель, комплексной механизации, химизации, специализации и концентрации сельскохозяйственного производства, межхозяйственного кооперирования, внедрения в производство достижений науки, техники и передового опыта обеспечить повышение эффективности сельского хозяйства и увеличение в 1985 году производства валовой продукции в колхозах и совхозах на 30 процентов по сравнению с достигнутым в десятой пятилетке уровнем.

2. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству плодоовощного хозяйства РСФСР, Всероссийскому отделению ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Советам Министров автономных республик и облисполкомам Нечерноземной зоны РСФСР довести в 1985 году производство в этой зоне зерна до 28,4 млн. тонн, картофеля до 26 млн. тонн, овощей до 4,6 млн. тонн, льноволокна до 231 тыс. тонн, мяса (в живом весе) до 4,36 млн. тонн, молока до 21,2 млн. тонн и яиц до 17,9 млрд. штук согласно приложению N 1*. В этих целях:

________________

* Приложения не приводятся.


внедрить в каждом колхозе и совхозе научно обоснованную систему земледелия. Обеспечить рациональное и бережное использование сельскохозяйственных угодий. Особое внимание уделить использованию орошаемых и осушенных земель, проводить на них необходимые агротехнические мероприятия с тем, чтобы получать максимальную отдачу. Закончить в текущей пятилетке освоение рекомендованных наукой и проверенных передовой практикой севооборотов во всех хозяйствах;

коренным образом улучшить семеноводство сельскохозяйственных культур, завершить в ближайшие годы перевод семеноводства на промышленную основу, сократить сроки внедрения высокоурожайных перспективных сортов. Ежегодно в каждом хозяйстве засыпать в полной потребности высококачественные семена районированных сортов зерновых, картофеля, овощей, льна, многолетних трав, кормовых и других сельскохозяйственных культур, создавать страховые и переходящие семенные фонды. Запретить высев семян зерновых культур ниже I и II классов посевного стандарта;

в кратчайший срок навести надлежащий порядок в использовании минеральных, известковых и органических удобрений, повысить эффективность их применения. Добиться рационального сочетания внесения органических и минеральных удобрений с учетом плодородия почв и потребности растений. Полностью использовать возможности каждого хозяйства в увеличении накопления, заготовки и внесения в почву навоза и торфа, создать для этого новые и укрепить существующие в хозяйствах бригады и отряды плодородия, осуществить строительство навозохранилищ, жижесборников, площадок для компостирования удобрений. Обеспечить внесение в почву органических удобрений не менее 8-10 тонн на гектар пашни;

за счет строжайшего соблюдения агротехники и других факторов интенсификации земледелия добиться увеличения к 1985 году в среднем по зоне урожайности зерновых культур, как минимум, до 20 центнеров с гектара, картофеля - до 150 центнеров и кормовых культур не менее 20 центнеров кормовых единиц с гектара;

создать в каждом хозяйстве гарантированную кормовую базу за счет повышения урожайности кормовых культур, улучшения использования орошаемых сенокосов и пастбищ, обратив особое внимание на обеспечение роста продуктивности естественных угодий и повышение качества кормов. Широко внедрять в практику прогрессивные методы заготовки сена, сенажа, силоса и травяной муки, обеспечить к концу пятилетки все колхозы и совхозы хранилищами для кормов в полной потребности. Ликвидировать потери при заготовке, транспортировке и хранении кормов. В каждом хозяйстве оборудовать высокопроизводительные механизированные кормоцехи, все корма, требующие переработки, скармливать скоту только в подготовленном виде. Обеспечить для общественного животноводства и скота, находящегося в личной собственности населения, заготовку полноценных и разнообразных кормов в объеме не менее 35-40 центнеров кормовых единиц в год в расчете на условную голову скота. Осуществить меры по экономному расходованию зерна на корм скоту за счет увеличения производства высококачественных грубых и сочных кормов, расширения посевных площадей высокобелковых кормовых культур и корнеплодов, достижения к 1985 году такого положения, чтобы весь зернофураж использовался в виде полноценных сбалансированных комбикормов;

неуклонно повышать продуктивность скота при одновременном росте его поголовья и прежде всего коров. Улучшить структуру стада крупного рогатого скота и выращивание ремонтных телок, организовать на всех молочных фермах раздой высокопродуктивных и новотельных коров. Повысить ответственность зоотехников и ветеринарных работников колхозов и совхозов за воспроизводство стада, ликвидировать яловость маточного поголовья, навести в каждом хозяйстве надлежащий порядок в племенном деле. Добиться получения по зоне к 1985 году среднего удоя от одной коровы, как минимум, 2600-2700 кг молока, от каждых ста коров по 90-95 телят, привесов молодняка на откорме до 900-1000 граммов, довести средний сдаточный вес одной головы крупного рогатого скота до 420-450 килограммов. Эффективнее использовать уже созданные мощности по производству животноводческой продукции, коренным образом улучшить работу крупных специализированных предприятий по производству молока и мяса;

