Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 1987 года N 824

О совершенствовании деятельности республиканских органов управления

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Реализация курса КПСС на ускорение социально-экономического развития страны, наиболее полное использование преимуществ социалистической системы хозяйствования, демократизацию и обновление всех сторон жизни советского общества требует существенного повышения уровня работы республиканских органов управления. Перестройка управления, радикальная реформа хозяйственного механизма должны быть направлены, как подчеркивалось на июньском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС, на обеспечение органического сочетания общегосударственных интересов с интересами трудовых коллективов и территорий.

В период после XXVII съезда КПСС значительно расширены полномочия Советов Министров союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов по обеспечению комплексного развития экономики и социальной сферы. Осуществляются меры по углублению демократических начал в управлении хозяйством республик. Особую роль в этом отношении играют переход на экономические методы управления и усиление хозяйственной самостоятельности основного звена - предприятий и объединений, перевод их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

Вместе с тем права республиканских и местных органов используются ими не в полной мере. В работе республиканских и местных органов, являющихся неотъемлемой частью системы управления единым народнохозяйственным комплексом страны, нередко превалируют местнические интересы. Еще не отработан механизм взаимодействия территориальных органов управления с министерствами и ведомствами СССР, с центральными экономическими органами страны. В то же время некоторые центральные учреждения слабо опираются в решении своих задач на территориальные звенья управления.

Сохраняется приверженность к административным методам руководства, сложившимся в условиях экстенсивного развития экономики. В организации управления в союзных республиках не учитывается возрастающая роль социальных факторов, что не позволяет связать воедино процессы производственного и социального развития. Крупным недостатком является нарушение комплексности развития регионов, приводящее в ряде случаев к серьезным перекосам в решении производственных и социальных задач, отставанию в развитии материальной базы социальной сферы.

Медленно совершенствуются организационные структуры управления. В республиках непомерно разросся аппарат управления, неоправданно большим является количество республиканских органов, усложнена их структура. Только в союзных республиках функционирует свыше восьмисот союзно-республиканских и республиканских министерств и ведомств. Все они имеют свои органы на местах, многие из которых работают неэффективно и не оказывают необходимого воздействия на улучшение положения дел. Управление в республиках организовано однотипно, не учитывает масштабов и специфики республики, края, области, копируя, как правило, структуру управления, сложившуюся в центре. В некоторых союзных республиках неоправданно раздроблено административно-территориальное деление.

Многоступенчатость системы управления, дублирование в работе зачастую приводят к мелочной опеке предприятий. Тем самым сковывается творческая инициатива трудовых коллективов.

В целях совершенствования деятельности республиканских и местных органов управления, повышения уровня и эффективности их работы в соответствии с возросшими требованиями современного этапа социально-экономического развития страны Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. ЦК компартий и Советам Министров союзных республик, руководствуясь решениями XXVII съезда партии и июньского (1987 года) Пленума ЦК КПСС о радикальной реформе управления экономикой, осуществить коренную перестройку работы республиканских и местных органов управления, ускорить переход к системе руководства, обеспечивающего более динамичное наращивание научно-технического и экономического потенциала регионов, увеличение вклада каждой республики в развитие единого народнохозяйственного комплекса страны, проведение в жизнь сильной социальной политики партии.

Рассматривать перестройку управления - переход к преимущественно экономическим методам руководства и современным организационным структурам управления в качестве первоочередной социально-политической и хозяйственной задачи. Завершить перестройку в основном в 1988 году, с тем чтобы войти в новую пятилетку с отлаженным хозяйственным механизмом.

В указанной работе исходить из того, что каждый орган управления в республиках и на местах призван создавать наиболее благоприятные условия для высокопроизводительной деятельности всех трудовых коллективов, обеспечивать неукоснительное претворение в жизнь Закона СССР о государственном предприятии (объединении).



ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

2. В целях обеспечения более четкого и эффективного взаимодействия общесоюзных, союзно-республиканских, республиканских и местных органов управления, повышения уровня руководства и лучшего сочетания отраслевого и территориального управления народным хозяйством союзных республик признать необходимым пересмотреть и упорядочить состав и функции республиканских и местных органов, привести организационные структуры управления в полное соответствие с возросшей ролью союзных республик, местных Советов народных депутатов и новыми экономическими методами хозяйствования.

