Недействующий
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 1987 года N 519


О переводе предприятий и организаций системы Госагропрома РСФСР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________



ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 18 декабря 1987 года N 1428 "О переводе предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" отметили, что в результате претворения в жизнь современной аграрной политики партии, последовательного осуществления курса XXVII съезда КПСС, решений апрельского (1985 года) и последующих Пленумов ЦК КПСС, направленных на обеспечение более устойчивого развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, в агропромышленном комплексе наметились позитивные перемены.

Нарастают темпы интенсификации производства. Проделана значительная работа по организационной перестройке всей системы управления агропромышленным комплексом, укрепляются хозрасчетные отношения, широкое распространение получают прогрессивные формы организации труда, коллективный и семейный подряды, внутрихозяйственный расчет.

Все это положительно сказывается на темпах прироста выпуска продукции и производительности труда, росте прибыли. Многие ранее убыточные предприятия стали работать рентабельно.

Реализация принятых решений по совершенствованию управления и экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе создает необходимые предпосылки для подъема его отраслей на качественно новый уровень на основе перевода колхозов, совхозов, предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

Вместе с тем использование огромных потенциальных возможностей наращивания объемов производства в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности существенно сдерживается из-за недостаточного применения современных экономических методов управления, медлительности в переводе колхозов, совхозов, предприятий и объединений на новые прогрессивные условия хозяйствования.

Совершенно нетерпимым является то, что в системе Госагропрома СССР слабо внедряется противозатратный механизм, ограниченное развитие получают хозрасчетные методы ведения хозяйства, договорные отношения. Действующая система управления и экономический механизм не в полной мере способствуют углублению интеграции сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей промышленности, усилению заинтересованности всех звеньев агропромышленного производства в достижении высоких конечных результатов. По-прежнему сохраняются жесткая регламентация хозяйственной деятельности предприятий и организаций и административно-командные методы управления ими.

Совет Министров РСФСР считает, что отмеченные недостатки в полной мере относятся к агропромышленному комплексу Российской Федерации.

Госагропром РСФСР, агропромышленные комитеты и объединения, советские органы на местах не принимают эффективных мер по оздоровлению финансового состояния объединений, предприятий и организаций. Многие колхозы, совхозы и предприятия переработки в своей практической деятельности не соизмеряют затраты с получаемыми доходами, потребительски откосятся к использованию средств на оплату труда. В результате продолжает неоправданно расти их задолженность по ссудам банка, а ряд хозяйств и перерабатывающих предприятий утратили свои оборотные средства. Все это ограничивает возможности расширенного воспроизводства, не позволяет активизировать процесс интеграции и эффективно развивать специализацию.

Медленно преодолеваются консервативные, устаревшие методы руководства сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью, особенно на уровне районных агропромышленных объединений, которые до сих пор не стали по-настоящему производственно-хозяйственными формированиями. Это привело к тому, что вместо производственной интеграции здесь, как правило, произошло механическое слияние управленческих звеньев.

Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы зачастую не уделяют должного внимания вопросам перестройки в агропромышленном комплексе, не предъявляют принципиального спроса к руководителям, допускающим серьезные недостатки в выполнении решений Партии и Правительства по созданию действенного хозяйственного механизма в системе Госагропрома РСФСР, широкому применению экономических методов в работе его подразделений. Местные советские органы нередко мирятся с бесхозяйственностью и иждивенчеством, некомпетентным вмешательством в производственную деятельность трудовых коллективов. Недостаточно уделяется внимания подбору, расстановке кадров, их учебе, формированию стабильного состава руководителей и специалистов хозяйств, слабо распространяется передовой опыт работы в условиях бригадного, семейного и арендного подрядов. Во многих случаях допускаются формализм, шаблонный подход в развитии демократических начал и гласности в управлении.

