Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2022 года N 219

Об утверждении Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения



В соответствии с пунктом 5 статьи 9_1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 февраля 2022 года N 219



Положение о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения



1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - контроль (надзор), права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), лиц, указанных в статье 7_1 Федерального закона, возникающие в связи с осуществлением контроля (надзора) в указанной сфере, а также порядок организации и проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее - уполномоченный орган) дистанционного мониторинга и порядок взаимодействия уполномоченного органа с контрольными (надзорными) органами и организациями, указанными в пункте 2 статьи 9_1 Федерального закона, по вопросам организации контроля (надзора).

2. Настоящее Положение не распространяется на Банк России, за исключением предусмотренного пунктом 13 настоящего Положения случая доведения уполномоченным органом до Банка России результатов проводимого им дистанционного мониторинга, а также на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 Федерального закона, и лиц, указанных в статье 7_1-1 Федерального закона, регулирование, контроль (надзор) в сфере деятельности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России, за исключением предусмотренного пунктом 12 настоящего Положения случая осуществления уполномоченным органом дистанционного мониторинга за деятельностью указанных организаций и лиц.

3. Контроль (надзор) осуществляется следующими органами и саморегулируемыми организациями (далее - органы контроля):

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, - в отношении организаций федеральной почтовой связи, операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр и федеральный государственный контроль (надзор) за проведением лотерей, - в отношении организаторов азартных игр, операторов лотерей;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней (за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней), - в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев, архивов, библиотек и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских и научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, - в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;

саморегулируемая организация аудиторов - в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, являющихся членами саморегулируемой организации аудиторов (в том числе, если они осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг и если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 7_1 Федерального закона);

уполномоченный орган - в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в части 2 статьи 5 Федерального закона, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы.

4. Предметом контроля (надзора) является соблюдение указанными в пункте 3 настоящего Положения организациями, индивидуальными предпринимателями (далее - контролируемые лица) требований, установленных Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России (далее - требования законодательства), а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора).

5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

"индикатор риска" - интегральный показатель, значение которого характеризует степень риска несоблюдения субъектом дистанционного мониторинга требований законодательства, формируемый с использованием государственной информационной системы уполномоченного органа;

"модель оценки рисков" - совокупность параметров, включающих в себя в том числе индикатор риска, результаты национальной и секторальной оценок рисков, алгоритм их учета при оценке уровня риска несоблюдения требований законодательства, а также периодичность такой оценки;

"показатель дистанционного мониторинга" - параметр, характеризующий деятельность субъекта дистанционного мониторинга в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

"предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства" - обязательный к исполнению документ, направленный (врученный) по итогам проверки контролируемого лица и содержащий законные требования об устранении выявленных нарушений требований законодательства с указанием сроков их устранения;

"субъект дистанционного мониторинга" - организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальный предприниматель, указанные в статье 5 Федерального закона, лица, указанные в статьях 7_1 и 7_1-1 Федерального закона.

6. Контроль (надзор) осуществляют следующие лица органа контроля:

а) руководители, заместители руководителей органов контроля, являющихся федеральными органами исполнительной власти;

б) руководители, заместители руководителей территориальных органов органа контроля, являющегося федеральным органом исполнительной власти;

в) должностные лица органов контроля, являющихся федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, должностными обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

г) уполномоченные лица саморегулируемой организации аудиторов.

7. Объектом контроля является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 Федерального закона, а также аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

8. Лица органа контроля, указанные в пункте 6 настоящего Положения, при осуществлении контроля (надзора) обязаны:

а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов;

в) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами проверок в порядке, установленном органом контроля в соответствии с пунктом 29 настоящего Положения;

г) соблюдать установленные сроки проведения контрольных мероприятий и совершения контрольных действий;

д) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления. Указанное требование в отношении документов и иных сведений, которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления, не распространяется на саморегулируемую организацию аудиторов.

9. Лица органа контроля, указанные в пункте 6 настоящего Положения, в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий имеют право:

а) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения требований законодательства, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

б) требовать от контролируемых лиц, в том числе от руководителей и других работников контролируемых лиц, представления письменных объяснений по фактам нарушений требований законодательства, выявленным при проведении контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - контрольные мероприятия), а также представления документов для копирования;

в) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного мероприятия;

г) совершать иные действия, предусмотренные настоящим Положением.

10. Лица органа контроля, указанные в пункте 6 настоящего Положения, не вправе:

а) оценивать соблюдение требований законодательства, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям органа контроля;

б) проводить контрольные мероприятия, не предусмотренные решением органа контроля;

в) требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

г) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления контроля (надзора) и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее дня начала проведения контрольного мероприятия;

е) превышать установленные сроки проведения контрольных мероприятий.

11. Контролируемые лица вправе:

а) присутствовать при контрольных мероприятиях, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие органов контроля с контролируемым лицом;

б) получать от органов контроля, лиц, указанных в пункте 6 настоящего Положения, информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного мероприятия;

в) знакомиться с результатами контрольных мероприятий;

г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, решения органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав контролируемого лица при осуществлении контроля (надзора), в досудебном порядке.

12. Дистанционный мониторинг представляет собой систему наблюдения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Указанное наблюдение осуществляется уполномоченным органом на основе сведений и информации, содержащейся в единой информационной системе уполномоченного органа, на постоянной основе посредством сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам дистанционного мониторинга рассчитываются индикаторы риска в отношении каждого субъекта мониторинга.

Перечень показателей дистанционного мониторинга и индикаторов риска, алгоритм их расчета определяются уполномоченным органом. Информация об указанном алгоритме расчета индикаторов риска не подлежит передаче третьим лицам.

Перечень показателей дистанционного мониторинга и индикаторов риска определяется в рамках соглашений, заключаемых между уполномоченным органом и органами контроля, Банком России, нотариальными и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации.

13. Информацию по результатам дистанционного мониторинга уполномоченный орган доводит до органов контроля, Банка России, нотариальных и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в целях осуществления ими контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также самостоятельно использует при определении уровня риска несоблюдения требований законодательства в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце седьмом пункта 3 настоящего Положения.

Уполномоченный орган размещает информацию о присвоенном индикаторе риска и показателях дистанционного мониторинга в личном кабинете субъекта дистанционного мониторинга на официальном сайте уполномоченного органа в объеме, определенном заключаемыми уполномоченным органом с органами контроля, нотариальными и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации соглашениями. Субъект дистанционного мониторинга вправе учитывать информацию, размещенную в личном кабинете субъекта дистанционного мониторинга на официальном сайте уполномоченного органа, при организации и осуществлении внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с правилами внутреннего контроля.

До организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце седьмом пункта 3 настоящего Положения, уполномоченный орган доводит информацию о присвоенных индикаторах риска и показателях дистанционного мониторинга посредством размещения в личном кабинете на официальном сайте уполномоченного органа.

14. Контроль (надзор) осуществляется посредством:

а) проведения следующих профилактических мероприятий:

анкетирование (опрос) контролируемого лица;

обобщение правоприменительной практики и доведение ее результатов до сведения контролируемых лиц;

доведение до контролируемого лица информации о требованиях законодательства, актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны контролируемого лица при осуществлении ими внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

б) проведения следующих контрольных мероприятий:

информирование контролируемого лица;

проведение проверок соблюдения контролируемым лицом требований законодательства.

15. Органы контроля осуществляют контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»