Недействующий

     
СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 1988 года N 17


О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1987 года N 1318

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________


ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 19 ноября 1987 года N 1318 утвердили Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года с учетом дополнений и изменений, внесенных по итогам их всенародного обсуждения в трудовых коллективах, учреждениях здравоохранения и медицинской науки, партийно-хозяйственных активах республик, краев и областей, коллегиях министерств и ведомств, в центральной печати и письмах трудящихся.

В Основных направлениях ставится задача коренным образом перестроить здравоохранение, устранить недостатки, обеспечить эффективное использование имеющегося кадрового, материально-технического и научного потенциала, резко повысить качество медицинской помощи. Добиться такого положения, чтобы деятельность всех звеньев отрасли, каждого медицинского работника отвечали современным требованиям. Полностью и повсеместно удовлетворить потребности населения в лекарственных препаратах и предметах ухода за больными.

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1987 года N 1318 Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Министерству здравоохранения РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, министерствам, ведомствам и общественным организациям РСФСР принять к неуклонному руководству и исполнению Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года.

Усилить работу по профилактике заболеваний населения, рассматривать ее как одно из первостепенных направлений деятельности.

Обеспечить проведение масштабных природоохранных мероприятий как неотъемлемую часть массовой профилактической работы, осуществлять вывод из районов жилой застройки предприятий, являющихся источником загрязнения окружающей среды, шума, активно внедрять безотходные и малоотходные технологии, исключающие вредные выбросы. Не допускать ввода и эксплуатации промышленных и сельскохозяйственных объектов без очистных сооружений и организации санитарно-защитных зон. Повсеместно удовлетворить потребности населения в доброкачественной питьевой воде, принять безотлагательные меры по нормализации состояния воздушного бассейна. Ввести более строгие экономические санкции к предприятиям, наносящим ущерб здоровью человека и окружающей среде. Повысить роль исполкомов Советов народных депутатов, министерств и ведомств в проведении мероприятий, направленных на сохранение экологического равновесия.

Органам государственного санитарного надзора надлежит более решительно и эффективно использовать имеющиеся правовые рычаги для безусловного соблюдения законодательства по санитарной охране почвы, водоемов и воздушного бассейна, выполнения на предприятиях, в учреждениях и организациях санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм.

Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, Министерству здравоохранения РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР обеспечить проведение комплексных крупномасштабных мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма. Добиться к 2000 году снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 15-20 процентов. В этих целях ужесточить контроль за выполнением Комплексной программы "Здоровье населения РСФСР" на 1986-1990 годы, направленной на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращение доли ручного труда и рабочих мест с неблагоприятными для здоровья производственными факторами, освобождение женщин от работ на участках с тяжелыми и вредными условиями труда, а также на улучшение техники безопасности и отдыха трудящихся.

Привлечь внимание к этим вопросам органов народного контроля и широкой общественности.

В каждой автономной республике, крае, области, городе и районе с учетом местных особенностей разработать конкретные планы совершенствования системы охраны здоровья населения.

Основные мероприятия по перестройке здравоохранения осуществить поэтапно в течение двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой пятилеток.

2. Министерству здравоохранения РСФСР считать главной задачей органов и учреждений здравоохранения своевременное, полное и повсеместное удовлетворение потребности советских людей в высококачественной медицинской помощи. С этой целью осуществить коренную перестройку деятельности органов и учреждений здравоохранения с активным использованием прогрессивных форм организации работы, новых технологий, современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения. Обеспечить при этом переход на интенсивный путь развития здравоохранения и оценку его деятельности по конечным результатам.

Предусмотреть ускоренное развитие сети и существенное укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений - основного звена системы здравоохранения, осуществляющего постоянное динамическое наблюдение за здоровыми и больными, обеспечивающего проведение широкого комплекса профилактических, лечебно-диагностических и оздоровительных мероприятий.

В целях более полного и своевременного проведения диагностики заболеваний среди взрослого и детского населения на догоспитальном этапе организовать сеть диагностических центров, сосредоточив в них современное и высокоэффективное оборудование и медицинскую технику - компьютерные томографы, аппараты для ультразвуковых и радиоизотопных, рентгеноконтрастных и других методов исследования, а также кадры наиболее квалифицированных специалистов.

Создать до конца тринадцатой пятилетки диагностические центры в каждой автономной республике, крае, области. Для дальнейшего развития и совершенствования поликлинической консультативно-диагностической службы в полной мере использовать потенциал высших медицинских учебных заведений, институтов усовершенствования врачей, научно-исследовательских учреждений, многопрофильных больниц.