В целях дальнейшего повышения эффективности работы предприятий и организаций агропромышленного комплекса РСФСР, усиления их заинтересованности в достижении высоких конечных результатов производства и обеспечения на этой основе коренного улучшения снабжения населения продуктами питания и во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 декабря 1987 года N 1428 "О переводе предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Перевести с 1 января 1988 года на полный хозяйственный расчет и самофинансирование все сельскохозяйственные, промышленные, строительные, торговые и другие предприятия и организации системы Госагропрома РСФСР.

Эта работа должна быть неразрывно связана с широким применением достижений науки и техники, и прежде всего интенсивных и безотходных технологий, эффективных форм организации производства и труда, новых экономических методов управления и хозяйствования, созданием прогрессивных структурных формирований, в том числе на кооперативной основе,- агропромышленных комбинатов и объединений, агрофирм, производственных и научно-производственных систем, а также с коренной перестройкой и дальнейшим улучшением деятельности районных агропромышленных объединений как производственно-хозяйственных формирований, работающих на демократических принципах управления.

2. В соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и требованиями Примерного Устава колхоза предприятия и организации системы Госагропрома РСФСР, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, самостоятельно разрабатывают и утверждают пятилетний план экономического и социального развития (с распределением по годам) на основе доведенных до них исходных данных планирования: контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов, а также прямых заказов потребителей и органов материально-технического снабжения на продукцию (работы, услуги).

Исходные данные планирования доводятся в установленном порядке до Госагропрома РСФСР, госагропромов автономных республик, краевых, областных агропромышленных комитетов, районных агропромышленных объединений и других агропромышленных формирований, предприятий и организаций. Они охватывают лишь важнейшие показатели, оставляя предприятиям и организациям широкий простор для выбора решений и заключения договоров, нацеливают их на достижение высоких конечных результатов.

3. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 18 декабря 1987 года N 1428:

а) установили, что состав контрольных цифр определяется Госагропромом СССР в зависимости от особенностей деятельности предприятий и организаций в пределах показателей, предусмотренных Законом СССР о государственном предприятии (объединении), и с учетом Примерного Устава колхоза.

Государственные заказы до предприятий и организаций системы Госагропрома СССР доводятся на поставку продукции (выполнение работ, услуг), а также на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений.

При этом государственный заказ на поставку сельскохозяйственной продукции доводится, как правило, до районных агропромышленных объединений, агрокомбинатов и других агропромышленных формирований.

Районные агропромышленные объединения, агропромышленные комитеты и другие агропромышленные формирования, исходя из контрольных цифр и государственных заказов, организуют работу по заключению договоров на поставку продукции колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, включая продукцию, не вошедшую в государственный заказ и реализуемую ими самостоятельно.

По мере развития интеграции сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей промышленности последовательно сокращаются государственные заказы на промежуточные виды сельскохозяйственного сырья и остаются преимущественно государственные заказы на конечные виды продукции агропромышленного комплекса.

До предприятий и организаций доводятся следующие долговременные экономические нормативы:

платы за производственные фонды, трудовые, природные ресурсы и отчислений от расчетной прибыли (дохода) в государственный (в том числе местный) бюджет;

отчислений от расчетной прибыли (дохода), а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, в централизованные фонды и резервы вышестоящей организации;

образования фонда развития производства, науки и техники;

образования фонда социального развития;

образовании фонда материального поощрения и образования общего фонда заработной платы (для предприятий и организаций, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли);

образования фонда валютных отчислений (для предприятий и организаций, имеющих право выхода на внешний рынок);

соотношения между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда (исчисленной по хозрасчетному доходу или другому показателю).

Нормативы образования фондов экономического стимулирования устанавливаются советом районного агропромышленного объединения или другим вышестоящим органом, которому непосредственно подчинены предприятия и организации.

