Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 12 июля 1985 года N 669


О широком распространении новых методов хозяйствования и усилении их воздействия на ускорение научно-технического прогресса

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что экономический эксперимент по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и усилению их ответственности за результаты работы показал свою жизненность, выявил большие возможности для повышения эффективности производства, качества продукции, улучшения результатов работы трудовых коллективов.

Производственные объединения (предприятия) министерств, участвующих в экономическом эксперименте, перевыполнили в 1984 году установленные задания по объему производства, росту производительности труда, прибыли, снижению себестоимости, выпуску продукции высокого качества. При этом весь прирост производства достигнут без увеличения, а в ряде случаев - при сокращении численности работников. Значительно улучшилось выполнение обязательств по поставкам продукции в соответствии с договорами. Хорошо работающие трудовые коллективы получили более широкие возможности для материального поощрения своих работников, лучшего удовлетворения потребностей трудящихся в жилье, детских дошкольных учреждениях и пионерских лагерях, для решения других социальных вопросов. Возросла роль фонда развития производства в техническом перевооружении. Положительных результатов добиваются также производственные объединения (предприятия) и министерства, переведенные на новые условия хозяйствования с начала 1985 года.

Внедрение в практику новых методов хозяйствования, прошедших проверку в ходе проведения экономического эксперимента, представляет собой важный шаг на пути создания целостной системы управления народным хозяйством, обеспечивающей в органическом единстве улучшение планирования, усиление действенности экономических рычагов и стимулов, совершенствование организационной структуры управления.

Вместе с тем Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что меры по улучшению хозяйствования, заложенные в экономическом эксперименте, осуществляются недостаточно эффективно. Медленно перестраивают стиль и методы работы министерства и ведомства, всесоюзные промышленные объединения, что зачастую сковывает хозяйственную инициативу трудовых коллективов.

До производственных объединений (предприятий) доводятся многочисленные утверждаемые и расчетные показатели, не предусмотренные условиями эксперимента.

Хозяйственный механизм еще не должным образом воздействует на ускорение научно-технического прогресса, увеличение производства высококачественной продукции, соответствующей современным научно-техническим достижениям. Предприятия не несут необходимой экономической ответственности за выпуск морально устаревшей продукции.

Требуют существенного улучшения порядок использования фонда развития производства, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также система поощрения работников.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

По усилению воздействия хозяйственного механизма на ускорение научно-технического прогресса


1. Считать необходимым обеспечить дальнейшее совершенствование новых методов хозяйствования, и прежде всего в направлении усиления воздействия хозяйственного механизма на ускорение научно-технического прогресса, повышение качества продукции, на создание подлинной заинтересованности в этом трудовых коллективов производственных объединений (предприятий), всех звеньев народного хозяйства, активно используя возможности планирования, стимулирования, ценообразования и других экономических рычагов.

2. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при подготовке проектов планов исходить из того, что показатели ускорения научно-технического прогресса должны быть органической частью всех разделов государственного плана, стать его основой, имея в виду обеспечить переход к принципиально новой технике и технологическим системам для достижения наивысшей эффективности производства и перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

3. Госплану СССР в целях своевременной подготовки производства к выпуску нужной народному хозяйству продукции, новых высокоэффективных изделий доводить до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик в предварительном порядке до 10 августа года, предшествующего планируемому, задания по производству продукции в натуральном выражении и до 1 сентября - фонды на материально-технические ресурсы по широкой номенклатуре.

Установить, что задания по изготовлению опытных образцов и освоению серийного производства основных видов новой техники включаются в план производства продукции в натуральном выражении.

4. Для более полного учета работ по созданию новой техники при оценке конечных результатов хозяйственной деятельности производственных объединений (предприятий) и в целях повышения их ответственности и заинтересованности в своевременном проведении этих работ установить, что начиная с 1986 года производственные объединения (предприятия) включают в объем реализуемой продукции стоимость работ по освоению в производстве новой техники, оплаченных за счет выделенных им средств единого фонда развития науки и техники. Невыполнение предусмотренных планом заданий по освоению в производстве изделий новой техники, финансируемых за счет указанных средств, учитывается при оценке выполнения плана реализации продукции исходя из обязательств по поставкам в соответствии с заключенными договорами (заказами).