Увеличить число лиц, обследование и лечение которых осуществляются в поликлиниках и на дому. Перестроить работу диспансеров, обеспечить преемственность в их работе с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Продолжить практику организации при поликлиниках отделений активного лечения и стационаров на дому с применением современных методов диагностики, бесплатным выделением медикаментов.

Значительно активизировать работу поликлиник и диспансеров по профилактике заболеваний и оздоровлению населения, повысить их роль в медико-социальной реабилитации больных и обеспечить преемственность в деятельности этих учреждений. Завершить к 1990 году организацию во всех поликлиниках отделений (кабинетов) профилактики и восстановительного лечения. Оказывать внебольничную помощь трудящимся преимущественно в их свободное от работы время с учетом режима работы предприятий и организаций производственных отраслей.

Повысить роль и престиж участкового врача - основного специалиста, осуществляющего комплекс лечебно-профилактических и оздоровительных мер, систематическое наблюдение за состоянием здоровья населения. Создавать все необходимые условия для его плодотворной деятельности.

Руководителям амбулаторно-поликлинических учреждений учитывать предложения обслуживаемого населения при формировании контингентов территориальных врачебных участков.

Проводить линию на постепенный переход к оказанию медицинской помощи по принципу "семейного врача".

Освободить врачей от несвойственных им функций, сосредоточить их усилия на непосредственной работе, связанной с проведением профилактических и лечебных мероприятий.

С целью расширения возможностей удовлетворения потребности населения в отдельных видах медицинской помощи в двенадцатой-тринадцатой пятилетках организовать в каждом республиканском (АССР), краевом и областном центре хозрасчетные поликлиники, в том числе стоматологические и физиотерапевтические, а также косметологические лечебницы и оздоровительные комплексы.

Основным направлением улучшения стационарной помощи населению считать развитие сети многопрофильных больниц и специализированных центров, интенсификацию лечебно-диагностического процесса, максимальное использование высококвалифицированных кадров, современного медицинского оборудования и эффективных лекарственных средств, внедрение этапности в организацию лечебного процесса. Увеличить число отделений (палат) анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, больниц и отделений для восстановительного лечения. Организовать стационары для дневного пребывания больных, хозрасчетные и бюджетные пансионаты, в том числе специализированные, для лиц, нуждающихся в постоянном уходе.

Улучшить уход за больными путем широкого внедрения бригадных форм организации и оплаты труда медицинского персонала, расширения зон обслуживания, совмещения профессий, применения средств малой механизации. Привлекать к этой работе студентов медицинских институтов и учащихся средних медицинских учебных заведений, общеобразовательных школ, активистов обществ Красного Креста РСФСР. Для обеспечения ухода за больными и доставки лекарств на дом использовать возможности, предусмотренные Законом СССР об индивидуальной трудовой деятельности. Расширить практику заключения договоров с предприятиями коммунально-бытового обслуживания по уборке и содержанию помещений, а также по оказанию других видов услуг. Обеспечить во всех лечебно-профилактических учреждениях строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима.

В целях оперативного обеспечения безотказной экстренной помощи населению завершить организацию системы скорой и неотложной медицинской помощи с учетом догоспитального и госпитального этапов. Оснастить ее специальным транспортом и средствами связи, современной техникой, необходимыми реактивами и медикаментами.

В республиканских (АССР), краевых и областных центрах, в городах с численностью населения свыше 1 млн. человек создавать объединения "Скорая медицинская помощь", включающие станции скорой и неотложной помощи, санитарную авиацию и больницы скорой медицинской помощи для взрослых и детей.

Считать приоритетным направлением здравоохранения всемерное развитие и совершенствование охраны материнства и детства. Коренным образом перестроить работу амбулаторно-поликлинических учреждений для женщин и детей, родильных домов и детских стационаров, повысить уровень их профилактической деятельности, усилить пропаганду здорового образа жизни. Для обеспечения профилактики заболеваний и повышения уровня здоровья подрастающего поколения совершенствовать систему медицинской помощи женщинам, детям и подросткам на основе интеграции акушерской, терапевтической и педиатрической служб и разработки региональных межведомственных программ.

В целях предупреждения преждевременных родов, снижения заболеваемости и смертности новорожденных детей организовать в многопрофильных больницах специализированные отделения (палаты) для беременных женщин с заболеваниями сердца, легких, почек, эндокринной системы. Продолжить развитие сети специализированных родильных домов и отделений для женщин с патологией беременности. Шире использовать пребывание в лечебных учреждениях матерей, госпитализированных по уходу за больными детьми, для лечения имеющихся у них заболеваний.

Перестроить работу женских консультаций по профилактике абортов, имея в виду широкое внедрение современных методов предупреждения беременности. Организовать в столицах автономных республик, краевых и областных центрах кабинеты дородовой диагностики заболеваний плода, консультации "Брак и семья", медико-генетические кабинеты и центры восстановительного лечения для детей. Создавать в родильных домах и детских больницах условия для совместного пребывания матери и ребенка.

