Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 1983 года N 814

     

О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



Центральный Комитет КПСС и Совет Министров CCCР отмечают, что благодаря постоянному, неослабному вниманию Коммунистической партии Советского Союза к развитию науки и техники наша страна в исторически короткий срок вышла на передовые рубежи прогресса, стала могущественной индустриальной державой, располагающей мощным научно-техническим потенциалом.

В соответствии с выработанным XXV и XXVI съездами КПСС курсом на всестороннюю интенсификацию общественного производства существенно возросли масштабы использования в народном хозяйстве достижений науки и техники. Отечественная наука оказывает значительное влияние на повышение материального благосостояния и культуры советского народа, укрепление экономического и оборонного могущества нашей Родины. Расширяется научно-техническое сотрудничество со странами социалистического содружества.

Вместе с тем организация этой работы в стране еще не в полной мере отвечает поставленной партией задаче соединения на деле преимуществ нашего социалистического строя с достижениями научно-технической революции. Данный вопрос в настоящее время приобретает особо актуальное значение в силу того, что развитие науки и техники стало одним из главных направлений соревнования между социалистической и капиталистической системами.

Министерства, ведомства, Академия наук СССР и Государственный комитет СССР по науке и технике не проявляют должной настойчивости в осуществлении единой научно-технической политики. Во многих министерствах и ведомствах, в объединениях и на предприятиях низка ответственность за технический уровень производства и качество выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности, слабо используются разработки институтов Академии наук СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий наук, потенциал отраслевых научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских, технологических организаций и высших учебных заведений.

Результаты значительной части законченных исследовательских работ не находят широкого и быстрого применения в народном хозяйстве. Качество отдельных видов продукции не соответствует современному уровню. Неоправданно растягиваются сроки разработки и освоения новых видов техники и технологии. Нуждается в дальнейшем совершенствовании система аттестации промышленной продукции.

Опытно-производственная и экспериментальная база многих объединений, предприятий и организаций отстает от современных требований, не позволяет существенно сокращать цикл проведения работ от исследований и создания опытных образцов до освоения новой техники в производстве. Не полностью удовлетворяются потребности в оборудовании, приборах, вычислительной технике, прогрессивных материалах для выполнения научно-исследовательских и опытных работ.

Государственный комитет СССР по науке и технике и Академия наук СССР не оказывают достаточно активного влияния на проведение министерствами и ведомствами научно-технической политики, отвечающей ключевым задачам экономического и социального развития страны. Государственный комитет СССР по науке и технике не в полной мере использует предоставленные ему права координации и контроля за организацией в отраслях народного хозяйства научных исследований и разработок и внедрением их результатов в производство.

Государственный комитет СССР по стандартам не предъявляет должной требовательности к министерствам и ведомствам за качество разработки и строгое соблюдение государственных стандартов, к обновлению и улучшению нормативно-технической документации, слабо осуществляет надзор за качеством выпускаемой продукции и ее соответствием современному техническому уровню.

Существующая система оценки результатов хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций, их экономическое стимулирование недостаточно эффективно воздействуют на ускорение создания новой техники и внедрения прогрессивных материалов и технологических процессов, а также на повышение технико-экономического уровня выпускаемой продукции.

В целях успешного решения поставленных XXVI съездом партии, ноябрьским (1982 год) и июньским (1983 год) Пленумами ЦК КПСС задач по повышению эффективности общественного производства и переводу экономики страны на путь интенсивного развития Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Считать важнейшей задачей ЦК компартий и Советов Министров союзных республик, крайкомов и обкомов партии, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов, министерств и ведомств, местных партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных органов коренное улучшение всей работы по ускорению научно-технического прогресса. При этом строго руководствоваться решениями ноябрьского (1982 год) и июньского (1983 год) Пленумов ЦК КПСС по вопросам кардинального повышения производительности труда на основе последовательного осуществления единой научно-технической политики, дальнейшего развития научных исследований, углубления интеграции науки и производства, широкого и ускоренного внедрения в практику достижений науки, техники и передового опыта.

Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Госстрою СССР, Академии наук СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, объединениям, предприятиям и организациям в своей деятельности по ускорению научно-технического прогресса исходить из того, что в ближайшие годы отечественной промышленностью должен быть обеспечен выпуск машин, оборудования, приборов, материалов и другой продукции, отвечающей по своим технико-экономическим показателям высшему мировому уровню, а также внедрение прогрессивных технологий и передовых методов организации производства и на этой основе существенно повышена производительность труда во всех отраслях народного хозяйства.

Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР, академиям наук союзных республик, отраслевым академиям наук обеспечить повышение уровня и результативности научно-исследовательских работ, сосредоточить усилия коллективов научных учреждений на решении актуальных задач развития народного хозяйства, создании принципиально новых видов техники, технологии, обеспечивающих рациональное расходование топливно-энергетических, материальных, трудовых и сырьевых ресурсов и охрану окружающей природной среды, активном содействии крупномасштабному внедрению достижений науки в производство.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик постоянно держать в центре внимания вопросы технического перевооружения производства, удовлетворения потребностей народного хозяйства в высококачественной современной продукции, принять решительные меры к совершенствованию организационных форм управления научно-техническим прогрессом, укреплению всех звеньев, связанных с созданием и внедрением новой техники.

Производственным и научно-производственным объединениям, предприятиям, научно-исследовательским, конструкторским, проектно-конструкторским и технологическим организациям существенно повысить эффективность исследований и разработок, ускорить внедрение их результатов в производство, широко использовать имеющиеся резервы.

Уделять особое внимание подготовке ученых и высококвалифицированных специалистов, а также разработке и осуществлению таких экономических и моральных мер, которые заинтересовывали бы в обновлении техники и технологии всех участников их создания и внедрения в производство. Всемерно повышать ответственность трудовых коллективов за своевременное выполнение планов и заданий по новой технике, за технический уровень и качество выпускаемой продукции.

2. В целях значительного улучшения использования научно-технического потенциала страны, усиления интеграции науки и производства поручить Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР, Госстрою СССР, Академии наук СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик осуществить меры по развитию сети крупных производственных и научно-производственных объединений, предприятий, по дальнейшей концентрации сил и средств научно-исследовательских, конструкторских, проектных, проектно-конструкторских и технологических организаций на решении ключевых задач, обеспечивающих удовлетворение как текущих, так и перспективных потребностей народного хозяйства. Не допускать мелкотемья и неоправданного дублирования в работе научных учреждений, осуществлять в необходимых случаях слияние и упразднение отдельных организаций. Расширить практику организации в производственных объединениях и на предприятиях временных научно-производственных подразделений (комплексов) по важнейшим народнохозяйственным проблемам.

Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР, Госстрою СССР обобщить опыт создания в отраслях народного хозяйства комплексных проектно-технологических организаций и предприятий по производству специального технологического оборудования и соответствующие предложения внести в 6-месячный срок в Совет Министров СССР.

Разрешить Государственному комитету СССР по науке и технике создавать совместно с Академией наук СССР, министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик временные коллективы для проведения работ по решению перспективных научно-технических проблем межотраслевого характера, созданию и освоению в производстве новой техники, технологии и материалов.

Академии наук СССР осуществлять совместно с академиями наук союзных республик, отраслевыми академиями наук, соответствующими министерствами и ведомствами научно-методическое руководство деятельностью этих коллективов. По вопросам, требующим решения Правительства СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике и Академии наук СССР разработать с участием Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Министерства финансов СССР и Министерства юстиции СССР и представить в 3-месячный срок в Совет Министров СССР соответствующие предложения.

Разрешить Министерству электротехнической промышленности, Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерству тяжелого и транспортного машиностроения, Совету Министров Украинской ССР, Совету Министров Белорусской ССР и Совету Министров Латвийской ССР перевести в порядке эксперимента в 1984 году по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике, Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Министерством финансов СССР отдельные подведомственные научно-производственные объединения на планирование их деятельности в целом по отрасли "Наука и научное обслуживание" с исключением из перечня утверждаемых вышестоящим органом показателей заданий по общему объему продукции.

Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Министерству финансов СССР обобщить результаты указанного эксперимента, а также передовой опыт деятельности других научно-производственных объединений и доложить в 1985 году Совету Министров СССР.

3. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР, Госстрою СССР, Госснабу СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при разработке проектов государственных планов экономического и социального развития СССР на 1984-1990 годы предусмотреть комплекс мер, направленных на преодоление отставания в создании и техническом оснащении опытных и экспериментальных баз и производств.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик включать в первоочередном порядке в пятилетние и годовые планы задания производственным и научно-производственным объединениям, предприятиям и организациям по строительству (реконструкции) и вводу в действие опытных и экспериментальных заводов, производств, цехов, участков, установок, стендов и баз. Считать недопустимым, когда выделяемые на строительство и реконструкцию указанных объектов средства осваиваются не полностью или используются не по назначению.

Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в планах начиная с 1984 года создание резервов производственных мощностей для своевременной подготовки производства и освоения выпуска новых видов машин, оборудования, приборов и материалов, в том числе за счет повышения коэффициента сменности работы оборудования.

4. Считать целесообразным ввести в отдельных крупных объединениях, на предприятиях и в организациях должность генерального конструктора по основным видам и системам машин, оборудования и приборов.

Установить, что:

назначение на должность и освобождение от должности генерального конструктора производятся по важнейшим видам и системам машин, оборудования и приборов - Советом Министров СССР по представлению министерства, разрабатывающего и выпускающего продукцию машиностроения, по остальным изделиям машиностроения - министерством, разрабатывающим и выпускающим продукцию машиностроения, по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике;

генеральный конструктор несет полную ответственность перед назначившим его Правительством СССР или министерством за высокий технико-экономический уровень создаваемой техники, строгое соблюдение установленных сроков ее разработки и освоения в производстве, за координацию работ организаций и предприятий - соисполнителей.

Образовывать в необходимых случаях советы генеральных (главных) конструкторов для комплексного решения вопросов, связанных с созданием новой продукции машиностроения.

5. Признать необходимым расширить применение программно-целевого планирования развития науки и техники. Установить, что начиная с двенадцатой пятилетки разрабатываются следующие основные научно-технические программы, предусматривающие решение важнейших проблем науки и техники:

общесоюзные научно-технические программы, основные задания которых включаются в состав государственных пятилетних и годовых планов экономического и социального развития СССР;

республиканские (межреспубликанские) научно-технические программы, задания которых включаются в состав государственных пятилетних и годовых планов экономического и социального развития союзных республик;

отраслевые (межотраслевые) научно-технические программы, задания которых включаются в планы министерств и ведомств СССР;

научно-технические программы регионов и территориально-производственных комплексов, задания которых включаются соответственно в государственные пятилетние и годовые планы экономического и социального развития СССР и союзных республик, в планы министерств и ведомств СССР.

Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Госснабу СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик при разработке проектов пятилетних и годовых планов предусматривать для обеспечения выполнения заданий указанных научно-технических программ первоочередное выделение необходимых финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, а также лимитов проектно-изыскательских работ, капитальных вложений и подрядных строительно-монтажных работ.

6. Государственному комитету СССР по науке и технике и Госплану СCCP утверждать по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и учитывать при формировании государственных планов экономического и социального развития СССР на 1985 год и последующие годы перечень видов продукции машиностроения, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение, и в дальнейшем уточнять его по мере необходимости.

Установить, что начиная с 1985 года в государственные пятилетние и годовые планы экономического и социального развития СССР и союзных республик наряду с заданиями по освоению новых видов промышленной продукции включаются также задания по изготовлению опытных образцов машин и оборудования из числа видов продукции машиностроения, имеющей приоритетное значение, а также основных комплектующих изделий и материалов для них.

7. Госплану СССР, Госснабу СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Государственному комитету СССР по стандартам разработать совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик и представить в 1984 году в Совет Министров СССР основные направления дальнейшего расширения и углубления межотраслевой специализации и кооперирования производства в машиностроении на 1986-1990 годы и на период до 2000 года на базе максимальной унификации узлов и деталей, с использованием новой техники и технологии.