При проведении этой работы исходить из следующих основных принципов:



в области организации взаимодействия республиканских, местных и союзных органов управления

3. Советы Министров союзных республик, будучи высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти союзных республик, обеспечивают всестороннее развитие производительных сил, комплексное решение экономических и социальных задач на территории республик, несут ответственность за состояние и развитие их народного хозяйства.

В целях создания лучших условий для выполнения Советами Министров союзных республик указанных функций признать необходимым:

перейти к разработке комплексных планов экономического и социального развития союзных и автономных республик, краев, областей и крупных городов, которые должны охватывать развитие всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на соответствующей территории, независимо от их ведомственной подчиненности;

доводить начиная с 1988 года до Советов Министров союзных республик централизованно выделяемые материальные ресурсы, лимиты капитальных вложений и строительно-монтажных работ на развитие республиканского хозяйства в целом по республике без распределения по отраслям и направлениям, сохранив целевое выделение средств и ресурсов на развитие агропромышленного комплекса, республиканских строительных министерств или госстроев союзных республик.

Установить, что Советы Министров союзных республик объединяют и направляют работу республиканских и союзно-республиканских министерств и ведомств союзных республик, а также осуществляют совместно с общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами и ведомствами СССР меры по повышению эффективности работы расположенных на территории союзной республики предприятий, объединений и организаций союзного подчинения, координируют и контролируют их деятельность по вопросам, относящимся к ведению союзной республики.

Общесоюзные и союзно-республиканские министерства и ведомства СССР обязаны координировать свою деятельность на территории республики с Советом Министров союзной республики, принимать все необходимые меры к комплексному развитию хозяйства на ее территории.

4. Для обеспечения четкого распределения функций между общесоюзными, союзно-республиканскими и республиканскими органами управления, эффективного их взаимодействия в решении хозяйственных и социальных задач установить, что:

а) общесоюзные министерства и ведомства осуществляют непосредственное руководство подведомственными им предприятиями, объединениями и организациями союзного подчинения, расположенными на территории республики. В процессе разработки планов, а также в ходе их выполнения они учитывают предложения Советов Министров союзных республик, направленные на обеспечение комплексного развития республик и регионов, вовлечение в хозяйственный оборот имеющихся на местах резервов, четкое взаимодействие всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории республики;

б) союзно-республиканские министерства и ведомства СССР руководят соответствующими отраслями и сферами деятельности в союзных республиках через органы союзных республик, подчиненные Совету Министров союзной республики и союзно-республиканскому министерству или ведомству СССР. Они осуществляют также непосредственное руководство отдельными предприятиями, объединениями и организациями союзного подчинения, находящимися на территории республики;

в) республиканские и местные органы управления осуществляют по отношению к расположенным на соответствующей территории предприятиям, объединениям и организациям:

союзного подчинения - координацию деятельности указанных предприятий, объединений, организаций с целью повышения эффективности хозяйствования, достижения высоких конечных результатов производства, укрепляя на этой основе республиканские и местные бюджеты. При этом особое внимание должно уделяться координации деятельности предприятий, объединений и организаций союзного подчинения в области развития социальной сферы, строительства, производства товаров народного потребления, социально-культурного и бытового обслуживания населения, использования трудовых ресурсов, местных видов сырья и материалов, вторичных ресурсов, охраны природы, землепользования;

республиканского и местного подчинения - непосредственное руководство работой предприятий, объединений и организаций, связанной с развитием производства и его обновлением на современной технической базе с целью более полного удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства в продукции и повышения ее качества, формированием и совершенствованием социальной сферы, перестройкой системы управления с учетом расширения хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, перевода их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

5. Повысить ответственность и заинтересованность Советов Министров союзных и автономных республик, местных органов управления в эффективной работе всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на соответствующей территории. В этих целях осуществить перестройку территориального финансово-бюджетного планирования, обеспечить переход к экономическим методам управления финансами регионов, положив в их основу долговременные стабильные экономические нормативы, устанавливающие зависимость бюджетов местных Советов народных депутатов от результатов хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций, расположенных на соответствующей территории.

