Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 1982 года N 428

О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания в колхозах и совхозах РСФСР

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________

Совет Министров РСФСР отмечает, что Министерство здравоохранения РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы, руководствуясь решениями Партии и Правительства, проводят работу по совершенствованию медицинского обслуживания в колхозах и совхозах республики, в результате чего улучшились показатели здоровья сельского населения, снизились заболеваемость с временной утратой трудоспособности и инфекционными болезнями, материнская и детская смертность.

Вместе с тем в этом важном деле имеются серьезные недостатки. Медленно развивается амбулаторно-поликлиническая помощь. Ряд фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий не укомплектован фельдшерами и врачами. Профилактические осмотры механизаторов, животноводов, полеводов и других специалистов, а также диспансерное наблюдение осуществляются не в полном объеме, качество их не отвечает предъявляемым требованиям.

Не уделяется должного внимания организации выездных врачебных бригад, амбулаторий, клинико-диагностических лабораторий, стоматологических кабинетов и других передвижных видов медицинского обслуживания, особенно необходимых жителям малонаселенных и отдаленных пунктов и в период массовых полевых работ.

Скорая и неотложная медицинская помощь оказывается, как правило, фельдшерами и часто несвоевременно. Не все центральные районные больницы имеют соответствующие станции (отделения), телефонную связь с молочно-товарными фермами, животноводческими комплексами и другими сельскохозяйственными объектами. Не обеспечена повсеместно радиосвязь этих станций и отделений с автомобилями скорой помощи.

Требует улучшения работа стационаров. Большинство участковых больниц маломощно, что затрудняет укомплектование их квалифицированными кадрами, в то же время слабо проводится работа по укреплению материальной базы этих больниц, а в отдельных случаях они неоправданно ликвидируются. Центральные районные больницы не руководят в должной мере деятельностью фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий и участковых больниц по организации и повышению эффективности профилактических и лечебных мероприятий, улучшению использования коечного фонда. Отстает развитие специализированных видов медицинской помощи в центральных районных больницах.

Не устранены упущения в медицинском обслуживании женщин и детей. Не везде обеспечиваются активный патронаж беременных и новорожденных, госпитализация заболевших детей, особенно первого года жизни. Многие центральные районные больницы не имеют детских отделений. Недостаточно осуществляется оздоровительная работа среди школьников и развивается сеть пионерских лагерей санаторного типа.

В сельских аптеках и аптечных пунктах больные нередко в течение длительного времени не могут получить необходимые медикаменты и изделия медицинского назначения. Допускаются просчеты в определении потребности в лекарствах и нарушения графиков доставки их в аптечную сеть, в связи с чем в продаже отсутствует ряд препаратов массового спроса, выпускаемых промышленностью в достаточных количествах.

Низкими темпами укрепляется материальная база лечебно-профилактических учреждений и аптек. Многие фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, участковые и районные больницы размещены в неблагоустроенных, приспособленных, ветхих помещениях, некоторые из них содержатся в антисанитарном состоянии, недостаточно оснащены медицинским оборудованием, особенно портативными аппаратами, приборами, и санитарным транспортом. Капитальный и текущий ремонт их проводится нерегулярно.

Велика текучесть медицинских и фармацевтических кадров. Не принимаются эффективные меры к повышению их квалификации и созданию специалистам надлежащих производственных и жилищно-бытовых условий.

Неудовлетворительно выполняются комплексные планы по улучшению условий труда и быта в колхозах и совхозах, механизации трудоемких процессов в животноводстве, полеводстве и тепличном хозяйстве, снижению уровней шума и вибрации в сельскохозяйственном производстве. В ряде хозяйств не соблюдаются правила техники безопасности, регистрируются случаи острых и хронических отравлений ядохимикатами, отсутствуют санитарно-бытовые помещения-гардеробные, душевые установки, комнаты гигиены женщины. Допускаются нарушения трудового законодательства в части перевода беременных женщин на легкие работы, запрещения использования их труда в выходные дни, ночные смены и сверхурочно. Плохо ведется борьба с пьянством и алкоголизмом. По этим причинам сохраняются высокие показатели профессиональной заболеваемости, травматизма и выхода на инвалидность.