принять исчерпывающие меры к устранению имеющихся серьезных недостатков в развитии романовского овцеводства, обеспечить рост поголовья и продуктивности овец. Добиться получения от каждых ста маток не менее 200 ягнят, организовать интенсивное выращивание молодняка с тем, чтобы в шестимесячном возрасте живой вес его составлял 30-35 килограммов;

поднять уровень экономической работы в каждом хозяйстве. Настойчиво внедрять во всех производственных подразделениях хозяйственный расчет, постоянно совершенствовать организацию и систему оплаты труда, повышать материальную заинтересованность работников в росте производительности труда, улучшении качества и снижении себестоимости сельскохозяйственной продукции, повышении рентабельности всех отраслей производства. Усилить контроль за соблюдением режима экономии, правильным расходованием материальных ресурсов и эффективным использованием основных производственных фондов.

3. Обязать Министерство сельского хозяйства РСФСР, Министерство плодоовощного хозяйства РСФСР, Госкомсельхозтехнику РСФСР, Вологодский, Брянский, Горьковский, Ивановский, Калининский, Калужский, Кировский, Костромской, Новгородский, Пермский, Псковский, Смоленский, Ярославский облисполкомы, Совет Министров Удмуртской АССР и Совет Министров Марийской АССР, местные сельскохозяйственные органы обеспечить к 1985 году:

всемерное увеличение производства и улучшение, качества льна-долгунца, осуществление мероприятий по повышению урожайности этой культуры за счет коренного совершенствования селекционно-семеноводческой работы, ускоренного создания и внедрения новых высокопродуктивных сортов, организации производства льна на промышленной основе, укрепления материально-технической базы льносеющих хозяйств;

завершение в колхозах и совхозах Нечерноземной зоны РСФСР комплексной механизации возделывания и уборки льна;

строительство в каждом льносеющем хозяйстве механизированных пунктов по сушке и переработке льновороха.

Госкомсельхозтсхнике РСФСР организовать начиная с 1981 года централизованный ремонт воздухоподогревательных и топочных агрегатов, а также изготовление и монтаж нестандартизированного оборудования механизированных пунктов сушки льновороха в хозяйствах Нечерноземной зоны РСФСР.

Совет Министров РСФСР отмечает, что во многих областях и автономных республиках зоны недостаточно используются благоприятные почвенно-климатические условия для выращивания картофеля, и требует от Министерства сельского хозяйства РСФСР, Министерства плодоовощного хозяйства РСФСР, Советов Министров автономных республик и облисполкомов принятия таких мер, которые позволили бы значительно увеличить производство картофеля и повысить его качество. Довести уровень комплексной механизации возделывания и уборки картофеля с применением картофелеуборочных комбайнов и использованием механизированных картофелесортировальных пунктов до 80 процентов.

4. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству плодоовощного хозяйства РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Госкомсельхозтехнике РСФСР, Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию, Всероссийскому отделению ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Росколхозстройобъединению, Главнечерноземводстрою в 1981-1985 годах:

выделить на строительство объектов производственного назначения, приобретение техники, мелиорацию земель и их сельскохозяйственное освоение, а также на строительство жилых домов, объектов коммунального хозяйства и бытового обслуживания, дошкольных учреждений и клубов в совхозах, на птицефабриках и других государственных сельскохозяйственных и водохозяйственных предприятиях и в организациях Нечерноземной зоны РСФСР лимит государственных капитальных вложений по отрасли "Сельское хозяйство" согласно приложению N 2*;

обеспечить материально-техническими ресурсами капитальные вложения колхозов и межхозяйственных организаций Нечерноземной зоны РСФСР согласно приложению N 3*;

поставить для колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных и водохозяйственных предприятий и организаций Нечерноземной зоны РСФСР тракторы, грузовые автомобили, зерноуборочные комбайны, экскаваторы, бульдозеры и скреперы согласно приложениям N 4*, 5*, 6* и 7*;

обеспечить в 1985 году поставку минеральных удобрений в объеме 6569 тыс. тонн питательных веществ согласно приложению N 8*.

5. Госкомсельхозтехнике РСФСР, Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству плодоовощного хозяйства РСФСР, Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию, Всероссийскому отделению ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР выделить в 1981-1985 годах для проведения работ по заготовке кормов в Нечерноземной зоне РСФСР 10,3 тыс. кормоуборочных самоходных комбайнов КСК-100, 5,8 тыс. прицепных кормоуборочных комбайнов КПКУ-75 и 6,5 тыс. самоходных косилок-плющилок КПС-5Г согласно приложению N 9*.

6. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству плодоовощного хозяйства РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерству топливной промышленности РСФСР, Министерству автомобильного транспорта РСФСР, Госкомсельхозтехнике РСФСР и Главнечерноземводстрою обеспечить в 1981-1985 годах для сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР:

известкование кислых почв на площади 18,38 млн. гектаров согласно приложению N 10*;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»