Признать необходимым, чтобы предприятия, объединения и организации всех министерств и ведомств - общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских:

участвовали в формировании доходов местных бюджетов, предназначенных на финансирование развития инфраструктуры и благоустройства территорий;

вносили в местные бюджеты по долговременным стабильным экономическим нормативам часть платы за используемые трудовые и природные ресурсы, а также всю сумму штрафов за загрязнение окружающей среды.

Установить прямую зависимость доходов местных бюджетов от налога с оборота, поступающего от производства на соответствующей территории товаров народного потребления, и выполнения плана розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли.

Возложить на местные Советы народных депутатов финансирование за счет своих бюджетов строительства новых предприятий местного подчинения, развития региональной производственной и социальной инфраструктуры и других мероприятий регионального значения.

Советам Министров союзных республик принять участие в разработке совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР перечня решаемых за счет средств бюджетов союзных республик и местных органов региональных задач по развитию производственной и социальной инфраструктуры и порядка формирования ресурсов, направляемых на эти цели.

6. Советы Министров союзных республик обязаны последовательно проводить линию на кардинальное улучшение внешнеэкономической деятельности республиканских и союзно-республиканских министерств и ведомств союзных республик, а также расположенных на их территории предприятий, объединений и организаций союзного подчинения, оказывать им всяческое содействие в развитии экспортной базы и повышении конкурентоспособности продукции, расширении производства товаров и изделий для экспорта и замещения нерационального импорта. Они должны принимать меры к совершенствованию форм сотрудничества с зарубежными странами, к ускорению перехода от преимущественно торговых связей к глубокой специализации производства, производственной и научно-технической кооперации на основе широкого применения прямых связей и других новых прогрессивных форм хозяйственного взаимодействия предприятий, объединений и организаций с зарубежными партнерами, в первую очередь с предприятиями, объединениями и организациями социалистических стран.

В целях повышения эффективности внешнеэкономических связей Советы Министров союзных республик должны активно внедрять экономические методы управления, добиваться всемерного развития и укрепления во внешнеэкономической деятельности хозяйственного расчета, договорных отношений, принципов валютного самофинансирования и самоокупаемости, обеспечивать рациональное использование валютных средств.



в области промышленности

7. Сосредоточить руководство предприятиями (объединениями) тяжелой промышленности и геологоразведочными работами в основном в общесоюзных органах управления. В связи с этим упразднить имеющиеся в союзных республиках союзно-республиканские органы управления такими отраслями тяжелой промышленности, как энергетика и электрификация, угольная промышленность, черная и цветная металлургия, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, а также геология, передав предприятия, объединения и организации этих отраслей из республиканского в союзное подчинение.

8. Сконцентрировать внимание Советов Министров союзных и автономных республик, республиканских и местных органов управления на решении задач, связанных с непосредственным удовлетворением нужд населения, и прежде всего в товарах народного потребления, повышении их качества. В связи с этим сосредоточить руководство предприятиями, объединениями и организациями соответствующих отраслей, как правило, в республиканских и местных органах управления.

Осуществить передачу предприятий и объединений союзного подчинения, выпускающих товары, потребляемые в основном внутри республики, в республиканское подчинение, а также части предприятий и объединений республиканского подчинения - в местное подчинение.

В целях неукоснительного выполнения заданий Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 годы, ускорения насыщения рынка разнообразными товарами высокого качества и более полного удовлетворения потребностей населения в услугах Советы Министров союзных и автономных республик и исполкомы местных Советов народных депутатов, используя предоставленные им права, привлекают к активному участию в производстве товаров народного потребления и оказании платных услуг населению все предприятия, объединения и организации, независимо от их ведомственной подчиненности, кооперативные предприятия, руководствуясь задачей достижения полной сбалансированности денежных доходов и расходов населения в регионе. При этом они должны всемерно способствовать расширению рационального обмена указанными товарами с другими регионами, а также экономически обоснованному обмену товарами со странами - членами СЭВ, развитию прибрежной и приграничной торговли.