Не установлен строгий контроль за санитарным состоянием сельских населенных мест, их планировкой и застройкой, водоснабжением, хранением, перевозкой и применением химических средств, используемых в сельском хозяйстве.

Все это свидетельствует о недооценке социальной важности указанных вопросов и слабой организаторской работе Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства сельского хозяйства РСФСР, Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Госкомсельхозтехники РСФСР, многих Советов Министров автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов, низкой требовательности их к руководителям органов здравоохранения, колхозов, совхозов, сельскохозяйственных предприятий, организаций за улучшение медицинского обслуживания, условий труда и быта тружеников села, развитие сети сельских лечебно-профилактических и аптечных учреждений.

Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Считать одной из важнейших задач Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства сельского хозяйства РСФСР, Министерства плодоовощного хозяйства РСФСР, Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Госкомсельхозтехники РСФСР, министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов коренное улучшение медицинского обслуживания, условий труда и быта в колхозах и совхозах республики, всемерное развитие материальной базы сельских лечебно-профилактических учреждений в свете решений XXVI съезда КПСС и майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС.

2. Обязать Министерство здравоохранения РСФСР:

повысить персональную ответственность руководителей органов и учреждений здравоохранения за состояние, культуру и качество медицинской. помощи в колхозах и совхозах, оперативное устранение имеющихся недостатков, широкое внедрение современных методов диагностики и лечения, а также передового опыта;

усилить методическую и практическую помощь фельдшерско-акушерским пунктам, амбулаториям и участковым больницам, шире использовать для этого специалистов республиканских (АССР), краевых и областных больниц, научно-исследовательских институтов, высших медицинских учебных заведений;

расширить обслуживание сельских жителей в городских специализированных медицинских учреждениях;

улучшить подбор, расстановку и использование медицинских кадров, систематически повышать их квалификацию. Поднять уровень идейно-политической и воспитательной работы в коллективах сельских лечебно-профилактических учреждений;

направить в 1982-1985 годах на работу в сельские районы молодых специалистов с высшим медицинским, высшим и средним фармацевтическим образованием согласно приложениям N 1 и 2;

выделить в 1982-1985 годах для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, профилакториев, амбулаторий, участковых и центральных районных больниц медицинские наборы, приборы и аппараты, а также автомобили санитарные УАЗ-452А и УАЗ-469БГ согласно приложениям N 3 и 4.

3. Министерству здравоохранения РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам:

увеличить объем и эффективность профилактических осмотров и диспансеризации специалистов сельскохозяйственного производства, особенно механизаторов, животноводов и полеводов;

ускорить развитие сети приписных терапевтических и педиатрических участков для обслуживания в поликлиниках центральных районных больниц населения, проживающего вблизи районных центров;

шире использовать выездные врачебные бригады, амбулатории, женские консультации, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические установки и другие передвижные виды медицинского обслуживания колхозников и рабочих совхозов, а также жителей отдаленных и малонаселенных пунктов;

продолжить организацию стоматологических и зубопротезных кабинетов в участковых больницах и амбулаториях, увеличить число передвижных кабинетов для приближения стоматологической помощи сельскому населению;

совершенствовать постановку лечебного дела, рационально использовать коечный фонд в участковых, районных и центральных районных больницах. Создавать районные и межрайонные специализированные отделения, в первую очередь кардиологические, пульмонологические, гастроэнтерологические, травматологические и онкологические;

уделить особое внимание вопросам профилактики заболеваний и лечебно-оздоровительной работы среди женщин и детей. Организовать в 1983-1985 годах детские отделения во всех центральных районных больницах и обязательную госпитализацию заболевших детей в возрасте до одного года;