Фонд заработной платы (фонд оплаты труда) работников вновь вводимых в действие предприятий и объектов, а также фонды материального поощрения и социального развития для указанных предприятий и объектов определяются по нормативам, устанавливаемым с учетом нормативных сроков освоения производственных мощностей, и предусматриваются в планах экономического и социального развития отдельно;

б) сохранили, в виде исключения, на 1988-1990 годы:

для совхозов, других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также межхозяйственных предприятий - порядок установления нормативов платежей от прибыли (дохода) в бюджет с учетом экономической оценки земли, обеспеченности основными фондами и трудовыми ресурсами;

для колхозов - порядок установления нормативов уплаты в бюджет подоходного налога с учетом экономической оценки земли, обеспеченности основными фондами и трудовыми ресурсами.

Порядок определения нормативов отчислений от доходов колхозов в централизованные фонды и резервы вышестоящей организации согласовывается с советами колхозов союзных республик.

Доводимые до предприятий и организаций лимиты устанавливают предельный размер государственных централизованных капитальных вложений для развития межотраслевых производств, нового строительства и решения особо важных задач в соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в государственный план, объемов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материально-технических ресурсов (с учетом экономии).

Капитальные вложения, ввод в действие производственных мощностей и основных фондов, осуществляемые за счет собственных средств и кредитов банка, определяются и утверждаются предприятиями и организациями самостоятельно.

Планы по производству продукции, работ и оказанию услуг обслуживающих, строительных, транспортных и других предприятий и организаций формируются ими самостоятельно, преимущественно на основе заключенных договоров (заявок) с предприятиями и организациями зоны обслуживания.

4. Учитывая, что перевод предприятий и организаций системы Госагропрома РСФСР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование осуществляется в условиях утвержденного пятилетнего плана, Госплану РСФСР, Госагропрому РСФСР и Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, госагропромам автономных республик, краевым, областным агропромышленным комитетам, районным агропромышленным объединениям, предприятиям и организациям системы Госагропрома РСФСР обеспечить разработку планов экономического и социального развития на 1988-1990 годы, исходя из показателей пятилетнего плана и устанавливаемых на эти годы экономических нормативов.

5. Госагропрому РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, госагропромам автономных республик, агропромышленным комитетам краев и областей при изменении спроса населения и заявок торгующих организаций на продукцию агропромышленного комплекса в случае необходимости вносить поправки в государственные заказы на ее поставку.

Предоставить право Госагропрому РСФСР разрешать госагропромам автономных республик, агропромышленным комитетам краев и областей, районным агропромышленным объединениям и другим агропромышленным формированиям утверждать предприятиям и организациям, в виде исключения, нормативы образования единого фонда производственного и социального развития и принимать аналогичное решение по предприятиям и организациям республиканского подчинения.

6. Госагропрому РСФСР довести до госагропромов автономных республик, агропромышленных комитетов краев и областей основные показатели, необходимые для разработки и установления предприятиям и организациям экономических нормативов на 1988-1990 годы. При установлении нормативов платежей и отчислений в бюджет, образования фонда развития производства, науки и техники, фонда социального развития учесть расходы (по отчету за 1986 год), финансируемые в настоящее время за счет бюджета и в порядке перераспределения прибыли, затраты на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства, строительство жилья и других объектов непроизводственной сферы, а также расходы на создание централизованных страховых фондов в размере до 10% прибыли предприятий и организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.

При разработке экономических нормативов на 1988-1990 годы обеспечить соответствие между размерами платежей в государственный бюджет, фондов заработной платы по предприятиям и организациям и агропромышленным комитетам в целом.

Учитывая важность экономических нормативов как основы хозрасчетного механизма хозяйствования, обеспечить их стабильность и обоснованность, соблюдение равнонапряженных требований к использованию предприятиями и организациями производственных ресурсов.

7. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 18 декабря 1987 года N 1428 установили следующий порядок распределения полученной предприятиями и организациями системы Госагропрома СССР прибыли (дохода):

плата за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы и другие отчисления в государственный (в том числе местный) бюджет;

уплата процентов за краткосрочный банковский кредит;

отчисления вышестоящей организации на образование централизованных фондов и резервов.