5. Государственному комитету СССР по стандартам, Государственному комитету СССР по науке и технике, министерствам и ведомствам принять меры к улучшению работы по аттестации продукции с тем, чтобы аттестация стала действенным рычагом управления научно-техническим прогрессом, основой для объективной оценки технического уровня и качества выпускаемой продукции и стимулирования их роста.

Признать необходимым повысить роль аттестационных комиссий в оценке технического уровня и качества продукции, ее соответствия лучшим мировым и отечественным образцам.

Усилить роль государственных и отраслевых стандартов в создании и серийном производстве машин, оборудования, приборов, материалов и другой продукции, отвечающих по своим технико-экономическим и эксплуатационным показателям высшим мировым достижениям.

Государственному комитету СССР по стандартам, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в разрабатываемых стандартах требования, обеспечивающие наиболее прогрессивные технические и технологические решения, и на их основе ориентировать трудовые коллективы на широкое использование перспективных материалов и комплектующих изделий, на достижение высоких результатов в работе по повышению качества и надежности изделий.

6. Для усиления воздействия цен на ускорение совершенствования техники и расширение выпуска высокоэффективной продукции установить, что по продукции производственно-технического назначения, соответствующей высшей категории качества, в зависимости от ее экономической эффективности применяется надбавка к оптовой цене в размере до 30 процентов. Указанная надбавка сохраняется, если этой продукции при последующих аттестациях вновь присваивается высшая категория качества.

На продукцию производственно-технического назначения, отнесенную при аттестации к первой категории качества, применяется скидка с оптовой цены в первый год в размере 5 процентов, во второй год - 10 процентов, в третий год - 15 процентов. Если при второй аттестации эта продукция не будет отнесена к высшей категории качества, она должна быть снята с производства. С разрешения Госплана СССР и Госснаба СССР выпуск ее может быть сохранен до двух лет с применением 30-процентной скидки.

Сумма скидок с оптовых цен направляется производственными объединениями (предприятиями) - изготовителями в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности производственного объединения (предприятия), а продукция планируется и реализуется по ценам без применения скидок.

Установить, что средства в размере до 70 процентов суммы скидок возмещаются за счет фонда материального поощрения. При этом указанный фонд может быть уменьшен не более чем на 20 процентов его планового размера.

К запасным частям и комплектам, выпускаемым для снятой с производства продукции, а также продукции, поставляемой на экспорт, скидки с оптовых цен не применяются.

Порядок применения надбавок и скидок, предусмотренный настоящим постановлением, вводится при аттестации продукции начиная с 1986 года.

7. Министерствам и ведомствам, производственным объединениям (предприятиям) разработать и осуществить в двенадцатой пятилетке дополнительные меры по повышению конкурентоспособности на внешнем рынке отечественной продукции, и в первую очередь машин, оборудования, приборов и аппаратуры.

При поставке на экспорт на свободно конвертируемую валюту машин, оборудования, приборов и запасных частей к ним (с эффективностью экспорта больше единицы) ввести начиная с 1986 года на эти изделия дополнительные поощрительные надбавки к оптовым ценам в размере до 20 процентов.

Министерствам-изготовителям продукции, поставляемой на экспорт, а также комплектующих изделий, сырья и материалов для этой продукции разработать и утвердить в 1985 году отраслевые научно-технические программы по повышению эффективности, технического уровня, качества и надежности экспортируемой продукции.

8. В целях более рационального использования отчислений в иностранной валюте за поставку продукции на экспорт производственным объединениям (предприятиям) направлять поступающие им отчисления в основном:

на проведение мероприятий по совершенствованию производства, улучшению качества и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции;

на укрепление и развитие научно-технической базы производства, совершенствование технологии, на приобретение оборудования и аппаратуры для медико-санитарных частей;

на поощрение производственных объединений (предприятий) и организаций-смежников, осуществляющих разработку и поставку необходимых комплектующих узлов и деталей для экспортной продукции.