Развивать передвижные виды оказания экстренной помощи женщинам и детям. Организовать при крупных многопрофильных детских больницах и родильных домах, станциях скорой и неотложкой медицинской помощи специализированные бригады интенсивной терапии и реанимации новорожденных и недоношенных, детей раннего возраста, женщин с патологией родов и послеродового периода. Предусмотреть создание сети дневных стационаров для детей. Обеспечить к 1995 году нуждающихся детей различными видами санаторно-курортного лечения, увеличить сеть детских санаториев, круглогодовых санаторных пионерских лагерей, с согласия трудовых коллективов шире использовать санатории-профилактории промышленных и сельскохозяйственных предприятий для оздоровления беременных работниц и детей.

3. В целях улучшения организации управления делом охраны здоровья населения повысить роль Министерства здравоохранения РСФСР, республиканских (АССР) министерств, краевых, областных, городских отделов здравоохранения и центральных районных больниц, расширить их права в решении финансовых, организационных, штатных вопросов в пределах выделяемых по отрасли средств. Обеспечить на всех уровнях управления возможность маневрирования материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами.

Улучшить организацию и техническую оснащенность управленческого труда, сократить количество инструктивных, учетных и отчетных материалов. Решительно устранять дублирование, формализм и бюрократизм в работе отрасли.

Считать первоочередной задачей органов управления здравоохранением - в кратчайшие сроки разобраться с состоянием работы каждого медицинского учреждения, компетентно и объективно оценить его возможности, место и роль в общей структуре экономического и социального развития региона, наметить конкретные меры, вытекающие из задач перестройки всей системы здравоохранения.

Перенести центр тяжести работы по оказанию медицинской помощи населению на амбулаторно-поликлиническое звено и добольничную диагностику. Провести в 1988-1991 годах в ряде районов РСФСР крупномасштабный эксперимент по отработке новых форм управления, планирования и финансирования учреждений здравоохранения.

Укрепить краевые, областные и городские отделы здравоохранения исполкомов Советов народных депутатов за счет упразднения районных отделов в городах с численностью населения до 500 тыс. человек. В сельских районах усилить организующую роль центральных районных больниц и создаваемых межрайонных специализированных центров. Повысить ответственность республиканских, краевых, областных больниц и диспансеров, а также главных специалистов органов здравоохранения за состояние и улучшение качества специализированных видов медицинской помощи.

Обеспечить научную обоснованность долгосрочных прогнозов, перспективного и текущего планирования развития различных видов медицинской помощи, потребности в лекарственных препаратах и медицинской технике на основе тенденций состояния здоровья населения, учета особенностей демографических процессов, социального и экономического развития регионов РСФСР, их экологических и иных характеристик.

Разработать в каждом регионе нормативы обеспечения населения медицинской помощью, рациональные схемы развития и размещения сети учреждений здравоохранения.

Планирование и оценку деятельности организаций, обеспечивающих снабжение населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и медицинской техникой, осуществлять по показателям, характеризующим своевременность и полноту удовлетворения потребности в этих изделиях.

Совершенствовать хозяйственный механизм в отрасли, усилить его стимулирующую роль в интенсификации работы органов и учреждений здравоохранения и повышении качества оказываемой населению медицинской помощи. Расширить права руководителей учреждений здравоохранения в вопросах планирования и использования финансовых и материальных ресурсов.

Обеспечить дальнейшую дифференциацию заработной платы и стимулирование труда работников здравоохранения, усилить ее зависимость от сложности, интенсивности и качества работы, достижения лучших конечных результатов. Внедрить бригадные формы организации и оплаты труда.

Усовершенствовать систему отбора в высшие медицинские учебные заведения профессионально ориентированной молодежи. Комплектование вузов осуществлять преимущественно из числа лиц, имеющих стаж работы в лечебно-профилактических учреждениях, а также уволенных в запас военнослужащих, проявивших призвание к профессии врача. Расширить обучение школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах по медицинскому профилю, использовать их труд в лечебно-профилактических учреждениях по уходу за больными.

Завершить в двенадцатой пятилетке организацию подготовительных отделений при всех медицинских и фармацевтических институтах, расширить целевые формы подготовки работников здравоохранения, привести контингенты приема в высшие и средние учебные заведения в соответствие с научно обоснованной потребностью в кадрах.

Повысить требовательность к глубине и качеству знаний студентов. Создать в студенческих коллективах обстановку творческой активности и состязательности в овладении знаниями. Решительно избавляться уже на младших курсах от студентов, допускающих безответственное отношение к учебе.