обеспечить бесперебойное снабжение сельских жителей лекарственными средствами, аптечками первой медицинской помощи и перевязочными материалами, особенно в период массовых сельскохозяйственных работ. Увеличить количество передвижных аптечных пунктов по доставке медикаментов непосредственно на полевые станы;

полностью укомплектовать в 1983-1984 годах фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, участковые больницы врачами и средними медицинскими работниками. В целях закрепления этих кадров создать им надлежащие производственные и жилищно-бытовые условия;

завершить к 1985 году организацию станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи при всех центральных районных больницах. Открывать с учетом местных условий филиалы этих станций и отделений на базе районных и участковых больниц.

4. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Министерству связи РСФСР и Министерству здравоохранения РСФСР осуществить к концу 1985 года:

телефонизацию всех участковых больниц и амбулаторий, а также не менее 60% фельдшерско-акушерских пунктов;

оснащение средствами радиосвязи станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи центральных районных больниц.

Министерству связи РСФСР обеспечить в установленном порядке выделение для указанных целей частот, а Госснабу РСФСР - радиостанций типа "Лен".

5. Принять предложение Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов о капитальном ремонте и переводе в новые помещения лечебно-профилактических учреждений и аптек в сельской местности согласно приложению N 5.

6. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству плодоовощного хозяйства РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Госкомвинпрому РСФСР, Госкомсельхозтехнике РСФСР и Министерству здравоохранения РСФСР:

построить и ввести в действие в одиннадцатой пятилетке в колхозах, совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях и организациях амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты согласно приложению N 6.

Финансирование строительства указанных амбулаторий осуществлять в соответствии с пунктом 14 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437;

открыть в 1982-1985 годах сельские аптеки согласно приложению N 7 и профилактории в колхозах и совхозах согласно приложению N 8.

7. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам и Министерству здравоохранения РСФСР обеспечить строительство и ввод в действие в 1982-1985 годах за счет государственных капитальных вложений по отрасли "Здравоохранение" центральных районных больниц, корпусов и поликлиник этих больниц согласно приложению N 9.

8. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам построить и ввести в действие за счет государственных капитальных вложений, выделяемых сельскохозяйственным предприятиям и организациям в 1983-1985 годах по отрасли "Здравоохранение", пионерские лагеря санаторного типа на 3,4 тыс. мест.

9. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству плодоовощного хозяйства РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Госкомсельхозтехнике РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам:

осуществить комплексные мероприятия по дальнейшему улучшению условий и охраны труда, особенно женского, санитарно-оздоровительной работы в колхозах и совхозах, сокращению ручного, тяжелого физического труда, повышению механизации трудоемких процессов в сельскохозяйственном производстве, строгому соблюдению правил техники безопасности, резкому снижению травматизма, а также заболеваемости с временной утратой трудоспособности и профессиональными болезнями;

ужесточить государственный санитарный надзор за производственными и бытовыми условиями на сельскохозяйственных предприятиях и объектах, а также планировкой и застройкой сельских населенных пунктов, животноводческих и других комплексов, водоснабжением, канализованием и благоустройством;

усилить работу по гигиеническому воспитанию и массовому вовлечению колхозников и работников совхозов в активные занятия физической культурой и спортом, по пропаганде здорового образа жизни, искоренению вредных привычек - курения и употребления алкоголя.

10. Министерству здравоохранения РСФСР, Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству плодоовощного хозяйства РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Госкомсельхозтехнике РСФСР, Госкомвингарому РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам сообщать ежегодно к 1 марта до 1986 года Госплану РСФСР о ходе выполнения настоящего постановления.

Госплану РСФСР обобщать полученные материалы и представлять доклады в Совет Министров РСФСР ежегодно к 1 апреля до 1986 года.