Запретить изъятие и ограничения в использовании в установленном порядке валютных отчислений, полученных производственными объединениями (предприятиями) в результате поставки продукции на экспорт.

9. Для расширения возможностей производственных объединений (предприятий), работающих в новых условиях хозяйствования, в проведении мероприятий по обновлению основных производственных фондов за счет собственных средств и кредитов банков предоставить право руководителям производственных объединений (предприятий) использовать с согласия трудовых коллективов средства фонда развития производства:

на финансирование затрат по техническому перевооружению, а также реконструкции действующих предприятий и производств;

на затраты по подготовке выпуска новой техники и внедрению прогрессивных технологических процессов;

на проведение мероприятий по устранению узких мест в основном и вспомогательном производствах, расширению выпуска товаров народного потребления, повышению качества продукции, росту производительности труда, снижению себестоимости продукции.

Разрешить руководителям производственных объединений (предприятий) перераспределять средства фонда развития производства и единого фонда развития науки и техники, выделенные в их распоряжение, между указанными фондами.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить неукоснительное соблюдение предоставленных производственным объединениям (предприятиям) прав в области использования средств фонда развития производства.

10. Установить, что фонд развития производства образуется по стабильным на пятилетие нормативам в зависимости от уровня использования основных производственных фондов и результатов хозяйственной деятельности производственных объединений (предприятий).

Средства фонда развития производства могут накапливаться производственными объединениями (предприятиями) для осуществления необходимых мероприятий в последующие плановые периоды. Указанные средства хранятся и используются в учреждениях банков, которые осуществляют финансирование капитального строительства. Временно свободные средства этого фонда используются банками в качестве ресурсов для выдачи кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию производства.

Установить, что за использование средств фонда развития производства производственных объединений (предприятий) банк выплачивает им проценты.

11. Стройбанку СССР и Госбанку СССР при недостаточности средств, фонда развития производства предоставлять в пределах плана долгосрочного кредитования производственным объединениям (предприятиям) кредиты:

на плановые затраты, связанные с проведением мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции, при условии окупаемости капитальных вложений в пределах среднеотраслевых нормативов. Погашение кредитов банков осуществлять за счет средств фонда развития производства или за счет прибыли, остающейся в распоряжении производственного объединения (предприятия);

на проведение высокоэффективных мероприятий по техническому перевооружению (потребность в которых возникает в ходе выполнения плана) сверх лимита государственных капитальных вложений при условии окупаемости затрат (с учетом специфики отраслей) в срок до пяти лет.

12. Средства фонда развития производства используются производственными объединениями (предприятиями) самостоятельно.

Производственные объединения (предприятия) разрабатывают и утверждают планы технического перевооружения производства, намечаемого к осуществлению за счет средств указанного фонда. В планы технического перевооружения включаются в первую очередь такие мероприятия, которые обеспечивают ускорение темпов замены устаревших производственных фондов и проведение работ в сжатые сроки. При этом не должна допускаться под видом технического перевооружения простая замена оборудования.

Производственные объединения (предприятия) представляют соответствующим министерствам (ведомствам) данные об объемах капитальных вложений (в том числе на строительно-монтажные работы) на техническое перевооружение и предложения об объемах подрядных работ, необходимых для его осуществления, а также сводные технико-экономические показатели, характеризующие их эффективность.

Министерства учитывают указанные капитальные вложения в полном объеме как нецентрализованные и представляют их вместе с проектами планов централизованных капитальных вложений в Госплан СССР для учета при подготовке проектов планов.

13. Установить, что проектно-сметная документация и титульные списки на техническое перевооружение, осуществляемое за счет средств фонда развития производства и кредитов, разрабатываются производственными объединениями (предприятиями) самостоятельно и утверждаются их руководителями.

При сметной стоимости мероприятий, предусмотренных планом технического перевооружения, по предприятиям отраслей тяжелой промышленности в размере 4 млн. рублей и выше, а по предприятиям других отраслей промышленности - 2,5 млн. рублей и выше министерства и ведомства рассматривают планы технического перевооружения производственных объединений (предприятий), оценивают их качество, эффективность, своевременность и возможность осуществления в намечаемые сроки, а также соответствие предусмотренных в них заданий общему направлению развития отрасли (подотрасли, производства) и принимают соответствующие решения.