Завершающую стадию подготовки врачей и провизоров проводить в современных, оснащенных новейшей техникой учреждениях здравоохранения. Повысить эффективность субординатуры и интернатуры, нацеливая молодых специалистов на углубленное освоение знаний и навыков по избранной специальности.

Повысить значимость и улучшить организацию государственных экзаменов. Ввести комплексную аттестацию готовности будущих врачей к самостоятельной профессиональной деятельности как обязательное условие допуска к ним. Обеспечить во всех вузах республики единые требования к уровню теоретической и практической подготовки выпускников. Включать в состав государственных экзаменационных комиссий представителей практического здравоохранения.

В связи с возросшей сложностью методов диагностики и лечения пересмотреть учебные планы и программы училищ, увеличить в них объем производственной практики, обучения приемам и методам работы с современным оборудованием, техникой, средствами малой механизации. Устранить сложившиеся диспропорции в подготовке специалистов со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием.

Важнейшей задачей является совершенствование работы по подбору, использованию и организации труда педагогических кадров. Для повышения их профессионального уровня ввести стажировку в ведущих научных центрах и клиниках. Шире привлекать к обучению студентов и учащихся ведущих ученых, специалистов и организаторов здравоохранения.

Осуществить мероприятия по дальнейшему улучшению подготовки научно-педагогических кадров, неустанно совершенствовать идейно-воспитательную и методологическую работу, уделив первостепенное внимание формированию у них профессиональных и нравственных качеств. Провести в 1988-1990 годах аттестацию медицинских и фармацевтических институтов, в ходе которой решить вопрос об изменении категории, сокращении приема на отдельные факультеты и закрытии некоторых вузов.

Перестроить систему переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров. Принять действенные меры по дальнейшему развитию факультетов усовершенствования врачей и провизоров. Сосредоточить внимание профессорско-преподавательского состава на внедрении активных методов обучения, передового опыта работы органов и учреждений здравоохранения, новых научных разработок. Увеличивать контингенты специалистов, направляемых на повышение квалификации, в первую очередь работников первичного звена здравоохранения, детских и родовспомогательных учреждений.

Повысить заинтересованность медицинских работников в непрерывном пополнении и обновлении знаний, поставив их заработную плату в прямую зависимость от профессиональной компетентности. Шире использовать в этих целях периодическую аттестацию специалистов, в основе которой должна быть оценка их профессиональной подготовки, результатов их работы, соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины, морально-этических качеств и идейно-политической зрелости. Ввести конкурсную систему присвоения квалификационных категорий с широким обсуждением кандидатов в трудовых коллективах. Усилить ответственность руководителей и главных специалистов органов и учреждений здравоохранения за качество аттестации, искоренить формализм при ее проведении, обеспечить широкую гласность работы аттестационных комиссий.

Устранить диспропорции в обеспеченности медицинскими кадрами отдельных регионов РСФСР, укомплектовать ими наиболее важные участки здравоохранения: детские и родовспомогательные учреждения, поликлиники, станции и отделения скорой и неотложной медицинской помощи, больницы, амбулатории и аптеки в сельских районах. В целях закрепления работников здравоохранения создавать для них необходимые производственные и жилищные условия, в полной мере предоставлять установленные законодательством преимущества и льготы.

Министерству здравоохранения РСФСР обеспечить формирование социального заказа науке, интенсификацию использования научного потенциала, оперативную организацию широкомасштабного внедрения в практику результатов научно-исследовательских работ и передового опыта, методов и средств народной медицины. Значительно расширить объем и повысить качество научных исследований, проводимых в вузах и научно-исследовательских институтах, принять меры к усилению связи науки и практического здравоохранения. Повысить роль научных медицинских обществ.

За счет интенсификации работы научных учреждений расширить практику заключения договоров на выполнение дополнительных, имеющих важное практическое значение исследований на хозрасчетной основе.

При необходимости привлекать для выполнения таких работ специалистов практического здравоохранения. Получаемые от заказчика средства направлять на укрепление материальной базы этих учреждений, дополнительное стимулирование труда и улучшение социально-бытовых условий работников.

Шире использовать организацию научных центров, научно-практических (производственных) объединений, межотраслевых научно-технических комплексов (лабораторий), временных научных коллективов для комплексной разработки актуальных проблем и интенсификации внедрения результатов исследований в практику.

4. Министерству здравоохранения РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР совершенствовать медико-санитарную помощь.

Развивать в территориальных городских поликлиниках цеховую службу для работников промышленных предприятий, на которых занято менее 1000 человек. Провести в 1987-1990 годах разукрупнение цеховых врачебных участков, доведя количество обслуживаемых на каждом из них до 1600 человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»