Председатель
Совета Министров РСФСР
М.Соломенцев

     
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
И.Зарубин

     

Приложение N 1
к постановлению
Совета Министров РСФСР
от 28 июля 1982 года N 428

     

ЗАДАНИЕ
Минздраву РСФСР по направлению в 1982-1985 годах молодых специалистов с высшим медицинским образованием для работы в сельских лечебно-профилактических учреждениях

1982 год

1983 год

1984 год

1985 год

РСФСР - всего

7170

7515

7785

8010

в том числе:

Совет Министров Башкирской АССР

120

130

140

150

Совет Министров Бурятской АССР

105

110

115

120

Совет Министров Дагестанской АССР

110

115

120

120

Совет Министров Кабардино-Балкарской АССР

50

60

65

65

Совет Министров Калмыцкой АССР

45

50

55

60

Совет Министров Карельской АССР

45

45

45

45

Совет Министров Коми АССР

75

75

75

75

Совет Министров Марийской АССР

110

115

115

115

Совет Министров Мордовской АССР

120

125

130

130

Совет Министров Северо-Осетинской АССР

15

20

25

25

Совет Министров Татарской АССР

110

120

130

140

Совет Министров Тувинской АССР

50

55

60

65

Совет Министров Удмуртской АССР

120

120

125

125

Совет Министров Чечено-Ингушской АССР

110

115

120

130

Совет Министров Чувашской АССР

130

135

135

135

Совет Министров Якутской АССР

60

65

65

65

Алтайский крайисполком

120

130

150

160

Краснодарский крайисполком

80

90

100

105

Красноярский крайисполком

200

205

210

215

Приморский крайисполком

135

140

140

145

Ставропольский крайисполком

85

90

95

110

Хабаровский крайисполком

100

100

100

100

Амурский облисполком

110

110

110

110

Архангельский облисполком

155

155

155

155

Астраханский облисполком

80

80

80

80

Белгородский облисполком

85

90

95

95

Брянский облисполком

175

180

180

185

Владимирский облисполком

110

115

120

120

Волгоградский облисполком

105

105

105

105

Вологодский облисполком

170

175

175

180

Воронежский облисполком

85

90

95

100

Горьковский облисполком

160

165

165

165

Ивановский облисполком

55

65

70

75

Иркутский облисполком

95

100

105

110

Калининградский облисполком

30

30

30

30

Калининский облисполком

80

85

90

90

Калужский облисполком

100

110

115

115

Камчатский облисполком

20

20

20

20

Кемеровский облисполком

60

65

70

70

Кировский облисполком

160

165

170

175

Костромской облисполком

150

155

160

160

Куйбышевский облисполком

75

80

85

90

Курганский облисполком

135

140

145

150

Курский облисполком

65

70

80

80

Ленинградский облисполком

70

75

80

85

Липецкий облисполком

80

85

85

85

Магаданский облисполком

20

20

20

20

Московский облисполком

160

170

175

180

Мурманский облисполком

25

25

25

25

Новгородский облисполком

110

115

115

115

Новосибирский облисполком

170

175

180

185

Омский облисполком

100

110

115

120

Оренбургский облисполком

170

175

180

185

Орловский облисполком

100

105

110

115

Пензенский облисполком

95

100

105

110

Пермский облисполком

180

185

185

190

Псковский облисполком

110

115

115

115

Ростовский облисполком

110

115

120

125

Рязанский облисполком

90

105

110

115

Саратовский облисполком

95

100

110

115

Сахалинский облисполком

40

40

40

40

Свердловский облисполком

145

150

155

160

Смоленский облисполком

75

80

85

90

Тамбовский облисполком

120

130

135

140

Томский облисполком

70

70

70

70

Тульский облисполком

120

120

130

135

Тюменский облисполком

175

180

180

185

Ульяновский облисполком

95

100

105

110

Челябинский облисполком

130

135

135

135

Читинский облисполком

100

110

115

120

Ярославский облисполком

60

65

70

80

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»