Производственные объединения (предприятия) для финансирования мероприятий по техническому перевооружению за счет средств фонда развития производства представляют учреждениям банков выписку из плана технического перевооружения на планируемый год и утвержденные сметы на отдельные виды работ и затрат, а при получении кредита - кроме того, расчеты экономической эффективности намечаемых мероприятий.

14. Повысить роль фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в решении задач социального развития трудовых коллективов производственных объединений (предприятий), работающих в новых условиях хозяйствования, имея в виду, что в течение двенадцатой пятилетки по мере создания необходимых предпосылок средства этого фонда должны стать для действующих производственных объединений (предприятий) одним из основных источников финансирования строительства жилых домов, детских учреждений, профилакториев, пионерских лагерей и других объектов непроизводственного назначения. Установить, что централизованные источники финансирования строительства объектов непроизводственного назначения должны предусматриваться в планах министерств и ведомств для обеспечения потребностей трудовых коллективов вновь вводимых в действие и расширяемых предприятий, а также для оказания помощи в строительстве этих объектов отдельным предприятиям и организациям.

Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС и другими заинтересованными ведомствами разработать и утвердить в 3-месячный срок типовое положение о порядке образования и использования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства на двенадцатую пятилетку, предусмотрев в нем рекомендации трудовым коллективам производственных объединений (предприятий) по увеличению доли средств этого фонда, направляемых на строительство жилых домов и объектов социального и культурно-бытового назначения.

Строительство объектов непроизводственного назначения, осуществляемое за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, обеспечивается лимитами капитальных вложений в порядке, установленном настоящим постановлением в отношении средств фонда развития производства.

Исполкомам Советов народных депутатов обеспечивать в первоочередном порядке отвод земельных участков и включение в планы работ подведомственных организаций заданий по проектированию и строительству жилых домов и детских учреждений, осуществляемых за счет средств производственных объединений (предприятий).

15. Установить, что работы по техническому перевооружению и реконструкции действующих производственных объединений (предприятий) и по строительству жилых домов и других объектов непроизводственного назначения за счет средств фонда развития производства и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства должны осуществляться как подрядным, так и хозяйственным способами.

Госплану СССР, Советам Министров союзных республик, строительным министерствам и министерствам и ведомствам - заказчикам при разработке проектов планов капитального строительства обеспечивать первоочередное включение в них работ по техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий, а также строительству объектов непроизводственного назначения, осуществляемому за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

16. В целях улучшения материально-технического обеспечения мероприятий, осуществляемых за счет средств фонда развития производства, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и кредитов банков, установить, что разработка планов материально-технического снабжения Госпланом СССР, Госснабом СССР, министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик должна начинаться с первоочередного рассмотрения и обеспечения в полном объеме потребности в материально-технических ресурсах работ по техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий и строительству объектов непроизводственного назначения за счет средств этих фондов и кредитов банков. Предложения министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик об объемах капитальных вложений на новое строительство и об обеспечении потребности в оборудовании и других материальных ресурсах для этого строительства должны рассматриваться только после удовлетворения заявок производственных объединений (предприятий) на указанные ресурсы для технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий.

17. Установить, что начиная с 1987 года обеспечение материально-техническими ресурсами (за исключением именникового и импортного оборудования) работ, выполняемых хозяйственным способом за счет средств фонда развития производства, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и кредитов банков, осуществляется непосредственно территориальными органами Госснаба СССР по заказам производственных объединений (предприятий) в соответствии с проектной документацией.

Госснабу СССР через его территориальные органы определять потребность указанных объединений (предприятий) в оборудовании и материальных ресурсах для этих работ и в установленные сроки представлять соответствующие данные Госплану СССР. Госплану СССР предусматривать в проектах планов выделение Госснабу СССР материальных ресурсов, необходимых для обеспечения этой потребности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»