Местным Советам народных депутатов в случае принятия решений, обязывающих расположенные на территории предприятия, объединения и организации выполнять работы (услуги), не предусмотренные их планами, обеспечивать заключение хозяйственных договоров и возмещение затрат теми предприятиями, объединениями и организациями, для которых выполняются эти работы (услуги).

9. Учитывая, что предприятия, объединения и организации различных министерств и ведомств, расположенные на одной территории, имеют общие интересы в развитии производственной и социальной инфраструктуры, решении научно-технических проблем, бесперебойном снабжении продукцией межотраслевого назначения, считать необходимым повысить роль Советов Министров союзных и автономных республик и исполкомов местных Советов народных депутатов в координации решения указанных задач.

В этих целях Советы Министров союзных и автономных республик и исполкомы местных Советов народных депутатов принимают меры к развитию кооперации между предприятиями, объединениями и организациями различных отраслей, расположенными на соответствующей территории, объединению их усилий для:

совместного выполнения работ, связанных с реконструкцией и техническим перевооружением производства, ускорением научно-технического прогресса, повышением качества продукции, развитием производства товаров народного потребления и оказанием услуг населению;

создания межотраслевых производств, вычислительных центров коллективного пользования, ремонтных, строительных и других предприятий на межхозяйственной основе, кооперирования предприятий в целях лучшего использования уникального оборудования и вторичных ресурсов;

сооружения и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры и социально-культурного назначения.



в области агропромышленного комплекса

10. Установить, что Советы Министров союзных и автономных республик, республиканские государственные агропромышленные комитеты и агропромышленные комитеты краев и областей несут всю полноту ответственности за наращивание производства сельскохозяйственной продукции и удовлетворение потребностей населения в продовольственных товарах за счет наиболее полного использования местных возможностей, обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины поставок продовольствия в общесоюзный и республиканский фонды, решение проблемы транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственного сырья.

Обеспечить дальнейшее совершенствование отраслевой и территориально-производственной структуры агропромышленного комплекса, завершить работу по упорядочению его организационной структуры.

11. Продолжить работу по дальнейшему развитию и углублению производственных и экономических связей внутри агропромышленного комплекса, широко используя принципы межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, взаимной заинтересованности и ответственности коллективов за конечные результаты хозяйствования.

Местные органы управления, агропромышленные комитеты обязаны использовать все рычаги и средства нового хозяйственного механизма для укрепления и расширения продовольственной базы своих регионов, возросшую заинтересованность хозяйств в наращивании производства продукции.

Обеспечить последовательный перевод всех производственных подразделений сельскохозяйственных, перерабатывающих и других предприятий агропромышленного комплекса на условия коллективного и семейного подряда, полного хозяйственного расчета, исходя из того, что они являются важнейшими факторами повышения эффективности и роста производства продукции, усиливают заинтересованность каждого работника в конечных результатах. Полнее использовать возможности подсобных сельских хозяйств предприятий, объединений и организаций, садово-огороднических кооперативов и личных подсобных хозяйств граждан.

На основе использования опыта работы новых типов формирований - агропромышленных комбинатов, агрофирм, районных агропромышленных объединений, производственных систем и других - нацелить деятельность районного звена управления на создание необходимых организационных и экономических условий для эффективной работы колхозов, совхозов, перерабатывающих предприятий, а также обслуживающих сельское хозяйство предприятий и организаций для лучшего использования земли, основных фондов, трудовых ресурсов и сырья и безусловного выполнения государственных заказов.



в области строительства

12. Советы Министров союзных республик несут в условиях новой структуры управления строительным комплексом полную ответственность за состояние строительства и выполнение государственных планов ввода в действие производственных мощностей, основных фондов и объектов социальной сферы на всей территории республики, а также за эффективность деятельности проектных и строительных организаций.

13. Установить, что производственная программа подрядных строительных организаций союзных республик формируется:

а) по объектам союзного подчинения (за исключением объектов, строящихся подрядными организациями агропромышленного комплекса) - Госпланом СССР и Госстроем СССР с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»