СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 1980 года N 310
О мерах по улучшению строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в стране
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в последние годы в стране проведена значительная работа по развитию сети автомобильных дорог и укреплению производственно-технической базы дорожного хозяйства. За прошедшие десять лет протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась в 1,6 раза и составляет в настоящее время около 750 тыс. километров. В текущей пятилетке завершены строительство и реконструкция автомагистралей Москва - Волгоград - Астрахань, Иркутск - Чита, Минск - Гродно, Вильнюс - Укмерге, Алма-Ата - Караганда, Донецк - Жданов, Ростов-на-Дону - Одесса - Рени и некоторых других.
В то же время строительство автомобильных дорог в стране отстает от потребностей народного хозяйства.
Сеть благоустроенных дорог, имеющих усовершенствованные покрытия, развита недостаточно, а техническое состояние дорог не отвечает возросшим интенсивности движения и грузоподъемности автомобильного транспорта. Серьезные недостатки имеются в ремонте и содержании автомобильных дорог.
Выпускаемая Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения и Министерством тяжелого и транспортного машиностроения дорожная техника по номенклатуре и единичной мощности не удовлетворяет потребности дорожного хозяйства.
Особенно слабо развита сеть дорог с твердым покрытием в РСФСР. Из-за бездорожья свыше 300 районных центров и треть колхозов и совхозов не имеют устойчивого автомобильного сообщения. В европейской части РСФСР не связаны с общей сетью магистральных дорог 6 столиц автономных республик и областных центров (Архангельск, Ижевск, Киров, Пермь, Мурманск, Сыктывкар) и ряд крупных промышленных городов. Более 40 процентов всех мостов - деревянные, требующие замены.
Некоторые партийные и советские органы на местах мало уделяют внимания развитию дорожного хозяйства, улучшению условий труда и быта дорожников, не в полной мере используют имеющиеся возможности для расширения строительства местных дорог, недостаточно оказывают помощь первичным партийным организациям и хозяйственным руководителям предприятий этой отрасли в усилении работы с кадрами, во внедрении передового опыта.
В целях дальнейшего улучшения строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в стране Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Учитывая, что автомобильные дороги приобретают все более важное экономическое и социальное значение, и исходя из требований ноябрьского (1979 год) Пленума ЦК КПСС в части совершенствования работы транспорта, признать необходимым в основном завершить к 1990 году:
создание опорной сети магистральных автомобильных дорог с усовершенствованными покрытиями, обеспечивающими надежное автомобильное сообщение между крупными экономическими районами и населенными пунктами страны;
строительство автомобильных дорог, связывающих районные центры, центральные усадьбы колхозов и совхозов, прежде всего в Нечерноземной зоне РСФСР.
2. Установить на 1981-1985 годы задание по вводу в действие автомобильных дорог общего пользования протяженностью 80 тыс. километров (из них 11,5 тыс. километров автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения), направив на эти цели государственные капитальные вложения в объеме 13,5 млрд. рублей, в том числе 10,9 млрд. рублей на строительно-монтажные работы, из них Совету Министров РСФСР соответственно 8 млрд. рублей и 6,5 млрд. рублей для обеспечения ввода в действие автомобильных дорог протяженностью 56 тыс. километров, в том числе 5 тыс. километров автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения. Обеспечить в счет общего количества вводимых в действие автомобильных дорог по РСФСР ввод в действие автомобильных дорог общего пользования протяженностью не менее 18 тыс. километров в Нечерноземной зоне РСФСР.
Осуществить в 1981-1990 годах строительство и реконструкцию важнейших магистральных автомобильных дорог согласно приложению N 1.
Министерству транспортного строительства обеспечить выполнение в 1981-1985 годах по генеральным подрядным договорам работ по строительству и реконструкции указанных в приложении N 1 автомобильных дорог в объеме 630 млн. рублей.
3. Установить, что:
а) в государственных планах экономического и социального развития СССР капитальные вложения на строительство и реконструкцию и материально-технические ресурсы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования предусматриваются отдельной строкой;
б) целевые средства, предназначенные на финансирование затрат на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, предусматриваются в государственных планах экономического и социального развития СССР в полном объеме и не могут быть направлены на цели, не связанные с выполнением этих работ;
в) финансирование затрат на строительство и реконструкцию автомобильных дорог начиная с 1 января 1981 года осуществляется:
общегосударственного и республиканского значения за счет ассигнований из государственного бюджета и двухпроцентных отчислений от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта;
местных (включая областные) за счет средств колхозов, предприятий и хозяйственных организаций, привлекаемых в установленном порядке к участию в дорожных работах;
г) финансирование затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог начиная с 1 января 1981 года осуществляется:
общегосударственного и республиканского значения за счет ассигнований из государственного бюджета;
местных (включая областные) за счет ассигнований из государственного бюджета и средств колхозов, предприятий и хозяйственных организаций, привлекаемых в установленном порядке к участию в дорожных работах.