Остающаяся в распоряжении предприятий и организаций после внесения указанных платежей и отчислений прибыль (доход) направляется ими на образование по утвержденным нормативам фонда развития производства, науки и техники, фонда социального развития, фонда материального поощрения (на предприятиях и в организациях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли), а также резервного фонда предприятия (организации).

На предприятиях и в организациях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, единый фонд оплаты труда формируется как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда развития производства, науки и техники, фонда социального развития и резервного фонда предприятия (организации).

8. Госагропрому РСФСР совместно с Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами в целях повышения заинтересованности и ответственности органов управления, предприятий и организаций системы Госагропрома РСФСР за конечные результаты производства обеспечить поэтапный переход к оплате труда всех участников производства, включая руководителей и специалистов, в прямой зависимости от валового дохода, использовать также другие противозатратные формы стимулирования производства. Особое внимание уделить широкому внедрению и углублению внутрипроизводственного хозяйственного расчета, бригадного и семейного подрядов, активнее применять арендную форму договорных отношений. Повысить удельный вес натуральной оплаты труда работников сельского хозяйства, непосредственно увязывая размер ее выдачи с конечными результатами.

Обеспечить строгий контроль за расходованием заработной платы, не допускать ее неоправданного роста без существенного улучшения производственных и экономических показателей деятельности предприятий и организаций. В случае нарушения предприятиями и организациями системы Госагропрома РСФСР установленного по годам пятилетки нормативного соотношения между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда соответствующая часть фонда материального поощрения (фонда оплаты труда) резервируется для ее использования при достижении нормативного соотношения или перечисляется в фонд социального развития на финансирование капитальных вложений.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 декабря 1987 года N 1428 указанный порядок резервирования не применяется на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях и в организациях, которые не обеспечивают установленного нормативного соотношения по причинам, не зависящим от их производственной деятельности (в связи с неблагоприятными погодно-климатическими условиями, уменьшением количества и ухудшением качества перерабатываемого сырья). Перечень таких предприятий и организаций определяется Госагропромом СССР, Госагропромом РСФСР, госагропромами автономных республик, агропромышленными комитетами краев и областей.

Госагропрому РСФСР, госагропромам автономных республик, агропромышленным комитетам краев и областей глубоко анализировать причины снижения темпов роста производительности труда, необоснованного увеличения заработной платы на предприятиях и в организациях и принимать конкретные меры по их устранению.

9. Госагропрому РСФСР в целях коренного улучшения материально-технического снабжения предприятий и организаций агропромышленного комплекса осуществить поэтапный переход на оптовую торговлю продукцией производственно-технического назначения с доведением ее удельного веса в общем объеме реализации в 1988 году не менее чем до 25%, 1990 году - 70% и 1992 году - 80 процентов.

Обеспечить широкое внедрение новых форм организации материально-технического снабжения, создание пунктов проката строительной, землеройной и другой техники, сети комиссионных магазинов, расширение производственно-коммерческих услуг по подготовке промышленных изделий к применению на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса.

10. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 18 декабря 1987 года N 1428:

а) признали необходимым образовать в Госагропроме СССР, госагропромах союзных и автономных республик, в краевых, областных агропромышленных комитетах, районных агропромышленных объединениях централизованные фонды (в том числе страховой фонд) и резервы за счет отчислений по стабильным нормативам от прибыли (дохода) и амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов предприятий и организаций.

Средства централизованных фондов и резервов направляются на:

финансирование конкретных важнейших научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и капитальных вложений общеотраслевого характера, погашение банковских ссуд и уплату процентов по ним;

возмещение убытков и финансирование других затрат планово-убыточных и малорентабельных предприятий и организаций по установленным в планах лимитам дотаций с их прогрессивным сокращением;

осуществление крупных природоохранных мероприятий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»