Министерствам и ведомствам СССР - головным (ведущим) по видам продукции машиностроения, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение, разработать с учетом указанных основных направлений и представить до 1 июля 1985 года на утверждение в Госплан СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике и Государственный комитет СССР по стандартам программы унификации и специализации производства указанной продукции машиностроения на 1986-1990 годы и на период до 2000 года, предусмотрев в них мероприятия, направленные:

на оптимизацию типоразмеров машин, оборудования и приборов и разработку на этой основе унифицированных блочно-модульных и базовых конструкций;

на существенное увеличение выпуска унифицированных изделий в общем объеме производства продукции машиностроения.

По остальной продукции машиностроения министерствам и ведомствам СССР - головным (ведущим) по видам продукции машиностроения и Советам Министров союзных республик до 1 октября 1985 года утвердить такие программы.

Государственному комитету СССР по стандартам разработать совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР и утвердить до 1 июля 1984 года государственные стандарты, определяющие порядок подготовки указанных программ и порядок работ по межотраслевой, отраслевой и заводской унификации.

8. Считать одним из главных направлений работы по ускорению научно-технического прогресса широкую автоматизацию технологических процессов на основе применения автоматизированных станков, машин и механизмов, унифицированных модулей оборудования, робототехнических комплексов и вычислительной техники. В этих целях усилия министерств и ведомств, объединений, предприятий и организаций сосредоточить на ускорении создания гибких автоматизированных производств, систем автоматизированного проектирования, обеспечивающих существенный рост производительности труда и резкое снижение доли ручного труда, повышение технического уровня выпускаемой продукции, сокращение сроков и улучшение качества проектных и конструкторских работ.

Поручить Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств разработать и представить в 6-месячный срок в Совет Министров СССР общесоюзные программы работ в области создания гибких автоматизированных производств и систем автоматизированного проектирования и их использования в народном хозяйстве.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам, Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР осуществить меры по подготовке и переподготовке специалистов для создания и обслуживания указанных производств и систем проектирования, имея в виду организацию специальных факультетов и кафедр в высших учебных заведениях, отделений и групп в техникумах и профессионально-технических училищах, внесение соответствующих изменений в перечни специальностей и учебные программы институтов повышения квалификации кадров и Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР.

9. В целях повышения роли потребителей продукции в разработке планов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и производства новой техники министерствам и ведомствам СССР - головным (ведущим) по видам выпускаемой продукции:

подготавливать и утверждать начиная с 1984 года по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике, Государственным комитетом СССР по стандартам и министерствами (ведомствами) - основными потребителями соответствующей продукции перспективные типажи и системы машин, оборудования и другой техники;

на основе указанных типажей и систем машин, оборудования и другой техники предусматривать в планах научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и производства новой техники задания подведомственным организациям, объединениям и предприятиям по разработке и освоению выпуска новой техники, комплектующих изделий, материалов, а также по снятию с производства устаревших видов продукции и подготавливать необходимые предложения для включения в проекты государственных планов экономического и социального развития СССР.

Установить, что утверждение технических заданий на разработку новой или модернизацию выпускаемой продукции, используемой в нескольких отраслях, и внесение в установленном порядке предложений о постановке ее на производство, а также о прекращении выпуска продукции осуществляются министерством (ведомством), являющимся головным (ведущим) в производстве этого вида продукции, по согласованию с министерством (ведомством) - основным ее потребителем. Установить, что за отказ потребителей от созданного по их заявкам оборудования или длительные сроки ввода его в эксплуатацию заказчики несут материальную ответственность.

Государственному комитету СССР по стандартам в 6-месячный срок внести в государственные стандарты изменения, вытекающие из настоящего пункта, а Госплану СССР и Госснабу СССР определить министерства (ведомства) - основные потребители продукции, используемой в нескольких отраслях.

Возложить на Министерство торговли СССР функции основного потребителя товаров народного потребления.

10. Установить, что:

министерство (ведомство) - заказчик (основной потребитель) продукции машиностроения несет ответственность за определение в технических заданиях на разработку новых видов этой продукции технико-экономических показателей, не уступающих уровню лучших отечественных и зарубежных образцов и обеспечивающих высокоэффективное ее использование в народном хозяйстве;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»