4. Выделить в распоряжение Советов Министров союзных республик на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования основные материалы согласно приложению N 2 и на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание этих дорог основные машины и механизмы согласно приложению N 3.
5. Госплану СССР и Совету Министров РСФСР рассмотреть с участием Советов Министров других союзных республик вопросы о возложении на Министерство автомобильных дорог РСФСР координации деятельности органов управления дорожным хозяйством союзных республик в части ремонта и содержания автомобильных дорог и о создании для этих целей координационного совета при указанном Министерстве. Соответствующие предложения представить в установленном порядке в первом полугодии 1980 года.
6. В связи с изменением в соответствии с настоящим постановлением порядка планирования и материально-технического обеспечения строительства автомобильных дорог увеличить численность центрального аппарата Госплана СССР (для отдела транспорта) на 7 единиц и Госснаба СССР на 5 единиц с соответствующим увеличением этим комитетам фондов заработной платы.
7. Утвердить мероприятия по улучшению организации и материально-технического обеспечения строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог согласно приложению N 4.
8. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов считать одной из важнейших задач осуществление комплексных мер по мобилизации внутренних резервов для ускорения строительства и ввода в действие автомобильных дорог за счет концентрации имеющихся материальных и финансовых ресурсов, совершенствования технологии и организации производства. Обратить внимание на повышение качества дорожного строительства, улучшение организации ремонта и содержания дорог, развитие производственно-технической базы дорожных организаций, укрепление их кадрами рабочих и специалистов. Добиваться широкого внедрения современных технологических приемов и методов организации труда, распространения на дорожных работах бригадного подряда и других прогрессивных форм организации труда.
Секретарь
Центрального Комитета КПСС
Л.Брежнев
Председатель
Совета Министров СССР
А.Косыгин
ПЕРЕЧЕНЬ
важнейших магистральных автомобильных дорог, подлежащих строительству и реконструкции в 1981-1990 годах
(километров) | |||
Общая протяженность | Подлежит строительству и реконструкции в 1981-1990 годах | В том числе в 1981-1985 годах | |
Москва - Харьков - Симферополь | 1411 | 1372 | 327 |
Москва - Минск - Брест | 1020 | 818 | 270 |
Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск | 1452 | 314 | 159 |
Москва - Горький - Казань - Ижевск - Свердловск - Тюмень - Омск | 2598 | 530 | 272 |
Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск | 1306 | 586 | 142 |
Москва - Ленинград - Выборг - Торфяновка | 869 | 784 | 79 |
Москва - Рига | 890 | 444 | 176 |
Свердловск - Челябинск - Кустанай - Караганда - Алма-Ата | 2415 | 234 | 96 |
Алма-Ата - Фрунзе - Ташкент - Термез | 1501 | 353 | 61 |
Челябинск - Омск - Новосибирск | 1563 | 603 | 238 |
Новосибирск - Кемерово - Красноярск | 1789 | 358 | 67 |
Чита - Хабаровск | 2226 | 1430 | 300 |
Хабаровск - Находка | 840 | 606 | 101 |
ВЕДОМОСТЬ
основных материалов, подлежащих выделению в распоряжение Советов Министров союзных республик на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в 1981-1985 годах
(тыс. тонн) | ||||||
1981-1985 годы - | В том числе | |||||
всего | 1981 год | 1982 год | 1983 год | 1984 год | 1985 год | |
Нефтебитум | 6800 | 1260 | 1310 | 1360 | 1410 | 1460 |
в том числе РСФСР | 4100 | 760 | 790 | 820 | 850 | 880 |
Цемент | 8500 | 1580 | 1640 | 1700 | 1760 | 1820 |
в том числе РСФСР | 5100 | 950 | 980 | 1020 | 1060 | 1090 |
Прокат черных металлов | 1300 | 240 | 250 | 260 | 270 | 280 |
в том числе РСФСР | 780 | 140 | 150 | 160 | 160 | 170 |
ВЕДОМОСТЬ
основных машин и механизмов, подлежащих выделению в распоряжение Советов Министров союзных республик на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в 1981-1985 годах
(штук) | ||||||
1981-1985 | В том числе | |||||
годы - всего | 1981 год | 1982 год | 1983 год | 1984 год | 1985 год | |
Бульдозеры | 6700 | 1240 | 1290 | 1340 | 1390 | 1440 |
в том числе РСФСР | 4000 | 740 | 770 | 800 | 830 | 860 |
Скреперы | 2200 | 410 | 420 | 440 | 460 | 470 |
в том числе РСФСР | 1300 | 245 | 250 | 265 | 265 | 275 |
Автогрейдеры | 9100 | 1690 | 1750 | 1820 | 1880 | 1960 |
в том числе РСФСР | 5500 | 1010 | 1050 | 1090 | 1130 | 1220 |
Экскаваторы | 4000 | 740 | 770 | 800 | 830 | 860 |
в том числе РСФСР | 2400 | 445 | 460 | 480 | 500 | 515 |